Уход за нетрудоспособными лицами что это
Осуществление компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами
Государственная услуга предоставляется неработающим трудоспособным лицам из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а также членам их семьи и их наследникам в случае неполучения начисленной суммы компенсационной выплаты в связи со смертью лица, осуществлявшего уход (далее – гражданин).
К нетрудоспособным гражданам относятся инвалиды I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелые, нуждающиеся по заключению медицинской организации в постоянном постороннем уходе либо достигшие возраста 80 лет.
Гражданин может воспользоваться государственной услугой через своего законного или уполномоченного представителя (далее – представитель).
Государственную услугу предоставляют территориальные органы ПФР.
Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от гражданина осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
Заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, рассматривается территориальным органом ПФР в течение 10 рабочих дней со дня его приема территориальным органом ПФР со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.
В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, гражданин представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, с учетом документов, представленных гражданином по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта.
В случае если гражданин на основании разъяснения территориального органа ПФР не представил недостающие для назначения компенсационной выплаты документы, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, в срок, предусмотренный пунктом 44 Административного регламента, и при этом в территориальный орган ПФР поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа ПФР документами рассматривается не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 44 Административного регламента.
Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с вышеназванным заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина, в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии, а также в случае представления недостающих документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в срок, предусмотренный пунктом 44 Административного регламента, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
Принятие решения о прекращении осуществления компенсационной выплаты осуществляется территориальным органом ПФР в день получения территориальным органом ПФР заявления о прекращении осуществления ухода неработающим трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином и (или) извещения.
Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Заявление о продолжении осуществления ухода неработающим трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином рассматривается территориальным органом ПФР не позднее 5 рабочих дней со дня его получения территориальным органом ПФР с документами, представляемыми в соответствии с пунктом 23 Административного регламента.
Возобновление осуществления компенсационной выплаты производится на основании вышеназванного заявления с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было приостановлено.
Выплата неполученных в связи со смертью нетрудоспособного гражданина сумм компенсационной выплаты, а также начисленных сумм компенсационной выплаты, причитавшихся неработавшему трудоспособному лицу, осуществлявшему уход за нетрудоспособным гражданином, и оставшихся неполученными им в связи с его смертью, производится не позднее 5 рабочих дней со дня приема территориальным органом ПФР заявления о выплате неполученных в связи со смертью нетрудоспособного гражданина сумм компенсационной выплаты или заявления о выплате начисленных сумм компенсационной выплаты, причитавшихся неработавшему трудоспособному лицу, осуществлявшему уход за нетрудоспособным гражданином, и оставшихся неполученными им в связи с его смертью, документов, предусмотренных пунктами 24 и 25 Административного регламента, и информации организации, занимающейся доставкой пенсии, о недоставленных суммах пенсии.
Справка о суммах компенсационной выплаты, не полученных при жизни неработавшим трудоспособным лицом, осуществлявшим уход за нетрудоспособным гражданином, выдается территориальным органом ПФР в течение 3 рабочих дней после приема территориальным органом ПФР заявления о выдаче справки о суммах компенсационной выплаты, неполученных при жизни неработавшим трудоспособным лицом, осуществлявшим уход за нетрудоспособным гражданином, с документами, предусмотренными пунктом 26 Административного регламента.
В случае отказа в удовлетворении поданного заявления территориальный орган ПФР не позднее 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.
Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги руководствуются:
Приказом Минтруда России от 13.04.2016 N 166н (в ред. от 01.09.2017) «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (зарегистрировано в Минюсте России 29 июня 2016 г., регистрационный № 42671);
Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая);
Гражданским кодексом Российской Федерации (часть третья);
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»;
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии»;
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».
Максимальное время ожидания в очереди при обращении по вопросам предоставления государственной услуги не должно превышать 15 минут.
Пособие по уходу за инвалидом
Показатель социальной зрелости государства – это забота о людях, которые потеряли трудоспособность или не обладали ею с детства. Как правило, такие люди и граждане старше 80 лет нуждаются в постоянном уходе и заботе. Зачастую они не могут самостоятельно себя обслуживать, их жизнь зависит от других людей. В этом случае инвалиду назначается официальный опекун, который будет ухаживать за ним. Это поощряется государством посредством специальных льгот и социальных выплат. Об этом и будет наша статья.
Кто может получать пособие по уходу за инвалидом
Законодательство определяет две категории лиц, ухаживающих за инвалидами, которые могут рассчитывать на компенсационные выплаты.
Опекуны ухаживают за детьми, инвалидами с детства и недееспособными гражданами (ст. 29 ГК РФ). Недееспособными признаются люди, которые не понимают происходящего вокруг них, не имеют контроля над своими поступками, а также не отдают отчета своим действиям.
Помощники же ухаживают за нетрудоспособными гражданами: инвалидами I группы (кроме инвалидов с детства I группы), престарелыми, нуждающимися в постоянном уходе, а также за гражданами, достигшими 80 лет.
Опекуном может стать только совершеннолетний, дееспособный гражданин. Помощником же может стать:
Опекунов назначают органы опеки (в случае с детьми) или суд (для взрослых), при этом в зависимости от обстоятельств это может быть как родственник, так и третье лицо. Помощник сам подает заявление на уход, при этом неважно, приходится ли он членом семьи инвалиду. Главное условие – это отсутствие дохода, в том числе социальных выплат.
Повышенные выплаты полагаются людям, проживающим в районах Крайнего Севера. Для них применяется районный коэффициент, который используется также для расчета пенсий, пособий и иных социальных выплат.
Размер пособия и льготы
От чего зависит размер пособия? От того, к какой категории относится лицо, ухаживающее за инвалидом. Так, если вы помощник нетрудоспособного гражданина, и при этом у вас нет никаких источников заработка, то вы будете получать 1200 рублей. Сумма эта фиксированна и не зависит от того, живете ли вы с нетрудоспособным гражданином и являетесь ли вы членом его семьи. Выплаты начисляются вместе с пенсией самого инвалида.
Родители, усыновители, попечители и опекуны, которые ухаживают за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет и инвалидами с детства I группы также получают компенсацию. Размер выплат составляет 10 000 рублей.
Опекуны взрослых недееспособных граждан получают доплату из ПФР в размере 1200 рублей.
Из последних новостей можно сделать вывод, что в ближайшее время повышения размера компенсаций не предвидится, поэтому не стоит ожидать, что данные выплаты пойдут на увеличение. Однако помимо ежемесячного пособия, опекуну недееспособного инвалида полагаются следующие льготы:
Дополнительно ко всему прочему инвалидам I группы регулярно выплачивается пенсия по инвалидности, а распоряжается ей, как правило, также опекун.
При уходе за инвалидом I группы
Денежные выплаты в 2019 году за инвалидом I группы были установлены в следующем размере:
При уходе за инвалидом II группы
Надеяться на социальную помощь при уходе за инвалидом можно только в том случае, если у больного I группа инвалидности. Если опекаемый имеет II группу инвалидности, то никакие пособия не выплачиваются. Объясняется это тем, что данная категория граждан, как правило, не имеет серьезных нарушений здоровья, поэтому может самостоятельно за собой ухаживать. Обычно это трудоспособные граждане, которые вполне могут работать и полностью себя обеспечивать.
Впрочем, опекунам инвалидов II группы полагаются льготы – например, 4 дополнительных оплачиваемых выходных, дополнительные 14 дней ежегодного отпуска и т. д.
При уходе за детьми-инвалидами
Денежные довольствия на ребенка-инвалида выглядят следующим образом:
Начисление трудового стажа опекуну
Период, когда гражданин ухаживал за больным или инвалидом, засчитывается ему в страховой стаж для начисления будущей пенсии в размере 1,8 коэффициента за каждый календарный год ухода. Эти мероприятия позволяют формировать свою будущую пенсию.
Список документов
Чтобы оформить опекунство и получать выплаты по уходу за инвалидом, придется предоставить целый пакет документов, поэтому необходимо быть готовыми к тому, что оформление займет некоторое время.
Подача документов для ухода за инвалидом I группы осуществляется в местном ПФ РФ по месту регистрации больного.
Порядок оформления пособия
Оформление пособия занимает некоторое время. Вся процедура проходит в несколько этапов. В первую очередь опекуну необходимо собрать полный пакет документации, который приведен выше. Далее в Пенсионный Фонд России необходимо подать два заявления, одно из которых подается самим нуждающимся, а второе подается лицом, которое будет осуществлять уход. На рассмотрение обращения и проверку документов отводится не более 10 рабочих дней. Если в назначении выплат будет отказано, ПФ РФ сообщит об этом в течение 5 дней с момента приема документов.
Прекращение начисления пособия
Основной причиной для отказа начислений служит подача заявления о несогласии лица, за которым осуществляется уход. Подать обращение можно в тот же ПФ РФ, где и было подано заявление на согласие по уходу. Иными причинами, по которым могут быть прекращены выплаты, являются:
Заключение
Опекунство над людьми с инвалидностью приносит пользу не только самим больным, но и тем, кто за ними ухаживает. Совершая общественно полезное дело, опекуны получают за это вознаграждение, с которого производятся отчисления в ПФ РФ. А это значит, что при уходе за престарелым родственником или ребенком-инвалидом можно еще и заработать себе трудовой стаж и будущую пенсию.
Изменения в правилах выплат по уходу за престарелыми и инвалидами с 10 марта 2021 года
10 марта вступило в силу постановление правительства, которое упрощает оформление компенсаций при уходе за людьми с инвалидностью и старше 80 лет. Теперь для назначения понадобится меньше документов и сведений — а это значит, что получить выплату можно быстрее и проще.
Вот что стоит знать об этих изменениях.
Кого это касается
Изменения касаются тех, кто оформляет компенсационную выплату по уходу за людьми с инвалидностью первой группы, кроме людей с инвалидностью с детства, и пожилыми людьми, которым исполнилось 80 лет или нужен уход по состоянию здоровья. Если трудоспособный человек мог бы работать, но вместо этого за кем-то ухаживает, государство дает немного денег в виде компенсации.
Эти деньги получает не тот, кто ухаживает, а тот, за кем ухаживают: выплата приходит вместе с обычной пенсией. Дальше этими деньгами получатель распоряжается на свое усмотрение.
Например, такую выплату может оформить внук бабушки, которой исполнилось 80 лет, или сосед мужчины с инвалидностью первой группы — при условии взаимного согласия на уход.
Как победить выгорание
Что изменилось с 10 марта
Суть изменений — в упрощении оформления. Максимум информации пенсионный фонд будет получать из общих баз и реестров, а подтверждать сведения справками не придется. Если раньше нужно было брать справки из соцзащиты, налоговой или центра занятости и подтверждать инвалидность, то теперь этого не потребуется.
Вот что изменилось:
Если выяснится, что выплата получена незаконно или предоставлены недостоверные сведения, деньги придется вернуть — эта обязанность возлагается на виновника. Хотя виновником может быть один человек, а деньги получает другой.
Заявление на выплату можно заполнить в личном кабинете на сайте ПФР.
Как определяется вина и кто должен вернуть деньги
Если ухаживающий за нетрудоспособным человеком устраивается на работу, выходит на пенсию или получает пособие по безработице, право на выплату теряется. Но условная внучка, которая оформила выплату, может не знать или забыть о своей обязанности сообщить в пенсионный фонд о трудоустройстве. А фактически деньги получает бабушка, и она вообще может быть не в курсе, что внучка теперь работает и права на выплату не имеет. Хотя деньги продолжают приходить вместе с пенсией.
Был случай, когда одной бабушке за уход внучки выплата приходила два года. Пенсионный фонд знал, что внучка уже трудоустроена — за нее платили взносы и сдавали отчеты, — но все равно сделал ее виноватой, потому что она не отчиталась о своем трудоустройстве. Бабушку в той истории заставили вернуть деньги, а внучку осудили за мошенничество по статье 159.2 УК РФ — несмотря на то, что она возместила ущерб.
Обязанность сообщать в ПФР об изменениях, которые приводят к отмене выплаты, никуда не делась — это нужно сделать в течение 5 дней. «Забыл» — это не аргумент. Вина и умысел состоят уже в том, что человек не сообщил, хотя такая возможность у него была. А преступление — это факт получения компенсации, а не сокрытие информации.
Если получаете такую выплату, следите за изменениями в жизни того, кто за вами как будто ухаживает. С учетом того, что ухаживать может даже посторонний человек, которого вы никогда и не видели, — это может быть затруднительно.
Если вы оформлены как ухаживающий человек, вовремя сообщайте в ПФР о трудоустройстве, пособиях, назначении пенсии и других событиях из пункта 9 утвержденных правил. Может случиться так, что денег вы не видели, а вернуть их обязаны. По статье 159.2 УК РФ можно наказывать и тех, кто выплату фактически не получал. Важно, кто ею пользовался.
В чем плюс такой выплаты для тех, кто оформляет уход
Период ухода засчитывается в пенсионный стаж и позволяет получать 1,8 балла за каждый год.
Если оформляется уход за пожилым человеком до 80 лет
Выплата назначается только при наличии у него инвалидности первой группы или потребности в постоянном уходе по состоянию здоровья. Потребность в уходе нужно подтвердить медицинским заключением — этот документ не отменен, без него оформить выплату не получится.
Начиная с 80 лет инвалидность и нуждаемость в уходе для этой компенсации уже не имеют значения.
Если ухаживает самозанятый
Раньше в правилах было написано, что выплата прекращается, если есть оплачиваемая работа. Фактически это означало, что права на компенсацию нет и у самозанятых, если они получают доход.
Теперь важна не оплата, а факт регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. Это не то же самое, что наличие дохода. Самозанятые плательщики налога на профессиональный доход без уплаты добровольных взносов не считаются застрахованными в системе ОПС. Поэтому они и сами могут получать прибавку к пенсии, и уход за нетрудоспособными вправе оформить.
В этом отличие выплаты от пособия по безработице. Там самозанятые не имеют права на помощь от государства, даже если не получают денег от заказчиков, а просто зарегистрированы в приложении «Мой налог».
Если вы самозанятый, получаете 100 тысяч рублей в месяц и не платите пенсионные взносы — право на компенсационную выплату за уход есть. Если вы ИП на упрощенке с обязательными взносами, но без дохода или официально безработный с пособием в размере 1500 Р — выплаты быть не должно.
Осуществление компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами
Государственная услуга предоставляется неработающим трудоспособным лицам из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а также членам их семьи и их наследникам в случае неполучения начисленной суммы компенсационной выплаты в связи со смертью лица, осуществлявшего уход (далее – гражданин).
К нетрудоспособным гражданам относятся инвалиды I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелые, нуждающиеся по заключению медицинской организации в постоянном постороннем уходе либо достигшие возраста 80 лет.
Гражданин может воспользоваться государственной услугой через своего законного или уполномоченного представителя (далее – представитель).
Государственную услугу предоставляют территориальные органы ПФР.
Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от гражданина осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
Заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, рассматривается территориальным органом ПФР в течение 10 рабочих дней со дня его приема территориальным органом ПФР со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.
В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, гражданин представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, с учетом документов, представленных гражданином по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта.
В случае если гражданин на основании разъяснения территориального органа ПФР не представил недостающие для назначения компенсационной выплаты документы, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, в срок, предусмотренный пунктом 44 Административного регламента, и при этом в территориальный орган ПФР поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа ПФР документами рассматривается не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 44 Административного регламента.
Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с вышеназванным заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина, в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии, а также в случае представления недостающих документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в срок, предусмотренный пунктом 44 Административного регламента, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
Принятие решения о прекращении осуществления компенсационной выплаты осуществляется территориальным органом ПФР в день получения территориальным органом ПФР заявления о прекращении осуществления ухода неработающим трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином и (или) извещения.
Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Заявление о продолжении осуществления ухода неработающим трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином рассматривается территориальным органом ПФР не позднее 5 рабочих дней со дня его получения территориальным органом ПФР с документами, представляемыми в соответствии с пунктом 23 Административного регламента.
Возобновление осуществления компенсационной выплаты производится на основании вышеназванного заявления с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было приостановлено.
Выплата неполученных в связи со смертью нетрудоспособного гражданина сумм компенсационной выплаты, а также начисленных сумм компенсационной выплаты, причитавшихся неработавшему трудоспособному лицу, осуществлявшему уход за нетрудоспособным гражданином, и оставшихся неполученными им в связи с его смертью, производится не позднее 5 рабочих дней со дня приема территориальным органом ПФР заявления о выплате неполученных в связи со смертью нетрудоспособного гражданина сумм компенсационной выплаты или заявления о выплате начисленных сумм компенсационной выплаты, причитавшихся неработавшему трудоспособному лицу, осуществлявшему уход за нетрудоспособным гражданином, и оставшихся неполученными им в связи с его смертью, документов, предусмотренных пунктами 24 и 25 Административного регламента, и информации организации, занимающейся доставкой пенсии, о недоставленных суммах пенсии.
Справка о суммах компенсационной выплаты, не полученных при жизни неработавшим трудоспособным лицом, осуществлявшим уход за нетрудоспособным гражданином, выдается территориальным органом ПФР в течение 3 рабочих дней после приема территориальным органом ПФР заявления о выдаче справки о суммах компенсационной выплаты, неполученных при жизни неработавшим трудоспособным лицом, осуществлявшим уход за нетрудоспособным гражданином, с документами, предусмотренными пунктом 26 Административного регламента.
В случае отказа в удовлетворении поданного заявления территориальный орган ПФР не позднее 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.
Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги руководствуются:
Приказом Минтруда России от 13.04.2016 N 166н (в ред. от 01.09.2017) «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (зарегистрировано в Минюсте России 29 июня 2016 г., регистрационный № 42671);
Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая);
Гражданским кодексом Российской Федерации (часть третья);
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»;
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии»;
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».
Максимальное время ожидания в очереди при обращении по вопросам предоставления государственной услуги не должно превышать 15 минут.