Удостоился небольшой похвалы чем неспециалист

ДАЮ МНОГО БАЛЛОВ, ХЕЛП!
Причастие и отглагольное прилагательное.
1. Слышался (не)прекращающийся шум ливня.
2. Княгиня Трубецкая, (не)остановленная никакими угрозами, первой получила разрешение выехать в Сибирь за ссыльным мужем.
3. Необходимо было создать обширное хозяйство, которое сделало бы существование общины (не)зависимым от непогоды.
4. На столе лежит (не) отправленная телеграмма.
5. Мы залюбовались ею и забыли на берегу фотоаппарат с (не) отснятой до конца пленкой.
6. Наконец до сих пор (не)выполненное обещание стало тяготить и нас.
7. Он был почти (не)заметен в густой траве.
8. Поздняя осень, но поля до сих пор (не)укрыты снегом.
9. Среди никогда раньше (не)издававшихся рассказов было несколько очень интересных.
Его местонахождение долго было (не) известно нам.
10. Его местонахождение долго было (не) известно нам.
Местоимение
1. В эпоху Шекспира занавеса на сцене не было, (ни)что не отделяло актёров от зрителей.
2. (Не)сколькими годами позже в Петербург переехал Виссарион Белинский.
3. Женихи Пенелопы даже не подозревали, что (не)кто иной, как сам Одиссей, жестоко отомстит им.
4. Казалось, живописное полотно (ни)чем не заинтересовало гостя.

Наречие
1. (Не)редко одни и те же произведения удостаивались похвалы и тех, и других, но с разных позиций.
2. Теперь он пришел к убеждению, что изящная словесность должна (не)посредственно способство-вать улучшению жизни.
3. (Не)легко было читателю в то время разбираться в противоречивых оценках.
4. Но искали они эту правду совсем (не)там, где их идейные противники.
5. Разве можно так (не)вежливо разговаривать со старшими?
6. Смириться с потерей для него оказалось (не)возможно.
7. Малыш каждый день (не)громко, но настойчиво напоминал о слове, которое мы опрометчиво да-ли.

Прилагательное
1. Жёны декабристов, последовавшие за мужьями, образовали (не)большую колонию.
2. Сторонники «чистого искусства», так же как Чернышевский и Добролюбов, считали (не)обходимым следовать правде жизни.
3. Для меня так и осталось загадкой, почему она вышла замуж за этого ничем (не) примечательного человека.
4. Критик призывал изображать повседневное существование (не)романтических влюбленных, а обычных людей.
5. Юная Мария Волконская оказалась женщиной с (не)сгибаемой волей.
6. Смотритель недоверчиво посматривал на меня и на (не)знакомую женщину.
7. Его повесть оказалась совершенно (не)обычной.
8. К старухе приходила помогать по дому соседская девчонка, по характеру своему угрюмая и всем (не)довольная.
9. Река была (не)широкая, но очень красивая.
10. (Не)известный публике, начинающий писатель показался на пороге редакции.
11. Прекрасно пела (не) известная нам певица.
12. И вот мы все вместе отправились в (не)легкий для малыша путь.
13. (Не) глубокая, но быстрая речка Варварка протекала вдоль опушки.
14. Совершенно (не) интересная история быстро нам наскучила.
15. Никому (не) нужный отчет бросили в корзину.

Глагол
1. По мнению Вольтера, если драматургу (не)достаёт вкуса и меры, то не стоит заниматься сочини-тельством.
Предлог
1. (Не)смотря на каторжные работы и нищенский быт, ссыльные испытывали чувство внутренней свободы.
2. В финале трагедии, (не)взирая на все провокации Мефистофеля, ангелы спасают бессмертную сущность Фауста, чья жизнь «в стремлениях прошла».

Существительное
1. А для этого нужно буквально кричать о (не)справедливостях.

Источник

Удостоился (не) большей похвалы, чем (не) специалист; никому (не) нужные подробности; относится ещё (не) терпимее; остров почти (не) обитаем; вовсе (не) плохая погода; это (не) облепиховое варенье; (не) согласен с мнением; жара (не) сусветная; (не) разумные существа; (не) яркий, но приятный свет; (не) интересная, а скучная книга; (не) способные к работе; (не) расположен шутить; (не) верное, а ошибочное решение; (не) безызвестный конструктор; (не) броская, но притягательная красота; отнюдь (не) искренняя улыбка; (не) имоверные усилия; час от часу (не) легче, (не) громкий, но напряжённый разговор; (не) приятное, но важное сообщение; отнюдь (не) выгодное предложение;

Ответы

Удостоился небольшой похвалы чем неспециалист

зима-мое любимое время года.все белым-бело, не видно грязной земли, мрачных тротуаров, серых голых ветвей, а поэтому и на сердце веселее. от снежного покрова все преображаеся, становится чище, свежее и светлее. так и хочется слепить снежок и швырнуть в спешащую ватагу школьников.

а вот и долгожданный снег посыпал, да такой густой, что в трех шагах почти ничего не видно. хлопья снега закружились, завертелись в непрерывном хаотичном танце. красота! идешь, любуешься снеговертью и понимаешь : «жизнь прекрасна»

Удостоился небольшой похвалы чем неспециалист

а)он и пашет,и строит,и рубит,и добывает

б)с этим настроением,и ехал путешественник и день,и два,и три.

в)и тогда торопится оттаятьи расцвести распустится и зазеленеть всё вокруг

Источник

Удостоился небольшой похвалы чем неспециалист

Автор: Луговская Елена Владимировна

Организация: МАОУ лицей № 8 имени Н.Н. Рукавишникова города Томска

Населенный пункт: Томск

Цели урока:

1.Познавательные :
а) повторить изученные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, публицистический стиль, тип речи, микротемы);
б) закрепить новые понятия: лексические, морфологические и синтаксические черты публицистического стиля.

2.Практические:
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к устному экзамену по русскому языку, умение выразительно читать и пересказывать текст в публицистическом стиле;
б) формировать умение анализировать текст и определять его стилистическую принадлежность, умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные:
а)воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-нормы поведения;
б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста;
в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться толковым словарём и справочниками).

Ход урока:

— Ребята, запишите в тетрадь данное определение:

— Чему дано такое определение? (Такое определение публицистическому стилю даётся в Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка. [5])

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня беседовать и каковы цели нашего урока.

Б) стиль художественной литературы;

В) официально-деловой стиль;

Г) публицистический стиль.

2. Какие лексические средства характерны для научного стиля речи:

А) общественно-политическая лексика, речевые штампы, использование крылатых выражений, сравнений и гипербол;

Б) употребление полных наименований, общественно-политическая лексика, отглагольные существительные, отсутствие экспрессивной лексики;

В) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, фразеологизмы, просторечные слова;

Г) тропы, слова в переносном значении, индивидуально-авторские слова, фигуры речи.

3. Определите жанры, относящиеся к публицистическому стилю:

А) доклад, лекция, рецензия, диссертация;

Б) постановление, справка, указ, характеристика;

В) беседа, частное письмо, записка, разговор по телефону.

4. Какие синтаксические средства характерны для официально-делового стиля:

А) риторические вопросы, обращения, неполные предложения;

Б) осложнённые и сложноподчинённые предложения, неопределённо-личные предложения;

В) прямой порядок слов, повествовательные предложения, сложные синтаксические конструкции;

Г) неполные предложения, прямая речь, односоставные предложения.

5. В каком ряду представлены личности, создавшие тексты в публицистическом стиле (назовите их ФИО):

А) Владимир Иванович Даль, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Исаак Ньютон;

Б) М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой;

В) Маргарита Симонян, Алексей Венедиктов, Владимир Соловьёв, Владимир Жириновский

Удостоился небольшой похвалы чем неспециалист

III. Выразительное чтение текста С. Гиацинтовой, народной артистки СССР (мысленно). (Вслух наиболее понравившихся эпизодов, выборочно)

Воспитанный человек. Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы. К сожалению, в нашей повседневной жизни мы не так уж часто о ком-то столь лестно отзываемся. В свое время некоторые даже считали, что «воспитанность», со всем, что входит в это емкое понятие, вроде бы даже пережиток, условности, отброшенные революцией, как исторический хлам. Право на уважение получило другое понятие: «образованный человек». Считалось, что получивший диплом уже сам по себе человек культурный и воспитанный.

Так что же такое воспитанность?

Воспитанность — это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность. А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие — обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому. А. П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Но чтобы испытывать это наслаждение, надо уметь уважать. Быть воспитанным и обаятельным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он — и то залюбуешься. И скромно, и празднично. Он понимал, что люди смотрят на него, что он им дает радость, и шел, неся это обязательство свое — не разочаровать людей будничностью, отчужденностью, невниманием к ним. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство. Да, я думаю, что основное в его обаянии было — уважение к людям.

Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью — значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника.

Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всем своем поведении он естественен и прост.

«Правда», 1968, 25 февраля. С. Гиацинтова, народная артистка СССР

IV. Анализ текста. Работа в группах.

1 группа: Какие микротемы можно выделить в тексте? Выборочный пересказ понравившихся эпизодов.

1 микротема: «Воспитанность – пережиток прошлого?»

2 микротема: «Воспитанность – это обаяние»

3 микротема: «Василий Иванович Качалов – эталон воспитанности и обаяния»

4 микротема: «Умение владеть языком – признак воспитанности»

5 микротема: «Содержание неотделимо от формы»

2 группа: 1. Как вы думаете, какому стилю можно отнести данный текст? Почему?

(Этот текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, экспрессивен).

2. К какому типу речи относится текст?

(Этот текст относится к рассуждению. Тезис оформлен в виде вопроса. Затем идет доказательство истинности этого утверждения, приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, делает вывод: истоки воспитанности — в доброте и уважении к людям).

3. Какова задача автора текста?

(Привлечь внимание читателя к злободневной проблеме – умения вести себя в обществе и быть воспитанным человеком)

3 группа: 1. Какие черты публицистического стиля присутствуют в тексте? (Лексические, морфологические, синтаксические)

(Лексические средства: торжественная лексика (удостоились похвалы, благодатное общение), отвлеченная и общественно-политическая лексика (пережиток, исторический хлам), слова в переносном значении (беседа вянет, собраться в кучу)

Морфологические средства: использование личных местоимений (о вас, мы, он)

Синтаксические средства: Именительный представления: (Воспитанный человек. ); Риторический вопрос: Что такое воспитанность?

Неполные предложения и короткие предложения (2 и 4 абзацы).

Оправданный повтор слов: Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность.

Он понимал, что люди смотрят на него, что он им дает радость, и шел, неся это обязательство свое — не разочаровать людей будничностью, отчужденностью, невниманием к ним. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими.

А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие — обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому.

Ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением (При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается.)

Вопросно-ответная форма изложения.

V. В каких ситуациях проявляется воспитанность?

(Умение общаться, поведение за столом и в транспорте и других общественных местах, внимательное отношение к людям пожилого возраста и женщине, хорошие манеры).

VI. Просмотр эпизода кинофильма Л. Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (в автобусе).

VII. Беседа. Какие нормы поведения были соблюдены и нарушены героями фильма?

VIII. Самостоятельное создание текста на тему «Как вести себя в транспорте», просмотрев фрагмент. Как вы думаете, в каком жанре будет ваш текст? (инструкция). Назовите особенности официально-делового стиля.

IX. Чтение и обсуждение текстов.

X. Рефлексия.

1.Что такое воспитанность? (Заслушивание ответов учеников)

2. Найдите определение слова в Толковом словаре Ожегова С.И., Ушакова Д.Н.

«Воспитанный. Отличающийся хорошим поведением. Умеющий хорошо вести себя» [2]

«Воспитанность – умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. В широком смысле В. означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле В. является неотъемлемым качеством интеллигентности. В. проявляется не только по отношению к людям, но и животным, окружающей природе. В. формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.» [1]

2. В каких ситуациях проявляется уровень воспитанности?

3. Как узнать воспитанного человека?

XI. Д/з: написать сочинение-рассуждение «Что такое воспитанность», опираясь на материалы урока и личный опыт.

3. URL: http://kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/977/bio/ (дата обращения 06.11.17)

4. URL: http://sohmet.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st022.shtml (дата обращения 06.11.17)

5. URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/stylistic-dictionary/articles/82/publicisticheskij-stil.htm (дата обращения 06.11.17)

6. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/764438 (дата обращения 06.11.17)

Приложение

Воспитанный человек. Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы. К сожалению, в нашей повседневной жизни мы не так уж часто о ком-то столь лестно отзываемся. В свое время некоторые даже считали, что «воспитанность», со всем, что входит в это емкое понятие, вроде бы даже пережиток, условности, отброшенные революцией, как исторический хлам. Право на уважение получило другое понятие: «образованный человек». Считалось, что получивший диплом уже сам по себе человек культурный и воспитанный.

Так что же такое воспитанность?

Воспитанность — это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность. А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие — обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому. А. П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Но чтобы испытывать это наслаждение, надо уметь уважать. Быть воспитанным и обаятельным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он — и то залюбуешься. И скромно, и празднично. Он понимал, что люди смотрят на него, что он им дает радость, и шел, неся это обязательство свое — не разочаровать людей будничностью, отчужденностью, невниманием к ним. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство. Да, я думаю, что основное в его обаянии было — уважение к людям.

Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью — значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника.

Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всем своем поведении он естественен и прост.

С. Гиацинтова, народная артистка СССР

1 группа: Какие микротемы можно выделить в тексте? Выборочный пересказ понравившихся эпизодов.

2 группа: 1. Как вы думаете, какому стилю можно отнести данный текст? Почему?

2. К какому типу речи относится текст?

3. Какова задача автора текста?

3 группа: 1. Какие черты публицистического стиля присутствуют в тексте? (Лексические, морфологические, синтаксические)

Источник

Удостоился небольшой похвалы чем неспециалист

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Так часто с товаром бывает: никому (НЕ)НУЖНАЯ вещь стоит годами, а потом её прямо из рук рвут.

Мне тоже делают вопросы из некоторых предметов, но я оказываюсь весьма плох, и профессора стараются перед бабушкой скрыть моё (НЕ)ЗНАНИЕ, что ещё более конфузит меня.

(НЕ)ИСКЛЮЧЕНО, что они просто демонстрируют свои способности и ждут зрителя.

В тот день я должен был съездить в город по делам, (НЕ)ИМЕЮЩИМ к этой истории никакого отношения.

Новый сарай на месте сгоревшего сделали (НЕ)ХУЖЕ старого.

Приведём верное написание.

Так часто с товаром бывает: никому НЕ НУЖНАЯ вещь стоит годами, а потом её прямо из рук рвут. — Прилагательное пишется раздельно, т. к. нельзя заменить синонимом и ещё есть зависимое слово «никому».

Мне тоже делают вопросы из некоторых предметов, но я оказываюсь весьма плох, и профессора стараются перед бабушкой скрыть моё НЕЗНАНИЕ, что ещё более конфузит меня. — Слитно, потому что можно заменить синонимом «отсутствие знаний, глупость»

НЕ ИСКЛЮЧЕНО, что они просто демонстрируют свои способности и ждут зрителя. — Раздельно с кратким причастием.

В тот день я должен был съездить в город по делам, НЕ ИМЕЮЩИМ к этой истории никакого отношения. — Раздельно с полным причастием, т. к. есть зависимое слово.

Новый сарай на месте сгоревшего сделали НЕ ХУЖЕ старого. — Раздельно с наречием, потому что это наречие в сравнительной степени

Источник

«Красота, затмевающая вселенную». Как правильно восхвалять кого угодно: уроки античных риторов

В современном обществе становится всё меньше пожизненных диктаторов и монархов, вместе с ними уходит и традиция придворной лести. Даже одержимые властью правители стараются проявлять скромность, а откровенное раболепие расцветает только вокруг наиболее одиозных личностей вроде северокорейского Ким Чен Ына или туркменского Гурбангулы Бердымухамедова. Однако в древности ситуация была совсем другой. Придворные поэты и ораторы постоянно напоминали подданным, почему их правитель достоин своего положения, а правила прославления властителей были строго регламентированы. И если в наше время основы сторителлинга обсуждаются даже на «Версусе», то с мастерством изысканной лести мало кто знаком. В этой статье мы расскажем, как правильно воздавать царскую похвалу.

Греки придумали всё

Как и многие другие жанры литературы, хвалебная речь зародилась в Афинах. Афинское общество классического периода было демократией, так что все граждане имели равный статус, а руководящие должности замещались по жребию. По этой причине редкий человек удостаивался похвалы как правитель. Однако хвалебные речи часто писались в адрес богов, героев и выдающихся атлетов. Хвала им могла воздаваться как в стихотворных сочинениях, называемых одами, так и в прозе. Судя по всему, стихотворная форма была более ранней по происхождению. На это указывает то, что греческое название хвалебной речи — энкомий (ἐγκώμιον) — восходит к слову κῶμος, «победная песня в честь победителя соревнований».

Удостоился небольшой похвалы чем неспециалист

Помимо людей в прозе и стихах хвалили неодушевленные предметы и даже события. Например, сохранилось несколько речей, восхваляющих Олимпийские игры. Самая известная из них написана афинским оратором Исократом и называется «Панегирик». Это слово в переводе с греческого обозначает «всеобщее собрание» и подразумевает массу людей, собравшихся по случаю Олимпийских игр. Однако популярность речи привела к тому, что ее название стало именем нарицательным, обозначающим хвалебную речь, особенно написанную в честь правителя.

Читайте также

Аристотель пишет правила

Исократ был выдающимся оратором, но у него было много достойных соперников. В Афинах классического периода, то есть от окончания Персидский войн в конце V века до н. э. до начала походов Александра Македонского в конце IV века до н. э., искусство красноречия было очень развито. Неудивительно, что Аристотель, стремившийся упорядочить и систематизировать многие сферы знания, не прошел мимо него. В сочинении «Риторика» он изложил принципы сложения речей, которым потом следовали греки, римляне и европейцы Нового времени.

Философ выделил три рода речи: состязательную, совещательную и указательную. Как видно из названия, задачей указательной речи, которая также называется эпидейктической (от греческого ἐπιδείκνυμι, «указывать»), является демонстрация слушателю положительных черт человека или предмета.

Аристотель говорит, что указательное красноречие относится к настоящему времени и описывает нынешнее состояние объекта.

В этом он противопоставляет его судебному красноречию, говорящему о прошлом и разбираемых на суде событиях, и совещательному красноречию, которое устремлено в будущее и должно представить последствия принимаемых решений.

Античные диссы

Помимо панегирика к указательной речи Аристотель относит и речь хулительную, которая по-гречески называется «псогос». Она составляется по тем же принципам, что и панегирик, но указывает на недостатки объекта. Этот жанр активно использовали друг против друга враждующие политические фракции и в Афинах, и в Риме. Например, Демосфен читал знаменитые «Филиппики», призывающие афинян восстать против македонского царя, а Цицерон хейтил в Сенате своего противника Катилину:

«Доко­ле же ты, Кати­ли­на, будешь зло­употреб­лять нашим тер­пе­ни­ем? Как дол­го еще ты, в сво­ем бешен­стве, будешь изде­вать­ся над нами? До каких пре­де­лов ты будешь кичить­ся сво­ей дер­зо­стью, не знаю­щей узды?»

Похвали наследника Александра

В демократических сообществах энкомии и псогосы были не так важны, как речи в суде или в народном собрании. Однако всё поменялось в конце IV века до н. э. Именно тогда исполнились опасения Демосфена — и македонский царь Филипп подчинил Афины. Его сын Александр создал гигантскую империю, но она развалилась и ее части перешли в руки его бывших соратников диадохов. Теперь греки правили на территории от Адриатического моря до Инда, и в новообразованном греческом мире стала активно развиваться придворная культура.

Одной из династий диадохов были Птолемеи, которые насаждали в принадлежащем им Египте греческую культуру и поощряли искусства. До наших дней дошел поэтический энкомий, написанный поэтом Феокритом фараону Птолемею II Филадельфу. В нем поэт сравнивает Птолемея с богами и описывает благополучие, принесенное им в Египет.

Вполне в духе современных славословий северокорейским лидерам Феокрит пишет, что Птолемей владеет «самой плодородной землей», которую в его правление «народ обрабатывает без страха», и благодаря ему «ни один грабитель с воинственными воплями не переходит обильный Нил, зарясь на чужую землю».

Династия Птолемеев закончилась со смертью ее последней представительницы Клеопатры. Египет стал провинцией Рима, который этим завершил завоевание Средиземноморья, а любовник Клеопатры Цезарь получил единоличную власть над римским государством. Таким образом, республика превратилась в империю, и придворные традиции Птолемеев и эллинистических правителей стали востребованы в новой мировой столице.

Может быть интересно

Слава императору!

Теперь в Риме успеха можно было добиться, прочитав императору вдохновенную речь. Дабы научиться слагать их, юные римские аристократы ехали в Афины, где наследники Аристотеля хранили традиции предков. Учеба там проходила на греческом, на нем же составлялись учебники. Один из самых известных — сочинение «Царское слово» Менандра Ритора, которое представляет собой мануал по сочинению хвалебных речей для правителя. В ней он приводит шаблон, которым следует пользоваться при составлении таких текстов. Эти правила не являются его собственным изобретением, а скорее обобщают подходы предыдущих сочинителей к энкомиям. По этой причине «Царское слово» дает хорошее представление о римских панегириках и может предложить свежие идеи современному автору.

В самом начале речи нужно показать слушателям величие адресата.

Менандр рекомендует не бояться гипербол и сразу сказать, что полностью выразить все выдающиеся качества правителя не под силу никому.

Сам автор может пожаловаться на недостаток своих навыков и сил для подобного предприятия. Например, его совету следует неизвестный оратор, написавший панегирик императору Константину:

«Откуда я взял бы столько самонадеянности, святейший император, чтобы осмелиться произнести речь после столь многих красноречивейших мужей, которых ты выслушивал и в священном городе, и здесь, если бы не считал, что этого нельзя не сделать, и не боялся бы, что будет как бы святотатством, если я, кто всегда воспевал совершенные твоей божественностью подвиги, умолчу об этих, превосходящих все бывшие ранее, в результате которых была сохранена не какая-то часть государства, но возвращено всё оно целиком?»

Выдуманная родина и разные чудеса

Менандр рекомендует начинать основную часть речи с рассказа о родине, и о предках правителя, и об их влиянии на его характер. От автора часто требовалась определенная гибкость ума, позволяющая обернуть даже самое неблаговидное происхождение большим преимуществом для императора. Например, оратор Мамертин должен был описать место рождения императора Максимиана. Проблема заключалась в том, что император не мог похвастаться престижным столичным происхождением, поскольку родился на задворках империи в Паннонии (сейчас это Сербия), которая ассоциировалась с холодом и дикостью ее обитателей. Но панегирист и в этом находит положительные стороны:

«Кроме того, ваша божественная душа, пылкая по природе, разгорается еще больше благодаря ликованию тех стран, которые первыми увидели вас. Ведь вы были рождены и воспитаны не в какой-нибудь праздной и развращенной удовольствиями части света, а в провинциях, в которых близость границы (постоянно укрепленной войсками, хотя она и противостоит ослабленному врагу) непрерывно заставляет переносить трудности и приучает к выносливости; в которых вся жизнь — это военная служба, в которых даже женщины храбрее мужчин иных народов».

После рассказа о родине императора следует перейти к моменту его рождения и к произошедшим во время него чудесам. Менандр замечает, что чудеса можно спокойно выдумывать, так как аудитория всё равно не будет проверять содержание речи. Тут же он приводит пример, как восхвалять императора даже в качестве эмбриона: «…и воссияла красота [будущего императора] еще из утробы матери, затмив всю вселенную и сравнявшись по яркости со звездами». После чудес следует рассказ о детстве и образовании восхваляемого, если таковое вообще было. Здесь опять нужно выставлять в лучшем свете даже сомнительные качества императора.

Удостоился небольшой похвалы чем неспециалист

Главные добродетели правителя

После этого рассказ переходит к достижениям и деяниям, которые должны проиллюстрировать четыре главных достоинства императора: отвагу, справедливость, умеренность и мудрость. Во время рассказа о доблести и связанных с нею военных подвигах Менандр рекомендует немного дать читателю отдохнуть от пафоса и развлечь его. Для этого он советует вставить речи от лица неодушевленных предметов, вроде рек или целых стран. Они должны рассказать, насколько велик император, сражавшийся на их берегах, и, например, выбранить его противников, которым вздумалось сопротивляться такому могуществу.

Справедливость императора рекомендуется демонстрировать более предсказуемыми методами и рассказывать о замечательных законах, им принятых, и об искоренении несправедливых установлений.

Менандр пишет, что примером умеренности является отсутствие интереса к женщинам, мудрость может быть проиллюстрирована тем, что император «видит будущее лучше пророка и советы дает лучше всех, всегда говоря, что сделать легко, а что — сложно». После того как слушатель узнал об уникальных качествах правителя, нужно рассказать и о его необыкновенной удачливости, ибо именно благодаря ей он смог предпринять всё, что задумал.

Читайте также

Лучше всех бывших

Затем Менандр предлагает сравнить императора с предшественниками. Конечно же, сравнение должно быть в пользу нынешнего правителя, но и откровенно ругать прошлых императоров Менандр не рекомендует, поскольку это слишком грубо и свидетельствует о недостатке мастерства у оратора. Речь следует закончить картиной всеобщего благоденствия, пришедшего с нынешним императором, и просьбой к богам о его долголетии.

Речи на берегу и у ложи новобрачных

Помимо панегирика Менандр описал и другие разновидности речей, адресованных властвующим лицам. Например, существовала специальная речь на прибытие, в которой оратор должен был описать радость жителей города во время торжественного прибытия нового губернатора, назначенного в провинцию, или императора, объезжающего свои владения.

Другим типом речи был эпиталамий, или «свадебная песня». Она произносилась в день свадьбы перед уходом новобрачных в спальню. Эпиталамий также включал восхваление правителя и пожелание ему долголетия и многочадия. Например, греческий ритор Гимерий восхвалял императора Севера и его молодую супругу такими словами:

«Сходны между собой [жених и невеста] нравом и цветущим возрастом: они, как молодые розы на одном лугу, в одно время появились на свет, в одно время раскрывают свои лепестки; душевное же их сродство удивительно — оба стыдливы и чисты нравом и отличаются друг от друга только свойственными природе каждого занятиями. Она изощрилась в тканье шерсти, славном деле Афины, он обретает радость в трудах Гермеса; у нее на уме ткацкий челнок, у него — речи; она держит лиру, он не расстается с книгой; ее любит Афродита, его — Аполлон. Новобрачный первый среди юношей, невеста — среди дев; он еще безбород, и его щеки покрыты первым пухом, она созрела для брака».

Красиво, но непонятно

Представленные Менандром правила служили руководством для составителей речей и поэм на протяжении всей поздней Античности. Именно тогда искусство придворной лести достигло наивысшего расцвета, а писатели соревновались между собой, кто сможет похвалить своего патрона более изысканно. Здесь заключалась определенная ирония, поскольку произведения этого жанра исполнялись публично, а утонченная игра слов и многочисленные аллюзии на авторов древности требовали хорошего знакомства с изящной словесностью. К сожалению, у нас нет описаний того, как сами правители воспринимали похвалы. Непонятно, могли ли «солдатские императоры», многие из которых были низкого происхождения и не всегда хорошо владели латынью и греческим, полностью понимать эти речи.

Еще одной проблемой было то, что ораторы и поэты писали на классической латыни, то есть на языке эпохи Цезаря и Цицерона, в то время как современный им язык сильно изменился, особенно это касалось речи простых людей. Таким образом, панегирик превращался в произведение высокого искусства, ориентированное на небольшую группу интеллектуалов.

Лесть бессмертна

С падением Западной Римской империи панегирическая традиция не закончилась, а обрела вторую жизнь при дворе ее разрушителей. Например, поэт Драконций сочинял поэтические панегирики правителям Вандальского королевства. В Риме Эннодий написал хвалебную поэму остготскому королю Теодориху, свергшему последнего римского императора. Карл Великий, основатель обновленной Римской империи и большой покровитель искусств, тоже был удостоен солидного поэтического энкомия, хотя сам научился грамоте лишь в конце жизни.

На другом краю Средиземноморского мира, в Византии, традиция указательного красноречия продолжалась практически без перерывов до самого захвата Константинополя турками в 1453 году.

В Новое время поэты и ораторы также ориентировались на античные образцы. Например, позднеримский панегирист Клавдиан служил образцом для подражания вплоть до начала эпохи романтизма. В том числе им вдохновлялись придворные поэты Екатерины II.

Близость античных панегиристов и виршеписцев великой императрицы вдохновила российского филолога Романа Шмаракова на эксперимент: он создал поэтический перевод всех сочинений Клавдиана, но при этом использовал не современный русский, а язык екатерининской эпохи. Этот сложный и полный необычной для массового читателя лексики текст дает представление о том, как воспринимался изощренный язык позднеантичных панегириков современниками, для которых литературная латынь уже стала мертвым языком, а многие из образов были знакомы лишь по школьным сочинениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *