Угс во что это в библиотеке
Электронная библиотечная система
Электронно-библиотечная система (ЭБС) — это предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) обязательный элемент библиотечно-информационного обеспечения учащихся вузов, представляющий собой базу данных, содержащую издания учебной, учебно-методической и иной литературы, используемой в образовательном процессе, и соответствующую содержательным и количественным характеристикам, установленным приказом Рособрнадзора от 05.11.2012 г. № 1953.
Ежегодный анализ развития рынка ЭБС в России проводится Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), которым опубликованы три Отраслевых доклада по данному вопросу:
Проведенный в 2012 году ВЦИОМ социологический опрос показал значительный рост популярности ЭБС в качестве источника учебных и учебно-методических материалов «Электронно-библиотечные системы: перспективы использования современного формата в российских вузах» / Пресс-выпуск № 2098 от 28.08.2012 г.
Содержание
Нормативное регулирование
Соблюдение авторских прав
Электронные библиотечные системы должны создаваться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об авторском праве (Главы 69 и 70 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также международных договоров Российской Федерации, то есть любые охраняемые авторским правом материалы должны включаться в такие системы только с согласия авторов, издателей и иных правообладателей (статьи 1229 и 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации). [7]
В противном случае образовательные ЭБС не смогут обеспечить соответствие вузов положениям федеральных государственных образовательных стандартов, аккредитационным и лицензионным требованиям.
Требования к электронно-библиотечным системам
Требования к обеспеченности обучающихся доступом к электронно-библиотечной системе установлены ФГОС ВПО нового поколения и лицензионными нормативами, утвержденными Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (Рособрнадзор) от 5 сентября 2011 г. № 1953
№ | Содержательные характеристики электронно-библиотечной системы | Минимальное (базовое) значение |
---|---|---|
1 | Количество учебников и учебных пособий, изданных за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет) | Не менее 2,5 тыс. изданий |
2 | Количество научных монографий | Не менее 500 изданий |
3 | Количество журналов из Перечня российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, утвержденного Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации | Не менее 50 |
4 | Количество учебников и учебных пособий по основным областям знаний (укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (далее – УГС) | Не менее 20 изданий по каждой из не менее чем 20 % УГС |
5 | Количество представленных в электронно-библиотечной системе издательств, выпускающих издания, используемые в образовательном процессе | Не менее 25 |
6 | Общее число изданий, включенных в электронно-библиотечную систему | Не менее 5,0 тыс. |
Технические характеристики электронно-библиотечной системы: | ||
1 | возможность индивидуального неограниченного доступа к содержимому электронно-библиотечной системы из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет; | |
2 | возможность одновременного индивидуального доступа к содержимому электронно-библиотечной системы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; | |
3 | возможность полнотекстового поиска по содержимому электронно-библиотечной системы; | |
4 | возможность формирования статистического отчета по пользователям; | |
5 | представление изданий с сохранением вида страниц (оригинальной верстки); | |
6 | возможность доступа к зарубежным периодическим научным изданиям. |
Виды электронно-библиотечных систем и других электронных библиотечных ресурсов
Организация en:Delos, разработавшая образцовую модель электронной библиотеки, определяет электронную библиотечную систему как информационную систему, основанную на заданной архитектуре и предоставляющую пользователю всю функциональность, определяемую задачами данной электронной библиотеки. Пользователи взаимодействуют с электронной библиотекой через соответствующую информационную систему. [8]
С организационной точки зрения электронные библиотечные системы можно разделить на внутренние и внешние в зависимости от источника и принципа их формирования. Внутренняя электронная библиотечная система разрабатывается библиотекой самостоятельно. В данном случае информационная система принадлежит библиотеке, что позволяет ей беспрепятственно пополнять свою электронную библиотеку, разрабатывать дополнительный функционал, интегрировать её с другими информационными системами, например, АБИС, сайт библиотеки, СДО, вести сквозные поиски и тд. Наполнение материалами в такой библиотеке может осуществляться как собственными фондами, например, трудами преподавателей университета в случае вузовской библиотеки, так и внешними, если имеются соответствующие договоры.
Внешняя электронная библиотечная система работает на основе прямых договоров с правообладателями, агрегируя в одном месте большое количество изданий и сотрудничая одновременно с несколькими издательствами. До конечного пользователя необходимые материалы доставляются посредством платных онлайн подписок разной длительности. В таких сервисах разработан свой собственный функционал. Доступ может предоставляться не только библиотекам, но и отдельным пользователям.
30 августа 2010 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, а также подготовки квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий. [9]
На заседании был рассмотрен вопрос «О комплексе организационных и экономических мероприятий, обеспечивающих внедрение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования электронных библиотечных систем». Отмечено, что в настоящее время существует три вида электронных библиотечных ресурсов:
Все три группы электронных библиотечных ресурсов являются взаимодополняющими средствами обеспечения образовательного процесса, однако в рамках выполнения требований ФГОС ВПО и поручения Президента Российской Федерации от 31.10.09 № Пр-2920 необходимо было в первоочередном порядке обеспечить внедрение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования электронно-библиотечных систем, обеспечивающих широкий доступ студентов вузов и специалистов к учебным материалам. Таким образом для соответствия требованиям новых ФГОС ВПО учреждения могут воспользоваться как внешней системой, так и создать собственную электронную библиотечную систему при условии, что она будет удовлетворять критериям, предъявляемым к ЭБС. [10]
Угс во что это в библиотеке
управление городского строительства
Удоканская горная компания
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
усилитель групповых сигналов
укладчик грубых кормов
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
указатель гироскопического курса
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
унифицированная габаритная схема
Управление гражданского строительства
укрупнённая группа специальностей
«Уральские газовые сети»
Полезное
Смотреть что такое «УГС» в других словарях:
УГС — абревіатура Українська Гельсінська Спілка 1976 1990 рр. незмінювана словникова одиниця іст … Орфографічний словник української мови
УГС — унифицированная габаритная схема … Словарь сокращений русского языка
АИС УГС — автоматизированная информационная система управления государственной собственностью Источник: http://pcweek.ru/?ID=619430 Пример использования АИС УГС Воронежской области … Словарь сокращений и аббревиатур
УГК — Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского г. Екатеринбург, муз. УГК УГС Удоканская горная компания организация УГК Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
Словарь метротерминов — Эта страница глоссарий. Приведены основные понятия, термины и аббревиатуры, встречающиеся в литературе о метрополитене и железной дороге. Подавляющее большинство сокращений пришли в метрополитен с железной дороги напрямую или образованы по… … Википедия
Теоретическая геохронология — [1] раздел общей геохронологии. В разделе результаты получены теоретическим путём, то есть выведены логически из некоторого количества аксиом. Она рассмотрена преимущественно для Pb Pb системы. Основная статья: Геохронология… … Википедия
Электронная библиотечная система — Электронно библиотечная система (ЭБС) это предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) обязательный элемент библиотечно информационного обеспечения учащихся вузов,… … Википедия
Гришин, Василий Дмитриевич — Родился 6 августа 1954 в г. Северодвинске в семье рабочего. В 1971 г. сборщик достройщик цеха № 40 ГМП «Звездочка». Одновременно поступил в Севмашвтуз, который окончил в 1977 г. Работал мастером, заместителем начальника цеха. В 1992 г.… … Большая биографическая энциклопедия
АЛТИ — Координаты … Википедия
Руденко, Николай Данилович — Руденко Николай Данилович укр. Руденко Микола Данилович Род деятельности: Правозащитник Дата рожде … Википедия
Системы автоматизации
для библиотек
Автоматизированные библиотечные информационные системы
(АБИС) — системы планирования ресурсов, которые используются для отслеживания библиотечных фондов.
АБИС созданы для того, чтобы перейти с традиционных технологий, которые использовала библиотека, на автоматизированные. Основная составная часть АБИС — система автоматизации библиотек. Она позволяет обеспечивать комфортный доступ пользователей к фондам библиотеки.
Автоматизация библиотечной работы, по сути, необходима для решения таких основных задач, как скорость обслуживания читателей, эффективное управление фондами и защита библиотеки от хищений.
АБИС в современных библиотеках по одному из методов применяют устройства по определению радиочастот. Как это помогает библиотеке? Это оборудование делает возможным бесконтактное считывание информации с электронных меток. Оно используется, когда выдаются и принимаются книги, для обеспечения сохранности фондов и учета изданий.
Таким образом, ручной труд сотрудников библиотеки становится минимальным, при этом качество работы повышается. Сейчас разработаны станции по автоматической выдаче книг, контроля несанкционированного выноса литературы и инвентаризации.
Автоматизация работы библиотеки включает в себя и маркировку оригиналов книг специальными метками. Подобные информационные носители связаны с данными учета, поэтому отслеживать и контролировать перемещения внутри библиотеки очень удобно. С такой технологией управление фондами будет достаточно эффективным.
Мы расскажем о продуктах по автоматизации, которые используют библиотеки в нашей стране.
ИРБИС64 — система по автоматизации, которая отвечает всем международным стандартам, предъявляемым к современным АБИС.
Линейка «Ирбис» на слуху у библиотекарей и многие с ней работают. В базовой поставке представлено 7 модулей, которым присвоены роли: «Каталогизатор», «Комплектатор», «Книговыдача», «Читатель», «Администратор», «Корректор» и «Книгообеспеченность».
OPAC-Global — АБИС, которая предназначена для автоматизации не только отдельно взятых библиотек, но и целой группы.
Отличительная особенность этой системы в том, что все функциональные задачи выполняются на центральном впс» target=»_blank»>сервере, а пользователи работают в браузерах.
Руслан-Нео от Открытых библиотечных систем — современная версия АБИС «Руслан», которая разработана на новой платформе. Как и OPAC-Global может применяться для автоматизации группы библиотек. Большой плюс этой системы в том, что она не требует установки дополнительного ПО, и сотрудники библиотеки для работы могут использовать только браузер.
Состав модулей данной АБИС: базовые функции для комплектования, каталогизации, обслуживания пользователей и предоставления доступа к электронному каталогу.
МегаПро — АБИС для построения электронных библиотек и ЭБС. Данный продукт может использоваться в традиционном и «облачном» варианте. Работа с любым модулем реализована с помощью веб-интерфейса.
Обслуживание читателей вузовской библиотеки в цифровую эпоху
Инновационный характер мировой экономики и четвертая промышленная революция оказали серьезное влияние на систему образования и стали главными факторами трансформации библиотечного дела. Являясь одними из множества медиумов, носителей и ретрансляторов научной информации, библиотеки утратили свой монопольный статус и, вместе с тем, были вынуждены изменить содержание и форматы обслуживания читателей, чтобы выжить в конкурентной информационной среде.
На каждом этапе обслуживания читателям современных библиотек встречаются технологии и подходы, распространенные прежде лишь в коммерческих компаниях и в практиках некоммерческих организаций (третьего сектора). Многие публичные библиотеки стали работать в формате американских центров местного сообщества (local community center), объединяющего жителей городского района, поселения. Многие библиотеки становятся в результате организационной и содержательно трансформации досуговыми информационными центрами, своего рода магнитами, точками притяжения жителей. В библиотеках организуется сбор пожертвований, создаются дискуссионные площадки для обсуждения важных вопросов из жизни сообщества. Происходит интеграция функционала библиотек (в том числе университетских) и культурных, досуговых, творческих, общественных объединений.
Вузовские библиотечные подразделения, так же как и публичные библиотеки, переживают не самые простые времена, но вряд ли кто-то из руководителей этих библиотек скажет, что готов сдаться, спасовать перед трудностями и вызовами времени. Безусловно, в новых реалиях возрастает конкуренция за читателей, увлеченных мобильными приложениями и книжными ресурсами: привычного обслуживания в такой ситуации мало, необходимо еще и объяснять студентам и представителям преподавательского состава, что в библиотеках доступен большой массив лицензионного контента, а библиотека, в отличие от нелегальных платформ, гарантирует сохранность персональных данных. Значительная часть этой работы вынесена за пределы кампусов — проводится онлайн, в социальных сетях и мессенджерах. Несмотря на сложность условий и необходимость постоянных преобразований, библиотеки готовы к конкуренции.
Вместе с тем, новые потребности учебного процесса диктуют библиотекам образовательных организаций необходимость сохранения традиционных книжных фондов, а следовательно, потребность мотивировать читателей работать с информацией на физических носителях чаще. В условиях всепоглощающих телекоммуникаций это непросто, но у вузовских библиотек нет выбора — отказ от работы с печатными книгами может обернуться утратой лица библиотеки, фондовых богатств, потерей архивной информации, проблемами при прохождении проверок и аккредитаций.
Обслуживание читателей в сети и в офлайн
Как уже было сказано ранее, изменения на рынке труда и в сфере потребления научной информации объясняют смешанный характер работы с читателями в вузовских библиотеках. Во-первых, реальностью стало участие в работе библиотек маркетологов и специалистов по продвижению в социальных сетях, комьюнити-менеджеров. Во-вторых, и это относится к обслуживанию в целом, изменившиеся потребности потребителей информации требуют индивидуального подхода, сопровождения каждого читателя на всех этапах обслуживания от регистрации и до исследовательских «миссий». В-третьих, библиотекарям, чтобы не утонуть в море информации, необходимо постоянно повышать квалификацию. Современный библиотекарь должен знать о литературе из собственных фондов всё, поскольку поверхностные знания не соответствуют возрастающим потребностям ученых и обучающихся. Эта работа по сбору и агрегации данных — аналитическая по своей природе — требует изыскания новых временных, кадровых, организационных, финансовых ресурсов.
Но и это еще не все. Четвертый вызов, с которым сталкиваются библиотеки вузов, — это участие в производстве контента: научных статей, монографий, пособий, учебников. К сожалению, еще не все библиотеки вовлечены в этот процесс и не все сотрудники чувствуют свою причастность к созданию условий повышения качества исследований и роста индекса Хирша представителей научных школ. Библиотеке суждено стать опорной институцией вуза, дающей авторам дополнительную экспертизу научных трудов, а следовательно, способствовать росту показателей цитирования, укрепляя тем самым бренд вуза.
Трансформация традиционных форм обслуживания читателей
К традиционным формам обслуживания читателей в вузовской практике относят следующие активности.
Наиболее показательны изменения в индивидуальном обслуживании, вышедшем в онлайн. Изменения радикальные: самоочевидно, что пользователь может с легкостью заказать нужные ему книги, воспользоваться подписными ресурсами и наукометрическими базами данных. Часто читатели забывают, что библиотекарь может помочь в исследовании, например, дать справку по источникам, порекомендовать литературу, научный журнал для публикации. И расстояние между читателем и библиотекарем сократилось как никогда прежде — в большинстве случаев для доступа к справочным услугам библиотеки достаточно отправить сообщение.
Клубные формирования библиотеки вуза также могут быть представлены в онлайн. Пластичное виртуальное пространство позволяет расширить круг участников любой деятельности, инициированной библиотекой. И наоборот, оффлайновые проекты любой тематики могут создаваться совместно с читателями в Интернете, и в этом случае встречи в библиотеке станут своего рода отчетами о проделанной работе.
Сеть взаимодействий, сетевых и офлайновых, на сегодняшний день представляет собой монолит, информационную услугу без устоявшегося названия. Очевидно, что посредничество технических средств в цепочке «получатель информации – библиотекарь» не является определяющим, но эффекты этой новой формы обслуживания еще предстоит изучить как теоретикам библиотечного дела, так и практикам.
Развитие библиотечного фонда вуза
Библиотека является структурным подразделением вуза. Ее предназначение заключается в удовлетворении потребностей читателей в качественной информации, необходимой для обеспечения учебного и научного процессов, а также в содействии формированию культурного и высоконравственного специалиста.
Интеллектуальное, моральное и эстетическое развитие личности студента осуществляется на основании накопленного человечеством опыта, в том числе содержащегося в фондах библиотек. Именно поэтому выполнение библиотеки своего важного предназначения начинается уже на этапе формирования фонда. Формирование фонда включает в себя его комплектование, организацию, списание и управление им.
Как известно, главным условием эффективного функционирования библиотеки является соответствие ее деятельности задачам и требованиям, которые диктует ей внешняя и внутренняя среда. Поэтому фонд должен быть сформирован таким образом, чтобы стать основой выполнения этих задач.
Комплектование фондов в современных условиях развития информационного общества приобретает большое значение для будущего отечественного образования и науки, государства в целом. Комплектование библиотечного фонда — создание, постоянное пополнение и обновление библиотечного фонда путем отбора, заказа и приобретения литературы в электронном и бумажном форматах, соответствующих профилю библиотеки, информационным потребностям ее пользователей, а также отчуждения ненужных документов. Вузовские библиотеки, обладая исторически богатыми фондами, способны выстраивать на их основе собственные исследовательские, образовательные и культурные программы, как в рамках вуза, так и вне его. Предстоит разработать и представить позицию относительно важности сохранения документального наследия, хранящегося в вузовских библиотеках.
Как формируется библиотечный фонд в вузе
Формирование фонда — это процесс, а любой процесс разделен на этапы. На первом этапе происходит определение финансовых затрат. Вполне очевидно, что для наполнения информационной среды вуза ресурсной составляющей требуется финансирование. Многие вузы сегодня уделяют большое внимание вопросу финансирования библиотечного фонда.
На втором этапе происходит построение модели документального фонда на основе данных его изучения и анализа. Что важно на этом этапе: провести мониторинг потребностей вуза, проанализировать дисциплины и списки литературы РПД, специальности, научные направления и, конечно, узнать больше о самих читателях — студентах и преподавателях (про обслуживание читателей вузовской библиотеки в цифровую эпоху читайте здесь ). Все собранные данные отражаются в стратегических документах по формированию фондов. В библиотеках также используют электронный рубрикатор, который является своеобразным электронным тематическим планом комплектования, основанием для комплектования библиотечного фонда вуза.
У этого этапа есть свои особенности, они связаны с тем, что библиотеки вузов должны обеспечивать учебный процесс литературой в соответствии с нормами Министерства. Помимо этого, с библиотек не снимается решение вопроса по обеспечению документами научной составляющей вуза.
Третий этап формирования фонда — определение технологии отбора, приобретения литературы, другими словами, само комплектование. Современный процесс комплектования связан с электронным и бумажным форматами. Цифровизация общества предполагает, что в библиотеках большую часть фондов должны составлять электронные ресурсы.
Библиотечный фонд как базовый элемент информационно-образовательной среды вуза выполняет ценностно-ориентационную функцию. В данном случае более значимой функцией становится комплексное методическое обеспечение дисциплин всей необходимой литературой. Комплектование фондов — непрерывный процесс, в котором принимают участие сотрудники библиотеки и преподаватели. По их заказам и формируется фонд.
В целях улучшения обеспечения образовательного процесса литературой и повышения ответственности кафедр за формирование фондов организована работа с референтами. Референт — преподаватель или заведующий кафедрой, который отвечает за формирование фондов библиотеки по профилю кафедры. Референт информирует отдел комплектования библиотеки об изменениях в учебных планах кафедры, предоставляет библиотеке список рекомендованной учебной литературы, изучает каталоги и формирует заявку на книги, посещает выставки новой литературы, готовит сведения для кафедры о новых поступлениях литературы, занимается списанием устаревших книг.
Тенденции, факторы и источники формирования библиотечных фондов
Главной тенденцией комплектования фонда, а также условием решения всех вопросов, связанных с этим процессом, стоит признать его постоянную модернизацию, то есть приведение в соответствие с новейшими достижениями науки, современным законодательством, требованиями к выпускнику вуза. Предоставление читателям электронных ресурсов (как локальных, так и удаленных), которые дают им широкие возможности для комбинирования поиска и выбора необходимой литературы, — одна из тенденций комплектования фонда. Вузы заключают договоры с электронно-библиотечными системами для обеспечения участников учебного процесса всей необходимой литературой. Самой популярной ЭБС среди российских вузов является ЭБС Лань (по результатам мониторинга информационно-аналитического журнала «Университетская КНИГА» за 2020 г.).
Одним из факторов, определяющих формирование фонда, является постоянное и целенаправленное изучение потребностей реальных и потенциальных пользователей, а также предвидение запросов, которые могут появиться у студентов и преподавателей в ближайшее время. Чтобы лучше понимать потребности аудитории, нужно проводить опросы и исследования читательского спроса, отслеживать заказы на интересующую литературу, следить за книжными новинками. При этом не следует слепо приобретать всю литературу по читательским запросам.
Другой источник пополнения фонда — дары от авторов, читателей, выпускников, организаций и учреждений.
Полезной для комплектования фонда является разработка сотрудниками библиотеки «Тематического плана комплектования». Это базовый документ, регламентирующий основные направления комплектования. Он определяет тематику, виды названий, включаемых в библиотечный фонд и должен ежегодно редактироваться.
Учет электронных документов
Перед тем, как приобретать подписку на электронные ресурсы, необходимо понять, что в библиотеке уже имеется и чего не хватает. Для этого и существует учет электронных ресурсов, но он вызывает немало вопросов у специалистов библиотечного дела.
Регистры учета электронных документов, представленные в приложениях к «Порядку учета документов», стали основой для разработки аналогичных форм для вузовских библиотек. Предполагается, что ведение регистра суммарного учета сетевых локальных документов не представит больших затруднений, поскольку они учитываются по той же схеме, что и печатные. Вместе с книгами и периодическими изданиями в электронных библиотеках вуза содержатся статьи преподавателей, которые по правилам библиотечного учета не учитываются в общем объеме фонда.
Ситуация с учетом сетевых удаленных документов обстоит сложнее. Электронные документы, которые библиотека получает во временное пользование на условиях договора, должны включаться в показатели объема всего фонда. В то же время вузы заинтересованы в учете удаленных сетевых документов в общем объеме фонда по следующей причине: при предоставлении информации международным рейтинговым агентствам вузу необходимо раскрыть данные о библиотечных фондах. Информация о книгообеспеченности (печатные и электронные издания) по основным программам используется Минобрнауки в качестве одного из показателей, обеспечивающих лицензирование образовательной деятельности вуза.