Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее

Удостоился (не) большей похвалы, чем (не) специалист; никому (не) нужные подробности; относится ещё (не) терпимее; остров почти (не) обитаем; вовсе (не) плохая погода; это (не) облепиховое варенье; (не) согласен с мнением; жара (не) сусветная; (не) разумные существа; (не) яркий, но приятный свет; (не) интересная, а скучная книга; (не) способные к работе; (не) расположен шутить; (не) верное, а ошибочное решение; (не) безызвестный конструктор; (не) броская, но притягательная красота; отнюдь (не) искренняя улыбка; (не) имоверные усилия; час от часу (не) легче, (не) громкий, но напряжённый разговор; (не) приятное, но важное сообщение; отнюдь (не) выгодное предложение;

Ответы

Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее

зима-мое любимое время года.все белым-бело, не видно грязной земли, мрачных тротуаров, серых голых ветвей, а поэтому и на сердце веселее. от снежного покрова все преображаеся, становится чище, свежее и светлее. так и хочется слепить снежок и швырнуть в спешащую ватагу школьников.

а вот и долгожданный снег посыпал, да такой густой, что в трех шагах почти ничего не видно. хлопья снега закружились, завертелись в непрерывном хаотичном танце. красота! идешь, любуешься снеговертью и понимаешь : «жизнь прекрасна»

Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее

а)он и пашет,и строит,и рубит,и добывает

б)с этим настроением,и ехал путешественник и день,и два,и три.

в)и тогда торопится оттаятьи расцвести распустится и зазеленеть всё вокруг

Источник

Удостоился (не) большей похвалы, чем (не) специалист; никому (не) нужные подробности; относится ещё (не) терпимее; остров почти (не) обитаем; вовсе (не) плохая погода; это (не) облепиховое варенье; (не) согласен с мнением; жара (не) сусветная; (не) разумные существа; (не) яркий, но приятный свет; (не) интересная, а скучная книга; (не) способные к работе; (не) расположен шутить; (не) верное, а ошибочное решение; (не) безызвестный конструктор; (не) броская, но притягательная красота; отнюдь (не) искренняя улыбка; (не) имоверные усилия; час от часу (не) легче, (не) громкий, но напряжённый разговор; (не) приятное, но важное сообщение; отнюдь (не) выгодное предложение;

Ответы

Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее

зима-мое любимое время года.все белым-бело, не видно грязной земли, мрачных тротуаров, серых голых ветвей, а поэтому и на сердце веселее. от снежного покрова все преображаеся, становится чище, свежее и светлее. так и хочется слепить снежок и швырнуть в спешащую ватагу школьников.

а вот и долгожданный снег посыпал, да такой густой, что в трех шагах почти ничего не видно. хлопья снега закружились, завертелись в непрерывном хаотичном танце. красота! идешь, любуешься снеговертью и понимаешь : «жизнь прекрасна»

Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее

а)он и пашет,и строит,и рубит,и добывает

б)с этим настроением,и ехал путешественник и день,и два,и три.

в)и тогда торопится оттаятьи расцвести распустится и зазеленеть всё вокруг

Источник

Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее

Автор: Луговская Елена Владимировна

Организация: МАОУ лицей № 8 имени Н.Н. Рукавишникова города Томска

Населенный пункт: Томск

Цели урока:

1.Познавательные :
а) повторить изученные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, публицистический стиль, тип речи, микротемы);
б) закрепить новые понятия: лексические, морфологические и синтаксические черты публицистического стиля.

2.Практические:
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к устному экзамену по русскому языку, умение выразительно читать и пересказывать текст в публицистическом стиле;
б) формировать умение анализировать текст и определять его стилистическую принадлежность, умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные:
а)воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-нормы поведения;
б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста;
в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться толковым словарём и справочниками).

Ход урока:

— Ребята, запишите в тетрадь данное определение:

— Чему дано такое определение? (Такое определение публицистическому стилю даётся в Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка. [5])

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня беседовать и каковы цели нашего урока.

Б) стиль художественной литературы;

В) официально-деловой стиль;

Г) публицистический стиль.

2. Какие лексические средства характерны для научного стиля речи:

А) общественно-политическая лексика, речевые штампы, использование крылатых выражений, сравнений и гипербол;

Б) употребление полных наименований, общественно-политическая лексика, отглагольные существительные, отсутствие экспрессивной лексики;

В) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, фразеологизмы, просторечные слова;

Г) тропы, слова в переносном значении, индивидуально-авторские слова, фигуры речи.

3. Определите жанры, относящиеся к публицистическому стилю:

А) доклад, лекция, рецензия, диссертация;

Б) постановление, справка, указ, характеристика;

В) беседа, частное письмо, записка, разговор по телефону.

4. Какие синтаксические средства характерны для официально-делового стиля:

А) риторические вопросы, обращения, неполные предложения;

Б) осложнённые и сложноподчинённые предложения, неопределённо-личные предложения;

В) прямой порядок слов, повествовательные предложения, сложные синтаксические конструкции;

Г) неполные предложения, прямая речь, односоставные предложения.

5. В каком ряду представлены личности, создавшие тексты в публицистическом стиле (назовите их ФИО):

А) Владимир Иванович Даль, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Исаак Ньютон;

Б) М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой;

В) Маргарита Симонян, Алексей Венедиктов, Владимир Соловьёв, Владимир Жириновский

Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее

III. Выразительное чтение текста С. Гиацинтовой, народной артистки СССР (мысленно). (Вслух наиболее понравившихся эпизодов, выборочно)

Воспитанный человек. Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы. К сожалению, в нашей повседневной жизни мы не так уж часто о ком-то столь лестно отзываемся. В свое время некоторые даже считали, что «воспитанность», со всем, что входит в это емкое понятие, вроде бы даже пережиток, условности, отброшенные революцией, как исторический хлам. Право на уважение получило другое понятие: «образованный человек». Считалось, что получивший диплом уже сам по себе человек культурный и воспитанный.

Так что же такое воспитанность?

Воспитанность — это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность. А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие — обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому. А. П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Но чтобы испытывать это наслаждение, надо уметь уважать. Быть воспитанным и обаятельным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он — и то залюбуешься. И скромно, и празднично. Он понимал, что люди смотрят на него, что он им дает радость, и шел, неся это обязательство свое — не разочаровать людей будничностью, отчужденностью, невниманием к ним. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство. Да, я думаю, что основное в его обаянии было — уважение к людям.

Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью — значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника.

Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всем своем поведении он естественен и прост.

«Правда», 1968, 25 февраля. С. Гиацинтова, народная артистка СССР

IV. Анализ текста. Работа в группах.

1 группа: Какие микротемы можно выделить в тексте? Выборочный пересказ понравившихся эпизодов.

1 микротема: «Воспитанность – пережиток прошлого?»

2 микротема: «Воспитанность – это обаяние»

3 микротема: «Василий Иванович Качалов – эталон воспитанности и обаяния»

4 микротема: «Умение владеть языком – признак воспитанности»

5 микротема: «Содержание неотделимо от формы»

2 группа: 1. Как вы думаете, какому стилю можно отнести данный текст? Почему?

(Этот текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, экспрессивен).

2. К какому типу речи относится текст?

(Этот текст относится к рассуждению. Тезис оформлен в виде вопроса. Затем идет доказательство истинности этого утверждения, приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, делает вывод: истоки воспитанности — в доброте и уважении к людям).

3. Какова задача автора текста?

(Привлечь внимание читателя к злободневной проблеме – умения вести себя в обществе и быть воспитанным человеком)

3 группа: 1. Какие черты публицистического стиля присутствуют в тексте? (Лексические, морфологические, синтаксические)

(Лексические средства: торжественная лексика (удостоились похвалы, благодатное общение), отвлеченная и общественно-политическая лексика (пережиток, исторический хлам), слова в переносном значении (беседа вянет, собраться в кучу)

Морфологические средства: использование личных местоимений (о вас, мы, он)

Синтаксические средства: Именительный представления: (Воспитанный человек. ); Риторический вопрос: Что такое воспитанность?

Неполные предложения и короткие предложения (2 и 4 абзацы).

Оправданный повтор слов: Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность.

Он понимал, что люди смотрят на него, что он им дает радость, и шел, неся это обязательство свое — не разочаровать людей будничностью, отчужденностью, невниманием к ним. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими.

А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие — обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому.

Ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением (При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается.)

Вопросно-ответная форма изложения.

V. В каких ситуациях проявляется воспитанность?

(Умение общаться, поведение за столом и в транспорте и других общественных местах, внимательное отношение к людям пожилого возраста и женщине, хорошие манеры).

VI. Просмотр эпизода кинофильма Л. Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (в автобусе).

VII. Беседа. Какие нормы поведения были соблюдены и нарушены героями фильма?

VIII. Самостоятельное создание текста на тему «Как вести себя в транспорте», просмотрев фрагмент. Как вы думаете, в каком жанре будет ваш текст? (инструкция). Назовите особенности официально-делового стиля.

IX. Чтение и обсуждение текстов.

X. Рефлексия.

1.Что такое воспитанность? (Заслушивание ответов учеников)

2. Найдите определение слова в Толковом словаре Ожегова С.И., Ушакова Д.Н.

«Воспитанный. Отличающийся хорошим поведением. Умеющий хорошо вести себя» [2]

«Воспитанность – умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. В широком смысле В. означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле В. является неотъемлемым качеством интеллигентности. В. проявляется не только по отношению к людям, но и животным, окружающей природе. В. формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.» [1]

2. В каких ситуациях проявляется уровень воспитанности?

3. Как узнать воспитанного человека?

XI. Д/з: написать сочинение-рассуждение «Что такое воспитанность», опираясь на материалы урока и личный опыт.

3. URL: http://kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/977/bio/ (дата обращения 06.11.17)

4. URL: http://sohmet.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st022.shtml (дата обращения 06.11.17)

5. URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/stylistic-dictionary/articles/82/publicisticheskij-stil.htm (дата обращения 06.11.17)

6. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/764438 (дата обращения 06.11.17)

Приложение

Воспитанный человек. Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы. К сожалению, в нашей повседневной жизни мы не так уж часто о ком-то столь лестно отзываемся. В свое время некоторые даже считали, что «воспитанность», со всем, что входит в это емкое понятие, вроде бы даже пережиток, условности, отброшенные революцией, как исторический хлам. Право на уважение получило другое понятие: «образованный человек». Считалось, что получивший диплом уже сам по себе человек культурный и воспитанный.

Так что же такое воспитанность?

Воспитанность — это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность. А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие — обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому. А. П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Но чтобы испытывать это наслаждение, надо уметь уважать. Быть воспитанным и обаятельным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он — и то залюбуешься. И скромно, и празднично. Он понимал, что люди смотрят на него, что он им дает радость, и шел, неся это обязательство свое — не разочаровать людей будничностью, отчужденностью, невниманием к ним. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство. Да, я думаю, что основное в его обаянии было — уважение к людям.

Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью — значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника.

Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всем своем поведении он естественен и прост.

С. Гиацинтова, народная артистка СССР

1 группа: Какие микротемы можно выделить в тексте? Выборочный пересказ понравившихся эпизодов.

2 группа: 1. Как вы думаете, какому стилю можно отнести данный текст? Почему?

2. К какому типу речи относится текст?

3. Какова задача автора текста?

3 группа: 1. Какие черты публицистического стиля присутствуют в тексте? (Лексические, морфологические, синтаксические)

Источник

Удостоился (не) большей похвалы, чем (не) специалист; никому (не) нужные подробности; относится ещё (не) терпимее; остров почти (не) обитаем; вовсе (не) плохая погода; это (не) облепиховое варенье; (не) согласен с мнением; жара (не) сусветная; (не) разумные существа; (не) яркий, но приятный свет; (не) интересная, а скучная книга; (не) способные к работе; (не) расположен шутить; (не) верное, а ошибочное решение; (не) безызвестный конструктор; (не) броская, но притягательная красота; отнюдь (не) искренняя улыбка; (не) имоверные усилия; час от часу (не) легче, (не) громкий, но напряжённый разговор; (не) приятное, но важное сообщение; отнюдь (не) выгодное предложение;

Ответы

Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее

зима-мое любимое время года.все белым-бело, не видно грязной земли, мрачных тротуаров, серых голых ветвей, а поэтому и на сердце веселее. от снежного покрова все преображаеся, становится чище, свежее и светлее. так и хочется слепить снежок и швырнуть в спешащую ватагу школьников.

а вот и долгожданный снег посыпал, да такой густой, что в трех шагах почти ничего не видно. хлопья снега закружились, завертелись в непрерывном хаотичном танце. красота! идешь, любуешься снеговертью и понимаешь : «жизнь прекрасна»

Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее

а)он и пашет,и строит,и рубит,и добывает

б)с этим настроением,и ехал путешественник и день,и два,и три.

в)и тогда торопится оттаятьи расцвести распустится и зазеленеть всё вокруг

Источник

Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.

Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.

Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.

После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка допущена в паре исполнительный—исполнительский.

— 1. только полн. ф. Имеющий своей задачей исполнение решений, постановлений, практически осуществляющий управление чем-либо. 2. Старательный, точно и хорошо исполняющий обязанности, поручения.

— относящийся к исполнителю, к исполнению какого-либо художественного (музыкального, литературного, драматического) произведения.

Па­ро­ни­мы — это слова, близ­кие по зву­ча­нию, но раз­ли­ча­ю­щи­е­ся (ча­стич­но или пол­но­стью) зна­че­ни­ем.

Ино­гда в нашей речи встре­ча­ют­ся слова, по­хо­жие по зву­ча­нию, но раз­ли­ча­ю­щи­е­ся от­тен­ка­ми зна­че­ния или вовсе раз­ные по се­ман­ти­ке. Среди лек­си­че­ских оши­бок, вы­зван­ных не­зна­ни­ем точ­но­го зна­че­ния слова, наи­бо­лее часто встре­ча­ют­ся ошиб­ки, свя­зан­ные с не­раз­гра­ни­че­ни­ем, или сме­ше­ни­ем па­ро­ни­мов.

Па­ро­ни­ма­ми можно на­звать как од­но­ко­рен­ные, так и близ­кие по зву­ча­нию слова, ко­то­рые при всей своей по­хо­же­сти всё же раз­ли­ча­ют­ся от­тен­ка­ми зна­че­ния или обо­зна­ча­ют раз­ные ре­а­лии дей­стви­тель­но­сти.

В «Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций ФИПИ» от­ме­ча­ет­ся:

«Ана­лиз вы­пол­не­ния за­да­ния 5 по­ка­зал, что слож­ность для 40% ис­пы­ту­е­мых со­став­ля­ет не толь­ко рас­по­зна­ва­ние ошиб­ки, до­пу­щен­ной при упо­треб­ле­нии па­ро­ни­мов, но и под­бор со­от­вет­ству­ю­ще­го кон­тек­сту па­ро­ни­ма для ре­дак­ти­ро­ва­ния при­ме­ра с ошиб­кой, что об­на­ру­жи­ва­ет узость сло­вар­но­го за­па­са эк­за­ме­ну­е­мых.» В по­мощь уча­щим­ся в под­бо­ре слов-па­ро­ни­мов еже­год­но издаётся «Сло­ва­рик па­ро­ни­мов». Он не зря на­зы­ва­ет­ся имен­но «сло­ва­ри­ком», так как «Сло­ва­ри» со­дер­жат ты­ся­чи слов-па­ро­ни­мов. Включённый в со­став сло­ва­ри­ка ми­ни­мум будет ис­поль­зо­вать­ся в КИМах, но ведь вы­учить па­ро­ни­мы для за­да­ния 5 — это не са­мо­цель. Эти зна­ния поз­во­лят из­бе­жать мно­го­чис­лен­ных ре­че­вых оши­бок в пись­мен­ных ра­бо­тах.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях РЕ­ШУ­ЕГЭ есть за­да­ния про­шлых лет, и в них встре­ча­ют­ся слова не из этого спис­ка.

За­пи­сы­вай­те слово в той форме, что тре­бу­ет­ся в пред­ло­же­нии. Это тре­бо­ва­ние ос­но­ва­но на том, что в пра­ви­лах за­пол­не­ния блан­ков ука­за­но: если крат­ким от­ве­том долж­но быть слово, про­пу­щен­ное в не­ко­то­ром пред­ло­же­нии, то это слово нужно пи­сать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в ко­то­рой оно долж­но сто­ять в пред­ло­же­нии.

Сло­ва­рик па­ро­ни­мов ЕГЭ. Рус­ский язык. 2019 год. ФИПИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *