Удовольствие что это значит
УДОВОЛЬСТВИЕ
УДОВОЛЬСТВИЕ – чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функциональной точки зрения удовольствие знаменует различные по характеру и смыслу опыты преодоления недостатка, освобождения от давления (репрессии), личностно значимого самоосуществления и самоутверждения. Специальные исследования позволили З.Фрейду сделать вывод о положительной роли удовольствия, в особенности связанного с продолжением рода, в жизни организма и дали основание говорить о т.н. принципе удовольствия (Lustprinzip) как главного естественного регулятора психических процессов, душевной деятельности, а шире – инстинкта жизни. Основной целью «душевного аппарата», по Фрейду, является получение удовольствия и избегание страдания. И филогенетически, и онтогенетически этот принцип является исходным. За удовольствием всегда стоит желание как проявление индивидуальной воли (потенциально своевольной) и неподотчетной целеустремленности. В процессе социализации индивида его естественная установка на удовольствие (само)ограничивается: потребности адаптации индивида в окружающем мире и эффективного социального взаимодействия приводят к замещению принципа удовольствия «принципом реальности» (Realitatsprinzip), который, по Фрейду, в конечном счете также влечет к удовольствию, но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надежному. По Фрейду, мотив общества в конечном счете является экономическим: общество т.о. отвлекает людей от сексуальности и направляет их на труд. Напротив, согласно М.Фуко, общество (речь идет о европейском, западном обществе последних трех веков) не столько подавляет удовольствие, сколько оформляет «дискурс» по поводу секса с целью обустраивания и упорядочения опыта удовольствия и соответственно «побуждая к дискурсам» укрепляет политическую власть. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным установлениям и как таковой выступает в качестве некой основы личной независимости: в удовольствии индивид принадлежит самому себе, он освобожден от обязательств и в этом плане суверенен. Ориентация на удовольствие, поиск его противоположны обыденному поведению, основанному на благоразумии и стяжании пользы. Последовательность же в стремлении к удовольствию (установка на получение исключительно удовольствия) оказывается реализуемой в уходе (бегстве) от ответственных отношений с другими людьми. В мифологических представлениях о рае, легендах о золотом веке, различных социальных утопиях (и среди них в наибольшей степени в тех, которые разворачивались под лозунгом возврата к природе) воплотилась мечта человечества об обществе, которое, соединяя в себе свободу и необходимость, гарантирует тем жизнь в удовольствии. В этом же ключе построены социалистические и коммунистические утопии (напр., Ш.Фурье или К.Маркса).
На основе опыта желания и переживания удовольствия формируются система взглядов и образ жизни, объединяемые понятием «гедонизм». Как поведенческий императив принцип удовольствия предполагает стремление человека всегда поступать так, чтобы по возможности непосредственно удовлетворять свои потребности и испытывать как можно большее (по интенсивности и длительности) удовольствие. Тем самым задается принципиальная грань, отделяющая обычную для каждого человека склонность к удовольствию от образа жизни и иерархии ценностей гедоника, которые целиком определяются стремлением к получению и переживанию удовольствия. Назвав добро удовольствием, гедоник сознательно сообразует свои цели не с добром, а с удовольствием. В законченном виде эти взгляды находят выражение в таких умонастроении и поведенческой ориентации, при которых достижение удовольствия рассматривается как достаточное основание любых действий.
Переживание удовольствия сопряжено с проявлением индивидуальной воли и самореализацией, в т.ч. творческой. Проблема соотношения удовольствия и творчества была поставлена и проанализирована Фрейдом на примере сублимации сексуальных влечений. В этическом контексте близкие идеи развивал Н.А.Бердяев, рассматривая творчество в радикальном противопоставлении похоти, как воплощение духовности и высшего удовольствия. Анализ творчества (в широком смысле слова), в частности продуктивных и утонченных практик, показывает, что возвышенные удовольствия значимы не тем, что являются удовольствием, а тем, что возвышенны. Т.о., как показывает теоретический и нормативный опыт гедонистической этики и полемики вокруг нее, выработка критерия удовольствия на основе принципа удовольствия невозможна: установление такого критерия означает ограничение принципа удовольствия и, как следствие, отказ от принципиальной приоритетности удовольствия. Поэтому действительное ограничение принципа удовольствия шло по пути определения ценностных приоритетов: напр., достойной жизни, прав или блага других людей, личного совершенства и т.д.
Литература:
1. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – Он же. Психология бессознательного. М., 1989, с. 382–424;
2. Маркиз де Сад и XX век. М., 1992;
3. Perry D.L. The Concept of Pleasure. The Hague, 1967;
4. Gosling J.С.В. Pleasure and Desire: The Case for Hedonism Revisited. Oxf., 1969.
Значение слова «удовольствие»
1. Чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний. Василий Петрович, до сих пор не видавший ничего подобного, с удовольствием смотрел на море, лунный свет, пароходы, корабли и радостно, в первый раз в жизни, вдыхал морской воздух. Гаршин, Встреча. Неизменное участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в елке. Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. Куприн, Тапер.
2. То, что вызывает, создает такое чувство; развлечение. — С той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги. Лермонтов, Бэла. Я был склонен больше к тихим, так сказать, идиллическим удовольствиям: любил уженье рыбы, вечерние прогулки, собиранье грибов. Чехов, Ариадна.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
УДОВО’ЛЬСТВИЕ, я, ср. 1. только ед. Чувство радости и довольства от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний. Он испытывал удовольствие, бичуя себя. М. Горький. Белебухин просиял от удовольствия. Чехов. Игра на рожке ей доставляет удовольствие. Пришвин. Я посвятил с особенным удовольствием целое утро обозрению зоологического сада. Гончаров. Он дрался и буянил не столько для собственного удовольствия. Л. Толстой. Мало удовольствия ждать целый час. Не имел удовольствия его встречать (ирон.). 2. То, что создает такое чувство, забава, развлечение. Не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд. Тургенев. Масса удовольствий. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
удово́льствие
1. психол. положительная эмоция, обычно возникающая от приятных ощущений, переживаний, также в результате удовлетворения каких-либо потребностей ◆ Выйдя из покоев, чтобы садиться в экипаж, она зажмурилась от яркого дневного света и засмеялась от удовольствия: день был удивительно хорош! Чехов, «Княгиня», 1889 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Лицо её всё в тоненьких тёмных морщинках выражало искреннее удовольствие и от разговора с новым человеком, и от своей бесхитростной доброй шутки. Борис Можаев, «В Солдатове у Лозового», 1961—1972 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В каком случае у нас возникают положительные эмоции — радость, симпатия, удовольствие, а в каком случае мы переживаем внутреннюю взволнованность как неприятие, антипатию, неудовольствие? А. Лэнгле, «Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности», 2004 г. // «Вопросы психологии» (цитата из НКРЯ)
2. то, что вызывает, создает такое чувство; развлечение ◆ В то же время вкусил он удовольствия светской жизни и стал удивительно отличаться на балах. В. А. Соллогуб, «Тарантас», 1845 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Если человек полюбил удовольствие еды, позволил себе любить это удовольствие, находит, что это удовольствие хорошо (как это находит все огромное большинство людей нашего мира, и образованные, хотя они и притворяются в обратном), тогда нет пределов его увеличению, нет пределов, дальше которых оно не могло бы разрастись. Л. Н. Толстой, «Первая ступень», 1891 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Пока не началось заседание, каждый предался своему удовольствию — кто дружбе, кто пище, кто вопросам на нерешенные задачи, кто музыке и танцам. А. П. Платонов, «Счастливая Москва», 1936 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рестлер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Словари
1. Чувство радости и довольства от приятных ощущений, переживаний.
2. То, что создает такое чувство; любимое занятие, развлечение, увеселение.
Морфология: (нет) чего? удово́льствия, чему? удово́льствию, (вижу) что? удово́льствие, чем? удово́льствием, о чём? об удово́льствии; мн. что? удово́льствия, (нет) чего? удово́льствий, чему? удово́льствиям, (вижу) что? удово́льствия, чем? удово́льствиями, о чём? об удово́льствиях
1. Удовольствием называется чувство радости, наслаждения, которые испытывает человек во время или после переживания каких-либо приятных ощущений.
Я получил огромное удовольствие от великолепной поездки в Париж, о которой мечтал столько лет! | Мы испытали настоящее удовольствие от общения с этим мудрым человеком.
2. Если вы говорите, что кто-то доставляет вам удовольствие чем-либо, то это означает, что этот человек делает вам что-то приятное.
Своей игрой он доставил нам всем огромное удовольствие. | Доставьте нам удовольствие, спойте.
3. Если вы говорите, что вы что-либо делаете с удовольствием, то это означает, что вам приятно это делать.
Мы с удовольствием слушали музыку, гуляли по берегу моря.
4. Если вы говорите, что кто-либо делает что-либо для собственного удовольствия, то это означает, что действия этого человека направлены на то, чтобы доставить себе приятные ощущения.
Я для собственного удовольствия решил написать обо всём, что мне тогда выпало на долю.
5. Если вы говорите, что какое-либо дело для вас одно удовольствие, то этим вы подчёркиваете, что это дело вам нравится и вы занимаетесь этим охотно.
6. Если вы говорите, что делать что-либо для вас в удовольствие, то это означает, что делать это для вас не затруднительно, а наоборот, вам нравится.
Заниматься с детьми для меня в удовольствие, они такие любознательные.
7. Если вы говорите, что кто-либо или что-либо являются (слишком) дорогим удовольствием, то это означает, что этот человек, предмет или явление требуют от кого-то очень больших материальных или иных затрат.
Ковры превращаются в слишком дорогое удовольствие, если владелец помещения своевременно не продумает систему ухода за таким покрытием.
8. Выражение (все) тридцать три удовольствия означает полную меру насыщения кого-либо какими-либо приятными ощущениями.
В кино мы уже сегодня не пойдём. Ты хочешь сразу все тридцать три удовольствия!
9. Если вы говорите, что кто-то живёт в своё удовольствие, то это означает, что этот человек проводит время беззаботно, весело, не испытывает трудностей.
УДОВО́ЛЬСТВИЕ, удовольствия, ср.
1. только ед. Чувство радости и довольства от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний. «Он испытывал удовольствие, бичуя себя.» Максим Горький. «Белебухин просиял от удовольствия.» Чехов. «Игра на рожке ей доставляет удовольствие.» Пришвин. «Я посвятил с особенным удовольствием целое утро обозрению зоологического сада.» Гончаров. «Он дрался и буянил не столько для собственного удовольствия…» Л.Толстой. Мало удовольствия ждать целый час. Не имел удовольствия его встречать (ирон.).
2. То, что создает такое чувство, забава, развлечение. «Не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд.» А.Тургенев. Масса удовольствий.
1. Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. Испытать, получить у.
2. Забава, развлечение. Доставить детям много удовольствий.
Дорогое удовольствие (разг.) о том, что обходится дорого, стоит больших усилий.
1) только ед. Чувство удовлетворения и радости от приятных ощущений, переживаний.
С удовольствием выполнить просьбу друзей.
Работать без всякого удовольствия.
Во многих из своих произведений Байрон настаивает на почти постоянном ощущении пресыщения жизнью. Всякое удовольствие тотчас перерождается у него в более сильное чувство отвращения (Мечников).
Этого удовольствия именно от воздуха я никогда не испытывал (Рязанов).
2) Любимое занятие, забава, развлечение.
Я был склонен больше к тихим, так сказать, идиллическим удовольствиям: любил уженье рыбы, вечерние прогулки, собирание грибов (Чехов).
Состояние радости, довольства от приятных ощущений, переживаний, мыслей, событий и пр.;
Син.: наслаждение, блаженство, услада (Трад.-поэт.);
Ант.: неудовольствие, мука, боль, страдание.
1. Чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний. Доставить большое у. кому-л. Получить у. от встречи, от поездки, от работы. Находить у. в работе, в чтении книг. Иметь у. видеть кого-л., заниматься чем-л. Доставлять кому-л. у. разговором, прогулкой. С удовольствием слушать музыку. Засмеяться от удовольствия. Делать в своё у. (получая большое удовлетворение, радость от чего-л.). Жить в своё у. (беспечно, весело, без забот).
2. То, что вызывает, создаёт такое чувство; приятное развлечение, забава. Наслаждаться удовольствиями городской жизни. Предаваться удовольствиям высокого положения. Любить удовольствия юности. Мечтать об удовольствиях походной жизни. Что-л. слишком дорогое у. (требующее больших материальных или нравственных затрат).
◊ Срывать цветы удово́льствия. Ирон. Беспечно предаваться удовольствиям, пользоваться радостями жизни.
1. Чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний.
Василий Петрович, до сих пор не видавший ничего подобного, с удовольствием смотрел на море, лунный свет, пароходы, корабли и радостно, в первый раз в жизни, вдыхал морской воздух. Гаршин, Встреча.
Неизменное участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в елке. Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. Куприн, Тапер.
2. То, что вызывает, создает такое чувство; развлечение.
— С той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги. Лермонтов, Бэла.
Я был склонен больше к тихим, так сказать, идиллическим удовольствиям: любил уженье рыбы, вечерние прогулки, собиранье грибов. Чехов, Ариадна.
жить в свое удовольствие
жить беспечно, весело, без забот.
в свое удовольствие
столько, сколько хочется, до полного удовлетворения.
— срывать цветы удовольствия
Подхватить удовольствие. Жарг. мол. Ирон. Заразиться венерической болезнью. Б., 65.
Двадцать четыре удовольствия. Разг. О большом количестве того, что развлекает, веселит. АОС 10, 293.
Паскаль Блез (Pascal) («Энциклопедия афоризмов», Минск, «Современный литератор», 1999) или
чего и от чего. Удовольствие встречи (от встречи).
удово́льствие, удово́льствия, удово́льствий, удово́льствию, удово́льствиям, удово́льствием, удово́льствиями, удово́льствии, удово́льствиях
сущ., кол-во синонимов: 38
1. наслаждение; приятность, сладость, смак (разг.); сласть (прост.); услада (устар.)
УДОВОЛЬСТВИЕ, блаженство, довольство, наслаждение, отрада, удовлетворение, книжн. нега, трад.-поэт. услада, разг. приятность, разг. сладость, разг. смак, разг.-сниж. сласть
Наслаждение, отрада, приятность, услада, утеха, утешение.
Мне доставляет удовольствие.
доставлять удовольствие, находить удовольствие.
Бездумное, беззаботное, беспечное, быстротечное (устар. поэт.), внутреннее, глупое, дешевое, житейское, земное, злорадное, зыбкое, идиллическое, короткое, кратковременное, краткое, легкое, легкомысленное, мгновенное, мимолетное, мнимое, невинное, недолговечное, непродолжительное, низменное, ничтожное, обманчивое, острое, отчетливое, очевидное, пикантное, порочное, пошлое, призрачное, примитивное, скоротечное, сладкое, слепое, сомнительное, случайное, суетное, телесное, тщеславное, физическое, чувственное, эгоистичное, эстетическое, явное.
с удовольствием. с особым удовольствием.
со всем удовольствием (уплетать #).
в свое удовольствие (пожить #).
находить удовольствие в чем. | в охотку. в охоту.
разг: за милую душу.
доставить удовольствие => действие, каузация
доставлять большое удовольствие => действие, каузация
доставлять огромное удовольствие => действие, каузация
доставлять удовольствие => действие, каузация
испытывать удовольствие => действие, объект
находить большое удовольствие => действие
находить удовольствие => действие, объект
получать удовольствие => действие, получатель
получить большое удовольствие => действие, получатель
получить огромное удовольствие => действие, получатель
получить удовольствие => действие, получатель, начало
предвкушать удовольствие => модальность, прогнозирование
приносить удовольствие => обладание, каузация
продлить удовольствие => действие, каузация, продолжение
растянуть удовольствие => действие, каузация, продолжение
сделать удовольствие => действие, каузация
удовольствие доставлять => действие, каузация
удовольствие получить => действие, получатель
удовольствие стоит => субъект, оценка, соответствие
Ср. у И. М. Долгорукого: «Я принужден был входить в протесты, требовать на него удовольствия в судах». Ср. тут же: «Все это семейство имело какой-то дар производить удовольствия и разделять их с другими» (Долгорукий, 1890, с. 357, 358).
В распоряжении генерал-поручика Я. Е. Сиверса (псковского, новгородского и тверского наместника) 1779 г.: «Ратениус непременно по тому сделанному от меня магистрату предписанию получит справедливое удовольствие» (Русск. старина, 1899, май, с. 480).
В «Похождениях Жилблаза де Сантилланы» (Лесаж, тт. 1-2): «Мы чрезмерно желаем видеть Португальское королевство, а для удовольствия сего любопытства взял всяк из нас у родителя своего по сту пистолей» (2, с. 186); «Я обещал герцогу, что стараться стану всеми мерами, чтоб соответствовать учиненной мне поверенности и вспомоществовать к удовольствию его пламени» (2, с. 270); «оттуда не возвращуся без удовольствия моего намерения» (1, с. 327); «Я легко склонился на удовольствие его любопытства» (1, с. 135). Но ср. там же: «Она была весела, ветрена и охотница до любовных дел, следовательно, собственное свое удовольствие предпочитала должности своей» (1, с. 136).
— Это то, без чего жить скучно и для чего жить глупо.
— Чувство, вызываемое приятными ощущениями.
Удовольствие
Удово́льствие – 1) чувство довольства, проявляемое в результате приятных ощущений; 2) термин православной антропологии, отражающий ощущение телесной и душевной удовлетворенности.
Человек, будучи существом душевно-телесным, имеет наклонность к наслаждению удовольствиями и радостями жизни. Бог создал для этого условия и возможности, однако их использование не должно приносить ущерб нашей душе и телу. Протоиерей Григорий Дьяченко пишет: «Не только тело человека имеет нужду в отдохновении и обновлении сил, а и душа его, утомляемая суетою дел своих, также нуждается в отдохновении, освежении и обновлении. Тело укрепляется пищею и сном, а душа ищет забвения своих печалей, освежения к ободрению сил своих – в других, более свойственных ей, наслаждениях; призывает на помощь искусство, разнообразит увеселения и хочет создать себе нечто похожее на потерянный рай. Все это естественно, даже необходимо, а потому и не может быть осуждаемо». Апостол Павел говорит о Боге, как о дающем «нам все обильно для наслаждения (ἀπόλαυσιν)» ( 1Тим.6:17 ).
Классификация удовольствий
Удовольствия бывают, согласно их духовно-нравственной оценке, истинными и ложными (противоестественными). Например, радость дружбы и сладострастие.
Истинные удовольствия бывают душевными и душевно-телесными. Например, познание мира и теплая одежда зимой.
Душевно-телесные (естественные) удовольствия бывают необходимыми для поддержания жизни и не являющимися необходимыми. Например, пища и сексуальные отношения.
Что нужно знать, перед тем как позволить себе испытать то или иное удовольствие?
Протопресвитер Василий Бажанов, в вопросе о допустимых удовольствиях, предлагает такие предосторожности:
1) Позволять себе только такие удовольствия, которые ни в каком отношении не противоречат предписаниям Евангелия, безвредные для его здоровья, имущества, чести, нравственности и для его ближних;
2) Смотреть на них не как на цель ( Лк. 16:19 ), но как на средство для отдохновения и для подкрепления сил, и потому никак не позволять себе таких удовольствий и забав, которые требуют столько же напряжения сил телесных или душевных, как и обыкновенные занятия и должности, и следственно никак не могут служить отдохновением;
3) Удаляться таких удовольствий и увеселений, которые хотя сами по себе не суть виновны, но при которых он (христианин – прим. ред.) может опасаться пробуждения нечистых мыслей и плотских вожделений;
4) Наблюдать умеренность в наслаждении самыми невинными удовольствиями и часто возбранять себе их, опасаясь пристрастия к ним и стараясь приобретать власть над самим собой, так чтобы они не сделались необходимой для него потребностью, и чтобы недостаток их не мог огорчать и возмущать его;
И, наконец, 5) наслаждаться сими удовольствиями в присутствии Божием – освящать их мыслью о Боге, а) как о всевышнем Виновнике и Подателе их, так чтобы каждая радость его была выражением его сердечной благодарности к Нему, как это внушает Апостол: «Аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите» ( 1Кор. 10:31 ); и вместе б) как о будущем Судии и Мздовоздаятеле: «Веселися, юноше, в юности твоей, говорит Премудрый, и да ублажит тя сердце твое во днех юности твоея, и ходи в путех сердца твоего непорочен, и в видении очию твоею: и разумей, (помни) яко о всех сих приведет тя Бог на суд» ( Еккл. 11:9 ).
Критерии законных и добрых удовольствий
Прп. Иоанн Дамаскин дает такие критерии законным и добрым удовольствиям:
Допустимые удовольствия уместны «в приличное время, и приличным образом, и в приличной мере».
Является ли удовлетворение сексуальной потребности истинным и законным удовольствием?
Библия говорит о том, что удовлетворение сексуальной потребности возможно в законном браке ( 1Кор.7:2 ). Наслаждение любовью с женой причисляется в Священном Писании к истинным удовольствиям ( Притч.5:18-19 ). При этом нужно заметить, как пишет прп. Иоанн Дамаскин, что данный вид удовольствия является истинным при условии, что потребность удовлетворяется законным образом, «в приличное время, и приличным образом, и в приличной мере». То, что не соответствует этим условиям, не может считаться истинным и законным удовольствием и становится грехом. См. сладострастие.
архимандрит Иоанн Крестьянкин:
«Ни здравый смысл, ни вера Христова не запрещают нам невинных забав и увеселений, они даже необходимы, как приятный отдых от трудов.
Великий учитель веры и благочестия святитель Иоанн Златоуст так пишет о радостях и наслаждениях земных: “Если ты хочешь получить удовольствие, иди в сады, к текущей реке и озерам, рассматривай цветы, слушай пение кузнечиков, посещай святые места; здесь ты найдешь и здравие для тела, и пользу для души, а вреда никакого, и не будешь раскаиваться после этого удовольствия, как то бывает после зрелищ. Ты имеешь жену, имеешь детей, что может сравниться с этим удовольствием? У тебя есть дом, друзья: эти удовольствия вместе с целомудрием доставляют великую пользу. Ибо скажи мне, что может быть приятнее жены и детей для того, кто хочет жить целомудренно?”» (Опыт построения исповеди).
прп. Максим Исповедник:
«Естественные пожелания и удовольствия не подвергают укору тех, кои испытывают их, так как они суть необходимые следствия устроения нашею естества. Ибо естественное доставляет нам, и, помимо воли нашей, удовольствие – и прилучившаяся пища, удовлетворяющая предшествовавший голод, – и питие, утоляющее томление жажды, – и сон, обновляющий силы, истощенные бодрствованием, – и все другое, что бывает у нас по естественным потребностям, необходимо для благосостояния нашего естества, и благопотребное к стяжанию добродетели для ревнителей о том. Все такое уместно и во всяком избегающем греховного поползновения в разумных, однако же, пределах, не допускающих, чтобы он подвергся через то рабству произвольно образующихся в нас укоризненных и противоестественных страстей, не имеющих другого в нас начала, кроме неуправляемого разумом движения естественных потребностей и пожеланий, которые и прирождены не с тем, чтобы сшествовать нам в бессмертную и долговековую жизнь» (Добротолюбие. Т. 3).
прп. Паисий Святогорец:
«Удовольствие, которое чувствует человек, любочестно выполняющий свою работу, – это доброе удовольствие. Это удовольствие дал Бог, для того чтобы не уставало Его создание. Это – восстановление сил через усталость» (Слова. Том IV: Семейная жизнь).
свт. Феофан Затворник:
«Являясь в мир на житье временное, мы походим на странника, который заходит в дом богатого владельца, где находит кров, пищу, покой, услугу и все потребное и где, на случай особой какой нужды, его извещают: если еще что нужно, обращайся к владельцу; он все доставит. Видя такое о себе попечение, какой странник, в здравом уме находясь, не расположится полное возыметь упование на такого владельца? Так и мы, входя в мир, находим уже наперед приготовленным для нас все потребное для жизни и обетование имеем от Самого Владыки мира, что Он все готов исполнить, чего ни попросим» (Первое послание святого апостола Павла к святому Тимофею, истолкованное святителем Феофаном).