Ударение в слове что это
Значение слова «ударение»
1. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона, а также значок над буквой, указывающий на такое выделение. Во многих словах Фитингоф делал неправильные ударения. Паустовский, Тост. || Выделение слова в предложении силой голоса с целью подчеркнуть его логическую значимость. — Ты знаешь, — начал опять, с ударением на слове «ты» и с улыбкою, Рудин. Тургенев, Рудин. — Разве вы бьете своих детей, моя милая? — спросила бабушка, значительно поднимая брови и делая особенное ударение на слове бьете. Л. Толстой, Детство.
2. перен. Выделение в тексте речи, произведении и т. п. самого важного, существенного или сосредоточение внимания на нем; акцент. Профсоюзники в отчетах с особым ударением говорили о росте массового движения изобретателей и приводили цифры реализованных предложений. Гладков, Энергия.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
слога в составе фонетического слова — словесное ударение,
слова в составе синтагмы — синтагменное ударение,
синтагмы в составе фразы — фразовое ударение,
какого-либо слова для подчёркивания его особого значения — логическое ударение.
высота звука — тоническое или музыкальное ударение;
сила звука — силовое (или экспираторное) ударение;
длительность звучания — количественное ударение;
отсутствие редукции — качественное ударение.
УДАРЕ’НИЕ, я, ср. 1. Выделение (слога в слове, слова в предложении) силой голоса или повышением тона. У. падает на что-н. (на такой-то звук, слог и т. д.). Слог, звук под ударением, без ударения. Экспираторное у. Музыкальное у. Логическое, или фразовое у. 2. Значок над буквой, указывающий на такое выделение. Поставить у. 3. перен., на чем, на что. Особое внимание к чему-н. с целью подчеркнуть, выделить (нов.). Докладчик сделал у. на этой подробности.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ударе́ние
1. лингв. филол. выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках), изменением высоты голосового тона (музыкальное ударение в литовском, сербском, китайском, японском и других языках) или продлением звука (количественное ударение), акцент
2. диакритический знак в виде прямого или обратного штриха, обозначающий такое выделение на письме ◆ В словаре были проставлены ударения.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обременительность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое ударение в русском языке?
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.
Понятие о слоге
Каждое слово произносится на выдохе, причём говорящий расходует воздух постепенно, выпуская его небольшими порциями изо рта. Убедимся в этом, если произнесем слова:
При произношении слова́ делятся на короткие звуковые отрезки — слоги. Центром слога является гласный звук как наиболее звучный. К нему присоединяются один или несколько согласных. Так образуется слог.
Слова могут состоять из одного, двух и трёх слогов. Если в слове один гласный, то он организует с согласными звуками односложное слово:
Два гласных звука составляют двусложные слова:
Три гласных звука образуют трехсложные слова:
Понятие об ударении
При произношении слова гласный звук одного из слогов звучит более напряжённо, с бо́льшей силой голоса и долготой по сравнению с другими гласными.
Послушаем, как звучат слова:
В слове «домик» гласный «о» первого слога явно выделяется интонацией голоса. Он произносится немного сильнее, громче и звучит более протяжно, чем второй гласный «и». Говорящий как бы ударяет его невидимым молоточком, как по струне музыкального инструмента. Это ударный гласный в этом слове.
В слове «кузнечик» голосом выделяется гласный второго слога, который также является ударным. Он звучит отчётливее и длиннее, чем другие гласные в этом слове.
Именно один гласный звук в каждом слове мы произносим громче и длительнее, выделяя его интонационно среди других гласных.
Ударение обозначается специальным значком в виде наклонной черточки, которая ставится над гласной буквой ударного слога. В русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог слова как первый, так и второй, третий и т.д.:
Под ударением гласные звуки звучат отчётливо и не доставят затруднений в написании. Гласный звук ударного слога является ударным гласным. Остальные гласные звуки слова называются безударными.
Не во всех словах русского языка следует ставить ударение. Учтем, что буква «ё» всегда обозначает ударный гласный в любом слове, поэтому нет никакой необходимости обозначать её специальным значком:
В односложных словах один гласный всегда звучит ясно и чётко:
Итак, ударение не ставится
Функции ударения
Ударение является важным фонетическим признаком слова. Если неправильно поставить ударение, слово потеряет свой смысл.
Никто не поймёт, что такое «ру́ка».
С помощью ударения можно различить похожие по написанию слова, имеющие разное значение:
Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
Русский язык в школе
Об ударении в русском языке. Часть 2
7. Ударение подвижное и неподвижное
Например, ударение в словах тов а рищ, больн о й, в и жу не используется в качестве грамматического средства, потому что оно неподвижное – оно остаётся на одном и том же месте во всех формах каждого из этих слов. Ср. тов а рищу, тов а рищем, тов а рищи, то в а рищей, тов а рищами и т. д.; больн о го, боль н о му, больн ы м, больн ы е, больн ы х, больн ы ми и т. д.; в и дишь, в и дит, в и дим, в и дят, в и дел, в и девший и т. д.
У глаголов 2-го спряжения с подвижным ударением в личных формах форма второго лица множественного числа настоящего-будущего времени отличается от соответствующей формы повелительного наклонения только ударением. Ср. пр о сите – прос и те, х о ди те – ход и те, к у пите – куп и те и т. д. У глаголов же с неподвижным ударением на окончании эти формы совпадают: формы сол и те, звон и те, сид и те, лет и те, вел и те, молч и те и др. представляют собой формы 2-го лица множественного числа как настоящего времени, так и повелительного наклонения.
Определённая категория глаголов в прошедшем времени, имеющая ударение на основе, образует форму женского рода с переносом ударения на окончание. Таковы глаголы был, лил, пил, вил, ткал, лгал, врал, брал, драл, ждал, рвал, звал и др. Ср.: брал, бр а ло, бр а ли, но брал а ; был, б ы ло, б ы ли, но был а ; лил, л и ло, л и ли, но лил а и т. д.
Естественно, что в языках с фиксированным местом ударения последнее не может служить средством различения грамматических форм.
8. Ударение и звуковое качество фонем слова
Система русского ударения, т. е. место его по отношению к морфологическому составу слова, весьма сложна и требует ещё тщательного изучения.
9. Безударные и слабоударяемые слова
Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объёма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. придёт быв а ло ко мн е и говор и т. Безударным часто бывает слово брат, употреблённое в качестве обращения, ср. ты, брат, не заговаривай мне зубы (произносится т ы брът ).
Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория – слов слабоударяемых или могущих быть слабоударяемыми. Обычное ударение имеют самостоятельные слова, безударными могут быть слова служебные. Слабоударяемыми же являются – если оставить в стороне те служебные слова, которые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложности, – слова, образующие как бы промежуточную группу между категориями самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, местоимения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в определённом употреблении.
10. Побочное ударение слова
Выше было указано, что каждое самостоятельное слово имеет одно ударение. Однако имеются слова (обычно многосложные, большие по объёму), которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения – наряду с основным, обычным словесным ударением, второе –побочное. Сюда относятся чаще всего сложные слова, образованные путём сложения двух основ. Ср., например, и долопокл о нник, ж е ртвопринош е ние, ч ё рносмор о диновое и т. д. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением – без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, поэтому ниже ограничимся лишь несколькими предварительными замечаниями.
При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым (ближе к началу слова), а основное вторым (ближе к концу слова). Чем более новым или необычным, чем более книжным по своему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений – наряду с основным побочного. Ср., например, кл я твопреступл е ние, гальв а нопл а стика, р а диопри ё мник. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Ср. возможное произношение: кор а блекруш е ние, подк о вообр а зный, т ё мно-зел ё ный. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается. Ср. подобостр а стный, самосто я тельный, еженед е льный, благод у шный, достов е рный и т. д. Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Ср., например, льнов о д (с одним ударением) и льн о тереб и лка (с возможным вторым, побочным ударением), землед е лец (с одним ударением) и з е млевлад е лец (с возможным вторым, побочным ударением), вр е мяпрепровожд е ние, с а харовар е ние, хл о пкоочист и тельный. Во многих случаях наличию побочного ударения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. карт о фелекоп а лка – слово относится к специальному словарю сельскохозяйственной техники, обе основы чётко выделяются, основное ударение отделено от места побочного ударения тремя слогами.
Наличие побочного ударения в некоторых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. произношение по е хала в Ст а лингр а д, жил а в Л е нингр а де, в о бщеж и тии.
11. Колебания в ударении
Литературный язык стремится избежать колебаний. При наличии их нередко один из вариантов санкционируется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях – приобретают разную стилистическую окраску (примеры см. выше), разное грамматическое значение (например, м а ло и мал о ) или разное лексическое значение (ср., например, широко распространённую, хотя и не признанную правильной, дифференциацию кв а ртал – во временном значении и кварт а л – в пространственном).
12. Ударение и преподавание русского языка
Особенно большое значение имеют вопросы ударения при преподавании русского языка нерусским. Разноместность русского ударения и его возможная подвижность при образовании грамматических форм, соединённая с отсутствием обозначения ударения в печати, делают его для учащихся-нерусских исключительно трудным, если учитель не ведёт систематической и планомерной работы по практическому освоению учащимися русского ударения.
При работе над ударением необходимо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. К сожалению, в грамматиках русского языка обычно ударению уделяется недостаточное внимание. Большую помощь в работе учителя здесь окажет «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, где даются систематические указания не только на ударение каждого слова в его исходной форме, но также и на передвижение ударения при образовании разных его форм. Однако нам нужны специальные работы по описанию системы русского ударения в его современном состоянии и истории, по ударению в языке лучших русских писателей и поэтов. В этом заинтересована как наука о русском языке, так и в ещё большей степени наша советская школа.
Текущий рейтинг:
УДАРЕНИЕ
Смотреть что такое «УДАРЕНИЕ» в других словарях:
УДАРЕНИЕ — УДАРЕНИЕ, ударения, ср. 1. Выделение (слога в слове, слова в предложении) силой голоса или повышением тона. Ударение падает на что нибудь (на такой то звук, слог и т.д.). Слог, звук под ударением, без ударения. Экспираторное ударение. Музыкальное … Толковый словарь Ушакова
УДАРЕНИЕ — (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках);… … Современная энциклопедия
Ударение — (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ударение — акцент, упор; тюканье, столкновение, осаливание, ухание, икт, стуканье, тонема, тыканье, уханье, тюкание, пыряние, шлепанье, выделение, хряпанье, хрястанье, хрясканье, значок, пинание, хлясканье, ошарашивание Словарь русских синонимов. ударение… … Словарь синонимов
ударение — Ударение, акцент (Accent, Emphasis) Надстрочный знак, указывающий на особенности произношения слова, в частности на ударный слог. В русском языке в качестве знака ударения используется акут [один из верхних акцентов – «oстрое» ударение] … Шрифтовая терминология
ударение — См. язык В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
Ударение — УДАРЕНИЕ. Усиление голоса или повышение тона на одном слоге сравнительно с другими слогами того же слова или целого словосочетания. См. Выдыхательное у … Словарь литературных терминов
УДАРЕНИЕ — УДАРЕНИЕ. 1. Выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств: в русском, английском, французском, польском и ряде других языков – силой выдоха; в литовском, китайском, японском и др. языках – изменением высоты … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
Русский язык в школе
Об ударении в русском языке. Часть 1
Рубен Иванович Аванесов (1902–1982) – выдающийся языковед, один из основателей Московской фонологической школы. Его фамилия хорошо известна и нефилологам: под редакцией Р. И. Аванесова вышел «Орфоэпический словарь русского языка», выдержавший несколько переизданий и ставший одним из самых авторитетных нормативных словарей русского языка.
Однако фонология была далеко не единственным научным интересом лингвиста. Невозможно переоценить его вклад в русскую диалектологию. Под руководством Р.И. Аванесова была осуществлена грандиозная работа по сбору сведений о русских говорах, ставших материалом для «Диалектологического атласа русского языка». В основу атласа легла теория лингвистической географии, разработанная языковедом. Да и сам термин диалектный язык ввел Р. И. Аванесов.
Ученый был также инициатором издания «Словаря древнерусского языка XI–XIV вв.». Им в 1960-е годы были подготовлены введение, инструкция, список источников и опубликованы пробные статьи. Долгие годы он возглавлял коллектив составителей этого словаря.
В 1996 году, спустя 14 лет после смерти Р. И. Аванесова, два первых выпуска «Диалектологического атласа русского языка», работе над которым он посвятил б о льшую часть своей жизни, были удостоены Государственной премии Российской Федерации в области науки.
1. Ударение слова, речевого такта, фразы
Как известно, с ритмико-интонационной точки зрения наша речь членится на отдельные, законченные по смыслу высказывания, каждому из которых соответствует особый отрезок речи. Каждый такой отрезок речи объединён в произношении особой интонацией, указывающей на его относительную смысловую самостоятельность, и отделён от других подобных отрезков паузой. Само высказывание в свою очередь может члениться на более мелкие отрезки — так называемые речевые такты (или синтагмы). Последние представляют собой непрерывные ряды звуков и отделяются друг от друга краткими паузами (более краткими, чем те, которыми отделяются друг от друга высказывания).
Речевой такт не соответствует слову, так как в устной речи нередко группы слов произносятся одним непрерывным потоком, слитно, не отделяясь друг от друга паузами. Поэтому с ритмико-интонационной точки зрения высказывание членится не на слова, а на речевые такты. Паузы, которыми отделяются речевые такты, всегда приходятся между словами: они не могут разорвать слово на части, распределив их между двумя речевыми тактами. Однако в пределах речевого такта может быть не одно, а несколько слов.
Так как существующие в современном русском языке звуковые закономерности действуют в пределах слова (точнее, в пределах так называемого фонетического слова, т. е. самостоятельного слова вместе с примыкающими к нему служебными словами и частицами), то можно считать, что речевые такты могут распадаться на слова. Слова, как известно, делятся на ещё более мелкие фонетические единицы – слоги, а последние – на звуки, являющиеся пределом фонетического членения речи.
Слоги, составляющие слово (точнее, фонетическое слово), бывают неодинаковы, если в слове больше одного слога. Один из них выделяется теми или другими фонетическими средствами среди других. Такое выделение и представляет собой то, что называется ударением.
Уже из изложенного видно, что развёрнутое высказывание имеет сложную иерархическую систему ударений – главных и более или менее второстепенных. Мало разработанный вопрос о фразовом и тактовом членении речи и иерархии ударений в связи со структурно-грамматическим и ритмико-интонационным членением речи должен быть предметом особого рассмотрения. В настоящей статье будет рассмотрено лишь ударение слова.
2. Ударение как признак слова
Нормально в речи столько ударений, сколько в ней самостоятельных слов, потому что каждое самостоятельное слово имеет ударение, и притом обычно одно. Поэтому ударение является одним из основных признаков самостоятельного слова. Служебные слова обычно не имеют на себе ударения и примыкают к самостоятельным слсвпм. Даже не зная русского языка, прослушав фразу из «Дубровского» Пушкина: На друг о й д е нь в е сть о пож а ре разнесл а сь по всем у окол о тку, – нетрудно определить, что н ней семь самостоятельных слов, потому что во фразе семь ударений; но нельзя сказать, есть ли в ней служебные слова и частицы, потому что последние не имеют своих ударений и примыкают к соседним самостоятельным словам, имеющим ударения. Однако, не зная русского языка, т. е. не понимая слов его, смысла фразы, а также не зная соотношений между качеством гласных и ударением, нельзя определить границы слов, указать, где кончается одно слово и начинается другое, так как в русском языке ударение разноместное. Иначе обстоит дело в языках с постоянным, фиксированным местом ударения: в этих языках ударение не только является признаком самостоятельного слова, но и позволяет проводить границы между словами, так как каждый раз собою оно указывает на определённый слог слова (например, на первый – в чешском, на последний – в армянском, на предпоследний – в польском и т. д.).
Ударение в русском языке как признак слова находится в весьма сложных взаимоотношениях с качеством гласных фонем слова. О них см. ниже, раздел 8.
3. Ударение слова и его физические свойства
Таким образом, в русском языке выделение ударенного слога достигается усилением выдыхания и связанной с ним большей напряжённостью голосовых связок. Усиление касается главным образом слогового звука, но в известной степени захватывает и неслоговые звуки. С акустической стороны это производит впечатление большей громкости ударенного слога по сравнению с безударными. Ударенный гласный произносится не только более rpомко, но он является также и более долгим, а по своему образованию – более напряжённым по сравнению с соответствующими безударными.
4. Долгота и краткость гласных
В разных языках существует различная связь между ударением и большей или меньшей длительностью (долготой) слоговых звуков (обычно гласных). В одних языках длительность гласных зависит от положения под ударением или без ударения. Таков русский язык, в котором гласные под ударением вообще отличаются большей длительностью, чем соответствующие гласные в безударном положении. В ряде языков большая или меньшая длительность гласных не зависит от ударения. Таковы, например, французский и чешский языки, в которых как под ударением, так и без ударения могут быть гласные различной длительности. Другими словами, в этих языках различия в длительности гласных фонетически не обусловлены, самостоятельны и потому используются для различения слов – в этих языках имеется категория долгих и кратких гласных фонем. Ср., например, в чешском языке: dráha 1 – дорога произносится с а долгим под ударением и а кратким в безударном слоге и drahá – дорогая – произносится c а кратким под ударением и а долгим в безударном слоге. Или: býti – быть (произносится с и долгим под ударением и и кратким в безударном слоге) и bytí – бытие (произносится с и кратким под ударением и и долгим в безударном слоге). Различие этих слов по смыслу в приведённых примерах выражено долготой или краткостью гласных.
В других языках, как уже было сказано, большая или меньшая длительность гласных зависит от ударения. Таков русский язык, в котором гласные под ударением отличаются большей длительностью, чем соответствующие гласные в безударном положении. В русском языке различия в длительности гласных несамостоятельны, обусловлены фонетическим положением: попадая в положение под ударением, гласный произносится с большей длительностью, чем в безударном положении. В русском языке нет таких слов, где бы гласные по долготе и краткости различались, т. е. могли произноситься как с большей, так и с меньшей длительностью: под ударением обязательно произносятся более длительные гласные (и не может быть более кратких), в безударных слогах, напротив, обязательно произносятся более краткие гласные (и не может быть более длительных). Поэтому большая или меньшая длительность гласных не может быть в русском языке использована для различения смысла. Категория долгих и кратких гласных в нём отсутствует.
5. Музыкальная сторона ударения
Различия в музыкальной стороне ударения, т. е. повышение и понижение тона в одних языках, не зависят от фонетических условий и служат для различения смысла, например, в сербо-хорватском, литовском, китайском; в других языках они несамостоятельны, зависят от фонетических условий и потому для этой цели не используются. Русский язык относится к числу последних.
6. Разноместность ударения
В противоположность этому в ряде других языков место ударения фиксировано, и ударение прикреплено к определённому слогу слова. Так, например, в чешском, латышском, эстонском, финском языках оно всегда падает на начальный слог слова, в польском и грузинском – на предпоследний слог, в армянском и французском – на последний слог и т. д.
Естественно, что в языках с постоянным местом ударения последнее не может быть средством различения слов.
Слова начатый, избранный, служащий, хвалящий, любящий, в современном языке обычно произносящиеся с ударением на первом слоге, при переносе ударения на второй слог приобретают несколько книжно-архаическую окраску (нач а тый, избр а нный, служ а щий, хвал я щий, люб я щий).
1 В чешской орфографии знак ‘ указывает на долготу. Ударение в чешском письме не указывается, так как оно всегда падает на начальный слог слова.
2 См. статью С. М. Кардашевского «Дифференциация значений слов по месту ударения» в журнале «Русский язык в школе», № 1 за 1946 г.
Текущий рейтинг: