Учитель начальных классов с чего начать
Работа начинающего педагога в начальной школе: что нужно знать, к чему важно быть готовым?
Начинающий педагог часто приходит в школу, не понимая, с какими трудностями может столкнуться. Нередко он идеализирует детей, особенно если приходит в начальную школу. Зная заранее, какие проблемы ему придется решать, молодому учителю будет проще с ними справиться. В помощь начинающему учителю начальных классов мы написали эту статью.
Первый раз в первый класс: к чему готовиться
Вы пришли в школу и вам сразу дали первый класс — для вас это будет двойная нагрузка: вы не только должны будете сами вжиться в новую роль, но и помочь первоклассникам адаптироваться к школьной среде.
Что нужно знать и учитывать начинающему учителю начальных классов? Школьная жизнь подчиняется своим законам и правилам. В ней есть определенный ритм с ежедневными обязательными ритуалами. Педантично следуйте этим ритуалам — они дадут детям опору и уменьшат стресс, связанной со сменой образа жизни.
Вчерашние детсадовцы еще не умеют правильно распределять свое время и усилия, выбирать задания по силам: мягко направляйте их, но не подавляйте самостоятельность.
Учтите, что многие качества вам придется развивать: усидчивость, терпение, дисциплинированность, умение отстаивать свою точку зрения и находить компромисс. Будьте терпеливы и настойчивы — и у вас все получится.
Дисциплина: почему она важна и как ее наладить
Не допускать проблем с дисциплиной — первое, что должен сделать педагог в начале работы в школе. Дисциплина — основа успешного обучения. Если её не будет, всё остальное, что вы говорите и делаете, окажется бессмысленным.
В первые дни в начальной школе проблем с поведением на уроках у вас может не быть, но это не повод расслабляться. Скорее всего, дети просто к вам присматриваются и оценивают, насколько серьезно следует к вам относиться.
Следующая стадия — испытание на прочность. Ученики будут пробовать: что можно, что нельзя, что вы простите, а за что накажете. И если они почувствуют слабинку, на них не подействует ни ваш крик, ни замечания в дневниках.
Что делать? Сразу дайте детям понять, кто здесь главный и каковы правила. Неуклонно добивайтесь их исполнения. Не заигрывайте, но и не будьте жестокими.
Никогда не начинайте урок, пока все дети не сели на свои места и не замолчали.
Не грозите наказанием, которое не сможете выполнить. Пригрозили — так и сделайте.
Баловство возникает там, где детям скучно. Там, где детям интересно и нет ни одной свободной минутки, времени на шалости не остается. Всегда имейте в запасе дополнительные задания для тех, кто быстрее всех справится с основными.
► Помните, что дисциплина — только ваша ответственность. Не обращайтесь к завучу или директору, чтобы они помогли вам навести порядок в классе — вы навсегда потеряете авторитет в глазах детей.
Как установить контакт с классом
Кроме той информации, которую вы преподносите детям, им важна и интересна ваша личность. Дети будут задавать массу вопросов: сколько вам лет, есть ли у вас муж и дети, кошка или собака, боитесь ли вы мышей, куда вы шли вчера вечером.
Используйте эти моменты, чтобы установить с детьми эмоциональный контакт. Покажите, что вам тоже интересно всё, что происходит в классе, что вас радует и расстраивает. Будьте живым человеком со своими чувствами и желаниями.
Но при этом старайтесь всегда владеть собой, не позволяйте своему настроению влиять на обстановку в классе. Если вы нервничаете, дети это почувствуют и атмосфера в классе будет напряженной. Если вы раздражены, не вымещайте негативные эмоции на детях. Не заводите любимчиков: даже если кто-то в классе вызывает у вас особые симпатии, не показывайте этого.
В самом начале урока выдержите небольшую паузу, попробуйте поймать ощущение, которое исходит от класса: дети спокойные, довольные или взбудораженные каким-то событием? Если чувствуете напряжение, обиду или другую эмоцию, которая может помешать уроку, дайте детям выговориться и выпустить пар. Со временем у вас будет получаться распознавать эмоции всё лучше и лучше.
► Чтобы поддержать контакт с детьми во время урока:
Планирование и проведение уроков: как соблюсти баланс
В первое время особенно тщательно готовьтесь к урокам, продумывайте несколько сценариев его проведения. Если что-то пойдет не так, у вас будет запасной вариант.
Начинающие учителя могут впадать в две крайности. Одна из них — однообразие. Это самая большая ошибка, которую может допустить учитель начальных классов. Шести-девятилетние дети еще не способны слишком долго концентрироваться на одной теме или одном темпе. Запланируйте чередование интенсивной нагрузки с более спокойной, индивидуальных заданий с коллективными дискуссиями, предусмотрите физкультминутки.
Другая крайность — использование всех инноваций сразу. Чтобы разнообразить занятия и сделать их интересными, молодые учителя стремятся внедрить и новые методики, и игры, и уместить в один урок как можно больше деталей. От такого напора дети быстро устают. Пусть они освоят сначала один прием, прежде чем перейти к другому.
Еще одна ошибка начинающего педагога — перегруз медиаконтентом. Видео, картинки, аудиозаписи разнообразят урок, но их излишек утомляет и вредит усвоению знаний. Применение любого видео- аудио- или визуального материала должно быть обосновано и помогать ученикам усваивать знания, а не просто развлекать. За урок используйте 1–2 короткие песенки или одно небольшое обучающее видео, оформляйте правила в схемы и обязательно сопровождайте их пояснениями и обсуждениями.
Чтобы узнать больше о подготовке к урокам в начальной школе и сделать их более разнообразными, пройдите дистанционные* курсы повышения квалификации.
Первый раз в первый класс. Советы начинающему учителю начальной школы
Светлана Лаврентьева
24 августа 2017 • 17:24
Не так давно молодая учительница начальной школы попросила членов сообщества Педсовета помочь ей рекомендациями: как себя вести с детьми, с родителями, как завоевать авторитет. Наши бывалые педагоги не подвели и дали разумные советы.
Совет 1
Прежде всего знайте, что с тех пор, как в Вашей трудовой книжке появилась запись о том, что Вы приняты на работу, Вы сами приобрели новый статус, и теперь должны выстраивать собственную систему работы согласно своим предпочтениям, и с учётом ФГОС, конечно.
Что Вы хотите от родителей? Что вы ожидаете от учеников? Какие требования предъявляете к ведению дневника, тетрадей? Что рекомендуете, а на чём настаиваете? Если вы во время педпрактики посещали уроки учителей, примените что-то, что Вам понравилось.
С детьми не заигрывайте, любите их так, чтобы они этого не замечали.
Совет 2
Помните, что войдя уверенно в класс, вы становитесь партнерами с учениками, с родителями. С детьми не надо сюсюкать, а надо разговаривать на равных, как со взрослыми. Всегда их нацеливать на развитие, приобретение знаний и на успех!
Совет 3
Совет 4
Совет 5
Во время беседы с родителями обязательно должен быть дружелюбный тон. Доброжелательное, тактичное отношение учителя к родителям вызывает такую же ответную реакцию.
Хочу напомнить слова известного педагога А.С.Макаренко: «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение — самая решающая вещь».
Совет 6
Совет 7
Как стать хорошим учителем начальных классов: семь простых советов
Итак, в вашей трудовой книжке появилась новая запись и вас приняли на работу учителем. Теперь вам нужно постоянно думать, как донести знания до учеников, наладить контакт с ними, их родителями и вашими коллегами. Это непросто, но, используя передовые методики, можно сохранить нервы и энергию. Наши советы помогут вам стать лучше в профессии и получать от нее не стресс, а удовольствие.
1. Знайте свой предмет «на отлично»
Это не так очевидно, как может показаться. Учитель начальной школы должен быть специалистом практически во всем — от письма и арифметики до естествознания и истории. Чем больше вы знаете и умеете, тем интереснее ваши уроки и убедительнее вы выглядите перед учениками. Поэтому нужно постоянно наращивать компетенции, особенно в сложных для вас областях.
2. Не перехваливайте
Нельзя «заигрывать» с детьми — они просто перестанут к вам прислушиваться. Войдя в класс, учителя становятся партнерами учеников. Нужно разговаривать доброжелательно, но выставляя четкие границы.
Дети часто расценивают чрезмерную похвалу как знак, что преподаватель не ожидает от них больших результатов. Это демотивирует. Поэтому обосновывайте похвалу и давайте ребенку «видение перспективы» — путь дальнейшего развития.
3. Помните: ваша личность важна
4. Обращайтесь к коллегам
Даже опытный учитель начальных классов должен перенимать позитивный опыт коллег и взаимодействовать с ними для улучшения своих уроков. Очень важно интересоваться методиками, которые используют другие преподаватели, делиться идеями, налаживать эффективную коммуникацию и быть открытым к общению.
5. Держитесь уверенно
Знаем, это трудно, но нужно, ведь дети эмпатичны и сразу почувствуют ваш страх и неуверенность. Поэтому:
6. Делайте обучение разнообразным
Большинство учителей считают индивидуальный подход к обучению самым эффективным, но в условиях стандартного класса на 25-30 человек его сложно обеспечить. Выход — разнообразить обучение. Используйте игровые методики, дискуссии, задания разной сложности. Обязательно отслеживайте реакцию — так вы сможете понять, к чему есть склонности у каждого их учеников.
7. Не забывайте о родителях
Без этого пункта наши советы не были бы полными. Для учеников младшей школы очень важна непрерывность и последовательность обучения. Это значит — родители тоже должны быть вовлечены в процесс. У вас с ними одна цель — сделать ребенка успешным и реализовать его потенциал. Для этого:
Хотите получить профессию учителя в дистанционной* форме? Обратите внимание на программы АНПОО «НСПК». В колледже вы сможете получить среднее профессиональное образование и сразу два диплома — основной и о профессиональной переподготовке.
Обучение ведется по официальной лицензии. Обратитесь к сотрудникам приемной комиссии АНПОО «НСПК», и они подробно расскажут об условиях поступления и об акциях для абитуриентов.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
13 коротких советов начинающему учителю
Когда молодой учитель, защитив диплом, впервые заходит в класс, он очень нервничает и хочет провести самый лучший урок. Иногда для этого стоит обратиться за помощью к более опытным коллегам. Наш блогер, учительница с 20-летним стажем Елена Смит, делится профессиональными советами с начинающими педагогами.
Я всегда очень радуюсь, когда в школу приходят молодые учителя. Чаще всего это те люди, которые мечтают работать с детьми, несмотря ни на какие сложности. Вопреки частому мнению, что учительство — это бесконечные проблемы, нервы, безденежье, бумажная работа и рутина. Их очень мало, и с каждым годом становится всё меньше.
Я знаю это, потому что вижу: выпускники не рассматривают школу как место дальнейшего трудоустройства. Они думают, что работа учителя бесперспективна. Но это не так!
Я работаю в школе более 20 лет и знаю, как менялась школа на протяжении этого времени. Я до сих пор считаю, что учитель — самая интересная, увлекательная, творческая и благодарная профессия. Здесь ты каждый день учишься новому, ведь без этого невозможно преподавать современным детям. Твои коллеги и ученики — это океан мыслей и чувств, и от тебя зависит, на какой волне пройдёт урок и твой день.
Это профессия, где ты можешь полностью реализовать свой творческий потенциал: можешь быть художником (рисуй и создавай шедевры для наглядной презентации знаний), поэтом (пиши стихи коллегам на дни рождения), актёром (перевоплощайся на уроке), дизайнером (оформляй класс вместе с учениками), кондитером (приготовь что-то вкусное с детьми), организатором (придумай квест, викторину или внеклассное мероприятие), путешественником (соберись с ребятами в поездку по России и за границу), блогером (расскажи о своей работе), писателем (напиши книгу или пособие).
Как молодой учитель истории объясняет свой предмет через песни и опросы в соцсетях
Фактически это профессия, которая открывает перед тобой целый мир возможностей. Именно это я хочу объяснить будущим учителям. Тот факт, что с возможностями придут и трудности, не должен останавливать. Если 1 сентября вы переступите порог школы в качестве учителя первый раз, то вот несколько советов, которые вам помогут.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (YAKOBCHUK VIACHESLAV)
Одиннадцать ошибок начинающего учителя
Наблюдая за общением и работой начинающих (и не только) учителей, приходишь к выводу, что все мы ошибаемся и наступаем практически на одни и те же грабли: совершаем одинаковые ошибки в начале своей педагогической карьеры. Конечно, допуская их и видя результат, мы постепенно приходим к понимаю, что же мы делали не так. На понимание отдельных ошибок, на понимание себя и своего места в профессии порой нужно несколько месяцев или даже лет. В это время могут страдать наши ученики, их образование и воспитание. Что же, неужели отказаться от работы в школе, раз на нас лежит такой груз? Нет, конечно же, нет: нужно продолжать работать, пробовать, искать, изучать и внедрять новые методики, приемы, «изюминки» — только так мы можем добиться высокого профессионализма. Это длительный процесс, и не стоит ждать результат сразу.
11 основных ошибок начинающих учителей
Действительно, многие учителя в школе и вузе были отличниками, «хорошими» мальчиками и девочками, способными и усердными, которым были интересны науки, школьные занятия и учителя. Это и переносится начинающим учителем на всех своих учеников: они должны учиться исключительно на «4» и «5», хотеть получать знания, всегда быть готовыми к урокам, всегда ходить на урок с интересом и радостью и т.д. Того же мы ждем и от родителей: если это хороший родитель, он беспрекословно должен делать то, что предлагает учитель и способствовать обучению своего ребенка. Чем грозят учителю такие ожидания и как относиться к детскому нежеланию учиться и быть круглым отличником, читайте в статье Дети как дети и ученики как ученики.
Если бы у врачей по поводу каждого рецидива болезни и летального исхода были непосильные душевные муки, они бы не смогли работать и не смогли бы приносить пользу тем, у кого есть надежда на выздоровление. Нужно принять как данность, что человек не властен над силами природы и не может излечить неизлечимого больного. Конечно, трудно пережить неуспех операции и жестокость жизни. Но сколько людей страдают от своих вредных привычек: алкоголизм, пьянство, наркомания, несоблюдение техники безопасности — за все это не может отвечать врач, которому доставили больного. Так и учитель не может полностью отвечать за успехи и поведение своих учеников: у детей есть родители, которые несут за них ответственность. И, если для родителей плохая успеваемость и прогулы их ребенка норма, то учитель часто ничего не может сделать. И не нужно «убиваться» за обычные, «рабочие» моменты: носить эти переживания домой, нагнетать их, считать себя неудачником, считать, что учительство — не ваше и т.п. Богу богово, работе — рабочие моменты. Нужно отделить себя лично от работы. И не нужно принимать как личное оскорбление или обиду, например, невыученный ребенком урок или «хитрость» о том, что он забыл дома тетрадь, сломался лифт и вообще он опоздал, потому что переводил бабушку через дорогу.
Можно привести лошадь на водопой, но невозможно заставить ее пить.
Подчас, ища дешевой популярности среди учеников, начинающие учителя общаются с детьми на равных, используют слэнг, не самые «педагогические» темы общения, позволяют некоторые вольности детей по отношению к учителю, разрешают такие же вольности на уроке: хождение по классу, выкрикивания, свободное посещение, свободное ведение записей и т.д. В этих «вольностях» самих по себе криминала нет, но в совокупности часто это приводит к тому, что дети перестают уважать учителя, считая его слабым и неопытным. Вернее, поначалу это имеет положительный эффект: устанавливаются отношения с детьми, начинается работа, но потом дети чувствуют себя все свободнее и раскованнее, и в итоге «садятся на голову». Часто это приводит к плохой дисциплине и полному неуважению к учителю.
Вне зависимости от разницы в возрасте, учитель должен понимать, что он на уроке — главный, он — ведущий, он — ответственный и от него ожидают определенного стиля поведения. Если вы хотите добиться успехов в работе с классом, вы должны четко определить и дать понять детям, кто главный и каковы правила игры. Пусть правила установили вы вместе, но правила должны быть. И вы должны обращать внимание на нарушение правил и сами должны их соблюдать.
Вторая крайность: излишняя жесткость, моральное давление на детей и полное отсутствие личных отношений и даже намека на них. То ли из-за боязни первого варианта, то ли в силу своих предрасположенностей, многие начинающие учителя начинают «закручивать гайки» с первого урока: пресекая любое инакомыслие, обсуждение и личные отношения. На уроке у таких учителей психологически некомфортно, тяжело, таких учителей тихо ненавидят.
Очень распространенная ошибка, но очень важная: по невнимательности, или из-за занятости или других причин учителя не выполняют собственные обещания. Раз-два, и дети перестают вам верить. Обещали сходить в кино? Сказали, что снизите оценку, если работа не будет сдана вовремя? Говорили, что позвоните родителям, если ученик еще раз опоздает на урок? Выполняйте! Или не говорите, или делайте — другого варианта нет. Разве что предоставить объективные причины, почему не смогли сделать обещание: например, заболели, отменили сеанс и т.д.
Многие учителя жалуются: ничего не успеваю, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами. Что-то здесь не так. Конечно, если вы работаете первый год и у вас все параллели, то подготовки очень много. Но если вы работаете не первый год, если у вас не так много предметов и параллелей, то как вы готовите один урок по несколько часов? Каждый урок? Необычные, очень продуманные, с массой заданий и дополнительных материалов уроки должны быть в арсенале учителя, но изобретать велосипед каждый урок, подходя к подготовке исключительно творчески и оригинально. Так ли это необходимо? Насколько снизится эффективность обучения, если вы будете использовать учебник и методички? Стоит ли игра свеч? Или вы просто не умеете готовится к урокам, отвлекаетесь, или слабые знания, полученные в вузе, не дают готовиться к урокам быстро?
Конечно, «бумажки» сейчас всех «достали». Но ведь ваша личная профессиональная цель — это не бумажка для вышестоящей инстанции, анализ контрольной работы — тоже не методисту нужен. Как вы узнаете, есть ли успех в вашей работе и насколько хорошо вы учите, если у вас нет ни планов, ни целей, ни срезов, ни минимального анализа? В работе любого специалиста это должно быть, хотя бы «для себя», в свободной форме.
Или: «Как мне платят, так я и работаю». «Им не нужно, мне тем более». Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже. Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать. Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.
Давайте ребенку нагрузку по силам: чтобы не выл от наличия терминов вузовского уровня и не считал ваш предмет «легкотней», на котором нечего делать. Мозг должен трудиться: давайте средние по сложности задания и посложнее для тренировки мозга. Объясняйте незнакомые понятия и слова, учите сокращать слова при записи, учите «хитростям», упрощающим обучение: как легче запомнить иностранные слова, как быстрее перемножить числа, как проще запомнить формулу.
Маятник — это штучка, подвешенная на ниточке и двигающаяся туда-сюда.
И с ними нужно общаться уважительно, без шуток над именами и их ответами, чувствами и мнениями. Дети могут говорить и делать глупости, но это не повод не уважать их и смеяться.
Никогда не обсуждайте и не осуждайте других учителей с детьми. Никогда не обсуждайте отсутствующего или присутствующего на занятии ребенка.
И тому, и другому не место в школе. Боитесь работать и дрожат коленки? Не знаете, что сказать детям и как показаться им на глаза? Не работайте в школе. А лучше подумайте о том, что привело вас в школу, о своем образовании, своих успехах, мечтах и идите к ним, к своим ученикам. Они ждут вас и готовы поверить вам и довериться вам. Вам уже доверили детей, класс, на вас положилось и руководство школы, и родители — значит, нужно идти и действовать. Нужно работать, и все получится.
Есть только два мнения: мое и неправильное
Но не зазнавайтесь: излишняя самоуверенность, вера в свою непогрешимость и суперпрофессиональность, непризнание авторитетов — всему этому не место в работе учителя. Цените себя как профессионала, но будьте открыты миру педагогики: и старой школе, и новой, читайте, развивайтесь, экспериментируйте.
Желаем вам успеха в профессиональном труде! Приветствуются комментарии.