Учком в школе это что

Положение об учкоме

1.Учком является исполнительным органом ученического самоуправления в школе, призванного активно содействовать сплочению коллектива, как действенное средство нравственного воспитания личности, формированию у всех учащихся сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям, определенным Уставам средней общеобразовательной школы и Правилами для учащихся.

2.Учком избирается в начале учебного года сроком на 1 год открытым голосованием на общем собрании учащихся 5-11 классов или ученической конференцией.

3.Общее собрание / ученическая конференция / проводится не реже одного раза в четверть в течение одного года.

4.В учком избираются наиболее активные, успевающие, дисциплинированные учащиеся 5-11 классов, пользующиеся среди своих товарищей авторитетом и доверием.

5.Количественный состав учкома определяется общим собранием / ученической конференцией / в зависимости от числа классов и учащихся.

Задачи и содержание работы учкома

1.Основной задачей ученического комитета является всемерное содействие руководству школы, педагогическому коллективу в завершении каждым учащимся основного общего образования, в глубоком усвоении школьниками основ наук, приобретение трудовых навыков, в формировании у школьников любви к Родине, защите своего Отечества.

2.Учком содействует организации учёта посещаемости учебных занятий, борется с прогулами и опозданиями на уроки, контролирует выполнение учащимися режима дня; помогает учителям в оборудовании учебного кабинетов, в формировании и организации работы учебного актива – ассистентов, консультантов, лаборантов из числа учащихся, в организации взаимопомощи в обучении, подготовке и проведении олимпиад, конкурсов, вечеров и других мероприятий.

3.Учком участвует в организации технического творчества, трудовой практики учащихся. В создании трудовых объединений школьников.

4.Учком организует самообслуживание: уборку классов, благоустройства классов, школьной территории, обеспечивает участие школьников в ремонте мебели, оборудования, учебников и других пособий, а в каникулярное время в проведении текущего ремонта школы.

5.Учком способствует воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся в школе и вне её, выполнению всеми школьниками правил для учащихся. Правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований, контролирует внешний вид учащихся, организует отдых школьников во время переменок, участвует в обсуждении оценок поведения учащихся и их характеристик, участвует в работе Совета школы.

Организация работы учкома

1.Из числа членов учком избирает председателя его заместителя, его заместителя и секретаря. Председателя учкома / в отсутствие председателя его заместитель / организует работу учкома. По приглашению директора школы, присутствует на заседаниях педсовета и на производственных советах, принимает участие в обсуждении вопросов, связанных с деятельностью учкома.

2.Секретарь учкома организует контроль за выполнение заседаний учкома, ведёт протоколы его заседаний и выступает с сообщением о выполнении заданий.

3.В соответствии с основным содержанием работы учком образует комиссии: ученическую, трудовую, спортивно-оздоровительную, дисциплины и порядка и другое количество комиссий, их названия и конкретный круг обязанностей, определяется учкомом по согласованию с директором школы.

4.Заседания учкома проводятся не реже одного раза в месяц. По мере необходимости на заседании учкома и его комиссии приглашаются старосты классов не избранные в состав учкома.

5.Гласность работы учкома, оперативность доведения всех его решений до каждого ученика обеспечиваются регулярным информированием, с которым выступают члены учкома и старосты на классных собраниях, а также информацией через стенную печать, школьное радио и специальный стенд учкома.

6.Учком налаживает дежурство по школе и в классах, с учётом конкретных условий работы учкома по согласованию с директором школы разрабатывает инструкцию о дежурстве по школе, и его график.

Учком и классные коллективы

1.Связь учкома с классными коллективами осуществляется через старост, избираемых классным собранием.

2.Классное собрание – коллективный орган ученического самоуправления в классе – проводится не реже одного раза в месяц. В школах, где выборы учкома проводятся ученической конференцией, классное собрание избирает делегацию на ученическую конференцию.

3.Классное собрание принимает решение по вопросам деятельности классного коллектива, заслушивает информацию по решению учкома, намечает кокретные меры по выполнению этих решений, участвует обсуждении оценок поведения учащихся класса, определяет порядок и утверждает график дежурств учащихся по классу.

4.Староста организует работу учащихся класса по выполнению решений учкома и классного собрания, даёт поручения учащихся по выполнению решений учкома и классного собрания, работу дежурных в классе. Во время дежурства класса по школе староста является ответственным дежурным по школе.

5.В 1 – 4 классах назначается педагогом или избираются из числа учащихся ответственные за конкретные участки работы: дежурство по классу, поддерживание чистоты в помещении, подготовка к школьным праздникам.

Педколлектив, детские организации и Учком

1.Педколлектив направляет работу учкома на сплочение школьных и классных коллективов, развитие общественной активности и инициативы учащихся.

2.Директор школы всемерно содействует деятельности учкома, рассматривает и одобряет его документацию: планы, инструкции, памятки.

3.Учком помогает деятельности других детских организаций в школе, даёт рекомендации по совершенствованию их работы.

Положение об учкоме принято на общешкольной ученической Конференции 17 сентября 1996 года и утверждено Приказом № 65 от 18.11.96 г.

Источник

Учком в школе это что

Положение об Учкоме школы.

1. Основные положения

2. Задачи и содержание работы Учкома.

1. Целями учкома являются:

2. Основной задачей учкома является всемерное содействие, помощь руководству школы, учителям, пионерской организации в развитии личности каждого учащегося, раскрытие творческого потенциала этой личности, способности к адаптации в дальнейшей жизни.

3. Учком принимает активное участие в организации трудового воспитания, развития навыков самообслуживания, формирования у учащихся бережного отношения к школьной собственности, в воспитании навыков сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, в организации внеклассной работы.

4. Учком организует учёт посещаемости учебных занятий, борется с прогулами и опозданиями на уроки, контролирует выполнение учащимися режима дня, помогает учителям и зав. кабинетам в оборудовании классов и кабинетов, в формировании учебного актива, в организации взаимопомощи в учении, налаживания внеклассного чтения, подготовке и проведению конкурсов, олимпиад, вечеров, активно участвует в сохранении фонда учебников.

5. Учком участвует в оборудовании учебных мастерских, в организации технического творчества, трудовой практике учащихся.

6. Учком организует самообслуживание: уборку классов, кабинетов, благоустройство школьной территории, обеспечивает участие школьников в ремонте мебели, оборудования, учебников и других пособий, в проведении декоративного ремонта школы, следит за сохранением оборудования классов и кабинетов.

7. Учком способствует воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся в школе и вне её, выполнения всеми школьниками Правил для учащихся, Правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований, контролирует внешний вид учащихся, организует отдых учащихся во время перемен и после уроков.

3. Организация работы Учкома.

4. Учком и классные коллективы.

5. Педагогический коллектив, детские организации и Учком.

6. Каждый член Учкома обязан:

— активно участвовать в работе учкома;

— быть активным, творческим человеком, болеющим за дело;

— активно участвовать в жизни классного коллектива, быть дисциплинированным;

— не проходить мимо нарушений дисциплины, порядка, способствовать бережному отношению каждого ученика к школьному имуществу, чужим вещам;

— быть культурным и вежливым, уважать права и считаться с интересами других учащихся, заботится о своём и их здоровье;

— заботится о развитии своего интеллектуального уровня.

7. Каждый член Учкома имеет право:

— высказывать своё мнение и мнение учащихся своего класса;

— требовать уважительного отношения к себе со стороны учащихся, родителей, учителей, администрации;

— направлять запросы администрации по любым вопросам жизнедеятельности школы, вносить предложения по улучшению деятельности классов, учкома, общественных организаций;

— участвовать в школьных объединениях, пользоваться учебной и материальной базой школы.

8. Внесение изменений и дополнений в данное положение.

Руководствуясь опытом работы, учком может вносить изменения и дополнения в данное положение.

Изменения «Положения об ученическом комитете школы» или дополнения к нему принимаются решением ученического комитета и вступают в силу с момента утверждения директором школы, после чего становятся частью настоящего положения.

9. Изменение состава учкома.

Член учкома может добровольно сложить с себя данные полномочия. В этом случае в течение 2-х недель со дня сложения полномочий, учком организует внеочередные выборы члена учкома от соответствующего класса в соответствии с п. 3.6 настоящего положения.

Учком в школе это что

Источник

Положение об ученическом комитете

Учком в школе это что

об ученическом комитете

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением математики № 000

1. Ученический комитет школы (далее «учком») является органом ученического самоуправления учащихся школы.

2. Целями учкома являются:

1. выражение мнения учащихся школы;

2. защита предусмотренных законом РФ «Об образовании» и Уставом школы интересов учащихся школы;

3. осуществление связи между ученическим коллективом школы и администрацией школы; организация и проведение различных внеклассных и внешкольных мероприятий.

1. совместное с администрацией школы и педагогическим советом решение вопросов, затрагивающих интересы учащихся школы;

2. создание, принятие и контроль за исполнением локальных актов, принятых учкомом;

3. участие в планировании, организации и проведении различных
внеклассных школьных и внешкольных мероприятий.

4. Формирование нового состава учкома осуществляется ежегодно следующим образом:

1. Выборы членов учкома проводятся в 2 этапа.

2. На первом этапе ежегодно, в апреле, от каждого класса из параллели 4-11 классов избираются по 3 кандидата в состав учкома.

5. Второй этап выборов учкома проводится ежегодно в сентябре из числа избранных в апреле кандидатов в состав учкома.

6. В состав учкома избирается по 1 человеку от каждого класса из параллелей 4-11 классов. Избранными считается кандидат, набравший наибольшее число голосов учащихся данного класса.

8. С целью оперативного решения вопросов взаимодействия с администрацией школы в состав учкома с правом совещательного голоса входит представитель администрации школы, которого рекомендует учком и утверждает директор школы.

5. Порядок работы учкома

1. Для организации работы учкома на его заседании избирается Председатель учкома.

2. Избранный председатель учкома с целью облегчения координации работы членов учкома назначает из их числа своего заместителя.

3. Распределение обязанностей между членами учкома производится председателем учкома с учетом инициативы и личного мнения каждого члена учкома.

4. Заседание учкома является правомочным, если на нем присутствует более 2/3 общего количества членов учкома.

5. Решение учкома считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 числа присутствующих на заседании членов учкома.

6. Заседание учкома проводятся не реже 1 раза в месяц. При необходимости председатель учкома принимает решение о проведение внеочередного заседания.

7. Учком может проводить как открытые, так и закрытые заседания. На открытые заседания могут приглашаться все заинтересованные лица.

8. Решения учкома оформляются отдельным документом и подписываются
его председателем.

6. Внесение изменений и дополнений в данное положение.

1. Руководствуясь опытом работы, учком может вносить изменения и дополнения в данное положение.

2. Изменения «Положения об ученическом комитете школы» или дополнения к нему принимаются решением ученического комитета и вступают в силу с момента утверждения директором школы, после чего становятся частью настоящего положения.

7. Изменение состава учкома

1. Член учкома может добровольно сложить с себя данные полномочия. В этом случае в течение 2-х недель со дня сложения полномочий, учком организует внеочередные выборы члена учкома от соответствующего класса в соответствии с положением о выборах членов учкома.

Права ученического комитета

Ученический комитет имеет право:

1. Проводить на территории школы собрания, иные мероприятия не реже 1 раза в неделю;

2. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого места (на стенде ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;

3. Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;

4. Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения;

5. Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы;

6. Представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;

7. Проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации не реже 1 раза в месяц;

8. Проводить среди учащихся опросы и референдумы;

9. Организовывать работу общественных приемных ученического совета, сборов предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых школьниками проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями;

10. Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях;

11. Пользоваться организационной поддержкой лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий учебного совета;

12. Вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы;

13. Вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения;

14. Создавать печатные органы;

15. Направлять представителей ученического совета на заседание органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся;

16.. Вносить предложения в план воспитательной работы школы;

17. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.

Порядок формирования и структуры ученического комитета

1. Ученический комитета формируется на выборной основе сроком на один год;

2. Состав ученического комитета формируется учащимся 4-11 классов путём прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур на школьной ученической конференции;

3. Ученический комитет самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава Председателя ученического совета;

4. В составе ученического комитета могут быть сформированы комиссии и инициативные группы.

1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;

2. Изменения в настоящее положение вносятся школьной конференцией по предложению ученического комитета.

Источник

Учком в школе это что

Учком в школе это чтоУчком в школе это чтоУчком в школе это чтоУчком в школе это чтоУчком в школе это что

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЧЕСКОГО КОМИТЕТА В ШКОЛЕ ПО ВОСПИТАНИЮ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЧАЩИХСЯ

Ленинское учение о социалистической сознательной дисциплине предполагает активное участие в ее утверждении не только взрослых, но и подрастающего поколения. В школе ребята учатся сами поддерживать порядок, ответственно выполнять свои обязанности, определенные Правилами для учащихся. Их непосредственное участие в воспитательном процессе обеспечивается, в частности, постоянной работой ученического комитета.

Вся эта работа требует немалых усилий, большой организованности и слаженности всех звеньев воспитательной системы школы. И там, где педагогические коллективы, опираясь на комсомольскую и пионерскую организации, сумели наладить их взаимодействие с ученическим комитетом, последний и его комиссия дисциплины и порядка играют в жизни школы активную роль, оказывая педагогам большую помощь в воспитательной работе. Так произошло в средней школе № 6 г. Таганрога Ростовской области, где уже более 10 лет ведется работа по развитию ученического самоуправления.

При создании учкома была выдвинута первоочередная задача: повысить роль дежурных по школе и классам в обеспечении Правил внутреннего распорядка, неуклонном выполнении всеми школьниками единых педагогических требований. В течение полугодия комитет ВЛКСМ, совет пионерской дружины, учком, классные собрания обсуждали разработанный коллективом учителей проект единых педагогических требований и предложенный комсомольцами новый порядок организации дежурства по школе. Раньше по школе дежурили лишь VII-X классы, каждый класс назначался дежурить на неделю, помимо этого, на каждом из трех этажей школы ежедневно дежурили по 4 учителя; ответственными за выполнение Правил внутреннего распорядка и единых педагогических требований назначались один из заместителей директора («дежурный администратор») и классный руководитель дежурного класса.

Казалось бы, привлечение к дежурству по школе большого количества учителей и учащихся-старшеклассников должно было обеспечить необходимый порядок, однако в действительности дисциплина и культура поведения многих ребят оставляли желать лучшего. Часты были случаи опозданий и прогулов, некоторые подростки ухитрялись систематически отсутствовать на уроках отдельных учителей, слабо контролировавших посещаемость (физкультура, музыка и пение, черчение). Во время перемен, несмотря на усилия дежурных учителей, в коридорах и буфете, на лестничных клетках и в классах, особенно после перехода на кабинетную систему организации занятий, нередко возникали беспорядочные скопления учащихся, шумная беготня, давка в дверях. В результате по звонку на урок ребята долго не могли занять свои места, были возбуждены и утомлены, а классы обычно оставались непроветренными и неубранными.

Ученики дежурного класса, постоянно видя на каждом этаже учителей, пытавшихся энергично наводить порядок, сами чаще всего оставались пассивными, в лучшем случае выполняя прямые указания своего классного руководителя. Кроме того, дежурство в течение целой недели утомляло ребят, особенно перед концом четверти, когда ежедневно шли контрольные и лабораторные работы, усиленно велся опрос. Такой напряженный ритм учебного дня, дополняясь обязанностями по дежурству, оказывался не по силам даже старшеклассникам.

Предлагавшийся комсомольским активом новый порядок организации дежурства по школе вызвал среди учителей и учащихся оживленные споры. Почти невероятным казался главный пункт предложений: полностью передать ответственность за соблюдение Правил внутреннего распорядка дежурному классу, отказаться от дежурных учителей. «Пока на каждом этаже будут дежурить по четыре, даже по одному учителю, мы не можем почувствовать по-настоящему, для чего нужен дежурный класс»,- говорили ребята. Одновременно комсомольцы внесли предложение перейти на ежедневную смену дежурных классов, чтобы можно было дежурить на совесть и не очень уставать, как при недельном дежурстве.

Последнее предложение нашло горячую поддержку многих учителей. Во-первых, классный руководитель дежурного класса освобождался от необходимости всю неделю приходить в школу к 8 часам утра, появлялась реальная возможность не занимать дежурством и так называемый методический день, свободный от уроков. Во-вторых, можно было избежать совпадения дежурства класса по школе и проведения контрольных работ, достаточно было лишь согласовать графики контрольных и дежурств классов на четверть или полугодие.

Администрация школы и партийное бюро, обсудив на одном из заседаний (это было в конце первой четверти) предложения комсомольцев, решили использовать инициативу ребят, чтобы внести в организацию дежурств по классам и по школе коренные изменения, сделать дежурства таким участком жизни школы, за который полностью отвечало бы ученическое самоуправление, прежде всего учком. Вместе с тем важно было привлечь к дежурству по школе и подростковые классы, являвшиеся основным источником нарушений дисциплины; именно позиция ответственных организаторов порядка в школе должна была, по замыслу педагогов, способствовать воспитанию у подростков сознательной дисциплины.

Вскоре на партийно-комсомольском собрании было принято решение: со второго полугодия перейти на новый порядок организации дежурства в школе. Теперь к нему решено было привлечь все V-X классы, начиная со старших, при ежедневной смене дежурств. Их ответственными организаторами становились один из членов учкома и староста дежурного класса.

В 8 часов утра ответственный дежурный член учкома (ОДЧУ) проводит линейку, принимая рапорт старосты дежурного класса (СДК), и проверяет посты дежурных. Только после этого начинается организованный приход учащихся в школу. В конце смены проводится совместная линейка двух дежурных классов. Сначала ОДЧУ оценивает результаты прошедшего дежурства, а затем происходит его передача следующему классу.

Деятельность учкома не ограничивается организацией дежурств, хотя это и важнейшее направление работы ученического самоуправления в школе и классах по воспитанию сознательной дисциплины учащихся. Организация и поддержание порядка в школе, при всей их важности, не являются какими-то универсальными средствами воспитания. В частности, важное значение для организации разумного отдыха школьников во время перемен имеет предоставление ребятам возможности активной деятельности по интересам.

Так, в 73-й московской школе учебная комиссия учкома во время перемен наряду с обычной работой дежурных по классам (уборка, проветривание помещений, подготовка оборудования к очередному уроку и т. п.) организует в кабинетах работу консультантов по предметам, которые проводят для желающих демонстрации опытов, аналогичных тем, какие будут проводиться во время очередных лабораторных работ, показывают решения типовых задач, доказательства теорем, упражнения на контурных картах. В 23-й московской школе комиссия дисциплины и порядка помогает учителям организованно проводить перерывы во время занятий и прогулки с группами продленного дня; в форме игры малыши усваивают Правила уличного движения, отдельные правила для учащихся, единые педагогические требования. Члены санитарной комиссии учкома проводят в группах продленного дня занятия по личной гигиене, культуре поведения за столом, помогают организовать питание детей в школьной столовой. В четвертых классах усвоение правил дисциплинированного, культурного поведения осуществлялось в форме увлекательной для ребят игры «Колобок», которая проводилась в несколько этапов и завершалась красочно оформленным смотром, в ходе которого все дети демонстрировали не только осознанное понимание правил поведения, но и соответствующие навыки, умения. Во многих школах учкомы и их комиссии во время перемен организуют работу читальных и спортивных залов, игротек, спортивных площадок на пришкольном участке, просмотры кинофотогазет, прослушивания школьных радиопередач, словом, активно способствуют рациональному отдыху учащихся с учетом возрастных особенностей и интересов ребят. Следует иметь в виду, что с переходом школ на односменные занятия и увеличением времени на перемены значение такой работы будет возрастать.

Весьма сложным участком работы учкома является воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся вне школы. В этой работе могут быть вычленены два основных направления: оказание помощи учителям в организации внеклассных форм воспитательного процесса (проведение экскурсий, походов, трудовой практики и т. п.) и организация жизни школьников по месту жительства (во дворах и подъездах жилых домов, в клубах ЖЭКов и пр.). Так, в рамонской средней школе № 1 Воронежской области комиссия дисциплины и порядка учкома совместно с учебной комиссией выделяет учащихся VII-IX классов, ответственных за проведение экскурсий и походов с младшими школьниками. Ребята совместно с учителями начальных классов готовят экскурсии и походы, проводят со своими подшефными беседы о правилах дорожной безопасности, о порядке поведения в автобусах и поездах. Хозяйственная и трудовая комиссии учкома активно участвуют в подготовке трудовой практики учащихся подростковых классов: изготовляют инвентарь, инструктируют учащихся V-VII классов на классных собраниях о содержании и организации предстоящей работы, во время практики непосредственно контролируют соблюдение подростками правил техники безопасности, выполнение ими норм трудовой дисциплины.

Большую работу по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся в микрорайоне по месту жительства проводят учкомы школ Куйбышевского р-на Москвы. Основной формой организации такой работы являются созданные здесь разновозрастные отряды школьников по месту жительства. С помощью командиров этих отрядов, избираемых самими учащимися, члены учкома организуют проверки выполнения ребятами режима дня. Стало традицией выполнение всеми школьниками домашних заданий в строго определенное время; слабо успевающие учащиеся готовят задания в школе или клубных помещениях по месту жительства с помощью консультантов из числа старших школьников, назначаемых учебной комиссией учкома. Санитарная и хозяйственная комиссии учкома организовали соревнование между отрядами за образцовый порядок в подъездах жилых домов микрорайона, за сохранность деревьев и кустарников во дворах, оборудования игровых и спортивных площадок. В результате значительно уменьшилось влияние на учащихся-подростков неорганизованных дворовых компаний, резко сократилось количество случаев правонарушений в микрорайоне. Благодаря совместной работе учкома, штаба разновозрастных отрядов и группы юных друзей милиции (ЮДМ) во время каникул прекратились игры школьников на проезжей части улиц и нарушения уличного движения велосипедистами и владельцами мопедов из числа учащихся.

В IV-VI классах оценки поведения, предварительно выставленные классным руководителем с учетом мнения совета пионерского отряда и старосты, выносятся затем на обсуждение классного собрания. В VII-X классах предложения об оценках поведения вносятся на классное собрание старостой, который кратко обосновывает каждую оценку; затем собрание обсуждает оценки отдельных учащихся, по которым возникают расхождения в мнениях, классный руководитель сообщает собранию мнения учителей-предметников, и в результате принимается окончательное решение. Характеристики же учащихся VIII и X классов предварительно обсуждаются на классных собраниях в конце первого полугодия, чтобы каждый выпускник имел возможность заранее узнать о серьезных замечаниях учителей и товарищей по своему адресу, мог бы поработать над собой, исправить те или иные проступки, черты характера. Перед концом учебного года оценки поведения и характеристики учащихся выпускных классов обсуждаются также на заседании учкома, причем в необходимых случаях учком приглашает отдельных учащихся для беседы.

Деятельность учкома по воспитанию сознательной дисциплины учащихся, как и успешное выполнение им других задач, нуждается в продуманной и постоянно осуществляемой помощи педагогов. В приветствии ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР Всесоюзному съезду учителей подчеркивается: «Важно, чтобы учитель оказывал постоянную помощь комсомольским, пионерским и другим ученическим организациям в их работе по формированию активной жизненной позиции школьников, развитию их самодеятельности и инициативы, чувства долга и ответственности в учебе и труде» ( Справочник классного руководителя. М., 1979, с. 5.).

Основным таким помощником в школе является классный руководитель. Именно он как главный организатор воспитательного процесса в детском коллективе совместно с советом отряда, комсоргом группы или бюро ВЛКСМ направляет деятельность ученического самоуправления в классе: работу классного собрания, старосты, дежурных. От классного руководителя в решающей степени зависит эффективность всей работы по формированию у школьников сознательного отношения к своим правам и обязанностям, зафиксированным в Правилах для учащихся.

Именно классный руководитель учит свой классный актив, постепенно формирует общественное мнение коллектива на основе требовательного и вместе с тем уважительного, внимательного отношения ребят друг к другу. Особенно важно научить ребят при решении тех или иных вопросов, связанных с оценкой поведения или составлением характеристики, не «рубить с плеча», уметь отличать главное в поведении, товарищей от второстепенного и случайного. Без постоянного вдумчивого руководства и совета классного руководителя школьники могут допустить в этих сложных вопросах серьезные промахи и ошибки, оказаться порой во власти сиюминутных настроений, принять односторонние и необъективные решения.

Другое направление работы над правилами состоит в неуклонном приучении школьников к их выполнению на практике. Именно здесь классному руководителю необходимо опереться на разработанные в самой школе единые педагогические требования, являющиеся своего рода расшифровкой и детализацией Правил применительно к условиям работы и уровню развития коллектива данной школы. Во многих передовых школах ежегодно в сентябре на первых классных собраниях одновременно с обсуждением кандидатур.«в новый учком обсуждаются и единые педагогические требования. Опытные классные руководители умело готовят и проводят такие обсуждения, вызывая горячий обмен мнениями среди учащихся, стимулируя их на внесение тех или иных изменений в ранее действовавшие требования. Вынесенные затем на ученическую конференцию (или общее собрание учащихся IV-X (XI) классов), эти предложения могут быть поддержаны и приняты большинством школьников и педагогов. Таким образом, учащиеся чувствуют себя соавторами единых требований, сами их принимают и в силу этого активно и сознательно выполняют их, требуют друг от друга точного и неуклонного следования «законам» своей коллективной жизни.

В заключение отметим, что деятельность учкома по воспитанию сознательной дисциплины учащихся, как и вся его работа в целом, направляется комитетом комсомола, школьной комсомольской организацией. Поскольку члены учкома и его комиссий, в частности комиссии дисциплины и порядка, как правило, являются комсомольцами, они отчитываются о своей работе в школьном самоуправлении перед комсомольской организацией. Заслушивая на своих заседаниях те или иные вопросы работы учкома, связанные с дисциплиной и порядком в школе, комитет ВЛКСМ обращает особое внимание на высокую требовательность активистов школьного самоуправления к самим себе, их ответственность за порученное дело, принципиальность, честность и справедливость, умение подойти к каждому вопросу, дорожа интересами и коллектива и каждого отдельного ученика. Особое место в работе комитета ВЛКСМ занимают и вопросы собственно комсомольской дисциплины: выполнение всеми комсомольцами уставных требований, уплата членских взносов, посещение собраний, четкость и исполнительность, соединяемые с инициативой и самостоятельностью, при выполнении поручений своей организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *