Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Олимпиадные задания для 9 класса

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Автор – составитель: Романова М.Г., учитель истории МБ НОУ «Гимназия №70»

Олимпиадные задания по истории для 9 класса

1. Какое архитектурное произведение было создано позже остальных?

А) Софийский собор в Киеве;

Б) Софийский собор в Новгороде;

В) Успенский собор во Владимире;

Г) Успенский собор в Москве;

2. Отметьте черты идеологии, свойственные народничеству в целом:

А) признание общности исторического пути России и Запада;

Б) утопический социализм;

В) приверженность идеям марксизма;

Г) вера в готовность русского крестьянства к социалистическому перевороту в стране;

Д) вера в возможность миновать капитализм в России во второй половине XIX века;

Е) признание необходимости борьбы за введение представительной формы правления.

3. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.

1478 г., 1485 г., 1510 г., 1514 г., 1521 г.

4.1. Уезды, губернии, волостели, провинции.

4.2. Петрашевцы, ишутинцы, чайковцы, нечаевцы.

5. Расположите в хронологической последовательности (от наиболее ранних к наиболее поздним) глав военного ведомства Российской империи и СССР:

В) М.Б. Барклай де Толли;

6. Соотнесите событие и его современника:

Б) Отмена крепостного права;

В) Присоединение к России Финляндии;

Г) Первая русская революция;

Д) Принятие указа о единонаследии;

2) архитектор О.И.Бове;

6) боярин Федор Никитич Романов;

7. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Культура петровского времени отличалась от предыдущей эпохи «обмирщения» более быстрыми темпами (1 – термин) – процесса освобождения от церковных норм и установок.

В первую очередь это касалось сферы образования и науки – в (2) году была основана светская Школа математических и (3 – название) наук по подготовке кадров для армии и флота. В (4) году была открыта Петербургская академия наук, при которой была создана научная библиотека, и функционировал музей с уникальной коллекцией старины – (5 – название).

нашей страны в ХХ веке. Расположите их в хронологической последо-

вательности и назовите события, которые изображены на фото. Укажите годы, когда они произошли.

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

5) Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

«Объявляем всем верным Нашим подданным: Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления. Мы приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса…

В Бозе почивший Родитель Наш, прияв от Бога Самодержавную власть на благо вверенного Ему народа, пребыл верен до смерти принятому Им обету и кровию запечатлел великое Свое служение.

Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ея и кротостью совершил Он величайшее дело Своего Царствования –освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд и подданных Своих, коих всех без различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местного управления и общественного хозяйства. Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди верного народа, готового положить за Него жизнь свою, – есть дело страшное, позорное, неслыханное в России и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом.

Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений. Да ободрятся же пораженные смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти. Под сению Ея и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великие смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ея. Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, – к утверждению веры и нравственности, – к доброму воспитанию детей, – к истреблению неправды и хищения, – к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ея, Возлюбленным Нашим Родителем».

10.1. Укажите название документа, принятое в исторической науке, дату его создания. Кто был автором проекта вышеназванного документа?

10.2. Какие исторические условия обусловили его появление? Подтвердите фразами из текста оценку автором происходящих событий.

10. 3. Найдите и выпишите сформулированную в документе цель нового царствования.

Ключи к олимпиаде для 9 класса:

3. Даты присоединения земель к Московскому княжеству (завершающий этап объединения земель вокруг Москвы).

4. 4.1. Административно-территориальные единицы XVI–XVIII вв. Лишнее – волостели – наименование должностного лица в XV–XVI вв.

4.2. Народнические кружки. Лишнее – петрашевцы.

7. 1- секуляризация; 2-1701; 3- навигацких/навигационных; 4-1725; 5-Кунсткамера.

8. 1-№3 – Февральская революция 1917 г.

3-№4 – Парад Победы, 1945 г.

4-№1 – Потсдамская конференция, 1945 г.

5- №2- Выступление ГКЧП, 1991 г.

9. 1. Словене (ильменские)

3. Торговый путь «Из варяг в греки»

10. 10.1. Манифест о незыблемости самодержавия. 1881 г. К.Д.Победоносцев.

10.2. Убийство народовольцами императора Александра II. Оценка: «низкое и злодейское убийство Русского Государя», «дело страшное, позорное, неслыханное в России», «гнусная крамола, позорящая землю Русскую.

10. 3 «утверждать и охранять для блага народного самодержавную власть от всяких на нее поползновений».

Источник

История 11 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

Задание 1

Какой сын Владимира Святого основал династию полоцких князей?

Задание 2

В каком году произошло описанное А.А. Зиминым событие?

«В Москву из Новгорода пришла весть, что там «умре напрасно» князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. Так весьма деликатно в великокняжеских московских летописях… сообщается о смерти злейшего врага Василия II».

Задание 3

В 1572 г. русские войска одержали победу:

Ответ :

123
132

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего за задания 3 балла.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Укажите, кто из перечисленных людей участвовал в подавлении стрелецкого бунта 1698 г.

Задание 5

Какие из указанных понятий появились в правление Анны Иоанновны?

Задание 6

Какие из предложенных событий всеобщей истории произошли во время правления Николая I?

Ответ :

456
245134124

Критерии оценивания

2 балла за полностью верный ответ.

1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 6 баллов.

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. 860 г., 907 г., 944 г., 1043 г.

7.2. Анастасия Захарьина-Юрьева, Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Мария Нагая.

Ответ :

7.1. Даты походов руси на Константинополь.

7.2. Жёны Ивана Грозного.

Критерии оценивания

2 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 4 балла.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. Уезды, губернии, волостели, провинции.

8.2. Петрашевцы, ишутинцы, чайковцы, нечаевцы.

Ответ :

8.1. Административно-территориальные единицы XVI–XVIII вв. Лишнее – волостели – наименование должностного лица в XV–XVI вв.

8.2. Народнические кружки. Лишнее – петрашевцы.

Критерии оценивания

2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.)

Всего за задание 4 балла.

Задание 9

Расположите в хронологической последовательности (от наиболее ранних к наиболее поздним) должности, существовавшие в России:

Ответ :

123456
ДАВБЕГ

Критерии оценивания

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 10

Расположите в хронологической последовательности глав военного ведомства Российской империи и СССР:

Ответ :

123456
ВАЕГБА

Критерии оценивания

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 11

Установите соответствия между публицистом и созданным им произведением. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПУБЛИЦИСТПРОИЗВЕДЕНИЕ
А) Вассиан Рыло

Ж) Феофан Прокопович

1) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

2) «Вертоград многоцветный»

4) «Послание на Угру»

5) «Большая челобитная»

6) «Путешествие из Петербурга в Москву»

8) «Слово похвальное о флоте российском»

Ответ :

АБВГДЕЖ
4327158

Критерии оценивания

7 верных соответствий – 5 баллов;

6 верных соответствий – 4 балла;

5 верных соответствий – 3 балла;

3–4 верных соответствия – 2 балла;

1–2 верных соответствия – 1 балл.

Всего за задание 5 баллов.

Задание 12

Установите соответствия между классами Табели о рангах и статскими чинами, им соответствующими. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

КЛАСС ТАБЕЛИ О РАНГАХСТАТСКИЙ ЧИН ТАБЕЛИ О РАНГАХ
А) II класс

Е) XIV класс

1) действительный статский советник

2) коллежский регистратор

3) титулярный советник

4) статский советник

5) действительный тайный советник

6) коллежский асессор

7) надворный советник

Ответ :

АБВГДЕ
514632

Критерии оценивания

6 верных соответствий – 4 балла;

5 верных соответствий – 3 балла;

3–4 верных соответствия – 2 балла;

1–2 верных соответствия – 1 балл.

Всего за задание 4 балла.

Задание 13

Установите соответствия между наркомами/министрами иностранных дел СССР и событиями, произошедшими во время их руководства ведомством. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

НАРКОМ/МИНИСТР МИД СССРСОБЫТИЕ
А) А.М. Горчаков

Ж) Э.А. Шеварднадзе

1) образование ГДР

2) заключение Рапалльского договора

3) вывод войск из Афганистана

4) начало советско-финской войны

5) Карибский кризис

6) Сан-Стефанский договор

7) вхождение СССР в Лигу Наций

8) создание Антанты

Ответ :

АБВГДЕЖ
6274153

Критерии оценивания

7 верных соответствий – 5 баллов;

6 верных соответствий – 4 балла;

5 верных соответствий – 3 балла;

3–4 верных соответствия – 2 балла;

1–2 верных соответствия – 1 балл.

Всего за задание 5 баллов.

Задание 14

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Культура петровского времени отличалась от предыдущей эпохи «обмирщения» более быстрыми темпами (1 – термин) – процесса освобождения от церковных норм и установок. В первую очередь это касалось сферы образования и науки – в (2) году была основана светская Школа математических и (3 – название) наук по подготовке кадров для армии и флота. В (4) году была открыта Петербургская академия наук, при которой была создана научная библиотека и функционировал музей с уникальной коллекцией старины – (5 – название). В 1708 году трудночитаемый церковнославянский шрифт был заменён печатным (6 – название). Активно развивалась публицистика: основным идеологом петровских реформ был (7 – имя и фамилия), автор знаменитого «Духовного (8 – название документа)». Экономическую мысль при Петре развивал И.Т. Посошков, опубликовавший сочинение «О (9 – название) и богатстве». Прорыв был совершён и в области градостроительства: начался переход к (10 – термин) планировке городов. Первым образцом такого города стал Санкт-Петербург, объявленный столицей в (11 – год) году. Архитектурным символом нового царственного града стало здание Двенадцати (12 – орган управления), построенное итальянцем Доменико (13 – фамилия). Местом встреч дворянства стали собрания – (14 – названия). Изменениям при Петре подверглось даже времяисчисление – с (15) года страна перешла на отсчет лет от (16). Таким образом, русскую культуру первой четверти XVIII века вполне можно признать частью общемировой культуры (17 – название периода) времени.

Ответ :

1секуляризации10регулярной
21701111712
3Навигацких/навигационных12коллегий
4172513Трезини
5Кунсткамера14ассамблеи
6гражданским151700
7Феофан Прокопович16Рождества Христова
8регламента17Нового
9скудости

Критерии оценивания

17 верных вставок – 10 баллов;

15‒16 верных вставок – 9 баллов;

13‒14 верных вставок – 8 баллов;

11‒12 верных вставок – 7 баллов;

9‒10 верных вставок – 6 баллов;

7‒8 верных вставок – 5 баллов;

5‒6 верных вставок – 4 балла;

3‒4 верные вставки – 3 балла;

2 верные вставки – 2 балла;

1 верная вставка – 1 балл.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 15

Внимательно рассмотрите схему и выполните задания.

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Ответ: Иван IV (Иван Грозный). (1 балл) (Просто Иван не принимается).

Ответ: 1552 г. (1 балл)

Ответ: II. (1 балл)

Ответ: Свияжск. (1 балл)

Ответ: Ока. (1 балл)

Ответ: Покров Пресвятой Богородицы. (1 балл)

Ответ:

12345678
данетданетнетнетданет

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 8 баллов. Всего за задание 14 баллов.

Задание 16

Перед Вами юбилейные марки, выпущенные в СССР. Расположите их в хронологическом порядке выпуска и объясните Ваше решение, произведя
необходимый расчёт.

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Уезды губернии волостели провинции что объединяет

Ответ:

Номер маркиОбъяснение
81940 + 10 = 1950
41940 + 20 = 1960
71917 + 50 = 1967
51944 + 25 = 1969
21949 + 25 = 1974
91919 + 60 = 1979
11922 + 60 = 1982
31918 + 65 = 1983
61949 + 40 = 1989

Критерии оценивания

По 2 балла за верный ответ с приведённым расчётом. Ответ без расчёта не оценивается.

Всего за задание 18 баллов.

Задание 17

Прочтите приведённый ниже источник и ответьте на вопросы.

Товарищи и граждане! Наша страна переживает тяжёлый момент. Голод, холод, хозяйственная разруха держат нас в железных тисках вот уже три года. Коммунистическая партия, правящая страной, оторвалась от масс и оказалась не в силах вывести её из состояния общей разрухи. С теми волнениями, которые в последнее время происходили в Петрограде и Москве и которые достаточно ярко указали на то, что партия потеряла доверие рабочих масс, она не считалась. Не считалась и с теми требованиями, которые предъявлялись рабочими. Она считает их происками контрреволюции. Она глубоко ошибается. с. г. в Доме просвещения собрались делегаты всех морских, красноармейских и рабочих организаций. На этом собрании предлагалось выработать основы новых выборов с тем, чтобы затем приступить к мирной работе по переустройству советского строя. Но ввиду того, что имелись основания бояться репрессий, а также вследствие угрожающих речей представителей власти собрание решило образовать Временный Революционный Комитет, которому и передать все полномочия по управлению городом и крепостью. Временный Комитет имеет пребывание на линкор «Петропавловск». Товарищи и граждане! Временный Комитет озабочен, чтобы не было пролито ни единой капли крови. Им приняты чрезвычайные меры по организации в городе, крепости и на фортах революционного порядка. Товарищи и граждане! Не прерывайте работ. Рабочие! Оставайтесь у станков, моряки и красноармейцы в своих частях и на фортах. Всем советским работникам и учреждениям продолжать свою работу. Временный Революционный Комитет призывает все рабочие организации, все мастерские, все профессиональные союзы, все военные и морские части и отдельных граждан оказать ему всемерную поддержку и помощь. Задача Временного Революционного Комитета дружными и общими усилиями организовать в городе и крепости условия для правильных и справедливых выборов в новый Совет. Итак, товарищи, к порядку, к спокойствию, к выдержке, к новому, честному социалистическому строительству на благо всех трудящихся.

Ответ : март 1921 г.; упомянуто, что «голод, разруха» продолжаются уже 3 года (с 1918 г.); волнения в Петрограде и Москве имели место в январе-феврале 1921 г.; речь в тексте идёт о «городе и крепости», где восстание против диктатуры партии. По 2 балла за каждый элемент ответа. Всего 6 баллов.

Ответ : Кронштадтское восстание/Кронштадтский мятеж. (1 балл)

Ответ : 1) неприятие и критика восставшими курса РКП(б), обвинение её в отрыве от рабочих масс; 2) основную роль в восстании играет флот, морские делегаты названы раньше солдатских и даже рабочих; 3) обновление социализма и советской власти, строительство его без коммунистической партии; 4) создание ВРК для руководства восстанием. По 2 балла за ответ на каждый вопрос. Всего 8 баллов.

Ответ : восставшие верят в успех. (1 балл)

Аргументы:

Критерии оценивания

По 2 балла за каждый приведённый аргумент.

Всего 7 баллов.

Ответ : данный источник следует отнести к актовым источникам, т. к. он издан от имени органа управления (пусть и самопровозглашённого). При этом в нём фиксируются только распоряжения, без утверждения правовых норм.

Критерии оценивания

Также можно принять вариант ответа, что источник относится к документам политических организаций, которой являлся самопровозглашённый ВРК. 2 балла за указание типа источника. 2 балла за пояснение. Всего 4 балла.

Всего за задание 26 баллов.

Задание 18

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

Критерии оценивания

До 5 баллов по каждому критерию.

Всего за задание 25 баллов.

Максимум за работу 130 баллов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *