Угольный карандаш что это такое
Угольные карандаши — что это такое, и как правильно рисовать
Никто не может сказать точно, когда именно родилась техника рисования углем, а именно когда впервые кому-то пришла мысль взять с затухшего костра уголь и начать им рисовать. Пожалуй, можно смело говорить, что этот случай произошел еще в моменты зарождения человечества. Уникальность художественного материала заключается в том, что даже за многовековую историю существования, он не утратил актуальности, и сегодня даже больше востребован, чем раньше.
В первую очередь в угольных карандашах художников привлекала простота приготовления. Достаточно было всего лишь взять пучок ивовых веток, обмазать их глиной и накапать на них горящий уголь. Сегодня же самостоятельно делать угли не нужно, поскольку производители предлагают широкий выбор подобной продукции. Более того, спустя время появились современные угольные карандаши, которые сочетали в себе все лучшее от углей и обычных карандашей. Богатый ассортимент угольных карандашей представлен здесь.
Техники рисования угольными карандашами
Прежде чем приступать к описанию техник рисования, стоит отметить, что для эффективного творческого процесса необходимо использовать качественную бумагу, которая предназначена специально для угля. Выбрать подходящую художественную бумагу можно на сайте https://mpmart.ru. Лист бумаги закрепляют на планшете, но предварительно его нужно смочить водой. Это делают для того, чтобы лист равномерно натянулся.
Существует всего два способа рисования угольными карандашами.
Первый способ заключается в рисовании штрихами и линиями. Он очень напоминает технику рисования обычным карандашом, но только благодаря специфике угля вы имеете возможность получать линии различной толщины.
Второй способ больше акцентируется на применении тонов и прокладывании широких фонов и теней. Для этого карандаш поворачивают максимально горизонтально к поверхности листа, что позволяет покрывать большие поверхности. Также можно после того как рисунок уже нарисован просто растереть уголь ребром ладони. После этого прорисовка наиболее светлых деталей происходит вновь. Для достижения желаемого эффекта крайне важно использовать специальные растушевки, которые изготавливают из замши, кожи или бумаги. Этот инструмент представляет собой тугой валик с заостренным концом, который предназначен для высветления мелких деталей.
Каждому начинающему художнику, который хочет попробовать работать с угольными карандашами, можно дать совет учиться сначала на небольших зарисовках и набросках. В качестве модели выбирать стоит простые и большие предметы без каких-либо мелких деталей и не дающие множество теней. Оптимальный формат бумаги — А3. Чтобы было проще использовать уголь, первоначальный рисунок можно создать обычным карандашом.
Рисование углём
Достоверно не известно, кто и когда первым взял в руки уголь из потухшего костра и начал рисовать. Наверное, это случилось еще в самом начале зарождения человечества. Несмотря на его многовековую историю, уголь не потерял своей популярности и по сей день.
Уголь очень прост в изготовлении. Пучок ивовых, березовых или ореховых веточек обмазывали глиной и клали на горящий уголь. Так готовили угольки самой разной формы – круглые, граненные. Делали их разной длины и толщины, ведь и рисунки были и большие и маленькие.
На сегодняшний день, конечно же, нет нужды изготавливать уголь самостоятельно. Можно купить уже готовый уголь для рисования.
Виды углей для рисования
Рисовальный уголь бывает двух видов: обычный древесный уголь и прессованный. Прессованный чернее и жирнее, чем древесный. Изготавливают его из угольного порошка (при этом используя наиболее черные сорта), с применением растительного клея в качестве связующего вещества. Прессованный уголь продают в виде палочек, они бывают трех номеров твердости.
Прессованный уголь, как и древесный, требует закрепления. Хотя держится на бумаге немного лучше.
Бумага для рисования углём
При работе с углем нужно использовать шероховатую бумагу, с идеально гладкой поверхности он осыпается. Можно использовать бумагу для пастели или специальную для угля. Интересный живописный эффект можно получить, используя бумагу для акварели – яичную скорлупу, холст, лен. Можно использовать и плотную чертежную, предварительно потерев ее мелким наждаком или жесткой резинкой. Интересные работы также можно сделать используя тонированную бумагу, для создания бликов на ней можно использовать белый мел или пастель.
Для работы бумагу закрепляют на планшете, предварительно смочив ее водой. После высыхания бумага равномерно натянется, и на ней удобно будет работать.
Способы рисования углём
При работе углем используют два способа.
Второй способ заключается в большом применении тона, широком прокладывании теней и фона. Для этого уголь кладут плашмя на бумагу, что дает возможность легко прокрывать большие поверхности. Или же, прорисовав рисунок довольно детально, растирают его ребром ладони. Затем рисуют снова, высветляя наиболее освещенные места.
Шишкин И.И. У ручья.
При рисовании углем применяют различные растушки, изготавливая их из замши, бумаги, тонкой кожи. Растушки – это тугие валики с заостренными кончиками, что дает возможность высветлять очень маленькие поверхности. В качестве растушки можно применять и жесткую резинку с заостренным концом. Если нужно растушевать достаточно большую поверхность, можно применять ватные диски. Полезный эффект дает применение формопласта: мягкой массы, которая позволяет уменьшить тональность рисунка.
Сочетание линии и тона дает возможность передавать округлые и плавные формы. Такой способ художники нередко применяют для изображения женской фигуры.
Как научиться рисовать углём
Начинать учиться работать углем лучше с небольших зарисовок, набросков. В качестве модели лучше всего использовать достаточно крупные и несложные объекты, с малым количеством мелких деталей. Бумагу лучше использовать достаточно большого формата (например, А3). Первоначальный рисунок следует сделать простым карандашом. А для выполнения более сложных работ сначала делается эскиз, который затем переносится на бумагу.
Пара слов о сохранении готовой картины
Уголь легко осыпается, поэтому после окончания работы его необходимо закреплять. Кстати, первое фиксирование угля придумали в XV веке в Италии. Для работы использовали бумагу, на которую заранее наносили слой клея. После окончания работы рисунок подвергали действию горячих паров.
Сейчас это делается намного проще. Для фиксации используют специальный лак-фиксатив. Можно также использовать обычный лак для волос.
Профессиональный художники используют фиксатив, сделанный своими руками: снятое молоко, наполовину разведенное водой. Такой фиксатив почти не влияет на цвет картины, и хорошо закрепляет уголь.
Готовую работу аккуратно и равномерно покрывают фиксативом при помощи аэрозоля. Делать эту процедуру нужно осторожно, несколько этапов. Расстояние до работы должно быть не менее метра, необходимо следить за тем, чтобы не образовывались капли. Обычно после обработки фиксативом картина становится темнее.
Работы, нарисованные углем, лучше всего сохраняются под стеклом. Поэтому законченную работу оформляют в раму.
Презентабельный вид рисункам углем помогает создать удачно подобранная рама с безбликовым стеклом и, конечно, паспарту.
Еще немного (точнее много) про Угольные Карандаши!
Мы уже поднимали тему угольных карандашей в нашем блоге (кто не читал – вам СЮДА), но согласитесь, что это еще не повод не поднять ее снова. Тема-то интересная! И крайне полезная для любого иллюстратора, или желающего им стать! Сегодня про угольные карандаши вам расскажет Аня Кучерова – художник / иллюстратор / дизайнер / фотограф, и просто замечательная и супер талантливая девушка. Аня об угольных карандашах знает все, так что передаю ей микрофон:
“Когда я в фб и инстаграмме показала свои сокровища, все такие сразу: «Хотим обзор!» Типа: сейчас мы всё узнаем, и не надо будет покупать и пробовать самим всю эту гору карандашей. Ну ok, написала я обзор, читайте кому интересно! Только по-моему, сэкономить всё равно не выйдет. )) Потому что всё зависит от бумаги и от стиля, а они у каждого свои. Кому-то надо понежней, кому-то погрубее/пофактурнее. Один часто ошибается и подтирает лишнее, а у другого более уверенная рука, да и любимая бумага не терпит ластика. В одной работе нужен самый глубокий чёрный цвет, а в другой такие контрасты совсем ни к чему. И под каждый проект придется подбирать свои материалы.
Так что я могу только рассказать о своих критериях выбора, а вы намотайте на ус и сделайте по-своему. И не будем забывать, что при всей своей любознательности я в рисовании новичок и могу многого не знать, неправильно понять и менять своё мнение в процессе.
ЧТО МНЕ НУЖНО
Я в рисование пришла из фотографии, и хочу видеть здесь то же, что нравится в хороших черно-белых снимках: большой динамический диапазон с нежными деталями в светах, очень плотными тенями и интересной фактурой типа зерна. Один карандаш такой диапазон передать не в состоянии даже с разной силой нажатия, так что я стала использовать три: твердый уголь для средних тонов, очень мягкий — для теней и неугольный карандаш для светов, в основном для кожи. Вот для каждого из этих трех мне и нужно подобрать самый лучший вариант.
Повезло, что я прусь не по акварели или маркерам, там разоришься раньше, чем всё перепробуешь. )) Мне даже уголь в брусках не подходит, он слишком толстый для моих маленьких форматов, так что — только карандаши с грифелем
2 мм, а их на рынке не так уж много, можно все подряд перебрать. Главное список написать, чтобы не запутаться, в общем — систематический подход. ))
ЧТО У НАС ЕСТЬ
Сначала о материалах, чтобы понимать почему одни карандаши ведут себя так, в другие иначе. Чистый графит я не рассматриваю вообще, потому что он блестит (и рисовать, и снимать неудобно). Итого мы имеем дело с тремя типами:
Окинув взглядом онлайн-магазины, я выписала всех(?) производителей угольных, пастельных и аналогичных им карандашей. Получилось не так уж много:
Наверняка они вам знакомы, ну может кроме General’s. И вот всего этого я и заказала по одной штучке. )) Иногда, увы, они продавались только в наборах, как в СССР: хочешь банку тушенки угольный карандашик — вот тебе в нагрузку три кило перловки и грузинский чай пучок простых карандашей, точилку и ластик. Куда теперь девать этот графит, блин. )) Покупала всё в Jackson’s Art и на Амазоне, несколько штук у меня уже были из разных оффлайн-магазинов, а что-то нашлось в той студии, куда я рисовать учиться хожу.
Я также попробовала Lyra и Stabilo — известных производителей канцелярки и товаров для детского творчества. Ничего особенного не ожидала, но проверила на всякий случай. Естественно, качество оказалось не ахти. Знаете, это как с цветными карандашами нехудожественными — вроде и яркие, но такие жесткие, что рисовать невозможно. Пощупала также подвернувшиеся под руку непонятные бренды Royal & Langnickel, Wolff’s и Tiger (подарки и товары для творчества) — тоже не впечатлили (зато у Tiger’а бывают клёвые квадратные скетчбуки в переплёте!). Известный акварельщикам Winsor & Newton, а также некоторые другие типа Coates Charcoal и Nitram ориентированы только на настоящих художников натуральный и/или прессованный уголь веточками, брусками или в порошке (представляете, вёдрами!), так что оказались мне неинтересны. (Хотя… ведро угольного порошка… это ж какой армагеддон можно устроить в моей белой квартире.)
КАК Я ВЫБИРАЛА
Получив три коробки этого добра, я села и провела первый тур отбора: беспорядочно почирикала на любимой бумаге и сразу отложила всё, что не подошло. Совсем разочарований было немного: не понравились угольные карандаши Derwent (грубые и царапают бумагу, у них там песок, что ли). Остальное браковалось по очень субъективным причинам: «недостаточно светлый и гладкий для кожи», «темноват для средних тонов», «недостаточно черный для теней», «фигово стирается». В итоге осталось два десятка карандашей, прошедших во второй тур.
Вот тут я уже сделала нормальную выкраску, всех подписала и вам покажу. Каждый квадратик я закрасила сверху посветлей, снизу потемней (чтоб увидеть диапазон тонов), а правую часть потом стерла ластиком-клячкой (чтоб узнать, насколько хорошо стирается). Мне это важно, я лажаюсь часто. ))
СРЕДНИЕ ТОНА
Это то, чем я делаю бОльшую часть рисунка. Здесь у меня всего три претендента.
*Коричневые* Faber-Castell Pitt Charcoal — похоже, один из самых популярных угольных карандашей (коричневая оправа, стержень конечно черный). Они бывают трех степеней мягкости, мне для средних тонов подходит твердый (Hard). Я начинала рисовать угольные картинки именно Питтами, и как потом выяснилось — это и был самый правильный выбор (ну и зачем было тестировать всю остальную гору?). ))
Оказывается, у FC есть ещё одна серия угольных карандашей с точно таким же названием, только в черной оправе. Можно даже подумать, что это одно и то же, но на обороте у *коричневого* написано Reisskohle (прессованный уголь), а у *черного* Zeichenkohle (натуральный). Как такое может быть — я не понимаю. Натуральный непрессованный уголь в палочках очень легкий, пористый, рыхлый и крошится — и фаберовский карандаш на него совершенно не похож. Но цвет действительно немного различается — *черный* Pitt темнее *коричневого*, хуже стирается и мне не очень подходит.
Третий претендент — твердый уголь от американского бренда General’s. Он в общем идентичен *коричневому* Питту, хоть и стирается хуже. Сидит у меня на скамейке запасных, вдруг кончится Питт, а рисовать дозарезу надо. ))
В СВЕТАХ
Света — это кожа, облака, жемчуг и прочие нежности. Здесь мне нужно что-то бледно-серенькое и ложащееся равномерно без грубой текстуры — то есть вроде цветного черного карандаша. Вообще они у всех приличных брендов хороши (хотя некоторые темноваты). Из-за своей жирной или восковой основы они чудесно скользят по бумаге и ровно ложатся. Но из-за нее же плохо стираются — это главный их косяк. Поэтому было большим облегчением внезапно найти CretaColor Nero hard, который ну просто со всех сторон идеален. Здесь он виден на лице, здесь на светлой части руки, здесь в волосах и мелких деталях. А если нужно немного затемнить, не теряя нежности, у меня есть его более мягкий вариант CretaColor Nero extrasoft.
Ещё неплох черный фабер-кастеловский Polychromos, он на скамейке запасных. Остальные: акварельный фабер-кастеловский Durer и пара Кохиноров — не выдержали конкуренции. Кстати, акварельный Кохинор блестит, видать графиту переложили.
В ТЕНЯХ
Насыщенные тени, контрастные детали, выразительные зрачки с ресницами и адские твари чёрные котики в контражуре — вот для этого всего нужен очень хороший черный карандаш. По-настоящему черный, такой в котором взгляд утопает. И у нас тут раздолье, 12 претендентов!
Первым номером опять стоит *коричневый* Faber-Castell Pitt Charcoal (soft), мой давний фаворит. Вот здесь, например, его много. Сидела без него три месяца (посылка потерялась), заменяла всякими аналогами, а тут получила, попробовала снова — и правда чудесный!
В нижнем ряду вы опять видим американский бренд General’s, три их линейки: угольно-графитный Carbon Sketch, просто угольный карандаш («The Original» Charcoal Pencils, самый мягкий) и «специальный» серии Primo Euro Blend (трех разных мягкостей). Чего там в этот евробленд намешали не знаю, но получился очень глубокий бархатный черный цвет. Очень мягкий, сильно крошится. Почему-то самым темным кажется B (а не 3В). Вот здесь он на фоне в нижнем правом углу, а здесь в силуэтах ёлок.
Питтовский черный цвет теплый, Генеральский — холодный (если кому-то это важно). Черный мел от CretaColor и Pierre Noire от Conteнедотягивают по насыщенности. *Черный* Питт на вид вроде неплох, как и самый мягкий Кохинор (2), но почему-то меня не прут. Вроде и бумагу не царапают, и ложатся ровно, но всё равно — ход и звук не тот! Вот кто бы мог подумать, что рисование — такая тактильная штука, и что ощущение материалов пальцами и ухом настолько важно. о_О А *коричневые* Питты и все General’s скользят правильно и издают не скрип, а очень приятное «шур-шур-шуур». ^___^ Может, у них помол мельче, а может это у меня тараканы чисто субъективное. Поэтому и говорю: надо самим карандаши щупать и слушать: они для каждого по-своему шуршать будут.
Что обязательно нужно добавить про любые мягкие угольные и угольно-графитные карандаши: они быстро стачиваются, слегка крошатся на бумагу и очень хрупкие. Уронил один раз — и всё, покойник. Будет внутри весь поломанный, я так две штуки тупо сточила до нуля и выкинула. Поэтому брать их надо сразу десяток и ронять хранить по отдельности. )) По этой же причине точить точилкой их не получится, нужен более деликатный подход — топором острым макетным ножом, осторожно придерживая стержень пальцем.
И НА ДЕСЕРТ
В дополнение хочу указать на хороший обзор белых пастельных карандашей и их аналогов. Ну там усы рисовать котикам и прочее белое-на-тёмном. Я тоже пощупала несколько разных (в нагрузку дали) и решила, что General’s и тут рулят. И обрадовалась, что более опытный автор обзора пришла к такому же выводу.
В кои-то веки у меня образовались огрызки карандашей, чему я очень рада. Это значит реально использую материалы, а не как обычно «купил, попробовал и валяется». )) Для огрызков удобно юзать такие держалки как сверху (Derwent), а такие как снизу (noname) покупать не надо: приклеено фигово, проворачивается и неудобно в руке.
Ну вот и всё, что я покамест имею сказать по теме. Спасибо, что дочитали эту простыню. )) Забавно видеть такой обзор от меня, прожженного фотошопщика, но надеюсь кому-то он окажется полезным (заодно сама разобралась). Если вы знаете что-нибудь интересное, велком в комменты! А то может я проглядела какие-то хорошие бренды или неверно что-то поняла.
Выгребла я почти всё по своему списку, неопробованными осталось только несколько цветных, акварельных и пастельных карандашей (например, не встретилось ничего от Daler Rowney). Я их пощупаю при случае, но вряд ли там спрятался кто-то лучше моих нынешних фаворитов. А ещё совсем не раскрыта тема азиатских брендов, но скоро я еду в Гонконг и думаю там с этим разобраться.”
Ну вот и все! Надеюсь вам было интересно и полезно! Если вам есть, что добавить, или хочется еще что-то спросить – милости прошу в комментарии )). Репост приветствуется, потому что полезную информацию нужно все-таки распространять. Не жадничайте)).
* * *
Минутка рекламы. Разобраться глубже в материалах и техниках иллюстрации вы можете на онлайн-уроках:
1. Секреты Иллюстрации – это видео-курс для тех, кто хочет узнать, как использовать цвет, свет и тональность для усиления визуального восприятия. Как добиться ритма в композиции и работать с перспективой.
Всё про угольный карандаш: что это такое и для чего он нужен
Что такое угольный карандаш и зачем он нужен? Всё про угольный карандаш для рисования: чем он отличается от обычного и для чего используется в живописи, читайте подробно в моей новой статье.
Недавно я запустила новый онлайн-курс по рисованию портретов карандашом. Было очень много желающих попасть именно на такой курс, ведь карандаш – самый простой материал, который точно уже есть у вас дома.
Помимо обычного карандаша я также добавила в курс уроки по другим графическим материалам: сангине, сепии, и, конечно же, угольному карандашу! Ведь это – один из самых древних материалов для рисования, с помощью которого можно создавать очень выразительные рисунки и портреты!
Давайте вместе разбираться, что это такое – угольный карандаш, и как им можно работать.
Что такое угольный карандаш для рисования
Угольный карандаш для рисования – это прессованный уголь, образованный от обжига веток некоторых пород дерева. Ветки деревьев обжигают при больших температурах в специальных емкостях, но их структура не меняется.
В зависимости от состава, определяется и твердость грифеля, чем он мягче, тем цвет карандаша более черный. Кстати, при обжиге веток всегда учитывается время, так как чрезмерный обжиг может привести их к рассыпанию.
Зачем был нужен и для чего использовался такой карандаш художниками прошлого? Живописцы времен Ренессанса делали такими карандашами наброски и эскизы будущих картин. Постепенно, художники все чаще и чаще стали использовать угольный карандаш как самостоятельное средство для рисования.
И в самом деле, он очень легок в использовании, такой карандаш легко растушевывать и удалять с поверхности бумаги. Легко удалить угольный карандаш с помощью ластика-клячки, который не оставляет следов.
Работать таким карандашом лучше на плотной, шероховатой бумаге, так как карандаш имеет свойство осыпаться. Вообще, при использовании такого карандаша, вам открывается масса возможностей, и в первую очередь, возможность изучать передачу светотени.
Из жанров лучше всего в угольном карандаше будут выполнены, конечно же, портрет, а также, пейзажи, особенно городские, и натюрморты.
Маркировка угольных карандашей
Как и графитовый карандаш, угольный карандаш имеет свои уровни маркировки по твердости и мягкости.
H – это твердый
3H – это самый твердый
B – это мягкий
3B – это самый мягкий
Все эти обозначения вы сможете увидеть на деревянной части карандаша, обычно, их наносят на самый низ карандаша.
B, или, Bold, означает жирность или, в нашем случае – мягкость. А H – твердость, от слова Hard – то есть жесткий, твердый.
Чтобы сделать набросок, выбирайте твердые угольные карандаши, а для штриховки – более мягкие, а для темной штриховки лучше взять самый мягкий угольный карандаш.
А теперь давайте рассмотрим, чем отличается угольный карандаш от обычного. Кроме самого очевидного – состава, угольный карандаш и графитный имеют разные свойства и ими можно создавать разные эффекты, что несомненно, прекрасно для творчества.
Простому карандашу очень хорошо удаются мелкие детали, четкие линии и вообще детальная штриховка и прорисовка. Работая угольным карандашом, очень сложно достичь того же самого. И наоборот, добиться мягких плавных линий и растушевки очень легко при помощи именно угольных карандашей.
Работать угольным карандашом будет сложнее, но овладев нужными техниками, довольно интересно.
Заключение
В переводе с немецкого, угольный карандаш в живописи называется рашкуль, но как его не назови, такой карандаш станет вам верным помощником и откроет новые горизонты в вашем творчестве.
Графические работы всегда выглядят стильно и интересно, поэтому, рекомендую вам обратить внимание на такой материал, как угольный карандаш.
Очень доступный по цене, хороший по качеству, он поможет вам добиться небывалых высот в графической живописи.