Укажи что не является правилом общения
Тест по литературному чтению на родном языке «Особенности устной речи». 4 класс.
Тест по литературному чтению на родном языке для 4 класса. Тема «Особенности устной речи»
Просмотр содержимого документа
«Тест по литературному чтению на родном языке «Особенности устной речи». 4 класс.»
Тест по литературному чтению на родном языке
за III четверть 4 класса «Особенности устной речи»
1. Что относится к речевому общению людей?
А) пересказ текста б) монолог в) диалог г) пение песни
2. Укажи, с помощью чего передаётся устная речь на письме:
А) букв б) звуков в) цифр г) рисунков
3. Отметь правило вежливого общения детей
А) спорят друг с другом б) слушают друг друга
В) перебивают друг друга г) перекрикивают друг друга
4. Укажи, что не является диалогом:
А) речь одного лица б) беседа двух лиц
В) беседа трёх лиц г) беседа четырёх лиц
5. Отметь пословицу, темой которой не является устная речь
А) Когда речь держит лисица, пусть её хорошенько обдумывают петухи.
Б) Вежливость не купишь на базаре.
В) Живое слово дороже мёртвой буквы.
Г) У него слово слову костыль подаёт.
Укажи, какому правилу общения посвящена пословица
Слова хороши, если они коротки.
А) говорить искренне, не лгать б) говорить коротко и ясно
В) иметь общую цель г) стремиться к общему результату
Тест по литературному чтению на родном языке
за III четверть 4 класса «Особенности устной речи»
1. Что относится к речевому общению людей?
А) пересказ текста б) монолог в) диалог г) пение песни
2. Укажи, с помощью чего передаётся устная речь на письме:
А) букв б) звуков в) цифр г) рисунков
3. Отметь правило вежливого общения детей
А) спорят друг с другом б) слушают друг друга
В) перебивают друг друга г) перекрикивают друг друга
4. Укажи, что не является диалогом:
А) речь одного лица б) беседа двух лиц
В) беседа трёх лиц г) беседа четырёх лиц
5. Отметь пословицу, темой которой не является устная речь
А) Когда речь держит лисица, пусть её хорошенько обдумывают петухи.
Б) Вежливость не купишь на базаре.
В) Живое слово дороже мёртвой буквы.
Г) У него слово слову костыль подаёт.
6.Укажи, какому правилу общения посвящена пословица
Слова хороши, если они коротки.
А) говорить искренне, не лгать б) говорить коротко и ясно
В) иметь общую цель г) стремиться к общему результату
Понятие об общении. Виды общения. Условия эффективного общения
Правила эффективного общения — для чего нужны, как их соблюдать
Эффективное общение подразумевает не только принятие и передачу информации, поскольку здесь также имеется ввиду понимание жестов, эмоций, а также намерений, которые скрываются за словами.
Правила эффективного общения позволят полностью уяснять смысл сказанного собеседником.
Однако для этого необходимо правильно построить собственную речь, чтобы беседа смогла превратиться в эффективный контакт для обеих сторон.
Методы эффективной коммуникации очень важны для бизнеса. Однако и в повседневной жизни от них есть немалая польза.
Благодаря этому человек способен научиться:
В правилах эффективного общения акцент создается таким образом, чтобы у собеседника появилось ощущение того, что его слушают и понимают.
Поэтому человек, использующий их, может склонять людей на свою сторону, мотивировать к нужным действиям и даже заводить новые связи. Польза от правильно построенного разговора может быть неоценима для современных людей.
Правила эффективного общения — как им научиться
Методы могут как вербальными, так и невербальными. Нужно уметь понимать не только слова, но и жесты собеседника, чтобы создать атмосферу доброжелательности и обоюдной эмпатии. Этому придется учиться. Соблюдение основных правил эффективного общения не требует больших затрат душевных сил.
Рекомендаций всего 10:
Таким образом можно постичь азы эффективного общения.
Методы полезного общения
Эффективное общение подразумевает дипломатичное поведение и уважение чужого мнения. Необходимо давать собеседнику высказаться, чтобы завоевать его доверие. Не стоит забывать про правило 20 секунд. Именно за это время составляется первое впечатление. На его результат на 38% влияет голос, 55% от визуальной части (язык жестов). При этом только 7% зависит от вербальной части общения.
Чтобы расположить к себе человека, следует вспомнить о правилах эффективного общения. Желательно сделать ему комплимент, а также сохранять доброжелательную улыбку.
Затем необходимо придать собеседнику значимости. Для этого используется простой прием — просьба о помощи.
Достаточно попросить совета в каком-то вопросе, чтобы собеседник решил, что он значим и приподнял свою самооценку. Однако это работает только при искренней просьбе.
Таким образом можно завоевать доверие и начать строить действительно эффективное общение, поддерживая взаимопонимание со своим собеседником.
Универсальные правила эффективного общения с мужчинами — видео
Условия успешного общения.
4.1. Необходимым условием возникновения диалога и успешного его завершения является потребность в общении, т.е. коммуникативная заинтересованность. На уровне отношений между участниками диалога коммуникативная заинтересованность устанавливает паритетность вне зависимости от социального статуса и ролей. Так, на заинтересованность в общении и равные права в диалоге не влияют: а) глубина знакомства (близкие друзья, знакомые, незнакомые); б) степень социальной зависимости (например, главенство отца, подчиненное положение в коллективе); в) эмоциональный фон (благожелательность, нейтральность, неприязнь). В любом случае при заинтересованности имеет место согласие «внимать», «солидарность». И это первая ступень к успешному завершению разговора.
4.2. Следующее важное условие успешного общения, правильного восприятия и понимания – настроенность на мир собеседника, близость мировосприятия говорящего и слушающего. Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса. В интимной речи при полном доверии и искренности предвосхищение ответной реакции слушающего очевидно и естественно; в других жанрах успешность речевого общения определяется умением говорящего представить мир слушающего и в соответствии с этим организовать свою речь (начиная с обращения, интонационного рисунка высказывания, порядка слов, выбора семантико-синтаксической структуры предложения, экспрессивных средств разных уровней, этикетных формул). Это способствует возникновению у собеседника благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции говорящего, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора.
Речевые формы правильной настроенности на мир слушающего самые различные: вид обращения, интонация, тембр голоса, темп речи, особые средства выражения отношения говорящего к предмету речи (эпитеты, оценочные наречия, вводные слова и предложения), к собеседнику, намеки, аллюзии, эллипсис; имплицитные (или, наоборот, эксплицитные) способы передачи информации, паузы, молчание и т. п.
4.3. Главным условием успешного речевого общения является умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего. Поскольку коммуникативное намерение формируется на довербальном уровне речи-мысли, а постижение смысла сказанного происходит параллельно линейному развертыванию высказывания, слушатель проделывает огромную работу по интерпретации речевого потока и «реконструкции» замысла говорящего, по переосмыслению ранее сказанного и понятого, по соотнесению своей «модели» понятого с реальными фактами и линией поведения собеседника. Эта «работа» так же мгновенна, симультанна и биологична по своей сути, как и процесс говорения, поэтому здесь естественны индивидуальные различия.
Однако можно заметить некоторые закономерности. К примеру, по комбинации языковых единиц можно судить о фоновых знаниях говорящего, его памяти, способах использования знаний, о передаваемой информации.
Иными словами, надо развивать свою коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция предполагает знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения. Так, владеющий этими нормами знает не только значение единиц разного уровня и значение типов комбинаций этих элементов, но и значение текстовых социальных параметров; например, знает приемы диалогизации речи (умеет употреблять обращения в различных формах, умеет искренне выразить свою оценку того или иного факта или события, что обычно вызывает отклик, ответное сопереживание), умеет прогнозировать эмотивные реакции собеседников, знает средства интимизации общения. Большую роль при этом играет знание говорящим известных адресату выражений с «приращенным» смыслом, прошедших в различных речевых ситуациях процесс «вторичного означивания»: афоризмов, пословиц, поговорок, текстовых клише, прецедентных текстов, аллюзий, например: посчитали – прослезились; Я сказал!
(поговорка Глеба Жеглова в к/ф «Место встречи изменить нельзя»);
дамоклов меч; ахиллесова пята; домашняя заготовка
(в игре «КВН»);
поезд ушел; хотели как лучше, а получилось как всегда; я другой такой страны не знаю; шинель Акакия Акакиевича; не по хорошу мил, а по милу хорош; парад победителей.
Аллюзии и прецедентные тексты в речи говорящего свидетельствуют о высокой степени владения социальными нормами языка; реакция на них собеседника однозначно предопределена национальными, культурными традициями, «народной смеховой культурой».
Важно понять, что коммуникативная компетенция, помогая слушающему распознать «истинные иерархии» в высказывании, тексте, позволяет соотнести уместность того или иного языкового факта (слова, выражения, синтаксической модели) с замыслом говорящего. Это можно назвать залогом адекватного понимания.
4.4. Успешность общения зависит от способности говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события. Это в первую очередь связано с возможностью различной концептуализации окружающего мира.
Говорящий формирует высказывание и текст в целом. Он формирует свой стиль письменной речи, «точку зрения» при отражении в речи каких-то событий, явлений, фактов, фрагментов «картины мира». Роль говорящего проявляется и в способе линейной организации речи, в выборе главного «участника действия»; например, синтаксическая позиция в начале предложения предназначена для обозначения того, о чем (о ком) говорится в предложении, то есть для темы высказывания; и от того, что именно говорящий делает темой, зависит вид синтаксической конструкции и ее смысл. Ср.: Волна захлестнула лодку; Лодку захлестнуло волной; Лодку захлестнуло.
Кроме различных способов «сценарного» представления реальных событий, говорящий языковыми средствами всегда передает свое отношение к предмету речи, а также (прямо или косвенно) к адресату. Так, уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных встречаются в речи, если адресат близок или симпатичен говорящему (или в каких-либо ситуациях говорящий хочет продемонстрировать это); например (разговор подруг): Этот блузончик так идет к твоим фиалковым глазкам.
Таким образом, в построении высказывания, в выборе слов, интонации говорящий всегда обнаруживает свой (типизированный или индивидуальный) взгляд на мир, и успешность речевого общения зависит от того, насколько этот взгляд согласуется с особенностями мировосприятия адресата или его точкой зрения по какому-либо вопросу. В языке существует набор стереотипизированных конструкций, которые «подсказывают» реакцию собеседника; например:
Страшно то, что…; Необходимо представить себе…; Важно то, что…; Естественно…; Как известно; Вообще
и т. д.
Говорящий строит свою речь с ориентацией на мир знаний адресата, приспосабливая форму подачи информации к возможностям ее интерпретации. Ср.: А. — Трава сухая. Б. — Ну и что? А. — Росы не было. Б. — Что это тебя волнует? А. — Дождь будет. Б. — Да?
В данном фрагменте разговора показывается различие в осведомленности говорящего и адресата, поэтому для скорейшего понимания говорящему следовало построить свою информацию в виде высказывания, выражающего причинно-следственные отношения между фактами. Это могли бы быть два простых предложения, или сложноподчиненное предложение, или бессоюзное сложное; например:
Росы нет – дождь будет; Трава сухая вечером – к дождю.
Основное правило поведения говорящего – это иерархизация содержания сообщаемого, которая должна основываться на осведомленности говорящего в том или ином вопросе; сначала сообщается та информация, которая может быть использована при интерпретации последующей. Личность адресата (а при полилоге – характер аудитории) обусловливает и стилистику информации.
Тема разговора «диктует» говорящему способы ее представления в речи. Так, темы патриотизма, личности и общества, долга, любви требуют особой лексики, средств субъективной авторской модальности, отличных от тех, которые могут быть употреблены при обсуждении кулинарных рецептов или в рассказе о шумном застолье.
Взаимопонимание, правильное истолкование позиции говорящего по какому-либо вопросу возможно только в том случае, если речь является воплощением чувства-мысли, если она образна, искренна, эмоциональна, находит отклик у собеседника.
Таким образом, для успешного речевого общения говорящий не должен стремиться сообщить собеседнику только факты, «голую правду», объективную истину: он все равно обнаружит свое мнение. Следует, напротив, сознательно соединять «прямое» общение (информацию) и «косвенное», облекая сообщение в «оболочку», «флер» собственного осмысления, которое ищет сочувствия у адресата. Это может быть ирония, юмор, парадокс, символ, образ. Такая речь – всегда поиск согласия.
4.5. На успешность речевого общения влияют внешние обстоятельства: присутствие посторонних, канал общения (например, телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние – все это может предопределить судьбу разговора. Общение будет более успешным, если оно протекает в устной форме, собеседники находятся наедине. Но даже благоприятные обстоятельства еще не гарантия успеха, согласия. Разговор «творят» речевые отрезки (реплики), паузы, темп, жесты, мимика, взгляды, позы, разговор развивается во времени, и каждая последующая реплика «наслаивается» на все сказанное ранее, взаимодействует с ним, и результат этого взаимодействия непредсказуем.
Атмосфера диалога становится не менее существенной, чем его содержание, и потому «стихия» разговора все более увлекает собеседников.
4.6. Важным компонентом успешного речевого общения является знание говорящим норм этикетного речевого общения. Вне зависимости от формул вежливости, в языке есть определенный набор высказываний, закрепленный традицией использования языка, которые «предписывают» адресату определенную форму ответа. Например, для людей, владеющих языком, не представляет трудности толкование вопроса Как ваши дела?
Существует стереотип ответа, речевое этикетное поведение в качестве реакции на выражения
Как ваши дела? Как вы поживаете?
и тому подобные. В конкретных ситуациях общения слушатель правильно понимает коммуникативную цель говорящего, даже если высказывание не шаблонно, и в соответствии с этим строит ответную реплику. Так, фраза
Холодно
с интонацией понижения тона может означать исходя из коммуникативных намерений говорящего: 1) просьбу закрыть окно; 2) информацию о низкой температуре на улице; 3) предупреждение адресата («Нельзя купаться!»; «Ты легко одет»); 4) жалобу на озноб, плохое самочувствие; 5) сигнал в игре «горячо-холодно»; 6) объяснение причин каких-либо действий, например, заклеивания окон, укутывания детей.
Этикетное речевое поведение жестко предопределено не только «традиционными» вопросами, но и обстоятельствами разговора, тональностью общения, его стилистикой. Основное правило для ответного высказывания адресата: реплика должна вписываться в «контекст» диалога, т. е. быть уместной. Для этого каждому владеющему языком необходимо знать смысл «небуквальных выражений», т. е. выражений, смысл которых не выводится из значений составляющих их словоформ; например, на просьбу Не могли бы вы передать хлеб?
или
Вы не передадите хлеб?
адресат должен ответить:
Да, пожалуйста
, но
не могу
или
передам / не передам
.
4.7. Необходимо говорить на одном языке, то есть учитывать индивидуальные особенности собеседника:возраст, пол, образование и т.д. Это сделает беседу полезной и принесет удовлетворение от разговора.
Если вы хотите начать диалог, необходимо учесть, имеет ли время (желание) ваш собеседник для диалога.
Тема должна интересовать обоих. Самое главное, что полезным и содержательным такой разговор будет в том случае, если собеседники владеют этой темой, она интересует их обоих, и, более того, каждый может изложить свои взгляды относительно этой темы.
Помните имя собеседника. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке.
Для достижения цели общения можно использовать метод «поднятия значимости собеседника». Он детально описан психологами. Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.
Потребность чувствовать свою значимость – одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных всем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.
Средств поднятия значимости собеседника существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами. Например, фраза Я хотел бы с Вами посоветоваться!
Люди читают их так:
Со мной хотят посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому человеку?
Конечно, эта фраза – общая формула, все искусство состоит в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова.
Главное – искренне попросить у человека той или иной помощи. Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.
Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения
1. Что относится к речевому общению людей?
2. Укажи, с помощью чего передаётся устная речь на письме.
3. Отметь правило вежливого общения детей.
спорят друг с другом
слушают друг друга
перебивают друг друга
перекрикивают друг друга
4. Укажи, что не является диалогом.
беседа четырёх лиц
Ответ: речь одного лица.
5. Отметь пословицу, темой которой не является устная речь.
Когда речь держит лисица, пусть её хорошенько обдумывают петухи.
Вежливость не купишь на базаре.
Живое слово дороже мёртвой буквы.
У него слово слову костыль подаёт.
Ответ: Вежливость не купишь на базаре.
6. Прочитай диалог. Определи, сколько персонажей участвует в разговоре.
— Смотрите-ка, этот изменник уже тут, — удивился Фарамант. — Как это он успел снюхаться с колдуньей?
— Др-рянь к др-ряни липнет, — сердито объяснила ворона. — Я ничуть не удивлюсь, если где-нибудь поблизости окажется и этот неугомонный честолюбец Урфин Джюс.
Страшила загорелся любопытством.
— А давайте-ка, в самом деле, посмотрим, где этот фрукт. Всегда полезно наблюдать за врагом. (А. Волков)
7. Укажи, что не является правилом общения.
краткая, ясная речь
разговор об известных вещах
настаивание на своём мнении
Ответ: настаивание на своём мнении
8. Прочитай отрывки из стихотворений. Укажи, в каком из них представлен диалог.
Крошка сын к отцу пришёл,
И что такое плохо? (В. Маяковский)
Дядя Стёпа просит кассу:
— Я пришёл на карнавал.
Дайте мне такую маску,
Чтоб никто не узнавал! (С. Михалков)
— Вот что, — говорит сосед, —
Выхода другого нет!
Давайте мы их попросту разделим пополам:
Половину я возьму, а половину — вам! (Э. Успенский)
— Как жалко, — сказал вдруг один Бегемот, —
Что жарко сегодня, а дождь не идёт.
Другой посмотрел на него удивлённо:
— Вы кто — Бегемот? Или, может, Ворона? (А. Дмитриев)
— Как жалко, — сказал вдруг один Бегемот, —
Что жарко сегодня, а дождь не идёт.
Другой посмотрел на него удивлённо:
— Вы кто — Бегемот? Или, может, Ворона? (А. Дмитриев).
9. Укажи, какому правилу общения посвящена пословица.
Слова хороши, если они коротки.
говорить искренне, не лгать
говорить коротко и ясно
стремиться к получению общего результата
Ответ: говорить коротко и ясно.
10. Отметь, какая пословица по смыслу не соответствует остальным.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Одно тёплое слово и в жестокий мороз согреет.
Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.
Ласковым словом и камень растопишь.
Ответ: Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.
1. Что не относится к устному речевому общению людей?
2. Укажи, что помогает человеку передать мысль в устной речи.
3. Отметь, что не является правилом вежливого общения детей.
не слушают друг друга
Ответ: ведут диалог.
4. Укажи, что является монологом.
беседа четырёх лиц
Ответ: речь одного лица.
5. Отметь пословицу, темой которой не является устная речь.
Расспрашивая, горы перейдёшь, а молча и на равнине заблудишься.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Ответ: Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
6. Прочитай диалог. Определи, сколько персонажей участвует в разговоре.
— Вот! А ты говорил! — торжествующе воскликнула Энни.
— Ладно, ладно, сдаюсь, — пробурчал Тим.
Чарли Блек и его отряд приветствовали гигантского орла с великой радостью, а Тилли-Вилли вежливо сказал:
— Я очень рад видеть вас, почтенная птица! Надеюсь, мы вместе с вами одолеем злую Арахну!
Карфакс удивился при виде свирепой физиономии Железного великана,но похвалил его большие раскосые глаза.
— Они, наверное, очень хорошо видят. (А. Волков)
7. Укажи, что не является правилом общения.
достижение каждым своей цели
Ответ: достижение каждым своей цели.
8. Прочитай отрывки из стихотворений. Укажи, в каком из них представлен монолог.
Пожалели дети Бармалея,
Крокодилу дети говорят:
«Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!»
«Что несёшь?» — «Игрушки».
«Где нашла?» — «В избушке».
Плачет туча: «Я устала!
Сине море поливала!» —
И сказал из крабов кто-то:
— Мне не хватает теплоты, —
Дочь удивилась: — Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?
Пожалели дети Бармалея,
Крокодилу дети говорят:
«Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!»
9. Определи, какому правилу общения посвящена пословица.
Слова хороши правдивые, лисьи шкуры — пушистые.
говорить коротко и ясно
говорить только то, что хорошо знаешь
говорить искренне, не лгать
Ответ: говорить искренне, не лгать.
10. Отметь, какая пословица по смыслу не соответствует остальным.
Большой говорун — плохой работник.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Меньше говори — больше дела твори.
Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Ответ: Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2018-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.