Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Два музыкальных посвящения «Я помню чудное мгновенье»

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

В системе обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы уроки музыки имеют важное значение. Данная тема очень актуальна т.к. в комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее действие на учащихся: влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Содержимое разработки

Методическая разработка урока музыки в 6 классе

Два музыкальных посвящения «Я помню чудное мгновенье»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

В системе обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы уроки музыки имеют важное значение. Данная тема очень актуальна т.к. в комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее действие на учащихся: влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.

Цель урока: формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.

—воспитывать нравственно—эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы);

—развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение;

— учить сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства.

Вид урока: «урок открытых мыслей», урок- беседа.

Методические рекомендации по проведению урока

Одной из задач учебного предмета «Музыка» является развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся. И решению этой задачи помогает использование в работе учителя наглядных средств обучения с помощью мультимедийной аппаратуры.

Опора на наглядность обучения обусловливается особенностями процесса познания, который всегда начинается с живого созерцания. Дети мыслят красками, формами, и поэтому наглядность соответствует природе мышления ребенка. Если наглядные материалы хорошо оформлены, правильно используются, то они помогают формировать эстетический вкус ребенка, способствуют лучшему запоминанию учебного материала, сближают учителя и учащихся. Также учителю необходимо учитывать, что наглядные материалы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, отличаться яркостью образов и эмоциональной насыщенностью.

Прослушивание, просмотр произведений классической музыки развивают фантазию ребят. Учащиеся самым активным образом включаются в мыслительное творчество. Видеоролики на уроке «Музыки» это и источник новых знаний. Многие из них развивают сообразительность, внимание, а еще учат вслушиваться в музыкальные звуки.

Этот вид урока выбран не случайно, ведь творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся. При этом используется индивидуальная форма организации деятельности, т.к. при этой форме развивается творческая активность, самостоятельность, проверяется и оценивается работа каждого ученика.

Для успешного выполнения целей и задач, на уроке используются:

Информационные технологии. С целью расширения знаний детей о романсе, активизации творческого мышления, была создана и использована вначале урока подборка стихов, аудио- и видеозаписей.

Коммуникативные технологии. Метод диалога между учителем и учениками привел к созданию у каждого ученика своего музыкального образа.

В течение урока используются различные методы:

Формы организации деятельности учащихся

Среди наглядных средств обучения важное место занимает презентация учителя, которая приучает школьников не только смотреть, но и действительно видеть, понимать и лучше запоминать конкретное содержание изучаемого материала.

Чёткая организация урока способствует развитию творческих способностей, формированию эмоциональной отзывчивости и красоты.

Обратная связь осуществляется на протяжении всего урока: через вопросы и ответы детей, самостоятельную творческую деятельность и участие в рефлексии.

Планируемые результаты проведения урока:

Регулятивные: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.

— планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

— выполнять действия (в устной форме) опоры на заданный темп учителем.

— эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкального произведения

— осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

понимать смысл терминов.

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке М.И.Глинки;

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления с помощью цветовой палитры красок.

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства ( монолог, диалог, письменно);

— выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач.

Выявлять связь музыки и портрета в изобразительном искусстве..

— Музыкальное развитие в сопоставлении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;

-Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств

-Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Уметь соотносить почерк композитора – музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие М.Глинки.

Методическое и материально-техническое оснащение урока:

Учебник Музыка 6 класс авторы: Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, Е.Д.Критская; Методическое пособие к урокам музыки 5-6 класс авторы: Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, Е.Д.Критская, раздаточный материал к уроку (карточки с заданием, рисунок раскраска)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, запись mp3, синтезатор, портрет М.И.Глинки, видеофрагмент «История создания романса».

В разработке представлены материалы:

На экране заставка темы урока

Организационный этап – 3 минуты Ребята давайте подумаем, какими позитивными чувствами наделен человек?

Учитель: Какое высшее человеческое чувство оно есть к Родине, к матери, к природе, к человеку?

Художник рисует…. дети: портреты

А композитор сочиняет … дети: музыку

Давайте попробуем воспеть это чувство любовь разными музыкальными интонациями (дети и учитель поют)

«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.»

Чьё стихотворение я прочла?

Дети.: Александра Сергеевича Пушкина.

Учитель: О чём повествуется в стихотворении? Зачем оно написано?

Дети: О любви, чтобы сообщить возлюбленной о своих чувствах.

Учитель: Откройте страницы 14-15 учебника. Чьи портреты мы видим на этих страницах?

Дети: Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Ивановича Глинки

Дети: слияние слова и музыки рождают песню, оперу, романс.

Учитель: (Слайд №2) Романс «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича Глинки на стихи А.С.Пушкина считается шедевром романсной лирики, одним из лучших произведений начала XIX в. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.

Прочитаем стихотворение, вслушиваясь в его звучание.

В учебнике 6 слов ( воспоминание, забвение, встреча, радость, порыв, вдохновение) наша задача подобрать к каждому четверостишию названия, которые соответствуют их образно-смысловому содержанию. (Слайд №3),( читают, озаглавливают)

Учитель: Озаглавив 6 четверостиший, мы видим, что периодов в произведении несколько. Но в каждом ли четверостишие сменяется образ? Сколько смен образа ты видишь?

Дети: Нет, смены образа 3.

Учитель: Какие образы у стихотворения? Почему ты так считаешь?

Дети.: Лирико-романтический, лирико-драмматический и т.д.

Учитель: (Слайд №4) Весь видимый нами мир имеет чёткие границы и формы.

В музыке, как и в речи (и в любом другом виде искусства) форма просто необходима для чёткого выражения определённых мыслей и настроений.

Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.

Какая музыкальная форма может раскрыть поэтический образ этого стихотворения?

Дети: Трехчастная форма музыки

(Слайд №5) Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Учитель: Как вы считаете, при смене образа стихотворения, положенного на музыку, что-то меняется в мелодии, в аккомпанементе?

Дети: Да, в зависимости от содержания пишется мелодия в другом характере.

Учитель: На строки стихотворения А.С. Пушкина, М. И. Глинка написал произведение жанр которого – романс. Слушая романс под названием «Я помню чудное мгновенье», следите за нотной записью на странице 16. (Слайд №7)

(Слушание романса М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»)

(Пение фрагментов из романса М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»)

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Учитель: Мы спели 3 части произведения (нарисовать на доске два круга с расстоянием, в котором треугольник), что в них особенного?

Дети: Третья часть – повтор первой части, вторая полностью отличается.

Дети: для утверждения.

Учитель: Такая структура произведения называется трёхчастная репризная форма.

Помимо 3 форм, есть ещё два немало важных этапа, они есть на странице 16.

Учитель: ребята обратите внимание стр уч-ка 17как композитор создает образ мимолетности: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую (Слайд №9)

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Учитель: Удалось Глинке передать музыкой то, что вложил в строки стихотворения Пушкин? Почему?

Дети: Да. Он тоже любил.

Учитель: (Слайд №10) Муза А.С.Пушкина была Анна Петровна Керн.

Кто-же был музой М.И.Глинки?

(видео фрагмент «История создания романса»)(Слайд№11)

Учитель: Чувства Михаила Ивановича были глубоки к Екатерине Ермолаевне Керн. Под влиянием любви, композитор создал ещё одно произведение для фортепиано под названием – «Вальс-фантазия». Чем отличается вальс, от романса?

Дети: Вальс – это музыка для танца.

(Слушание произведения М.И Глинки – «Вальс-фантазия») (Слайд№13, 14)

Учитель: Произведение звучало однотонно или многообразно? Почему?

Учитель: В произведении был повтор одного и того же фрагмента, как вы думаете зачем?

Дети: это были женщины, которые окружали его, которых он встречал на приёмах и торжествах, исходя из этого менялся регистр, тема, такая смена называется фразировка. Но одна, была неизменна и повторялась не единожды.

Учитель: ( Слайд № 15) Средства для достижения этой цели отобраны с исключительным вкусом и мастерством. Все свидетельствует о внутреннем благородстве и лишено вульгарной броскости.) Мужское начало (духовые инструменты и женское (струнные) ( Слайд№16) в музыке Вальса то чередуются, то соединяются; порой в основную лирическую тему струнных вплетаются реплики духовых, и мы ощущаем не просто чередование эпизодов, но некую драматическую коллизию. Интонации «вопросов» и «ответов» делают музыку необычайно выразительной, говорящей.
Это впечатление укрепляется от более полного знакомства с замыслом самого композитора: «…никакого расчета на виртуозность (кою решительно не терплю), ни на огромные массы оркестра». Глинка.
«Слова его относились собственно к инструментовке, несравненным мастером которой он был. И здесь это мастерство проявилось во всем блеске».

Звучание оркестра, когда играют все инструменты (tutti) празднично, торжественно, но нигде не крикливо, никогда не вульгарно, как это часто бывает в «танцевальной музыке», рассчитанной на большую аудиторию. Глинка всегда остается художником (не шоуменом)!

Учитель: Как же называется такая музыкальная форма, где главная тема чередуется с различными эпизодами?

Дети: Рондо – это движение по кругу, передает кружение. В мелодиях эпизодов переданы различные оттенки чувств, эмоции, а рефрен передает душевные переживания композитора, чувство печали, запоздалой любви (Слайд№17)

Учитель: Как вы считаете, почему такое название присвоено произведению?

Дети: Вальс – потому что в ритме вальса…

Фантазия, так как все чувства, испытываемые возлюбленными, были глубоки, но они оба были не свободны и очень не решительны, поэтому о практическом воплощении не могло быть и речи.

На каком инструменте исполнялось произведение?

Учитель: Но как я вам сказала, вальс был создан для фортепиано, но из-за его популярности композитору пришлось сделать оркестровку, т.е переложение для оркестра.

Учитель: В каком ритме написано произведение?

Под него можно танцевать? Где?

Учитель: Значит это уже не лирико-бытовой образ, какой же тогда? Почему?

Учитель: В каких жанрах мы узнали о романтических отношениях Глинки и Керн?

Дети: В вокальном жанре – романс, и инструментальном жанре – вальс.

Учитель: Глинка всегда остается художником (не шоуменом)! Давайте попробуем нарисовать музыку на листе. А она поможет вам, вслушайтесь и она подскажет вам, как её изобразить. Постарайтесь весь лист заполнить звуками вальса.

(Дети рисуют под музыку передавая круг в танце, чувствуя колорит цветов в музыке –передавая чувства композитора М.И.Глинки ). (Раздать листочки с макетами танцующих)

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почемуУдалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Спасибо за урок, до свидания.

Фомина Наталья Вадимовна, учитель музыки МОУ-СОШ №17 г Клин

Среднее-специальное « Ставропольское училище культуры и искусства»

Источник

Две музы одного романса: кто вдохновил Пушкина и Глинку на создание шедевра «Я помню чудное мгновенье»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

То, что Глинка написал романс на стихи Пушкина, на самом деле очень символично. Критик В. Стасов писал: «Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба – глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». На стихи Пушкина Глинка написал 10 романсов. Многие исследователи объясняют это не только личным знакомством и увлеченностью творчеством поэта, но и сходным мироощущением двух гениев.

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, первая встреча с которой состоялась в 1819 г, а в 1825 г. знакомство возобновилось. Спустя годы чувства к девушке вспыхнули с новой силой. Так появились знаменитые строки: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты».

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Спустя почти 15 лет состоялась еще одна знаковая встреча: композитор Михаил Глинка познакомился с дочерью Анны Керн, Екатериной. Позже в письме он рассказывал: «Она была нехороша, даже нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство. все более и более меня привлекали. Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей… Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее. Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла».

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Впоследствии Анна Петровна Керн написала воспоминания об этом времени: «Глинка был несчастлив. Семейная жизнь скоро ему надоела; грустнее прежнего он искал отрады в музыке и дивных ее вдохновениях. Тяжелая пора страданий сменилась порою любви к одной близкой мне особе, и Глинка снова ожил. Он бывал у меня опять почти каждый день; поставил у меня фортепиано и тут же сочинил музыку на 12 романсов Кукольника, своего приятеля».

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Глинка намеревался развестись с женой, уличенной в измене, и уехать с Екатериной Керн за границу, сочетавшись тайным браком, но этим планам не суждено было осуществиться. Девушка была больна чахоткой, и они с матерью приняли решение уехать на юг, в украинское поместье. Мать Глинки была решительно против того, чтобы он сопровождал их и связывал свою судьбу с Екатериной, поэтому она сделала все возможное для того, чтобы композитор простился с ней.

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Удалось глинке передать музыкой то что вложил в строки стихотворения пушкин почему

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

3 урок музыки в 6 классе «Два музыкальных посвящения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ текст урок 3 6 класс.docx

Тема урока: Два музыкальных посвящения.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель урока : формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.

—воспитывать нравственно—эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы);

—развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение;

— учить сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства.

Вид урока: «урок открытых мыслей», урок- беседа.

Образовательные технологии: технология развивающего, проблемного обучения; информационно-коммуникационная технология.

Методы: сравнительный анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.

I Организационный этап

— Слушание фрагмента романса « Я помню вальса звук прелестный»

II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.

—Беседа по пройденному материалу

— объявление темы урока.

III Постановка цели занятия перед учащимися.

IV Первичное усвоение новых знаний.

—сравнительный анализ стихотворения и романса «Я помню чудное мгновение…», портрета «Струйской»

V Первичная проверка понимания

—сравнительный анализ стихотворения К. Бальмонта, романса С. Рахманинова «Островок» и картины В. Борисова – Мусатова «У водоёма»

VI Вокально—хоровая работа

VII Обобщение и закрепление полученных знаний на уроке.

—Проверочная работа. Взаимопроверка.

VIII Информация о домашнем задании.

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час.

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели

Покрыты сумраком стоят.

А под окном шумят метели

И звуки вальса не звучат.

Где ж этот вальс старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс.

Чьё стихотворение я прочла?

Александра Сергеевича Пушкина.

О чём повествуется в стихотворении? Зачем оно написано? Кому посвящено?

О любви, чтобы сообщить возлюбленной о своих чувствах, посвящается Анне Петровне Керн.

Какой образ у стихотворения?

Высказывают различные варианты.

Я слышу от вас ответы противоположные друг другу.

Какие образы у стихотворения? Почему ты так считаешь?

Лирико-романтический, лирико-драмматический и т.д.

Как вы считаете, при смене образа стихотворения, положенного на музыку, что-то меняется в мелодии, в аккомпанементе?

Да, в зависимости от содержания пишется мелодия в другом характере.

На строки стихотворения А.С. Пушкина, М. И. Глинка написал произведение жанр которого – романс.

Фрагмента романса « Я помню вальса звук прелестный»

Скажите, что за произведение мы с вами прослушали? (романс)

Что такое романс? (это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)

Какие инструменты исполняют романс? (исполняли романс в старину под аккомпанемент лютни, а в 19 веке под гитару и фортепиано)

К какому жанру относится романс по способу исполнения? (жанр вокальной музыки)

В каком ритме написан этот романс? (В ритме вальса).

Эпоха 19 века — это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.

Удалось Глинке передать музыкой то, что вложил в строки стихотворения Пушкин? Почему?

Чувства Михаила Ивановича были глубоки к Екатерине Ермолаевне Керн.

Как вы думаете композитор украсил это стихотворение музыкой или всё-таки она здесь лишняя ? (ответы детей).

Музыка дополняет содержание романса.

Под влиянием любви, композитор создал ещё одно произведение для фортепиано под названием – «Вальс-фантазия». Чем отличается вальс, от романса?

Вальс – это музыка для танца.

М.И Глинки – «Вальс-фантазия»

Михаил Глинка очень любил Екатерину, но быть с ней он не мог, он был женат, и она не свободна.

В произведении был повтор одного и того же фрагмента, а остальное разнообразие – это были женщины, которые окружали его, которых он встречал на приёмах и торжествах, исходя из этого менялся регистр, тема, такая смена называется фразировка. Но одна, была неизменна и повторялась не единожды.

Как вы считаете, почему такое название присвоено произведению?

Вальс – потому что в ритме вальса…

Фантазия, так как все чувства, испытываемые возлюбленными, были глубоки, но они оба были не свободны и очень не решительны, поэтому о практическом воплощении не могло быть и речи.

На каком инструменте исполнялось произведение?

Для какой обстановки больше подходит этот вальс?

В каком ритме написано произведение?

Под него можно танцевать? Где?

Значит это уже не лирико-бытовой образ, какой же тогда? Почему?

В каких жанрах мы узнали о романтических отношениях Глинки и Керн?

В вокальном жанре – романс, и инструментальном жанре – вальс.

Давайте попробуем сравнить другие произведения.

К. БАЛЬМОНТ. ОСТРОВОК

Из моря смотрит островок,
Его зеленые уклоны
Украсил трав густых венок,
Фиалки, анемоны.
Над ним сплетаются листы,
Вокруг него чуть плещут волны,
Деревья грустны, как мечты,
Как статуи, безмолвны.
Здесь еле дышит ветерок,
Сюда гроза не долетает,
И безмятежный островок
Все дремлет, засыпает.

А теперь прослушаем музыкальное произведение.

Фрагмент романса «Островок» С. Рахманинова

Содержание и форма произведений искусства взаимосвязаны, одно произведение дополняет другое.

Что вы делали на уроке?

Что вы на уроке сегодня узнали нового или уже повторили вспомнили?

Как вы думаете вам пригодится эти знания в жизни, где вы сталкивались с вальсом в своей жизни?

О чём вы хотели бы узнать побольше?

Всего хорошего вам. До встречи на следующем уроке!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *