Ударила ребенка чувствую вину что делать
«Я ударила ребенка и сожалею об этом»: 9 важных шагов, как исправить ошибку
Порка ремнём и другие методы насильственного «воспитания» губительны для ребёнка. Об этом знают все, но по-прежнему есть семьи, в которых подобное практикуется. Если вы «сорвались», подняли руку на чадо и понимаете, что совершили ошибку, то пора провести работу над собой. Как? Рассказываем по пунктам.
Не повторяйте ошибку
Случившегося не отменить, но вы можете принять это как опыт. В следующий раз, когда нервы будут на гране, скажите себе «стоп». Подышите (глубоко и размеренно), выпейте воды. Это простые методы, но они позволяют справиться с приступами гнева.
Не отрицайте случившегося
Проще всё отрицать и надеяться, что «забудется», но так не бывает. Ребёнок всё помнит. Вы тоже. Всё-таки родитель – это взрослый человек, который должен нести ответственность за свои поступки. Признав факт насилия, вы поступите правильно.
Обсудите проблему
Извинитесь
Не пытайтесь отделаться «парой слов». Проговорите полный текст, продумайте его заранее. Будьте серьёзны, будто перед вами взрослый. Дети всё отлично понимают, и если вы будете честны, они быстро простят поступок.
Не придумывайте оправдания
Сваливать на ребёнка весь груз своих проблем ни к чему. Ему не важно, что послужило причиной: стресс на работе, шаткие нервы или другой фактор. Инцидент произошёл между ним и вами, и его интересует только сам конфликт.
Не надейтесь, что ребёнок забудет
Дети помнят много лучше, чем взрослые. Это у вас голова забита тысячей проблем, а у него – нет. Особенно врезаются в сознание негативные моменты, и они становятся причиной психологических травм в будущем.
Покажите ребёнку, что вы его любите
Когда разговор будет окончен, обнимите чадо, скажите, что любите его. Ребёнку важно слышать и чувствовать это. Покажите, что «вспышка» прошла, и вам можно доверять.
Не взращивайте в себе вину
Теперь самое сложное: примите поступок и смиритесь с ним. Ваша задача на будущее – исправиться и не допускать рукоприкладства. Бессонные ночи, желание «всё загладить» бесчисленными подарками и прочими «плюшками» приведут к худшим последствиям. Сделайте акцент на своём поведении и самоконтроле.
Найдите причину и устраните её
Прислушайтесь к себе. Причина насилия не всегда на виду: иногда она скрыта глубоко внутри. В этом случае нужно обратиться к специалисту, который поможет отыскать корень зла и «выкорчевать» его. Помните, чтобы ни происходило в жизни, ребёнок не виноват. Двигайтесь к душевному равновесию маленькими шажками и не стесняйтесь прибегать к помощи. Ощущение неловкости – ничто по сравнению с благополучием семьи.
Я ударил своего ребенка. Что делать?
Никогда больше этого не повторять
Скорее всего, вам будет настолько стыдно, что в дальнейшем вы сможете держать себя в руках даже в самой экстремальной ситуации. В любом случае — главное, чтобы ребенок понимал: случившееся — это ошибка, которая никогда не произойдет еще раз. Ошибка, за которую вы искренне раскаиваетесь.
Не делать вид, что ничего не было
Из-за шока вы можете посчитать, что такая реакция поможет поскорее все забыть. Однако игнорирование и замалчивание случившегося покажет ребенку, что проявление насилия может повториться и стать нормой, что это малозначительное явление, не достойное обсуждения. Соберите волю в кулак и приступайте к следующему этапу.
Поговорить об этом с ребенком
Извиниться
Неважно, насколько ребенок мал, проговорите извинение полностью, как в разговоре между взрослыми людьми. Это даст ему понять, что вы действительно раскаиваетесь и относитесь к просьбе о прощении со всей серьезностью. Детям самим очень трудно извиняться за свои проступки, поэтому, скорее всего, они вас быстро поймут и сообщат о своем прощении.
Не искать оправданий
В разговоре с ребенком откажитесь от долгого перечисления всех тягот вашей взрослой жизни и цепочки событий от вашего трудного детства к жестокости и несправедливости этого мира. Ребенку абсолютно неважно, особенно в первое время после случившегося, что именно стало причиной проявления агрессии. Его волнует результат и вопрос, может ли это повториться.
Не надеяться на забывчивость ребенка
Дети с раннего возраста отлично помнят все хорошее, что вы для них сделали, однако еще лучше им запоминаются плохие поступки и конфликты. Поэтому если вы не хотите быть прямой причиной неблагополучия в будущей жизни своего ребенка, не считайте, что «он даже не вспомнит». Подумайте, как хорошо вы помните ваши ссоры с родителями, и какие испытываете эмоции при этих воспоминаниях.
Проявить доброту
После беседы спросите, можно ли ребенка обнять и приласкать. Продемонстрируйте ребенку, что вы уже не монстр, вы превратились обратно в себя, и жизнь продолжается.
Не заниматься самоедством
Если вы будете биться головой о стену, ничего, кроме сходства с эльфом Добби, это вам не принесет. Случившееся осталось в прошлом, законы времени еще никто не отменял. Ребенок будет судить о возможности или невозможности повторения насилия только по вашим поступкам, а не по тому, сколько бессонных ночей вы провели в мысленном самобичевании.
Проанализировать причины
«Я не выдержала и несколько раз ударила ребенка». Но это же не вы виноваты, правда?
Я тоже сказала слова поддержки, потому что отлично знаю, что такое срыв: в этом состоянии человек почти не контролирует себя и действует зачастую нелогично. Даже если отложить в сторону нравственный аспект и не начинать рассуждения на тему того, что бить ребенка плохо (а я считаю, что бить ребенка не просто плохо, а хуже некуда и это уже самое дно), так вот, бить плачущего ребенка, чтобы он наконец заткнулся, совсем уж глупо: он начнет кричать еще сильнее и поэтому ни о каком «сознании» в этот момент говорить не приходится. Поверьте, сорвавшиеся мамы устраивают это безобразие в бессознательном состоянии.
Постоянная изнуряющая усталость – страшная вещь, и если в доме нет понимания проблемы и поддержки матери, то срывов не миновать, а уж какие они будут — во многом зависит от самой матери. кто-то уйдет в другую комнату, проорется и изобьет подушку, кто-то ударит ребенка, а кто-то поступит еще хуже, лишь бы этот кошмар прекратился.
Но это было не самое худшее. Когда все высказались о том, что «бывает», «все срываются» и «мы не железные», девушка призналась, что делает это не в первый раз и «это уже вошло в привычку».
Я сейчас сделаю то, что сделала в тот момент, когда это прочитала. Возьму свои эмоции и засуну куда поглубже, потому что эмоции нам тут не нужны. Тут нужно подумать очень спокойными и холодными мозгами.
Не стала ли повсеместная борьба с чувством вины поводом для того, что многие начали терять совесть? Ведь совесть, это некий механизм, который и сообщает нам, что такое хорошо, а что такое плохо, и если этому датчику начать твердить, что некое «плохо» в определенных условиях становится допустимым, то постепенно оценка действия изменится, и наша совесть начнет воспринимать это безусловно «плохое», как нечто «нормальное». Она перестанет врубать на всю катушку чувство вины, чувство стыда и прочие ограничители. А если нет границ, то все можно?
Но вернемся к несчастным матерям. И тут я сделаю несколько предупреждений.
Но все таки возьму на себя смелость и дерзость напомнить, что в этой паре мамы и ребенка — их двое. И когда мама перестает винить себя, она (все еще находясь в не самом адекватном состоянии из-за усталости, гормонов и недосыпа), часто начинает расценивать эту повсеместную поддержку с отменой чувства вины, как разрешение делать все. Включая побои.
Теперь, после оглашения обвинительной речи, целью которой было только желание осветить проблему с другой стороны, я хочу дать несколько важных и полезных советов.
Дорогие папы, бабушки-дедушки, братья-сестры и друзья молодых мам. Если вы замечаете, что ваша «молодая мать» стала часто рыдать – это может быть еще не страшно, но всегда лучше поговорить и мягко обсудить проблему. Можно ли чем-то помочь? Скорее всего, она будет жаловаться на страшную усталость, повторяющуюся изо дня в день рутину, чувство несостоятельности, неумение быть хорошей матерью, испортившуюся внешность и прочая прочая. Это естественно.
Чего не надо говорить точно
Фразы типа: «А я (твоя мама, твоя сестра, жена Вадика) отлично справлялась, хотя у них и квартира меньше и посудомоечной машины не было». «Ну что ж поделать – такова женская доля». «От этого еще никто не умирал». «Прекращай жалеть себя, подумай о ребенке». «Будешь ныть – муж от тебя уйдет» и прочую подобную ересь.
Что нужно говорить
«Не смотря на усталость ты прекрасно выглядишь!», «Материнство это сложно, но ты отлично справляешься и быстро учишься». «Мой (твоей мамы, твоей сестры, жены Вадика) малыш тоже падал с пеленального столика, и ничего страшного не случилось!» «Чем можно тебе помочь?» «Давай поищем няню?», «Давай я вымою окна?», «Давай закажем пиццу», «Выпей вина и ложись спать, а я пока погуляю с коляской» и прочие подбадривающие слова и действия, разгружающие молодую мать.
Решать проблему нужно срочно. Очевидно, что никакие разговоры тут уже не помогут – маму надо реально отвлекать и разгружать. Нужно давать ей спать, есть и гулять, иначе вы столкнетесь с тем самым неразрешимым конфликтом, когда винить маму нельзя (правда нельзя! в таком состоянии начинать гнобить – это подливать масла в огонь и провоцировать трагедию). Но и продолжать ее нахваливать в таком состоянии — это играть против ребенка. «Я ударила младенца!» – «Молодец, только не вини себя» (просто послушайте, как это звучит).
А сами почитайте хотя бы «Тайную опору» Людмилы Петрановской: у этой книги есть волшебная способность ставить воспаленный материнский мозг на место и помогать не видеть в своем младенце исчадие ада (даже если он оно и есть!). Вспомните о том, что ваш малыш абсолютно беззащитен и он кричит не для того, чтобы вывести вас из себя (поразительно, но именно так и кажется во время нервного срыва).
Прекратите. Не делайте так больше. Но не молчите. Стучите во все двери, звоните во все колокола, кричите и требуйте помощи. Если у вас в доме нездоровая ситуация — обратитесь в группы поддержки, к родственникам и друзьям, но не срывайтесь на ребенке. Вы не виноваты в своей усталости, в том, что не можете спать, даже когда есть такая возможность, в том, что дом может быть похож на помойку, а вы на чудовище. Не виноваты в том, что все валится из рук, включая кофе и самого ребенка. Но в том, что вы его бьете, при всем количестве виноватых, кто недосмотрел, не поддержал, недолюбил и не позаботился о вас, вы виноваты тоже. Не надо так.
«Он по-другому не понимает». Что происходит с психикой, когда ребенка бьют
— С одной стороны, в обществе снижается терпимость к насилию над детьми, все чаще говорят о том, что их бить нельзя. С другой — мы нередко слышим о вопиющих случаях, когда родители избивают за малейшую провинность. Как эти случаи связаны с терпимостью к насилию и с чем еще они могут быть связаны?
Помимо заблуждений для некоторых это еще и способ эмоциональной регуляции. Человек испытывает напряжение, ему плохо, он злится, тревожится, и ребенок для него — удобный объект, на который можно безнаказанно слить негатив. Побил, поругал, снял стресс — и стало легче. К сожалению.
— Что происходит с психикой ребенка, когда его болезненно наказывают?
— Все зависит от того, насколько наказание было предсказуемо. Например, в семье установлены правила: сделаешь то-то и получишь то-то. Это лучше.
Но зачастую наказывают спонтанно. Ребенок, в отличие от взрослых, не может вербализовать свой страх, у него возникает ощущение постоянной угрозы, потому что он доверял родителям или тем, кто заботится о нем, а эти люди причинили ему боль.
Либо второй момент — чувство вины. Родители прикрывают наказание тем, что ребенок сам виноват. Дети никогда не будут думать, что они живут с плохим человеком. Раз с ними так обращаются — значит, они это заслужили, так работает их логика.
Дети, которые пострадали от насилия, всю жизнь порой проводят с глубинным ощущением, что они плохие.
Для полноты картины добавьте сюда чувство стыда, если ребенка раздели.
А кроме того, дети становятся агрессивными. Они смотрят на взрослых: «Ага, если родителям что-то не нравится — они бьют. Ну хорошо, значит, мне тоже можно». И они, скажем, устраивают в школе драку, если вдруг что-то не так. Агрессивному поведению учатся. Но в любом случае у такого ребенка будет хронический стресс.
— Чем объяснить эти процессы?
Еще их лимбическая система — структура, отвечающая за эмоции, — постоянно находится в состоянии повышенной активности. Человек не может ощутить себя в безопасности.
У детей, с которыми жестоко обращались, как правило, выше риск психических расстройств, от депрессии до различных психозов. Меняется физиология в целом, эмоциональные процессы влияют на физиологические: вырабатываются гормоны стресса, катехоламины, сразу учащается сердечный ритм, меняется уровень глюкозы в крови и так далее. Люди становятся более уязвимы, потому что изменяется работа иммунной системы, на этом фоне появляется риск эндокринных и сердечно-сосудистых заболеваний.
Шлепки — это тоже насилие
— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела?
— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы?
— «Я» у ребенка формируется в 3 года. Но это история не про то, понимает ребенок, что с ним делают, или нет, здесь важен эмоциональный окрас. Когда бьют — это неприятно. «Ой, да он ничего не понимает и все забудет», — говорит родитель. Нет, все помнится, в том и дело. У ребенка нет вербальной памяти, и он не может выстроить причинно-следственную связь, но на бессознательном уровне страх все равно никуда не исчезнет. Ребенок может не помнить каких-то вещей, но у него будет фоновый уровень тревожности.
— В вашей практике были такие случаи?
— Ко мне на консультацию пришел мужчина, которого преследуют панические атаки. Кстати, есть убеждение, что мальчиков надо воспитывать строже, на самом деле это все тоже мифы.
Человек застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Потом он вспомнил, что его в 5 лет насильно заперли в шкафу: он мешался под ногами, родители закрыли его, чтобы не отвлекал, похихикали и ушли гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока его не вытащила бабушка. Причем это был разовый эпизод, и никто с ним жестоко не обращался.
К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Любой опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но, сталкиваясь с каким-то объектом или ситуацией, он невольно может выдать вот такую реакцию по типу условных рефлексов.
— То же ли самое бывает, когда это «просто шлепнул разок»? Чем опасны «просто шлепки»?
Взрослого ударим — что он почувствует? Унижение. То же самое и с ребенком.
Битые дети еще часто становятся объектом буллинга в школе или организуют его вокруг других. Родителям, которые хотят воспитать ребенка личностью, невыгодно это делать — исправить последствия гораздо труднее.
Если ударили один раз, вопрос к родителю: почему вы другие способы воспитания не хотите использовать? Если человек оправдывается («Я ничего, я всего один раз…»), это повторится снова, потому что у него нет более конструктивных альтернатив.
— Есть в телесном наказании справедливость, как думают родители? Можно ли сопоставить самые серьезные детские провинности с идеей ударить ребенка, например, ремнем?
— Нет, конечно. Родители, которые практикуют такие способы, чувствуют себя беспомощными: они в отчаянии не знают, куда бежать и как реагировать. Наказание краткосрочно, у него нет далеко идущих последствий.
Если мы хотим отучить ребенка что-либо делать, то нам надо позаботиться о том, чтобы ему в будущем было невыгодно вести себя так, как он ведет себя сейчас. Мы его шлепнули, он в моменте испытал страх, обозлился, ему показалось, что его несправедливо обидели, в результате он почувствовал себя униженным — ничего хорошего.
В следующий раз ребенок забудет и снова сделает то, за что его отругают. Он же, когда его шлепают, не понимает, почему так поступать нельзя. Наоборот, это еще больше спровоцирует желание сделать что-то назло. Ему автоматически разрешается не думать, не анализировать — за него подумают и следом накажут. А мы мечтаем, чтобы он вырос ответственным и думал своей головой. Учить нужно не ремнем, голова не от этого начинает работать.
— Мысли не возникают сами по себе, мышление и речь формируются параллельно. Если мы начинаем не бить, а объяснять, то у ребенка в этот момент включается не амигдола, как у животного, а другие центры, и ему уже надо анализировать то, что вы ему говорите. И вот благодаря этой стимуляции отделы мозга и развиваются.
А когда мы бьем по попе, мы стимулируем только лимбическую систему (эмоциональный мозг): ребенок будет бояться — и все. Если хотим развивать ребенка, нужно использовать вербальный инструмент, показывая причинно-следственные связи. Но это же занимает время, ударить ремнем быстрее.
Родителям стыдно признаться, что они бьют детей
— У родителей наверняка найдется аргумент: «Но если этот балбес по-другому не понимает, я ему миллион раз говорила…»
— Чтобы ребенка научить, важно опираться на его сознание. У родителей часто бывают завышенные ожидания от детей: «Почему он не понимает?» Да потому что у него мозг еще не развит. Мозг заканчивает свое созревание к 20–25 годам. Последней дозревает префронтальная кора, она отвечает за волевые процессы, за принятие решений, за ответственность и так далее. А вот сидит 5-летний ребенок, и от него требуют такого же поведения, как от взрослого.
Когда ко мне приходят родители, они не говорят с порога: «Вы знаете, я бью ребенка ремнем, давайте что-то с этим делать». Все боятся осуждения. Говорить со взрослыми на эти темы — вообще большая проблема.
Если ребенок рассказал психологу, что его били, это вызывает у родителей столько стыда!
Редко когда родители признаются, чаще от них слышишь оправдания: «Вот, я один раз шлепнул, но это в сердцах, я была уставшая». То есть отводят взгляд, говорят общими фразами и стараются этой темы вообще избежать.
Они стыдятся и молчат, как партизаны или переносят ответственность на ребенка. «Нет, этого не было! Один раз шлепнул и все, чтобы успокоился, а так я его не бью. Вы что?! — примерно так выглядит консультация. — Он неблагодарный, не ценит, что я для него делаю. Говорю ему заниматься, он не занимается, говорю убрать за собой посуду, он не убирает…» И поэтому я часто прошу ребенка выйти из кабинета во время таких разговоров, не надо усугублять его чувство вины.
— И что решит проблему вместо ремня, если ребенок неуправляем?
— Принципы бихевиоризма. Например, метод положительного подкрепления. Ребенок выполняет задание и за это получает «награду». Но часто родители обещают неправильно: «Будешь хорошо учиться полгода, мы тебе купим iPad». А потом они сокрушаются, что даже iPad не помогает.
Почему? Это очень долгий срок. Вот он сделал уроки — и ему тут же надо что-то дать, чтобы в голове сформировалась связка: «Делать уроки вовремя — хорошо». Если он не делает уроки, то мы заранее договариваемся о правилах: «Ты делаешь уроки, ты получаешь вот этот бонус. Ты не делаешь уроки, останешься без него». Мы закладываем второй вариант, но, если дети не делают уроки, у них должны быть негативные последствия.
— Чем это отличается от насилия? Мы же все равно наказываем…
— Нет, мы заранее объясняем, что у ребенка есть выбор. Он не обязан с нами соглашаться, он может считать по-другому, нравится нам это или нет. И важно сразу на входе эти негативные последствия проговорить.
Например, если ты не сделаешь уроки, тогда вечером не получишь телефон. Важный момент — мы не угрожаем отобрать телефон, а говорим: «Смотри, надо делать уроки, у тебя есть такие варианты. Ты их сделаешь, я проверю, и ты сможешь поиграть. Второй вариант такой: ты можешь не делать, я не буду звонить и ругаться, но телефона вечером не будет. Делай выбор, мы уважаем любое твое решение».
— Допустим, он не сделал и бегает по дому с криками: «Верните мой телефон!» Что дальше?
— В этот момент родителям ничего не надо делать. Таким образом мы учим ребенка думать о долгосрочных последствиях. И плюс, у него не будет этого необоснованного чувства страха, что он сейчас должен спрятаться в углу комнаты и ждать, когда его накажут.
Но как еще часто бывает? Ребенку обещали конфету, игрушку, а потом: «А-а-а-а, я забыла совсем…» А он целый день старался. Ваши труды пойдут насмарку, потому что он не будет вам доверять. Это не дети плохие — это родители непоследовательные.
Еще важно, чтобы в семье все были за одно. Ведь частая история, когда мама запретила, папа запретил, а бабушка пришла и всю систему сломала: «Зачем вы отобрали телефон, пусть ребенок чуток поиграет!»
— Иногда родители говорят: «Вечером придет отец, он-то тебе всыпет». Что вызывает в психике человека отложенное наказание?
— Это вообще не работает. О последствиях нужно предупреждать и они должны быть сразу, как и положительное подкрепление. Обратите внимание: не наказание, а последствие, которое невыгодно человеку. А если мы его отложили, мы потеряли время на формирование связки.
Можно даже это наказание опустить, лучше поговорить с супругом, позвать ребенка, который хулиганит, и с ним обсудить новые правила игры. Если дети младшего школьного возраста, с ними лучше сменить серьезный тон и общаться при помощи игры. Когда все напряжены, ребенок начинает нервничать и закрываться. Если мы хотим, чтобы он выполнял какие-то пожелания, нужно, чтобы бы он доверял нам.
— Когда ребенка выгоняют на мороз или в подъезд в качестве наказания, что происходит в этот момент у него внутри?
— Он думает: «Я не нужен». Возникает желание исчезнуть, ощущение брошенности, беспомощности, одиночества. Взрослого выгнать на мороз, он веселиться будет? Так же и ребенок. Ты доверяешь близкому человеку, которого ты любишь, а он тебя выгоняет.
— Люди говорят: «Бить, конечно, нельзя, но все же это дело семьи». Почему мы боимся вмешиваться?
— К сожалению, бытует такое мнение: «Моя хата с краю, ничего не знаю. Взрослые люди, сами должны разбираться». Или это воспринимается как стукачество. Только в крайнем случает соседи позвонят в службу опеки, а в большинстве случаев сделают вид, что ничего не заметили. И четких законов на этот счет, к сожалению, нет.
— Вы думаете, они возможны? Какому родителю это понравится?
— Думаю, они появятся. Я сужу по своей практике: за последние лет десять многое изменилось. Если раньше вообще эта тема была табуирована, то сейчас люди начали хотя бы говорить, выросло количество обращений детей и подростков — это статистика. Табуированность снимается, люди поняли, что можно и нужно идти за помощью.
Я срываюсь на ребенка: у него будет психотравма?
Мамы – не железные, и иногда у них тоже сдают нервы. Как быть, если в порыве гнева вы накричали или даже ударили ребенка?
Многие мамы, особенно те, которые являются ярыми противницами физических наказаний, очень переживают, если по какой-то причине выплеснули негативные эмоции на ребенка. Они боятся, что теперь у него непременно останется психологическая травма. Так ли это? Рассказывает системный семейный психолог и мама двоих детей Марина Ризванова.
«Ребенок сам виноват, он довел»
Я бы поделила всех мам в этом аспекте на три группы. Первая группа – те, кто регулярно прибегает к физическим наказаниям и считает их нормой. Обычно они руководствуются установками «Без ремня нормальным не вырастет», «Меня пороли и ничего – человеком стала», «Надо держать сына в ежовых рукавицах». Зачастую это родители, которых «воспитывали кнутом», и теперь они повторяют свой опыт, считая физические наказания единственной действенной мерой.
Вторая категория родителей – это те, кто имеет противоположную установку: «Меня в детстве били, мне было больно и обидно, поэтому сам я так никогда поступать не буду». Или это мамы-сторонницы гуманистического подхода к воспитанию детей, они знают о негативных последствиях крика и физических наказаний. Такие родители, если сорвутся, то испытывают огромное чувство вины, сами могут расплакаться, извиниться перед ребенком, искренне сожалеют о крике и обещают «никогда так больше не делать».
Третья категория мам – это те, кто в принципе не одобряет физических наказаний, однако в порыве гнева или из-за сильного страха (ребенок неожиданно выбежал на дорогу и чудом не попал под машину) могут прикрикнуть, шлепнуть, наказать. Для них это не норма, как для первой категории, но они оправдывают себя тем, что «ребенок сам виноват, он довел», «сил больше терпеть не было» и так далее.
«Мамы сами знают, ранимый у них ребенок или нет»
Физические наказания, безусловно, нельзя считать нормой. Однако они оказывают разное по силе воздействие на разных детей. Степень травматичности во многом зависит от темперамента ребенка. Например, дети-холерики и меланхолики на мамин срыв могут отреагировать сильнее, запомнить его надолго, затаить обиду. Сангвиники и флегматики менее ранимые, быстрее переключаются, забывают негативный опыт. Обычно мамы сами знают, ранимый у них ребенок или нет.
Также травматичность того или иного события сильно зависит от контекста. Я знаю детей из неблагополучных семей, которых родители воспитывают исключительно ремнем и криком. Так вот, им хоть бы что. А бывает ребенок «залюбленный» и сверхопекаемый после первого маминого срыва попадает на прием к психологу, потому что начал, к примеру, заикаться или у него появился ночной энурез.
Это, конечно, не значит, что ребенка надо периодически пороть в профилактических целях, «чтобы привыкал». В идеале насильственных мер в воспитании нужно избегать. А чтобы это получалось, следует для начала разобраться, откуда вообще берется агрессия по отношению к такому любимому и долгожданному малышу.
«Дети выступают в роли «громоотвода»
Две самые распространенные причины – это ярость (злость) и страх. Злятся мамы обычно, когда ребенок не слушается, снова и снова делает то, что ему запретили. А страх или, скорее, испуг возникает при угрозе для его жизни (ребенок выбежал на дорогу, потерялся в торговом центре, открыл дверь незнакомцу). У мамы возникает сильная эмоциональная реакция, она кричит или грубо обращается с ребенком, ведь «могла случиться беда».
Такие бурные эмоциональные реакции у родителей зачастую возникают на фоне серьезного психического истощения. Счастливый, уравновешенный родитель в состоянии себя контролировать и все-таки обойтись без крика. Но, допустим, мама работает, ухаживает за домом и за ребенком, у нее катастрофически не хватает времени на себя и на отдых. А в соцсетях она видит совершенно другие сценарии – счастливые мамы на дорогих курортах с идеальными фигурами, детками-ангелочками и мужем-миллиардером. Недовольство своей жизнью накапливается и выливается на ребенка в момент пиковых переживаний.
Еще одна распространенная причина срывов – это высокое напряжение в семье. В такой ситуации дети выступают в роли «громоотвода». Часто на прием приходят пары, у которых очень напряженные отношения, но жалуются они не друг на друга, а на. ребенка. Он и «ходит на голове», и «никого не слушается», и «от учителей в школе каждый день замечания». На самом деле ребенок бессознательно провоцирует родителей, чтобы они разряжали все накопленное напряжение на нем. Таким образом он, по сути, спасает семью от развода.
«Жить постоянно «на минусе» можно, но — зачем?»
Если причина срывов кроется в психологическом истощении, то первым делом необходимо ответить себе на вопрос «Что меня больше всего опустошает, а что – придает сил?» Женщина обычно «наполняется» энергией, когда занимается тем, что для нее важно и интересно. Помогают даже сущие мелочи.
Я рекомендую составить список из 100 приятных вещей и делать хотя бы одну из них каждый день. Например, «сегодня я съем любимый десерт», «а завтра наконец схожу на массаж лица, о котором давно мечтала», «на выходных съезжу в гости к подруге», «а в понедельник выходит новый номер моего любимого журнала». Это только на первый взгляд кажется, что 100 приятностей не придумать. Когда начнете, окажется, что их на самом деле гораздо больше.
«Подарите себе хотя бы 30 минут в день»
К слову, мужчине важно понимать, насколько ему выгодно позволять женщине психологически восстанавливаться. Поверьте, если счастлива женщина, то счастливы все вокруг, и – наоборот.
30 минут в день, посвященных только себе, – это психологическая техника безопасности для мамы и отличная профилактика срывов.
Кто-то «восстанавливается» через кинестетику – прикосновения, массаж, горячие ванны, ароматерапию и спорт. Кому-то по душе аудиальные способы – музыка, общение, разговоры по телефону. Мамам-визуалам важно созерцать красоту – ходить на выставки, гулять в парках, дома всегда видеть цветы, постоянно получать новые зрительные впечатления.
По сути все, что вам нужно, чтобы войти в состояние гармонии, – это «отрезать» от себя то, что вас истощает и «подключиться» к источникам энергии и жизненной силы. Жить постоянно «на минусе» можно, но – зачем?
«Вместо того чтобы кричать, задувайте свечки»
Когда вы чувствуете себя на грани срыва, важно уметь вовремя остановиться. Например, если вы находитесь дома и рядом нет ничего опасного для ребенка, можно на пару минут выйти из комнаты, а когда успокоитесь, вернуться и спокойно объяснить, что вас так разозлило.
На йоге мы с дочкой научились интересному и очень действенному методу – «задувание свечек». Когда я чувствую, что обстановка накаляется, я сразу включаю игровой элемент и говорю: «Так, у меня 5 тортов и 20 свечек. Сколько у тебя?» Дочка вовлекается в игру отвечает: «У меня три торта и 17 свечек». Тогда мы начинаем «задувать» эти воображаемые свечки и с каждым новым циклом вдоха и выдоха все больше успокаиваемся. Механизм этого упражнения прост – происходит быстрое переключение внимания, а подсчитывание цифр помогает перенести активность с эмоциональной зоны мозга на рациональную.
«Мой светофор уже желтый и скоро станет оранжевым»
Есть еще один отличный метод, связанный с воображением, это – «светофор». Договоритесь с ребенком, что перед тем как начать злиться и кричать, вы скажете следующую фразу: «Мой светофор уже желтый и скоро станет оранжевым». Дети постарше прекрасно понимают метафоры и могут оценить последствия «красного светофора».
Юлия Гиппенрейтер и многие другие психологи рекомендуют использовать так называемые «Я-высказывания», то есть озвучивать эмоции, которые вы переживаете. Например, когда я ухожу на работу, дочка иногда начинает плакать и усиленно требовать внимания. Тогда я говорю: «Я вижу, что ты расстроена. Тебе хотелось побыть со мной дольше. Но маме пора на работу. Когда я вернусь, мы обязательно почитаем твою любимую книжку».
Как по взмаху волшебной палочки ребенок за считанные минуты успокаивается и приходит в себя. Впрочем, не только детям, любому человеку проще контролировать эмоции, когда он видит, что его понимают, слушают и сообщают, когда будут исполнены его желания.
«Из-за однократного срыва у ребенка не останется травма на всю жизнь»
Если вы сорвались на ребенке впервые, то для начала успокойтесь сами, а затем приведите в чувство его. Обнимите, объясните, что вывело вас из себя. Договоритесь, как вы будете поступать в подобных ситуациях в будущем.
У детей довольно адаптивная психика, поэтому не стоит бояться, что из-за однократного срыва у ребенка останется травма на всю жизнь. Гораздо важнее проанализировать причины, приведшие к эмоциональному взрыву и поработать над тем, чтобы это не повторялось в будущем.
Расскажите, удается ли вам воспитывать детей без крика и физических наказаний. Как вы сохраняете спокойствие в напряженных ситуациях?