Уголок уединения в садике что жить
Уголок уединения в ДОУ как средство формирования психологической разгрузки ребёнка
Татьяна Владимировна Попова
Уголок уединения в ДОУ как средство формирования психологической разгрузки ребёнка
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Кроме того, современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.
Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
Поэтому, нашей целью стало создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребёнка.
1. Создать уголок уединения в группе в соответствии с ФГОС
2. Создать психолого–педагогические условия для психологической стабильности ребёнка.
3. Расширить возможность личного пространства, места уединения для детей в групповом помещении.
4. Обеспечить индивидуальные потребности ребенка и благоприятные условия го развития.
Уголок уединения совмещает в себеуголок психологической разгрузки, который предназначен для отдыха и релаксации, выплескивания негативных эмоций.
Уголок настроения необходим для снятия эмоционального напряжения, поднятия настроения. Тактильный центр нужен для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.
И зону обогащения новыми впечатлениями и знаниями.
Изготовить уголок уединения можно в виде шатра, ширмы, палатки и т. п.
В нашей группе уголок уединения изготовлен из пластикового каркаса. В нем находятся близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Издавна известно, что вода обладает умиротворяющим свойством, поэтому шумовой водопад занял достойное место в нашем уголке. Для релаксации и снятия напряжения у детей мы используем массажные шарики. Обязательный атрибут — мягкие подушки, на которые ребёнокможет прилечь и отдохнуть: например подушки-обнимушки. Обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением. При этом, ребёнок может послушать аудиозапись с релаксирующей расслабляющей музыкой, например шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра. (что для этого есть)
Для обогащения эмоциональной сферы, в уголке размещены различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний. Например, такие игры, как «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если мы видим, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаемся мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагаем ребёнку поиграть в ту или иную игру.
Тактильный центр в нашем уголке уединения используется – для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.Он включает в себя: пластилин, шнуровки, тактильные мешочки, шумовые коробочки, сухой бассейн из крупы, клубочки ниток, сенсорную игрушку «Море в коробке», настольную песочницу, всевозможные мелкие игрушки.
В уголке уединения имеется зона обогащения новыми впечатлениями и знаниями, которая включает в себя различные дидактические игры, книги, поделки детей, так как создание детьми красивых вещей помогает ребёнку быть в гармонии с собой.
Уголок уединения ограничен шторками, дети используют его как игровую зону. Если кому-то из детей необходимо уединиться, он прикрепляет с внешней стороны изображение замка, что является сигналом для других детей и взрослых «Вход воспрещен».
Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы находятся в уголке постоянно. Это придает ребенку чувство уверенности, постоянства.
Таким образом, предметно-пространственная среда в группе обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, но и возможность для их уединения. Именно на это обращено особое внимание в требованиях ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде п. 3.3.1.
В завершении мне хотелось бы пожелать вам эмоционального благополучия в семье и в стенах детского сада, и конечно же творческих успехов в нашем общем деле!
Спасибо за внимание!
Городской конкурс исследовательских работ «Юность в науке». Проект «Жевательная резинка: польза или вред?» Ежегодно в нашем городе проходит городской конкурс исследовательских работ » Юность в науке».Авторами проектов являются дошкольники и.
Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку»
Татьяна Безменова
Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку»
Организация предметно-развивающей среды –непременный элемент педагогического процесса, носящий развивающий характер. Каждому педагогу хорошо известно, что предметный мир, окружающий ребёнка, должен обеспечивать реализацию потребностей ребёнка в активной и разнообразной деятельности, среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребёнка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей, помогать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
Для решения всех этих задач в детском саду, в каждой группе, организованы специальные зоны, так называемые, уголки, каждый из которых выполняет свою функцию. Одним из важных и нужных уголков, на мой взгляд, является «Уголок уединения». Что же это за уголок такой и должен ли он присутствовать в группе детского сада, ведь раньше, всего лишь несколько лет назад, вполне обходились и без него? С чем связано это нововведение? С введением ФГОС или обусловлено жизненной необходимостью? Если с другими зонами всё понятно, то с уголком уединения не всё так ясно, здесь много вопросов. Некоторые педагоги убеждены, что в группе такой уголок совершенно не обязателен, он только занимает место, а детям, особенно стеснительным и замкнутым, и вообще он не нужен, ведь такие дети, якобы, ещё больше отстраняются от коллектива, ограничивают себя от других детей, а ведь таким ребятам, как никому больше, нужно общение. А порой педагогу элементарно не видно, что в этом уголке ребёнок делает. Давайте попробуем разобраться.
Многие дети, приходя в детский сад, особенно в период адаптации, испытывают стресс, связанный с расставанием с родителями. Именно уединённое место в группе поможет ребёнку отвлечься. Многие возразят – лучше ребёнка обнять, приласкать, взять на руки. Да, всё верно, такой контакт необходим и обязательно должен иметь место. Но не все дети сразу идут на такой контакт с педагогом, стараются отделиться, отстраниться, им хочется найти такое местечко в группе, где хоть что-то напоминало бы о родителях, о домашней обстановке, да и просто побыть одному, чтобы никто «не приставал». Уголок уединения призван помочь ребёнку отвлечься от событий, связанных со стрессом, расслабиться, справиться с неприятными эмоциями, он помогает ребёнку почувствовать себя в полной безопасности.
А теперь давайте поговорим о том, каким должен быть «Уголок уединения», и что в нём должно находиться. Мы знаем, что данный уголок должен быть мобильным, лёгкой конструкции, небольшого размера, но всё-таки вместительным, больше напоминающий маленький домик со всеми необходимыми предметами. Цвета, используемые для оформления уголка, не должны быть кричащими, вызывающими, лучше брать ткань спокойных, пастельных оттенков, и хорошо, когда цветовая гамма уголка вписывается в интерьер группы. Замечательно, если есть возможность разместить в этом месте картину с сюжетом из знакомой детям сказки.
Каждый педагог, конечно, исходя из своих возможностей, вправе решать данный вопрос по- своему. Кто-то делает уголок в виде шатра, кто-то использует готовую палатку, кто-то в виде перегородки. Расскажу о своём опыте.
Я сделала уголок в виде передвижной ширмы. Конструкция мобильная, легко передвигается, выполнена из алюминия – для этого использовала старую душевую кабину, которая пришла в негодность, а вот каркас как раз пригодился для обустройства уголка. В случае необходимости такую ширму можно использовать и для кукольного театра. К конструкции легко крепится ткань, для уголка я выбрала прозрачную органзу (типа тюли) светло сиреневого и жёлтого цвета (старалась сочетать с цветовой гаммой группы)Ширму разместила в тихом, спокойном месте группы на фоне стены, где нарисован эпизод из сказки «Теремок».
Теперь расскажу о наполнении нашего уголка. На полу лежит небольшой мягкий коврик, на котором можно посидеть или полежать. Есть в уголке маленький столик со стульчиком. На столике разместилась коробочка, которую я назвала «Коробка радости», в неё я положила всякие «приятные»мелочи: мелкие игрушки, деревянные и бумажные фигурки животных, зеркальце, в которое можно посмотреть, рассмотреть самого себя, немного отвлечься от неприятных мыслей. Также в «Коробке радости» лежат маленькие книжечки, раскраски, карандаши, пазлы, пластилин, различные шнуровки, куклы бибабо, несколько видов калейдоскопов, находящиеся в них переливающиеся камешки просто завораживают детей, тем самым помогают успокоиться и отвлечься.
Есть у нас в уголке небольшая шкатулка с яркими разноцветными клубочками, процесс сматывания и разматывания ниток тоже помогает ребёнку успокоиться, отвлечься от негативных эмоций. Необходимо, на мой взгляд, положить в уголок уединения альбом с фотографиями, на которых изображены люди, к которым ребёнок испытывает тёплые, нежные чувства.
Ещё в уголок я положила игрушечный телефон, по которому можно в любое время «позвонить» папе или маме. Рядом с «Коробкой радости» расположился «Стаканчик эмоций»с изображением различных человеческих чувств: радость, удовольствие, печаль, страх и т. п. Есть «Солнечный стаканчик», в нём стоят «солнышки» на палочках, взяв такое солнышко, у ребёнка сразу появляется улыбка на лице. Для того, чтобы ребёнок мог выплеснуть свои негативные эмоции, при этом, не мешая другим детям и не создавая шума, в уголке есть «Кружка-кричалка».
Ещё есть у нас в уголке большая тряпичная кукла, мы её называем «Подружка –обнимушка» (не подушка) Заметила, что большинство детей-новичков с большей охотой делятся своим плохим настроением (и не только плохим настроением) не с детьми группы, а именно с этой куклой.
Обязательный атрибут уголка уединения –мягкие подушки, на которых можно полежать, помечтать, расслабиться. К изготовлению подушек можно привлечь родителей, которые, я уверена, не откажут в помощи. Я делала подушки сама, так как этот процесс, процесс изготовления, доставляет мне огромное удовольствие. Несколько подушек сделала в виде животных, а несколько просто с интересной аппликацией. Получилось очень мило и забавно.
Ещё в уголке уединения обязательно должны быть мягкие игрушки, которые необходимо периодически менять. Здесь предпочтение, на мой взгляд, лучше отдать небольшим игрушкам.
На видном месте у нас в уголке лежит «Шляпа фантазёра». Надев эту шляпу, и закрыв глаза, ребёнок может оказаться далеко от детского сада, рядом с мамой или папой, просто помечтать и пофантазировать, забыть все свои неприятности.
Наполнение «Уголка уединения» может быть различным, каждый педагог по-своему подходит к этому вопросу, исходя из своей фантазии и своего понимания предназначения этого места, но важно помнить, что «Уголок уединения» призван помочь ребёнку справиться со стрессом, негативными эмоциями, это то место, где ребёнок может расслабиться, отвлечься от всего неприятного. Уголок обязательно должен быть уютным и хоть немного напоминать детям о домашней обстановке.
Консультация для родителей «Нужен ли ребёнку дневной сон» «Нужен ли ребёнку дневной сон?» Дневной сон – это физиологическая потребность ребёнка, необходимая для его нормального развития. Дети,.
Что такое уголок уединения? Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения.
Исследовательская работа «Зачем животным нужен хвост» Введение Когда я выросту, я обязательно стану ученым. Эта профессия позволит мне получать ответы на все мои вопросы. Мне очень нравится.
Консультация для педагогов «Что такое «лэпбук»? Зачем он нужен и с чего начать?» Консультация для педагогов Что такое «лэпбук», зачем он нужен и с чего начать?В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые.
Консультация для педагогов и родителей «День Победы. Как объяснить это ребёнку?» Консультация для педагогов и родителей на тему: День Победы. Как объяснить это ребенку? Цель: объяснить родителям, педагогам как формировать.
Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?» Зачем нужна воскресная школа? Такой вопрос возникает в каждой семье с момента регулярного посещения занятий в Воскресной школе при Храме.
Консультация «Кто такой Дед Мороз. Зачем ребёнку верить в Деда Мороза??» ЗАЧЕМ РЕБЁНКУ ВЕРИТЬ В ДЕДА МОРОЗА? Все меньше и меньше остается времени до самого волшебного праздника – Нового года. Его с нетерпением.
Уголок уединения Уголок уединения в ДОУ как средство формирования психологической разгрузки ребёнка. Всем известно, что дети дошкольного возраста особо.
Внеклассное занятие с учащимися коррекционной школы «Зачем нужен сон?» Открытое занятие по ОБЖ «Зачем нужен сон?» Цель: Познакомить детей со значением сна в жизни человека.
Консультация «Зачем нужен русский логопед во Франции?» Из одной приватной беседы с родителями я поняла, что родители детей-билингвов неправильно понимают роль логопеда в речевом развитии своего.
Рекомендации для воспитателей «Организация центров уединения в детском саду в соответствии с ФГОС»
[i]ФГОС ДО 3.3.2.[/i] Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Отличия по ФГОС
Название: сейчас «Центр уединения и релаксации» вместо «Уголок уединения».
«Уголок уединения» насыщался игровыми пособиями и предметами, «Центр уединения и релаксации»— целая система профилактических мероприятий: точечный массаж, дыхательные, кинезиологические, мимические, пальчиковые игры, улучшающие эмоциональное состояние. Аромо-фито-цветотерапия (подбор специальных растений, цветовое решение интерьера, способствующая снятию психоэмоционального напряжения. Работа с природным материалом – глиной, песком, водой. Музыкальная терапия – музыкальные паузы, музыкальное сопровождение занятий, игры на детских музыкальных инструментах.
Центры уединения в РППС ДОУ.
Дети гораздо больше, чем взрослые, подвержены переменам настроения. Их легко как развеселить, так и огорчить. Поскольку они ещё мало знают себя и не умеют владеть собой.
Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. Для формирования психологической стабильности ребенка пригодятся специальные центры настроения или уединения; центры эмоциональной разгрузки и «островки примирения», где ребенок может расслабиться и справиться с неприятными эмоциями, а затем снова продолжить играть в коллективе. Такие тематические зоны дают ребёнку дополнительные возможности для того, чтобы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищённым.
Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого создаются Центры уединения. У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Малыши еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные центры или уголки, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может «спрятаться» от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине. Центры уединения в детском садупомогают решить следующие психолого-педагогические задачи: сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника; помочь малышам адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам; создать в детском коллективе положительный микроклимат; предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
• Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
• Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;
• Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
• Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе;
• Облегчить привыкание к детскому саду, к новым сверстникам и взрослым, новому распорядку дня.
Содержание центра
Центрпсихологической разгрузки может содержать:
§ места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом, где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;
§ стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.
Поскольку суть понятия «психологическая разгрузка» сложна для детского понимания, уголок обычно называют так,чтобы малышам стало ясно его назначение:
· «Маленькая страна хороших людей»;
· «Уголок уединения».
Работа в центреили уголке психологической разгрузки:
Для создания ситуации успеха — реализации основного принципа в работе с детьми — используются индивидуальные, парные и групповые формы работы. А также элементы театрализации, когда малыши играют роли и положительных, и отрицательных персонажей, стараются дать оценку и тем, и другим.
Наполнение центров или уголков должно соответствовать следующим принципам:
Разнообразие материалов. Игры и игрушки для детей разного темперамента (вряд ли флегматика заинтересует игра «Твистер», книги разных жанров, наглядные пособия по актуальным для каждого возраста вопросам (как нельзя обращаться с товарищами по игре для первой, второй младших групп, правила поведения в школе для подготовительной группы и т. д.).
Доступность. Все материалы должны быть понятны ребятам конкретной возрастной группы, так, например, ребята 6–7 лет могут выплеснуть свою злость, мутузя боксёрскую грушу, а вот малышам 1,5–4 лет даже дотянуться до неё может быть проблематично. Поэтому им удобнее использовать «баночки-кричалочки» (ребёнок кричит в баночку, потом закрывает её, чтобы плохие слова и настроение не разлетелись по группе).
Безопасность. Материалы центра не должны угрожать здоровью и безопасности детей, а также способствовать накоплению негативных эмоций (игрушки без острых углов, даже отрицательные эмоции на средствах наглядности должны быть скорее смешными, чем злыми и пр.).
Актуальность. Содержание уголка подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются малыши в группе. Так, если в первой младшей дети кусаются, то часть материалов должна способствовать искоренению такого способа выражения эмоций (например, «подушка-кусачка» — резиновая игрушка, которую ребёнок кусает, когда зол).
Креативность. Основное требование к оформлению пространства группы в полной мере относится и к созданию центрапсихологической разгрузки: оригинальные материалы, интересная комбинация элементов и пр.
Нельзя перенасыщать центры и уголки!
«Шатёр» (средний, старший возраст)
«Ширма» (используется в любом возрасте, применяется там, где не позволяет пространство)
Рекомендации по созданию:
— Уголок уединения должен быть небольшого размера.
— Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.
— На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать мягкие модули.
— Желательно «населить» уголок мягкими игрушками (при этом важно выбрать такие игрушки, которые можно легко постирать).
— Возможно размещение пейзажных картин, размещение различных световых и шумовых водопадов.
— Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями.
— Куклы (в том числе народные, сшитые из ткани).
— Калейдоскопы (неизбежно улучшают настроение). Созерцание любого «волшебства», отвлекает от тревожных мыслей даже взрослых людей.
— Клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания).
— Игрушки для снятия психического напряжения.Это могут быть: стаканчики для крика, бумага, которую можно порвать, подушка для битья, массажные игрушки. Массажные мячи (могут иметь самую разную форму, размеры). На больших мячах ребенок лежит, маленькие мячики сжимает, перекатывает в ладошках. Массажные кольца, которые выполнены их прочного материала. Их можно сворачивать в «восьмерку», только вот выполнять эти действия не так легко.
Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Наполняемость уголка: (по возрастам)
Центр уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки.
рекомендуется положить в него фотографии родных и близких.
игрушечный телефон, по которому можно «позвонить» маме с папой.
всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в «нише уединения».
обязательным атрибутом такого центра будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя).
желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.
помимо мягких подушек, игрушки-обнимашки, релакс – подушечки, наполненные шариками.
ростовые куклы, изображающие семью, чтобы ребенок не ощущал себя одиноким, сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного, чрезмерноактивного.
столик, полка для дидактических и сенсорных игр, коробочки злости, крика, релакс – подушечки, наполненные шариками, коробочка–мирилка, дидактические игры.
коробочки (мешочки) с разнообразными картинками, наполненные шумовым материалом (камни, жёлуди, пуговки, семечки, горох.). Они должны быть плотно закрыты или запаяны!
разнообразные куколки, с которыми дети разговаривают.
семейные альбомы и альбомы групповые.
массажные мячики, эспандеры, которые хорошо снимают мышечное напряжение.
мешочки с изображением эмоций наполняются материалами разной фактуры (что то грубое в мешочек с эмоцией «гнев, злость», что-то мягкое в «радость» и т. д., сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного, чрезмерноактивного.
«Островок примирения». При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот «островок» (самодельный, красиво оформленный коврик).
«Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
тактильные, сенсорные коврики
игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету)
клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания)
дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».
волшебный сундук, в котором хранятся различные атрибуты для театрализованной деятельности. Ребенок запросто может превратиться в любого персонажа сказок
«Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков
Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.
С этой функцией отлично справятся:
коробочка «Спрячь все плохое» В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»)
При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот «островок» (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке».
Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
«Стаканчик для гнева»
Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.
«Стульчики плохого и хорошего настроения»
К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения»,помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции:
Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.
«Зеркало моего настроения»
Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.
Стоит отметить, что содержимое уголка или центра следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.
Оснащение психологического уголка
Зона для психологической
разгрузки Уголок для уединения (шатер, палатка и т. д., мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки
Обучение агрессивных детей
способам выражения гнева в
приемлемой форме Боксерская груша, куклы «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени
Обучение детей умению владеть
собой в различных ситуациях,
приемам саморегуляции Аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации, цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т. д., свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, «мешочки настроений», «коробочки добрых дел»
бесконфликтному общению с
развивающих игр «Азбука настроения», «Коврик дружбы», настольные дидактические игры «Что такое хорошо», «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». Шкатулка с маленькими человечками, «подушка примирения», «коробочка примирения», «доска настроений
Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей Подиум, медали, игрушечный микрофон. «Сонные игрушки»
Обучение детей навыкам
согласованным действиям в
команде «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик»
Игры с использованием материалов психологического уголка предлагаются в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 1, 2011г, стр. 42 – 44.
Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО, «Справочник педагога-психолога» № 1, 2015г, стр. 4-12.
При подборе материала для центров использованы разработки Я. А. Павловой, Л. В. Панфиловой и Л. В. Кузнецовой, О. В. Хухлаевой, Г. Д. Черепановой.
Организация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОС Разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного вида № 28» Г. Новомосковск. Кузнецова Оксана.
Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.
Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.
Консультация для воспитателей «Организация игр-эстафет в детском саду в летний период» Движение для ребёнка – важный аспект его развития, поскольку через него он познаёт себя, учится управлять своим телом, совершенствует работу.