Угол атаки что это
Угол атаки и аэродинамические силы. Раскрываем маленький секрет.
Привет!
Сегодня небольшая статья для восстановления порядка в понятиях. Хотя основной принцип моих рассказов – максимальная простота, но, видимо, от парочки-другой аэродинамических определений нам все равно никуда не деться. Однако уж совсем в дебри мы конечно не полезем, я думаю… 🙂 Итак начнем.
Определение угла атаки
Говорить будем для удобства об уже известном нам профиле крыла, и вы уже знаете, что это справедливо для крыла в целом.
В одной из предыдущих статей мы говорили о подъемной силе, образующейся при обтекании несимметричного профиля, расположенного для простоты понимания параллельно потоку (т.е. упрощенный вариант). На самом деле любое крыло ( т.е. само собой профиль) расположено под углом к нему. Таким образом существует такое очень важное понятие, как угол атаки. Определим его поточнее.
Минимальное расстояние по прямой от носика профиля до его законцовки (между точками А и В) – это хорда профиля. А угол между хордой и направлением движения набегающего потока – это и есть угол атаки α. Поток при этом рассматриваем спокойным, то есть невозмущенным. На будущее замечу, что поток может быть ламинарным, когда он течет плавно, без перемешивания близлежащих слоев и турбулентным, когда возникают вихри и перемешивание слоев.
И вот здесь можно раскрыть маленький секрет :-). На самом деле нет подъемной силы, как самостоятельной величины. Но я здесь вас, конечно, не обманывал. Просто кроме подъемной (Y) есть еще одна сила аэродинамического характера. Это сила сопротивления воздуха (X). Сопротивление имеет немалую величину и особенно при наличии угла атаки ее нельзя не учитывать. Обе эти силы в сумме составляют величину, которая называется полная аэродинамическая сила (R). Вот она-то как раз и воздействует на профиль крыла. Приложена она в точке с названием центр давления. Почему давления? Потому что воздух «давит» на профиль посредством этой самой силы.
С введением понятия угол атаки возникает еще одна вещь, которая очень важна и о ней нельзя не упомянуть. При движении профиля под углом к набегающему потоку этот поток как бы скашивается и приобретает некоторое движение вниз. Поскольку воздух имеет определенную массу, то по закону сохранения импульса на профиль будет действовать сила, направленная в обратном направлении (т.е. практически вверх), и от величины этой массы зависящая. Она тоже будет участвовать в формировании полной аэродинамической силы, а значит и подъемной силы профиля, хотя ясно, что сама она имеет несколько иную природу образования, нежели та, о которой мы говорили здесь.
Благодаря этому явлению, летать может практически любая, даже плоская пластинка. Для этого одно требование: должен быть угол атаки. Как только пластина становится непараллельной набегающему потоку, сразу возникают вышеупомянутые аэродинамические силы и процесс пошел… Вот какое вобщем-то важное понятие, оказывается угол атаки.
Заканчивая эту статью, скажу, как и раньше. Мы сегодня упомянули всего несколько терминов и определений из королевы авиационных наук аэродинамики. Всего лишь упомянули! На самом же деле эта наука настолько же сложна, насколько и интересна. Однако восхитительная красота авиации доступна любому человеку, даже несведущему в аэродинамике… 🙂
P.S. В заключение предлагаю посмотреть небольшой ролик, неплохо иллюстрирующий обтекание профиля в зависимости от угла атаки и силы, действующие на него. Красным показано повышенное давление, синим пониженное.
Угол атаки
Угол атаки самолета (общепринятое обозначение — альфа) — угол между направлением скорости набегающего на тело потока (жидкости или газа) и характерным продольным направлением, выбранным на теле, например у самолета это будет хорда крыла, — продольная строительная ось, у снаряда или ракеты — их ось симметрии.
При рассмотрении именно крыла самолета следует различать угол атаки ( определение выше) и угол скольжения (находится в нормальной плоскости к углу атаки).
Угол атаки крыла (несущей поверхности летательного аппарата) является одной из ключевых характеристик в эксплуатации летательного аппарата и при решении задач динамики полета. Угол атаки влияет на подъемную силу крыла, находясь с ней в прямой пропорциональности.
Угол атаки самолета
Но увеличение угла атаки также приводит и к увеличению индуктивного сопротивления (собственного сопротивления крыла или несущей поверхности самолета).
Зависимость коэффициента подъемной силы от угла атаки
При решении задач динамики полета угол атаки определяется как угол между положительным направлением оси ОХ и вектором скорости полета.
Интересным фактом может послужить то, что существуют самолеты, способные изменять угол атаки (путем изменения угла установки крыла) в полете или на земле. Примером может служить американский палубный самолет А-8.
Угол атаки самолета видео
Угол атаки
Угол атаки (общепринятое обозначение — буква греческого алфавита альфа) — угол между направлением скорости набегающего на тело потока (жидкости или газа) и характерным продольным направлением, выбранным на теле, например у крыла самолёта это будет хорда крыла, у самолёта — продольная строительная ось, у снаряда или ракеты — их ось симметрии. При рассмотрении крыла или самолёта угол атаки находится в нормальной плоскости, в отличие от угла скольжения.
Угол атаки летательного аппарата — угол между хордой крыла и проекцией его скорости V на плоскость ОХY связанной системы координат; считается положительным, если проекция V на нормальную ось OY отрицательна. В задачах динамики полёта используется пространственный У. а.: (α)п — угол между осью ОХ и направлением скорости ЛА.
Для самолёта в горизонтальном прямолинейном полёте увеличение скорости и угла атаки приводит к увеличению подъёмной силы, создаваемой крылом. В то же время, увеличение угла атаки сопровождается ростом индуктивного сопротивления. Попытка сохранять набор высоты увеличением угла атаки без увеличения тяги двигателей является распространённой грубой ошибкой в пилотировании. Такая ошибка может привести к срыву потока и сваливанию самолёта. Именно из-за вывода самолёта на закритические углы атаки произошли многие авиакатастрофы, в частности, авиакатастрофа под Донецком 22 августа 2006.
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Угол атаки» в других словарях:
угол атаки — Рис. 1. Угол атаки профиля. угол атаки 1) У. а. профиля угол α между направлением вектора скорости набегающего потока и направлением хорды профиля (рис. 1, см. также Профиль крыла); геометрическая характеристика, определяющая режим… … Энциклопедия «Авиация»
угол атаки — Рис. 1. Угол атаки профиля. угол атаки 1) У. а. профиля угол α между направлением вектора скорости набегающего потока и направлением хорды профиля (рис. 1, см. также Профиль крыла); геометрическая характеристика, определяющая режим… … Энциклопедия «Авиация»
УГОЛ АТАКИ — (Angle of attack) угол наклона крыла самолета к направлению потока воздуха. Он в среднем колеблется от 1° до 14°. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Угол атаки угол между како … Морской словарь
Угол атаки — 1) У. а. профиля угол (α) между направлением вектора скорости набегающего потока и направлением хорды профиля (см. также Профиль крыла); геометрическая характеристика, определяющая режим обтекания профиля. Изменение У. а. приводит к изменению… … Энциклопедия техники
УГОЛ АТАКИ — угол между направлением скорости движения тела и направлением, выбранным на теле, напр. у крыла хордой крыла, у снаряда, ракеты и т. д. осью симметрии … Большой Энциклопедический словарь
УГОЛ АТАКИ — угол между направлением скорости поступательно движущегося тела и к. н. характерным направлением, связанным с телом, напр. у крыла самолёта с хордой крыла (см. рис. в ст. (см. ЦЕНТР ДАВЛЕНИЯ)), у снаряда, ракеты с их осью симметрии. Физический… … Физическая энциклопедия
угол атаки — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN angle of attackincidence angleincidence … Справочник технического переводчика
угол атаки — угол между направлением скорости поступательного движения тела и каким либо характерным направлением, выбранным на теле, например у крыла хордой крыла, у снаряда, ракеты и т. д. осью симметрии. * * * УГОЛ АТАКИ УГОЛ АТАКИ, угол между… … Энциклопедический словарь
угол атаки — atakos kampas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. angle of attack vok. Angriffswinkel, m; Anstellwinkel, m rus. угол атаки, m pranc. angle d’attaque, m … Fizikos terminų žodynas
Угол атаки — угол между направлением скорости поступательно движущегося тела и каким нибудь характерным направлением, выбранным на теле, например у крыла самолёта хордой крыла, у снаряда, ракеты их осью симметрии … Большая советская энциклопедия
Угол атаки
Полезное
Смотреть что такое «Угол атаки» в других словарях:
угол атаки — Рис. 1. Угол атаки профиля. угол атаки 1) У. а. профиля угол α между направлением вектора скорости набегающего потока и направлением хорды профиля (рис. 1, см. также Профиль крыла); геометрическая характеристика, определяющая режим… … Энциклопедия «Авиация»
угол атаки — Рис. 1. Угол атаки профиля. угол атаки 1) У. а. профиля угол α между направлением вектора скорости набегающего потока и направлением хорды профиля (рис. 1, см. также Профиль крыла); геометрическая характеристика, определяющая режим… … Энциклопедия «Авиация»
УГОЛ АТАКИ — (Angle of attack) угол наклона крыла самолета к направлению потока воздуха. Он в среднем колеблется от 1° до 14°. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Угол атаки угол между како … Морской словарь
УГОЛ АТАКИ — угол между направлением скорости движения тела и направлением, выбранным на теле, напр. у крыла хордой крыла, у снаряда, ракеты и т. д. осью симметрии … Большой Энциклопедический словарь
УГОЛ АТАКИ — угол между направлением скорости поступательно движущегося тела и к. н. характерным направлением, связанным с телом, напр. у крыла самолёта с хордой крыла (см. рис. в ст. (см. ЦЕНТР ДАВЛЕНИЯ)), у снаряда, ракеты с их осью симметрии. Физический… … Физическая энциклопедия
угол атаки — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN angle of attackincidence angleincidence … Справочник технического переводчика
Угол атаки — Чёрные линии обозначают набегающий поток. α угол атаки Угол атаки (общепринятое обозначение буква греческого алфавита альфа) угол между … Википедия
угол атаки — угол между направлением скорости поступательного движения тела и каким либо характерным направлением, выбранным на теле, например у крыла хордой крыла, у снаряда, ракеты и т. д. осью симметрии. * * * УГОЛ АТАКИ УГОЛ АТАКИ, угол между… … Энциклопедический словарь
угол атаки — atakos kampas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. angle of attack vok. Angriffswinkel, m; Anstellwinkel, m rus. угол атаки, m pranc. angle d’attaque, m … Fizikos terminų žodynas
Угол атаки — угол между направлением скорости поступательно движущегося тела и каким нибудь характерным направлением, выбранным на теле, например у крыла самолёта хордой крыла, у снаряда, ракеты их осью симметрии … Большая советская энциклопедия