Указания штурмана в ралли что значат

Скоростная стенограмма

Указания штурмана в ралли что значат

Указания штурмана в ралли что значат

По просьбе жалеющих разговор о скоростной стенограмме.
Для тех кто не знает будет интересно, а для тех, кто со стенограммами работает, не первый год, будет что рассказать, в том числе свое видение, что было бы несомненно интересно, ведь каждая стенограмма индивидуальна.

Итак скоростная стенограмма: зачем она нужна и откуда она берется.
Как правило, за день до гонки проходит ознакомление, во время которого изучаются трасса ралли. Само по себе ралли состоит:
из СУ – специальных участков (это дороги общего пользования (не считая зрительских и супер СУ), перекрытые на время соревнований), где нужно показать максимально быстрое прохождение участка, а также из секторов связи – это дороги общего пользования по которым участники проезжают от СУ к СУ, естественно они не перекрываются и по ним необходимо двигаться в соответствии с ПДД.
Во время ознакомления – экипажи двигаются по дорожной книге, в которой указан маршрут ралли, а именно специальные участки и маршруты следования к ним. Естественно на время ознакомления СУ не перекрываются и ознакомление проходит в дорожном режиме, в соответствии с ПДД. Скоростная стенограмма пишется как раз на самих СУ. Но зачем она нужна, очень многие задают этот вопрос. Скажем так: протяженность ралли не редко переваливает за 300 км, причем часть СУ, по которым надо ехать на максимально возможной скорости, могут переваливать и за 120 км. Так сможете ли вы за ознакомление перед ралли досконально запомнить их? Естественно нет. А представьте такие места, где из-за рельефа местности не видно поворота? А скорость там 180 при покрытие грунт или лед, или еще опаснее асфальтовый спецучасток с поворотом присыпанным песочком? Поэтому СУ проходят не по глазам, а по стенограмме. Штурман – это глаза пилота. А его ошибку можно сравнить с тем, чтобы закрыть глаза, как следует разогнаться и открыть когда надо уже надо поворачивать. Ответственность штурмана очень высока!
Собственно все помнят этот ролик, наглядно показывающий ошибку штурмана несвоевременно прочитавшего связку поворотов? )

Теперь поговорим о скоростной стенограмме, которая состоит из различных обозначений. Вообще стенограмма не универсальна, но может быть схожей у пилотов, а может быть и совсем другой. Почти каждый пилот видит дорогу по своему, добавляет свои ориентиры и обозначения, более того с приобретаемым опытом стенограмма меняется.

Главными обозначениями же являются расстояния и категории поворотов, причем категории поворотов экипажи могут использовать в обратном порядке (как на видео чуть выше).
Наиболее распространенные обозначения таковы:
R – правый поворот, L – левый поворот – причем именно на английском языке, так как использовать русские буквы П и Л не возможно, так как они похожи друг на друга и на большой скорости при тряски их очень легко перепутать. Далее цифры, которые пишутся вместе с буквами – это категории поворотов (приблизительная градация):
0 — если он используются это минимальный изгиб дороги до 2,5 градусов, не требующий корректировок и сбавления скорости.
1 – до 7 градусов, быстрый поворот часто не требующий корректировок и сбавления скорости.
2 – от 7 до 14 градусов — быстрый поворот не требующий больших корректировок скорости;
3 – от 14 до 25 градусов – ходовой поворот, требующих корректировок скорости и управления;
4 – от 25 до 38 градусов –поворот, требующий больших корректировок скорости и пилотирования;
5 – от 38 до 50 градусов – очень серьезный поворот, требующий больших корректировок скорости и пилотирования;
6 – от 50 до 70 градусов крайне серьезный поворот, требующий больших корректировок скорости и пилотирования;
Далее, например наш экипаж использует термин «шпилька» — обозначаемый «ШП»
Кроме категории поворотов используются и обозначения расстояний между поворотами или другими обозначениями в метрах.
Соответственно стенограмма «100 R2 300 L3 50 P4» будет означать 100 метров, правый поворот 2-й категории, 300 метров, левый поворот третий категории, 50 метров, правый поворот 4-й категории.
Есть множество других обозначений «R2xL3» правый 2 на левый 3, когда правый поворот 2-й категории по своему окончанию сразу переходит в левый поворот 3-ей категории.
R2 в 4 – правый 2 в 4 – это когда правый поворот 2-й категории доворачивает в 4-ю категорию.
Соответственно есть и другие обозначения подбросы, ямы, трамплины, ретардер (это искусственный созданная извилистая часть на прямой дороге при помощи различный предметов – конусы, шины, стога сена и другие), перекаты, ворота, обратный, узко, резать и много-много других.
Не редко имеющихся категорий для точности не хватает и тогда многие используют половины. Например 3,5, соответственно это максимально возможный угол поворота 3-й категории, который еще не 4-ка но все же 15 и 25 градусов имеют существенные различия.

Ну и очень важно в стенограмме оставлять ориентиры и привязки. Такие как близко стоящие деревья с двух сторон дороги — «ворота», знаки — «отбойник» и так далее. Они позволяют проверять правильность нахождения стенограммы, а также в случае ее потери найти по привязкам и следовать снова по стенограмме.
Вот пример того как я потерял стенограмму, будучи штурманом, пока выталкивал застрявший экипаж. Я сразу предупредив пилота, что стенограмму я утерял, чтобы он не рассчитывал на меня, но потом, по оставленным привязкам я ее нашел. Кстати стоит отметить забавный момент, как я забыл отстегнуться от переговорки)

Все сказано приблизительно, но тем не менее, надеюсь те кто спрашивал и хотел иметь хоть какое-то понимание стенограммы – теперь поймет!

Источник

Что говорит штурман пилоту в ралли и зачем?

Автор: Сергей Сударев
В этой записи я постараюсь рассказать, что, как и зачем говорит штурман пилоту, и что такое «стенограмма».

Запись будет условно разделена на 2 части.
Первая часть обще развлекательная для тех кому любопытно. Отвечу на самые популярные вопросы.
Вторая для тех кто интересуется с практической точки зрения стенограммой и ее написанием.

Часть первая.
Начнем с простого, как же они слышат друг друга? И как мы слышим их на видео?
Дело в том, что у каждого раллиста в шлеме есть микрофон и наушники, специально раллийных шлемах они обычно уже встроены с завода. Некоторые шлемы не оснащены подобным, но такой комплект можно купить и установить.

Указания штурмана в ралли что значат

Шлемы шнурами соединены с устройством связи – его называют «интерком», переговорное устройство или на сленге «переговорка».

Указания штурмана в ралли что значат

Размещают ее обычно так чтобы оба члена экипажа могли дотянуться не отстегиваясь.

Указания штурмана в ралли что значат

Так же из этого устройства сигнал поступает на камеру или на систему записывающую видео с нескольких камер установленных в автомобиле. Так чтобы потом это могли увидеть для разбора полетов после гонки, да и зрителям бывает интересно)

Для иллюстрации приведу видео Российских экипажей которые уже засветились на мировой арене своей скоростью. И хорошо известны в гоночных кругах. Ну и с юмором у них порядок)


Зачем вообще нужен штурман и зачем он что то говорит?
В отличие от кольцевых гонок по кругу (кольцевой трассе как Ф1) где пилоты заучивают каждый поворот и каждую ямку, в ралли все происходит по другому.
В ралли трасса может составлять к примеру более 500 км из которых 200 движение на время, то есть кто быстрей тот и выиграл. И это не по кругу.

Эти участки где на время длинной от 2 до 50км где надо ехать в режиме гонки или как раллисты порой на сленге говорят «на все деньги». Перед гонкой отведен специальный день или несколько дней когда экипажи ездят на обычных машинах соблюдая ПДД по этим участкам трассы, этот процесс называется ознакомление. Так вот ключевой момент в том что проехать по каждой дороге можно только 2 раза!

Указания штурмана в ралли что значат

И как за 2 раза запомнить 100-200 км трассы с огромным количеством поворотов?! Да никак!
Поэтому и появилась так называемая «стенограмма». Это система записи которая позволяет условными обозначениями и словами как можно точнее описать дорогу, чтобы можно было потом в день гонки по этой записи ехать как можно быстрее. За эти 2 проезда пилот и штурман создают стенограмму. И потом уже в гонке штурман читает это пилоту по написанному.

В этом и есть одна из сложностей этого вида автомобильного спорта. Хорошо написать, вовремя понятно прочитать и только уже потом быстро проехать)

Что записывают в стенограмму?
Несколько основных пунктов которые обязательно записывают
1. Сложность поворота
Кто то пишет категорию цифрой, есть системы где это пишется словами
2. Расстояние до следующей позиции
И вот та большая цифра типо 60 или 120 которую вы слышите на приведенных мною видео это как раз расстояние в метрах, а не скорость как многие думают))

Указания штурмана в ралли что значат

3. Препятствия типо трамплинов и горок за которыми ничего не видно или летишь
4. Смены покрытия, сужения расширения и тому подобное.

Как это записывают на ходу?
Если вы когда то пытались написать диктант в едущей по грунтовой не всегда ровной дороге машине то вы поймете о чем я. Писать все словами было бы неудобно долго и сложно. Поэтому родилось куча обозначений.
У разных штурманов они свои, но общая идея в сокращении часто встречающихся слов или превращении их в значки. Как пример приведу фото пары страниц нашей стенограммы.

Указания штурмана в ралли что значат

Часть вторая
Здесь интересно будет только тем, кто занимается или хочет заниматься ралли.

Прежде чем я опишу свою стенограмму, хочу дать ссылки на быстрых, авторитетных, известных.
Многие известные и быстрые раллисты рассказывали про стенограмму. С частью этих рассказов можно ознакомится в ПЛЕЙЛИСТЕ на канале нашей команды. Там я собрал много часов рассказов лучших Российских раллистов о ралли (вождение, стенограмма, технические аспекты настроек автомобилей). Грязин, Лукьянюк, Брославский, Щукин, Васин — все там есть!

Некоторые из них описывали это письменно. Лучший труд на эту тему на мой взгляд у Станислава Грязина. Ознакомиться можно по ССЫЛКЕ. Несмотря на то что лично для меня такая система не подходит, как и у многих раллистов, у меня другая система. Читал, изучал очень подробно, кое что позаимствовал и всем заинтересованным рекомендую! Добавлю, что важно не какими словами и терминами описывать, а что именно записывать и зачем. И вот тут большинство быстрых пилотов пишут одно и тоже, просто разными словами.

Моя стенограмма.
Меня уже не раз спрашивали, что как у меня в стенограмме, я систематизировал все в как можно в меньшее количество листов. Основные аспекты здесь.

Источник

Все о ралли для зрителя (советы, термины, безопасность)

Указания штурмана в ралли что значат

Указания штурмана в ралли что значат

В прошлый раз я обещал дать подсказки и рассказать, что лучше зрителям и как себя вести. Более того написал кратко все необходимое, чтобы быть в «теме».
Буковок много, но надеюсь Вам будет интересно!
Спрашивайте, поправляйте если что не написал, ну и говорите чтобы Вы хотели еще знать или что Вам не совсем ясно!

Часть 1. БЕЗОПАСНОСТЬ:
Это основополагающее. Каждый зритель должен понимать что он должен быть в безопасности и сохранять безопасность экипажам, т.е. не провоцировать на резкое изменения траектории, поскольку это очень опасно в виду того что пилот экипажа едет на пределе и рассчитывает преодолеть поворот на максимально возможной скорости по оптимальной траектории. Смещение этой траектории может привести к вылету. Соответственно нужно находится на безопасном расстоянии от трассы и в случае необходимости, при вылете машины, должны подготовить путь отхода (куда можно отпрыгнуть, сместиться или за что спрятаться). Нужно всегда быть предельно внимательным, поскольку машина вылетает с трассы почти всегда внезапно.
Если же Вы собрались фотографировать и быть максимально близко к трассе, то обязательно оденьте яркую одежду, крайне желательно специальный жилет яркого цвета со световозвращающими вставками.

Не забывайте и о помощи вылетевшим экипажам и предупреждения сзади идущих экипажей об опасности. Если раллийный экипаж попал в сильную аварию, обязательно окажите помощь по следующему алгоритму: если дорога частично или полностью перекрыта, либо сохраняется опасность повторного вылета, примите меры к предупреждению и снижению скорости сзади идущих (перед поворотом в котором или после которого было происшествие), сохраняя меры безопасности. Затем, если экипаж не может выбраться, прежде всего отключите электрику машине. Как правило на капоте с соответствующим обозначением есть специальный рычажок, который нужно вытянуть или повернуть. После этого окажите необходимую помощь!

Часть 2. ЧТО ТАКОЕ РАЛЛИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ, ЧТОБЫ БЫТЬ В «ТЕМЕ»:

Классическое ралли или ралли 1-й категории – это автоспортивное соревнование на легковых автомашинах, подготовленных согласно требований, проходящее по дорогам общего пользования, специальные скоростные участки которого перекрытым на время соревнования.
Участникам ралли необходимо безошибочно пройти маршрут ралли с минимально затраченным временем на прохождение специальных участков.

Канал – общая совокупность участников, проходящих маршрут ралли.

Первый водитель, он же пилот, который управляет раллийной машиной.

Второй водитель, он же штурман, это глаза пилота, без которого пройти быстро и точно ралли не возможно! Задач у штурмана очень много, но основополагающая – это запись стенограммы под диктовку пилота во время ознакомления со специальными участками и чтение во время самой гонки.

Убор – уход машины с трассы, авария.

Уши – вылет машины с трассы, сопровождающийся переворотом через крышу.

Разложить – разбить или сильно повредить машину, когда машина не может продолжать движение.

Сход – констатация того, что экипаж не может продолжить гонку по какой-либо причине.

Стенограмма – это письменное обозначение трассы путем символов и иных знаков, описывающих повороты и особенности ее прохождение. Стенограмма пишется накануне гонки во время ознакомления и читается уже во время своей гонки.

ДОП, СУ – скоростной специальный участок.

Карнет – карта, выдаваемая экипажем, где вносятся отметки судьями о пройденном маршруте ралли и времени прохождения.

Дорожная книга – специальная книга, выдается участникам, в которой имеется вся необходимая информация о прохождении маршрута ралли, ее особенностей, а также времени возможного ознакомления.

Рукогон – руководитель гонки.

Овощ – раллийный зритель (это не обидное название).

Омологация – запчасти, машина целиком или экипировка, прошедшая тесты на соответствие безопасности, предъявляемые ФИА и имеющие соответствующую отметку.

РАФ – Российская Автомобильная Федерации, которая является куратором проведение всех автомобильных соревнований в России, дающее право проведение и принимающее меры к безопасности проведения.

ФИА – Международная Федерация Автоспорта (головной штаб во Франции).

Лицензия – разрешение на допуск и право участия в соревнованиях спортсменов. Является международной и имеет размеры, сопоставимые со свидетельством регистрации транспортного средства.

ТИ – техническая инспекция, т.е. проверка на безопасность и соответствие предъявляемым требованиям.

Секция – лимитированное прохождение маршрута ралли до регруппинга, либо финиша ралли.

Затычный поворот – поворот, который необходимо пройти с минимальной скоростью.

Шпилька — поворот дороги, трассы ралли, порядка 180 градусов.

Ретардер — искусственно созданное припятствие на прямом участке дороги, для снижения скорости путем его объезда.

Финиш ралли – полное прохождение маршрута ралли, по результатам которой сдается карнет.

Регруппинг – временной перерыв между секциями ралли во время которого подводятся итоги пройденных СУ, а также перегуппируется канал в зависимости от быстроты прохождения (чем быстрее экипаж тем ближе к началу, соответственно первый после регруппинга стартует экипаж, показавший лучший результат по итогам секции). Кроме того во время регруппинга дается возможность обслуживания и дозаправки спортивной техники.

Национальные классы подготовки машин согласно регламента и соответствующей документации:
«1600Н» — машины с приводом на одну ось, имеющие объем до 1600 см. куб.
«2000Н» — машины с приводом на одну ось, имеющие объем до 2000 см. куб.
«4000Н» — машины имеющие объем более двух литров, а также машины попадающие в этот класс из-за коэффициента начисляемые за турбонаддув. Основные житель этого класса являются полноприводные ВРХ, СТИ, ЭВО.

Раллийный зритель, он же овощ, отличается от каких-либо других зрителей. Он должен сам заботиться о том, чтобы было хорошо, сытно, тепло и весело. Трибуны не для него, если они вообще есть, что бывает крайне редко.
Главное правило овоща – одеться тепло, практично и в ту одежду, которую не жалко испачкать. Не редко можно испачкаться, проходя по оврагам и лесам, помогая вытолкать машину, а иногда чтобы отпрыгнуть от вылетевшей машины, если место выбрано неправильно.

Второе правило – приехать заранее и выбрать наиболее подходящее место, где можно будет увидеть много интересного. Каждому по душе свое – кому большое количество видимой трассы, кому скоростные связки, кому затычные повороты, но наиболее опытные овощи выбирают опасные места, где максимально возможен убор с трассы. Выбор наиболее интересных точек приходит с опытом. Но тем не менее всегда можете сориентироваться исходя из дорожных реалий где с какой скоростью будет ехать тот или иной экипаж, как проходить поворот, а где всеми колесами отрываться от земли.

Третье правило – нужно быть сытым и довольным, а для этого не возбраняется собраться компанией, прихватить с собой шашлычок (но соблюдать меры пожарной безопасности (только в мангале), быть бережным к природе и ни в коем случае не опускаться до свиньи, т.е. не оставлять мусор). Ну а если без шашлыка, то возьмите горячие напитки в термосе, бутерброды и прочую не хитрую закуску.

Четвертое правило – ралли это рай для любителей фото и видео. Но не забывайте им делиться на соответствующих форумах и конференциях, например, сейчас наиболее популярный форум у раллистов – это ралли-зона (forum.arclub.ru/index.php ).

Желаю Вам приятного просмотра.

Спешу напомнить, что Rally Masters Show состоится 19 апреля 2014 года, в Москве, в районе Крылатское (Крылатские холмы (велодорога) и гребной канал)!
Подробнее в предыдущей теме:
www.drive2.ru/users/koph/blog/1026589/

Предварительное расписание мероприятия:

10:30 Открытие зрительских зон на Велодороге и на трибунах Гребного канала
11:00 Торжественное открытие соревнования. Представление экипажей. (Гребной канал)
12:00 Старт первого экипажа. СУ1 (Гребной канал)
12:16 Старт первого экипажа. СУ2/3 (Велодорога)
с 12:30 1-й Сервис (обслуживание машин после СУ1, СУ2, СУ3). (Гребной канал)
13:15 Старт первого экипажа. СУ4 (Гребной канал)
14:30 Старт первого экипажа. СУ4 (Велодорога)
с 15:10 2-й Сервис (обслуживание машин после СУ4, СУ5, СУ6). (Гребной канал)
Ожидаемое время финиша первого экипажа. (Гребной канал)
17:00 Награждение на территории ОУСЦ «Крылатское» (Гребной канал)

С уважением к Вам и помните, ралли эта та болезнь, которая прогрессирует, не диагностируется медициной и лучше которой, вряд что-либо существует!

Источник

Про штурманские приборы в ралли-рейдах. И не только …

Указания штурмана в ралли что значат

Военные карту достали, сейчас дорогу спрашивать будут (с)

Примерно на таком уровне обычно воспринимается работа штурмана, стоит только заглянуть в дорожную книгу:

Указания штурмана в ралли что значат

Важных моментов тут несколько:
1. В дорожной книге есть расстояния.
2. В дорожной книге есть курс, когда отсутствуют или плохо видны дороги, а есть направления.
3. Время передвижения в рамках соревнования задается достаточно жестко — известно во сколько стартовать, каковы нормативы на лиазоне и предельные нормативы на СУ.

Поэтому, как минимум, у штурмана должен быть прибор, который измеряет расстояния, и прибор, который измеряет курс. Идеально, если есть еще и часы с различными функциями.

Давайте начнем с измерения расстояния …

Общее название группы таких приборов — Трип-компьютер.
Первые штурманские приборы приводились в действие механически с помощью тросика привода спидометра. Ими пользовались еще в 60-е и 70-е года.

Указания штурмана в ралли что значат

Им на смену пришли более современные приборы типа Terra-Trip различных моделей, которые подключаются к одному или нескольким датчикам скорости (датчику ABS, магнитному датчику на колесе) или антенне GPS. При этом приборы могут показывать время, скорость, максимальную скорость, расстояние от старта этапа или СУ, расстояние от позиции. Они могут вычислять среднюю скорость на участке, отклонение от заданной средней.
Вы сами можете корректировать расстояние и другие параметры. Это необходимо, например, если вы заблудились и вернулись в заданную позицию или набуксовали сверх меры зимой или в песках.
Приборы, которые подключаются к датчикам автомобиля требуют калибровки, потому что у автомобилей разные колеса. Датчик передает прибору импульсы. Но прибор должен пересчитать количество импульсов в секунду в расстояние, которое автомобиль проходит за это время.
Приборы, которые берут импульсы от датчика GPS не требуют калибровки, однако могут нестабильно работать в условиях плохого приема сигнала GPS.
Поэтому у многих штурманов установлено несколько трип-компьютеров, подключенных к разным типам датчиков или к разным датчикам для надежной работы системы.

Источник

Ралли Дакар – словарь гонщика

Всем, кто внимательно следит морозными январскими днями за престижными гонками «Дакар», некоторые слова и термины, употребляемые комментаторами, могут показаться непонятными. Чтобы внести ясность в этот вопрос и не загонять вас в тупик раздумьями над значением того или иного слова, мы составили словарь гонщика, собрав все употребляемые во время гонок термины по максимуму.

Указания штурмана в ралли что значат

Абсолют, абсолютный зачёт – состязание автомобилей, независимо от уровня подготовки.

Ассистанс – группа автомобилей сервиса, в которой каждый выполняет какую-то определённую функцию.

Бедуин – статуэтка за победу в «Дакаре».

Бездорожье – полное отсутствие дороги, когда на пути пустыня, русло реки, поле или солончак.

Бивуак — место отдыха и сервиса в перерывах между этапами гонки.

День отдыха – в середине гонки выделяются день, когда соревнования не проводятся.

Доезд – аккуратная езда с целью беспрепятственно достигнуть финиша.

Дорожная книга – маршрутный лист ралли, содержащий все необходимые данные.

Женераль – общий или генеральный зачёт.

Интерком — связь между штурманом и пилотом, дающая возможность слышать друг друга, несмотря на рёв двигателя.

Класс — автомобили с аналогичными техническими требованиями.

Указания штурмана в ралли что значат

Контрольная карта — карточка, куда второй пилот заносит время прохождения всех контрольных пунктов ралли.

Крыша — переворот авто из-за желания преодолеть препятствие на максимальной скорости.

Легенда – маршрут трассы в виде символов, который находится в дорожной карте. Если участники гонки нарушат легенду и поедут другим путём, их снимут с соревнований.

Летучий финиш — финишная линия, которую гонщики пересекают, не притормаживая.

Лиазон – часть прохождения трассы по обычным дорогам, время при этом не фиксируется.

Марафон – 2 дня этапа гонок, когда на бивуаке не предусмотрена техподдержка.

Маршалы – волонтеры-добровольцы, находящиеся в самых опасных местах и предупреждающие зрителей о приближении гоночного автомобиля, а в случае необходимости, предоставляющие первую домедицинскую помощь экипажу.

Нейтрализация – расстояние между спецучастками, разделёнными дорогой.

Ноль — экипаж, который проходит дистанцию ралли, но не участвует в соревнованиях, а инспектирует, безопасна ли трасса.

Параллелька – единственное место на спецучастке, где экипажи борются друг с другом воочию.

Пенализация — штраф в виде дополнительных секунд за нарушение регламента соревнований.

Указания штурмана в ралли что значат

Подиум – представление участников гонки за день до соревнований и торжественное поздравление победителей в последний день гонки.

Призы – первые три участника, преодолевшие гонку и достигшие финиша.

Пункт контроля времени (ПКВ или КВ) – место (обычно это старт и финиш), где судьёй отмечается время прибытия экипажа.

Рента-драйвер — пилот, за участие в гонках которого заплатили спонсоры.

Роуд-бук – книга с указанием точек, которые обязательно должен проехать экипаж.

Сервис – боксы, где в строго отведённое время могут проходить техобслуживание автомобили, участвующие в гонках.

Спецучасток (СУ) – часть трассы, время прохождения по которой фиксируется по времени, как правило, проходит по бездорожью.

Стенка, стенограмма – общая «панорама» трассы. Ознакомившись с трассой ралли, пилот называет штурману всю цепочку условных обозначений, а находясь в пути, уже штурман проговаривает походу, куда ехать и где свернуть.

Стоп-финиш – финишная линия на расстоянии 200–500 м от летучего финиша, где автомобиль тормозит, получая отметку в контрольной карте.

Суперспешиал – участок для зрителей в зоне между двумя параллельными трассами в зоне старта.

Сэфити-кар – авто, проверяющее качество трассы перед гонками и выезжающее на место аварии автомобиля во время них.

Техничка – авто для хранения запчастей и инструментов, которые могут понадобиться для починки гоночных машин после прохождения спецучастков.

Точка – место, в радиусе которого должен проехать участник ралли. Если гоночное авто соберёт не все точки, экипаж будет оштрафован.

Указания штурмана в ралли что значат

Трамвай – классический участок гоночной трассы, обычно узкий и извилистый, где гонщики не могут обогнать друг друга и выстраиваются в цепочку, как вагоны трамвая.

Уши — езда «на ушах» обозначает прохождение дистанции на грани фола, какое только может позволить себе пилот и техника.

Фэш-фэш – искусственная песчаная буря, которую машина создаёт, проезжая по пустыне.

Ходовой — повороты с небольшими углами кривизны, которые можно преодолевать, даже не сбрасывая газ.

Шейкдаун — пробный проезд участников соревнований за день до старта, дающий возможность гонщикам почувствовать трассу.

Шёпотом – тихая езда гонщика со слабыми навыками вождения.

Шпилька – очень крутой поворот, после которого пилот начинает двигаться практически в противоположную сторону.

Шприц — пыль и гравий, выскакивающие из-под колёс участника ралли. Если их на повороте нет, значит, пилот тормозит, если летят — значит, газует.

Экипаж – команда, состоящая из водителя и штурмана, взаимозаменяемых между собой.

Зная, что обозначают все эти слова, вы больше не попадёте впросак и будете понимать, о чём рассказывают вам с телеэкранов во время трансляции «Дакара».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *