Ударные инструменты что это
Ударные инструменты
Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушки, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.
Классификация ударных инструментов
Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации. Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.
Особую группу ударных инструментов составляют струнные ударные инструменты, в которых звучащим телом являются струны. К таким инструментам относится фортепиано, а также народные инструменты рода цимбал.
Перкуссия
Ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки. К ним относятся табла, тамбурин, бубен, маракас, ковбелл, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей. Существуют также и группы (Малайзия, Африка, Индия, Южная Америка, Северные народности), состоящие из исполнителей, играющих только на ударных инструментах. Такие группы, как правило, исполняют ритуальную музыку и сопровождают обрядовые праздники. Распространены в основном в племенах и других малых образованиях аборигенов, носителей языческих форм религий. Также выступают на большой сцене, как ритмическое сопровождение экзотических вокально-танцевальных групп. Так же, вероятно, используется и в переносном смысле (человек-перкуссия),что означает приблизительно то же что и иерихонская труба или человек, привлекающий много внимания.
Ударный музыкальный инструмент
Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушки, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.
Классификация ударных инструментов
Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации. Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.
Особую группу ударных инструментов составляют струнные ударные инструменты, в которых звучащим телом являются струны. К таким инструментам относится фортепиано, а также народные инструменты рода цимбал.
Перкуссия
Ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки. К ним относятся табла, тамбурин, бубен, маракас, ковбелл, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей. Существуют также и группы (Малайзия, Африка, Индия, Южная Америка, Северные народности), состоящие из исполнителей, играющих только на ударных инструментах. Такие группы, как правило, исполняют ритуальную музыку и сопровождают обрядовые праздники. Распространены в основном в племенах и других малых образованиях аборигенов, носителей языческих форм религий. Также выступают на большой сцене, как ритмическое сопровождение экзотических вокально-танцевальных групп. Так же, вероятно, используется и в переносном смысле (человек-перкуссия),что означает приблизительно то же что и иерихонская труба или человек, привлекающий много внимания.
Поиграйте на ударных инструментах мира
Ударные — одни из самых древних музыкальных инструментов. Они есть в каждой стране мира, на них играют шаманы, армейские барабанщики, рокеры и академические музыканты. О самых интересных ударных мы рассказываем вместе с Музеем современного искусства «Гараж», где проходила выставка «Безграничный слух», посвященная разным возможностям звука и слуха. Выберите инструменты, которые вам нравятся, и поиграйте в оркестр!
Автор текста Марк Пекарский
Автор и исполнитель музыки Елисей Дрегалин
Звукорежиссер Николай Антонов
У гонга протяжный металлический звук: когда музыкант ударяет по диску колотушкой, колебания отражаются от центра и расходятся до краев. Такие инструменты называются идиофонами От греч. idios — «свой» и ponn — «звук». : источником звука в них является само тело: его побеспокоили, и оно заколебалось.
Гонги бывают очень разными: от 10 дюймов 1 дюйм = 2,54 см. в диаметре до полутора метров; чем крупнее гонг, тем дольше он звучит. Большие гонги называются тамтамами Сейчас тамтамом называют и африканский деревянный барабан, поэтому часто возникает путаница. : их звук очень мощный и мрачный, и в оркестре тамтам часто используют, чтобы впечатлить слушателей.
В Китае, где гонг появился, он сперва использовался в ритуалах, чтобы прогонять злых духов или вызывать духов мертвых, а еще служил сиреной: с помощью гонга на улицах требовали освободить дорогу чиновникам (мандаринам). Изначально, в Китае, гонг был плоским, а вот на островах Индонезии — Яве, Бали и других — придумали делать в середине инструмента углубление: внутрь заливают парафин или воск, гонг настраивают, и на нем можно сыграть мелодию. Индонезийский гонг тоже использовался в ритуалах: на Востоке считается, что музыка — это не просто эстетическое удовольствие, а при помощи нее с человеком разговаривает бог. Индонезийцы очень уважают гонги и часто дают им имена: Господин Древесная Пчела, Господин Тигр и другие. Раньше считалось, что, если к инструменту прикоснется непосвященный, например европеец, он может погибнуть.
Маримба, скорее всего, возникла одновременно в разных местах — в Азии, на островах Океании и в Африке. Потом маримбы начали путешествовать: с африканскими рабами они попали в Латинскую Америку, и в Гватемале культура маримбы особенно расцвела — там на одной маримбе играют иногда три или четыре человека.
Сначала маримба была устроена так: ряд деревянных пластин-клавиш, а под ними — резонаторы из скорлупы кокосового ореха или высушенной тыквы (они называются калебасы). Резонаторы усиливают звук: высокие звуки и так хорошо слышны, а для низких обязательно нужен дополнительный воздух, который будет обогащать звук. На маримбе играли на площадях и в деревнях во время праздников, а в Гватемале были и странствующие маримбьеро — как трубадуры в средневековой музыке. Со стулом и маримбой за спиной (причем маримба была в два раза больше музыканта) они путешествовали и забавляли публику.
В начале XX века в Европе маримбу усовершенствовали: у нее появился второй ряд пластин, расположенных и настроенных как черные и белые клавиши фортепиано, а вместо калебас резонаторами стали металлические трубы. Музыкант обычно держит в руках по две палочки, чтобы играть на нескольких клавишах сразу.
Маримба и ксилофон — это практически один и тот же инструмент. Они различаются лишь диапазоном: у ксилофона — высокий, у маримбы — низкий.
Тарелки известны с Античности, но определить их родину очень сложно: они, как и гонги, встречаются по всему миру, и все при этом немножко разные. По форме это два металлических диска, которые музыкант держит в руках за выпуклости или за специальные ремешки и ударяет друг о друга; различаются они в первую очередь тем, как настроены: гармонично или негармонично.
Одни из самых знаменитых тарелок — турецкие. Они пришли из ритуала духовного ордена мевлеви. Мусульманские монахи дервиши в высоких шапках и длинных белых одеяниях, прихваченных у талии, кружились в танце под аккомпанемент тарелок. Вертясь под музыку все сильней и сильней, они входили в транс и таким образом приближались к Богу — этот обычай до сих пор выглядит очень впечатляюще.
Изначально этот инструмент пришел из буддизма (его использовали китайские и корейские буддийские монахи в церемониях), поэтому другое название — корейские колокола. Потом его стали использовать и в классической восточной музыке, а в начале XX века — в джазе и в классической западной. Сегодня чаще всего объединены в набор из пяти инструментов. Звучание у необыкновенное, на нем можно изобразить даже животных, например лягушек.
Чаще всего этот инструмент называют «маракáс», но, во-первых, правильно — марáкас, а во-вторых — это множественное число: один инструмент называется марáка. Но термин в русском языке устоялся, и тут уж ничего не сделаешь.
Маракас — самый известный представитель огромной семьи погремушек. Сначала погремушки были связаны с культом: шаманы считали, что их шум отпугивает злых духов или призывает добрых духов-помощников. В детскую колыбель погремушки тоже клали для этого: по поверью, игрушки не только развлекали ребенка, но и отгоняли злые силы. А потом люди решили использовать погремушки как музыкальный инструмент, и сейчас они встречаются по всему миру (в России тоже есть своя погремушка — называется шаркунок, это крестики из бересты). Латиноамериканский маракас, как правило, сделан из высушенного кокосового ореха или тыквы, внутри у него семена или горох. Но вообще маракас можно сделать даже в домашних условиях: возьмите пустую металлическую банку из-под газировки, засыпьте туда гвоздиков, заклейте дырку — будет инструмент!
Барабаны — это огромное и самое известное семейство ударных. Почти все из них — это мембранофоны, то есть инструменты, у которых есть натянутая мембрана: ударяешь по ней, и воздух вокруг начинает вибрировать и звучать. Барабаны различаются корпусом: он может быть в форме цилиндра, а может быть в форме котла; может быть металлическим, деревянным или керамическим. Барабаны бывают двусторонние и односторонние. Двусторонние, то есть с двух сторон обтянутые кожей, — это шумовые инструменты, а односторонние, у которых кожа только с одной стороны, — музыкальные, настроенные по нотам. А еще барабаны бывают большими и маленькими, оглушающими и тихими — в общем, барабанов на свете целое множество. Но когда мы говорим об этом инструменте, мы, конечно, представляем себе малый барабан.
Малый барабан произошел от европейского маршевого барабана. Во время войн барабан играл знакомый ритм, и люди понимали, что надо идти в наступление или, в конце концов, на обед. Без барабана в маршевой музыке не обойтись: мелодию было бы не слышно, а бой барабана слышно на много километров. Под большой и гулкий барабан даже лошади шли ритмично: они чувствовали вибрацию, недоступную человеческому уху. В какой-то момент звук барабана захотели сделать еще более громким и добавили струны: они натянуты снаружи нижней поверхности инструмента. Поэтому малый барабан такой трескучий.
Малый барабан — центр ударной установки, которую используют в джазе и популярной музыке; кроме него, туда входят тарелки, (или «бочка») и три том-тома (не путать с тамтамами) — барабаны без струн. На установке не просто отбивают ритм, а играют целые ритмические партии: на концертах у ударника часто есть полноценное соло, как и у гитариста или клавишника.
Ударные инструменты
Ударные классические инструменты: барабаны, бубен, гонг, кастаньеты, колокола, колокольчики, ксилофон, литавры, тарелки, треугольник, челеста.
Барабаны — название ряда ударных музыкальных инструментов с неопределенной высотой звука. Подробнее читаем здесь.
Бубен — ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука. Проникнув в давние времена из Азии в Европу с труппами бродячих музыкантов, бубен получил широкое распространение в Италии и Испании, где стал народным инструментом. Подробнее читаем здесь.
Гонг — ударный инструмент с определенной высотой звука (обычно настраивается на какой-либо звук в пределах малой октавы). Родиной гонга является остров Ява, где и поныне встречаются гонговые оркестры. Подробнее читаем здесь.
Кастаньеты — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Он представляет собой 2 полые деревянные чашечки наподобие скорлупок, соединенных шнурком и насаженных на рукоятку. При встряхивании чашечки ударяются друг о друга, издавая сухой, щелкающий звук. Кастаньеты такого устройства называются оркестровыми. Подробнее читаем здесь.
Колокола — ударный инструмент с определенной высотой звука, применяющийся для имитации колокольного звона. Представляет собой набор металлических трубок или пластин, свободно подвешенных на перекладине. Подробнее читаем здесь.
Колокольчики — ударный инструмент с определенной высотой звука, представляющий собой ряд свободно укрепленных металлических пластин. Звук извлекается либо ударом палочек (простые колокольчики), либо с помощью клавишного механизма, подобного миниатюрному пианино (клавишные колокольчики). Подробнее читаем здесь.
Ксилофон — ударный инструмент с определенной высотой звука. Он представляет собой набор деревянных брусков различной величины (по-гречески xylon — дерево, древесина и phone — звук). Бруски располагаются в форме трапеции на соломенных валиках или специальных мягких подстилках с резиновыми прокладками. Подробнее читаем здесь.
Литавры — группа ударных инструментов с определенной высотой звука. Каждая литавра представляет собой установленное на специальную подставку медное полушарие с натянутой поверх него кожей. Звук извлекается ударом небольшой колотушки с шарообразным войлочным наконечником. Подробнее читаем здесь.
Тарелки — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Состоит из 2-х металлических дисков, к центру которых прикреплены небольшие кожаные ремешки для продевания пальцев рук. Подробнее читаем здесь.
Треугольник — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Представляет собой прут из серебряной стали, изогнутый в виде равностороннего треугольника. Подробнее читаем здесь.
Челеста — ударно-клавишный инструмент, внешне напоминающий маленькое пианино. Изобретен в Париже в конце XIX века. Инструмент снабжен механикой фортепианного типа: при нажатии клавишей молоточки, покрытые фильцем, ударяют по металлическим пластинкам. Подробнее читаем здесь.
О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.
Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.
ударные музыкальные инструменты
Смотреть что такое «ударные музыкальные инструменты» в других словарях:
Ударные музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
УДАРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) … Большой Энциклопедический словарь
Ударные музыкальные инструменты — см. Музыкальные инструменты … Большая советская энциклопедия
Ударные музыкальные инструменты — те, из которых извлекают звук ударом. К ним относятся и клавишные инструменты, но преимущественно принято называть ударными применяемые в оркестре. Они делятся на инструменты с натянутыми кожами, металлические и деревянные. Некоторые из них имеют … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ударные музыкальные инструменты — ▲ музыкальный инструмент ↑ ударять мембранные: барабан. тамбурин. тамтам. литавра инстр. котлообразной формы с одной мембраной. бубен. флексатон. карийон. самозвучащие: кастаньеты. ксилофон. вибрафон. металлофон. челеста. тарелки. древн: тимпан.… … Идеографический словарь русского языка
Струнные ударные музыкальные инструменты — музыкальные инструменты, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение производится ударами по струне тангетом, молоточком или палочками. К С. у. м. и. относятся фортепьяно, цимбалы и др. См. Струнные музыкальные… … Большая советская энциклопедия
Музыкальные инструменты — Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике… … Большой Энциклопедический словарь
музыкальные инструменты — инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике… … Энциклопедический словарь
Музыкальные инструменты — инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими… … Большая советская энциклопедия