Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее
Удостоился (не) большей похвалы, чем (не) специалист; никому (не) нужные подробности; относится ещё (не) терпимее; остров почти (не) обитаем; вовсе (не) плохая погода; это (не) облепиховое варенье; (не) согласен с мнением; жара (не) сусветная; (не) разумные существа; (не) яркий, но приятный свет; (не) интересная, а скучная книга; (не) способные к работе; (не) расположен шутить; (не) верное, а ошибочное решение; (не) безызвестный конструктор; (не) броская, но притягательная красота; отнюдь (не) искренняя улыбка; (не) имоверные усилия; час от часу (не) легче, (не) громкий, но напряжённый разговор; (не) приятное, но важное сообщение; отнюдь (не) выгодное предложение;
Ответы
зима-мое любимое время года.все белым-бело, не видно грязной земли, мрачных тротуаров, серых голых ветвей, а поэтому и на сердце веселее. от снежного покрова все преображаеся, становится чище, свежее и светлее. так и хочется слепить снежок и швырнуть в спешащую ватагу школьников.
а вот и долгожданный снег посыпал, да такой густой, что в трех шагах почти ничего не видно. хлопья снега закружились, завертелись в непрерывном хаотичном танце. красота! идешь, любуешься снеговертью и понимаешь : «жизнь прекрасна»
а)он и пашет,и строит,и рубит,и добывает
б)с этим настроением,и ехал путешественник и день,и два,и три.
в)и тогда торопится оттаятьи расцвести распустится и зазеленеть всё вокруг
Удостоился (не) большей похвалы, чем (не) специалист; никому (не) нужные подробности; относится ещё (не) терпимее; остров почти (не) обитаем; вовсе (не) плохая погода; это (не) облепиховое варенье; (не) согласен с мнением; жара (не) сусветная; (не) разумные существа; (не) яркий, но приятный свет; (не) интересная, а скучная книга; (не) способные к работе; (не) расположен шутить; (не) верное, а ошибочное решение; (не) безызвестный конструктор; (не) броская, но притягательная красота; отнюдь (не) искренняя улыбка; (не) имоверные усилия; час от часу (не) легче, (не) громкий, но напряжённый разговор; (не) приятное, но важное сообщение; отнюдь (не) выгодное предложение;
Ответы
зима-мое любимое время года.все белым-бело, не видно грязной земли, мрачных тротуаров, серых голых ветвей, а поэтому и на сердце веселее. от снежного покрова все преображаеся, становится чище, свежее и светлее. так и хочется слепить снежок и швырнуть в спешащую ватагу школьников.
а вот и долгожданный снег посыпал, да такой густой, что в трех шагах почти ничего не видно. хлопья снега закружились, завертелись в непрерывном хаотичном танце. красота! идешь, любуешься снеговертью и понимаешь : «жизнь прекрасна»
а)он и пашет,и строит,и рубит,и добывает
б)с этим настроением,и ехал путешественник и день,и два,и три.
в)и тогда торопится оттаятьи расцвести распустится и зазеленеть всё вокруг
Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее
Автор: Луговская Елена Владимировна
Организация: МАОУ лицей № 8 имени Н.Н. Рукавишникова города Томска
Населенный пункт: Томск
Цели урока:
1.Познавательные :
а) повторить изученные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, публицистический стиль, тип речи, микротемы);
б) закрепить новые понятия: лексические, морфологические и синтаксические черты публицистического стиля.
2.Практические:
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к устному экзамену по русскому языку, умение выразительно читать и пересказывать текст в публицистическом стиле;
б) формировать умение анализировать текст и определять его стилистическую принадлежность, умение отделять основную информацию от второстепенной.
3.Общепредметные:
а)воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-нормы поведения;
б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста;
в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться толковым словарём и справочниками).
Ход урока:
— Ребята, запишите в тетрадь данное определение:
— Чему дано такое определение? (Такое определение публицистическому стилю даётся в Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка. [5])
— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня беседовать и каковы цели нашего урока.
Б) стиль художественной литературы;
В) официально-деловой стиль;
Г) публицистический стиль.
2. Какие лексические средства характерны для научного стиля речи:
А) общественно-политическая лексика, речевые штампы, использование крылатых выражений, сравнений и гипербол;
Б) употребление полных наименований, общественно-политическая лексика, отглагольные существительные, отсутствие экспрессивной лексики;
В) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, фразеологизмы, просторечные слова;
Г) тропы, слова в переносном значении, индивидуально-авторские слова, фигуры речи.
3. Определите жанры, относящиеся к публицистическому стилю:
А) доклад, лекция, рецензия, диссертация;
Б) постановление, справка, указ, характеристика;
В) беседа, частное письмо, записка, разговор по телефону.
4. Какие синтаксические средства характерны для официально-делового стиля:
А) риторические вопросы, обращения, неполные предложения;
Б) осложнённые и сложноподчинённые предложения, неопределённо-личные предложения;
В) прямой порядок слов, повествовательные предложения, сложные синтаксические конструкции;
Г) неполные предложения, прямая речь, односоставные предложения.
5. В каком ряду представлены личности, создавшие тексты в публицистическом стиле (назовите их ФИО):
А) Владимир Иванович Даль, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Исаак Ньютон;
Б) М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой;
В) Маргарита Симонян, Алексей Венедиктов, Владимир Соловьёв, Владимир Жириновский
III. Выразительное чтение текста С. Гиацинтовой, народной артистки СССР (мысленно). (Вслух наиболее понравившихся эпизодов, выборочно)
Воспитанный человек. Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы. К сожалению, в нашей повседневной жизни мы не так уж часто о ком-то столь лестно отзываемся. В свое время некоторые даже считали, что «воспитанность», со всем, что входит в это емкое понятие, вроде бы даже пережиток, условности, отброшенные революцией, как исторический хлам. Право на уважение получило другое понятие: «образованный человек». Считалось, что получивший диплом уже сам по себе человек культурный и воспитанный.
Так что же такое воспитанность?
Воспитанность — это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность. А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие — обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому. А. П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Но чтобы испытывать это наслаждение, надо уметь уважать. Быть воспитанным и обаятельным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
Мне представляется эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он — и то залюбуешься. И скромно, и празднично. Он понимал, что люди смотрят на него, что он им дает радость, и шел, неся это обязательство свое — не разочаровать людей будничностью, отчужденностью, невниманием к ним. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство. Да, я думаю, что основное в его обаянии было — уважение к людям.
Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью — значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника.
Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всем своем поведении он естественен и прост.
«Правда», 1968, 25 февраля. С. Гиацинтова, народная артистка СССР
IV. Анализ текста. Работа в группах.
1 группа: Какие микротемы можно выделить в тексте? Выборочный пересказ понравившихся эпизодов.
1 микротема: «Воспитанность – пережиток прошлого?»
2 микротема: «Воспитанность – это обаяние»
3 микротема: «Василий Иванович Качалов – эталон воспитанности и обаяния»
4 микротема: «Умение владеть языком – признак воспитанности»
5 микротема: «Содержание неотделимо от формы»
2 группа: 1. Как вы думаете, какому стилю можно отнести данный текст? Почему?
(Этот текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, экспрессивен).
2. К какому типу речи относится текст?
(Этот текст относится к рассуждению. Тезис оформлен в виде вопроса. Затем идет доказательство истинности этого утверждения, приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, делает вывод: истоки воспитанности — в доброте и уважении к людям).
3. Какова задача автора текста?
(Привлечь внимание читателя к злободневной проблеме – умения вести себя в обществе и быть воспитанным человеком)
3 группа: 1. Какие черты публицистического стиля присутствуют в тексте? (Лексические, морфологические, синтаксические)
(Лексические средства: торжественная лексика (удостоились похвалы, благодатное общение), отвлеченная и общественно-политическая лексика (пережиток, исторический хлам), слова в переносном значении (беседа вянет, собраться в кучу)
Морфологические средства: использование личных местоимений (о вас, мы, он)
Синтаксические средства: Именительный представления: (Воспитанный человек. ); Риторический вопрос: Что такое воспитанность?
Неполные предложения и короткие предложения (2 и 4 абзацы).
Оправданный повтор слов: Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность.
Он понимал, что люди смотрят на него, что он им дает радость, и шел, неся это обязательство свое — не разочаровать людей будничностью, отчужденностью, невниманием к ним. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими.
А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие — обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому.
Ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением (При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается.)
Вопросно-ответная форма изложения.
V. В каких ситуациях проявляется воспитанность?
(Умение общаться, поведение за столом и в транспорте и других общественных местах, внимательное отношение к людям пожилого возраста и женщине, хорошие манеры).
VI. Просмотр эпизода кинофильма Л. Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (в автобусе).
VII. Беседа. Какие нормы поведения были соблюдены и нарушены героями фильма?
VIII. Самостоятельное создание текста на тему «Как вести себя в транспорте», просмотрев фрагмент. Как вы думаете, в каком жанре будет ваш текст? (инструкция). Назовите особенности официально-делового стиля.
IX. Чтение и обсуждение текстов.
X. Рефлексия.
1.Что такое воспитанность? (Заслушивание ответов учеников)
2. Найдите определение слова в Толковом словаре Ожегова С.И., Ушакова Д.Н.
«Воспитанный. Отличающийся хорошим поведением. Умеющий хорошо вести себя» [2]
«Воспитанность – умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. В широком смысле В. означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле В. является неотъемлемым качеством интеллигентности. В. проявляется не только по отношению к людям, но и животным, окружающей природе. В. формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.» [1]
2. В каких ситуациях проявляется уровень воспитанности?
3. Как узнать воспитанного человека?
XI. Д/з: написать сочинение-рассуждение «Что такое воспитанность», опираясь на материалы урока и личный опыт.
3. URL: http://kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/977/bio/ (дата обращения 06.11.17)
4. URL: http://sohmet.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st022.shtml (дата обращения 06.11.17)
5. URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/stylistic-dictionary/articles/82/publicisticheskij-stil.htm (дата обращения 06.11.17)
6. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/764438 (дата обращения 06.11.17)
Приложение
Воспитанный человек. Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы. К сожалению, в нашей повседневной жизни мы не так уж часто о ком-то столь лестно отзываемся. В свое время некоторые даже считали, что «воспитанность», со всем, что входит в это емкое понятие, вроде бы даже пережиток, условности, отброшенные революцией, как исторический хлам. Право на уважение получило другое понятие: «образованный человек». Считалось, что получивший диплом уже сам по себе человек культурный и воспитанный.
Так что же такое воспитанность?
Воспитанность — это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность. А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие — обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому. А. П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Но чтобы испытывать это наслаждение, надо уметь уважать. Быть воспитанным и обаятельным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
Мне представляется эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он — и то залюбуешься. И скромно, и празднично. Он понимал, что люди смотрят на него, что он им дает радость, и шел, неся это обязательство свое — не разочаровать людей будничностью, отчужденностью, невниманием к ним. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство. Да, я думаю, что основное в его обаянии было — уважение к людям.
Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью — значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника.
Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всем своем поведении он естественен и прост.
С. Гиацинтова, народная артистка СССР
1 группа: Какие микротемы можно выделить в тексте? Выборочный пересказ понравившихся эпизодов.
2 группа: 1. Как вы думаете, какому стилю можно отнести данный текст? Почему?
2. К какому типу речи относится текст?
3. Какова задача автора текста?
3 группа: 1. Какие черты публицистического стиля присутствуют в тексте? (Лексические, морфологические, синтаксические)
Удостоился (не) большей похвалы, чем (не) специалист; никому (не) нужные подробности; относится ещё (не) терпимее; остров почти (не) обитаем; вовсе (не) плохая погода; это (не) облепиховое варенье; (не) согласен с мнением; жара (не) сусветная; (не) разумные существа; (не) яркий, но приятный свет; (не) интересная, а скучная книга; (не) способные к работе; (не) расположен шутить; (не) верное, а ошибочное решение; (не) безызвестный конструктор; (не) броская, но притягательная красота; отнюдь (не) искренняя улыбка; (не) имоверные усилия; час от часу (не) легче, (не) громкий, но напряжённый разговор; (не) приятное, но важное сообщение; отнюдь (не) выгодное предложение;
Ответы
зима-мое любимое время года.все белым-бело, не видно грязной земли, мрачных тротуаров, серых голых ветвей, а поэтому и на сердце веселее. от снежного покрова все преображаеся, становится чище, свежее и светлее. так и хочется слепить снежок и швырнуть в спешащую ватагу школьников.
а вот и долгожданный снег посыпал, да такой густой, что в трех шагах почти ничего не видно. хлопья снега закружились, завертелись в непрерывном хаотичном танце. красота! идешь, любуешься снеговертью и понимаешь : «жизнь прекрасна»
а)он и пашет,и строит,и рубит,и добывает
б)с этим настроением,и ехал путешественник и день,и два,и три.
в)и тогда торопится оттаятьи расцвести распустится и зазеленеть всё вокруг
Удостоился небольшой похвалы чем не специалист никому ненужные подробности относится еще нетерпимее
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.
Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.
Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.
Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.
После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Ошибка допущена в паре исполнительный—исполнительский.
— 1. только полн. ф. Имеющий своей задачей исполнение решений, постановлений, практически осуществляющий управление чем-либо. 2. Старательный, точно и хорошо исполняющий обязанности, поручения.
— относящийся к исполнителю, к исполнению какого-либо художественного (музыкального, литературного, драматического) произведения.
Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.
Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.
Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
В «Методических рекомендаций ФИПИ» отмечается:
«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах, но ведь выучить паронимы для задания 5 — это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.
Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.
Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении.
Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.