Учитель словесности о чем

Учитель словесности

Учитель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе Сергей Васильевич Никитин влюблён в дочь местного помещика Машу Шелестову, восемнадцати лет, которую «в семье ещё не отвыкли считать маленькой» и потому зовут её Маней и Манюсей, а когда в городе побывал цирк, который она усердно посещала, её стали звать Марией Годфруа. Она страстная лошадница, как и отец; часто с сестрой и гостями (в основном офицерами из расположенного в городе полка) она выезжает кататься верхом, подбирая Никитину особую лошадь, так как наездник он неважный. Её сестра Варя, двадцати трёх лет, гораздо красивее Манюси. Она умна, образованна и как бы занимает в доме место покойной матери. Называет себя старой девой — значит, замечает автор, «была уверена, что выйдет замуж». В доме Шелестовых имеют виды на одного из частых гостей, штабс-капитана Полянского, надеясь, что он вскоре сделает Варе предложение. Варя — заядлая спорщица. Никитин раздражает её больше всех. Она спорит с ним по каждому поводу и на его возражения отвечает: «Это старо!» или «Это плоско!» В этом что-то общее с её отцом, который по обыкновению всех бранит за глаза и повторяет при этом: «Это хамство!»

Главная мука Никитина — его моложавый вид. Никто не верит, что ему двадцать шесть лет; ученики не уважают его, и он сам их не любит. Школа вызывает скуку. Он делит квартиру с учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем Рыжицким, зануднейшим человеком, «с лицом грубоватым и неинтеллигентным, как у мастерового, но добродушным». Рыжицкий постоянно говорит банальности: «Теперь май, скоро будет настоящее лето. А лето не то, что зима. Зимою нужно печи топить, а летом и без печей тепло. » и т. п. По ходу рассказа он неожиданно умирает и перед смертью, в бреду, твердит: «Волга впадает в Каспийское море. Лошади кушают овёс и сено. »

Влюблённый в Маню Никитин любит все в доме Шелестовых. Он не замечает пошлости их жизни. «Не нравилось ему только изобилие собак и кошек да египетские голуби, которые уныло стонали в большой клетке на террасе», впрочем, и здесь Никитин уверяет себя в том, что стонут они «потому, что иначе не умеют выражать своей радости». По мере знакомства с героем читатель понимает, что и Никитин уже заражён провинциальной ленью. Например, один из гостей выясняет, что учитель словесности не читал Лессинга. Тот чувствует неловкость и даёт себе слово прочитать, но забывает об этом. Все его мысли заняты Маней. Наконец он объясняется в любви и идёт просить руки Мани у отца. Отец не против, но «по-мужски» советует Никитину повременить: «Это только мужики женятся рано, но там, известно, хамство, а вы-то с чего? Что за удовольствие в такие молодые годы надевать на себя кандалы?»

Свадьба состоялась. Её описание — в дневнике Никитина, написанном восторженным тоном. Все прекрасно: молодая жена, их дом, полученный в наследство, мелкие заботы по хозяйству и т. д. Казалось бы, герой счастлив. Жизнь с Маней напоминает ему «пастушеские идиллии». Но как-то великим постом, вернувшись домой после игры в карты, он говорит с женой и узнает, что Полянский перевёлся в другой город. Маня думает, что он поступил «дурно», не сделав Варе ожидаемого предложения, и эти слова неприятно поражают Никитина. «Так значит, — спросил он, сдерживая себя, — если я ходил к вам в дом, то непременно должен был жениться на тебе?» «Конечно. Ты сам это отлично понимаешь».

Никитин чувствует себя в ловушке. Он видит, что не сам распорядился судьбой, а некая тупая, посторонняя сила определила его жизнь. Начавшаяся весна контрастно подчёркивает чувство безнадёжности, овладевшее Никитиным. За стеной пришедшие в гости Варя и Шелестов обедают. Варя жалуется на головную боль, а старик твердит о том, «как теперешние молодые люди ненадежды и как мало в них джентльменства».

«Это хамство! — говорил он. — Так я ему прямо и скажу: это хамство, Милостивый государь!»

Никитин мечтает бежать в Москву и пишет в дневнике: «Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость. Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня, иначе я сойду с ума!»

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

«Учитель словесности» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

А. П. Чехов, «Учитель словесности». Читать полный текст рассказа, слушать аудиокнигу. Кратчайшее изложение для читательского дневника и краткое содержание. Анализ произведения: герои, тема и проблематика. Что писать в сочинении?

Учитель словесности о чем

«Учитель словесности» — рассказ А. П. Чехова о гимназическом учителе Никитине, который женился на юной дочери богатого помещика и поначалу был совершенно счастлив, но несколько месяцев спустя понял, какая пошлость его окружает, и ему невыносимо захотелось сбежать от этой обывательской жизни.

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube:

Краткое содержание рассказа

26-летний Сергей Васильевич Никитин — учитель словесности из гимназии в неком губернском городе — катается на лошадях в компании богатого помещика Шелестова и его 18-летней дочери Маши. Девушка явно неравнодушна к учителю, а он к ней. Мужчина давно хочет признаться ей в любви, но никак не решается.

Влюблённому Никитину всё нравится у Шелестовых: «и дом, и сад при доме, и вечерний чай, и плетёные стулья, и старая нянька, и даже слово “хамство”, которое любил часто произносить старик». Раздражают его только беспардонные хозяйские собаки и кошки.

23-летняя Варя, старшая дочь помещика, за чаем традиционно спорит с Никитиным — на этот раз о том, можно ли назвать Пушкина психологом. Потом гости слушают игру на рояле, играют в фанты, разговаривают… Вечер проходит весело, а Никитин так и не находит сил признаться Маше в своих чувствах. Придя домой, учитель мечтает, как они будут любить друг друга, когда поженятся.

На следующий день Никитин скучает в гимназии, не может дождаться конца уроков, а вечером идёт к Шелестовым. Учитель сталкивается с Машей в маленькой проходной комнате, пытается признаться в любви, но все нужные слова вылетают у него из головы: «Честное слово, уверяю вас… Манюся, честное слово…». К счастью, девушке всё понятно и без слов. Влюблённые целуются, а потом со смехом выбегают в сад.

После ужина Никитин просит у Шелестова руки дочери. Тот не против, но удивляется: «Что вам за охота так рано жениться?». Вся семья провожает жениха до дома, где учитель засыпает, «утомлённый своим счастьем». Ему снится прогулка верхом, с которой начался рассказ.

После свадьбы Никитин записывает в дневнике, какие радостные чувства испытывал в момент венчания, какое получил приданое (двухэтажный дом, 20 тысяч рублей и немного земли). Но больше всего ему запомнилось, как в этот день горько плакала Варя. Никитин уверен, что она рыдала, потому что младшая сестра выходит замуж, а она сама до сих пор никому не нужна.

В жизни Никитина наступает идиллический период. В гимназии он тоскует по молодой супруге и витает в облаках, повторяя со вздохом: «Как хорошо!». Возвращаясь вечером домой, он целует и обнимает Машу, клянётся ей в любви. Больше всего он теперь любит воскресенья и праздники, которые можно провести с любимой женой.

Манюся между тем занимается хозяйством: заводит трёх коров, хранит в погребе горшочки со сметаной, рассуждает об отношениях с прислугой. Никитину в молодой супруге нравится всё: «То, что в её словах было справедливо, казалось ему необыкновенным, изумительным; то же, что расходилось с его убеждениями, было, по его мнению, наивно и умилительно».

Так проходят лето, осень и зима. А к весне в душе гимназического учителя происходит разительная перемена. Однажды во время Великого поста он возвращается домой из клуба, проиграв в карты 12 рублей. В душе у него неприятный осадок: его обидели слова одного из картежников, что у Никитина «куры денег не клюют». Учитель думает, что богатство и семейное счастье достались ему случайно, а не за какие-то заслуги. Он уже не радуется жизни, а повторяет себе: «Как нехорошо!».

Дома он обсуждает с Машей новость о внезапном отъезде капитана Полянского. За этого офицера Варя рассчитывала выйти замуж, но он не сделал ей предложения и теперь отбывает в другую губернию. Маша считает, что Полянский дурно поступил с Варей: «Зачем он часто бывал в доме? Если не намерен жениться, то не ходи».

Никитину не дают покоя дурные мысли. Он вдруг понимает, что за пределами его тихого семейного дома есть другой, большой мир, ему хочется оказаться в этом мире — «самому работать где-нибудь на заводе или в большой мастерской, говорить с кафедры, сочинять, печатать, шуметь, утомляться, страдать…».

Муж пытается сказать Маше грубость, но в итоге лишь задаёт вопрос:

— Так значит, если я ходил к вам в дом, то непременно должен был жениться на тебе?

— Конечно. Ты сам это отлично понимаешь.

Учитель словесности о чемРисунок Татьяны Шишмарёвой

Никитин с горечью думает о том, что он на самом деле не педагог, а чиновник, «бездарный и безличный». Он понимает, что значат эти тяжёлые мысли: прежняя беззаботная жизнь отныне закончена, начинается новая — «нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем». Теперь учителю кажется, что все вокруг скрывают, что на самом деле недовольны жизнью и невежественны.

Начинается чудесная весна, но в этот раз она уже не радует Никитина. Он хочет бросить всё и убежать. Учитель записывает у себя в дневнике:

«Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость. Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины… Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!»

Анализ произведения: тема, проблема, смысл рассказа

Тема произведения — поиски любви и счастья. Чехов поднимает проблему пошлости, мещанства. «Учитель словесности» даёт неутешительный ответ на вопрос: а что было бы, если бы главные герои рассказов «Ионыч» или «Дом с мезонином» всё-таки женились на своих возлюбленных? Были бы они довольны или быстро разочаровались бы в семейной жизни?

Принято говорить, что в этом рассказе Чехов критикует обывательщину. Когда главному герою неожиданно приходит осознание того, что он живёт неправильно, это трактуют как хороший знак: Никитин ещё не до конца погряз в житейской пошлости, он стремится к чему-то большему. Ещё недавно абсолютно счастливый, теперь он чувствует себя самозванцем и хочет сбежать от своей скучной жизни. Однако, несмотря на отчаянную запись в дневнике, слабо верится, что учитель словесности найдёт в себе силы всё изменить.

Можно взглянуть на ситуацию и с другой стороны: сказать, что Никитин переживает типичный переход от страстной влюблённости к обычной семейной жизни. Только что он был ослеплён любовью, всё кругом ему нравилось, в жене он не видел ни одного изъяна. Но едва начал замечать, что мир вокруг несовершенен, как мигом опустил руки и захотел убежать. Если так, то Никитин вовсе не борец с пошлостью, а просто недалёкий и слабохарактерный человек, который с подобным отношением к жизни вряд ли когда-нибудь будет по-настоящему счастлив.

Источник

Краткое содержание Чехов Учитель словесности

Сергей Васильевич Никитин – молодой учитель словесности в городской гимназии. Он холост и делит квартиру со своим коллегой – преподавателем истории и географии Ипполитом Ипполитовичем.

Однажды, казалось бы, незначительное событие выводит учителя из душевного равновесия. Он проиграл в клубе двенадцать рублей в карты. Партнер по игре заметил, что у Никитина денег куры не клюют, и это заставило учителя задуматься. Неужели он и в самом деле стал легко относиться к деньгам, потому что получил за Манюсей хорошее приданое? Неужели и само огромное счастье, которое он все время испытывал, досталось ему незаслуженно легко?

Дома Манюся сообщает Никитину, что ее сестра Варя очень расстроена из-за отъезда штабс-капитана Полянского: военный часто бывал в доме Шелестовых, и все надеялись, что он сделает предложение старшей сестре. Манюся считает, что Полянский поступил дурно: если не собирался жениться на Варе, то зачем тогда ходил в гости? Никитин спрашивает у жены, ждали ли от него женитьбы, раз он тоже бывал у Шелестовых, и получает утвердительный ответ.

Разговор с женой окончательно открывает глаза Никитину. Он понимает, что уже давно обманывает себя, что он плохой учитель, не любящий ни свою работу, ни учеников, что он погряз в этом уютном обывательском мирке, в этой пошлости. А ведь есть и другой, большой мир, где можно жить, страдать, отдаваться любимому делу, работать, сочинять, приносить пользу. Бежать, скорее бежать, иначе впереди – гибель. Эта мысль не дает покоя Никитину, и он понимает, что прежней спокойной жизни уже не бывать.

Основная мысль рассказа – попадание способного, интеллигентного человека в пошлую среду, которая затягивает его, заставляя вести обывательское существование.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Учитель словесности. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Сатирическая сказка Горького рассказывает о самовлюбленном самоваре, который был слишком высокого мнения о своей особе.

Действие произведения происходит во время эпидемии чумы. Несколько человек, потерявших близких, не могут смириться со своими потерями. Они уже устали от болезни и смерти, властвующих вокруг и очень хотят отрешиться от ужаса

Роман относит нас в 1194 год, в эпоху короля Ричарда Львиное сердце и его брата Джона (Иоанна Безземельного). После крестового похода короля Ричарда пленил Австрийский герцог, и пользуясь этим его брат Джон пытается захватить власть

В голубятне жили только лишь хорошие голуби, которые предназначались для передачи писем. Хозяева птиц устроили соревнования для молодых голубей, чтобы приучить их быстро и точно возвращаться домой

Источник

Идейно-художественные особенности рассказа А. П. Чехова “Учитель словесности”

А. П. Чехов – величайший мастер “малых форм” в прозе. Его рассказ “Учитель словесности” состоит из двух частей: первая часть представляет собой повествование автора о жизни Никитина, семьи Шелестовых и других героев. Вторая часть – дневниковые записи самого учителя словесности Никитина, прерываемые голосом автора.
Эти части не равноценны по объему: первая часть больше второй практически на треть. То есть автор нам больше показывает внешнюю жизнь, обстановку, в которой находятся герои. Внутренняя же сущность Никитина, раскрываемая

Но об этом еще будет идти речь.
Очень интересно само повествование. Здесь изображается уже не какой-то отдельный момент из жизни героя, а сама его жизнь, его биография в определенный промежуток времени. Таким образом, этот рассказ является по форме “маленьким романом”.

Автор рисует нам жизнь главного героя до свадьбы, его ухаживания за Манюшей, его переживания по поводу ее отношений к нему, предложение, свадьбу и семейную жизнь. И все это на двух десятках страниц. Мало кто смог бы

Но Чехов сумел это сделать.
И тут мы видим следующую особенность рассказа, впрочем, присущую и другим произведениям автора, – краткость, лаконичность повествования. В рассказе нет лишних слов, все они конкретны и точны. Чехов описывает элементарные бытовые подробности: “от спанья в одежде было нехорошо в голове”, “протанцевали сначала вальс, потом польку, потом кадриль, потом снова стали танцевать вальс” и др.
Но, в то же время, повествование в рассказе очень лирично. В нем много описаний природы, и они даются так ярко, так живо, что, кажется, мы сами наблюдаем за природой. Кажется, будто сам читатель проезжает по этим местам: “А как тепло, как мягки на вид облака, разбросанные в беспорядке по небу, как кротки и уютны тени тополей и акаций”, или “пахло полем, зеленели молодые рожь и пшеница, пищали суслики, каркали грачи”.

Все это такое знакомое, такое родное и потому легко узнаваемое и легко рисующееся в нашем сознании.
А с какой лиричностью описаны чувства Никитина: “был так счастлив, что земля, небо, городские огни, черный силуэт пивоваренного завода – все сливалось у него в глазах во что-то очень хорошее и ласковое”. В этом отрывке мы видим еще одну особенность рассказа – иронию. У Чехова никогда не бывает так, чтобы повествование было или только смешным, или только грустным.
И в этом рассказе у него лиричность связана с иронией. Герой влюблен, он в эйфории, он счастлив и… рядом столь будничное, столь обыденное – “пивоваренный завод”. Мы сразу чувствуем снижение чувства у Никитина, то есть автор дает понять, что чувство героя не столь возвышенно, как ему кажется.
Перейдем еще к одной особенности рассказа. Это наличие одной детали, которая постоянно повторяется в описании героев и является как бы скрытой характеристикой. Как примета героя она очень запоминается, так как повторяется вновь и вновь. Например, при описании старика Шелестова постоянно повторяющейся деталью служат его слова: “Это хамство.

Хамство и больше ничего. Да-с, хамство-с!” У Ипполит Ипполитыча – “говорил только о том, что все давно уже известно”. У Вари – ее страсть к спорам: “Всякий разговор, даже о погоде, она непременно сводила на спор”.
Теперь, я думаю, необходимо обратить внимание на главного героя в рассказе. Это неприметный человек, учитель, стоящий внизу социальной лестницы. Поэтому его удел – быть всегда в подчинении, в зависимости.

Если и не от какого-то конкретного человека, то от обстоятельств, от условий жизни. Никитин в рассказе счастлив, счастье у него может и настоящее, однако основа его ложная. Никитин зависит от жены, от условий семейной жизни, он уже не думает о себе, о своих мечтах.

Все для него сосредоточено в “Манюсе”.
Надо сказать и о финале рассказа. Он очень оригинален. К концу произведения у Никитина появляется недовольство собой, своим “семейным” счастьем, он теряет покой.

В конце рассказа герой записывает в дневнике: “Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!”. И все, автор ставит на этом точку. Рассказ окончен. Тем самым Чехов дает возможность читателю самому решить, насколько серьезно и в какой мере осуществимо желание Никитина.

Такой финал повествования заставляет задуматься не только по поводу того, что было сказано автором, но и о том, что автор не досказал.
В своем рассказе “Учитель словесности” Чехов показал мастерство психологической прозы, раскрывая тонкие душевные процессы человека через неприметные обычному взгляду детали.

Related posts:

Источник

Учитель словесности о чем

Работа над рассказом

Прежде чем читать краткое содержание «Учителя словесности» Чехова, стоит познакомиться с историей его написания. Работа над произведением длилась не один год. Писатель, начав рассказ, затем забросил его на несколько лет и увлекся созданием других произведений.

Учитель словесности о чем

Только спустя 5 лет Антон Павлович вернулся к своему «Учителю словесности». Вскоре произведение было опубликовано. После этого в прессе начали обсуждать стиль и сюжет рассказа. Анализ «Учителя словесности» проводили многие писатели и критики. А. Н. Плещеев написал Чехову письмо, в котором поделился своими впечатлениями. По его мнению, рассказ полон свежести, правды и поэзии.

Несмотря на положительные оценки, некоторые литературные критики того времени восприняли чеховское литературное творение неоднозначно. Многие недоумевали, почему у него такая неожиданная концовка. По их мнению, читателю совершенно непонятно, что будет с «новым человеком» дальше, как сложится его судьба после столь значимых изменений в мировоззрении.

Главные герои

Перед знакомством с кратким содержанием рассказа «Учитель словесности» стоит уделить внимание его персонажам. Автор знакомит читателя со следующими действующими лицами:

Учитель словесности о чем

В рассказе упоминается также Ипполит Ипполитыч Рыжицкий — проживающий в одной квартире с Никитиным учитель истории и географии. Чехов характеризует его как занудного и скучного человека, говорящего сплошь банальности. В ходе развития сюжета Рыжицкий неожиданно умирает, пребывая последние минуты жизни в бреду.

Краткий пересказ сюжета

У Никитина было трудное детство, он вырос неуверенным в себе человеком. Его тревожит собственная моложавость. Молодому человеку все время кажется, что ученики не любят и не уважают его, да и сам он не привязан к детям. Проведение школьных занятий сопровождается скукой. Начав посещать дом Шелестовых, провинциальный учитель влюбляется в младшую дочь главы семейства Машу. На тот момент девушке исполнилось всего 18 лет.

Никитин часто сопровождает возлюбленную на конных прогулках. Мария даже подбирает ему спокойную лошадь, которая не способна сбросить седока. Параллельно читатель наблюдает за тем, как Варвара, старшая сестра Марии, увлекается штабс-капитаном Полянским. В душе девушка надеется на скорое предложение руки и сердца, но ее надеждам не суждено сбыться.

Учитель словесности о чем

Вскоре происходит свадьба Никитина и Маши Шелестовой, о чем новоиспеченный муж делает восторженную запись в своем дневнике. Молодожены счастливы и полны друг другом. Жена заботится о Сергее, их совместная жизнь напоминает ему пастораль. Вскоре все неуловимо меняется. Учителя словесности начинает одолевать скука.

Однажды он возвращается вечером домой после игры в карты, и жена сообщает ему, что Полянский по долгу службы уехал в другой город, чем разрушил надежды ее сестры Вари, ведь предложения не последовало. Никитина будто охватывает прозрение. Он чувствует себя пешкой в чужой игре. Сергей спрашивает жену, означает ли это, что он тоже должен был жениться на ней, раз посещал их дом. Маша отвечает утвердительно, чем окончательно поселяет в душе Никитина некую смуту.

Учитель словесности о чем

События происходят весной, хандра Сергея становится еще более очевидной на фоне пробуждения природы, ярких весенних красок. Никитина начинает раздражать все происходящее в жизни — он сам, жена, ее родственники. В финале рассказа в голове главного героя начинает преобладать мысль о побеге в Москву. В своем дневнике Никитин пишет, что его окружает сплошная пошлость, нет ничего тоскливее и оскорбительнее этого. Герой отмечает здесь же, что если он не сможет изменить свою жизнь, то просто сойдет с ума.

В. А. Фаусек, знакомый Чехова по Ялте, прочтя рассказ, нашел его весьма меланхоличным и просил писателя добавить в текст несколько мажорных нот, чтобы взбодрить читателя. Однако Антон Павлович проигнорировал сделанное замечание и оставил текст без изменений. Рассказ еще при жизни писателя был переведен на чешский и венгерский языки. Сегодня краткое содержание «Учителя» Чехова пользуется популярностью у школьников, поскольку они изучают это произведение на уроках русской литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *