Уголок потребителей что должно
Уголок потребителей что должно
Очень часто у руководителей предприятий, оказывающих услуги ( общественного питания, бытовые, гостиничные, медицинские, косметические и косметологические, финансовые, образовательные, жилищно-коммунальные, автостоянок, по ремонту автотранспортных средств, связи, зрелищные, транспортные, туристические и прочие виды услуг), возникает вопрос как оформить «уголок потребителя»?
Существуют следующие требования относительно информации, необходимой для предоставления потребителям в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1).
Так, требования к информации для потребителей-покупателей установлены Законом № 2300-1, Правилами продажи отдельных видов товаров, комиссионной торговли непродовольственными товарами, продажи товаров дистанционным способом, продажи товаров по образцам, Правилами по оказанию услуг населению: бытовых, гостиничных, медицинских, косметических и косметологических, финансовых, образовательных, жилищно-коммунальных, услуг автостоянок, услуг по ремонту автотранспортных средств, услуг связи, зрелищных услуг, услуг общественного питания, транспортных, туристических и прочих видов услуг.
В соответствии с требованиями статей 8,9 Закона № 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Если продавец является индивидуальным предпринимателем, помимо данной информации он сообщает потребителю о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (ОГРНИП). Указанная информация в наглядной и доступной форме, на русском языке, доводится до сведения потребителей способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Она должна быть размещена в удобных для ознакомления местах по выбору хозяйствующего субъекта и оформлена в любом виде – стенд, стойка, уголок потребителя или в ином виде.
Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать:
Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:
В любом случае единой формы размещения вышеуказанной информации законодательством не установлено. Соблюдение требований законодательства по защите прав потребителей не является предметом плановой проверки, и контроль осуществляется исключительно при внеплановых проверках и административных расследованиях, основанием для которых преимущественно служит информация о нарушении прав потребителей на объекте и непринятие мер юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем по обоснованной претензии потребителя.
Помните, Роспотребнадзор при проведении контрольно-надзорных мероприятий не проверяет наличие Уголка потребителя на объекте, а проверяет соблюдение требований по информированию потребителей об оказываемой услуге.
Как правильно оформить «Уголок потребителя»?
Существует ли в законе вообще такое понятие как «Уголок потребителя»? Рассказываем, какие законодательные нормы существуют на этот счёт и что будет, если их нарушить.
Формирование стенда под названием «Уголок потребителя» регламентировано двумя нормативными документами: Законом РФ «О защите прав потребителей» и Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров». Эти нормативные документы не содержат название «Уголок потребителя». Зато в них определено, какую информацию предприниматель обязан довести до сведения потребителя.
Так исполнитель работ или услуг, продавец или изготовитель обязан указать наименование своей организации, место ее нахождения, адрес и режим работы. Также необходимо разместить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если вид деятельности предпринимателя подлежит лицензированию или исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю нужно показать: информацию о виде деятельности предпринимателя, номере лицензии или номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках их действия, а также информацию об органе, выдавшем указанные лицензию или свидетельство.
Уголок потребителя должен быть размещен в заметном и легкодоступном месте. Покупатель товара или потребитель услуги должен иметь возможность беспрепятственно подойти к нему и ознакомиться с расположенными на нем документами.
Что будет за отсутствие «уголка»?
на граждан от 1500 до 2000 рублей;
на должностных лиц от 3000 до 4000 рублей;
на юридических лиц от 30000 до 40000 рублей.
Также продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений. Эту книгу нужно обязательно предоставлять покупателю по его требованию.
По материалам Фонда поддержки предпринимательства Крыма.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Публикатор
Дагестанский суд удовлетворил требования Роспотребнадзора об уничтожении немаркированного вина
виноIMG-20211207-WA0015
Постковид: восстанавливаем обоняние
Правила продажи изделий из натурального меха
мех изд
Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости гриппом и ОРВИ
Рекомендации по профилактике гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции
Роспотребнадзор Дагестана подвел итоги деятельности за 11 месяцев 2021г. на расширенном заседании коллегии
колл оббб
колл киз
кол арб031
О подтвержденных случаях новой коронавирусной инфекции COVID-2019
Открыта «горячая линия» по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбору новогодних подарков
О подтвержденных случаях новой коронавирусной инфекции COVID-2019
О молоке и молочных продуктах в рационе питания
297x150mm_milk
О подтвержденных случаях новой коронавирусной инфекции COVID-2019
Семь вопросов о новом штамме коронавируса «омикрон»
В ряде образовательных организаций республики объявлен карантин
Обязателен ли «уголок потребителя»?
Обязателен ли «уголок потребителя»?
Покупатель имеет право знать, кто ему продаёт товар или оказывает услугу. Это право охраняет закон «О защите прав потребителей». Причём, совершенно не важно, покупается пакет молока, футболка, мотоцикл или же, оплачивается услуга (например, стрижка).
«Уголок потребителя» — это специальное место, где должна быть размещена самая важная информация, которая подтвердит, что продавец имеет право продавать, а исполнитель может на законных основаниях оказывать ту или иную услугу. Он должен располагаться в удобном и доступном для потребителей месте, а оформлен может быть в виде информационного стенда или специальной папки с правовой информацией.
«Уголок потребителя» обязателен для изготовителей, продавцов товаров, исполнителей услуг и не только.
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В «УГОЛКЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ»
Информация о продавце (исполнителе):
информация о государственной регистрации продавца (исполнителя) и наименовании зарегистрировавшего его органа;
фирменное наименование, место нахождения (адрес) и режим работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;
информация о виде деятельности продавца (исполнителя), если она подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию;
номер лицензии, срок её действия, информация об органе, выдавшем лицензию, если вид деятельности подлежит лицензированию;
номер свидетельства о государственной аккредитации, срок его действия, информация об органе, выдавшем свидетельство, если исполнитель имеет государственную аккредитацию.
Нормативные акты в сфере защиты прав потребителей:
Закон № 2300-1, правила, в соответствии с которыми осуществляется продажа товаров или оказание услуг, в частности правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, или оказания услуг общественного питания.
книга отзывов (жалоб) и предложений;
измерительное оборудование для проверки покупателем цены, меры и веса приобретенного товара;
информация об органах государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, в том числе о территориальном органе Роспотребнадзора;
другая информация, в зависимости от сферы деятельности продавца (исполнителя).
«Уголок потребителя» не требуется при разносной торговле.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ОБНАРУЖИЛИ «УГОЛОК ПОТРЕБИТЕЛЯ»
Если в месте реализации товара, работ, услуг отсутствует «уголок потребителя» и нет возможности ознакомиться с указанными выше информацией и документами, можно предпринять следующее.
1. Обратиться к продавцу (исполнителю) с письменным требованием оборудовать «уголок потребителя». В претензии лучше указать, какая информация отсутствует в «уголке потребителя».
2. Подать обращение (заявление, жалобу) в уполномоченные органы государственной власти или правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Так, можно обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора.
Заявление (жалоба) может послужить основанием для проведения внеплановой проверки продавца (исполнителя) или, поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении.
Ещё, можно направить заявление (жалобу) в органы прокуратуры, которые также наделены полномочиями по возбуждению производства об административном правонарушении.
3. Жалобу можно направить также в органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые, в свою очередь, могут обратиться в уполномоченные органы государственной власти для проверки факта нарушения и принятия соответствующих мер.
4. Если продавец (исполнитель) отказался добровольно удовлетворить претензию или не ответил на обращение, можно обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя. Но, обращения в суд исключительно с требованием оборудовать «уголок потребителя», не связанные с причинением потребителю вреда вследствие непредоставления обязательной информации, на практике не распространены.
Вместе с тем, правом обращения в суд в целях защиты прав отдельных потребителей, и интересов неопределённой группы потребителей наделены должностные лица Роспотребнадзора, органы прокуратуры, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).
Неправильно оформленный «уголок потребителя», или его отсутствие — это нарушение прав потребителей, за что предусмотрены штрафы и административная ответственность.
Чем является уголок потребителя
Информация должна быть доведена до потребителя доступным, принятым в торговле способом. В этих целях оборудуется отдельное место, так называемый уголок потребителя. Это может быть информационный стенд на стене, специальная папка и т.д.
Рассмотрим подробнее, какая информация размещается в уголке потребителя.
1. Информация о продавце
Продавец обязан довести до сведения покупателя на белорусском или русском языке :
— данные о лицензии — номер, срок действия, информацию о государственном органе или государственной организации, выдавших лицензию (если осуществляемый вид деятельности подлежит лицензированию). В связи с тем что по требованию покупателя продавец обязан дать возможность ознакомиться с подлинником или копией лицензии, в уголке потребителя целесообразно сразу разместить такую копию.
Пример
К лицензируемым видам деятельности относится розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями ;
— информацию о месте нахождения продавца, если оно не совпадает с местом нахождения самого торгового объекта;
— информацию о дате внесения сведений о торговом объекте в Торговый реестр Республики Беларусь;
— если продавцом является ИП — информацию о госрегистрации и наименовании органа, осуществившего ее, а также сведения о месте жительства.
2. Сведения о месте нахождения книги замечаний и предложений
3. Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления
общественного питания
4. Ассортиментный перечень товаров
Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом торговли для розничного торгового объекта исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров и на основании утвержденных МАРТ перечней. Конкретный перечень зависит:
— от вида и типа розничного торгового объекта;
Ассортиментный перечень товаров не нужен при продаже товаров :
— в розничных торговых объектах, в которых продают непродовольственные товары б/у (в т.ч. при комиссионной торговле);
— розничных торговых объектах, в которых реализуется ограниченный ассортимент морально устаревших, не проданных в сезон остатков единичных размеров непродовольственных товаров (магазин «Сток», стоковый магазин);
— фирменных магазинах, в которых осуществляется продажа не менее 80% товаров производителя, создавшего магазин, либо созданных субъектом торговли, получившим право продажи товаров исключительно определенного производителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого производителя (в т.ч. на условиях франчайзинга);
— принадлежащих на любом законном основании субъекту торговли розничных торговых объектах, представляющих часть неизолированной площади магазина (павильона), торгового центра, иного здания (сооружения);
— магазинах беспошлинной торговли, реализующих товары иностранным диппредставительствам, приравненным к ним представительствам и органам международных организаций и межгосударственных образований, консульским учреждениям иностранных государств, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними (магазины беспошлинной торговли типа 2).
Что должно быть в уголке потребителя для розничной торговли или сферы услуг
Наличие у продавца товаров или у поставщика услуг гражданам уголка потребителя — обязанность, установленная законом. За ее невыполнение предусмотрены строжайшие санкции. Ознакомимся подробнее с тем, какая информация должна в нем быть, чтобы исполнить требования Роспотребнадзора, а также с различными нюансами, что характеризуют структуру и назначение уголка потребителя — учитывая специфику нормативных актов и сложившейся практики их применения.
Что представляет собой уголок потребителя и зачем он нужен?
В соответствии со статьями 8-11 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 ( ССЫЛКА ) продавец или поставщик услуг обязан предоставлять своим покупателям или клиентам различные полезные сведения. В их числе — информация о себе как хозяйствующем субъекте, который осуществляет торговую или сервисную деятельность.
Та информация, что требуется по Закону о защите прав потребителей (и корреспондирующими с ним нормативными актами), должна быть доведена до покупателя в наглядном и доступном виде, а также размещена в удобном для ознакомления с ней месте.
Действующие нормативные акты не устанавливают определенных характеристик такого места — главное, чтобы оно по существу соответствовало основным критериям — доступности расположения и удобства ознакомления с представленными сведениями.
Неофициально место с информацией о продавце или о поставщике услуг (и сопутствующими сведениями) именуется «уголком потребителя». Также распространены наименования «Информационый стенд», «Информация для потребителя». В данном случае важны не формулировки, а суть, содержание представленной информации.
Состав уголка потребителя, таким образом, определяется не столько на основании положений нормативных актов, сколько с учетом сложившейся практики в розничной торговле.
Однако, содержание нормативной базы в рассматриваемом случае изучить будет полезно. Ознакомимся с ней — на примере положений Закона № 2300-1 и постановления № 1025 подробнее.
Что должно быть в уголке потребителя: обзор законодательства
В Законе «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 сказано о том, что :
При этом, предполагается, что продавец не будет ждать, пока эти сведения покупатель фактически запросит: они должны быть опубликованы на всеобщее обозрение в наглядной и доступной форме «способами, принятыми в сфере обслуживания».
Та же самая обязанность установлена для «уполномоченных» хозяйствующих субъектов — тех, которые представляют интересы другого хозяйствующего субъекта и выполняют задачи по удовлетворению требований потребителя в случае выявления фактов продажи товаров ненадлежащего качества.
Можно отметить, что все эти сведения — отражаемые на вывеске, в значительной степени дублируют те, что подлежат указанию в уголке потребителя. Поэтому, главная задача магазина — произвести соответствующее дублирование корректно. Данные на вывеске и в документации на стенде не должны разниться (расхождения могут появляться вследствие опечаток и иных ошибок — например, если перепутаны реквизиты разных ООО, у которых один хозяин).
В Законе также сказано о том, что указанные обязательные сведения доводятся до потребителя и в случае, если торговля ведется во временном помещении, на открытом воздухе, с лотков — и иными способами, отличными от ее ведения в стационарном помещении.
Данный пункт относится, скорее, к выполнению продавцом обязательств по корректному документальному сопровождению реализуемых товаров. Но в некоторых случаях в дополнение к такому сопровождению различные типы сведений о товарах или услугах могут отражаться и в уголке потребителя.
Правовые последствия возможны и в случае любых иных нарушений прав потребителей — ответственность за них поставщик несет в порядке, предусмотренной законом и договором. Возможно взыскание морального ущерба судом. Поэтому, к содержанию уголка потребителя хозяйствующий субъект должен отнестись очень внимательно.
Что касается постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», то в соответствии с ним продавец или поставщик услуг, оказываемых гражданам, обязаны :
Те же самые правила устанавливаются для поставщиков услуг, оказывающих их вне стационарного объекта — например, если это услуги, оказываемые ремонтной бригадой на дому.
Следует отметить, что торговое или сервисное предприятие по своему усмотрению может дополнять те данные, что обязательны по законодательству, иными — которые посчитает нужным представить, к примеру, исходя из практики взаимодействия с проверяющими органами. Как вариант, если на предприятие регулярно наведываются проверяющие из Росздравнадзора — то акцент можно уделить наличию на стенде материалов, отражающих факт соблюдения предприятием различных санитарных норм, что установлены для его вида деятельности.
Один из дискуссионных моментов, характеризующих законодательное регулирование сферы защиты прав потребителей — обязательность применения книги жалоб и предложений хозяйствующим субъектом, который ведет торговую деятельность. С услугами — все понятно, так как предписание об использовании такой книги постановление № 1025 содержит. Но в Законе № 2300-1 нет требований об обязательности предоставления книги (как и, к примеру, в Законе о торговле № 381-ФЗ).
Возникает вопрос — обязательно ли составление и предъявление покупателю такой книги в рознице?
Постараемся разобраться с этим.
Обязательна ли книга жалоб в розничной торговле?
Специфика российского законодательства заключается в его правопреемственности относительно тех норм, которые принимались еще при СССР. Многие советские нормативные акты, что были введены в действие очень давно, сохраняют юридическую силу до сих пор. В их числе — к примеру:
Соответственно, делаем однозначный вывод о том, что в силу сохранения приказом № 346 юридической силы, продавцы должны предоставлять покупателям книгу жалоб и предложений. В приказе не сказано, что книга должна быть обязательно предоставлена в спектре сведений, подобных тем, что предоставляются покупателю в порядке, утвержденном Законом № 2300-1. Но по факту такое предоставление может быть реализовано одновременно с информированием потребителя по тем критериям, что определены указанным федеральным законом — хотя бы по аналогии с нормативами, установленными постановлением № 1025.
Важное примечание: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 ( ССЫЛКА ) Новые правила розничной торговли с 2021 года не обязывают продавцов предоставлять Книгу жалоб и предложений по требованию покупателя, но обязывают розничные магазины направлять покупателю ответ в случае поступления претензии от него — «п. 5. В случае поступления претензии потребителя продавец направляет ему ответ в отношении заявленных требований.».
Ознакомимся теперь подробнее с тем, как может выглядеть типичный уголок потребителя, соответствующий требованиям законодательства, на современном российском торговом или сервисном предприятии, на практике.
Как оформить уголок покупателя и как он может выглядеть?
Итак, главные критерии расположения уголка потребителя — это удобство и доступность размещенной информации с точки зрения ознакомления с ней покупателем или клиентом. Общераспространенно использование в этих целях специальных информационных стендов, размещаемых на стене магазина (места оказания услуг) в непосредственной близости от основного входа. Обычно хватает даже одного такого стенда размером примерно 70 на 50 сантиметров.
В конструкции информационного стенда могут содержаться прозрачные пластиковые карманы (вкладки, файлики) для того, чтобы в них можно было размещать бумажные листы с требуемой информацией. Данную информацию можно условно разделить (исходя из классификации типов предоставляемых покупателю сведений по законодательству и с учетом сложившейся практики) на следующие несколько блоков:
Здесь публикуются сведения, общие для любого хозяйствующего субъекта в сфере торговли или услуг — то есть, вне зависимости от того, в каком сегменте он ведет экономическую деятельность, что продает и для кого, и какие сервисы предоставляет.
К числу таких сведений относятся:
В блоке также могут быть размещены контакты вышестоящих организаций — если торговое или сервисное предприятие входит в холдинг.
Его содержание определяется, в свою очередь, исходя из конкретного вида экономической деятельности торгового или сервисного предприятия. Как правило, в состав данного блока входят:
В случае, если речь идет об отражении сведений, связанных с лицензированием деятельности магазина, то в перечне таких сведений должны быть представлены:
Уместно разместить и копию самой лицензии на стенде.
Сервисным предприятием дополнительно могут публиковаться:
Если розничная организация осуществляет деятельность в фармацевтическом сегменте, то на стенде в уголке потребителя могут быть размещены сведения о предельных розничных ценах на те или иные лекарственные препараты.
Здесь чаще всего располагаются:
Важно разместить здесь — или на соседнем стенде, план пожарной эвакуации, а также общий алгоритм действий, которые необходимо предпринимать людям, находящимся в магазине, в экстренной ситуации. Обязательно должны присутствовать телефоны экстренных служб — которые может потребоваться вызвать из магазина или вне его.
Как мы уже знаем, в законодательстве нет норм, которые бы однозначно предписывали торговым и сервисным предприятиям размещать жалобную книгу именно в уголке потребителя. Поэтому, многие фирмы предпочитают этого не делать, и предъявлять книгу только по требованию посетителя. Это может быть оправдано с точки зрения обеспечения сохранности документа: если информационный стенд расположен в проходимом месте, то посетители могут нечаянно задевать его и заодно книгу, что может привести к ее повреждению.
В нем могут отражаться сведения:
Рассматриваемый блок — в числе тех, в которых на усмотрение самого торгового предприятия могут быть опубликованы в принципе любые полезные с точки зрения бизнеса сведения. Главное, чтобы они не противоречили законодательству по своему содержанию (например, не нарушали законов о рекламе, о конкуренции, о государственной и коммерческой тайне, о защите персональных данных).
Здесь могут отражаться, в принципе, любые данные, касающиеся организации работы торгового или сервисного предприятия. Например — те же сведения о плановом его закрытии на ремонт или на ревизию.
В случае, если магазин осуществляет деятельность на территории национальной республики, то имеет смысл продублировать информационный стенд на языке титульной нации (собственно, это даже рекомендовано на уровне законодательства). А если значительная часть контингента покупателей — иностранцы (например, если магазин расположен в аэропорту, или на Транссибе), то и на английском языке тоже. Это поспособствует поддержанию лояльности потребителей.
Штрафы за отсутствие уголка потребителя или необходимой в нем информации
Если магазин не обеспечит наличие уголка потребителя (либо обустроит его, не обеспечив соответствия уголка требованиям законодательства), то проверяющие органы могут применить к нему санкции на основании пункта 1 статьи 14.8 КоАП РФ ( ССЫЛКА ) — в виде:
Если у владельца магазина есть сомнения по поводу того, включать или не включать какую-либо информацию, прямо или косвенно относящуюся к вышеуказанным категориям — то лучше перестраховаться и включить ее. Это снизит вероятность получения штрафа, а то и вовсе позволит избежать его.
Кроме того, законом предусмотрен отдельный штраф за отсутствие жалобной книги — как мы уже знаем, ее предъявление покупателю обязательно по закону. При этом, штраф может быть представлен сразу в нескольких разновидностях — в зависимости от характеристик нарушения.
В случае, если в магазине в принципе нет жалобной книги, то Роспотребнадзор, выявив данный факт, вправе применить к предприятию санкции по ст. 14.5 КоАП РФ ( ССЫЛКА ) — представленные штрафами:
Если покупателю представлена жалобная книга, в которой удалены страницы, или если она явно не соответствует общераспространенному формату (утвержденному приказом № 346), то Роспотребнадзор, рассмотрев случай по существу, может вменить магазину нарушение, связанное с обманом потребителя. Как следствие — применить к магазину санкции по ст. 14.7 КоАП РФ ( ССЫЛКА ) — в виде штрафа:
Отметим, что пунктом 2 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрен огромный штраф — до 500 000 рублей на юридических лиц (и не маленькие штрафы для ИП) за введение потребителей в заблуждение касательно потребительских качества товара или услуги. В свою очередь, в силу специфики торговой деятельности разъяснения по потребительским качествам может быть уместно публиковать как раз на стенде в уголке потребителя. По крайней мере — уместно дублировать, даже если где-то аналогичная информация уже есть — чтобы точно не попасть на штраф.
Резюме
Уголок потребителя — это специальный информационный стенд, на котором располагается документация в перечне, установленном Законом о защите прав потребителей и корреспондирующими с ним нормативными актами. Там необходимо отразить сведения о продавце или поставщике услуг как о хозяйствующем субъекте, о механизмах реализации потребителем своих прав, о лицензиях и свидетельствах на деятельность. По желанию продавца или поставщика услуг на стенде может быть размещена книга жалоб и предложений — которая в любом случае должна выдаваться по требованию посетителя.
Какие достоинства и недостатки имеют электронные ценники для магазинов различного формата.
Какие новые требования вводятся по маркировке товаров в России.
Что собой представляет электронная система СБИС https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/obzor/elektronnaya-sistema-sbis.html и какой функционал она предлагает предпринимателям.
Видео — что должен содержать уголок потребителя:
Для кого регистрация в ФГИС «Меркурий» обязательна и как работает система по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) в электронном виде
Что делать розничной торговле, чтобы исполнить закон 152-ФЗ о защите персональных данных при продаже товаров через обычный или интернет-магазин
Как не нарушать закон при вырубке, покупке и продаже древесины и изделий из неё. Порядок работы в системе ЕГАИС ЛЕС для покупателей и продавцов