Ударение что это 1 класс
Деление слова на слоги. Ударение
Слова делятся на слоги. Слог – это один или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком воздуха: он, ре|ка, у|чи|тель.
В слоге есть только один гласный звук, именно он и образует слог. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
Слог может состоять:
В разных словах разное количество слогов. Слова могут состоять из:
Ударение
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Если слово состоит из двух и более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который выделяется большей силой голоса, называется ударным слогом.
Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или с вопросительной интонацией.
Ударение всегда падает на гласный звук. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Слог или слоги, на которые ударение не падает, называются безударными. Гласные звуки в безударных слогах также называются безударными.
Знак ударения ставится над гласным ударного слога: ли|си́|ца.
Знак ударения не ставится в следующих случаях:
Под ударением гласные звуки слышатся чётко, а в безударной позиции более кратко, их труднее различить. Например: в слове собака на месте безударной гласной о слышится звук [а] – [саба́ка].
Особенности русского ударения
В отличие от некоторых других языков, в русском языке ударение свободное, оно может падать на любой слог в слове: са́|ни, во|ро́|на, ба|ра|ба́н.
Проверить правильность постановки ударения в слове можно по толковым, орфографическим и орфоэпическим словарям.
Для учащихся старших классов информацию по темам «Слог» и «Ударение в русском языке» смотрите в книге «Курс русского языка».
Урок по русскому языку по теме: «Что такое ударение» (1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Что такое ударение.doc
Урок русского языка в начальной школе, класс 1.
Учитель высшей категории МБОУ Гимназии №2 Юсина Марина Викторовна.
Методологической основой нового образовательного процесса младшего школьника является системно-деятельностный подход. В связи с этим обучение должно быть выстроено двусторонне:
— обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников;
— обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.
Данный урок ориентирован на развитие метапредметных действий младшего школьника средствами учебного предмета «Русский язык». Ведущий метод – исследовательский. Организации процесса познания через исследование позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире.
На данном уроке у учащихся формируются исследовательские действия:
умение видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; обобщать и делать выводы.
Методические рекомендации учителю:
Самостоятельное определение ударения в слове, самостоятельная постановка в нём знака ударения предполагает совершение учеником целого ряда действий (операций), составляющих алгоритм определения ударного слога в слове:
Произношу слово, выделяя ударный слог.
Называю ударный слог.
Ставлю знак ударения над гласной буквой ударного слога.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации. Содействовать формированию чувства языка, формированию умений и навыков, необходимых для грамотного письма.
Цели урока по содержанию:
— создать условия для отработки умения составлять модели слов с постановкой ударения в слове, различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове.
— создать условия для развития метапредметных действий (целеполагания, планирования, самооценки, рефлексии).
— создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Технологическая карта урока
Основное содержание темы
— Правильное произношение слов (постановка ударения)
Предметные умения, УУД научатся определять понятия «Ударный слог»,
Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель
Регулятивные УУД: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
Коммуникативные УУД: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, в совместной деятельности приходить к общему решению
— основы безопасного поведения;
— игропрактическое занятие – наблюдение;
— карточки со словами
актуализация субъектного опыта учащихся;
создание положительной эмоциональной обстановки в классе;
развитие познавательного интереса к изучаемой теме;
постановка учебной цели;
формирование первичных навыков планирования деятельности.
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, Не мешай учиться!
— Верно, учились быть исследователями. Что необходимо исследователям?
Дети: Быть наблюдательными и внимательными; уметь обобщать и делать выводы; умение сотрудничать и др.
— Ч то такое исследование?
— Дети: поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного.
— У кого возникло желание начать исследование?
Целеполагание через постановку п роблемной ситуации.
— Продолжим наше исследование?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Последовательность изучения нового материала.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
открытие ударного слога методом самонаблюдения
2.Постановка учебной задачи –
определение ударного слога в словах (на основе определения и сравнения количества слогов).
Конспект урока по русскому языку на тему «Ударение» (1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Ударение (общее представление)»
Учитель начальных классов Верзунова Ю.А.
Тема: Ударение (общее представление)
— дать обучающимся понятие об ударении;
— выработать алгоритм определения ударного звука и слога;
— научить применять полученные знания, умения и навыки при выполнении нестандартных заданий;
— прививать интерес к изучению русского языка.
устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности.
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; составлять целое из его частей; на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию.
закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
Оборудование: карточки с текстами заданий, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
– Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные глазки. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Поздороваемся с гостями: «Здравствуйте». Сегодня нас с вами ждут интересные открытия. В ходе урока, как обычно, вам нужно совершенствовать свою учебную деятельность.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Очень звОнок наш звонОк,
-Что вас заинтересовало в этом предложении?
(Слова пишутся одинаково, произносятся по-разному).
А сейчас послушайте внимательно сказку и определите тему нашего урока.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Зам ó к и сказал:
— Как вы думаете, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке?
— Какие учебные задачи мы можем поставить перед собой? (варианты ответов детей)
1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль
2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)
-А для чего надо знать эту тему? (чтобы наша речь была понятной и правильной).
– Что надо записать? ( 10 апреля. Классная работа )
— Давайте повторим, как пишется строчная буква у.
— А теперь красиво напишем слово « ударение»
-А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и, поиграем в учителя. Проверьте, правильно ли ваш сосед написал заданное слово.
-Назовите гласные и согласные буквы в слове « ударение»
— Разделите слово на слоги. ( у-да-ре-ни-е)
— Сколько в нём слогов? ( 5 )
— Как проверить сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
— А теперь разделите слово на слоги для переноса (уда-ре-ние)
Постановка учебной задачи .
Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы. (Выставляю карточки на доску.)
— Что такое ударение?
— Какой слог называется ударным, безударным?
-На какой звук падает ударение?
-На какой слог может падать ударение?
-В каких словах ударение не ставится?
— Какова роль ударения?
— Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.
— Какой путь выберем мы? (второй)
Изучение нового материала.
Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа)
— Давайте ещ ѐ раз правильно произнес ё м слово школа.
— Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог
(Его мы произносим с большей силой и длительностью).
— Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой)
— Так что же такое ударение?
(Выделение в речи одного из слогов слова)
— Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.
Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.
Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.
Самостоятельная работа в тетради с проверкой по эталону.
– Напишите в тетрадях названия птиц выписанных нами в словарик для словарных слов и поставьте в этих словах ударения ( воробей, ворона).
-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет работать за доской для проверки.
( е, о,) это буквы гласных звуков.
— Проверьте задание, оцените себя.
— Что вы заметили, выполняя это задание?
(Ударение падает на гласный звук)
Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.
— Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)
А сейчас поиграем в игру «Хлоп-похлоп».
-Я хлопаю в ладоши столько раз, сколько слогов в слове, причем один хлопок звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: весна, ученик, мама, Белоснежка.
— Какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.) Оцените свою работу.
Третий вывод : ударение может падать на любой слог.
Предлагаю поиграть в игру “Волшебник”.
А вы умеете изменять слова? Давайте поиграем! Я читаю слова отображенные на слайдах, а вы произносите эти слова, выделяя голосом подчеркнутый слог ( пол ки – пол ки , за пла чу – запла чу , хло пок – хло пок , про пасть, про паст ь, мел ки – мел ки , па ры – па ры , доро га – до ро га).
— Запишите слова и обозначьте в них ударение.
— Прочитайте задание в упр.9 на с. 43.
— Что нужно сделать со словом сорока? (Переписать в словарик для словарных слов).
Подведение итогов урока.
– Перед вами начало предложения. Вам необходимо правильно их закончить, подобрав необходимые слова.
— Ударение может падать…
— Не ставят ударение…
— Какая цель стояла на уроке? (Находить ударный слог, ударный звук)
– Достигли этой цели, овладели этим умением?
Что такое ударение в русском языке?
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.
Понятие о слоге
Каждое слово произносится на выдохе, причём говорящий расходует воздух постепенно, выпуская его небольшими порциями изо рта. Убедимся в этом, если произнесем слова:
При произношении слова́ делятся на короткие звуковые отрезки — слоги. Центром слога является гласный звук как наиболее звучный. К нему присоединяются один или несколько согласных. Так образуется слог.
Слова могут состоять из одного, двух и трёх слогов. Если в слове один гласный, то он организует с согласными звуками односложное слово:
Два гласных звука составляют двусложные слова:
Три гласных звука образуют трехсложные слова:
Понятие об ударении
При произношении слова гласный звук одного из слогов звучит более напряжённо, с бо́льшей силой голоса и долготой по сравнению с другими гласными.
Послушаем, как звучат слова:
В слове «домик» гласный «о» первого слога явно выделяется интонацией голоса. Он произносится немного сильнее, громче и звучит более протяжно, чем второй гласный «и». Говорящий как бы ударяет его невидимым молоточком, как по струне музыкального инструмента. Это ударный гласный в этом слове.
В слове «кузнечик» голосом выделяется гласный второго слога, который также является ударным. Он звучит отчётливее и длиннее, чем другие гласные в этом слове.
Именно один гласный звук в каждом слове мы произносим громче и длительнее, выделяя его интонационно среди других гласных.
Ударение обозначается специальным значком в виде наклонной черточки, которая ставится над гласной буквой ударного слога. В русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог слова как первый, так и второй, третий и т.д.:
Под ударением гласные звуки звучат отчётливо и не доставят затруднений в написании. Гласный звук ударного слога является ударным гласным. Остальные гласные звуки слова называются безударными.
Не во всех словах русского языка следует ставить ударение. Учтем, что буква «ё» всегда обозначает ударный гласный в любом слове, поэтому нет никакой необходимости обозначать её специальным значком:
В односложных словах один гласный всегда звучит ясно и чётко:
Итак, ударение не ставится
Функции ударения
Ударение является важным фонетическим признаком слова. Если неправильно поставить ударение, слово потеряет свой смысл.
Никто не поймёт, что такое «ру́ка».
С помощью ударения можно различить похожие по написанию слова, имеющие разное значение:
Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект интерактивного урока по
«Русскому языку» для «1» класса
Тема: Ударение и перенос слов
Основные термины и понятия:
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром.
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит!
Давайте вспомним, какое ударение нужно поставить в этих словах?
А теперь давайте расставим знаки переноса в каждом слове!
Почему мы отметили знаком переноса не все слова? Помните правила?
Вы задумались? Не вспомнили какое-то правило?
Давайте повторим ещё раз!
Сначала давайте вспомним, что такое ударение! Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Чтобы показать, какой слог ударный, мы ставим знак ударения над гласной в ударном слоге.
Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой «ё».
Чтобы выделить голосом ударный слог, нужно произнести слово целиком, выделяя голосом ударный гласный звук.
Мы говорили, что ударение выделяет ударный слог. А кто помнит, что такое слог?
Давайте возьмём слово «мама». Подставьте руку под подбородок, сколько раз он коснулся руки, когда Вы говорили слово «мама»? Два? Значит, в слове «мама» можно выделить два слога.
Есть еще один способ выделения слогов: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Слог может состоять из одного гласного звука, из одного согласного и одного гласного звуков, из нескольких согласных и одного гласного звуков. Запомните, в русском языке всегда есть гласный звук. Он только один. Если гласных звуков два, значит, и слога уже два. Но иногда так случается, что слово не помещается на строчку. Его нужно переместить. Это можно сделать, перенеся слово на другую строчку. Слово можно разделить на части, но сделать это можно не с буквами, а только со слогами. Поэтому слово можно перенести только по слогам.
Но и у переноса слов есть свои секреты.
= Нельзя переносить одну букву в слове, даже ели она гласная и составляет слог.
= Когда между гласными две согласные буквы, они поделятся – одна останется на одной строчке, а одна на другой.
А теперь давайте потренируемся!
В каком слове правильно стоит ударение?
Заполните таблицу. Напишите, где слово делили на слоги, а где переносили.