Уффици что это такое расшифровка

Галерея Уффици

Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi)

Галерея Уффици во Флоренции – один из самых посещаемых художественных музеев мира. Здесь собраны уникальные произведения искусства: картины художников от Средневековья до наших дней, прекрасно сохранившиеся античные скульптуры, гобелены и миниатюры.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Галерея Уффици

Основные моменты

Коллекции галереи Уффици считаются одними из самых старых в Европе. Чтобы разместить их, в XVI веке на берегу реки Арно построили роскошные дворцовые здания. Возведение дворцов заняло более 20 лет, и для этого пришлось сносить старые городские кварталы. За два столетия до своего официального открытия художественное собрание было широко известно, и по предварительным заявкам любой желающий мог осмотреть хранящиеся здесь произведения искусства.

В XVIII веке постоянно пополняемая галерея стала первым музеем Флоренции, доступным для всех. Произошло это в 1737 году, когда последняя представительница могущественной династии Медичи Анна Мария Людовика подарила галерею Уффици флорентийцам.

В наши дни художественные коллекции размещены на площади 13 тысяч м². Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Италии. Галерея Уффици чрезвычайна популярна у туристов, визит в нее включен во многие экскурсионные программы, и очередь за билетами выстраивается на несколько часов.

Собрание знаменитого музея так велико, что на подробный осмотр коллекций потребуется не один день. Произведения искусства выставлены в хронологическом порядке и занимают более пятидесяти залов. Пройдя по ним, можно проследить, как изменялись традиции живописи с XIII по XVIII века, от периода Византийской империи до расцвета барокко.

Как появилась знаменитая галерея

История известного совсем мире художественного собрания началась в 1560 году, когда по желанию управлявшего Флоренцией, великого герцога Тосканы Козимодо I, итальянский живописец и архитектор Джорджо Вазари построил большой дворец. Величественное здание имело два крыла и вмещало судебные и административные учреждения Тосканской магистратуры – Uffizi (офисы). Помимо объединения в одном месте всех правительственных учреждений (тринадцати министерств), великий герцог решал и другую задачу. Он хотел, чтобы в новом дворцовом комплексе были увековечены могущество и богатство его рода.

Дворец, построенный архитектором Джорджо Вазари

Спустя пять лет, в течение нескольких месяцев талантливый архитектор соорудил «воздушный проход», который соединил дворец Уффици, новую резиденцию правителей Медичи, самый старый мост Флоренции Понте Веккью и старинный римско-католический храм Святой Фелицаты. Крытая галерея имела протяженность 750 м. Это было архитектурное новшество, и его стали называть коридором Вазари.

Семейство Медичи славилось не только своим богатством и политическим влиянием. Его члены высоко ценили произведения искусства и оказывали максимальную поддержку талантливым художникам. Первое собрание галереи Уффици создал Франческо I, сын герцога Козимодо I. Картины из его личной коллекции сначала вывесили в кабинете герцога, а в 1581 году отдали под них весь верхний этаж дворца. Галерею закрывали широкие витражи. Кроме живописных полотен, внутри стояли античные скульптуры, а потолок украшали красочные фрески.

Позже здесь был создан необычный Зал Трибуна, который покрывал восьмиугольный купол. Световой фонарь освещал размещенные внутри произведения искусства, искусно сделанную мебель и инкрустированные раковинами стены.

С 1589 году по распоряжению брата Франческо I, великого герцога Фердинанда I, террасу, примыкавшую к Залу Трибуна, закрыли для Зала Географических карт. На другом крыле галереи Уффици в те времена существовали висячие сады. Внутри дворца также был открыт роскошный театр.

Окончательные строительные работы над дворцовыми сооружениями были закончены через 20 лет, уже после смерти Козимодо I. На площади Синьории появилось большое по размерам дворцовое здание, напоминавшее по форме букву «U». Оно состояло из двух корпусов. На одном из этажей размещались лоджии. Оба строения соединял третий корпус и протяженная аркада, выходившие к набережной Арно. Постепенно во флорентийскую галерею перевезли картины и скульптуры из других дворцов династии Медичи.

Один из залов галереи Внутренний двор галереи Роспись на потолке

Коллекции и наиболее известные экспонаты галереи Уффици

От входа в музейные залы можно попасть через три вестибюля. В одном из них стоят бюсты, вырезанные из мрамора и порфира. Другой украшен итальянским художником Джованни Маноцци (Джованни да Сан Джованни). В третьем вестибюле находятся саркофаги и статуи эпохи Древнего Рима.

Третий этаж здания отведен под картинную галерею. Помимо нее, во дворце хранятся редкие документы по истории Флоренции, а также можно увидеть Кабинет рисунков и гравюр. Его уникальная коллекция начала оформляться в XVII веке, благодаря кардиналу Леопольду Медичи.

В галерее Уффици представлены всемирно известные полотна Сандро Боттичелли: «Рождение Венеры», «Весна», «Мадонна и младенец с ангелом» и «Клевета». Творчеству итальянского живописца и друга семьи Медичи отведены залы №10-14.

В зале №15 выставлены две картины Леонардо да Винчи – «Благовещение» и «Поклонение волхвов». В других залах музея экспонируются полотна Тициана «Венера Урбинская» и Верроккьо «Крещение Христа».

Тициан «Венера Урбинская» Фрагмент картины Верроккьо «Крещение Христа» Фрагмент картины Леонардо да Винчи «Благовещение» Сандро Боттичелли «Весна» Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли «Клевета» Пьеро ди Козимо «Персей, освобождающий Андромеду» Никола Фроман. Триптих «Воскрешение Лазаря» Полиптих из церкви Сан Панкрацио

Зал №25 галереи Уффици представляет посетителям шедевр молодого Микеланджело Буонарроти «Святое семейство». Это круглая картина, выполненная в популярной в те времена технике канджианте, когда формы человеческих тел передавались со скульптурной выразительностью. Часть площадей галереи отведена под произведения зарубежных мастеров живописи. В этих залах можно увидеть картины Дюрера, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Рубенса, Рембрандта и Ван Дейка.

В знаменитом воздушном коридоре Вазари хранится около 1500 картин. Это автопортреты Рафаэля, Рубенса, Диего Веласкеса, Джорджо Вазари и других художников. Из русских живописцев здесь выставлены автопортреты Бориса Кустодиева, Ивана Айвазовского, Ореста Кипренского и Виктора Иванова. Коллекция автопортретов постоянно пополняется за счет покупок и дарений. Возможность выставить свой автопортрет в галерее Уффици все художники расценивают как большую честь.

Из хранящихся в музее скульптур особого внимания заслуживает статуя «Венера Медичи». Она была создана в I веке нашей эры неизвестным автором. Недавно ученые провели исследование скульптуры и выяснили, что раньше она была раскрашена. Губы женщины покрывала алая краска, а волосы – золотая. Скульптура, выставленная во Флоренции, является копией знаменитой статуи древнегреческого скульптора Праксителя, которую он создал в IV веке до нашей эры. Она изображала Афродиту Книдскую, а позировала Праксителю известная своей красотой афинская гетера Фрина. Плиний называл это произведение знаменитого скульптора самой красивой статуей на Земле.

«Венера Медичи» В залах галереи Уффици

Полезная информация для посетителей

Музейные коллекции галереи Уффици открыты для посетителей ежедневно, кроме понедельника, с 8.15 до 18.50. Билетные кассы заканчивают работу за 40 минут до закрытия. Галерея не работает 25 декабря, 1 января и 1 мая.

Полный билет стоит 8 евро, льготный – 4 евро. Чтобы не тратить время в очереди, билет в галерею Уффици можно забронировать по телефону 55-294-883, доплатив за бронь 4 евро. Удобнее планировать визит в музей после 14.00, так как во второй половине дня в галерее уже не проводят экскурсии для школьных групп.

На первом этаже можно взять аудиогид на русском языке. Помимо экспозиционных залов, в галерее Уффици находятся библиотека, кафе и книжный салон.

Как добраться

Галерея Уффици расположена по адресу: Piazzale degli Uffizi, 6. Она занимает территорию между площадью Синьории и старинным мостом через Арно – Понте Веккью. Из центра города до нее несложно дойти пешком. Если пользоваться общественным транспортом, то по ветке С1 нужно доехать до автобусной остановки Galleria Degli Uffizi — Farmacia Logge.

Источник

Значение слова уффици

уффици в словаре кроссвордиста

уффици

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Большая Советская Энциклопедия

(Uffizi; собственно √ «канцелярии»), государственая картинная галерея во Флоренции. Размещена в здании, возведённом для правительственных канцелярий (1560√85, архитектор Дж. Вазари и Б. Буонталенти,). Сложившаяся на базе коллекций рода Медичи, У. была основана около 1575; первоначально в ней хранились также естественно-научные и др. памятники, перемещенные в конце 18√19 вв. в иные музеи. У. обладает богатейшим в мире собранием итал. живописи 13√18 вв. (особенно хорошо представлены произведения венецианской и флорентийской школ); здесь хранятся раооты Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана и др. мастеров. Прекрасными образцами представлено античное, французское, немецкое, нидерландское, голландское и фламандское искусство. Уникально находящееся в У. собрание автопортретов европ. художников.

Лит.: Галерея Уффици. Флоренция. Альбом. Сост. и автор текста А. Губер, М., 1968.

Википедия

Примеры употребления слова уффици в литературе.

Следовательно, я еще больше боюсь за собор Санта Мария дель Фьоре, за Баптистерий, колокольню Джотто, палаццо Питти, галерею Уффици, понте Веккио.

И я спрашиваю: почему вы выбрали мою Тоскану, мою Флоренцию, мою Сиену, мою Пизу, мой музей Уффици, мое Тирренское море для своих летних каникул?

Сходите в галерею Уффици во Флоренции или в парижский Лувр, и тамошние сокровища настолько ошеломят вас своим количеством и величием, что вы уйдете подавленный, с таким чувством, будто у вас несварение желудка.

Под аркой близ дворца Уффици, где в карнавальную ночь веселится знать, бронзовый кабан остановился.

Здесь Соколова объяла уже не та глубокая историчность, что в галерее Уффици, здесь царствовали Рафаэль, Андреа дель Сарто, фра Бартоломео.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: uffitsi
Задом наперед читается как: ициффу
Уффици состоит из 6 букв

Источник

Уффици

Из Википедии — свободной энциклопедии

Галере́я Уффи́ци (итал. Galleria degli Uffizi букв. «галерея канцелярий») — музей во Флоренции, один из наиболее старых музеев в Европе.

Уффици обладает сгруппированной в одном месте богатой коллекцией, позволяющей организовать разнообразные тематические и исторические маршруты, альтернативные по своей сути привычному способу посещения галерей. Устройство Уффици отвечает современной концепции музейного дела: экспозиции и маршруты систематизированы, упорядочены и позволяют на примере знаменитых памятников искусства проследить важнейшие исторические события, что соответствуют главному предназначению — быть доступными широкой публике.

Галерея, которая сегодня считается неотъемлемым этапом развития искусства западного мира, появилась в один из самых значительных моментов истории — в эпоху наивысшего рассвета Флорентийского Ренессанса по воле Великого герцога Тосканы Козимо I Медичи. Она была создана, и это надо помнить, в городе, где когда-то был введен в употребление спорный тогда, исчезнувший на века, термин «музей» (античные греки этим словом обозначали место, посвящённое Музам). Во Флоренции, в саду церкви Святого Марка, впервые так была названа коллекция античных скульптур Лоренцо Великолепного (1449—1492).

Экспонаты размещены по принципу первоначального устройства, предложенного герцогом Франческо I Медичи, сыном Козимо I. Цикл берёт своё начало от искуснейших и примечательных своим декоративным изяществом гротесков, написанных Алессандро Аллори и его помощниками в 1581 году. Завершает маршрут коллекция портретов.

Источник

Галерея Уффици – старейший музей с уникальными коллекциями и дворец во Флоренции

Уффици что это такое расшифровка

Галерея Уффици во Флоренции

Галерея Уффици — один из самых известных и старейших художественных музеев мира. Его открыли в конце XVI века в одноименном дворце, построенном по приказу герцога Козимо I Медичи. Галерея примечательна как своей архитектурой, так и уникальными коллекциями. Среди них есть работы Тициана, Леонардо да Винчи, Боттичелли.

История создания галереи

Изначально дворец Уффици задумывался Козимо I Медичи как здание, которое объединит все административные службы города и суды. Также оно должно было служить его личной резиденцией и символизировать сильную герцогскую власть. Лишь впоследствии дворец превратился в музей, чему способствовало увлечение семьи Медичи искусством.

Уффици что это такое расшифровка

В 1560 году Козимо доверил придворному художнику Д. Вазари работу над проектом. Сложность его разработки и воплощения заключалась в том, что строение должно было появиться на берегу реки. Для столь грандиозной стройки пришлось очистить огромную территорию и снести несколько зданий, в число которых вошла даже старинная церковь.

В 1581 году строительство дворца Уффици было завершено. В этом же году Франческо I Медичи, сын Козимо, разместил на втором этаже здания накопленные семьей художественные ценности. Помещение украшали роскошные витражи, фрески и скульптуры. Это и стало началом формирования знаменитой флорентийской галереи.

Уффици что это такое расшифровка

Сам же Козимо I Медичи не дожил до окончания строительства Уффици 7 лет. Не дожил до него и главный проектировщик уникального строения — Д. Вазари. Он умер в один год со своим герцогом. Работу над дворцом продолжил Бернардо Буонталенти.

Коллекции галереи Уффици

Семья Медичи не останавливалась в увлечении искусством и активно пополняла коллекции Уффици на протяжении нескольких столетий. Что-то было куплено, что-то заказано, получено по наследству, в подарок на свадьбу или в качестве подношения от послов других стран.

Уффици что это такое расшифровка

Интересы семьи разнились, поэтому в коллекции попадали не только картины, но и:

Уффици что это такое расшифровка

Интересный факт! Если художник хотел выставить свои работы в галерее, он должен был приложить к ним еще и свой автопортрет. Благодаря этому условию Уффици стал музеем с уникальным собранием автопортретов, которого больше нигде в мире нет.

С годами на втором этаже дворца перестало хватать места для ценных коллекций и для них стали выделять отдельные залы. В 2004 году музей расширили уже за счет переоборудования служебных помещений на первом этаже.

Уффици что это такое расшифровка

Сейчас в галерее Уффици 50 залов. Они расположены так, что во время прохождения по ним можно наблюдать развитие художественных школ в хронологическом порядке. Общая площадь размещения всех коллекций — 13 000 кв. м.

Уффици что это такое расшифровка

Отдельные залы посвящены работам:

Уффици что это такое расшифровка

В одном из вестибюлей первого этажа можно увидеть древнеримские статуэтки и даже саркофаги. В коридоре второго этажа стоят мраморные бюсты и античные статуи.

Архитектурные особенности Уффици

Трехэтажный дворец Уффици стоит на берегу реки Арно и в плане имеет форму буквы «U». Ее формируют два прямоугольных здания длиной 142 м, соединенных коридором с лоджиями.

Уффици что это такое расшифровка

Главная особенность дворца — акцент на линейности, вытянутости дворов, а не на объеме строения. На всем протяжении фасады имеют единое оформление. Для их отделки использованы белая штукатурка и редкий серо-голубой камень высокой прочности. Все каменные элементы тщательно отшлифованы.

Первый этаж Уффици — это открытая лоджия-галерея с множеством входов. Второй этаж — основная часть здания, помещения которой украшают большие арочные окна. Третий этаж — застекленная галерея.

Несмотря на всю масштабность, дворец выглядит легким и изящным. Этот эффект достигается сбалансированными пропорциями и четким ритмом вертикальных колонн на первом этаже, а также пилястров на втором и третьем.

Уффици что это такое расшифровка

Галерея Уффици — номер один в карте туристических маршрутов Флоренции. Она оставляет неизгладимое впечатление своей историей, архитектурой и художественным наследием.

Видео: «Флоренция и Галерея Уффици», документальный фильм

Источник

УФФИЦИ

УФФИЦИ (Uffizi) – государственный музей живописи, скульптуры и графики, входит в комплекс Флорентийских общественных музеев и галерей. Вдоль двух основных коридоров, богато украшенных гобеленами фламандских и флорентийских мастеров 16 в., а также древнеримскими статуями и саркофагами, проходят 45 залов, в которых памятники располагаются в хронологическом порядке, систематизированы по художественным направлениям, школам и мастерам.

Уффици что это такое расшифровка

Здание Уффици (арх. Дж.Вазари, 1560–1580) представляет собой две однотипные постройки, соединенные крытой аркой – переходом. Декор здания прост и строг: серый камень (pietra serena) в сочетании с белой штукатуркой, входом служит портик с аркадами. Только в середине 19 в. ниши были украшены мраморными статуями (скульпторы Дж. Дюпре и Л.Бартолини), изображающими великих людей Флоренции: Козимо Медичи Старшего и его внука Лоренцо Великолепного, художников Джотто, Никколо Пизано, Леонардо да Винчи, Микеланджело, мореплавателя Америго Веспучи и др.

Уффици что это такое расшифровка

Уффици что это такое расшифровка

Уффици, дворец Питти, Палаццо Веккио – это части единого комплекса, где жила семья герцогов Медичи, правителей Тосканы. Три здания соединены между собой крытыми переходами – коридорами. Знаменитый «коридор Вазари», расположенный над старым мостом («Понте Веккио»), издавна предназначался для размещения художественных коллекций.

Наиболее тесно галерея Уффици связана с дворцом Питти. Между собраниями происходит постоянный взаимообмен экспонатами. Такая практика установилась еще в то время, когда обе коллекции принадлежали семье Медичи. Однако Питти сохраняется как историко-культурный дворцовый ансамбль. В Уффици большая часть картин выставляется в современно оборудованных залах, лишь частично сохраняющих детали старинного декора (как правило, в отделке потолка).

Уффици (ufizzio) означает «службы» или «канцелярии», поскольку здание строилось для административных учреждений при дворе герцогов Медичи. Однако часть помещений с самого начала отводилась для размещения собраний художественных памятников и раритетов, принадлежащих правителям Тосканского государства.

Уффици становится музеем.

В 1581 Франческо I Медичи, страстный коллекционер и настоящий знаток, приказал перенести в Уффици наиболее ценные предметы семейной коллекции из дворцов и вилл, а расположенные на втором этаже административные службы удалить. С этого времени здание Уффици стало музеем, в связи с чем были произведены значительные перестройки. Впервые в истории музейного дела были созданы специальные выставочные помещения.

Одной из первых была создана «галерея статуй» (первый коридор), для оформления которой пригласили группу флорентийских художников. Перекрытия потолка были расписаны причудливыми орнаментами, т.н. «гротесками», созданными по античным образцам, стены украшены шпалерами.

Открытая терраса в Уффици была застеклена и также приспособлена для показа произведений искусства. Вдоль этой террасы архитектор Б.Буонталенти возвел выставочные залы, среди них – т.н. «Трибуну» с куполом и высоко расположенными окнами. Свет здесь попадает сверху, благодаря чему краски картин не выгорают, а в статуях усиливается игра светотени. Трибуна предназначалась для шедевров коллекции.

Перестройки в Уффици продолжались на протяжении всех последующих лет, особенно в конце 18 в., когда с большой роскошью, в духе римской архитектуры, со сводами и скульптурным декором, был отделан т.н. «Зал Ниобы», специально предназначенный для античной коллекции, перевезенной из виллы Медичи в Риме.

Несмотря на многочисленные перестройки, особенно радикальные в 20 в., ряд помещений сохраняет свой первозданный облик полностью или частично.

Роль семьи Медичи в формировании коллекций.

Коллекционирование как особый род деятельности, предназначенной для интеллектуального досуга, зародилось в Италии 15 в. и затем распространилось по всей Европе. Собрания раритетов и произведений искусства стали рассматриваться как источник высокого духовного наслаждения, а также как обязательный атрибут «просвещенного монарха».

Меценатство стало семейной традицией герцогов Медичи, передававшейся из поколения в поколение. Основные шедевры собрания были либо заказаны членами семьи, либо приобретались ими для Уффици или для Питти.

Медичи обрели экономический и политический контроль над Флоренцией, начиная с Козимо Медичи Старшего (1389–1464), который покровительствовал искусствам и положил начало семейному собранию, служившему украшением дворцов и вилл. По его заказу были исполнены Битва при Сан-Романо Паоло Учелло (одно из первых в европейском искусстве 15 в. произведений на современную тему), Поклонение волхвов Беноццо Гоццоли, а также произведения Филиппо Липпи (1406–1469), которого особенно любил и ценил Козимо Медичи.

Особенно прославился как меценат внук Козимо Медичи Старшего, Лоренцо, которого его современники назвали «Великолепным» (1449–1492). Став правителем Флоренции в 1469 году, он давал художникам многочисленные заказы на создание картин и статуй, программы для которых разрабатывали знаменитые гуманисты. Имя Лоренцо Великолепного стало нарицательным для обозначения покровителя искусств. Для него работали Андреа Верроккьо, Филиппино Липпи, Перуджино и многие другие. Сандро Ботичелли (1475–1484) написал большую часть своих картин по заказам семьи Медичи: для украшения виллы кузена Лоренцо Великолепного Боттичелли создал свои шедевры Весна и Рождение Венеры; в Поклонении волхвов в виде персонажей священной легенды изобразил членов семьи Медичи и среди них себя.

Во время изгнания Медичи (1494–1512, второе изгнание 1527–1530), многие принадлежавшие им произведения искусства попали в чужие руки, некоторые бесследно исчезли. Французский король Карл VIII в 1494 захватил Флоренцию и увез из дворцов самые лучшие художественные произведения.

Вернувшись во Флоренцию в 1530, Медичи снова приступили к собиранию коллекций.

Во время правления Козимо I, с 1537, коллекции пополнились картинами знаменитых флорентийцев: Бронзино, Понтормо,Джорджо Вазари, Андреа дель Сарто и др., а также других художественных школ италии. Так, Пьетро Аретино передал в дар герцогу свой портрет кисти Тициана, венецианского мастера.

С 1539 Бронзино (Аньоло Аллори, 1503–1572) стал придворным художником Козимо I Медичи. Он создал первые парадные аристократические портреты, лучшие из них – портрет жены Козимо I Элеоноры с сыном, парный портрет четы Панчатики.

Уже в 1589 Трибуну в Уффици украшали такие картины Рафаэля как Мадонна в кресле (1516), Видение Св. Иезакиила (1510-е), Иоанн Креститель (тогда считался картиной Джулио Романо). В 1594 туда поместили Тондо Дони Микеланджело.

В 17 в. коллекция живописи особенно возросла. Некоторые картины специально создавались для Уффици или Питти, как например, Умирающая Клеопатра Гвидо Рени (1639). В собрание герцогов Тосканских поступили по завещанию коллекции, принадлежавшие другим членам семьи Медичи.

Особенно обогатилась коллекция в 1631, когда Фердинанд II вступил в брак с наследницей герцога Урбинского, которой досталась богатейшая коллекция, собранная в течение многих лет. Из нее происходят картины Тициана, Перуджино, Пьеро делла Франческо и Рафаэля.

Уже в 16–17 вв. начали забирать в коллекцию Уффици – Питти наиболее ценные произведения из церквей и монастырей Флоренции, иногда заменяя их копиями. Так попали в Уффици произведения Леонардо да Винчи, Вероккио, Андреа дель Сарто и художников 13–15 вв.

В течение всего 17 – начала 18 вв. происходило стремительное расширение коллекций. Тогда были приобретены Голгофа А.Дюрера, Поклонение волхвов Леонардо да Винчи, портреты работы А.Ван-Дейка и Рембрандта, произведения мастеров Болонской Академии и много других шедевров.

Частная коллекция становится общедоступным музеем.

31 октября 1737 последняя представительница династии Медичи, Анна Мария, курфюрстша Палатинская, вдова Иоганна Вильгельма Саксонского, великого господина Империи, принца-курфюрста Рейнского, подписала «Семейное соглашение» с Францем Стефаном Лотарингским, правителем Тосканы, о том, что здание Уффици, дворец Питти и все коллекции рода Медичи переходят в собственность городу. Анна Мария поставила определенные условия: памятники, хранящиеся в Уффици, никогда не должны покидать Флоренцию, коллекция должна быть доступной для всех желающих. Т.о., с 1737 Уффици объявляется «государевой галереей», т.е. привилегированным местом публичной экспозиции всех сокровищ Великого Герцога. В то время когда собрания дворца Питти и флорентийских вилл остаются закрытыми, Уффици приобретает статус публичного музея, раньше, чем Лувр, Британский музей и большинство других. На деле допуск к коллекции не был организован из-за отсутствия системы в комплектовании коллекции и сложной политической обстановки.

Продолжая традиции Медичи, новые правители Тосканы из Лотарингской династии приобретали ценные памятники для Уффици. Так, из виллы Медичи в Риме были привезены греческие скульптуры эпохи эллинизма, ранее украшавшие храм Аполлона.

В 1765 тосканское государство возглавил австрийский эрцгерцог Петер Леопольд, младший сын императрицы Марии Терезии и Франца Стефана Лотарингского. В духе просветительских идей своего времени Петер Леопольд разработал план переустройства государства, куда входила и реорганизация флорентийских коллекций. В соответствии с планом, в разработке которого принимал участие знаток искусства Луиджи Ланци, Уффици превратились в картинную галерею, организованную по историческому критерию, т.е. по школам.

Устройство музея Уффици получило европейское признание. В 1778 Трибуна была продемонстрирована английской королеве Шарлотте как высшее достижение коллекционерской деятельности.

Особенности собрания Уффици.

В собрании музея прослеживается весь процесс эволюции флорентийской школы, представленной всеми главными ее художниками и лучшими их произведениями.

Проторенессанс (13–14 вв.) представлен в Уффици работами художников Сиены и Флоренции, двух ведущих художественных центров. Повышенная экспрессия образов, золотой фон, украшенный причудливыми орнаментами отличают Благовещение Симоне Мартини, программное произведение мастера, написанное им для главного собора Сиены.

В Уффици хранятся величественные алтарные образы Чимабуэ (умер в 1302), основоположника флорентийской школы живописи, и его ученика Джотто (1266–1337).

Большую ценность представляет одна из первых работ Мазаччо, написанная вместе с Мазолино Св. Анна с Марией и младенцем Христом.

В собрании Уффици находятся работы художников других художественных школ Италии, а также Германии и Нидерландов. Среди них – произведения А. Мантеньи, Пьетро Перуджино – учителя Рафаэля, Пьеро делла Франческо, выдающегося художника и автора одного из первых трактатов О перспективе. Пьеро делла Франческо применил эти правила в портрете герцога Федерико да Монтефельтро и его жены.

Алтарь Портинари, написанный Гуго ван дер Гусом, был заказан агентом банкирского дома Медичи в Брюгге, Томмазо Портинари, для госпиталя во Флоренции.

В 1450 Флоренцию посетил Рогир ван дер Вейден. Его произведения изучали художники и охотно приобретали ценители искусства, были они и в коллекции Лоренцо Великолепного. Сейчас некоторые из них представлены в собрании Уффици, как например, Положение во гроб (1450).

Во Флоренции прекрасно была поставлена подготовка художников, лучшей считалась мастерская Андреа Верроккьо. В Уфицци находится знаменитая его картина Крещение Христа. Один из ангелов написан его юным учеником Леонардо да Винчи. Благовещение также считают плодом совместного творчества ученика и учителя. В Уффици находятся только ранние произведения Леонардо да Винчи. Одна из первых самостоятельных работ Поклонение волхвов не закончена, как и многие его картины. Художник начал над ней работать в 1480, через год он покинул Флоренцию.

В мастерской Вероккио учились также Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди и Сандро Боттичелли. Произведения всех этих художников сейчас хранятся в Уффици.

Украшением собрания является тондо (композиция в круге) Мадонна Дони Микеланджело.

В 1504 из Умбрии во Флоренцию приезжает Рафаэль Санти (1483–1520). Он провел здесь четыре года. Только во Флоренции, изучая произведения флорентийских мастеров, он стал величайшим живописцем Италии. В Уффици и Питти находится самое большое в мире собрание картин Рафаэля.

После отъезда из Флоренции Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, главой школы становится Андреа дель Сарто. В коллекции музея до недавнего времени было 14 его картин. В числе его знаменитых учеников Россо Фьорентино и Я.Понтормо (1494–1537) – инициаторы антиклассического движения, получившего название маньеризма. В Уффици с исчерпывающей полнотой представлены самые знаменитые произведения этого позднего этапа Возрождения. Наряду с флорентийскими мастерами виднейшим представителем маньеризма был Пармиджанино из Пармы. Его Мадонна с длинной шеей (1545) – шедевр коллекции.

В Уфицци находятся портреты, написанные Джорджо Вазари, в т.ч. Портрет Лоренцо Великолепного, написанный в 1492, через много лет после его смерти.

Уже с начала 16 в. роль ведущего художественного центра Италии переходит от Флоренции к Риму, куда переселяются Микеланджело, Рафаэль. Покидает Флоренцию Леонардо да Винчи и многие маньеристы. Наряду с Римом, в 16 в. главные позиции в искусстве Италии занимает венецианская школа.

В Уффици и Питти находятся многие знаменитые картины всех лучших живописцев Венеции этой эпохи: от Джованни Беллини и Джорджоне до Веронезе и Тинторетто: картина Джованни Беллини Священная аллегория («Души чистилища», как принято называть ее в России), шедевры Тициана. Кающаяся Магдалина, Флора, Венера Урбинская. Та же модель, что позировала Тициану для образа Венеры, представлена в портрете, называемом обычно La Bella (красавица).

В 17 в. итальянское искусство переживает новый подъем. В это время ведущие позиции занимают художники Болонской Академии. В коллекции музея находятся картины Анибале Карраччи, которого за совершенство рисунка сравнивали с Рафаэлем, произведения Доменикино, главы Болонской Академии Гвидо Рени, на картинах которого учились художники всех стран Европы. В собрании находятся работы других знаменитых мастеров 17 в., таких как Сальватор Роза, Доменик Фетти. Великим реформатором итальянского искусства был Караваджо. Представленные в коллекции Вакх Караваджо (1589) и Вакх Гвидо Рени (1615–1620) свидетельствуют о том, какое воздействие оказывали приближенные к жизни образы Караваджо даже на главных мастеров Академии.

В 17 в. у итальянских мастеров появляются не уступающие им соперники в Испании, Фландрии, Голландии, Франции. Произведения лучших мастеров этих стран: Рембрандта, Веласкеса, Мурильо, Ларжильера также находятся в коллекции музея. Особенно выделяется здесь собрание картин П.П.Рубенса. Этот художник 8 лет провел в Италии и завоевал здесь высокую репутацию. Работа его ученика, лучшего портретиста 17 в. А. Ван Дейка Портрет кардинала Бонтивольо (1623) тоже принадлежит к числу наиболее ценных экспонатов коллекции, имеются здесь и автопортреты Рембрандта, а также картины других художников Голландии. Единичными произведениями представлены и ведущие мастера Франции 17 в.

Неравномерность, с которой отражены разные этапы в развитии искусства, достижения других национальных школ – черта, присущая всем старейшим музеям мира. Собрание Уффици знаменито, в первую очередь, благодаря исключительной по полноте и ценности коллекции итальянской живописи 13–17 вв.

В течение всего 20 в. собрания непрерывно пополнялись в основном за счет даров коллекционеров.

Члены семьи Медичи приобретали античные статуи, медали, камеи.

В дар от римского папы Пия V Франческо I получил 26 античных статуй, которые папа счел непристойными для Ватикана.

Античные коллекции значительно пополнились в 16–17 вв. Сейчас среди античных памятников преобладают древнеримские копии знаменитых работ древнегреческих скульпторов, однако и здесь имеется ряд шедевров. Главный из них – знаменитая Венера Медичи (середины 1 в. до н.э.), статуя эпохи эллинизма. С начала 18 в. она находится в «Зале шедевров» вместе другими самыми лучшими античными статуями этого музея: Танцующий фавн (3 в. до н.э.), Юный Аполлон (4 в. до н.э.), статуя Марсия (3–2 вв. до н.э.) и др. В Галерее статуй и других залах много портретов времен Древнего Рима. К числу лучших принадлежит бюст императора Адриана (2 в. н.э.). В зале Ниобы располагается ансамбль древнегреческих статуй эпохи эллинизма (3–2 вв. до н.э.), изображающих гибель Ниобы и ее детей от стрел Аполлона и Артемиды. В центре этого зала стоит т.н. Ваза Медичи (3–2 в. до н.э.), которая послужила образцом для многих ваз.

В конце 19 в., когда определилась специализация Уффици, был образован кабинет рисунка и эстампов.

Коллекция графики в Уффици является старейшим собранием в Европе и самым богатым в Италии. Медичи начали собирать рисунки знаменитых мастеров еще в 16 в. Многие из них были подарены самими художниками или их наследниками. Так, наследники Джорджо Вазари передали в дар Франческо I Медичи – основателю музея, альбом с рисунками художника. Леопольдо Медичи (1617–1675) собрал в Питти около 12 тысяч рисунков. С тех пор коллекция рисунков и эстампов выделилась в самостоятельный раздел.

На территории Уффици находится еще ряд обособленных музеев: самый знаменитый из них – «Галерея автопортретов великих художников Европы». Эта галерея была основана еще в 17 в., но существует и сейчас. В ней находится четыре автопортрета русских художников (О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, Б.Кустодиев).

Систематизация коллекций.

Только в конце 18 в. начала разрабатываться концепция публичного музея. Тогда была выдвинута идея создания во Флоренции музея наук и искусств, а также музеев при учебных заведениях. В эти годы стараниями Петера Леопольда, вдохновленного просветительскими идеями создания коллекции образцов для обучающихся живописи, некоторые картины старых мастеров были переданы из Уффици в Академию изящных искусств.

В 19 в. был разработан принцип разделения памятников по различным отраслям науки и искусства. В соответствии с этим, с начала 19 в., в Уффици стала осуществляться систематизация коллекций. На базе коллекций Уффици была создана целая разветвленная система государственных музеев.

Особенно важная реорганизация галереи на основе научных принципов была осуществлена в 1905–1924 под руководством видного итальянского ученого К.Риччи. Картины были систематизированы по эпохам, школам, мастерам. Тогда музей начинает приобретать свой современный характер. Уффици становится картинной галереей, аккомпанементом которой служат античные памятники и некоторые произведения прикладного искусства.

После Первой мировой войны у Уффици оказались все основания претендовать на статус Национальной галереи (т.к. в Риме таковой не было). Сюда стали стекаться не только шедевры из собраний Флоренции (Питти, Академии), но и из других городов Италии (произведения Альтдорфера поступили из Сиены).

После Второй мировой войны были сделаны важные приобретения (картины Лотто и Фоппы), а также возвращены произведения, утраченные во время войны. Стараниями Родольфо Сивьеро возвращены картины Мазаччо, Мазолино, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо.

Музей пополнился частными коллекциями, завещанными государству: Барди, Стибберта, Даванцати, Сальваторе Романо, Альберто делла Реджоле, собрания общества Бернсона и Общества Лонги. В некоторой степени восполнил пробелы в коллекции дар Контини Бонакосси: наряду с картинами Чимабуэ, Сассетты, Андреа дель Кастаньо, Савольдо, Чима да Канельяно, Тинторетто и Веронезе, в 1969 им были переданы картины Веласкеса, Сурбарана, Гойи.

Модернизация коллекций, перестройка помещений, перераспределение экспонатов между Уффици и Питти продолжались на протяжении всего 19 и 20 вв. Этот процесс происходит и в наши дни. Под впечатлением осуществления проекта «Большого Лувра», подобный проект вынашивается сейчас и в отношении Уффици. Как и все крупнейшие музеи мира, он стремится соответствовать требованиям 21 в.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *