Учтите что в причастный оборот не входит определяемое

§ 14. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Учтите что в причастный оборот не входит определяемое

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

85. Спишите сначала предложения с причастными оборотами, затем-с одиночными причастиями. В предложениях первой группы заключите определяемое слово в прямоугольник и от него к причастному обороту поставьте вопрос; в предложениях второй группы соедините стрелкой причастие со словом, от которого оно зависит, и поставьте вопрос.

Учтите что в причастный оборот не входит определяемое

1. Под ведёрком высилась груда раскалённых углей с меняющимися оттенками. 2. Володя выловил ложкой дымящу..ся паром картоф..лину. 3. Ведёрко было снято с закопчённой, обуглившейся палки. 4. Володя доставал из ведёрка горяч.. картоф..лины с потрескавш..йся кожицей и разбрасывал их по мешку, чтобы они остывали. 5. Небо было всё в звёздах, излучающ..х ровный, тихий свет. 6. Иван предл..жил взобраться на (не)высокий глинистый бугор, поросший кустарником, и посмотреть на реку. 7. Потом они вернулись к потухшему костру и начали укладываться спать. 8. Изредка доносились ночные ш..рохи и звуки, пр..глушённые лесом.

Прочитайте предложения. На каком месте стоит в них причастный оборот: до определяемого им существительного или после него? В каком случае он выделен запятыми? какие?

Учтите что в причастный оборот не входит определяемое

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.

Учтите что в причастный оборот не входит определяемое

86. Прочитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? • Выпишите сначала предложения с причастными оборотами, а затем остальные. Причастные обороты и одиночные причастия подчеркните, определяемые ими существительные заключите в прямоугольник, расставьте пропущенные запятые. Обозначьте часть слова, в которой находится вставленная орфограмма.

Вокруг дуба толпились ребята (с, з)бежавшиеся с соседних дворов. Они показывали пиль(ч, щ)икам рисунки изображавшие старый дворовый дуб от..гчённый густой кроной. Тогда пиль(ч, щ)ики нехотя поднялись, оставив пилу в пропиленной расщелин.. ствола. Пользуясь тем, что они отошли, ребята поспешили выдернуть пилу из раны нанесённой старому дереву. Они решили положить пластырь обв..зать тряпками поражённое место и т..рпеливо ждать лета. Дуб стоял с перебинтованным стволом.

87. Опишите окрестности вашего города, села, вашей местности. Изменились ли они за последние годы? Соберите факты. Может быть, речки, озёра стали чище, прозрачнее? Или наоборот? А лес стал гуще, его лучше охраняют? Убирают старые гнилые деревья, сажают молодые? Или наоборот: стройные, крепкие деревья срубают, продают; подлесок вытаптывают? Что должны и могут делать школьники, чтобы сохранить родной край? Порассуждайте на эту тему. Какой вид монолога вы выберете? Какие языковые средства?

88. Сопоставьте предложения. На что в одежде своих знакомых обратил внимание Никита? Спишите, расставляя пропущенные запятые. Причастные обороты выделите графически. Обозначьте окончания в причастиях.

Учтите что в причастный оборот не входит определяемое

1. Никита на ц..почках вышел в к..ридор и увидел важно идущ..ю ему навстречу девочку в белом. 2. Лиля была одета в белое платье с голубой ш..лковой лентой завязанн..й сзади в больш..й бант. 3. Девочка всё время смеялась посматр..вая на огромную куклу, сидящ..ю под ёлкой. Там же лежали бумажные п..кеты с подарками завёрнут..е в разноцветные платки. 4. Аркадий Иванович надевш..й ч..рный долгополый сюртук и коробом стоявш..ю накр..хмаленн..ю рубашку (не)знал, что ему делать. 5. «А я одной рукой словарь подн..маю», — дрожащ..м от досады голосом проговорил Виктор.

89. Проанализируйте предложения. Спишите, обозначая границы причастного оборота и расставляя пропущенные запятые.

1. Ветер дувший с моря всё время усиливался. 2. Листва сорванная с деревьев закружилась в вихре и стала подниматься кверху. 3. Мыс возвышавшийся над поверхностью озера был похож на утюг. 4. Дорога вся изрытая глубокими колеями шла тёмным хвойным лесом. 5. Остров озарённый солнцем пышно и ярко сиял над холодной и неприветливой водой.

90. Спишите, расставляя пропущенные запятые, обозначая причастные обороты. • Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. Обозначьте часть слова, в которой находится орфограмма.

берёста
из берёсты
береста́

1. В начале пятидесятых годов в Новгород.. учёные нашли берест..ные грамоты написанные без единой капли чернил. 2. Буквы на берёсте проц..рапаны тщательно заострённым писалом. 3. Новгородцы в древност.. буквально ногами ходили по грамотам брошенн..м на землю. 4. От брошенного в грязь совреме(н, нн)ого бумажного письма уже спустя (не)большое время (не)остане(т, ть)ся даже следа, а проц..рапанное берест..ное письмо в благоприятных условиях даже в грязи пролежит многие столетия.

1. Росш..е (не)забудки у руч..я уже зацвели. 2. Показавш..ся солнце из-за туч(?) ярко осв..тило лес и поляну. 3. Появивш..ся поч(?)ки на деревьях сигналили о наступавш.. весне. 4. На пристан.. толпились ожидающ.. пассажиры посадк.. на катер. 5. Молч..ливо стоят одетые берёзы и клёны листвой. 6. Широко разл..ваются наполняемые реки талой водой.

Источник

Поиск ответа

Вопрос № 285092

Ответ справочной службы русского языка

В этом предложении подлежащее находится внутри деепричастного оборота. Дее причастные оборот ы, включающие в свой состав подлежащее (разумеется, не выделяемое внутри оборота запятыми), встречаются в стихотворных текстах у поэтов-классиков. Ср. другие примеры: Услышав граф её походку и проклиная свой ночлег и своенравную красотку, в постыдный обратился бег (А. С. Пушкин); Но рабскую верность Шибанов храня, свово отдаёт воеводе коня (А. К. Толстой).

Подскажите пожалуйста, являются ли дее причастные оборот ы в данных предложениях согласованными: 1) Проводя долгое время с книгой, чувствуешь себя лучше, 2) Рассматривая этимологию слова, начинает казаться, что наши предки всегда проявляли снобизм

Ответ справочной службы русского языка

Первое предложение построено правильно. Второе содержит ошибку употребления деепричастного оборота.

Уважаемые сотрудники Грамоты! Совсем запуталась со знаками препинания. Нужна ли запятая после союза «и»? Помогите!
Объединив многолетний опыт технологий варки кондитерских масс с фармацевтическими формулами добавок и, соблюдая все необходимые требования, компания Tanis Confectionery является надежным партнером и поставщиком решений для фармацевтических продуктов в новом дизайне.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна ни до, ни после союза и, т. к. этот союз соединяет однородные дее причастные оборот ы.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: С сердцем, переполненным любовью, она устремилась к нему; для людей, уверовавших в местах лишения свободы.

здравствуйте, подскажите, пожалуйста, по запятым: «закрыв глаза и не видя взмаха топора я бы не понял когда была расколота чурка»
прошу пояснить почему именно так

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: закрыв глаза и не видя взмаха топора, я бы не понял, когда была расколота чурка. Первая запятая обособляет дее причастные оборот ы, вторая отделяет придаточное предложение от главного.

Запятые после слов «Заказчик» и «Исполнитель» факультативны?

Спасибо.
С уважением, Елена

Ответ справочной службы русского языка

Запятые, закрывающие причастные оборот ы, нужны. Запятую после слов с одной стороны надо убрать. Кавычки уместны.

Каким правилом надо руководствоваться при постановке запятых в предложениях следующего типа:
1. В связи с завершением работы приемочной комиссии, созданной приказом производственного отделения от 00.00.2000 №00 и на основании акта, утвержденного приказом филиала. приказываю.
2. В соответствии с п.6 Коллективного договора, пролонгированного на 2013 год (приказ общества от 00.00.2000 №00) и в связи с 60-летием специалиста отдела. приказываю.
Нужна ли запятая перед союзом «И»? Почему?

Ответ справочной службы русского языка

Прочел на упаковке сыра: «Расфасовано используя защитный газ».
Разве можно употреблять дее причастные оборот ы в безличных предложениях?
Кроме того, как я понимаю, его еще нужно обособить?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

В предложении «На стене висели ландкарты,все почти изорванные,но искусно подклеенные рукою Карла Ивановича» присутствуют однородные причастные оборот ы,или же это один причастный оборот(все почти изорванные,но искусно подклеенные рукою Карла Ивановича)?

Ответ справочной службы русского языка

Это разные причастные оборот ы.

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали правильно. Запятая перед отправив нужна: обособляется деепричастный оборот. Запятая перед или не нужна: союз соединяет однородные дее причастные оборот ы.

«Я уменьшаю риск заболевания (,) либо делая прививку, либо употребляя много полезной пищи». Вопрос: нужна ли запятая перед первым «или» и если нет, то почему?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна, поскольку здесь дее причастные оборот ы образуют смысловой центр высказывания.

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, должна ли быть в данном предложении запятая (которая указана в скобках) или нет? И по какому правилу?
Учитывая вышеизложенное, а также (,) руководствуясь ГК РФ, согласно которому все права и обязанности по данному помещению, с момента перехода права собственности, возлагаются на нового собственника, просим Вас производить оплату переменной составляющей Арендной Платы на счет Арендодателя после выставления Арендодателем счета.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ГК РФ – однородные дее причастные оборот ы, соединяемые союзом а также. Для постановки после союза запятой нет совершенно никаких оснований.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены запятые в следующей фразе: «Несколько дней на виду у видеокамер(,) записывающих каждое движение(,) ведущих объективную хронологию событий(,) Михаил. «

Ответ справочной службы русского языка

Все обозначенные запятые нужны: обособляются причастные оборот ы, стоящие после определяемого слова.

Деепричастные и причастные оборот ы

Ответ справочной службы русского языка

Правила обособления см. в разделе Запятая (при определительных и обстоятельственных оборотах).

Источник

Поиск ответа

Вопрос № 308706

Здравствуйте, пишу по поводу вопроса №297889. Возник такой же вопрос, а запятая кажется уж очень неуместной. Наткнулись на следующее правило: «Деепричастие, утеряв глагольный признак добавочного действия, может обрести значение наречия. В таком случае одиночное деепричастие не выделяется запятыми. Пример: Старик с внуком шли по дороге не торопясь». В нашем случае предложение звучит так: «Ознакомиться с полной версией вы сможете, перейдя по ссылке». Мы полагаем, что к обороту «перейдя по ссылке» можно задать вопрос «как? каким образом?», и в таком случае будет применимо правило утраты глагольного признака, обозначенное мной выше. Очень хочется разобраться с данным случаем, заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вы спрашиваете о ситуации, недостаточно четко описанной в правилах. Дее причастные оборот ы со значением образа действия все же чаще обособляются, потому что имеют отчетливое значение второго, сопутствующего действия. В предложении Ознакомиться с полной версией вы сможете, перейдя по ссылке также говорится о двух действиях: когда (если) перейдете по ссылке, то ознакомитесь. То же и в предложении из вопроса № 297889.

Здравствуйте! Как вам представляется, корректно ли с точки зрения синтаксиса следующее предложение? Если нет, то почему? Спасибо. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Ответ справочной службы русского языка

Предложение построено неудачно. Синтаксическая проблема в том, что однородные причастные оборот ы не являющиеся основными видами деятельности и соответствующие указанным целям оторваны друг от друга другими членами предложения, относящимися не к первому причастному обороту, а к предшествующим ему словам: вправе осуществлять. лишь постольку. Неудачным кажется и порядок смысловых компонентов.

Ответ справочной службы русского языка

Действительно, деепричатный оборот употреблен неверно, предложение следует перестроить — например, так, как Вы предлагаете.

В русском языке действие, обозначаемое деепричастием (деепричастным оборотом), относится, как правило, к подлежащему данного предложения. В конце XVIII и XIX веке под влиянием французского языка дее причастные оборот ы нередко употреблялись в отрыве от подлежащего. На некорректность такого употребления указывал еще Ломоносов, однако оно продержалось до начала XX века.

Правильно ли расставлены запятые, после аббревиатуры НК РФ, это обособление? Настоящим письмом сообщаем Вам, что сделки, приравненные к контролируемым согласно ст.105.14 НК РФ, в 2019 году в Обществе отсутствуют

Ответ справочной службы русского языка

Да, причастные оборот ы обособляются. Если сочетание в 2019 году не входит в причастный оборот, то запятая стоит правильно.

День добрый! В предложении «Кольцо работает (,) даже находясь в рюкзаке» требуется ли запятая?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна. Дее причастные оборот ы, начинающиеся с союзов или частиц, обособляются.

Здравствуйте. Нужны ли запятые перед словами «соблюдая, соответствуя, следуя»? Какой частью речи они являются в этих предложениях: деепричастием или отглагольным наречием? Пока не живёшь, соблюдая четыре принципа, не получишь ответа. Когда живешь, соответствуя этим четырем принципам, приходит сила воли. Необходимо жить, следуя этим четырем принципам. Благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Это деепричастия, запятые поставлены верно: они выделяют дее причастные оборот ы.

Ответ справочной службы русского языка

Мы рекомендуем разделить это предложение на два или переформулировать его так, чтобы причастные оборот ы не следовали один за другим.

Здравствуйте, Грамота.ру. Поиск по похожим запросам не дал мне окончательного ответа на мой вопрос. Скажите пожалуйста, правильно ли отсутствие запятой перед деепричастием «восстановив»? Объясните пожалуйста, почему. Предложение: «Пострадавшие смогут рассказать об участии в спецоперациях восстановив память о них посредством обращения к гипнотерапевтам».

Ответ справочной службы русского языка

Дее причастные оборот ы выделяются запятыми. Запятая перед словом восстановив нужна.

Добрый день, помогите, пожалуйста, с вопросом по поводу причастного оборота. В предложении: «Это позволило оказать помощь 249 семьям: 99 (запятая тут нужна?!) воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, 93 малоимущим, 29 многодетным и 28 (запятая?) оказавшимся в иной трудной жизненной ситуации.» я знаю, что нужны запятые, так как есть причастные оборот ы, но опущено слово «семьям». Два человека мне доказывают, что запятые там не нужны. Еще доводов того, что это причастные оборот ы, привести не могу.

Ответ справочной службы русского языка

Предлагаем такой вариант: Это позволило оказать помощь 249 семьям: 99воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, 93 малоимущим, 29 многодетным и 28 – оказавшимся в иной трудной жизненной ситуации.

Уважаемые эксперты! Разрешите наш спор. В предложении «Меня окружают люди, общаясь с которыми я расту» нужно ли ставить запятую после слова «которыми»? Дайте точную наводку на правило, а то у меня не хватает аргументов человека, не учившего правила, но понимающего логику языка.

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастия и дее причастные оборот ы не обособляются, если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который. Запятая после которыми не нужна.

Здравствуйте. Нужна ли запятая после «котором»? Желание, играя на котором, можно сделать из подростков послушных кукол.

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастия и дее причастные оборот ы не обособляются, если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который. Верно: Желание, играя на котором можно сделать из подростков послушных кукол.

В заголовках рецептов причастные оборот ы обособляются запятой? Например, Креветки жаренные в соевом соусе с чесноком.

Ответ справочной службы русского языка

Возможно три варианта: креветки жареные в соевом соусе с чесноком (сначала пожарили, затем добавили соус с чесноком); креветки, жаренные в соевом соусе с чесноком (прямо в соусе с чесноком их и жарили); креветки, жаренные в соевом соусе, с чесноком (жарили в соусе, а потом добавили чеснок).

Выделяется ли запятыми прич. обор. со след. порядком слов: сущ., дополн., завис. от прич., прич. Напр.: «Я презираю прах (,) меня составляющий.»

Ответ справочной службы русского языка

По общему правилу причастные оборот ы, стоящие после определяемого слова, обособляются. Указанная запятая нужна.

Добрый день! Нужна ли запятая после слова «апреля» в предложении: «Покупая кофе 23 апреля в рамках акции «Эспресс-помощь», ты помогаешь бездомным». Каким правилом русского языка регулируется постановка запятых в этом случае?

Ответ справочной службы русского языка

Дее причастные оборот ы на письме выделяются запятыми. В этом предложении деепричастный оборот: п окупая кофе 23 апреля в рамках акции «Эспресс-помощь». Запятая ставится после всего оборота.

Для постановки запятой внутри деепричастного оборота нет оснований.

Ответ справочной службы русского языка

Сами по себе союзы не обособляются, могут обособляться компоненты, примыкающие к союзам, например вводные слова, дее причастные оборот ы. В приведенном Вами предложении оснований для постановки запятой после союза но нет.

Источник

Причастный оборот — упражнения для тренировки (русский язык 7 класс)

Упражнение 1. Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах.

1. На тарелк(е-и) лежал сыр нарезанный тонкими ломтиками. 2. Мальчик прочитавший эту книгу получил высокую отметку.3. Сделанные из серебра статуэтки сразу привлекли моё внимание. 4. Листья ярко осв..щенные солнцем к..зались красными.5. Мы сели в автобус под(?)ехавший к нашей остановк(е-и).6. Мы с удовольствием смотрели на хорошо вычищенную посуду. 7.Костёр разожженный мальчиками был виден издалека. 8. Катя одела новое пальто сшитое из плотной ч..рной ткани.9.В честь праздника мама поставила на стол салат приготовленный из экзотических фруктов. 10. Туго заплетенные косички торчали в разные стороны.

Упражнение 2. Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах. Выделить чередующиеся корни.

Упражнение 3. Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах.

1 Победившие в соревнованиях спортсмены получили ценные призы. 2. Старые ящики сваленные в одну кучу лежали на заднем дворе.3. Засушенные листья Яна хр..нила в коробчк(е-и) сделанной из серебристого мета(л-лл)а. 4.Мать негромко нап..вавшая какую(то) песню сразу замолчала когда я вошел. 5. Ребята идущие вдоль морского берега увидели впереди разрушенный дом.6. На самом деле это был не журавль а принц заколдованный злой волшебницей.7.На парте лежала забытая учителем тетрадь.8.Путь нам пр..граждала дверь запертая на засов. 9. Здесь были дети поющие народные песни и исполняющие стари(н-нн)ые танцы.10. Она замолчала очень расстроенная тем что узнала.

Упражнение 4. Исправить речевые ошибки, преобразуя данные предложения в предложения с причастными оборотами.

1. Дом, который был построен на холме, стоял возле ручья, который впадал в Гаронну. 2. Люди, которые с детства живут в Москве, хорошо знают места, о которых я говорю. 3. Солдаты, которые пытались взобраться на стену по лестницам, походили на муравьев, которые так же упорно лезут вверх по какой-нибудь ветке. 4. Шум, который доносился сверху, мешал детям, которые спали на первом этаже. 5. Книги, которые написал Пушкин, всегда будут представлять ценность для людей, которые любят читать. 6. Эту награду получит человек, который найдет кошелек, который я потерял. 7. Хрустальная вазу, которую Марина разбила, склеить было нельзя, и мы отнесли ее старику, который покупал такие вещи.

Упражнение 5. Исправить речевые ошибки, преобразуя данные предложения в предложения с причастными оборотами.

1. Молодые работники, которые переселились в наши места, были довольны теми домами, которые для них построили. 2.Действительно, пуля, которую выпустил молодой охотник, попала в дерево, которое росло на краю пруда. 3. Кошка, которая играла с клубком, вдруг увидела мышь, которая сидела под лавкой. 4. Ту комнату, в которой раньше жил Егор, теперь дед отдал племяннице, которая недавно приехала из Москвы. 5. Письмо, которое написала Татьяна, так и осталось лежать на тумбочке, которая стояла возле кровати. 6. Мы сели в автобус, который ехал в новый микрорайон, который построили совсем недавно. 7. Князь поднял лук, который подал ему слуга, и выстрелил в лань, которая как раз в этот момент выпрыгнула из кустов на дорожку.

Упражнение 6. Объяснить вставленные буквы. Среди предложений 4 – 6 найти предложение с причастным оборотом ; изменить его так, чтобы причастный оборот выделялся запятыми.

Упражнение 7. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Причастные обороты выдели.

1. К реке сбегает тропинка едва вид…мая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаря…мая луной. 3. Шелестит камыш чуть колебл…мый ветром. 4. Чьи- то голоса слыш…мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Пригиба…мая ветром трава ложилась на землю. 6. Всадник скач…щий на коне показался за бугром. 7. Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня. 8. Не та…щий на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность. 10. Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.

Упражнение 8. Замените, где можно, придаточные предложения причастными оборотами, поставьте необходимые знаки препинания.

1. Наступил день, которого мы давно ожидали. 2. Жизнь, которая прошла без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания. 3. Книги я брал в городской библиотеке, которую основал еще А.П.Чехов. 4. Ум, когда он направлен на одно отрицание, бледнеет, сохнет. (Тургенев И.С.) 5. Крупный дождь, который успел прибить пыль, но не успел навести грязь, перестал. 6. Нет слаще покоя, чем тот, что покупается трудом.(Чехов А.П.) 7. Завтра мы должны были соединиться с ополченцами, что шли нам навстречу. 8. По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели.

Упражнение 9. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело… (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием.(И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя.(И. Тургенев)

Упражнение 9. Определите, какую роль выполняет причастие в каждом из данных словосочетаний. Выпишите словосочетания в два столбика: 1) причастие – главное слово; 2) причастие — зависимое слово.

Преодолевающие болезнь, наблюдаемое явление, горящие леса, переплывающие через реку, поднявшихся медленно, сидящая девушка, проявленный интерес, спрятавшийся в траве, нанесенный на холст.

Упражнение 10. Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.

Тучи, которые тают вдали.
Лодка, которая плывет по реке.
Книга, которую прочитал школьник.
Земля, которую освещает солнце.
Дома, которые стоят по краю дороги.
Небо, которое грозно потемнело.

Упражнение 11. Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял перед определяемым словом. Запишите полученные предложения.

Слова для справок: усыпанные разноцветными листьями; скошенные летом; вернувшегося домой; управляемая опытным капитаном.

1) Лодка плыла по узкому фарватеру. 2) Леса сияли всеми цветами радуги. 3) Травы перевезли в деревню. 4) Солдата встречала вся семья.

Упражнение 12. Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял после определяемого слова. Запишите полученные предложения.

Слова для справок: освещенная бледной луной; припудренные утренним инеем; выкрашенные к празднику; долетавшими издалека.

1) Тишина изредка прерывалась звуками. 2) Дорога петляла среди деревьев. 3) Дома смотрелись как новые. 4) Луга светились серебром.

Упражнение 13. Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.

1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру. 4) Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине около заросшего ракушечником камня лениво проплыла мимо.

Упражнение 14. Диктант-схема. Самопроверка.

1.Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.
2.Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
3.За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.
4.В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
5.И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
6.Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.
7.На засеянном по весне поле появились первые всходы.
8.Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
9.На окне все еще лежала забытая утром книга.
10.Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.
11.От травы скошенной утром шел пряный запах.
12. И лишь увядшие цветы напоминали о лете.

Укажите номера предложений, в которых:

Упражнение 15. В предложениях из произведений Антона Павловича Чехова обозначьте причастные обороты и слова, от которых они зависят. Поставьте запятые.

Передо мной стоял чайник, засыпанный рублевым чаем. Он увидел две длинные тени шагавшие через шпалы. У глинистого берега стояла купальня обитая парусом. В руках он держит циркуль сделанный из двух длинных спиц. Под колесами всхлипывал снег мешавшийся с вязкой грязью. Рядом с управляющим стоял мужик приезжавший ко мне с письмом. У широкой степной дороги называемой большим шляхом ночевала отара овец. Два окна выходившие из дежурной комнаты были ярко освещены. Старые березы насаженные по краям ее тихо шептались молодой листвой. С деревьев окутанных легким туманом и с папоротника сыпались крупные брызги. Конверт первый попавшийся мне на глаза содержал в себе следующее письмо.

Упражнение 16. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов.

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
4. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
5. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
6. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
7. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
8. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.
10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
11. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.
12. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
13. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
14. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Упражнение 17. Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.

1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик — это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

Упражнение 18. Составьте текст из «рассыпанных» слов. Графически обозначьте причастные обороты.

а) Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, в, на, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, море, берег, заливающий, желтый, освещать, горизонт, круглый, далекий. Скалы, дорожка, часовые, море, темный, разделенный, лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как.

б) Глядя, на, картина, «Штиль», море, простор, беспредельный, восхищаться. Внимание, небо, гладь, облака, оно, привлекать, над, с, по, тихий, голубой, огромный, пушистый, простирающийся плывущий. Картина, покой, от, веять. Море, рыбаки, спокойны, готовящийся, и, в, выйти.

а) На картине «Георгиевский монастырь» художник изобразил море в лунную ночь. Круглая луна, заливающая мир желтым цветом, освещает море, берег, далекий горизонт. Темные скалы, разделенные лунной дорожкой, стоят как часовые, охраняющие спокойное сонное море.

б) Глядя на картину «Штиль», восхищаешься беспредельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо, простирающееся над тихой голубой гладью, с пушистыми облаками, плывущими по нему. От картины веет покоем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *