Удобно и хорошо потому что ты

Удобно и хорошо потому что ты

Удобно и хорошо потому что ты

Даша, — Исидор первый предложил Деборе встречаться,но Дебора хотела сначала узнать друг друга поближе, и он поддержал ее выбор.

— Дебора и есть святая Нила в своей первой жизни. Во второй жизни она стала кореянкой, а в третьей Деборой. Узнав об этом, она заявила,что будет наслаждаться в этой жизни красивым парнем, богатством и славой и тратить деньги.

— Исидор становится герцогом после смерти отца.

— Дебора нескоро узнает, что мастер и Исидор один и тот же человек (но потом замечает между ними схожее поведение). Когда они ходили в театр, было представление на тему «скрытие личности»,где ситуация очень сильно напоминало его. И тогда он у нее спросил, как она отнеслась бы к подобному.

— Брат Энрик недолюбливает Исидора, называя его «незнакомцем».

взяты с группы » Koheira»

Удобно и хорошо потому что ты

Даша, — Дебора хочет открыть бизнес (кстати,уже в 15 главе будет намек на это), но потом возникают проблемы.

— Больше всего привлечет внимания Дебора, а не Мия Бинош.

— Мия покрасила свои волосы в розовый цвет, чтобы выглядеть, как святая Нила.
Показать полностью.

— Исидор и Дебора встречаются, она знает, что он и есть мастер Бланша. Как-то раз она попросила мастера исследовать Исидора, потому чувствует неловкость.

— Дебора и Исидор отправляются на восточную землю. Они гуляют по пляжу, и внезапно возникает большая волна, поэтому их одежда становится мокрой. Они пошли в соседний гостиный дом. Дебора была в тонкой одежде из-за жары, отчего Исидору неловко видеть ее в таком виде.

Дебора: «Все в порядке, мы же встречаемся».
Исидор: «Ты не скажешь этого, если знаешь, о чем я сейчас думаю».

Дебора его спровоцировала.

Исидор: «….Так мы еще ненадолго должны остаться в таком виде?»

На его вопрос она вздохнула и медленно кивнула.

Источник

Isn’t Being A Wicked Woman Much Better? / Разве быть порочной девочкой не лучше?

Удобно и хорошо потому что ты

Удобно и хорошо потому что ты

Удобно и хорошо потому что ты

Удобно и хорошо потому что ты

Год выпуска: 2020-2021

Количество глав: 185

Выпуск: завершён

Альтернативное название: 악녀라서 편하고 좋은데요?

Альтернативное название: Удобно и хорошо, потому что ты злодейка?

Лучшая новая новелла 2020 KakaoPage.

Она стала злодейкой какого-то непопулярного романа, которую все знали и ненавидели за ее ужасные поступки. Но из-за непростого характера ей с трудом давалась такая роль.

Однако лишь ненадолго.

— Я сейчас же исправлю платье, чтобы оно подходило под Ваши вкусы!

— У меня была просьба.

— О, конечно! Согласно Вашему запросу во всей империи есть только один его экземпляр.

Люди, окружающие меня, покорно выполняют мои просьбы, даже если я, тихо сидя, всматриваюсь в них недовольным взглядом. Поскольку у меня не возникает трудностей, я решила просто безбедно жить как злодейка.

— Отец. Зачем Вам решать формулы таким медленным и неэффективным способом?

Я подумала, что уж лучше быть богатой злодейкой, поэтому использовала все свои накопленные знания.

— Не окажите ли честь сопроводить принцессу?

Я устала от вечных придирок отца и и братьев.

Однако на моем пути встал неожиданный персонаж.
Что, если этот человек разрушит мой план?

450 лайков-51

475-52

500-53

В случае опечаток/ошибок прошу указывать.

НЕ НУЖНО сообщать о выходе новых глав, перевод идёт с КОРЕЙСКОГО (что уже указано).

ЗАПРЕЩЕНО РАСПРОСТРАНЯТЬ НА ИНЫЕ РЕСУРСЫ!

Источник

60 цитат, которые изменят Ваше мышление

О чем Вы думаете в моменты тишины и покоя? Как далеко Вы зашли или как далеко должны пойти? О Ваших сильных или слабых сторонах? О том, что может произойти в лучшем случае, или самом худшем, что может быть? В такие моменты наедине с собой обратите внимание на свои мысли. Потому что, возможно, единственное, что необходимо поменять для того, чтобы испытывать больше счастья, любви и жизненной силы, так это Ваш образ мышления.

Ниже Вы можете познакомиться с 60 наводящими на размышления цитатами, которые помогут привести в порядок Ваш образ мышления.

21. Настоящая любовь обязывает не быть неразлучными, а быть верными друг другу, даже в разлуке.
22. Пока Вы заняты поиском идеального человека, Вы, вероятно, пропустите несовершенного человека, который мог бы сделать Вас абсолютно счастливым.
23. Никогда не делайте что-то безрассудное только потому, что Вы временно расстроены.
24. Вы можете познать что-либо ценное на своих ошибках, если Вы, конечно же, их не отрицаете.
25. В жизни, если Вы ничем не рискуете, на самом деле Вы рискуете многим.
26. Как только Вы перестанете гнаться за неправильными вещами, Вы сможете нагнать правильные.
27. Каждая ситуация, когда-либо происходившая в Вашей жизни, готовит Вас к тому моменту, что еще ждет Вас впереди.
28. Нет ничего хвастливого в Вашем превосходстве над другим человеком. Истинное хвастовство заключается в Вашем превосходстве над тем человеком, которым Вы когда-то были.
29. Стараясь быть кем-то, Вы впустую тратите свое время.
30. Вы никогда не станете тем, кем хотите быть, если будете продолжать обвинять всех остальных за то, кто Вы есть сейчас.

51. Когда Вы начинаете замечать что-нибудь хорошее в других людях, Вы, в конечном итоге, перестаете видеть и искать хорошее в себе.
52. Вы не утонете, падая в воду. Вы утонете, стоя в ней.
53. Лучше узнать и разочароваться, чем никогда не знать и всегда интересоваться.
54. Мы не хотим, чтобы некоторые вещи происходили, но не вправе что-либо изменять, мы не хотим знать какие-то вещи, но должны их выучить, и есть люди, без которых мы не можем жить, но однажды должны будем их отпустить.
55. Счастье не в том, что происходит вокруг Вас, а в том, что происходит внутри Вас. Большинство людей всегда ждут от других людей счастья, но, по правде говоря, оно всегда рождается не снаружи, а внутри Вас.
56. Если Вы говорите правду, она становится частью Вашего прошлого. Если Вы лжете, ложь становится частью Вашего будущего.
57. То, что Вы делаете каждый день, имеет большее значение, чем то, что Вы собираетесь сделать в скором времени.
58. Вы не сможете начать новую главу в своей жизни, если до сих пор перечитываете предыдущую.
59. Дела складываются наилучшим образом у тех людей, которые делают свою работу независимо от того, что ждет их в конце.
60. Если Вам что-то не нравится, поменяйте это. Если Вы не можете ничего поменять, измените свое мышление.

Источник

Удобно и хорошо потому что ты злодейка 1 глава

Добродетель злодейки 1 — 19

Отзывы и Комментарии

А ничё, что это из-за тебя и началось?

Что я вижу, это же комментарий! 1-й за 19 глав, я уже думал что только я читаю!)

Все читают в залёб и не до комментов )

У меня такие же мысли ахаха

*Онегин вошёл в чат*

Да-да…именно в захлёб))) правда-правда)))

А ну полож на место!

окей, может эта манхва и способна меня удивить

П*зде.ц подкрался незаметно…

Прям представляю, как муж уронил мой роман, заметил название и кааак давай читать)))

А он ещё тот приколист

Ну все дорогуша, ты теперь от этого не отделаешься Удобно и хорошо потому что ты

Только не это Σ(ಠ_ಠ)

ЧЕРТ! (уверена многие сейчас испытали эмоции с разными возгласами)

Вы походу видите сквозь экран

@Зачарованная Есть такое)

Остановите страницу, я выйду

Какая выдержка, какой самоконтроль! Браво!

Ни одной эмоции не видно. Просто поразительно!

Безумно милый момент *звуки умиления ***

а всё, а всё, а надо было раньше

Урок всем изменщикам. Никому вы на*ер не нужны!

А делами государства он совсем не занимается что-ли?

так можно же в сад стол вынести, и там заниматься

@Лис — Чаеман Чтот я там стола не наблюдаю (≧▽≦) (плюс ещё тогда нужно будет брезент от дождя какой нибудь натянуть, чтоб не намочил неожиданно важные документы…)

Хорош чертяка (ಡ ͜ ʖ ಡ)

А он довольно милый для человека заточоннеге несколько лет

Ну попробуй посиди почти всю жизнь взаперти, конечно улица будет милее комнат.

Тц, а за муравьями кто следить будет?

Он уже насиделся в башне, поэтому наслаждается свободой. Девочка, не тупи)

Яблоко от яблони недалеко падает

Не, «Яблоко от яблони недалеко ябнулось» звучит получше)

…и ты всё равно пошёл налево. У меня истерика

А вдруг это он автор книги

Думаю, это он и есть. Просто под псевдонимом. Услышал псевдоним — понял, что она читала

А чего это она должна лететь к тебе?))

он злится, потому что, ты тупень. Разрушил свою же помолвку. Он же тебе ясно сказал, что надо было скрываться нормально.

Как же они отвратительны. Я понимаю, что автор специально, и всё-таки

Так та, в которую ты втюрился, тоже из семьи маркиза и хороша собой. + вы оба гуляки. Вот и липни к ней

Простите, но если бы мне человек такое в реале говорил, пошел бы к черту, а не тудумы вызывал. Но здесь можно сделать скидочку из-за сеттинга.

В данном случае сеттинг ВСЁ объясняет — он король, она его подданная, равноправия там не может быть по определению. Просто обычно в историях о любви принца/короля/императора и девушки не королевских кровей об этом аспекте благополучно забывают, вот читателей с непривычки и коробит в кои-то веки реалистичный король с реалистичным королевским высокомерием)))

Кстати, в реале парни тоже бывает выбирают выражения, которыми неприкрыто говорят «я выше тебя, заинтересуй меня и я подумаю». Не знаю, на что они надеются))) Хотя девочку-омежку словить на такое — раз плюнуть, особенно если чел хорош собой.

Он: давай заключим сделку. Я читаю: давай заключим помолвку! Не удивлюсь, если это так и будет. Закон жанра ведь XD

ооо дааа давай давай давай давай где подписывать

Походу может пойти на подлость из-за страха перед отцом…эх… Спасибо большое за перевод)))

Ого, фобия? А я думала, что в саду его чужие мысли не донимают)

Я не понимаю, как. Как она думает всё время, а он не слышит её мысли о книге?))) Что за чит?)

Он читает мысли только при зрительном контакте.

Прям леди прямолинейность

Читаю как «папа» и офигеваюXDD

Момент, когда злодейка полюбила 1 — 54

Отзывы и Комментарии

Огромное спасибо за перевод! с нетерпением жду проды!

Блин, уже столько глав прошло, а хочется целовашек…*негодую*

Спасибо за перевод!

Спасибо за перевод!

спасибо за ваш труд

И потому у тебя тут свои гарем

У меня один вопрос… за что она на него «напала»?? Он ей никак не навредил.. она могла просто взять эту девушку за руку и уйти. Конечно если бы он попытался что то сделать, то понятно, но блин…

Думаю, идеальным вариантом было бы напомнить ему, что это не его страна и он тут гость, так что должен уважать и соблюдать местные порядки и традиции и уж точно должен знать, что такое отношение к женщинам здесь неприемлемо. Вместо этого же, она решила выпендриться, что, в свою очередь, может спровоцировать международный конфликт. Короче, оба хороши.

@Эн_А Ей то чё, всё равно красноволосику править)

Он не уважает члена королевской семьи.Это весомая причина

какой первый кадр красивый… прям залипла

Ахахахаахха, у меня под главой вылезла реклама «Абьюз…»

Так вот зачем тому ангелу слезы

@Эн_А Потому что не всем здесь есть 18)) А ещё потому, что оно вкусное. Кто не в курсе, «детское шампанское» — это обычная газировка (разные вкусы есть), просто в стеклянной бутылке и горлышко в золотистой фольге, как у шампанского. Его обычно детям на праздники покупают, оч прикольная штука. Помню, когда мелкой была, всех детей (меня и моих братьев/сестёр) сажали за отдельный столик, и мы там сидели и ПиЛи КаК вЗрОсЛыЕ.

Первый?А ее разговор с отцом,это так ерунда…Ну ладно

@ReXt Хм… Справедливое замечание)

@ThenKitten Просто сразу пришло на ум)))

@ThenKitten Нет щас детского шампанского. Сплошная дрянь в пластике, от которой живот болит

А ведь она такая же фанатка, как эта розовая =»DD

Обожаю рисовку этой манхвы.

Да начнутся ваши абьюзивные отношения…

Пока что, никакого абьюза. Все на 99% состоят из сахарной ваты. Кроме кронпринца, по нему помойка плачет

@Люк у вашего окна Абьюз будет, уверяю. Уже со след глав, если я не ошибаюсь

дааа, другом) ух как быстро прописали во френд зоне

А может и не только другом. Рядом с ним она ведет себя по- другому, не так как с остальными мужскими персонажами, вот там она относится к ним и правда как к друзьям.

Я переродилась злодейкой и завела гаре… кхм, целую кучу друзей!

Спасибо большое за перевод

последний кадр просто шикарен!

Это самая красивая френдзона, которую я видела

И этого закинула в кольцо френдзоны))

:bip: френдзона))).Я хочу увидеть его выражение лица на это заявление.Думаю,такое он слышит впервые

А еще не появился мужчина с которым она будет парой?

Даниэль, у тебя безусловно красивые и мощные плечи, но может ты наденешь пиджак нормально? И дашь нам тебя нормально рассмотреть? Как он с него не спадает? Я тоже хочу себе такую магию

Это магия Акаши Сейджуро Кто поймёт, тот поймёт. Как давно это было, господи

@alb▪aus Со всем моим уважением к Даниэлю, но он и в подметки не годится Акаши и его пафосности

да если руки высоко не поднимать, то нормально держится (частенько ношу так пальто)

@devaleya Он же танцует, её держит, кружится. Там много активных движений. Может он себе приколол пиджак чем-то. Пусть он снимет пиджак вообще! И никаких лишних вопросов не будет

@alb▪aus Как давно я не видела имени своего Бога.

@alb▪aus Н — ностальгия. Спустя столько лет куробас не отпускает

В гарем требуется эта прекрасная дама

кучеряво, однако, в случае беды звать не стражу, а принцессу)

Ему идет эта серьга …

Не хватает пива и чипсов.

Есть чипсы, нельзя пиво… тоска

Ну и кто тут говорил,что эта попаданка ничем не отличается от гл г-ни романа и,что привлекает парней теми же методами.(типа такая же добрая,милая и глупая).Ничего подобного.Да,она добрая и местами наивная,но в нужный момент может показать характер.Вот пример.Ну и не называет взрослого мужика «феей»))).А вот к изначальной злодейке я бы и сама не рискнула подойти.Слишком холодная и злая.(Мысли читать никто не умеет,чтобы понять,почему она так себя вела ).На мой взгляд,всего должно быть в меру

БЫЛИ такой красивой

Вот все еще… автор не сумел оживить персов, на мой взгляд. Белобрысик и то живее будет, учитывая, как она его добивалась и история была рассказана. Тут история впереди, но уже сейчас их отношения слишком приторные и слишком быстро хорошими стали. Много кто уже писал о том, что она всех завоевывает чисто знанием канона и что ведет себя так же как канонная гг, но к этому хочу добавить, что здесь нет интересного сюжета то, получается. Рисовка+концовку узнать, вот и все, почему читаем.. жаль

Дань, ну вот ты же эту серёжку денёк поносишь и бросишь… А отдай её мне

Источник

«Каноны забирают последние силы, и ты вымоленный в ноль». Архимандрит Савва (Мажуко)

Удобно и хорошо потому что ты

«Ничего страшного, что вы не ходите каждое воскресенье в храм»

— Один читатель написал нам такой комментарий: «Либеральные лайт-православные священники вас правильной духовной жизни не научат…» Отец Савва, а правильная духовная жизнь — она какая? И где критерий, что правильно, а что нет?

— Видимо, авторы этого термина пытаются описать «буржуазное православие». Я сам, некоторым образом, являюсь его представителем. Это не ругательство, просто некий стиль духовной жизни, у которого есть свои пределы и границы, плюсы и минусы, в том числе соблазны и искушения. Поэтому наши оппоненты, которые, в частности, клеймят меня за то, что я «лайт-православный» священник и духовной жизни не научу, во многом правы.

Мы люди, которые живут предсказуемой, сытой, комфортной жизнью. Это накладывает отпечаток в том числе и на наше восприятие жизни духовной.

Иногда мы смешиваем наше благополучие с тем замыслом, который Господь якобы под нас устроил. В этом есть своя правда, кстати, потому что Господь сотворил человека для радости.

Но если мы остаемся на таком поверхностном уровне восприятия этой радости как комфорта, благополучия, то наши критики абсолютно правы. Именно поэтому мы должны учиться слышать наших оппонентов и понимать их тревогу.

— Тогда как определить границы между разгильдяйством в духовной жизни, осмысленным подходом и рвением не по разуму? Вот нам пишут: «Сам Господь Иисус Христос молился своему Отцу до кровавого пота в Гефсиманском саду. А мы-то…» Дальше подставьте сами: ленимся в храм каждое воскресенье ходить, не постимся и так далее.

— Разницу можно найти только опытным путем, когда ты много лет оступаешься, делаешь ошибки, но при этом остаешься честным по отношению к себе. Был такой замечательный антиковед и полиглот Аристид Доватур, его однажды студенты спросили: «Как вы учите иностранный язык?» — «Это очень просто. Первые два года вы должны уделять не меньше двух часов в сутки, а потом только час».

Удобно и хорошо потому что ты

Духовная жизнь сродни изучению языка. Например, ходить каждое воскресенье в церковь — это очень верное правило. Или читать утром и вечером молитвы, вне зависимости от того, какой объем чтения. Может быть, вы прочитаете только «Отче наш», а может быть — акафист или все молитвы. На самом деле, разницы здесь нет. Важно, чтобы был сам факт молитвы в одно и то же время и чтобы сохранялся не только ежедневный ритм, но и еженедельный, годовой.

И те люди, которые придерживаются строгого ритма, пугаются, когда священник говорит: «Ну ничего страшного, что вы не ходите каждое воскресенье в храм», «Подумаешь — не помолились», «Вовсе и не обязательно поститься».

Те, кто знает, какого большого труда стоит поддержание себя в «молитвенной форме», понимают: если мне разрешить это все, я просто рассыплюсь.

С другой стороны, неразумное усердие может перерасти в начетничество, ничего общего не имеющее с Евангелием и с церковной жизнью в том числе.

— Но у каждого свои представления о норме. Как это согласуется с церковным уставом? Потому что люди действительно пугаются: «Это человекоугодие! Свои нормы… Так скоро и службу сократим. Может, и Богородичное правило заодно?!»

— Да, тревога есть у людей традиционных, консерваторов так называемых — о том, что реформы, однажды начавшись, так никогда и не закончатся. По себе знаю, когда я был очень молодым священником, у меня был зуд реформаторства: и тут нужно поменять, и тут, а давайте вот это сделаем…

Детям не надо давать играть в такие игрушки. Церковное тело — это очень тонкий и чувствительный организм. Одна небольшая поломка влечет за собой серьезные трагедии. Здесь нужно знать меру и прежде, чем что-то предпринимать, понять, как это отразится на людях. Вы можете быть прогрессивным и читать богословский текст на разных языках, вам это подойдет. А что делать всем остальным?

Удобно и хорошо потому что ты

Они не ленивые люди, просто не могут читать книги, например, отца Александра Шмемана. Они для них сложны, при всем уважении к этому автору. И что? Мы теперь встанем в позу обличителей, для которых оскорбительно присутствие в одной церкви таких невежд? Нет, мы все одна семья. И нужно стараться услышать правду другого человека. И прислушавшись к нему, оставаться верным здравому смыслу, потому что иногда и наши оппоненты тоже заигрываются и, следуя букве традиции, вытворяют такое, что можно смело аттестовать как модернизм, только с налетом традиционности.

Найти «удобного» батюшку и «удобный» храм

— Но вот человек, который хочет вести осмысленную религиозную жизнь, вдруг сталкивается с тем, что не каждый священник готов это принять. И нужно искать «удобный» храм и «удобного» батюшку, где с тобой согласны. А если храм один в городе или селе? Как быть, если идешь в храм к Богу, но приходишь все равно к священнику?

— Вот это типичная оговорка для приверженца «буржуазного православия» — «искать удобного священника».

Поймите, если речь идет о духовной жизни, никакие священники, бабушки, уставы, патриархи здесь вообще не помеха.

Потому что это глубоко внутри, сюда вообще мало кто проникает. У вас может быть духовник на другом краю света, и вы с ним будете созваниваться по скайпу раз в год. А посещать вы будете этот храм, здесь будете молиться, причащаться и даже исповедоваться. Это никак не повлияет, если духовная жизнь у вас на самом деле есть.

— Ну да, это трагедия… Если у нее нет возможности пойти в другой храм, это, конечно, очень тяжело. Я сочувствую, но не знаю даже, чем помочь. В городе, где я живу, много храмов. И в наш монастырский храм приезжают люди со всех концов города, хотя рядом через дорогу стоит новенькая церковь, где замечательные священники. Но едут к нам. Может быть, еще и потому, что мы не требуем вычитывать каноны. Вернее, никогда об этом не спрашиваем. Это личное дело каждого.

Удобно и хорошо потому что ты

И кроме того, у нас нет обязательной исповеди перед Причастием. То есть ты исповедуешься тогда, когда чувствуешь, что в этом есть необходимость. Но таких храмов немного. И нужно отдавать себе отчет в том, что иногда священники не готовы к новым реалиям. Нужно искать какой-то выход, я думаю, он всегда есть. Вплоть до того, что ехать в другой город — может, раз в месяц, но это будет ваша община. Мы сейчас все-таки не в хрущевское время живем, когда на несколько областей был один кладбищенский храм.

— С одной стороны, человек хочет, чтобы его кто-то направлял, с другой — очень не любит, когда его кто-то контролирует, особенно в духовной жизни. Он даже понимает, когда священник нарушает его границы. Но все равно в голове стереотип: «А как же так, я не слушаю батюшку? Я же должен смиряться…»

— Это тоже путаница в понятиях между «священником» и «духовником». То, что мы не различаем эти две реальности, приводит к разного рода недоразумениям. В этом смысле традиция Элладской Церкви мне кажется более понятной, где есть духовники, а есть священники. Не всякий священник может принимать исповедь. И там есть практика, по которой разведены исповедь и Причастие. Ты исповедуешься тогда, когда это тебе необходимо, это отдельное событие в твоей духовной жизни, и люди, бывает, едут раз в год или в полгода в какой-то монастырь, где батюшка, у которого они исповедуются.

Я считаю, что исповедоваться нужно только у одного человека, но при этом почитать всех остальных и принимать у них Евхаристию.

А может быть, даже исповедоваться у любого другого приходского батюшки, но верность сохранять своему духовнику. Духовник и священник — это разные служения. Священник может быть духовником, но не всякий священник может быть твоим духовником. И не нужно смущаться, если приходится иногда даже одергивать священника и давать ему понять, что это границы, за которые вы его не пустите, потому что он не ваш духовник.

— А духовника можно одергивать?

— Иногда нужно одергивать и духовника. Если это хороший духовник, он вам даже спасибо скажет, потому что мы все увлекаемся. Вот я очень-очень увлекающийся человек, поэтому благодарен людям, которые меня периодически одергивают и говорят: «Батюшка, вас понесло куда-то не туда». И слава Богу, со мной рядом есть такие люди. Мои друзья. Или недруги, которых тоже немало.

— Вы знаете случаи, когда священник злоупотреблял своей свободой? Какие могут быть соблазны и последствия?

— Да, среди всех людей злоупотребление свободой — это классика. Но если говорить о священниках, лучше сказать о злоупотреблении ответственностью. Потому что очень часто батюшки путают свое с чужим. И епископы. И патриархи. Мы всего лишь люди.

Удобно и хорошо потому что ты

Вот у меня перед глазами был такой случай. Студентка-отличница, замечательный человек. Начала ходить в церковь, попала на исповедь к одному священнику. И он стал так духовничить, что она вела образ жизни почти монахини: вычитывала правила, не спала, питалась какими-то росинками. Тут сессия, а она ответственная очень была девочка… И здоровье разрушено навсегда. Конечно же, ее отчислили из университета, даже академический отпуск не помог. Все закончилось психиатрической больницей, из которой девочка не может выйти уже несколько лет.

А этот батюшка где? Он никакое наказание не понес. И очень плохо, что у нас в Церкви этот механизм не отлажен. Хотя тут тоже можно палку перегнуть.

Священнику нужно взвешивать каждое слово и не путать свое с чужим.

Границы очерчены четко, особенно в общении с детьми, например. Когда ты начинаешь вопреки, не посоветовавшись с родителями — я тоже таких знаю, — призывать подростка к монашеской жизни и так промывать мозг, что ребенок буквально из дому убегает… Ну зачем так делать? При этом сам священник — многодетный папа, и он вдруг решил поиграть в духовничество, поотсекать помыслы подростку. Вот это большая проблема. Но об этом, слава Богу, у нас в Церкви говорят очень много.

— И как противостоять священнику в таком случае?

— Я не церковный иерарх. Там, где нужен системный канонический ответ, я не могу давать никаких рекомендаций. Просто могу сказать про себя. У меня были такие искушения, увлечения, когда мне казалось, что я вот сейчас так человека духовно поведу… Но слава Богу, мне хватает чувства юмора, чтобы долго не оставаться серьезным и не увлекаться подобными вещами.

Удобно и хорошо потому что ты

Но не у всех есть чувство юмора. Есть батюшки очень серьезные, которые ну очень сильно увлекаются. Поэтому я бы лично, если советовать просто себе и другим священникам, рекомендовал бы чаще над собой смеяться и не обижаться, если смеются над тобой. Попроще надо быть.

«В церкви временами будет неудобно»

— Все уже поняли, что обрядовое благочестие — вещь пустая, если оно для тебя формальность. Но как наполнить смыслом те же три пресловутых канона перед Причастием и все остальное, чтобы тебе действительно хотелось приходить в храм и получать от этого радость?

— Я думаю, что чтение канонов перед Причастием вообще не всем подходит. Например, я не всегда их читаю. Кроме того, нет жесткого предписания для всех мирян обязательно вычитывать три канона. Это монашеское правило. И поскольку у нас не Ватикан — нет общеобязательных для всех документов, нет такой традиции…

И людям нужно помочь прояснить, что не нужно на себя брать чувство вины из-за того, что они не вычитали каноны.

Все, что нужно для литургии, находится на самой литургии. Это моя убежденность.

А все эти бесконечные промежуточные звенья, которые мы себе создаем, они хороши, когда помогают подготовиться к литургии.

Но когда они забирают последние силы, а ты уже на литургию приходишь ну полностью вымоленный в ноль, потому что ты всю ночь читал-читал акафист, ребенок все просыпался и не давал тебе заснуть в моменты, когда можно было отоспаться, а тут еще священник тебе что-то говорит, недоуменно вскидывая брови: «Ну как же так, ведь так легко прочитать этот несчастный акафист…» Тяжело читать акафист…

— Кто-то скажет, наоборот, во славу Божию потрудился как следует: «Я молодец!»

— Да, тут вопрос опять же в смыслах, которые мы сами вкладываем. Если вы во славу Божию потрудились из последних сил, Господь это примет. Я считаю, что иногда человек, насилуя себя, не напрасно это делает и это не абсурд. Но там, где абсурд, не нужно его поддерживать.

Удобно и хорошо потому что ты

— Люди часто говорят: «Неужели мы не можем малую жертву принести Богу?» Почему мы описываем свои взаимоотношения с Богом через «жертву»? Когда такое слышишь, это вызывает защитную реакцию.

— Это трудности перевода. Для современного городского православного слово «жертва» маркировано негативными значениями: мы не должны жертвовать, мы должны жить для себя, вся наша буржуазная культура об этом говорит. Мы не должны ни в чем себя стеснять, нужно позволять себе мечтать, ставить высокие цели и так далее. Но культура средневековая, в которой вызревало христианство, воспринимала его как жертвенность, как благородный порыв. В этом много правды, и современному православному буржуа иногда полезно к этой правде приобщиться.

Иногда мы должны жертвовать и комфортом, и временем, и какими-то обстоятельствами, где мы себя ущемляем, да. Не все в нашей жизни будет и должно быть комфортно. В церкви, как бы вы там ни обустроились, все равно временами будет неудобно. Со священником, каким бы он ни был выдающимся духовником, время от времени будет неудобно. Богослужение, каким бы коротким вы его ни сделали или на русском языке, или с правильным пением, или с правильной вентиляцией, все равно время от времени будет неудобно. Так устроена жизнь.

— Вы говорили, что сегодня зарождается новый стиль религиозной жизни, который назвали «благочестием свободы». Объясните, что вы вкладываете в это понятие?

— Я думаю, что благочестие свободы — это просто некий идеал. Я мыслю эту категорию лично для себя как синоним идеи отца Сергия Булгакова о творческом благочестии. То есть той творческой работе, которую должен разрешить себе христианин в поиске своего исключительного стиля духовной жизни. Гораздо проще мыслить духовную жизнь как набор правил, общеобязательных для всех, который всем подходит. Но это не так.

Мы люди разной религиозной одаренности в том числе. И мы не можем все жить по одним и тем же правилам.

Именно поэтому отец Сергий говорил, что нужно разрешить себе творческий порыв, отнестись к своей духовной жизни как к задаче художника. Мне кажется, это плодотворная идея, которую нужно со всей серьезностью принять современным богословам и просто думающим, читающим людям и разрешить себе это творческое дерзновение в благочестии. Знаете, когда человек создает картину, пишет рассказ — он находится в творческом поиске, никто его за это не ругает.

Но как только ты в своей духовной жизни пытаешься понять, как живет твое тело, как ему нужно поститься, какой ритм молитвы, например, приемлем для тебя, это вызывает испуг, который, кстати, я могу понять, потому что для новоначального, конечно же, следует идти по проверенным, проторенным путям. Дальше, когда вы уже прошли этот период, нужно разрешить себе поиск себя, не боясь ошибок и руководствуясь Евангелием и тем богатым наследием, которое осталось от церковной истории.

«Священники — это не выписанные с Марса сверхчеловеки»

— Есть мнение, что в Церкви не любят думающих священников. А как по вашим наблюдениям?

— Я думаю, это некий стереотип. И правда, если ты высказываешь свое суждение и оно не совпадает с мнением, например, епископа, то рано или поздно будет конфликт. Но мне эта ситуация изнутри понятна, потому что я сам вот такой неудобный для моих епископов. Одного я уже пережил, не знаю, что теперь — мой епископ меня переживет или я его. Но это не важно. И если бы я сам был начальником, я бы с собой поступал еще и жестче. Потому что мы должны понимать, что дисциплина в Церкви — необходимая вещь. Наличие иерархии — это универсальный способ минимизировать число конфликтов, это везде так, не только в человеческом сообществе, но даже в табуне лошадей.

Удобно и хорошо потому что ты

Вопрос не в этом, а в том, что нужно искать правильную тональность дискуссии. Я не могу сказать, что священникам зажимают рты. Другое дело, что священники сами иногда боятся пожертвовать своим благополучием. И даже епископы — но не так уж и многие — могут пострадать за свои высказывания. Если ты остаешься в рамках вежливости, канонического права, никто тебе ничего не сделает. Даже если тебя переведут на какой-нибудь приход или попросят перейти в другую епархию, это не критично.

Но нужно понимать, что внимание к свободомыслию священника такое пристальное именно потому, что слово священника способно разрушить того, кто его слышит. Это не сразу до молодых священников доходит. Ты что-то сказал на проповеди, позволил себе вольность, и это может стать фундаментом для духовной деградации твоего слушателя. Поэтому чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, насколько ответственное это дело для священника вообще — говорить.

— А вы всегда говорите то, что думаете?

— Нет, конечно, это только безумцы так делают! Я ведь думаю всякое, и я могу думать вещи, которые просто думаются, понимаете? Ты сидишь, и слава Богу, что никто не слышит твоих мыслей, потому что тебя самого шокирует то, что ты сейчас подумал или пожелал. Кого-нибудь укокошить, например, за то, что тебя якобы обидели…

Деликатность, вежливость, тактичность, которые должны быть присущи каждому христианину и вообще каждому воспитанному человеку, не позволяют нам говорить все, что мы думаем. Ты ведь можешь ранить человека. А священник обладает некой властью слова, как бы мы ни смеялись над этим…

Слова священника способны покалечить в десятки раз сильнее, чем слово обычного человека.

Поэтому деликатность должна быть во всем, я считаю. Нужно учиться говорить правду правильно.

Иногда возникает ощущение, что священнослужитель с тобой не до конца откровенен и говорит так, как вроде бы «правильно», но не так, как думает на самом деле. Что дороже — сан или внутренняя правда?

— Я думаю, что это вопрос демагогический по своей сути. Человек может быть с вами не откровенен, во-первых, потому что вы не следователь и не его психиатр. Во-вторых, потому что любой зрелый человек всегда держит дистанцию. Искренность — это большой подарок. Если вы видите человека, который с вами предельно искренен, это комплимент для вас лично.

Вы думаете, что священники не люди? И они не испытывают испуга перед прихожанами? Я, например, лично испытываю, потому что знаю, что часть православных христиан хотят не мне добра, например, просто так бескорыстно, они хотят мною пользоваться, и я их в этом не упрекаю. Но я всегда ставлю какой-то предел.

Удобно и хорошо потому что ты

Хотя иногда бывает так, что человек просто лицемер. А что, среди священников нет лицемеров? Полно. Это как раз такая болезнь, которая поражает активно религиозных людей. Среди священников нет подхалимов? Полно. Людей, которые говорят не то, что думают? Полно. Но так устроен наш мир, ведь священники — это не выписанные с Марса сверхчеловеки, это просто люди, с которыми тоже случаются и трусость, и малодушие, и жажда комфорта, и просто тщеславие, желание понравиться начальнику — причем вполне бескорыстное!

— Как раз о священниках, которые пытаются угодить начальству. А ведь есть те, которые пытаются что-то делать вопреки. Один священник как-то поделился: «Ни для кого не секрет, что есть масса приходов, которые не занимаются никакой социальной работой. Что делать священнику, который действительно хочет приблизить людей к Богу через соцсети или какие-то мероприятия, но ему не дают вышестоящие?»

— Надо работать с людьми, не с начальством. У начальства есть свои задачи, цели. Чаще всего наши епископы тоже заложники этой системы, у них нет возможности сейчас быть отцами, они в большей степени чиновники и руководители. Надо работать всегда с конкретными людьми, ведь то, что на приходе не ведется какая-то социальная работа, в 90% вина самих прихожан. Это мои наблюдения. Их устраивает, что священник остается в своем предсказуемом русле — это удобный батюшка, удобный храм, и все, и больше меня не трогайте.

Я служу священником 26 лет, и только последние годы начали появляться какие-то плоды.

А до этого у меня бывало даже отчаяние: «Столько говоришь-говоришь, стараешься, толкаешь, ничего не работает». Надо дать людям время освоиться, чтобы они сами себя тоже услышали. Не нужно отчаиваться, нужно себя настраивать на очень долгий процесс.

Священник — это человек, который формируется десятилетиями, его невозможно вырастить в семинарии, выдав диплом: «Теперь ты батюшка». Нет, он станет батюшкой лет через тридцать, когда послужит на одном или многих местах, сам переживет утраты, сам переживет предательства, гонения — и со стороны епископа, и со стороны прихожан, и какие-то недомолвки, сложности со своими собратьями. Поэтому священникам нужно просто разрешить себе этот длинный срок и никуда не торопиться.

— Так, нет, мне все равно не дает покоя этот вопрос. Представим: я молодой священник, я хочу вести миссионерский блог или какой-нибудь киноклуб для своих прихожан, обсуждать с ними фильмы и в связи с этим — религиозные вопросы. А мне благочинный не дает, говорит: «Нельзя». И что, мне тридцать лет ждать?

— Нет, благочинные долго не живут, по моим наблюдениям. Это все гораздо быстрее меняется. И епископы не вечны. Не надо торопиться.

Меня прежде всего смущает, что последнее время активизировалась агрессия против священников-блогеров, я этого не могу никак понять, потому что священники, которые пишут статьи, снимают блоги, делают это на самом деле вопреки всей нашей церковной системе, выглядят чудаками, портят себе репутацию, чаще всего попадают на карандаш епископу. Этих людей, наоборот, нужно как-то ободрять.

Удобно и хорошо потому что ты

Но, с другой стороны, мне понятны опасения епископов и благочинных, потому что очень часто этот блогерский опыт — особенно молодым людям — кружит голову настолько, что человек начинает в себя верить, как в звезду, многое себе позволяет. И, конечно же, гораздо проще не пастырски его как-то поддержать и деликатно одернуть, а просто запретить.

Это от нашей лени происходит. Запретил и успокоился — нет проблем. Здесь с обеих сторон нужно большое терпение и внимание к этой проблеме. Со стороны молодых священников — просто терпение.

Фото: Ефим Эрихман
Видео, монтаж: Сергей Щедрин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *