Учитывается ли превышения установленных скоростей движения не более чем на 5
Учитывается ли превышения установленных скоростей движения не более чем на 5
КоАП РФ Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 12.9. КоАП РФ
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев.
(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
(часть 6 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(часть 7 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
Учитывается ли превышения установленных скоростей движения не более чем на 5
ПДД РФ, 10. Скорость движения
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.
(примечание в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2017 N 333)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 24.03.2017 N 333)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечание. По решению собственников или владельцев автомобильных дорог может разрешаться повышение скорости на участках дорог для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1, и 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.3.
(примечание введено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)
10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.
Тяжеловесным транспортным средствам, крупногабаритным транспортным средствам и транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных грузов, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, указанной в специальном разрешении, при наличии которого в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам таких транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 10.4 введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства;
превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути
2.2. Допуски на содержание рельсовой колеи
2.2.1. Исходя из целей наиболее рационального определения видов и сроков выполнения работ по устранению и предупреждению появления отступлений от номинальных параметров и норм устройства рельсовой колеи при условии обеспечения безопасности движения поездов, оценка отступлений от номинальных значений параметров, контролируемых путеизмерительным вагоном, производится по четырем степеням, регламентированным в зависимости от установленных скоростей движения поездов по принципу: чем выше установленные скорости движения поездов, тем жестче допускаемые величины степеней отступлений и требования, предъявляемые к содержанию пути.
2.2.2. Величины степеней отступлений по всем контролируемым параметрам от номинальных, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, приведены в табл.2.3-2.5.
Таблица 2.3. Величины степеней отступлений по ширине колеи
Уширение колеи при номинале, мм
Сужение колеи при номинале, мм
Закрывается движение поездов
2. При наличии в кривых радиусом 1200 м и менее бокового износа головки рельсов величина отклонения по уширению, не требующая устранения, может быть повышена на величину фактического износа внутренней грани головки рельса наружной нити, но не более чем 15 мм, при этом ширина колеи не должна превышать значений, установленных для III степени.
Таблица 2.4. Величины степеней отступлений по уровню, перекосам и просадкам
Величина отступления, мм
Закрывается движение поездов
* Исключая участки, где номинальный отвод возвышения наружного рельса кривой устроен на прямой.
Примечание. При превышении одной рельсовой нити относительно другой в кривых участках пути в любом сечении (в том числе в местах отдельных просадок, перекосов, отступлений по уровню) более 150 мм движение поездов закрывается.
Таблица 2.5. Величины степеней отступлений в плане
Разность смежных стрел, измеренных от середины хорды длиной 20 м, мм, при длине неровности пути
До 20 м включительно
Более 20 до 40 м включительно
Закрывается движение поездов
К I степени относятся отступления, находящиеся в пределах норм устройства рельсовой колеи и не требующие выполнения работ по их устранению, поэтому они не учитываются при расшифровке путеизмерительных лент.
К III степени относятся отступления, которые при неустранении их после обнаружения могут за период до очередной проверки пути путеизмерительным вагоном достичь величин, значительно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накопления остаточных деформаций пути, а некоторые из них могут даже перерасти в отступления, требующие уменьшения установленной скорости движения поездов. Поэтому такие отступления устраняются в первоочередном порядке (в течение двух-трех дней после обнаружения). При наличии на километре более шести (более трех при скоростях движения 60 км/ч и менее) отступлений III степени уменьшается установленная скорость движения поездов. В таких случаях работы по устранению отступлений III степени производятся без промедления.
К IV степени относятся отступления, вызывающие увеличение сил взаимодействия пути и подвижного состава до таких значений, которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в содержании и загрузке подвижного состава, нарушениях режима ведения поезда и других могут привести к сходу его с рельсов. Поэтому при обнаружении отступлений IV степени уменьшается скорость или закрывается движение поездов (в зависимости от фактической величины отступления). Работы по устранению отступлений IV степени производятся без промедления.
Требуют ограничения установленной скорости движения поездов также следующие отступления:
сочетание отступления в плане III степени с перекосом или просадкой III степени для данного интервала скоростей; при этом к сочетающимся относятся отступления, расстояния между вершинами которых, измеренные по нулевой линии на прямой, накладываются одно на другое;
смежные отклонения по уровню в разные стороны (аналогичные перекосу) с расстоянием между вершинами отклонений от 10 до 15 мм на ленте (от 20 до 30 м на пути) с амплитудой, равной удвоенной величине отклонения III степени для данного интервала скоростей;
три и более просадки подряд величиной более 15 мм (без учета засечек) периодически повторяющиеся по обеим нитям на длине до 30 м (на участках со скоростями движения более 60 км/ч);
отступления III степени по уровню, в плане, перекосы, просадки на мостах и в тоннелях длиной от 25 до 100 м и на подходах к ним по 200 м в каждую сторону, а также на мостах и в тоннелях длиной более 100 м и на подходах к ним по 500 м в каждую сторону.
, (2.7)
, (2.8)
Превышение скорости: каковы штрафы, когда могут лишить прав, и почему +20 км/ч тоже нельзя
Превышение скорости остается одним из самых распространенных нарушений ПДД и частой причиной ДТП. Пока законодатели обсуждают привязку размера штрафа за превышение к цене машины, отмену возможности оплачивать такие штрафы со скидкой 50% и прочие инициативы, давайте разберемся с действующей системой наказаний и с тем, почему имеющийся ненаказуемый лимит превышения не означает, что ездить по принципу «ограничение плюс 20» легально, а заодно соберем штрафы в удобную таблицу.
Наказания за превышение скорости классифицируются в зависимости от величины превышения. Регламентирует штрафные санкции статья 12.9 КоАП РФ, и, как известно, на сегодняшний день наказуемым является превышение от 20 км/ч. До 2013 года отдельно наказывалось превышение от 10 до 20 км/ч, но эти пункты статьи 12.9 утратили силу. А вот ужесточение наказания в случае повторного нарушения осталось в силе. Давайте последовательно рассмотрим, чем чревато превышение скорости в зависимости от его величины.
Согласно части 2 статьи 12.9 «превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Такое «минимально наказуемое» превышение – единственное, которое не карается более суровым штрафом в случае повторного нарушения. То есть, если водитель один или даже несколько раз превысит скорость на 20-40 км/ч в течение года после получения первого штрафа, он все равно будет оштрафован на те же 500 рублей.
Часть 3 статьи 12.9 КоАП гласит, что «превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей».
Часть 6 устанавливает наказание за рецидив: «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 2 500 рублей.
Часть 5 устанавливает наказание за самую быструю езду: «превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок 6 месяцев. Как и в прошлом абзаце, лишение водителю грозит только при фиксации превышения инспектором, а камеры могут лишь оштрафовать лихача на 5 тысяч.
Как мы знаем, превышать скорость на 20-40 км/ч можно сколько угодно раз в год, и наказание в любом случае будет стандартным – но в случае более серьезных превышений это не так. Часть 6 устанавливает, что «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 2 500 рублей».
А вот для превышений скорости на 60 и более км/ч наказание за повторный проступок уже не дифференцируется. Согласно части 7, «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Для удобства сведем все варианты наказания за превышение скорости в единую таблицу.
Новый закон об уголовной ответственности за превышение скорости и обгон – что правда?
УК РФ за скорость и обгон
В России рассмотрен в третьем чтении, а, значит, скоро будет введён в действие новый закон об уголовном наказании за повторное превышение скоростного режима, и также за выезд на встречную полосу движения в нарушение ПДД. Это два наиболее распространённых правонарушения по статистике в РФ. Вот только в сети в 2021 году достаточно много фейков и вымыслов о том, как будет работать новый закон. В статье выясним, какие наказания будут грозить водителям по уголовной статье за скорость и обгон, а кто сможет избежать ответственности. Рассмотрим последние новости о вступлении в силу нового закона и разберём, за что конкретно будет применяться УК РФ.
Что за новый закон об уголовной ответственности?
Речь идёт пока ещё только о законопроекте – то есть официально он ещё в силу не вступил и не действует. Он внесён в Государственную думу под номером 41607-8 17 декабря и в данный момент принят в первом чтении. Это означает, что остаются лишь несколько формальностей до начала действия – когда водителей начнут привлекать к уголовной ответственности за два самых распространённых нарушения.
Данным проектом в Уголовный кодекс вносится новая статья 264.2, состоящая из двух частей. И к ответственности будут привлекаться водители:
Однако, всё это будет работать не так просто и очевидно, как кажется на первый взгляд. Давайте рассмотрим подробнее эти тонкости!
За какие нарушения ПДД грозит УК РФ?
Итак, как мы выяснили, этих нарушений два. Однако, в КоАП РФ уже есть наказания за повторные нарушения скоростного режима и обгона. Что же это значит? Водителей будут привлекать сразу и к административному наказанию, и уголовному? Вовсе нет.
За повторное превышение скорости
В настоящее время мы фактически имеем 2 нормы законодательных актов, по которым могут привлечь автолюбителей-лихачей.
Так вот, новый закон вводит уголовную статью, если вы превысите скоростной режим более чем на 60 км/ч от разрешённого, в третий раз. Всё вроде бы логично – если вас не вразумили первые штрафы или лишение прав, тогда, возможно, исправит уже лишение свободы или штраф по УК РФ куда большего размера.
За повторное нарушение обгона (выезд на «встречку»)
Аналогичная ситуация касается и нарушения ПДД по части запрещённого выезда на встречную полосу. В 2021 году в КоАП также есть 2 меры наказаний за это.
И новый закон здесь аналогично вводит криминальную статью, если вы попадётесь в третий раз с запрещённым обгоном.
Что такое повторное нарушение?
Обратите внимание, что в контексте вышеописанного привлечь вас к ответственности за повторное нарушение можно в течение года. Однако, год этот начинается не с момента первого нарушения, а со дня исполнения по нему наказания.
Какая уголовная ответственность предусмотрена за это?
Как мы уже указали выше, новый закон вводит новую статью 264.2 УК РФ, состоящую из двух частей. Дело в том, что фактически разные – с каждым разом более строгие – наказания вас будут поджидать не 3, а целых 4 раза.
Причём, обратите внимание, что поправки подразумевают уголовную ответственность, только если вы являетесь не только подвергнутым наказанию за повторное нарушение по КоАП, но и лишены за это прав. То есть, если вам назначили по «административке» штраф, то УК РФ вам по смыслу законопроекта грозить не должен.
Если попались повторно после лишения по КоАП РФ
Если вы попались в третий раз – например, в первый раз превысили скорость на 65 км/ч от разрешённой, во второй – на 75 км/ч (и вам было назначено лишение прав по части 7 статьи 12.9 КоАП), тогда в вашем случае образуется состав для привлечения по части 1 новой статьи 264.2 УК.
И санкций в этой статьи несколько:
Все вышеперечисленные наказания будут назначаться вместе с ещё одним лишением прав – на срок до 3 лет.
А вот что конкретно будет назначено в каждом конкретном случае, решает суд в зависимости от тяжести нарушения, его последствий и наличия совокупности смягчающих и отягчающих факторов. Обратите внимание, что эти меры ответственности перечислены по возрастающей строгости. То есть штраф назначат в лучшем случае, лишение свободы – в худшем.
Если попались в 4-й раз, имея судимость
А вот если вышеуказанные меры наказаний вас не вразумят, то последствия от четвёртого такого нарушения будут ещё более строгими. Таким образом, если вы, будучи судимыми по части 1 статьи 264.2 УК РФ, попадётесь ещё раз с превышением скорости более чем на 60 км/час или выездом с нарушением Правил на «встречку», то будет применена уже часть 2 этой же статьи.
И в ней меры вашего «перевоспитания» ещё более строгие:
И всё это уже с лишением прав сроком не до 3 лет, а до 6.
Что это за наказания?
Перечисляя данные меры, следует упомянуть о том, что они, собственно, собой представляют (кроме штрафа – здесь всё предельно ясно). Всё очень просто!
Исключение – если попались на камеру автофиксации
Обратите внимание на важный факт. Уголовная ответственность не будет применяться в отношении водителей, которые совершили вышеуказанные нарушения в виде значительного превышения скорости или обгона, и их зафиксировала камера, работающая в автоматическом режиме.
В этом случае водителю вообще полагается только штраф (да, лишить прав на камеру также не имеют права), но по статье КоАП как за повторное нарушение. То есть по части 7 статьи 12.9 или части 5 статьи 12.15 соответственно.
Когда вступит в законную силу?
Пока этого неизвестно. Как мы уже указали в начале статьи, в настоящее время новый закон принят в первом чтении. Это значит, что скоро он вступит в законную силу.
Однако, до этого должно произойти ещё 3 важных этапа:
Уголовная ответственность за превышение скорости и обгон начнёт действовать по истечении 10 дней после официального опубликования.
А вот расписания, когда будет проведён тот или иной этап, не существует. Поэтому указать точную дату не представляется возможным. В любом случае, мы ежедневно мониторим обновления законодательства и обновим данную статью, как только новый закон вступит в законную силу.
Зачем этот новый закон?
Всё достаточно просто! Нарушителей именно по части слишком быстрой езды или «торопыг» по встречке не обуздывает повышенный штраф или лишение прав. Сами депутат приводят статистику по данным нарушениям:
То есть почти половину нарушителей не остановил первый штраф или лишение прав.
А по запрещённому выезду на встречку всё немного проще:
Таким образом, законодатели предлагают ещё более ужесточить именно повторные такие нарушения.
Мнение Верховного суда о введении УК за скорость и выезд на «встречку»
Между тем, Комиссия Верховного суда России отметила в официальной оценке к проекту, что данный законопроект «заслуживает особого внимания».
Так, ВС обратил внимание инициаторов на то, что, согласно постановления Конституционного Суда от 10.022017 г. №2-П, сама по себе повторность нарушения законодательства не является достаточным основанием для привлечения человека к уголовной ответственности. Для криминализации однородного нарушения, по мнению Верховного суда должны быть существенно нарушены конституционные ценности, иначе это противоречит Конституции. И уголовная ответственность не может наступать при отсутствии общественной опасности.
Согласно этой позиции, неоднократное совершение однородных административных правонарушений, за которые ранее лицо было подвергнуто административному наказанию, не является само по себе достаточным основанием для привлечения его к уголовной ответственности, которая может наступать только в случае, когда такое деяние повлекло за собой причинение вреда конституционно охраняемым ценностям или содержало реальную угрозу причинения такового. Иное означало бы возможность применения уголовной ответственности за деяния (действия, бездействие), которые не представляют общественной опасности, требующей их криминализации, и тем самым противоречило бы статьям 17 (части 1 и 3), 19 (части 1 и 2), 31 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, Верховный суд задаётся вопросом, почему именно эти нарушения были взяты за основу ввести уголовные наказания за их повторность. Так, ВС приводит статистику по другим нарушениям – например, скрытие с места ДТП, езда на автомобиле лишённым прав водителем, а также ДТП с причинением вреда здоровью, по которым статистика аналогична. Однако, они не были подвергнуты ужесточению.
Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование причин, по которым предлагаются к криминализации в качестве общественно опасных именно указанные в законопроекте деяния, и не учитываются иные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, способные причинить аналогичный по своим характеру и степени либо, в ряде случаев, больший вред общественным отношениям в рассматриваемой сфере.
И, наконец, Верховный суд ссылается на пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда от 25.96.2019 г. №20, где говорится о том, что применение лишения прав не может применяться к лицам, которые таким правом не владели. А это означает, что и к уголовной ответственности таких лиц привлечь нельзя. Например, водитель без прав может хоть 10 раз превысить скорость и хоть на 200 км/ч. Его нельзя будет наказать по новой уголовной статье, потому что у него нет прав.
Таким образом, лица, которым право управления транспортными средствами не было предоставлено в установленном законом порядке, исходя из конструкции диспозиции проектной
нормы, не подпадают под сферу ее действия.