Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Паспорт уголка экспериментирования в старшей группе

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть Ирина Ковалёва
Паспорт уголка экспериментирования в старшей группе

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 55 Красногвардейского района Санкт Петербурга

уголка экспериментирования

старшей группы «Дельфинчики»

Цель: создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

• формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

• обучение самостоятельному планированию этапов исследовательской деятельности.

• развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

• формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

• поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.

• создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.

Оснащение уголка.

Предметы мебели: стеллаж (1 шт., стол для воды и песка (1 шт.)

Дидактический компонент Материалы Инструменты и емкости Приборы

Плакаты: «Живая и неживая природа», «Круговорот воды в природе».

А И. Шапиро «Секреты знакомых предметов» («Яйцо», «Колесо», «Бумага», «Гвоздик», «Свеча», «Лужа», «Пузырек воздуха», «Спички», «Кубики»);

-Г. П. Тугушева, «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»;

-Г. Б. Горбашева «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

И. К. Жданова «Мир и человек» (географический атлас);

«Чудеса природы»; «Чудеса познавания»; Н. В. Нищева «Раз планета, два планета».

«365 научных экспериментов»

Картотека экспериментов с воздухом, водой, песком.

«План исследования предмета», «Наши помощники при проведении опытов», «Правила поведения в уголке экспериментирования».

Е. Е. Салмина «Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности» (на каждого ребенка»

«Что из чего сделано?», «Как растет живое», «Одиноковое-разное», «Воздух, земля, вода», «Почемучка».

Природный и бросовый материалы: шишки, палочки, жёлуди, крышечки, колпачки; ореховые скорлупки, образцы древесины и ткани, крупные пуговицы, катушку, спичечные коробки; камешки, ракушки, семена, образцы почвы и бумаги; образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка.

Неструктурированные вещества: песок, сахар, соль, краски, глина и кинетический песок, мыло, сода, мука; крахмал, крупы (рис, горох, греча, манка, перловка)

Медицинские материалы: безопасные пипетки (из пластика, ватные диски; марганцовка, зелёнка, марля, ватные палочки, шприцы без игл, спринцовки, зелёнка.

Технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки;

Совки, грабельки, пластиковые трубочки, ложки, сачки, решето;

Пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда.

воронки для фильтрования, пинцеты; мерные ложки, отвёртки;

Мерные стаканчики, лейки.

Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками.

Игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль. Магниты разных размеров, линейки.

Песочные и водные часы, микроскоп.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно бытьЦентр природы и экспериментирования в старшей группе Как известно, экспериментирование в ДОУ является важной частью образовательного процесса, особенно у старших дошкольников. Поэтому данному.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно бытьЦентр экспериментирования в старшей группе детского сада Одним из основных принципов ДО в соответствии с ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно бытьПаспорт уголка безопасности Безопасность детей — это самая важная задача для родителей, воспитателей и всех взрослых, которые их окружают. К большому сожалению, опасностей,.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно бытьОборудование уголка экспериментирования в младшей группе Организуется и проводится в детском саду в целях формирования познавательных процессов дошкольников путём активизации творческой, исследовательской.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно бытьУголок экспериментирования в старшей группе ДОУ В старшем дошкольном возрасте работа педагога ДОУ направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимозависимости.

Источник

Содержание уголка по экспериментальной деятельности старших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть Ольга Шилова
Содержание уголка по экспериментальной деятельности старших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ

Автор: Шилова Ольга Валентиновна

Организация: МБДОУ «Детский сад №171» г. Иваново

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Народная мудрость гласит: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно поэтому детское экспериментирование имеет огромное значение в процессе развития дошкольников. Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.

Для оформления уголка экспериментирования используем различные материалы и приборы,а именно:

-природные материалы,такие как: песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья;

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

-некоторые пищевые продукты, к примеру, соль, сахар, мука, крупы, также семена растений;

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

-тематические пособия, книги обучающего характера;

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

-также цветная бумага, картон, ножницы, ткани, обрезки кожи, мех; резиновые игрушки, контейнеры для хранения различных сыпучих и не сыпучих материалов используемых для оформления уголка экспериментирования и прочее;

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

-пищевые красители, гуашь;

-для детей подготовительной группы в уголке имеются схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Помимо материальной базы, очень важно правильно обустроить уголок экспериментирования

. В уголке отведено место для приборов, учебной литературы, дневников наблюдений детей, проведения опытов, хранения материалов.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо мотивировать родителей на включение в совместную деятельность, так как родители полноправные участники образовательной деятельности. Но самой эффективной формой являются практикумы с родителями по экспериментированию.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей необходимо подготовить консультации по исследовательской деятельности дошкольников

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию рекомендуем родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности.

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС: деятельность музыкального руководителя Ни одно из искусств не обладает такой действенной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека. А дошкольный.

Методическая рекомендация «Организация опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Музыкально- дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС. В соответствии с Федеральным законом.

Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО Брусова С. Ю., воспитатель ГБДОУ детский сад №17 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга Развитие творческих способностей.

Содержание физкультурного уголка в соответствии с ФГОС во второй младшей группе детского сада Презентация физкультурного уголка соответствует требованиям ФГОС во второй младшей группе детского сада. В ней имеются атрибуты для подвижных.

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Сегодня мы поговорим о современных подходах к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно бытьУголки природы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Комнатные.

Источник

Оборудование экспериментального уголка

В старшем дошкольном возрасте работа педагога направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Мы учим детей активно использовать результаты исследовательской деятельности на практике и дополняем, конкретизируем знания детей о природе, свойствах воздуха, предметах, агрегатных состояниях воды, животных, растениях и т.д. Немаловажную роль играет оборудование экспериментального уголка, его доступность и безопасность.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Уголок экспериментирования в старшей группе

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий — тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

[ads]
В период проявления детьми активного исследовательского интереса, педагог организовывает эксперименты, опыты и разнообразные фокусы. Все знания ребёнок может закрепить в экспериментальном уголке. Что же в нём должно быть? Давайте разберемся.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Оборудование экспериментального уголка

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Не забывайте о сменяемости оборудования в уголке. Если вы изучаете свойства магнита, то в уголке представлены материалы для игр и экспериментов с магнитами. Другие материалы на время можно убрать.

Не оставляйте вопросы детей без ответов, старайтесь вместе выяснить что, как и почему происходит. Устраивайте недели науки как минимум 2 раза в год. Возможно вам пригодится планирование тематических недель «Зимняя лаборатория» и «Научные открытия» для старших дошкольников.

Источник

Уголок экспериментирования в детском саду: оформление по ФГОС

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Объяснение преподавателем какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведённого исследования. Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умению для успешного обучения в будущем.

Уголок экспериментирования в детском саду: цели создания, роль и значение в обучении дошкольников, задачи функционирования

Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. Таким образом, экспериментированием могут заниматься все возрастные группы детского сада: дети от 1,5 до 7 лет.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Дети 1,5–3 лет проводят первые исследования в форме предметной деятельности

Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

В опытно-исследовательской деятельности формируются и расширяются представления детей об объектах окружающего мира

В уголке экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции приносит получение результата и практическая деятельность, не вызывающая переутомления.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Материальное оснащение, подборка приборов и инструментов должны соответствовать возрастной категории детей

Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности— таблица

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования:

Подробнее об организации и проведении экспериментов в средней группе можно узнать из нашей статьи — Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Проведение опытов в уголке экспериментирования воспитывает умение работать с напарником

Оформление уголка экспериментирования своими руками

Уголок экспериментирования представляет собой тихую зону в помещении группы. Традиционно он размещается рядом с центрами книги и продуктивного творчества, на отдалении от уголков двигательной активности и шумных игр. Оформить место для опытной деятельности можно в классическом стиле любого уголка детского сада: набор мебели, распределённая по полкам материальная база, эстетические элементы (картинки, эмблема, игрушки). Сильнее привлекает детей уголок, созданный по образцу научного центра — мини-лаборатория. Оформить зону экспериментирования можно в креативном формате: «Капсула будущего», «Экспериментариум профессора Чудакова», «Школа фиксиков».

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Детей привлекает уголок экспериментирования, оформленный по образцу научной лаборатории

Требования к оформлению уголка

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Уголок экспериментирования доступен воспитанникам, расположен рядом с источником естественного освещения в тихой зоне (рядом с уголком природы)

Паспорт уголка экспериментирования

Шаблон для составления паспорта уголка опытных исследований:

Как назвать исследовательский уголок

Название уголка должно быть понятно детям и по возможности вызывать положительные эмоции. Младших дошкольников привлекают короткие именования и названия, в которых присутствует упоминание любимых персонажей — животных, сказочных и мультипликационных героев. Воспитанники старшей и подготовительной групп предпочитают отсылки к научной тематике и названия, связанные с фантастическими сюжетами. Рекомендуется привлекать детей к придумыванию названия уголка. Когда зона оборудовано и оснащено место будущего экспериментирования, воспитатель задаёт вопрос: «Как же назвать наш уголок?» Для стимулирования фантазии можно предложить выбрать понравившееся из предложенных вариантов и дополнить на свой вкус. Или дать задание придумать название в соответствии со стилем оформления лаборатории.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Классические названия понятны воспитанникам и настраивают на серьёзный лад

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Эстетическое оформление уголка соответсвует названию: в данном случае, игрушка Лунтик представляет собой хозяина лаборатории

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Привлекает внимание и вызывает положительные эмоции необычное и забавное название уголка

Средства оформления уголка

Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в мини-лаборатории размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.

Плакаты по технике безопасности — фотогалерея

Второй важный компонент оформления опытной лаборатории — распечатанные или нарисованные алгоритмы и схемы проведения экспериментов. Плакаты для рассматривания могут быть постоянными в уголке («Алгоритм подготовки к опыту») и временными, соответствующими тематической неделе работы в центе активности («Схемы опытов с водой», «Моделирование вулкана», «Схемы экспериментов с магнитами»).

Схемы и алгоритмы — фотогалерея

Привлекателен воспитанникам уголок, в оформлении которого присутствует «детская рука»: рисунки и поделки по темам познавательно-исследовательской деятельности, созданные совместно с педагогом или родителями стенгазеты.

Стенгазеты и рисунки, сделанные с участием детей — фотогалерея

Дошкольникам нравится, когда у уголка есть «хозяин» — известный персонаж или придуманный герой. Из примеров для экспериментальной лаборатории: Почемучки, Знайка и Незнайка, фиксики и профессор Чудаков, сова и кот учёный, просто маленькие исследователи и взрослые исследователи. Хозяин уголка обозначается игрушкой или изображением на плакате. От его лица создаются проблемные ситуации в начале занятия, задаются вопросы. Он же помогает детям в экспериментировании: подготавливает нужные материалы к занятию, оставляет подсказки, присылает описания интересных опытов.

«Хозяева уголка» — фотогалерея

Наполняемость уголка экспериментирования

Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира.

Варианты наполнения опытно-экспериментального центра — таблица

Для эффективного функционирования опытного уголка необходимо наличие в нём оборудования:

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

На стенде размещается важная информация: правила, фотографии игр-экспериментов, схемы опытов и др

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Стол для проведения опытов должен быть удобен детям определённого возраста

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Просмотр познавательных материалов на проекторной доске стимулирует познавательный интерес дошкольников

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Обязательным условием работы уголка экспериментирования является создание временных выставок для детей

Примерные эскизы оформления уголка экспериментирования — фотогалерея

Работа в уголке экспериментирования

Уголок экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников. Задача педагога — создать интерес к практическим исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления.

Работа начинается со знакомства воспитанников с целью создания уголка: «Здесь мы будем изучать предметы». Воспитатель озвучивает правила поведения в зоне исследований: «Если взял, не забудь вернуть на место», «Используй по назначению» и т. д. Дошкольникам младшего возраста позволяется самостоятельно изучать тематические альбомы и безопасные объекты (игрушки), которые находят в доступности. С веществами и природными материалами дети 1,5–4 лет экспериментируют совместно с воспитателем.

Виды исследовательской деятельности дошкольников в уголке экспериментирования:

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Воспитатель показывает детям, как можно поиграть с водой, и объясняет, благодаря какому свойству воды возможны производимые детьми действия

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Воспитанники наблюдают процесс бурления воды и образования пены

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Старшие дошкольники пробуют проводить опыты самостоятельно под наблюдением воспитателя

В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований. Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Дети зарисовывают в альбомы этапы эксперимента и результат

Досуговая деятельность в рамках работы уголка экспериментирования может быть проведена в форме развлекательного занятия вместе с родителями. Во время досуга «Вторая жизнь старых вещей» детям и родителям предлагается поэкспериментировать с тканью и изготовить поделку: сделать развивающую игрушку (куколку со структурным наполнителем: песком, косточками, крупой) или разрисовать платок узорами. Может быть организован познавательно-развлекательный вечер «Практическая магия»: воспитатель в костюме Профессора демонстрирует детям зрелищные опыты (изменение цвета воды, образование лавы, безопасный фейерверк и др.) и объясняет, что лежит в основе превращения/изменения объектов.

Уголок экспериментирования в старшей группе по фгос что должно быть

Для развлекательного мероприятия подбираются опыты зрелищные и безопасные для жизни и здоровья детей

Развитие познавательной активности осуществляется в насыщенной предметной среде и возможности её изучения. Процесс получения информации лежит в основе дошкольного образования. Уголок экспериментирования должен стать местом, где дети испытывают восторг от непосредственного участия в предметной деятельности. Выполнение простых опытов и участие в играх-экспериментах закладывает в них исследовательские качества, которые пригодятся в школьном обучении и решении проблемных задач повседневности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *