Учреждения доп образования что это

Учреждение дополнительного образования детей

Учреждения доп образования что это

Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й— тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Содержание

Типология учреждений

Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Существуют следующие виды учреждений:

До 2006 года в номенклатуру учреждений входили также:

Кроме того с 1992 по 1997 год существовали такие виды учреждений как:

Детские ж/д существуют и по сей день в 25 городах России, 9 городах Украины,по одной в Казахстане, Белоруссии и Узбекистане.

История развития учреждений дополнительного образования в России

В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2005 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8,7 млн детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).

На 31 декабря 2005 года в системе образования Российской Федерации функционировало 2944 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в том числе 1917 — ДЮСШ, 464 — СДЮШОР, 556 — ДЮКФП, 7 — центров физической культуры.(59,5 % от общего количества данных учреждений по России находятся в ведении образования, остальные в системе Росспорта и добровольных спортивных обществ, а также государственно-общественной организации «Юность России»). Всего в Российской Федерации насчитывается 4951 таких учреждений. [1]

Литература

Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2005, 204 с.

Источник

Что такое дополнительное образование? Центры, программы

Учреждения доп образования что это

Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?

Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.

Учреждения доп образования что это

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

На какие подвиды делится?

Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.

По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.

Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.

Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.

Учреждения доп образования что это

Дополнительное профессиональное образование

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Переподготовка

Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так.

Учреждения доп образования что это

Образование, направленное на детей и взрослых

Учреждения доп образования что это

Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Рассмотрим эти программы подробнее.

Учреждения доп образования что это

Общеразвивающие программы

Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.

Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.

Предпрофессиональные программы

Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.

Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.

Учреждения доп образования что это

Предпрофессиональное обучение в сфере культуры

Учреждения доп образования что это

Предпрофессиональное образование в спорте и культуре

Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.

Направленности

Где получить услугу?

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

Источник

Учреждения дополнительного образования детей

Вопросами развития талантов своих детей и поддержки их способностей родители в России начали активно интересоваться с конца девятнадцатого века. Большое влияние УДОД (учреждения дополнительного образования детей) имели при комсомольских и пионерских организациях, тогда особое внимание уделялось социальному воспитанию подрастающего поколения.

Суть деятельности учреждений дополнительного образования детей сменилась. Сегодня идеологические мотивы, которые так четко просматривались в схемах воспитания двадцатого века, не особо актуальны, на первый план вышли процесс поиска талантливых детей и активное развитие их способностей.

Какие учреждения существуют

Учреждения доп образования что этоСовременные УДОД не только вовлекают ребенка в определенную деятельность, но и воспитывают в нем лидерские качества, умение мотивировать себя на будущие победы.

По форме подчинения учреждения ДОД бывают:

Другой вид классификации основывается на направлениях и масштабах деятельности заведений. На данный момент на территории страны существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей:

Кроме того, кружки и курсы для детей и школьников могут быть организованы на факультетах дополнительного образования вузов.

До принятых в 2006 году изменений существовали и другие виды учреждений дополнительного образования. К ним относили:

В конце прошлого столетия выделяли еще такие виды учреждений, как детская картинная галерея или железная дорога. Сейчас за счет уменьшения количества типов работа УДОД более четко структурирована и координируема. Тем не менее старых, добрых названий никто не отменял после вступления в силу ФЗ № 273, но официально кружки, секции, ансамбли, творческие мастерские, студии называются объединениями дополнительного образования по интересам.

Направления

Учреждения доп образования что этоНа данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:

У каждого из этих направлений есть свои особенности, а также образовательная программа учреждения дополнительного образования.

Основные задания и цели

Перед учреждениями дополнительного образования всех направлений ставятся единые цели и задачи:

Государство минимально устанавливает стандарты для дополнительного образования. УДОД строит собственную учебную программу на базе типового устава, разработанного властями в 2014 году. В документе прописаны особенности организации процесса работы с детьми, приведен образец расписания, указаны рекомендуемые нормы продолжительности занятий, установлены правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное.

Родители в любой момент имеют возможность сменить учреждение и педагога, обучающую программу. В основе деятельности современных УДОД лежит свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях.

Источник

Учреждения дополнительного образования

Смотреть что такое «Учреждения дополнительного образования» в других словарях:

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним… … Педагогический словарь

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — – образовательные учреждения – дворцы, дома и центры детского творчества, станции юных техников, туристов, натуралистов, центры традиционной культуры, народных ремесел и другие, обеспечивающие условия для личностного развития, укрепления здоровья … Терминологический ювенологический словарь

Учреждения дополнительного образования туристско-краеведческого профиля — центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции юных туристов (СЮТур), детские туристские базы, детские туристские клубы. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ … Официальная терминология

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы различной направленности, выходящие за пределы определяющих их статус основных образовательных программ в целях всестороннего удовлетворения образовательных… … Профессиональное образование. Словарь

Учреждение дополнительного образования — образовательное учреждение,реализующее дополнительные учебные программы различной направленности,выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Учреждение дополнительного образования детей — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

Центр дополнительного образования одарённых школьников — Центр дополнительного образования одарённых школьников … Википедия

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Энциклопедия права

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Большой юридический словарь

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — 2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется учреждение) тип образовательного учреждения, основное предназначение которого развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных… … Официальная терминология

Источник

Система дополнительного образования детей

Учреждения доп образования что это

Дополнительное образование в современной России – это одно из приоритетных направлений политики. Система учреждений, которая призвана предлагать дополнительные образовательные услуги, помогает детям в полной мере развить свои навыки и таланты.

Оглавление:

Современная система дополнительного образования в России: какие учреждения существуют?

Существует следующая структура организации дополнительного образования: центр, детский парк, дворец, школа допобразования, станция. Все они подчиняются районным отделам образования и подведомственны Министерству образования России.

Центр – это учреждение, имеющее большое количество филиалов. Оно координирует выполнение программ в школах, музеях, станциях, мастерских, студиях и др. Центры допобразования подразделяются на

• Центр внешкольной работы.

• Центр развития творчества и гуманитарного образования.

• Центр творчества детей.

В современной системе дополнительного образования детей в России функционируют Дворцы – учреждения с очень подвижной структурой. Направления их работы полностью соответствует удовлетворению образовательных нужд окружающего общества.

Школа в современной системе дополнительного образования в России представляет собой целостное учреждение, реализующее различные программы, единообразные в профиле. Школы могут отличаться по уровню, профилю, а также ступеням обучения.

Органично вписываются в систему клубы – объединения учащихся и учителей, которые созданы для общения в связи с разными видами интересов. Клубы позволяют в привлекательной и простой форме утверждать важные социальные ценности.

Дети также могут всецело развивать свои навыки, посещая станции – профильные учреждения допобразования. Они оснащены специальным оборудованием для обучения, проведения опытов и экспериментов.

Лучше познать природу помогут детские парки – объединения, которые реализуют процесс образования и воспитания в природных условиях.

Учреждения доп образования что это

Классификация программ дополнительного образования в России

В системе дополнительного образования детей в России существуют следующие виды программ.

• Типовая. Она создана и одобрена Министерством образования и рекомендуется для проведения конкретной деятельности в сфере образования

• Модифицированная. Иное название вида – адаптированная. Данная программа представляет собой изменённый вариант типовой для определённых параметров учебной деятельности, способностей детей, уровня их развития.

• Экспериментальная. Её цель – это поиск новых возможностей, способов и методов образования.

• Авторская. Такой вид программы полностью написан одним педагогом или педагогическим коллективом. Она наполнена новизной, творческим подходом к достижению образовательных целей, актуальностью.

Учреждения доп образования что это

Принципы организации дополнительного образования в России

Обучение детей в системе дополнительного образования строится на следующих принципах.

• Принцип дополнительности. Под «дополнительностью» понимается полнота усилий, направленных на всестороннее развитие личности. Это отличная возможность удовлетворить образовательные потребности ребёнка.

• Принцип личностной детерминации. Система дополнительного образования функционирует на основании детских интересов и увлечений. Именно ребёнок самостоятельно выбирает отрасль, в которой будет развиваться.

• Принцип индивидуализации. Ребёнок максимально свободно развивает заложенные природой возможности и таланты. При этом образовательный процесс строится на учёте индивидуальных особенностей каждого учащегося.

• Принцип преемственности и непрерывности. Достижение образовательных целей должно осуществляться через создание связей между предметами, создание смешанных учебных программ.

• Принцип гуманизации. Для всестороннего развития личности ребёнка создаётся комфортная атмосфера свободы выражения мыслей, творчества. Во время включения ребёнка в деятельность учитываются его интересы и возможности.

• Принцип диверсификации. Допобразование разнообразно в своих формах, особенностях, охвате ученической аудитории.

• Принцип триединства обучения, воспитания, развития. Функционирование учреждений допобразования строится не только на достижении целей обучения. Через целенаправленную работу формируется личность ребёнка, развиваются его навыки.

• Принцип деятельностного подхода. Сначала действие, а потом знание – вот суть данного принципа. Образование происходит посредством вовлечения детей в разные виды деятельности.

• Принцип интегративности. Дополнительное образование может осуществляться посредством симбиоза форм организации, различных систем и прочего.

• Принцип вариативности. Учащимся на выбор предоставляются различные варианты занятости, а педагогам – возможность создания собственных моделей образования.

• Принцип социальной составляющей. Развитие системы дополнительного образования детей в России направлено на постепенную и грамотную социализацию учащихся.

Учреждения доп образования что это

Направления системы дополнительного образования в России

Современная система дополнительного образования функционирует согласно следующим направлениям.

• Военно-патриотическое. Такие программы позволяют воспитывать активную гражданскую позицию ребёнка, подготавливают его к поступлению в учебные заведения данной направленности.

• Краеведческое. Функционирование учреждений такого типа позволяет учащемуся лучше узнать историю своего города, деревни, особенности местности, в которой он проживает.

• Естественно-научное. Учащиеся, посещающие такие учреждения допобразования, расширяют знания об окружающей природе, её особенностях.

• Культурологическое. Выбрав программу этого направления, будут лучше понимать культуру своего народа, а также приобретут знания о мировом культурном наследии.

• Математическое. Кружки и объединения такого типа функционируют для развития у учащихся способностей в области точных наук и подготавливают их к поступлению в соответствующие высшие учебные заведения.

• Спортивно-оздоровительное. Данное направление представлено секциями по разным видам спорта. Учащиеся всецело развивают свои способности, улучшают физическую форму и здоровье.

• Художественно-прикладное. Подойдёт для тех детей, кто интересуется поделками, рисованием, скульптурой, театром.

• Информационные технологии. Программирование, компьютерное творчество, интернет – вот лишь некоторые составляющие данного направления дополнительного образования.

• Музыкально-исполнительское. Подойдёт для учащихся, любящих музыку и желающих всецело развивать свою способность в данной области.

Данные направления системы дополнительного образования детей помогают учащимся наиболее полно развить свои таланты, способности, дарования.

Учреждения доп образования что это

Современные подходы к проектированию программ

Программы дополнительного образования в России должны соответствовать требованиям современности, удовлетворять потребности учащихся. Это не просто примерное планирование – это система, благодаря которой будут формироваться знания, умения и навыки у ребёнка. Поэтому проектирование программ осуществляется на основании следующих подходов.

Первый подход – это постоянное изменение содержания и внесение новых технологий в организацию процесса дополнительного образования. Он подразумевает, что для достижения нужного результата необходимо использовать только продуктивные методики и технологии, доказавшие свою практическую пользу. Они должны быть нацелены на достижение предметных и межпредметных результатов и при этом соответствовать содержанию программ школьного обучения.

Второй подход – обязательное оценивание результатов образования. Данный процесс происходит на основании применения индивидуальных оценочных норм. При этом нужно рассматривать не сформированность отдельных умений, а способность учащегося применять полученные знания в незнакомой ситуации. Для этого используются ситуационные задания и задачи, внедряются деятельностные методы оценивания. Программы также предусматривают различные формы оценки: индивидуальная и групповая.

Учреждения доп образования что это

Приёмы развития творческого мышления обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Процесс дополнительного образования позволяет учащимся лучше расширить свои возможности. Главное, это формирование творческих способностей, возможности подходить к достижению поставленных целей нестандартно и креативно. Создать предпосылки для личностного роста помогают интересные приёмы развития творческого мышления в системе дополнительного образования в России.

Не может быть. Ученикам предлагается окунуться в нестандартную ситуацию, которой в реальности быть не может. Это развивает оригинальность мышления.

Факир на дудочке играл. Своеобразный процесс вживания в роль не только другого человека, но и даже животного. Учащимся предлагается взглянуть на мир глазами черепахи, слона, змеи и др.

Что, Откуда, Как. Учащемуся предлагается какой-нибудь предмет, незнакомый и непонятный ему. Ребёнок должен ответить на три вопроса: что, откуда и как.

Каляки-маляки. Учащийся с закрытыми глазами рисует на чистом листе бумаги непрерывную запутанную линию. Затем дети должны в них найти какие-нибудь предметы или образы.

Придумай название к изображению. Ученику предлагается фотография, к которой нужно придумать нестандартное название.

Перенос свойств. Сначала выбирается какой-нибудь предмет, который нужно улучшить при помощи нестандартного свойства. Затем выбираются несколько случайных объектов, анализируются их свойства и переносятся на тот предмет, который нужно улучшить.

Превращение человека в любой объект. Человек примеряет на себя роль другого человека или животного, растения, предмета неживой природы. При помощи такого перевоплощения можно придумать эффектную и интересную сказку.

Антропоморфизм. Это процесс наделения человеческими качествами любых объектов. Данный приём позволяет развить воображение, придать ему оригинальность.

Ускорение-замедление. При помощи данного приёма можно ускорять или замедлять скорость прохождения любых процессов и, таким образом, лучше рассмотреть их сущность.

Свободное фантазирование. Ребёнку предлагается развить свою фантазию на определённую тему, используя при этом любые предметы.

Учреждения доп образования что это

Роль эстетического воспитания в системе допобразования

Современная система дополнительного образования детей в России нацелена на формирование у учащихся эстетических качеств. Само содержание образования способствовать пониманию исторического и культурного наследия России, осознания мировых культурных ценностей.

Педагоги должны осознавать, для формирования эстетических качеств необходимо использовать разные виды художественно-эстетической деятельности: например, фольклорные ансамбли, хореографию, рисование, прикладное творчество.

Таким образом, дети, участвующие в системе допобразования, могут углубленно и более широко заниматься тем, что их занимает. Активное использование всевозможных методов эстетического образования помогает развивать воображение, художественные способности, взращивает интерес к продуктивной творческой деятельности.

Педагогу, который планирует участвовать в художественно-творческой работе, нужно помнить о некоторых положениях:

• все формы и виды деятельности должны иметь направленность на максимальное развитие эстетических навыков и возможностей;

• используемые формы должны способствовать формированию музыкальных и творческих способностей, самовыражению учащихся;

• воспитывать у учеников желание пропагандировать высокое искусство, музыкальную культуру.

Учреждения доп образования что это

Роль дополнительного образования

Развитие системы дополнительного образования в России позволяет дополнить проходящую школьную реформу и обновление системы общего образования в целом. Опыт работы кружков, секций, прочих объединений по интересам ярко показывает, что допобразование может стать органичной составной частью процесса детей.

При этом, неповторимые предлагаемые возможности могут применяться как на этапе младшей школы, так и на старшей ступени при реализации целей профобучения. За несколько лет были разработаны такие программы, которые могут быть положены в основу предпрофильных курсов, направляющих на освоение азов определённой профессии, так и элективных курсов – курсов по выбору в составе определённого профиля.

Школа ориентируется на «среднего» ученика – человека с определённым набором качеств и свойств. Данное положение имеет свои преимущества и недостатки, главным из которых является неспособность учащихся полностью развить свои дарования в определённой сфере. Через эффективную организацию досуга дополнительное образование поможет углубить знания ребёнка по интересующему его предмету, развить его способности и возможности.

Система дополнительного школьного образования в России позволяет каждому ученику повысить свою самооценку и статус в глазах сверстников и родителей. Ведь ребёнок понимает свою значимость, важность тех качеств и способностей, которыми он обладает.

Если современное общество не хочет превратить в школу в обычное официальное заведение, где выдают аттестаты о достижении определённой ступени образования, то нужно продолжить работу над развитием системы дополнительного образования. Её помощь в личностном развитии ребёнка неоценима. Данный потенциал необходимо развивать и улучшать.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *