Учитель переходит на личности что делать

Вероника Захарова

Учитель переходит на личности что делать
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

О буллинге в последние годы говорят как об одной из самых сложных проблем школьного образования. Но случается, что ученика донимает не сосед по парте, а тот, кто по идее должен подавать положительный пример и быть обладателем высоких моральных качеств — учитель.

Грубое и неэтичное поведения педагога всегда вызвает шквал критики. Если о нарушении профессиональной этики становится известно широкой общественности, то действиями учителя начинает интересоваться прокуратура как например, в случае с учительницей из Старого Оскола, которая на опубликованном в Сети видео называет ученика «урода ты кусок», «дебила кусок», а также желает, чтобы он «облез 20 раз».

Работая над этим материалом, мы задали 100 выпускникам школ разных регионов России вопрос: «Сталкивались ли вы с травлей со стороны учителя?». 58 процентов опрошенных ответили, что они или их знакомые страдали от издевательств, грубостей или бестактного поведения своих педагогов.

Откуда берется учительская грубость

Некоторые педагоги позволяют себе травить, «подкалывать» ученика, грубо или резко обращаться с ним, зная, что он не пойдет на конфликт с учителем и не ответит на издевательства.

Причины, из-за которых педагог срывается на ребенке, могут быть разные.

1. Педагогическая некомпетентность и недальновидность.

Встречаются учителя, которые практикуют императивный стиль общения с классом: они требуют неукоснительного подчинения, используют психологическое давление. Они грубы с детьми, поскольку искренне считают, что только таким образом можно добиться дисциплины.

2. Профессиональное выгорание.

Учитель, потерявший интерес к профессии, становится циничным, позволяет себе повышать голос и с пренебрежением общаться с кем-либо из учеников.

3. Месть в ответ на отсутствие уважения со стороны ученика.

Если ребенок относится к преподавателю или к его предмету без должного уважения, тот занижает оценки, оскорбляет или выставляет ученика в невыгодном свете.

4. Личная неприязнь.

Бывает и так, что учитель плохо относится к ученику без каких-либо видимых причин и на ситуацию не могут повлиять никакие поступки жертвы. Травмирующее поведение преподавателя наносит непоправимый урон психике ученика любого возраста.

Когда учитель переходит границы

«В 11 классе я много времени уделяла учебе и готовилась к олимпиадам, чтобы поступить в вуз на бюджет. Из-за большой нагрузки у меня были нервные срывы, поэтому я сильно располнела. По субботам нам поставили урок физкультуры к восьми утра, и иногда я прогуливала эти занятия, чтобы хоть немного поспать.

Один раз я пришла в спортивный зал, и моя учительница вывела меня в центр и стала отчитывать перед всей параллелью за то, что я пропускаю уроки, с фразой: „Тебе можно пропустить математику, но точно не физкультуру. Ты давно смотрела на себя в зеркало?“.

Сейчас я уже учусь на третьем курсе университета, сильно похудела, и у меня есть молодой человек, но до сих пор каждый раз, когда я ем лишнее, я вспоминаю ту фразу и бегу к весам. Постоянно боюсь поправиться, потому что тогда мне вновь могут сказать: „Ты давно смотрела в зеркало?“. Это не дает мне покоя даже спустя четыре года и более 40 часов общения с психологом», — рассказывает выпускница екатеринбургской гимназии Анна.

Из-за критики учителя ребенок рискует стать неуверенным в себе или усомниться в правильности своего выбора.

«Я занимаюсь плаванием с первого класса и всегда мечтал стать спортсменом, поэтому в 11 классе при выборе вуза у меня не было сомнений, что я пойду на физкультурное направление. При поступлении важнее предоставить высокие результаты в плавании, а не отличные баллы ЕГЭ, поэтому больше времени я уделял тренировкам.

Однажды классная руководительница решила провести со мной беседу на повышенных тонах о том, что великого спортсмена из меня все равно не выйдет и успешным в плавании я не буду. Она просила меня заняться учебой и отбросить „глупые“ мысли о плавании. Я возненавидел школу, потому что она говорила это мне каждый раз при встрече, и я обратился к психологу.

Сейчас я еду на чемпионат России и очень рад, что тогда ее слова не сломили меня и не заставили отказаться от мечты. А вот многие мои знакомые, которым преподаватели говорили то же самое, увы, прислушались к „добрым“ советам и пошли учиться на другие специальности», — говорит выпускник Челябинской школы Дмитрий.

«Я мечтала стать архитектором, поэтому в 11 классе точно решила, что буду сдавать на ЕГЭ профильную математику. Однако моя учительница громко рассмеялась после того, как я сообщила ей об этом, и сказала, что мне вряд ли удастся сдать даже базовый уровень.

Поначалу я решила не обращать внимания на ее издевки, но она забирала у меня тесты по профильной математике и выдавала базовый вариант на «пробниках», не говорила мне о переносе факультативных занятий, а прямо в день экзамена пожелала мне хотя бы минимальный балл. Я расплакалась прямо при входе в школу — у меня буквально тряслись руки от страха не сдать.

В итоге мне удалось набрать 88 баллов (средний балл сдачи — 50), но я до сих пор считаю себя слабой в этом предмете. В университете на занятиях по математике стараюсь отсидеться на задних партах, чтобы не выходить к доске«,— рассказывает выпускница петербургской школы Виолетта.

Кто может оказаться жертвой

Психолог Галина Швец говорит, что оказаться в немилости у учителя может любой ребенок.

Бывает, что ученик исправно посещает все уроки, выполняет домашнее задание и хорошо пишет контрольные, но педагог все равно относится к нему с пренебрежением. Поводом для неприязни и оскорблений с его стороны могут стать какие-то внешние особенности или черты характера школьника — лишний вес, слишком высокий/низкий рост, гиперактивность/ медлительность, одежда и даже родимые пятна.

«Моя первая учительница ненавидела меня. Она срывалась на мне и обращалась очень неуважительно и презрительно. Но на тот момент я не понимала, что причина не во мне, и думала, что заслуживаю такого отношения.

Сейчас я понимаю, что я просто раздражала ее и она таким образом вымещала свою злобу. В детстве я ходила с пластинками, и во рту постоянно скапливались остатки пищи после еды. Она вызывала меня к доске фразой: „Казанцева, покажи, что у тебя во рту“. А я стояла перед всем классом с открытым ртом и чувствовала себя, как в цирке. Хорошо, что мама быстро отреагировала на это и перевела меня в другой класс», — рассказывает психолог Вероника Казанцева.

Часто дети не понимают, из-за чего преподаватель настроен против них, поэтому начинают искать причины в себе. Так рождаются комплексы, пропадает желание ходить на занятия к этому педагогу и вообще изучать предмет.

«Чаще всего преподаватели, которые издеваются над детьми, сами подвергались издевательству, унижениям либо насилию со стороны взрослых. Это та боль, которую они отыгрывают на своих учениках», — объясняет Екатерина Материна, педагог-психолог с 17-летним стажем работы.
Поэтому причиной «учительской травли» могут стать те же факторы, из-за которых сам преподаватель когда-то подвергался нападкам.

Что делать с «трудным» учителем

Если ученик сталкивается с издевательствами от педагога, он обычно решает «мстить» ему — не посещать занятия, «забить» на предмет. Однако такая тактика не исправит положение, а лишь губительно скажется на успеваемости.

Галина Швец уверена: в одиночку справиться с травлей, которая исходит от учителя, невозможно. Ребенок может попробовать изменить свое поведение и отношение к предмету, но если он не угадает, в чем настоящая причина издевательств, то такой способ будет бесполезен.

Не стоит пытаться противостоять учителю с помощью агрессивных методов: обзывать его в ответ на резкие или бестактные замечания, кричать, устраивать скандалы или отказываться от посещения уроков. Такое поведение только усугубит проблему.

Если «буллинг» со стороны учителя случается систематически, Галина Швец советует школьникам рассказать об этом взрослым — в первую очередь, родителям или школьному психологу: они смогут объективно оценить ситуацию и принять верное решение.

Что нужно знать родителям

Если ваш ребенок жалуется на сложные отношения с педагогом, отнеситесь к его словам с пониманием и обязательно выслушайте до конца. Дайте ему высказать свою позицию и ни в коем случае не обвиняйте в сложившейся ситуации.

Первое, что нужно сделать, — это поговорить с преподавателем, объяснив что именно в его поведении и словах доставляет ребенку дискомфорт.

Психолог Галина Швец рекомендует придерживаться следующей тактики:

«Варианты есть всегда, главное — помочь своему ребенку: выслушать его и защитить», — считает Галина Швец.

Кроме того, она рекомендует в обязательном порядке обратиться к психологу (школьному или частному), чтобы сразу же проработать возникшие у ребенка психологические проблемы.

Между тем, Европейский суд по права человека (ЕСПЧ) запретил учителям оскорблять детей: суд рассмотрел иск отца из Хорватии, чей ребенок подвергся словесному унижению со стороны педагога и получил психологическую травму, которую вынужден был прорабатывать с психологом.

По итогам заседания ЕСПЧ призвал национальные власти принять надлежащие законодательные, административные, социальные и образовательные меры для безоговорочного запрещения любых форм насилия или жестокого обращения в образовательных учреждениях в отношении детей в любое время и при любых обстоятельствах и, таким образом, обеспечить «нулевую степень терпимости» по отношению к любому насилию или жестокому обращению.

Источник

Что делать, если учитель оскорбил родителя?

Классный руководитель оскорбил родителя в присутствии детей и других учителей и перевернула ситуацию с ног на голову. Тон был не доброжелателен, злость в голосе и ненависть.

Ознакомившись с изложенными фактами, Вы можете поступить следующим образом:

1) обратится с жалобой на имя директора;

2) обратится в Рособрнадзор

Так как, согласно п.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. №594 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

2) направить обращение в Прокуратуру РФ, так как на основании ч.ч.1-2 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации»,

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

3) с заявлением в полицию

Административная ответственность за оскорбление предусмотрена ст.5.61 КоАП РФ

Уголовная ответственность за клевету предусмотрена ст.128.1 УК РФ

Обращение может быть подано лично, либо направлено в адрес органа заказным письмом с уведомлением и описью вложений, либо посредством сети-интернет через официальный сайт.

Жалобы могут быть поданы одновременно, что не является нарушением.

Если Вы не получили исчерпывающий ответ, либо у Вас возникли новые вопросы, то готов дать дополнительные разъяснения.

Источник

Что делать, если учитель оскорбляет ученика при всем классе

Содержание статьи

Учитель переходит на личности что делать

Защитить ребенка от нападок со стороны учителя можно не только словом, но и правомерными действиями, обратившись с заявлением в правоохранительные органы или к опытному адвокату.

Даже не зная законов, любой взрослый человек осознает, что оскорблять и унижать ученика не имеет права ни один учитель. В законодательстве РФ четко установлены права ребенка во время пребывания в школе, что регулируется ФЗ «Об образовании в РФ». Учащийся должен быть защищен от психологического давления и физической агрессии, не может подвергаться унижению и оскорблениям, а также имеет полное право на здоровую жизнь и спокойное обучение.

Кроме прав ученика, этот закон объясняет обязанности педагога, который должен придерживаться правовых норм, проявлять уважение и соблюдать правила профессиональной этики. О словесном и телесном наказании речи быть не должно даже при неправильном поведении ребенка и нарушении им правил учебного заведения.

В современных школах нарушение установленных норм встречается достаточно часто, что приводит к конфликтным ситуациям и судебным прениям. Что делать, если учитель при всем классе унижает и оскорбляет школьника, куда обращаться и какие меры предпринять? Получить ответ по конкретной ситуации можно у опытных юристов нашей компании, а также привлечь к разбирательству правоохранительные органы.

Скандал с учителем, встречные угрозы и оскорбления, а также рукоприкладство и иные «домашние» меры будут квалифицированы как нарушение законов РФ и приведут к сложным последствиям.

Куда обращаться, если ребенка публично унижает учитель

Кричать на ребенка, оскорблять и унижать при всем классе или в социальных сетях и по телефону не имеет права ни один учитель. Такой подход к учебному/воспитательному процессу является непедагогичным и требует определенных мер со стороны родителей и вышестоящего руководства.

Защитить ученика от нападок со стороны учителя можно несколькими способами – от официального обращения в комиссию по урегулированию споров до судебного разбирательства с возмещением морального ущерба.

Родитель может обратиться с просьбой провести дисциплинарное разбирательство, по итогам которого педагога могут уволить и привлечь к ответственности. Главное – доказать, что действия педагога были направлены на унижение/оскорбление личности школьника.

Куда жаловаться и что предпринять, если учитель обзывает и оскорбляет ребенка:

Если ситуацию не удалось исправить вышеизложенными способами, то остается перевод школьника в другой класс или школу.

Заявление об оскорблении

Заявление на оскорбление ученика учителем подается в полицию, прокуратуру и директору школы. Правильно оформить документ можно по заданному шаблону или воспользовавшись помощью наших юристов. Что следует указать в заявлении об оскорблении:

Если была попытка решить конфликт мирным путем, то следует приложить к заявлению копию жалобы к директору школы и сведения об устной беседе. Если есть свидетельские показания, все бумаги должны быть заверены подписями.

Обратите внимание!

Опрос детей может осуществляться только в присутствии родителей, опекунов и школьного психолога.

Если заявление передается в прокуратуру, то на основании предоставленных доказательств принимается решение о возбуждении административного дела, срок расследования которого не превышает 1 месяц. Судьба преподавателя решается судом по месту проживания истца.

В случае физического насилия, рекомендуется не затягивать с обращением в правоохранительные органы, а привлечь к делу опытного адвоката и снять побои при их наличии или подготовить неоспоримые доказательства толчка, удара, шлепка и иного действия педагога.

Какая ответственность за оскорбление ученика

Что будет учителю за оскорбление ученика, установлено ст. 5.61 КоАП РФ. Согласно данной административной нормы, за оскорбление человека предусмотрены следующие наказания:

Дополнительно к административной ответственности родитель ученика имеет право потребовать возмещение морального ущерба. Сумма компенсации зависит от степени вины правонарушителя и последствий происшествия.

Если порочащие честь ребенка сведения были распространены массово, то учитель будет привлечен к ответственности по статье 128.1 Уголовного кодекса РФ – клевета.

В случае физического насилия над ребенком, расследованием занимаются правоохранительные органы и простым штрафом отделаться не удастся. По данным преступлениям предусмотрено лишение свободы, снятие с занимаемых должностей и принудительные работы. В любой ситуации лучше обратиться за поддержкой к опытному юристу, который поможет собрать доказательства, избежать наговора со стороны обидчика и добиться справедливости по закону.

Заключение

Исходя из законодательных норм можно установить, что игнорировать оскорбления учителей нельзя. Ученик имеет право на обучение, а педагог обязан создать для этого лояльные условия, включая защиту от нападок со стороны сверстников. Унижать, бить и обзывать школьника не может ни один педагог.

Если ваш ребенок сообщил о подобном инциденте, нельзя придумывать оправдания случившемуся даже в случае их наличия. Педагог проходит специальную подготовку и должен быть стрессоустойчив, так как его работа основана на общении с детьми разного социального уровня и воспитания. При инциденте следует обратиться к нашим юристам или попытаться решить проблему мирным путем. В любом случае все должны понести заслуженное наказания. Если оставить унижение без вмешательства со стороны родителей, то неизвестно, чем закончиться безнаказанное поведение педагога – доведение школьника до самоубийства или истязание со стороны всего класса.

Источник

Что грозит, если учитель начинает переходить на личности на уроке и оскорблять ученика?

Здравствуйте, Согласно ст. 34

Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.Согласно ст. 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений

.В соответствии со ст. 45 указанного закона

родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения.

Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.Для начала советую вам написать обращение на имя директора школы, перечислить обстоятельства при которых были высказаны оскорбления в адрес ученика, факты нарушения прав учащихся, унижения их чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, привлечь к дисциплинарной ответственности.

Источник

Как защитить ребенка от травли со стороны учителя

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

Буква закона

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *