Учитель орет на учеников что делать если в начальной

«Учителя, который кричит и давит на детей, можно понять, но нельзя оставить в школе»

Пока мы обсуждаем, что развитие идёт из точки покоя, а привязанность важна в вопросах обучения, наши дети и их педагоги часто оказываются по разные стороны баррикад. Но разбирая очередной конфликт учителя и ребёнка нужно понимать, что у педагога может не быть нужной поддержки, а психологическая служба в школе не работает. Его могли не учить работать с разными, высокочувствительными или гиперактивными, детьми. Он может не знать о профилактике буллинга или службе (а вообще есть ли она?), в которую учитель может в таком случае обратиться и которая придёт на помощь.

Почему учителя срываются

Дети очень талантливы и отлично чувствуют наши слабые места, они знают, что вызывает наибольшую реакцию, и провоцируют нас (не всегда осознанно) на ответ.

Например, учитель готовился к уроку несколько дней подряд, вложил в него душу, даже превратил в игру. Он знает, что две трети класса хотят и могут учиться. Но учитель должен отвлекаться на тех, кто мешает остальным, день за днём не даёт нормально вести урок. Странно тут не воспользоваться положением и не потребовать дисциплины.

Да, резко, да иногда призывая к ответу, да, иногда используя такие приёмы, как прилюдное унижение (например, при всём классе показать, в чём ребёнок неуспешен), да, повысив голос, да, пугая будущим на помойке. В конце концов, у строгих преподавателей всегда высокие результаты! Согласны?

Учитель орет на учеников что делать если в начальной

В этот самый момент стоит остановиться и спросить себя, а какова наша цель? Вбить как можно больше знаний в головы детей? Тогда и розги будут эффективной мерой.

Страх создаёт лучшие возможности для обучения. А страх физического наказания дает ещё более невероятные результаты. Но пришёл момент, когда мы смогли отказаться от него и решили, что наши дети достойны большего, а бить слабого — это варварство. Оказалось, что всё-таки можно без розг, карцеров, колпаков и стульчиков презрения. И институт образования не рухнул.

Как крик воздействует на ребёнка

Дети не ведут себя плохо, чтобы их поругали. Чаще всего условия, в которых находится ребёнок, просто не соответствуют его возможностям и запросам. У нас полно программ по математике, но никто не учит работать с групповой динамикой, с особенностями личности.

Мы думаем о том, что нужнее шахматы или религиозное воспитание, но так и остаёмся в традиционных форматах авторитарного подхода школы XX века. Мы говорим «дети уже не те» (хотя это не так) и ничего не делаем для того, чтобы ответить на вопрос — а какие? И что им предлагать? Поэтому учитель остаётся один на один со сложным ребёнком. И зачастую срывается, но это значит, что ему плохо! Учителя, который кричит и давит на детей, понять можно, но оставлять работать — нет.

Учитель орет на учеников что делать если в начальной

Почему дети имеют право сорваться, а взрослые — нет

Ребёнок, в отличие от учителя, имеет право на срыв. Во-первых, это он оказался в школе недобровольно, и при этом вынужден следовать чужим правилам. Но главное, что наука объясняет это: у подростка не до конца сформирована префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за высшие психические функции, в том числе и за управление гневом, самоконтроль, эмоции. Для них нормально уставать и срываться. Это их можно и нужно прощать, в их потенциал стоит верить. И во всех случаях помнить: «Дети никогда не виноваты». Любое вызывающее поведение лишь крик о помощи: мне плохо, я не могу, я не умею, мне не хватает знаний, у меня недостаточно развиты регуляторные функции, я просто не понимаю, что происходит. Я несчастен. Помогите мне.

Учитель орет на учеников что делать если в начальной

Как понять, что ребёнку плохо в школе и надо перевести его в другую

Мы уже не позволяем хамить себе в магазине или транспорте, но почему-то разрешаем вопить на наших детей и унижать их публично. Мы считаем допустимым, чтобы ребёнка ставили перед всем классом и демонстрировали, как неаккуратно он пишет, размышляя вслух об особенностях развития его рук и предсказывая страшное будущее. Ребёнок даже часто не понимает, что ему плохо, ведь в его мире только так и может быть.

Учитель орет на учеников что делать если в начальной

Как школьное хамство меняет характер ребёнка

Я не раз видела матерей, которые готовы буквально разорвать обидчиков, если те сделают замечание ребёнку в публичном месте (автобусе, магазине, музее), но совершенно пасуют перед директором. Такие родители всегда готовых встать на сторону педколлектива в вопросах внешнего вида или аккуратных тетрадей. Потому что это касается учёбы, а здесь учителям виднее. Есть же такая расхожая установка: школа учит, а воспитание — дело семьи. Но это же чушь!

Дети — не машины, которым можно включать-выключать функции: вот сейчас переводим в «режим воспитания», а сейчас — «режим обучения». Клац-клац

Они живые и учатся каждый миг. Именно в школе они проводят большую часть дня и воспитывает их всё: как педагог к ним обращается, бережёт ли он их чувства, уважает ли их и окружающих. Или только полное подчинение, шаг вправо-шаг влево — расстрел.

Что дети усваивают в таком случае лучше таблицы умножения? Очень простую формулу: кто сильный — тот и прав. Кричать — можно, унижать — можно, оскорблять — можно, угрожать — можно, высмеивать при всех — можно. При одном условии: у тебя должна быть власть и безнаказанность. В крайнем случае, всегда можно сослаться на усталость и профвыгорание.

Источник

Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников

Родители отправляют детей в школу в первую очередь за знаниями и очень часто смиренно принимают все правила, которые им навязывают, и все претензии учителей. Правильно ли это? И законно ли то, что зачастую позволяют себе учителя в адрес подопечных?

Учитель орет на учеников что делать если в начальной

Кого могут взять на работу в школу?

В школу берут, естественно, не каждого. Однако наши представления о том, что детей может учить только человек, получивший педагогическое образование, неверны. Учителем может быть и специалист с образованием по той специальности, которую хочет преподавать.

Перед тем, как устроиться на работу, желающий работать учителем предстает перед комиссией, которая состоит из завучей и учителей. С ним проводят собеседование, могут попросить провести тестовый урок, определяют испытательный срок.

Возьмут ли учителем того, у кого есть судимость? Да, но только того, кто был осужден за мелкие преступления и правонарушения. На практике же даже им путь в школу закрыт, поэтому чаще всего те, кто учит наших детей, чисты перед законом.

Человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией по закону может работать учителем, но опять же, на практике администрация старается не допускать, чтобы в коллективе были подобные педагоги.

Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?

Мы привыкли к тому, что учитель достаточно волен в проявлении своих эмоций: он может наорать на ученика, стукнуть кулаком по столу, вывести шалуна за ухо из класса. Так было во времена нашего детства, так регулярно случается и в современной школе.

Но на самом деле учитель не имеет на это никакого права! Закон стоит на страже человеческого достоинства учеников, защищает их от оскорблений и любого вида насилия (физического и морального).

Что делать, если учитель не соблюдает эти требования? Жаловаться! За нарушение норм обращения с учениками к педагогу могут быть применены разные формы дисциплинарных мер, вплоть до увольнения. А если учитель оскорбил ученика в неприличной форме, то на него может быть наложен штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).

Как поступить родителям, если ребенок жалуется на то, как ведет себя с ним учитель?

Если же будет доказано обратное — что ученик оскорбляет учителя — нарушителя ждет дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, исключение из школы). Подростка (14-16) лет могут привлечь к гражданско-правовой ответственности (ст. 1074 ГК РФ).

Как выбрать частную школу и не ошибиться

Кто решает, по каким критериям выставляются оценки, и можно ли оспорить несправедливые отметки?

Критерии выставления оценок определяет школа. По закону, только в двух случаях есть «внешние» требования и критерии, по которым оцениваются знания учеников:

Во всех остальных случаях выставление оценок — на совести учителей. Но они не могут действовать на свое усмотрение, все критерии оценки знаний и прилежания учеников зафиксированы в локальных актах школы.

Если вам кажется, что отметки вашего ребенка несправедливо занижают, нужно действовать следующим образом:

Сбор денег, дресс-код и дежурство: как нарушают права учеников

Имеет ли учитель право забирать личные вещи учеников?

Нередко для поддержания дисциплины учитель изымает на время у учеников различные вещи — сотовые телефоны, игрушки, и так далее. По закону он не имеет права делать это, так как частная собственность неприкосновенна. Учитель должен действовать другими методами: сделать замечание, оставить на разъяснительную беседу, обратиться к родителям, и так далее.

Часто во избежание таких ситуаций школы вводят внутренние правила, например, в принципе запрещают пользоваться мобильными телефонами на уроках. На это они имеют право, и этим правилам придется подчиняться. Если ученик нарушит их, его может ждать дисциплинарное взыскание.

Остается только пожелать, чтобы вас не коснулись описанные в статье проблемы. Но если неприятный инцидент все же случился, помните о своих правах и правах вашего ребенка, отстаивайте их, но, естественно, тоже в рамках закона!

Источник

Учитель орет на второклассника: что делать родителям?

Ваш ребенок не должен бояться ходить в школу, даже если он не успел сделать уроки, даже если забыл прочитать и выучить стих, заполнить тетрадь или дневник

Недавно в «Фейсбуке» обсуждалась история о том, как девочка-второклассница, сделавшая неправильную, с точки зрения учителя, запись в тетради (все ведь знают, какое огромное значение придается, например, количеству клеточек между классной и домашней работой), была оскорблена и унижена при всем классе – сначала учительница накричала на нее, а потом разорвала тетрадку на мелкие клочки. С этими клочками девочка пришла домой. Больше в школу она ходить не хочет.

Честно говоря, если бы мой маленький ребенок пришел домой с клочками вместо тетради, мне было бы очень трудно сдержать свой гнев. Но для правильных действий в этой ситуации лучше остыть.

Первое, что стоит сделать – это выяснить у других родителей, что же на самом деле произошло в классе. При всей моей любви к собственным детям я допускаю, что они могли что-то придумать, преувеличить или не так понять. Можно спросить у других родителей, как эту ситуацию увидели их дети.

Конечно, я полностью на стороне своего ребенка, конечно, я считаю, что орать на детей и, тем более, унижать, учитель не имеет права. Но все-таки лучше выяснить ситуацию со всех сторон, а не только с одной.

Итак, родители подтвердили, что учитель вел себя неадекватно, агрессивно, несдержанно. Первое желание – пойти к администрации, директору, написать в департамент образования и наказать виноватого. Я бы обязательно так и сделала, если бы в начальной школе учился мой первый ребенок. Но в сентябре в первый класс пойдет мой шестой, поэтому я оставляю эти действия на крайний случай – когда все остальные методы уже исчерпают себя.

Я пойду в такой ситуации к самому учителю. Попытаюсь с ним поговорить. Конечно, подобная сцена безобразна, она недопустима в школе, но если до этого учитель не был замечен в таких вещах, если это – единичный случай, и учителю очень жаль, что по каким-то причинам такая сцена произошла, этим бы я и ограничилась.

Да, я оставила бы своего ребенка на неделю-другую дома, я бы объяснила ему, что взрослые люди не всегда ведут себя правильно, попыталась бы реабилитировать его отношение к школе. Если это произошло один раз, и вам удалось найти правильный тон в разговоре с учителем, я уверена, что никаких проблем в дальнейшем не возникнет.

Гораздо более тяжелая ситуация, если учитель считает такое поведение нормальным, если из разговора с родителями становится ясно, что он ведет себя так постоянно. Тут мои действия – это разговор с администрацией школы – завучем младших классов или директором.

Самый тяжелый вариант, если директор считает, что все это – нормально, и вы «преувеличиваете проблему». В этом случае я бы начала поиск новой школы для своего ребенка, потому что если такой стиль общения с детьми приемлем для руководства школы, то ничего хорошего от этой школы ждать не приходится.

Но, скорее всего, ни завуч, ни директор так не скажут. Возможно, они будут оправдывать учителя, расскажут, что вообще-то он хороший, но сейчас у него кризис и тому подобное. В этой ситуации совершенно спокойно можно попросить перевести ребенка в параллельный класс к другому учителю. Отказать вам не смогут. Школа абсолютно не заинтересована, чтобы ученики покидали ее в середине учебного года, поэтому вам пойдут на встречу и предложат какие-то варианты.

В любом случае, терпеть унижения, оскорбления, обзывательства, повышенный или язвительный тон нельзя! Не должен ваш ребенок бояться ходить в школу, даже если он не успел сделать уроки, даже если забыл прочитать и выучить стих, заполнить тетрадь по «Окружающем миру» или «Дневник читателя».

Я абсолютно уверена, что в начальной школе главные качества учителя – это уравновешенность, доброжелательность, умение и желание идти на контакт с родителями. Все остальное – части речи и члены предложения, фонетический разбор и умение выделять в слове корень, знание таблицы умножения и умение решать уравнения – приложится. Ни один ребенок при адекватном учителе не будет обойден стороной в изучении официально признанных ФГОСов, а уж будет ли он осваивать программу «Эльконина –Давыдова» или заполнять тетради Гейдмана, вставляя знаки в пример «7 7 7 7 7 = 5», к его будущему не имеет никакого значения. В отличие от постоянных окриков и общей нездоровой и нервной атмосферы в классе.

Поэтому я – за поиск адекватного учителя, доброжелательной обстановки, спокойного разговора о достижениях учеников на редких родительских собраниях. Интересно, что каждый раз именно такие учителя были у моих детей в начальной школе, до сих пор со многими из них мы поддерживаем хорошие отношения, за что им – огромное спасибо!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Источник

Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.

Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *