Указательный жест у ребенка что это

Указательный жест

Жест, который используется для направления собственного внимания или внимания других людей на что-то (кого-то) чаще всего во время социального взаимодействия.

Наиболее распространенное описание указательного жеста (Дж. Баттерворт): указательный палец и рука вытянуты по направлению к интересующему объекту, тогда как остальные пальцы руки собраны вместе и удерживаются большим пальцем. Это описание ограничивает другие моторные акты, которые также могут нести в себе функцию указания на объект для привлечения внимания. Например, указание на объект глазами, поворотом головы, любым другим пальцем, всей рукой и т. п. Однако исследования развития указательного жеста у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) касаются только указательного жеста указательным пальцем и не позволяют оценить, существуют ли другие формы указательного жеста у детей с РАС.

Существуют два типа указательных жестов — императивный (указательный жест с целью получения желаемого «Я хочу печенье») и декларативный (указательный жест с целью привлечь внимание собеседника «Смотри, печенье!»).

Указательный жест развивается в течение первого года жизни. Сначала появляется указательный жест по отношению к объектам, расположенным в непосредственной близости (приблизительно в 9 месяцев), и только к 12-13 месяцам ребенок начинает использовать указательный жест, чтобы привлечь внимание других людей к объектам, расположенным вдалеке от него. Понимание указательного жеста развивается чуть раньше (6-12 месяцев) и зависит от расстояния между указательным пальцем и собственно объектом, на который указывают. Указательный жест является предиктором появления первых слов и, по данным исследований, количество указательных жестов, используемых ребенком за определенное время взаимодействия в 12 месяцев, предсказывает развитие речи в 24 месяца [5].

Исследования указательного жеста

Исследования по продуцированию и пониманию указательного жеста детьми с РАС начались в 1970-х годах. Большинство из них основывались на ретроспективных данных (опросы родителей). Результаты этих исследований продемонстрировали, что дети с РАС, по сравнению с контрольными группами (дети с синдромом Дауна, с нарушениями речи) испытывали дефицит и в понимании, и в использовании указательного жеста. Обнаружилось также несоответствие между пониманием и продуцированием: понимание указательного жеста было хуже, чем использование. Зачастую дети с РАС использовали руку взрослого для указания на интересующий их предмет (например, кран, чтобы попить воды).

В 80-х годах прошлого века выделилось два теоретических подхода к исследованиям развития указательного жеста у детей с РАС: подход, предполагающий, что в основе дефицита понимания и продуцирования указательных жестов при аутизме лежит нарушение разделенного внимания и подход, предполагающий нарушения в развитии модели психического.

В исследованиях, выполненных в рамках первого подхода было показано, что дети с РАС отличаются от детей с задержкой речевого развития (ЗРР) выраженностью указательного жеста: дети с РАС продуцируют такое же количество указательных жестов, как и дети с ЗРР, когда объект находится в непосредственной близости от них (показывают, дотрагиваясь до него), но практически не используют указательный жест, когда необходимо указать на объект, находящийся далеко от них. Кроме того, понимание указательного жеста детьми с РАС было хуже, если он не сопровождался вербальным высказыванием. Этот факт натолкнул исследователей на мысль, что коммуникативные расстройства при РАС могут быть следствием нарушения способности к разделенному вниманию.

Барон-Коэн [2] показал, что у детей с РАС имеется снижение способности понимать и использовать указательный жест, адресованный кому-то, привлекающий чье-то внимание (продекларативное указание), но не указательный жест, направленный на то, чтобы взять выбранный предмет (проимперативное указание). Этот факт он интерпретировал как следствие дефицита в развитии модели психического у детей с РАС. В дальнейшем эти факты подтвердились в лонгитюдном исследовании: у детей с РАС сначала развивается императивный указательный жест, а только потом (и не у всех из исследуемых детей 2-4 лет) — декларативный.

В исследовании невербальной коммуникации у детей 3-7 лет с РАС, функционирующих на высоком уровне, было показано, что они использовали и понимали указательный жест так же, как дети с типичным развитием и нарушениями речи, но реже использовали визуальный контакт для проверки, смотрит ли собеседник на тот объект, на который они указывают [7].

Последние исследования развития указательного жеста у детей с РАС проводились на группах младенцев с высоким риском развития РАС (обычно сиблингах). Результаты этих исследований продемонстрировали, что в 12 месяцев младенцы, которым впоследствии был поставлен диагноз РАС, отличались количеством указательных жестов только от группы детей с типичным развитием, но не от группы детей с нарушениями речи. Однако были найдены значимые различия в жесте показывания (showing) между детьми с РАС и детьми с нарушениями речи, что подтолкнуло авторов к мысли, что именно этот жест, а не указательный может служить предиктором РАС в возрасте 12 месяцев [3; 4].

Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН

Источник

В каком возрасте ребенок начинает показывать пальцем на предметы?

Указательный жест у ребенка считается важной вехой его физического развития. Это наиболее ранний способ коммуникации малыша, а потому родителей часто интересует, в каком возрасте ребенок начинает показывать пальцем на предметы и почему этот жест может отсутствовать.

Что означает указательный жест и почему он так важен?

Итак, ребенок тычет пальчиком в незнакомую игрушку или соседскую собаку, привлекая ваше внимание вопросительными звуками. Это означает, что предмет его заинтересовал, он хочет познакомиться с ним поближе.

Указательный жест у ребенка что это

Designed by Lars Plougmann from United States/commons.wikimedia.org

Более того, малыш может вкладывать уйму смыслов в это незамысловатое движение. Научные исследования показывают, что указательный жест означает осведомленность ребенка. Он знает о каком-то прошлом событии или предполагает, что случится в будущем. Или же он понимает, что некий предмет стоял на конкретном месте, а теперь его здесь нет.

В каком возрасте появляется указательный жест у детей?

Сначала ребенок начинает замечать и опознавать предметы вблизи себя, затем учится переключать внимание на далекие объекты: птиц за окном, проехавший автомобиль, собаку и т.п.

Постепенно он запоминает, где у мамы и папы рот, глаза, другие части тела, начинает различать животных, знакомые вещи (например, игрушки) и так далее. Таким образом он развивает навык запоминания.

Почему важно стимулировать указательный жест у детей

Когда вы заметили, что ребенок начал активно тыкать пальчиком во все подряд, начинайте поощрять его действия, давайте вовлечь себя в этот процесс. Важно сформировать у него правильные ассоциации.

Чтение вслух и пение – также отличные способы пробудить у него интерес к окружающему миру. Когда малыш начнет указывать на картинки в книге, подражать звукам животных, объясняйте, что именно он перед собой видит.

Указательный жест у ребенка что это

Designed by gpointstudio/Freepik

Обязательно предлагайте ребенку шумные игрушки и погремушки, когда он за ними тянется. Тактильные ощущения, развитие мелкой моторики очень важны при развитии речи.

Ну и, наконец, поскольку указательный жест становится визуальным способом коммуникации, теперь не придется гадать, чего ребенок хочет и почему опять начал капризничать. Поэтому важно и вам учиться считывать его сигналы.

У ребенка отсутствует указательный жест в 2 года: это плохо?

Родители, замечая, что у ребенка нет указательного жеста, тут же начинают подозревать самое худшее – как правило, расстройство аутистического спектра. Этим термином обозначают искажение процесса развития, при котором у ребенка начинаются проблемы с коммуникацией и нередко неспособность усваивать новые знания. Диагностируют аутистические заболевания как раз в возрасте 2–2,5 лет.

Однако, как показывает практика, одни младенцы постоянно тычут во всё вокруг пальцами и учатся этому практически сразу. Другие предпочитают «отмалчиваться». Более того: некоторые дети, указывая на игрушку, требуют её принести или вместе поиграть с ней. А некоторые предпочитают сами отвести взрослого к желаемому предмету.

Вам стоит определенно показать малыша психологу в том случае, если:

Помимо отсутствия указательного жеста он не говорит, или говорит очень плохо;

Не интересуется предметами и не пытается обратить ваше внимание на что-либо;

Плохо понимает ваши команды и слова, не дает адекватных эмоций (радость, смех, плач) в ответ на определенные действия;

Не контактирует со сверстниками, взрослыми или родителями, либо делает это очень избирательно;

Испытывает трудности с игрой различными предметами;

Не выказывает понимания вашей речи и вопросов. Это можно проверить во время игровой коммуникации;

У него частые и беспричинные истерики во время игры, рисования, взаимодействия с предметами;

Он нервничает и впадает в истерику в любой незнакомой обстановке или при контакте с незнакомыми объектами.

Указательный жест – это по сути первый способ коммуникации в жизни вашего ребенка. В возрасте 12 месяцев он должен им пользоваться уверенно и четко, а вы в свою очередь должны всячески его поощрять.

Впрочем, если у ребенка отсутствует указательный жест или он им пользуется редко, это само по себе нестрашно. Пока малыш контактен, охотно играет с вами и остальными членами семьи, понимает, что вы ему говорите, с его развитием всё в порядке.

Источник

Как понять, есть ли у вашего ребенка аутизм: шесть подсказок родителям

Указательный жест у ребенка что это Указательный жест у ребенка что это

Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

Елена Орехова:

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

Указательный жест у ребенка что это

Указательный жест у ребенка что это

Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам

Источник

Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

Указательный жест у ребенка что это

логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

Указательный жест у ребенка что это

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

Указательный жест у ребенка что это

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

Указательный жест у ребенка что это

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

Указательный жест у ребенка что это

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

Указательный жест у ребенка что это

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Источник

Вопрос-ответ. Обучение указательному жесту для коммуникации

Коммуникация включает больше, чем только устную речь. Для маленьких детей с аутизмом очень часто первая цель в коммуникации – научиться использовать указательный жест

Указательный жест у ребенка что это

Развитие коммуникации – умения донести свои потребности до других людей – является основной задачей при помощи детям с аутизмом. Для совсем маленьких детей с аутизмом очень часто первая цель по развитию коммуникации – это использование указательного жеста («показать пальцем») для того, чтобы сообщить о своих желаниях. Ниже приводятся рекомендации поведенческого терапевта, Сунбула Рай, по обучению указательному жесту.

1. Для начала выберите предмет, который очень мотивирует ребенка. Например, это может быть любимая игрушка.

2. Если ребенок может имитировать, копировать ваши действия, то укажите пальцем на игрушку и подождите, пока ребенок сделает то же самое. Если ребенок это сделает, тут же дайте ему желаемый предмет, а также дополнительно закрепите коммуникацию с помощью собственной радостной реакции, похвалы («Молодец, как хорошо показал!»), прикосновения или объятий – в зависимости от того, что больше нравится вашему ребенку. (Также смотрите: «Как учить ребенка имитации»).

3. Если ребенок не может скопировать указательный жест, используйте подсказку «рука на руке» – мягко положите свою руку на руку ребенка и направьте ее так, чтобы получился указательный жест. После этого тут же дайте ему желаемый предмет и похвалите так же, как предлагалось выше. Постепенно уменьшайте физическую подсказку и делайте паузы, чтобы у ребенка была возможность попробовать жест самому. Важно, чтобы ребенок научился использовать указательный жест полностью самостоятельно. Также ничего не говорите, когда вы ждете его жеста или предоставляете физическую помощь – в противном случае, у ребенка разовьется зависимость от ваших речевых подсказок.

4. Практикуйте обучение во время приема пищи. Предлагайте ребенку на выбор то, что он любит, и еду, которая ему совсем не нравится. Смысл в том, что ребенок получает ту еду, на которую он указывает пальцем.

5. После того как ребенок научился успешно указывать на различные предметы, начинайте немедленно расширять это упражнение – пусть ребенок тренируется в указательном жесте с другими членами семьи, с разными предметами, в разных местах, с картинками в книжках и так далее.

6. Очень важно не делать такое обучение «скучным» – это должна быть игра, веселый опыт для вас обоих. Старайтесь вести себя естественно, выражайте радость от самого факта взаимодействия с ребенком. Одновременно вы учите ребенка тому, что общение с другими людьми – это ценный и приятный опыт.

Также смотрите:

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *