Ударение что это такое 1 класс

Деление слова на слоги. Ударение

Слова делятся на слоги. Слог – это один или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком воздуха: он, ре|ка, у|чи|тель.

В слоге есть только один гласный звук, именно он и образует слог. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

Слог может состоять:

В разных словах разное количество слогов. Слова могут состоять из:

Ударение

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Если слово состоит из двух и более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который выделяется большей силой голоса, называется ударным слогом.

Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или с вопросительной интонацией.

Ударение всегда падает на гласный звук. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Слог или слоги, на которые ударение не падает, называются безударными. Гласные звуки в безударных слогах также называются безударными.

Знак ударения ставится над гласным ударного слога: ли|си́|ца.

Знак ударения не ставится в следующих случаях:

Под ударением гласные звуки слышатся чётко, а в безударной позиции более кратко, их труднее различить. Например: в слове собака на месте безударной гласной о слышится звук [а] – [саба́ка].

Особенности русского ударения

В отличие от некоторых других языков, в русском языке ударение свободное, оно может падать на любой слог в слове: са́|ни, во|ро́|на, ба|ра|ба́н.

Проверить правильность постановки ударения в слове можно по толковым, орфографическим и орфоэпическим словарям.

Для учащихся старших классов информацию по темам «Слог» и «Ударение в русском языке» смотрите в книге «Курс русского языка».

Источник

Что такое ударение в русском языке?

Ударение — это выде­ле­ние голо­сом одно­го из сло­гов в слове.

Понятие о слоге

Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе, при­чём гово­ря­щий рас­хо­ду­ет воз­дух посте­пен­но, выпус­кая его неболь­ши­ми пор­ци­я­ми изо рта. Убедимся в этом, если про­из­не­сем слова:

При про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на корот­кие зву­ко­вые отрез­ки — сло­ги. Центром сло­га явля­ет­ся глас­ный звук как наи­бо­лее звуч­ный. К нему при­со­еди­ня­ют­ся один или несколь­ко соглас­ных. Так обра­зу­ет­ся слог.

Ударение что это такое 1 класс

Слова могут состо­ять из одно­го, двух и трёх сло­гов. Если в сло­ве один глас­ный, то он орга­ни­зу­ет с соглас­ны­ми зву­ка­ми одно­слож­ное сло­во:

Два глас­ных зву­ка состав­ля­ют дву­слож­ные сло­ва:

Ударение что это такое 1 класс

Три глас­ных зву­ка обра­зу­ют трех­слож­ные слова:

Понятие об ударении

При про­из­но­ше­нии сло­ва глас­ный звук одно­го из сло­гов зву­чит более напря­жён­но, с бо́льшей силой голо­са и дол­го­той по срав­не­нию с дру­ги­ми гласными.

Послушаем, как зву­чат слова:

В сло­ве «домик» глас­ный «о» пер­во­го сло­га явно выде­ля­ет­ся инто­на­ци­ей голо­са. Он про­из­но­сит­ся немно­го силь­нее, гром­че и зву­чит более про­тяж­но, чем вто­рой глас­ный «и». Говорящий как бы уда­ря­ет его неви­ди­мым моло­точ­ком, как по струне музы­каль­но­го инстру­мен­та. Это удар­ный глас­ный в этом слове.

В сло­ве «куз­не­чик» голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный вто­ро­го сло­га, кото­рый так­же явля­ет­ся удар­ным. Он зву­чит отчёт­ли­вее и длин­нее, чем дру­гие глас­ные в этом слове.

Именно один глас­ный звук в каж­дом сло­ве мы про­из­но­сим гром­че и дли­тель­нее, выде­ляя его инто­на­ци­он­но сре­ди дру­гих гласных.

Ударение обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком в виде наклон­ной чер­точ­ки, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой удар­но­го сло­га. В рус­ском язы­ке уда­ре­ние сво­бод­ное. Оно может падать на любой слог сло­ва как пер­вый, так и вто­рой, тре­тий и т.д.:

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчёт­ли­во и не доста­вят затруд­не­ний в напи­са­нии. Гласный звук удар­но­го сло­га явля­ет­ся удар­ным глас­ным. Остальные глас­ные зву­ки сло­ва назы­ва­ют­ся без­удар­ны­ми.

Ударение что это такое 1 класс

Не во всех сло­вах рус­ско­го язы­ка сле­ду­ет ста­вить уда­ре­ние. Учтем, что бук­ва «ё» все­гда обо­зна­ча­ет удар­ный глас­ный в любом сло­ве, поэто­му нет ника­кой необ­хо­ди­мо­сти обо­зна­чать её спе­ци­аль­ным значком:

В одно­слож­ных сло­вах один глас­ный все­гда зву­чит ясно и чётко:

Итак, уда­ре­ние не ставится

Функции ударения

Ударение явля­ет­ся важ­ным фоне­ти­че­ским при­зна­ком сло­ва. Если непра­виль­но поста­вить уда­ре­ние, сло­во поте­ря­ет свой смысл.

Никто не пой­мёт, что такое «ру́ка».

Ударение что это такое 1 класс

С помо­щью уда­ре­ния мож­но раз­ли­чить похо­жие по напи­са­нию сло­ва, име­ю­щие раз­ное значение:

Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»

Источник

Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение»

Полынцева Ирина Николаевна

Учитель начальных классов, МБОУ СШ № 31, г. Сургут, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Полынцева И.Н. Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение» // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 15.12.2021).

Класс: 1

Тема: Ударение.

Тип урока: открытие нового знания

Цель:формирование умения верно определять ударный слог

-знать, что такое «ударение»;

-выделять ударный слог в слове;

-определить зависимость смысла слова от ударения.

-формирование умения делать выводы.

Методы и приемы: беседа, создание ситуации успеха и занимательности, метод проб и ошибок, рефлексия.

Средства обучения: учебник, наглядный материал.

Структура урока:

Организационный момент (готовимся к работе на уроке)

Актуализация знаний (вспоминаем, как правильно делить слова на слоги с помощью игры «Рассели зверят по домикам»)

Постановка темы и цели урока (тема определяется учащимися после прослушивания рассказа об ударении, в котором обозначается его важность, учащиеся догадываются, что мы будем исследовать на уроке ударение)

Минутка чистописания (Работа над каллиграфией, прописывание строчной у)

Открытие нового знания (Учащиеся пытаются сформулировать, что такое ударение, затем обращаются к учебнику для определения достоверности мыслей)

Закрепление изученного (Учащиеся тренируются в постановке ударения, в ходе работы продолжают исследовать секреты ударения)

Физминутка (Повтор упражнений с ролика)

Закрепление изученного (Учащиеся тренируются в постановке ударения, в ходе работы продолжают исследовать секреты ударения)

Речевые зарядки (Определение значения слов, определение загаданного слова)

Рефлексия, подведение итогов (Анализ деятельности, выявление затруднений)

Виды речевой деятельности:

Аудирование (прослушивание рассказа об ударении)

Чтение (Чтение правила, слов и предложений)

Говорение (Размышления в ходе работы)

Письмо (Запись слов и предложений)

Ход урока

Организационный момент

Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.

Актуализация знаний

-Ребята, давайте вспомним, чему мы учились на прошлом занятии? (учились делить слова на слоги).

-Как нам правильно разделить на слоги, какие способы мы знаем? Каждый способ отрабатывается на примере. (хлопками, простукиванием ладошками по столу, поднести руку к подбородку и начать произносить слоги).

-Какое правило вы выучили дома? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

-Давайте потренируемся в делении слов на слоги. (Каждый ребенок делит удобным для него способом).

Игра «Рассели зверят по домикам» (Приложение 1)

Постановка темы и целей урока

Послушайте внимательно сказку и определите тему нашего урока.

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замóк и сказал:

– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка! Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замóк, а возник Зáмок. Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением (Приложение 2)

— Кто может назвать тему нашего урока?

— Сегодня мы с вами будем исследовать ударение.

— Узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Выясним, в каких словах не ставится ударение. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

— С какой буквы начинается слово ударение? (у)

— Давайте повторим, как пишется строчная буква у.

— А теперь красиво напишем слово ударение

— Разделите слово на слоги. ( у-да-ре-ни-е)

— Сколько в нём слогов? ( 5 )

— Как проверить сколько в слове слогов? (Ск. в слове гласных, столько и слогов)

— А теперь разделите слово на слоги для переноса. (уда-ре-ние)

Открытие нового знания

-Ребята, ачто такое ударение?

-Давайте проверим, верно ли мы мыслим. Откроем учебник на странице 67 и прочитаем правило в рамочке.

— Давайте хором повторим правило.

— Кто запомнил, что такое ударение? (Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.)

— Какой слог ударный, а какой безударный? (Слог, кот. произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог), наз-ся безударными)

Закрепление изученного

Слова: воробей, работа, земля, синица.

-А сейчас давайте придумаем слова, поделим их на слоги, определим ударный слог и гласный ударный звук обозначим знаком ударения. Подумайте и запишите в тетради.

-Ребята, что может случиться, если в слове гвОздИки поставить ударение на другую букву? (Изменит значение)

— У ударения есть свои секреты.

Иногда ударение меняет значение слова (Приложение 3).

Измените в каждом слове ударение так, чтобы получилось новое слово (Приложение 4).

Речевая зарядка(определение значения слов)

-А теперь давайте запишем предложения и в выделенных словах поставим ударение.

На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.

Мы видели в парке много белок.Очень полезен яичный белок.

— Прочитайте стихотворение и скажите в каких словах не поставлен знак ударения?

Гриб растёт среди дорожки,

Голова натонкой ножке

— Я предлагаю вам слова. В каждом слове спряталось животное или птица. Найди их и напишите эти слова. Надо ли в этих словах ставить ударение? Почему?

Телевизор,коньки, листок, мужчина, ракета, чертеж, стрижка.

Рефлексия, подведение итогов (Приложение 5)

-Что такое ударение? (Выделение в слове голосом одного из слогов). Какую роль выполняет ударение? (Важную. Иногда ударение изменяет значение слова.). В каких словах не ставится ударение? (Над словом из одного слога или над буквой ё).

-Какие у вас были трудности на уроке? Как справиться с этими трудностями? Что вам понравилось, что у вас получалось хорошо?

-Оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлик карандашом на полях в тетради.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Малахова Валентина Дмитриевна

МКОУ «АСШ им. А. А. Кудрявцева»

Каменского района, Тульской области

учитель начальных классов

Конспект урока русского языка в 1 классе » Ударение»

Тема урока : Ударение. Ударные и безударные слоги.

Цель : Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; познакомить с орфоэпическим словарём русского языка.

— Закрепить, что такое ударение и какова его роль

— Научиться обозначать ударение в словах

-развивать речь учащихся: обогащать словарный запас;

-организовать деятельность детей: умение ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике, полученные на уроке знания;

раскрыть случаи, когда ударение не ставится;

научить понятию «ударный» и «безударный» слог

Личностные: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод); привитие любви к родному языку

выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,

волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.

-Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.

-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

— составлять целое из его частей;

— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

— адекватно реагировать на обращение учителя;

— использовать в общении правила вежливости;

— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, практическая.

Тип урока : Решение частных задач

Образовательные ресурсы : учебник «Русский язык» для 1 класса В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, группе, демонстрационный материал, картинки мультгероев, компьютер, интерактивная доска, ноутбуки

1.Мотивация к учебной деятельности.

Всё у нас получится!

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Тему урока вы узнаете выполнив задание : расставьте карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается.

( Задание у доски и в парах, на интерактивной доске самопроверка)

— Какое слово у нас получилось? (УДАРЕНИЕ)

— Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?

— Что мы уже знаем об ударении?

1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль

2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)

3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится).

3.Постановка учебной задачи.

-Что такое ударение?

-Какой слог называется ударным, безударным?

— На какой звук может падать ударение?

-На какой слог может падать ударение?

-В каких словах ударение не ставится?

-Какова роль ударения?

— Вы помните мультфильм про «Оха» и «Аха». У персонажа с именем «Ах» все дела свершались с улыбкой, «на ура», он никогда не боялся трудностей и тяжѐлой работы. А «Ох» только и делал, что охал и хныкал, поэтому у него ничего не получалось.

— Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.

— Как вы думаете, какой путь выбрал бы каждый из персонажей? («Ах» сам бы искал ответ, «Ох» – прочитал бы его в учебнике).

— А какой путь выберем мы?

4. Выявление места и причины затруднения.

— Прочтите слова на доске : линейка, книга, торты.

— Расставьте в них ударение.

-Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)

Есть специальный словарь – орфоэпический.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

-Проверьте правильность выполнения по ноутбуку(задание №1 откройте) и оцените свою работу на листах.

6. Изучение нового материала.

— Давайте ещё раз правильно произнесём слово торты и запомним его.

— Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог

(Его мы произносим с большей силой и длительностью).

— Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой).

— Так что же такое ударение?

(Отвечают дети и тут же появляется запись на интерактивной доске в течение всего урока) (Выделение в речи одного из слогов слова)

— Это наш первый вывод : Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

-Ответили мы на первый вопрос урока? А на второй? (да)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет работать за доской для проверки.

Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.

(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.

— Проверьте задание, оцените себя.

Что вы заметили, выполняя это задание?

(Ударение падает на гласный звук)

Это наш второй вывод : Ударение падает на гласный звук.

— Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)

Тогда отправляемся с нашим героем по имени «Ах» дальше.

— Ой, ребята, вы слышите, кто–то стучит. (Кто – то из присутствующих передаёт конверт, в котором описана игра «Стук-постук»)

— Ребята, нам передали конверт, на нем изображение героя «Ах».

— Как вы думаете, что там? (Наверное, он нам приготовил интересное задание.)

-Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: мама, рука, молоток, велосипед

— Ребята, кто из вас догадался, что нам хотел сказать «Ах», какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.) Оцените свою работу.

Третий вывод: ударение может падать на любой слог.

Ребята, помогли нам Ах ответить на следующий вопрос урока? (да)

Физ. минутка. (Включаю музыку.)

Продолжение работы по теме

-У вас на столах лежат листочки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить.

(«Найди лишнее») Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение. (Работа в паре)

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша

— Какое слово лишнее в первой строчке (берѐза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)

Сделайте четвертый вывод : на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.

Мы ответили на следующий вопрос? (да). Оцените свою работу.

Ученик читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)». Мама кричит: «Андрюша, что с тобой случилось?»

-Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь? (Анализ слова пищ и)

— Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой. Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в группе. Объединитесь в группы. Выберите командира.

-У вас на столах по два конверта: на одном из них «Ах», в нем листок, на котором записаны слова. Эти слова вы должны изменить с помощью ударения и записать их.

-Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.

— Оцените работу в группе.

Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.

Ответили мы на последний вопрос урока? (да)

— А давайте заглянем в учебник на с. 42 у.6. Прочитаем как об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Читает.)

— О каких словах говорится в стихотворении?

— Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)

— Кто нас вёл в страну знаний – Ох или Ах.

— Ребята, умение правильно ставить ударение в жизни очень важно! Послушайте как об этом поют герои передачи «Радио няня.» (Включаю грамзапись.)

Я сегодня узнал, что…

— Посмотрите на свой листок самооценки и оцените свою работу на уроке.

— Кому было интересно на уроке – поднимите картинку с изображением Аха, а кому не очень- изображение Оха.

Источник

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Конспект интерактивного урока по

«Русскому языку» для «1» класса

Тема: Ударение и перенос слов

Основные термины и понятия:

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.

Ударный слог, ударный слог –

Он назван так недаром.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит!

Давайте вспомним, какое ударение нужно поставить в этих словах?

А теперь давайте расставим знаки переноса в каждом слове!

Почему мы отметили знаком переноса не все слова? Помните правила?

Вы задумались? Не вспомнили какое-то правило?

Давайте повторим ещё раз!

Сначала давайте вспомним, что такое ударение! Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.

Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Чтобы показать, какой слог ударный, мы ставим знак ударения над гласной в ударном слоге.

Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой «ё».

Чтобы выделить голосом ударный слог, нужно произнести слово целиком, выделяя голосом ударный гласный звук.

Мы говорили, что ударение выделяет ударный слог. А кто помнит, что такое слог?

Давайте возьмём слово «мама». Подставьте руку под подбородок, сколько раз он коснулся руки, когда Вы говорили слово «мама»? Два? Значит, в слове «мама» можно выделить два слога.

Есть еще один способ выделения слогов: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слог может состоять из одного гласного звука, из одного согласного и одного гласного звуков, из нескольких согласных и одного гласного звуков. Запомните, в русском языке всегда есть гласный звук. Он только один. Если гласных звуков два, значит, и слога уже два. Но иногда так случается, что слово не помещается на строчку. Его нужно переместить. Это можно сделать, перенеся слово на другую строчку. Слово можно разделить на части, но сделать это можно не с буквами, а только со слогами. Поэтому слово можно перенести только по слогам.

Но и у переноса слов есть свои секреты.

= Нельзя переносить одну букву в слове, даже ели она гласная и составляет слог.

= Когда между гласными две согласные буквы, они поделятся – одна останется на одной строчке, а одна на другой.

А теперь давайте потренируемся!

В каком слове правильно стоит ударение?

Заполните таблицу. Напишите, где слово делили на слоги, а где переносили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *