Удовольствие что это значит

УДОВОЛЬСТВИЕ

УДОВОЛЬСТВИЕ – чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функциональной точки зрения удовольствие знаменует различные по характеру и смыслу опыты преодоления недостатка, освобождения от давления (репрессии), личностно значимого самоосуществления и самоутверждения. Специальные исследования позволили З.Фрейду сделать вывод о положительной роли удовольствия, в особенности связанного с продолжением рода, в жизни организма и дали основание говорить о т.н. принципе удовольствия (Lustprinzip) как главного естественного регулятора психических процессов, душевной деятельности, а шире – инстинкта жизни. Основной целью «душевного аппарата», по Фрейду, является получение удовольствия и избегание страдания. И филогенетически, и онтогенетически этот принцип является исходным. За удовольствием всегда стоит желание как проявление индивидуальной воли (потенциально своевольной) и неподотчетной целеустремленности. В процессе социализации индивида его естественная установка на удовольствие (само)ограничивается: потребности адаптации индивида в окружающем мире и эффективного социального взаимодействия приводят к замещению принципа удовольствия «принципом реальности» (Realitatsprinzip), который, по Фрейду, в конечном счете также влечет к удовольствию, но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надежному. По Фрейду, мотив общества в конечном счете является экономическим: общество т.о. отвлекает людей от сексуальности и направляет их на труд. Напротив, согласно М.Фуко, общество (речь идет о европейском, западном обществе последних трех веков) не столько подавляет удовольствие, сколько оформляет «дискурс» по поводу секса с целью обустраивания и упорядочения опыта удовольствия и соответственно «побуждая к дискурсам» укрепляет политическую власть. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным установлениям и как таковой выступает в качестве некой основы личной независимости: в удовольствии индивид принадлежит самому себе, он освобожден от обязательств и в этом плане суверенен. Ориентация на удовольствие, поиск его противоположны обыденному поведению, основанному на благоразумии и стяжании пользы. Последовательность же в стремлении к удовольствию (установка на получение исключительно удовольствия) оказывается реализуемой в уходе (бегстве) от ответственных отношений с другими людьми. В мифологических представлениях о рае, легендах о золотом веке, различных социальных утопиях (и среди них в наибольшей степени в тех, которые разворачивались под лозунгом возврата к природе) воплотилась мечта человечества об обществе, которое, соединяя в себе свободу и необходимость, гарантирует тем жизнь в удовольствии. В этом же ключе построены социалистические и коммунистические утопии (напр., Ш.Фурье или К.Маркса).

На основе опыта желания и переживания удовольствия формируются система взглядов и образ жизни, объединяемые понятием «гедонизм». Как поведенческий императив принцип удовольствия предполагает стремление человека всегда поступать так, чтобы по возможности непосредственно удовлетворять свои потребности и испытывать как можно большее (по интенсивности и длительности) удовольствие. Тем самым задается принципиальная грань, отделяющая обычную для каждого человека склонность к удовольствию от образа жизни и иерархии ценностей гедоника, которые целиком определяются стремлением к получению и переживанию удовольствия. Назвав добро удовольствием, гедоник сознательно сообразует свои цели не с добром, а с удовольствием. В законченном виде эти взгляды находят выражение в таких умонастроении и поведенческой ориентации, при которых достижение удовольствия рассматривается как достаточное основание любых действий.

Переживание удовольствия сопряжено с проявлением индивидуальной воли и самореализацией, в т.ч. творческой. Проблема соотношения удовольствия и творчества была поставлена и проанализирована Фрейдом на примере сублимации сексуальных влечений. В этическом контексте близкие идеи развивал Н.А.Бердяев, рассматривая творчество в радикальном противопоставлении похоти, как воплощение духовности и высшего удовольствия. Анализ творчества (в широком смысле слова), в частности продуктивных и утонченных практик, показывает, что возвышенные удовольствия значимы не тем, что являются удовольствием, а тем, что возвышенны. Т.о., как показывает теоретический и нормативный опыт гедонистической этики и полемики вокруг нее, выработка критерия удовольствия на основе принципа удовольствия невозможна: установление такого критерия означает ограничение принципа удовольствия и, как следствие, отказ от принципиальной приоритетности удовольствия. Поэтому действительное ограничение принципа удовольствия шло по пути определения ценностных приоритетов: напр., достойной жизни, прав или блага других людей, личного совершенства и т.д.

Литература:

1. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – Он же. Психология бессознательного. М., 1989, с. 382–424;

2. Маркиз де Сад и XX век. М., 1992;

3. Perry D.L. The Concept of Pleasure. The Hague, 1967;

4. Gosling J.С.В. Pleasure and Desire: The Case for Hedonism Revisited. Oxf., 1969.

Источник

Значение слова «удовольствие»

Удовольствие что это значит

1. Чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний. Василий Петрович, до сих пор не видавший ничего подобного, с удовольствием смотрел на море, лунный свет, пароходы, корабли и радостно, в первый раз в жизни, вдыхал морской воздух. Гаршин, Встреча. Неизменное участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в елке. Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. Куприн, Тапер.

2. То, что вызывает, создает такое чувство; развлечение. — С той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги. Лермонтов, Бэла. Я был склонен больше к тихим, так сказать, идиллическим удовольствиям: любил уженье рыбы, вечерние прогулки, собиранье грибов. Чехов, Ариадна.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

УДОВО’ЛЬСТВИЕ, я, ср. 1. только ед. Чувство радости и довольства от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний. Он испытывал удовольствие, бичуя себя. М. Горький. Белебухин просиял от удовольствия. Чехов. Игра на рожке ей доставляет удовольствие. Пришвин. Я посвятил с особенным удовольствием целое утро обозрению зоологического сада. Гончаров. Он дрался и буянил не столько для собственного удовольствия. Л. Толстой. Мало удовольствия ждать целый час. Не имел удовольствия его встречать (ирон.). 2. То, что создает такое чувство, забава, развлечение. Не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд. Тургенев. Масса удовольствий.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

удово́льствие

1. психол. положительная эмоция, обычно возникающая от приятных ощущений, переживаний, также в результате удовлетворения каких-либо потребностей ◆ Выйдя из покоев, чтобы садиться в экипаж, она зажмурилась от яркого дневного света и засмеялась от удовольствия: день был удивительно хорош! Чехов, «Княгиня», 1889 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Лицо её всё в тоненьких тёмных морщинках выражало искреннее удовольствие и от разговора с новым человеком, и от своей бесхитростной доброй шутки. Борис Можаев, «В Солдатове у Лозового», 1961—1972 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В каком случае у нас возникают положительные эмоции — радость, симпатия, удовольствие, а в каком случае мы переживаем внутреннюю взволнованность как неприятие, антипатию, неудовольствие? А. Лэнгле, «Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности», 2004 г. // «Вопросы психологии» (цитата из НКРЯ)

2. то, что вызывает, создает такое чувство; развлечение ◆ В то же время вкусил он удовольствия светской жизни и стал удивительно отличаться на балах. В. А. Соллогуб, «Тарантас», 1845 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Если человек полюбил удовольствие еды, позволил себе любить это удовольствие, находит, что это удовольствие хорошо (как это находит все огромное большинство людей нашего мира, и образованные, хотя они и притворяются в обратном), тогда нет пределов его увеличению, нет пределов, дальше которых оно не могло бы разрастись. Л. Н. Толстой, «Первая ступень», 1891 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Пока не началось заседание, каждый предался своему удовольствию — кто дружбе, кто пище, кто вопросам на нерешенные задачи, кто музыке и танцам. А. П. Платонов, «Счастливая Москва», 1936 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Удовольствие что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: рестлер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Словари

1. Чувство радости и довольства от приятных ощущений, переживаний.

2. То, что создает такое чувство; любимое занятие, развлечение, увеселение.

Морфология: (нет) чего? удово́льствия, чему? удово́льствию, (вижу) что? удово́льствие, чем? удово́льствием, о чём? об удово́льствии; мн. что? удово́льствия, (нет) чего? удово́льствий, чему? удово́льствиям, (вижу) что? удово́льствия, чем? удово́льствиями, о чём? об удово́льствиях

1. Удовольствием называется чувство радости, наслаждения, которые испытывает человек во время или после переживания каких-либо приятных ощущений.

Я получил огромное удовольствие от великолепной поездки в Париж, о которой мечтал столько лет! | Мы испытали настоящее удовольствие от общения с этим мудрым человеком.

2. Если вы говорите, что кто-то доставляет вам удовольствие чем-либо, то это означает, что этот человек делает вам что-то приятное.

Своей игрой он доставил нам всем огромное удовольствие. | Доставьте нам удовольствие, спойте.

3. Если вы говорите, что вы что-либо делаете с удовольствием, то это означает, что вам приятно это делать.

Мы с удовольствием слушали музыку, гуляли по берегу моря.

4. Если вы говорите, что кто-либо делает что-либо для собственного удовольствия, то это означает, что действия этого человека направлены на то, чтобы доставить себе приятные ощущения.

Я для собственного удовольствия решил написать обо всём, что мне тогда выпало на долю.

5. Если вы говорите, что какое-либо дело для вас одно удовольствие, то этим вы подчёркиваете, что это дело вам нравится и вы занимаетесь этим охотно.

6. Если вы говорите, что делать что-либо для вас в удовольствие, то это означает, что делать это для вас не затруднительно, а наоборот, вам нравится.

Заниматься с детьми для меня в удовольствие, они такие любознательные.

7. Если вы говорите, что кто-либо или что-либо являются (слишком) дорогим удовольствием, то это означает, что этот человек, предмет или явление требуют от кого-то очень больших материальных или иных затрат.

Ковры превращаются в слишком дорогое удовольствие, если владелец помещения своевременно не продумает систему ухода за таким покрытием.

8. Выражение (все) тридцать три удовольствия означает полную меру насыщения кого-либо какими-либо приятными ощущениями.

В кино мы уже сегодня не пойдём. Ты хочешь сразу все тридцать три удовольствия!

9. Если вы говорите, что кто-то живёт в своё удовольствие, то это означает, что этот человек проводит время беззаботно, весело, не испытывает трудностей.

УДОВО́ЛЬСТВИЕ, удовольствия, ср.

1. только ед. Чувство радости и довольства от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний. «Он испытывал удовольствие, бичуя себя.» Максим Горький. «Белебухин просиял от удовольствия.» Чехов. «Игра на рожке ей доставляет удовольствие.» Пришвин. «Я посвятил с особенным удовольствием целое утро обозрению зоологического сада.» Гончаров. «Он дрался и буянил не столько для собственного удовольствия…» Л.Толстой. Мало удовольствия ждать целый час. Не имел удовольствия его встречать (ирон.).

2. То, что создает такое чувство, забава, развлечение. «Не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд.» А.Тургенев. Масса удовольствий.

1. Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. Испытать, получить у.

2. Забава, развлечение. Доставить детям много удовольствий.

Дорогое удовольствие (разг.) о том, что обходится дорого, стоит больших усилий.

1) только ед. Чувство удовлетворения и радости от приятных ощущений, переживаний.

С удовольствием выполнить просьбу друзей.

Работать без всякого удовольствия.

Во многих из своих произведений Байрон настаивает на почти постоянном ощущении пресыщения жизнью. Всякое удовольствие тотчас перерождается у него в более сильное чувство отвращения (Мечников).

Этого удовольствия именно от воздуха я никогда не испытывал (Рязанов).

2) Любимое занятие, забава, развлечение.

Я был склонен больше к тихим, так сказать, идиллическим удовольствиям: любил уженье рыбы, вечерние прогулки, собирание грибов (Чехов).

Состояние радости, довольства от приятных ощущений, переживаний, мыслей, событий и пр.;

Син.: наслаждение, блаженство, услада (Трад.-поэт.);

Ант.: неудовольствие, мука, боль, страдание.

1. Чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний. Доставить большое у. кому-л. Получить у. от встречи, от поездки, от работы. Находить у. в работе, в чтении книг. Иметь у. видеть кого-л., заниматься чем-л. Доставлять кому-л. у. разговором, прогулкой. С удовольствием слушать музыку. Засмеяться от удовольствия. Делать в своё у. (получая большое удовлетворение, радость от чего-л.). Жить в своё у. (беспечно, весело, без забот).

2. То, что вызывает, создаёт такое чувство; приятное развлечение, забава. Наслаждаться удовольствиями городской жизни. Предаваться удовольствиям высокого положения. Любить удовольствия юности. Мечтать об удовольствиях походной жизни. Что-л. слишком дорогое у. (требующее больших материальных или нравственных затрат).

◊ Срывать цветы удово́льствия. Ирон. Беспечно предаваться удовольствиям, пользоваться радостями жизни.

1. Чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний.

Василий Петрович, до сих пор не видавший ничего подобного, с удовольствием смотрел на море, лунный свет, пароходы, корабли и радостно, в первый раз в жизни, вдыхал морской воздух. Гаршин, Встреча.

Неизменное участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в елке. Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. Куприн, Тапер.

2. То, что вызывает, создает такое чувство; развлечение.

— С той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги. Лермонтов, Бэла.

Я был склонен больше к тихим, так сказать, идиллическим удовольствиям: любил уженье рыбы, вечерние прогулки, собиранье грибов. Чехов, Ариадна.

жить в свое удовольствие

жить беспечно, весело, без забот.

в свое удовольствие

столько, сколько хочется, до полного удовлетворения.

— срывать цветы удовольствия

Подхватить удовольствие. Жарг. мол. Ирон. Заразиться венерической болезнью. Б., 65.

Двадцать четыре удовольствия. Разг. О большом количестве того, что развлекает, веселит. АОС 10, 293.

Паскаль Блез (Pascal) («Энциклопедия афоризмов», Минск, «Современный литератор», 1999) или

чего и от чего. Удовольствие встречи (от встречи).

удово́льствие, удово́льствия, удово́льствий, удово́льствию, удово́льствиям, удово́льствием, удово́льствиями, удово́льствии, удово́льствиях

сущ., кол-во синонимов: 38

1. наслаждение; приятность, сладость, смак (разг.); сласть (прост.); услада (устар.)

УДОВОЛЬСТВИЕ, блаженство, довольство, наслаждение, отрада, удовлетворение, книжн. нега, трад.-поэт. услада, разг. приятность, разг. сладость, разг. смак, разг.-сниж. сласть

Наслаждение, отрада, приятность, услада, утеха, утешение.

Мне доставляет удовольствие.

доставлять удовольствие, находить удовольствие.

Бездумное, беззаботное, беспечное, быстротечное (устар. поэт.), внутреннее, глупое, дешевое, житейское, земное, злорадное, зыбкое, идиллическое, короткое, кратковременное, краткое, легкое, легкомысленное, мгновенное, мимолетное, мнимое, невинное, недолговечное, непродолжительное, низменное, ничтожное, обманчивое, острое, отчетливое, очевидное, пикантное, порочное, пошлое, призрачное, примитивное, скоротечное, сладкое, слепое, сомнительное, случайное, суетное, телесное, тщеславное, физическое, чувственное, эгоистичное, эстетическое, явное.

с удовольствием. с особым удовольствием.

со всем удовольствием (уплетать #).

в свое удовольствие (пожить #).

находить удовольствие в чем. | в охотку. в охоту.

разг: за милую душу.

доставить удовольствие => действие, каузация

доставлять большое удовольствие => действие, каузация

доставлять огромное удовольствие => действие, каузация

доставлять удовольствие => действие, каузация

испытывать удовольствие => действие, объект

находить большое удовольствие => действие

находить удовольствие => действие, объект

получать удовольствие => действие, получатель

получить большое удовольствие => действие, получатель

получить огромное удовольствие => действие, получатель

получить удовольствие => действие, получатель, начало

предвкушать удовольствие => модальность, прогнозирование

приносить удовольствие => обладание, каузация

продлить удовольствие => действие, каузация, продолжение

растянуть удовольствие => действие, каузация, продолжение

сделать удовольствие => действие, каузация

удовольствие доставлять => действие, каузация

удовольствие получить => действие, получатель

удовольствие стоит => субъект, оценка, соответствие

Ср. у И. М. Долгорукого: «Я принужден был входить в протесты, требовать на него удовольствия в судах». Ср. тут же: «Все это семейство имело какой-то дар производить удовольствия и разделять их с другими» (Долгорукий, 1890, с. 357, 358).

В распоряжении генерал-поручика Я. Е. Сиверса (псковского, новгородского и тверского наместника) 1779 г.: «Ратениус непременно по тому сделанному от меня магистрату предписанию получит справедливое удовольствие» (Русск. старина, 1899, май, с. 480).

В «Похождениях Жилблаза де Сантилланы» (Лесаж, тт. 1-2): «Мы чрезмерно желаем видеть Португальское королевство, а для удовольствия сего любопытства взял всяк из нас у родителя своего по сту пистолей» (2, с. 186); «Я обещал герцогу, что стараться стану всеми мерами, чтоб соответствовать учиненной мне поверенности и вспомоществовать к удовольствию его пламени» (2, с. 270); «оттуда не возвращуся без удовольствия моего намерения» (1, с. 327); «Я легко склонился на удовольствие его любопытства» (1, с. 135). Но ср. там же: «Она была весела, ветрена и охотница до любовных дел, следовательно, собственное свое удовольствие предпочитала должности своей» (1, с. 136).

— Это то, без чего жить скучно и для чего жить глупо.

— Чувство, вызываемое приятными ощущениями.

Источник

Удовольствие

Удово́льствие – 1) чув­ство доволь­ства, про­яв­ля­е­мое в резуль­тате при­ят­ных ощу­ще­ний; 2) термин пра­во­слав­ной антро­по­ло­гии, отра­жа­ю­щий ощу­ще­ние телес­ной и душев­ной удо­вле­тво­рен­но­сти.

Чело­век, будучи суще­ством душевно-телес­ным, имеет наклон­ность к насла­жде­нию удо­воль­стви­ями и радо­стями жизни. Бог создал для этого усло­вия и воз­мож­но­сти, однако их исполь­зо­ва­ние не должно при­но­сить ущерб нашей душе и телу. Про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­ченко пишет: «Не только тело чело­века имеет нужду в отдох­но­ве­нии и обнов­ле­нии сил, а и душа его, утом­ля­е­мая суетою дел своих, также нуж­да­ется в отдох­но­ве­нии, осве­же­нии и обнов­ле­нии. Тело укреп­ля­ется пищею и сном, а душа ищет забве­ния своих печа­лей, осве­же­ния к обод­ре­нию сил своих – в других, более свой­ствен­ных ей, насла­жде­ниях; при­зы­вает на помощь искус­ство, раз­но­об­ра­зит уве­се­ле­ния и хочет создать себе нечто похо­жее на поте­рян­ный рай. Все это есте­ственно, даже необ­хо­димо, а потому и не может быть осуж­да­емо». Апо­стол Павел гово­рит о Боге, как о дающем «нам все обильно для насла­жде­ния (ἀπόλαυσιν)» ( 1Тим.6:17 ).

Клас­си­фи­ка­ция удо­воль­ствий

Удо­воль­ствия бывают, согласно их духовно-нрав­ствен­ной оценке, истин­ными и лож­ными (про­ти­во­есте­ствен­ными). Напри­мер, радость дружбы и сла­до­стра­стие.

Истин­ные удо­воль­ствия бывают душев­ными и душевно-телес­ными. Напри­мер, позна­ние мира и теплая одежда зимой.

Душевно-телес­ные (есте­ствен­ные) удо­воль­ствия бывают необ­хо­ди­мыми для под­дер­жа­ния жизни и не явля­ю­щи­мися необ­хо­ди­мыми. Напри­мер, пища и сек­су­аль­ные отно­ше­ния.

Что нужно знать, перед тем как поз­во­лить себе испы­тать то или иное удо­воль­ствие?

Про­то­пре­сви­тер Васи­лий Бажа­нов, в вопросе о допу­сти­мых удо­воль­ствиях, пред­ла­гает такие предо­сто­рож­но­сти:

1) Поз­во­лять себе только такие удо­воль­ствия, кото­рые ни в каком отно­ше­нии не про­ти­во­ре­чат пред­пи­са­ниям Еван­ге­лия, без­вред­ные для его здо­ро­вья, иму­ще­ства, чести, нрав­ствен­но­сти и для его ближ­них;

2) Смот­реть на них не как на цель ( Лк. 16:19 ), но как на сред­ство для отдох­но­ве­ния и для под­креп­ле­ния сил, и потому никак не поз­во­лять себе таких удо­воль­ствий и забав, кото­рые тре­буют столько же напря­же­ния сил телес­ных или душев­ных, как и обык­но­вен­ные заня­тия и долж­но­сти, и след­ственно никак не могут слу­жить отдох­но­ве­нием;

3) Уда­ляться таких удо­воль­ствий и уве­се­ле­ний, кото­рые хотя сами по себе не суть виновны, но при кото­рых он (хри­сти­а­нин – прим. ред.) может опа­саться про­буж­де­ния нечи­стых мыслей и плот­ских вожде­ле­ний;

4) Наблю­дать уме­рен­ность в насла­жде­нии самыми невин­ными удо­воль­стви­ями и часто воз­бра­нять себе их, опа­са­ясь при­стра­стия к ним и ста­ра­ясь при­об­ре­тать власть над самим собой, так чтобы они не сде­ла­лись необ­хо­ди­мой для него потреб­но­стью, и чтобы недо­ста­ток их не мог огор­чать и воз­му­щать его;

И, нако­нец, 5) насла­ждаться сими удо­воль­стви­ями в при­сут­ствии Божием – освя­щать их мыслью о Боге, а) как о все­выш­нем Винов­нике и Пода­теле их, так чтобы каждая радость его была выра­же­нием его сер­деч­ной бла­го­дар­но­сти к Нему, как это вну­шает Апо­стол: «Аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что тво­рите, вся во славу Божию тво­рите» ( 1Кор. 10:31 ); и вместе б) как о буду­щем Судии и Мздо­воз­да­я­теле: «Весе­лися, юноше, в юности твоей, гово­рит Пре­муд­рый, и да убла­жит тя сердце твое во днех юности твоея, и ходи в путех сердца твоего непо­ро­чен, и в виде­нии очию твоею: и разу­мей, (помни) яко о всех сих при­ве­дет тя Бог на суд» ( Еккл. 11:9 ).

Кри­те­рии закон­ных и добрых удо­воль­ствий

Прп. Иоанн Дамас­кин дает такие кри­те­рии закон­ным и добрым удо­воль­ствиям:

Допу­сти­мые удо­воль­ствия уместны «в при­лич­ное время, и при­лич­ным обра­зом, и в при­лич­ной мере».

Явля­ется ли удо­вле­тво­ре­ние сек­су­аль­ной потреб­но­сти истин­ным и закон­ным удо­воль­ствием?

Библия гово­рит о том, что удо­вле­тво­ре­ние сек­су­аль­ной потреб­но­сти воз­можно в закон­ном браке ( 1Кор.7:2 ). Насла­жде­ние любо­вью с женой при­чис­ля­ется в Свя­щен­ном Писа­нии к истин­ным удо­воль­ствиям ( Притч.5:18-19 ). При этом нужно заме­тить, как пишет прп. Иоанн Дамас­кин, что данный вид удо­воль­ствия явля­ется истин­ным при усло­вии, что потреб­ность удо­вле­тво­ря­ется закон­ным обра­зом, «в при­лич­ное время, и при­лич­ным обра­зом, и в при­лич­ной мере». То, что не соот­вет­ствует этим усло­виям, не может счи­таться истин­ным и закон­ным удо­воль­ствием и ста­но­вится грехом. См. сла­до­стра­стие.

архи­манд­рит Иоанн Кре­стьян­кин:
«Ни здра­вый смысл, ни вера Хри­стова не запре­щают нам невин­ных забав и уве­се­ле­ний, они даже необ­хо­димы, как при­ят­ный отдых от трудов.
Вели­кий учи­тель веры и бла­го­че­стия свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так пишет о радо­стях и насла­жде­ниях земных: “Если ты хочешь полу­чить удо­воль­ствие, иди в сады, к теку­щей реке и озерам, рас­смат­ри­вай цветы, слушай пение куз­не­чи­ков, посе­щай святые места; здесь ты най­дешь и здра­вие для тела, и пользу для души, а вреда ника­кого, и не будешь рас­ка­и­ваться после этого удо­воль­ствия, как то бывает после зрелищ. Ты имеешь жену, имеешь детей, что может срав­ниться с этим удо­воль­ствием? У тебя есть дом, друзья: эти удо­воль­ствия вместе с цело­муд­рием достав­ляют вели­кую пользу. Ибо скажи мне, что может быть при­ят­нее жены и детей для того, кто хочет жить цело­муд­ренно?”» (Опыт постро­е­ния испо­веди).

прп. Максим Испо­вед­ник:
«Есте­ствен­ные поже­ла­ния и удо­воль­ствия не под­вер­гают укору тех, кои испы­ты­вают их, так как они суть необ­хо­ди­мые след­ствия устро­е­ния нашею есте­ства. Ибо есте­ствен­ное достав­ляет нам, и, помимо воли нашей, удо­воль­ствие – и при­лу­чив­ша­яся пища, удо­вле­тво­ря­ю­щая пред­ше­ство­вав­ший голод, – и питие, уто­ля­ю­щее том­ле­ние жажды, – и сон, обнов­ля­ю­щий силы, исто­щен­ные бодр­ство­ва­нием, – и все другое, что бывает у нас по есте­ствен­ным потреб­но­стям, необ­хо­димо для бла­го­со­сто­я­ния нашего есте­ства, и бла­го­по­треб­ное к стя­жа­нию доб­ро­де­тели для рев­ни­те­лей о том. Все такое уместно и во всяком избе­га­ю­щем гре­хов­ного пополз­но­ве­ния в разум­ных, однако же, пре­де­лах, не допус­ка­ю­щих, чтобы он под­вергся через то раб­ству про­из­вольно обра­зу­ю­щихся в нас уко­риз­нен­ных и про­ти­во­есте­ствен­ных стра­стей, не име­ю­щих дру­гого в нас начала, кроме неуправ­ля­е­мого разу­мом дви­же­ния есте­ствен­ных потреб­но­стей и поже­ла­ний, кото­рые и при­рож­дены не с тем, чтобы сше­ство­вать нам в бес­смерт­ную и дол­го­ве­ко­вую жизнь» (Доб­ро­то­лю­бие. Т. 3).

прп. Паисий Свя­то­го­рец:
«Удо­воль­ствие, кото­рое чув­ствует чело­век, любо­честно выпол­ня­ю­щий свою работу, – это доброе удо­воль­ствие. Это удо­воль­ствие дал Бог, для того чтобы не уста­вало Его созда­ние. Это – вос­ста­нов­ле­ние сил через уста­лость» (Слова. Том IV: Семей­ная жизнь).

свт. Феофан Затвор­ник:
«Явля­ясь в мир на житье вре­мен­ное, мы похо­дим на стран­ника, кото­рый захо­дит в дом бога­того вла­дельца, где нахо­дит кров, пищу, покой, услугу и все потреб­ное и где, на случай особой какой нужды, его изве­щают: если еще что нужно, обра­щайся к вла­дельцу; он все доста­вит. Видя такое о себе попе­че­ние, какой стран­ник, в здра­вом уме нахо­дясь, не рас­по­ло­жится полное возы­меть упо­ва­ние на такого вла­дельца? Так и мы, входя в мир, нахо­дим уже напе­ред при­го­тов­лен­ным для нас все потреб­ное для жизни и обе­то­ва­ние имеем от Самого Вла­дыки мира, что Он все готов испол­нить, чего ни попро­сим» (Первое посла­ние свя­того апо­стола Павла к свя­тому Тимо­фею, истол­ко­ван­ное свя­ти­те­лем Фео­фа­ном).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *