Уголок потребителя что это такое
Уголок потребителя что это такое
4 МИН
Что должно быть в уголке потребителя
По закону «О защите прав потребителей» любой покупатель должен знать, у кого покупает товар или заказывает услугу. Уголок потребителя — место, где компания рассказывает покупателю о себе. Объясняем, как оформить его так, чтобы он понравился и Роспотребнадзору, и клиенту.
Как и зачем оформлять уголок потребителя
Все юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые, которые что-то продают, производят или предоставляют услуги, должны иметь уголок потребителя.
Это требование закона, но бизнесу выгодно оформить его правильно, а не просто для галочки. Клиент доверяет продавцу, который ничего не скрывает и не прячет этот стенд в самом тёмном углу магазина. На нём можно хвалиться достижениями, вывешивать сертификаты и дипломы. Красивый уголок потребителя — доказательство того, что компания отвечает за качество услуг и продуктов.
Как именно должен выглядеть этот уголок, нигде не регламентировано, важно только, чтобы информация была изложена в наглядной и доступной форме (п. 2 ст. 8 ЗОЗПП). Магазины, парикмахерские, кафе и рестораны ставят специальный стенд с документами. Лучше всего расположить его на виду — ничего не должно мешать клиенту подойти поближе. Интернет-магазины публикуют нужную информацию в разделе «Контакты» на сайте.
Специальных требований к дизайну нет. Типографии и канцелярские магазины продают типовые макеты: доски с прозрачными карманами для документов или книжки с плотными перекидными файлами.
Документы для уголка потребителя
Лист записи единого реестра, сертификаты и лицензии размещайте в виде заверенных копий. Требования к уголку потребителя регламентируют ст. 8 ЗОЗПП, ст. 9 ЗОЗПП, ст. 10 ЗОЗПП, ст. 495 ГК РФ, Приказ Минпромторга РСФСР от 28.09.1973 № 346.
Где взять нужные документы
Ответственность за нарушения и штрафы
Неправильно оформленный уголок потребителя нарушает права ваших клиентов. За это предусмотрены штрафы и административная ответственность. Ошибки фиксирует Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти. Они могут провести внеплановую проверку по своей инициативе или на основании жалобы. По результатам проверки составят акт и оставят запись в журнале учёта проверок.
Результаты проверки можно обжаловать в течение 15 дней с даты получения акта. Размеры штрафов регламентирует статья 14.5 КоАП РФ.
Как правильно оформить уголок покупателя в магазине: выбор места расположения, необходимые документы на стенде, штрафы
При открытии розничной торговой точки предприниматели должны знать, как оформить уголок покупателя в магазине, чтобы у Роспотребнадзора не возникало претензий. В предложенной статье будут рассмотрены особенности составления информационного стенда, а также перечислены основные и дополнительные документы, которые должны на нем размещаться.
Юридическая основа уголка потребителя
«Уголок потребителя» является собирательным понятием и его оформление не регламентируется отдельным законом. Суть в том, что в различных НПА имеются требования к размещению определенных документов в общедоступных для клиентов местах. Для удобства предпринимателя и покупателя вся эта информация размещается на одном стенде – уголке покупателя.
Основные требования к документам, которые должны быть доступны для клиентов, содержатся в двух нормативных актах:
В этих НПА не написано, как правильно должен быть оформлен уголок потребителя, но указано, какие документы должны демонстрироваться клиентам на торговой точке.
Оформлять информационный стенд нужно и при осуществлении продаж, и при предоставлении услуг. Но перечень демонстрируемых документов может отличаться, в зависимости от специфики бизнеса.
Плюсы правильно оформленного уголка покупателя
Правильно оформленный уголок потребителя в магазине будет полезен и для предпринимателя, и для покупателя. Хотя их интересы могут расходиться.
Итак, правильное оформление уголка потребителя имеет следующие плюсы:
Примерная структура уголка потребителя
Таким образом, у предпринимателя есть много поводов оформить уголок потребителя в магазине. Это повысит лояльность покупателей и поможет избежать проблем при проверках.
Какие документы должны быть на стенде?
Перечень документов, которые необходимо демонстрировать в уголке покупателя, разбросаны по многим нормативно-правовым актам. Среди них есть обязательные, обеспечивающие непосредственно потребительские права клиентов, и дополнительные, которые защищают права посетителей магазина в других сферах.
Обязательные документы:
Дополнительные документы:
Ориентировочное размещение документов в уголке потребителя
В уголок покупателя можно добавить и другую полезную для потребителя информацию, например, сведения об условиях проводимых акций. Никаких ограничений в законодательстве на этот счет не предусмотрено.
Где можно разместить уголок потребителя?
Перед тем, как оформить уголок потребителя, нужно определиться с местом его расположения. Ведь информационный стенд по размеру и форме должен красиво вписаться в имеющееся свободное пространство торговой точки.
Уголок потребителя может находиться около менеджера по продажам
Главным принципом размещения уголка потребителя является его доступность. Посетитель должен иметь возможность, не спрашивая разрешения у персонала магазина, подойти к потребительскому стенду и прочитать размещенную там информацию. Поэтому нельзя располагать уголок потребителя за прилавком, за ширмой или стеклом.
Для посетителей будет комфортно, если поместить стенд у входа в помещение. В таком случае, ознакамливаясь с информацией, человек не будет смущаться взглядов персонала. Также будет удобным расположение на стене в прикассовой зоне или в любом месте торгового зала. Главное, чтобы человек мог подойти к стенду на близкое расстояние и беспрепятственно прочитать информацию.
Рекомендации по оформлению уголка потребителя
Внешний вид уголка потребителя законодательством не урегулирован. Его формат, размер, цвет и прочие характеристики подбираются с учетом интерьера помещения. Обычно он состоит из пластмассовой или деревянной основы, на которой закреплены прозрачные пластиковые карманы.
Правильно оформленный уголок потребителя может стать рекламным стендом
Общие рекомендации по оформлению стенда следующие:
Если предприниматель сомневается, как оформить уголок потребителя, то можно заказать его изготовление в рекламно-производственной фирме. Стоимость готового информационного стенда в интернете составляет от одной до трёх тысяч рублей.
При желании сделать стенд самостоятельно, готовые проекты можно посмотреть в интернете. Но не рекомендуется копировать уголки потребителя у конкурентов, потому что они могли сделать их неправильно.
Ответственность за нарушения в оформлении уголка потребителя
Правильно ли оформлен уголок потребителя, оценивает Роспотребнадзор. Инспектора проверяют содержание стенда и актуальность размещенной информации. Если есть грубые нарушения закона «О защите прав потребителей», например, отсутствует сам закон или копия лицензии, то на торговую точку могут наложить штраф. Его возможные размеры приведены в таблице.
Штрафы за непредоставление потребителям положенной информации
Незначительные нарушения инспектор может попросить исправить незамедлительно без составления протокола и наложения штрафа.
Проинспектировать наличие дополнительных документов на информационном стенде могут и другие ведомства, например, пожарники или налоговики. Они проверяют наличие только материалов по специфике своей деятельности, но размеры налагаемых ими штрафов аналогичны указанным в таблице. Поэтому в уголке потребителя желательно размещать все документы из вышеприведенных списков.
Предприниматели должны понимать, что нельзя оформить в магазине уголок потребителя и забыть о его актуализации на длительное время. Изменения в законы вносятся часто, и задачей законопослушного бизнесмена является вовремя корректировать на стенде информацию о потребительских правах.
У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы
Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно
Читайте также
Соглашение о конфиденциальности
и обработке персональных данных
1.Общие положения
1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.
1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.
1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:
«Пользователь» –
либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
которое приняло условия настоящего Соглашения.
1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.
1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).
2.Обязанности Сторон
2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.
2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.
2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.
2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:
(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;
(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;
(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;
(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;
(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.
2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.
2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».
2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.
2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.
2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.
Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.
2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.
2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.
3.Ответственность Сторон
3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.
4.Иные положения
4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.
4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).
4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».
Дата публикации: 01.12.2016г.
Полное наименование на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»
Сокращенное наименование на русском языке:
Наименование на английском языке:
InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)
Юридический адрес:
125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11
Почтовый адрес:
107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»
ИНН: 7714843760 КПП: 771401001
Банковские реквизиты:
В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222
Что должно быть в уголке потребителя для розничной торговли или сферы услуг
Наличие у продавца товаров или у поставщика услуг гражданам уголка потребителя — обязанность, установленная законом. За ее невыполнение предусмотрены строжайшие санкции. Ознакомимся подробнее с тем, какая информация должна в нем быть, чтобы исполнить требования Роспотребнадзора, а также с различными нюансами, что характеризуют структуру и назначение уголка потребителя — учитывая специфику нормативных актов и сложившейся практики их применения.
Что представляет собой уголок потребителя и зачем он нужен?
В соответствии со статьями 8-11 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 ( ССЫЛКА ) продавец или поставщик услуг обязан предоставлять своим покупателям или клиентам различные полезные сведения. В их числе — информация о себе как хозяйствующем субъекте, который осуществляет торговую или сервисную деятельность.
Та информация, что требуется по Закону о защите прав потребителей (и корреспондирующими с ним нормативными актами), должна быть доведена до покупателя в наглядном и доступном виде, а также размещена в удобном для ознакомления с ней месте.
Действующие нормативные акты не устанавливают определенных характеристик такого места — главное, чтобы оно по существу соответствовало основным критериям — доступности расположения и удобства ознакомления с представленными сведениями.
Неофициально место с информацией о продавце или о поставщике услуг (и сопутствующими сведениями) именуется «уголком потребителя». Также распространены наименования «Информационый стенд», «Информация для потребителя». В данном случае важны не формулировки, а суть, содержание представленной информации.
Состав уголка потребителя, таким образом, определяется не столько на основании положений нормативных актов, сколько с учетом сложившейся практики в розничной торговле.
Однако, содержание нормативной базы в рассматриваемом случае изучить будет полезно. Ознакомимся с ней — на примере положений Закона № 2300-1 и постановления № 1025 подробнее.
Что должно быть в уголке потребителя: обзор законодательства
В Законе «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 сказано о том, что :
При этом, предполагается, что продавец не будет ждать, пока эти сведения покупатель фактически запросит: они должны быть опубликованы на всеобщее обозрение в наглядной и доступной форме «способами, принятыми в сфере обслуживания».
Та же самая обязанность установлена для «уполномоченных» хозяйствующих субъектов — тех, которые представляют интересы другого хозяйствующего субъекта и выполняют задачи по удовлетворению требований потребителя в случае выявления фактов продажи товаров ненадлежащего качества.
Можно отметить, что все эти сведения — отражаемые на вывеске, в значительной степени дублируют те, что подлежат указанию в уголке потребителя. Поэтому, главная задача магазина — произвести соответствующее дублирование корректно. Данные на вывеске и в документации на стенде не должны разниться (расхождения могут появляться вследствие опечаток и иных ошибок — например, если перепутаны реквизиты разных ООО, у которых один хозяин).
В Законе также сказано о том, что указанные обязательные сведения доводятся до потребителя и в случае, если торговля ведется во временном помещении, на открытом воздухе, с лотков — и иными способами, отличными от ее ведения в стационарном помещении.
Данный пункт относится, скорее, к выполнению продавцом обязательств по корректному документальному сопровождению реализуемых товаров. Но в некоторых случаях в дополнение к такому сопровождению различные типы сведений о товарах или услугах могут отражаться и в уголке потребителя.
Правовые последствия возможны и в случае любых иных нарушений прав потребителей — ответственность за них поставщик несет в порядке, предусмотренной законом и договором. Возможно взыскание морального ущерба судом. Поэтому, к содержанию уголка потребителя хозяйствующий субъект должен отнестись очень внимательно.
Что касается постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», то в соответствии с ним продавец или поставщик услуг, оказываемых гражданам, обязаны :
Те же самые правила устанавливаются для поставщиков услуг, оказывающих их вне стационарного объекта — например, если это услуги, оказываемые ремонтной бригадой на дому.
Следует отметить, что торговое или сервисное предприятие по своему усмотрению может дополнять те данные, что обязательны по законодательству, иными — которые посчитает нужным представить, к примеру, исходя из практики взаимодействия с проверяющими органами. Как вариант, если на предприятие регулярно наведываются проверяющие из Росздравнадзора — то акцент можно уделить наличию на стенде материалов, отражающих факт соблюдения предприятием различных санитарных норм, что установлены для его вида деятельности.
Один из дискуссионных моментов, характеризующих законодательное регулирование сферы защиты прав потребителей — обязательность применения книги жалоб и предложений хозяйствующим субъектом, который ведет торговую деятельность. С услугами — все понятно, так как предписание об использовании такой книги постановление № 1025 содержит. Но в Законе № 2300-1 нет требований об обязательности предоставления книги (как и, к примеру, в Законе о торговле № 381-ФЗ).
Возникает вопрос — обязательно ли составление и предъявление покупателю такой книги в рознице?
Постараемся разобраться с этим.
Обязательна ли книга жалоб в розничной торговле?
Специфика российского законодательства заключается в его правопреемственности относительно тех норм, которые принимались еще при СССР. Многие советские нормативные акты, что были введены в действие очень давно, сохраняют юридическую силу до сих пор. В их числе — к примеру:
Соответственно, делаем однозначный вывод о том, что в силу сохранения приказом № 346 юридической силы, продавцы должны предоставлять покупателям книгу жалоб и предложений. В приказе не сказано, что книга должна быть обязательно предоставлена в спектре сведений, подобных тем, что предоставляются покупателю в порядке, утвержденном Законом № 2300-1. Но по факту такое предоставление может быть реализовано одновременно с информированием потребителя по тем критериям, что определены указанным федеральным законом — хотя бы по аналогии с нормативами, установленными постановлением № 1025.
Важное примечание: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 ( ССЫЛКА ) Новые правила розничной торговли с 2021 года не обязывают продавцов предоставлять Книгу жалоб и предложений по требованию покупателя, но обязывают розничные магазины направлять покупателю ответ в случае поступления претензии от него — «п. 5. В случае поступления претензии потребителя продавец направляет ему ответ в отношении заявленных требований.».
Ознакомимся теперь подробнее с тем, как может выглядеть типичный уголок потребителя, соответствующий требованиям законодательства, на современном российском торговом или сервисном предприятии, на практике.
Как оформить уголок покупателя и как он может выглядеть?
Итак, главные критерии расположения уголка потребителя — это удобство и доступность размещенной информации с точки зрения ознакомления с ней покупателем или клиентом. Общераспространенно использование в этих целях специальных информационных стендов, размещаемых на стене магазина (места оказания услуг) в непосредственной близости от основного входа. Обычно хватает даже одного такого стенда размером примерно 70 на 50 сантиметров.
В конструкции информационного стенда могут содержаться прозрачные пластиковые карманы (вкладки, файлики) для того, чтобы в них можно было размещать бумажные листы с требуемой информацией. Данную информацию можно условно разделить (исходя из классификации типов предоставляемых покупателю сведений по законодательству и с учетом сложившейся практики) на следующие несколько блоков:
Здесь публикуются сведения, общие для любого хозяйствующего субъекта в сфере торговли или услуг — то есть, вне зависимости от того, в каком сегменте он ведет экономическую деятельность, что продает и для кого, и какие сервисы предоставляет.
К числу таких сведений относятся:
В блоке также могут быть размещены контакты вышестоящих организаций — если торговое или сервисное предприятие входит в холдинг.
Его содержание определяется, в свою очередь, исходя из конкретного вида экономической деятельности торгового или сервисного предприятия. Как правило, в состав данного блока входят:
В случае, если речь идет об отражении сведений, связанных с лицензированием деятельности магазина, то в перечне таких сведений должны быть представлены:
Уместно разместить и копию самой лицензии на стенде.
Сервисным предприятием дополнительно могут публиковаться:
Если розничная организация осуществляет деятельность в фармацевтическом сегменте, то на стенде в уголке потребителя могут быть размещены сведения о предельных розничных ценах на те или иные лекарственные препараты.
Здесь чаще всего располагаются:
Важно разместить здесь — или на соседнем стенде, план пожарной эвакуации, а также общий алгоритм действий, которые необходимо предпринимать людям, находящимся в магазине, в экстренной ситуации. Обязательно должны присутствовать телефоны экстренных служб — которые может потребоваться вызвать из магазина или вне его.
Как мы уже знаем, в законодательстве нет норм, которые бы однозначно предписывали торговым и сервисным предприятиям размещать жалобную книгу именно в уголке потребителя. Поэтому, многие фирмы предпочитают этого не делать, и предъявлять книгу только по требованию посетителя. Это может быть оправдано с точки зрения обеспечения сохранности документа: если информационный стенд расположен в проходимом месте, то посетители могут нечаянно задевать его и заодно книгу, что может привести к ее повреждению.
В нем могут отражаться сведения:
Рассматриваемый блок — в числе тех, в которых на усмотрение самого торгового предприятия могут быть опубликованы в принципе любые полезные с точки зрения бизнеса сведения. Главное, чтобы они не противоречили законодательству по своему содержанию (например, не нарушали законов о рекламе, о конкуренции, о государственной и коммерческой тайне, о защите персональных данных).
Здесь могут отражаться, в принципе, любые данные, касающиеся организации работы торгового или сервисного предприятия. Например — те же сведения о плановом его закрытии на ремонт или на ревизию.
В случае, если магазин осуществляет деятельность на территории национальной республики, то имеет смысл продублировать информационный стенд на языке титульной нации (собственно, это даже рекомендовано на уровне законодательства). А если значительная часть контингента покупателей — иностранцы (например, если магазин расположен в аэропорту, или на Транссибе), то и на английском языке тоже. Это поспособствует поддержанию лояльности потребителей.
Штрафы за отсутствие уголка потребителя или необходимой в нем информации
Если магазин не обеспечит наличие уголка потребителя (либо обустроит его, не обеспечив соответствия уголка требованиям законодательства), то проверяющие органы могут применить к нему санкции на основании пункта 1 статьи 14.8 КоАП РФ ( ССЫЛКА ) — в виде:
Если у владельца магазина есть сомнения по поводу того, включать или не включать какую-либо информацию, прямо или косвенно относящуюся к вышеуказанным категориям — то лучше перестраховаться и включить ее. Это снизит вероятность получения штрафа, а то и вовсе позволит избежать его.
Кроме того, законом предусмотрен отдельный штраф за отсутствие жалобной книги — как мы уже знаем, ее предъявление покупателю обязательно по закону. При этом, штраф может быть представлен сразу в нескольких разновидностях — в зависимости от характеристик нарушения.
В случае, если в магазине в принципе нет жалобной книги, то Роспотребнадзор, выявив данный факт, вправе применить к предприятию санкции по ст. 14.5 КоАП РФ ( ССЫЛКА ) — представленные штрафами:
Если покупателю представлена жалобная книга, в которой удалены страницы, или если она явно не соответствует общераспространенному формату (утвержденному приказом № 346), то Роспотребнадзор, рассмотрев случай по существу, может вменить магазину нарушение, связанное с обманом потребителя. Как следствие — применить к магазину санкции по ст. 14.7 КоАП РФ ( ССЫЛКА ) — в виде штрафа:
Отметим, что пунктом 2 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрен огромный штраф — до 500 000 рублей на юридических лиц (и не маленькие штрафы для ИП) за введение потребителей в заблуждение касательно потребительских качества товара или услуги. В свою очередь, в силу специфики торговой деятельности разъяснения по потребительским качествам может быть уместно публиковать как раз на стенде в уголке потребителя. По крайней мере — уместно дублировать, даже если где-то аналогичная информация уже есть — чтобы точно не попасть на штраф.
Резюме
Уголок потребителя — это специальный информационный стенд, на котором располагается документация в перечне, установленном Законом о защите прав потребителей и корреспондирующими с ним нормативными актами. Там необходимо отразить сведения о продавце или поставщике услуг как о хозяйствующем субъекте, о механизмах реализации потребителем своих прав, о лицензиях и свидетельствах на деятельность. По желанию продавца или поставщика услуг на стенде может быть размещена книга жалоб и предложений — которая в любом случае должна выдаваться по требованию посетителя.
Какие достоинства и недостатки имеют электронные ценники для магазинов различного формата.
Какие новые требования вводятся по маркировке товаров в России.
Что собой представляет электронная система СБИС https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/obzor/elektronnaya-sistema-sbis.html и какой функционал она предлагает предпринимателям.
Видео — что должен содержать уголок потребителя:
Для кого регистрация в ФГИС «Меркурий» обязательна и как работает система по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) в электронном виде
Что делать розничной торговле, чтобы исполнить закон 152-ФЗ о защите персональных данных при продаже товаров через обычный или интернет-магазин
Как не нарушать закон при вырубке, покупке и продаже древесины и изделий из неё. Порядок работы в системе ЕГАИС ЛЕС для покупателей и продавцов