Угроза житомира что это в мчс
Госдума обязала граждан эвакуироваться в случае возникновения угрозы ЧС
Государственная дума в третьем чтении одобрила поправки в закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», сообщается на официальном сайте нижней палаты. В соответствии с ним граждане по требованию властей обязаны эвакуироваться в случае возникновения угрозы чрезвычайной ситуации.
Авторы документа подчеркивают, что эвакуация будет проводиться лишь в случае реальной угрозы жизни и здоровью граждан. «Это может быть, например, зона пожара или наводнения, когда существуют достоверные основания полагать, что люди могут пострадать», — отмечается в пояснениях к поправкам.
В Госдуме при этом отметили, что речь не идет о принудительной эвакуации. Тем не менее в случае нарушения правил гражданину может быть вынесено предупреждение или административный штраф на сумму от 1 тыс. до 30 тыс. руб.
На вопрос, кто будет охранять оставленное имущество от мародеров, в пояснениях отмечается, что документ на эту тему сейчас прорабатывается в правительстве.
«Но в любом случае воровство, грабеж, мародерство являются уголовными преступлениями и преследуются по закону. Кроме того, охрана общественного порядка в чрезвычайных ситуациях, а также оцепление местности уже возложены на соответствующие органы МВД России и Росгвардию», — говорится в сообщении на сайте Госдумы.
Поясняя поправки, замглавы МЧС Алексей Серко рассказал, что до сих пор спасателям приходится уговаривать людей эвакуироваться вместо того, чтобы, например, тушить лесные пожары. «Мы вынуждены упрашивать, объяснять, что необходимо спастись не столько от пожара, сколько от того же дыма, отравления. В итоге, когда наступают последствия, мы вынуждены пострадавших на руках выносить, спасать, и не всегда это возможно», — цитирует Серко агентство ТАСС.
Россиян обяжут эвакуироваться из зоны ЧС по первому требованию властей
Читайте нас в Google Новости
Госдума приняла закон, обязывающий россиян эвакуироваться с территорий, на которых существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) сразу после получения такого указания со стороны властей. Об этом сообщается на сайте парламента.
Предусматривается введение обязанности для граждан Российской Федерации эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации с момента получения информации о проведении эвакуационных мероприятий от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, — говорится в тексте пояснительной записки.
Полномочиями по принятию решения о проведении эвакуационных мероприятий законопроект наделяет правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС. Указания могут поступать также через СМИ или операторов связи.
Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискaрёв уточнил, что законом не предусмотрена принудительная эвакуация людей из зoны чрезвычайной ситуации. Эвакуационные мероприятия возможны, по егo словам, только в случае реальной угрозы жизни и здоровью.
За невыполнение гражданину этих предписаний [по эвакуации] может быть дано предупреждение или наложен административный штраф на сумму от 1 до 30 тысяч рублей, — приводятся слова Пискaрёва.
Ранее в России был разработан национальный стандарт эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС). Как следует из документа, эвакуация из зон ЧС может осуществляться всеми видами транспорта, в том числе с помощью метро и электромобилей. В тексте сказано, что сопутствующими действиями структур и ведомств должны стать блокирование автомагистралей и пешеходных путей в опасные районы, осуществление жёсткого пропускного режима, запрет посещения опасных зон всем, кто не занят в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий.
Что такое режим ЧС и почему его вводят?
В рамках Года гражданской обороны в системе МЧС России мы продолжаем отвечать на наиболее актуальные вопросы, касающиеся защиты населения и территорий нашей страны.
К сожалению, нередко мы слышим, что где-то введен режим чрезвычайной ситуации. Иногда это очень крупные события: техногенная авария, паводок, лесной пожар. Иногда локальные, например, вспышка гриппа в отдельном районе. Так что такое режим ЧС?
Определение этого понятия, а также основные пояснения прописаны в Федеральном законе № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Что именно может стать причиной ЧС?
Стихийные бедствия : землетрясение, засуха, наводнение, шторм, метель и буран, природный пожар, извержение вулкана, ураган.
Техногенные катастрофы : аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, на гидротехнических сооружениях, промышленные аварии, аварии на транспорте (воздушном, железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метро).
Инфекционные заболевания – эпидемия какого-либо заболевания.
ЧС военного времени : ввод иностранных войск, нападение на РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий, вмешательство во внутренние дела РФ, демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями, наличие вблизи страны вооруженных конфликтов, попытки внутреннего переворота, террористическая деятельность и другое.
Антропогенные катастрофы : изменение климата под воздействием научно-технического процесса и хозяйственной деятельности.
Кто имеет право вводить этот режим?
В зависимости от уровня ЧС это могут делать глава города, района, губернатор региона, правительство РФ, президент страны.
Для введения режима чрезвычайной ситуации требуется официальный документ, где будут указаны причины ЧС, обоснование необходимости введения режима, границы территории, где он будет действовать, силы и средства на его обеспечение, перечень мер, ответственные должностные лица и службы, время вступления и срок действия.
Ввели ЧС, что дальше?
Уполномоченные органы обязаны:
Непрерывно контролировать причину ЧС, оповестить вышестоящие органы, исполнительную и местную власть, население.
Ограничить доступ людей (кроме служб, занимающихся ликвидацией) к месту, где произошло ЧС.
Обеспечить защиту населения, в том числе эвакуацию.
Заниматься ликвидацией чрезвычайной ситуации, определением порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, поддержкой общественного порядка.
Какие ограничения для граждан предполагает режим ЧС?
Как правило, введение режима предполагает ограничение личных и общественных прав граждан.
Может быть запрещен или ограничен доступ на территорию ЧС. Ограничивается деятельность, которая может привести к новым очагам. Например, во время режима ЧС по лесным пожарам запрещается посещать лес.
Государство накормит и простит все долги? Что нужно знать о режиме ЧС
19 марта во всех 85 регионах России начал действовать режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. К середине апреля всё чаще слышны голоса, требующие ввести в стране режим чрезвычайной ситуации (ЧС) или режим чрезвычайного положения (ЧП), так как тогда якобы государство спишет все кредиты бизнесу и гражданам, а также будет бесплатно всех кормить. Почему такой режим не вводится и мы должны быть этому рады?
С введением регионами России режима повышенной готовности в стране стал кардинально меняться образ жизни всех без исключения. В условиях, когда резко растёт число заразившихся коронавирусом, а экономику страны лихорадит из-за режима самоизоляции, ряд представителей общественности, предпринимательского сообщества, а также рядовые граждане стали требовать введения в стране режима ЧС или ЧП.
Основной аргумент состоит в том, чтобы «узаконить» ограничения, с которыми мы сталкиваемся, и получить компенсации за все потери. Ведь бизнес (особенно малый и средний) пострадал очень сильно из-за закрытия кафе, ресторанов, баров, небольших магазинов непродовольственных товаров. Огромные убытки несёт туристическая индустрия, предприятия сферы услуг, досуга и культуры.
Сказывается ситуация и на рядовых гражданах: некоторые из них теряют работу, так как работодатель больше не в силах выплачивать зарплату или вносить платежи за аренду.
Правительство России разработало и претворяет в жизнь целый ряд мер по поддержке бизнеса и граждан, однако отчасти (и это правда) меры эти оказываются хоть и полезными, но недостаточными.
Некоторые утверждают, что стране не нужен никакой режим повышенной готовности, о котором к тому же мало кто знал до его введения. Они говорят, что необходимы более жёсткие режимы – ЧС или ЧП. Если они вводятся, то государство и правда берёт на себя значительную ответственность за содержание населения. Но всё не так просто.
Что такое режим повышенной готовности?
Об этом режиме, и правда, знали немногие до его введения. Тем не менее этот режим вовсе не является недавним нововведением властей или попыткой «подписать» под него ограничительные меры, которые свойственны ЧС и ЧП, не вводя непосредственно эти режимы, как утверждают многие.
Всё, связанное с такими режимами, есть в одном главном законе – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ. В закон этот многократно вносились изменения, но применяемые прямо сейчас нормы там находились изначально. Словосочетание «режим повышенной готовности» мы встречам в пункте 6 статьи 4.1 этого закона, который гласит, что для защиты населения режимов может быть три:
– режим повседневной деятельности (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);
– режим повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации);
– режим чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации).
Цель режима повышенной готовности не допустить возникновения ЧС. При этом режим повышенной готовности – самый лёгкий и безобидный из всех, он минимально ограничивает права граждан. В режиме повышенной готовности и ЧС государство может:
– ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
– определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения;
– приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации;
– осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации.
Таким образом, все эти меры мы видим и сегодня. Движение транспорта уже ограничено по всей стране, вводятся цифровые пропуска, закрываются организации.
Этот тезис и дал многим комментаторам пищу для нападок на правительство. Казалось бы, при таком же наборе мер мог бы действовать и режим ЧС, и режим ЧП, которые якобы освобождают организации и граждан от обязательств перед банками и государством. А «если разницы нет, то зачем платить больше», – рассуждают они. Но разница есть, и она существенная.
Режимы ЧС и ЧП
Несмотря на кажущееся отсутствие разницы в мерах между режимами повышенной готовности, ЧС и ЧП, самые серьёзные отличия кроются в ограничениях, которые накладываются на граждан и в режиме работы государственных органов. Режим ЧС сам по себе в большей степени нужен для мобилизации сил и средств государства, проведения спасательных работ, ликвидации последствий катастрофы природного или техногенного характера.
Кстати, ряд положений закона №68-ФЗ как раз посвящены компенсациям для пострадавшего населения и наделяют органы власти полномочиями по адресной поддержке пострадавших – это как разовые выплаты, так и обеспечение жильём тех, кто потерял дома в результате наводнения, теракта или катаклизма. Режим ЧС неоднократно вводился в ряде регионов России из-за паводков, наводнений, лесных пожаров и так далее. В нынешней же ситуации речь не идёт о том, что коронавирус может быть признан катаклизмом, который разрушает дома и приводит к массовым жертвам среди населения. Для введения ЧС на территории России в данный момент просто нет никаких законных оснований.
Что же касается режима ЧП, к введению которого сегодня призывают многие, то он регулируется уже другим законом – №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Достаточно просто взглянуть на права властей и обязанности граждан, чтобы разница между нынешними мерами и ЧП превратилась из очевидной в невероятную.
Согласно статье 3 закона, основанием для введения ЧП в стране, помимо попыток насильственного изменения конституционного строя (с угрозой жизни граждан), являются:
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлёкшие (могущие повлечь) человеческие жертвы.
Однако в режиме ЧП у государства есть полномочия по максимальному ограничению прав граждан:
– установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение (статья 11, пункт б);
– запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий (статья 11, пункт е);
– временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений (статья 13, пункт а);
– мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда (статья 13, пункт е);
То есть при введении режима ЧП власти могут конфисковывать личные автомобили граждан для своих нужд, а также переселять людей из районов, которые, например, признаны опасными. Делать это власти имеют право в принудительном порядке, как и мобилизовывать население для проведения необходимых работ. В условиях эпидемии это уход за больными, скорая помощь, больницы, работа волонтёра и так далее.
Платить придётся
В законе №68-ФЗ, в соответствии с которым в регионах России сейчас действует режим повышенной готовности, есть указания на полномочия федеральных и региональных властей оказывать гражданам материальную поддержку. Речь при этом идёт о полномочиях. А не о порядке оказания помощи. Например, органы власти вправе устанавливать размер компенсаций пострадавшим от стихийного бедствия. Нынешние меры правительства, кстати, также попадают в регламент по этому закону.
В нынешней ситуации речь не идёт о том, что коронавирус может быть признан катаклизмом, который разрушает дома и приводит к массовым жертвам среди населения. Фото: Sergei Mikhailichenko/Keystone Press Agency/Globallookpress
Непосредственно нормы о порядке освобождения должников от ответственности содержатся в гражданском законодательстве и в общих чертах предполагают вступление в действие таких норм при наличии обстоятельств непреодолимой силы.
К ним закон относит природные катаклизмы, войны и прочие явления, которые стороны бессильны преодолеть. Важно, что полного списка «катаклизмов, катастроф и т.д.» нет нигде, так как суды рассматривают каждую ситуацию в отдельности.
Жалующимся сейчас на отсутствие обстоятельств непреодолимой силы гражданам стоит иметь в виду, что формально мэр Москвы Сергей Собянин в своём указе №12-УМ от 16 марта 2020 года признал коронавирус таким обстоятельством, что можно прочесть в пункте 12 Указа:
Установить, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлёкшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.
То есть мэр Москвы не вводил ни режим ЧС, ни режим ЧП, но дал основание пострадавшим считать нынешнюю ситуацию «обстоятельством непреодолимой силы». Следуя этой логике, дело теперь за малым. Необходимо доказать в суде наступление этих обстоятельств, а именно, что должник не имел возможности исполнить свои обязательства.
Но тут есть и хитрости. Должник должен настаивать на категорической невозможности выплаты долга, при этом у него не должно быть никакой собственности или денег, которые могли бы пойти в счёт уплаты. Кроме этого, обязательства по закону выполнить всё-таки придётся, то есть долги не спишут.
«Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остаётся возможным после того, как они отпали», – сказано в постановлении Верховного суда №7 от 24.03.2016.
В то же время должник вправе рассчитывать на снижение штрафа за неисполнение обязательств. Поэтому, согласно закону, нынешние меры поддержки со стороны правительства следует рассматривать только как меры добровольной поддержки населения.
Наконец, должно ли государство в период ЧС обеспечивать населению бесплатные продукты, выплату компенсаций, деньги? Да, должно. Однако в законе есть чёткий перечень, когда такие меры применяются, – это разрушение домов вследствие военных действий, землетрясения, наводнения, теракта. Коронавируса в этом списке нет, так как он не приводит к таким разрушительным последствиям, поэтому и помощь оказывается избирательно, а не всем подряд.
Ситуация в России сейчас хоть и далека от нормальной из-за пандемии коронавируса, но всё же не является ни ЧС, ни ЧП. Власти оказывают поддержку нуждающимся, есть основания полагать, что меры будут расширены. Тем же, кто призывает к режимам ЧС и ЧП, следует сначала почитать о «недемократичных» (но законных) ограничениях, с которыми они столкнутся вместо того, чтобы их освободили от долгов и кормили даром.
ГД поддержала инициативу об обязательной эвакуации из зоны ЧС
Законодательная инициатива МЧС России о внесении изменений в федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» была поддержана Госдумой в третьем чтении на заседании 15 декабря. Законопроект представил статс-секретарь — заместитель главы ведомства Алексей Серко.
Цель данной инициативы — защита россиян от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, отметил Серко.
Он напомнил, что в случае возникновения лесных пожаров вблизи населенных пунктов спасателям требуется помимо тушения возгорания обходить жилые дома и предупреждать население о необходимости эвакуации.
«При этом не всех [граждан] возможно убедить, а закон этот вопрос не регулирует. В итоге зачастую мы вынуждены пострадавших выносить на руках. Законопроект предлагает возложить на граждан обязанность эвакуироваться с места ЧС, когда их жизни и здоровью угрожает опасность», — рассказал замглавы ведомства.
Помимо этого изменения в законе позволят МЧС получать постоянный доступ к информационным системам в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на безвозмездной основе.
Нововведение сократит время сбора информации, из-за чего спасатели смогут быстрее реагировать на происшествия, уточнил он.
Также предлагается наделить правительство полномочиями по установлению порядка проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, а комиссий по ЧС — полномочиями на принятие решений о проведении указанных мероприятий.
В июне ведомство предложило обязать охрану и сотрудников ТЦ учить нормы противопожарной безопасности.
Алексей Серко тогда отмечал, что законопроект был разработан после инцидента в ТЦ «Зимняя вишня» в 2018 году, который унес жизни 60 человек, в том числе детей.
Поправки в ст. 25 закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» вступили в силу 1 июля 2021 года. Так, на производствах будут реализовываться «дополнительные профессиональные программы» для отдельных сотрудников, которые позволят избежать возгораний и негативных последствий от подобных происшествий.