Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно развивающего образования что это
Подходит ли вам профессия педагога начальных классов коррекционного образования?
Учитель начальных классов коррекционного образования занимается воспитанием и обучением детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таким ребятам гораздо труднее учиться, чем их сверстникам без ограничений здоровья, — им требуется профессиональная помощь в коррекции недостатков развития. Именно поэтому роль специального педагога так важна — от него зависит будущее учеников.
Профессию учителя выбирают сердцем, особенно когда речь идет о работе с особенными детьми. Но все же, прежде чем сделать окончательный выбор, убедитесь, что она вам подходит.
Мы расскажем о работе педагогов компенсирующего образования, а также объясним, где можно получить эту профессию, и дадим ссылки на курсы.
С какими детьми работают учителя компенсирующего и коррекционно-развивающего образования?
С детьми с ОВЗ. В их числе слабослышащие, слабовидящие, дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройствами аутистического спектра (РАС).
У большинства таких учеников основное ограничение здоровья «тянет» за собой комплекс других особенностей. В частности, если ребенок плохо слышит, у него, скорее всего, будут трудности в освоении речи.
Именно поэтому изучение коррекционной педагогики в начальном образовании предполагает погружение в смежные дисциплины. Хороший учитель должен знать не только детскую психологию и педагогику, но также основы физиологии, дефектологии и анатомии, методы и технологии работы с детьми с разными особенностями.
Если вы выберете работу в сфере коррекционного начального образования, то изучите много дополнительных дисциплин помимо общепедагогических и будете регулярно знакомиться с новыми методиками, обмениваться опытом с коллегами, изучать исследования и рекомендации ученых и педагогов. Такая работа предполагает постоянное развитие.
Обязанности учителя начальных классов коррекционного образования
Полный список обязанностей вы найдете в должностной инструкции, а она у каждой организации своя. Но есть общий перечень, на который можно ориентироваться.
Часто работа педагога начинается с комплектации классов. Специалист должен учесть особенности каждого ребенка, чтобы собрать группы, в которых дети смогут учиться наиболее эффективно. Для этого учитель использует разные методы, обычно в комплексе:
Перечисленные методы помогают выполнять и другие обязанности: составлять планы уроков, формировать индивидуальные программы для некоторых учеников. В начале учебного года педагог готовит характеристику и план развития для каждого ребенка, в процессе обучения отслеживает динамику развития, а в конце года фиксирует достижения и дает рекомендации по корректировке индивидуальной программы. Будьте готовы к большому объему бумажной работы. Ее нужно выполнять ответственно: на ваши записи и рекомендации будут опираться другие специалисты, в том числе учителя, которые начнут работать с ребенком после перехода в 5 класс.
В обязанности педагога компенсирующего образования также входит взаимодействие со специалистами (дефектологом, психологом и пр.), консультирование родителей и учителей (инструктора по физкультуре, учителя музыки и пр.) Иногда это требует проведения лекций и групповых занятий.
Особенности работы: к чему нужно быть готовым?
Коррекционная педагогика в начальных классах — это не только обучение письму и чтению, математике и естествознанию. Вам предстоит научить детей с ОВЗ анализировать информацию, рассуждать, работать самостоятельно, в парах и в группах, соблюдать правила, быть дисциплинированными, планировать свое время. От этих навыков зависит и дальнейшее обучение, и само будущее детей.
Несмотря на то, что создана обширная база знаний по работе с детьми с ОВЗ, разработаны и усовершенствованы разнообразные программы обучения, вам наверняка придется корректировать планы. Иногда — после каждого занятия. Задержки развития и ограничения здоровья могут быть очень разными. В результате материал, который один класс проходит без проблем, другой осваивает вдвое медленнее. Вы должны быть к этому готовы.
Иногда менять план приходится прямо во время урока. Помните, что детям с ОВЗ учеба дается гораздо труднее, чем их сверстникам без ограничений здоровья. Излишнее давление может вызвать переутомление и даже нервный срыв. Поэтому уже в первой половине урока вы должны понять, легко дети усваивают тему или нужно отложить часть запланированного материала на следующее занятие.
Дети с ОВЗ могут часто болеть и пропускать уроки. При этом в большинстве случаев они не готовы самостоятельно пройти тему дома, а родители не всегда понимают, как учить такого ребенка. Конечно, можно помочь детям освоить пропущенный материал во время индивидуальных занятий. Но на быстрый результат рассчитывать не стоит — дети с ограничениями здоровья легко утомляются.
Домашние задания — еще одна важная тема. Часто приходится готовить сразу несколько заданий для разных детей с учетом их особенностей. Нередко требуется и особая работа с родителями — они должны знать, как помочь ребенку сделать домашнее задание, если потребуется.
В начальных классах очень важен пример, который подает взрослый. Терпение, тактичность, умение оставлять бытовые заботы за дверями школы, способность сопереживать и тонко чувствовать чужие эмоции, находить общий язык с разными детьми — важные качества для педагога.
У учеников младших классов еще не сформирована адекватная самооценка, и они во многом строят ее, опираясь на слова и поступки взрослых. И при работе с детьми с ОВЗ это особенно важно учитывать: несколько неосторожных фраз могут убедить ребенка, что он «хуже других», «не способен хорошо учиться из-за проблем со здоровьем» и вообще «плохой ребенок». Важна вера в способности каждого ребенка, готовность поддерживать, настойчивость в стремлении добиться результата.
Готовы ли вы к этому? Если да — выбирайте вариант обучения.
Как выучиться на педагога в коррекционном начальном образовании?
Первый вариант — поступить в вуз и получить специальность, проучившись 5 лет. Если у вас еще нет высшего образования, этот вариант идеально вам подходит. Но если вы уже окончили вуз, вам нет смысла тратить несколько лет на получение второго высшего образования. Вместо этого вы можете пройти курсы профессиональной переподготовки за несколько месяцев и устроиться на работу по новой специальности.
Обучение коррекционной педагогике в начальном образовании может проходить в дистанционном* формате — именно так учат в АНО ДПО «УрИПКиП». Это значит, что вы сможете учиться без отрыва от работы, изучать материал и выполнять практические задания в удобное время, не отпрашиваясь у руководства и не меняя личные планы. Всё, начиная с поступления и заканчивая получением диплома о профпереподготовке, проводится удаленно.
Обратите внимание на программы:
Квалификация: Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Дисциплины: Общепрофессиональные, специальные и дополнительные по второй специализации
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
Квалификация: Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
Для поступления на курсы АНО ДПО «УрИПКиП» по коррекционной педагогике в начальной школе не нужно дожидаться 1 сентября и сдавать экзамены: набор в новые группы ведется каждый месяц, а для зачисления нужно лишь предоставить пакет документов.
Если вы успешно пройдете обучение и сдадите итоговые экзамены, то получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. Его выдает организация с государственной лицензией — работодатели доверяют таким документам.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно развивающего образования что это
Получите 30₽ за публикацию своей разработки в библиотеке «Инфоурок»
и получить бесплатное свидетельство о размещении материала на сайте infourok.ru
О профессии Учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования занимается преподаванием в начальных классах, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, работой с детьми группы риска младшего школьного возраста (с трудностями в обучении и симптомами школьной дезадаптации) в воспитательно-образовательных учреждениях.
В круг обязанностей специалиста входит:
Такие педагоги могут работать с детьми-аутистами, детьми с синдромом Дауна, детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детьми с задержкой психического развития, детьми с нарушениями опорно-двигательной системы, а также со слабовидящими и слабослышащими детьми. Поэтому эта профессия позволяет постоянно находиться в процессе совершенствования своих знаний, так как существует очень много отраслей коррекционной педагогики.
Профессия «Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» на рынке труда России
По статистике популярных сайтов работы за последние 30 дней в России открыты 8 903 вакансии по 4 должностям профессии «Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» с указанием заработной платы.
Минимальная – 15 400
Максимальная – 183 300
Максимальное количество вакансий по должностям
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
(квалификация – учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования)
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Образовательная база приема
Наименование квалификации углубленной подготовки
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего общего образования
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
на базе основного общего образования
Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями (организациями) образования, культуры, родителями (лицами их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания младших школьников;
документационное обеспечение образовательного процесса.
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:
— преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
— организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
— методическое обеспечение образовательного процесса.
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать
с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе
с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образованияв начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями, лицами, их заменяющими.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования,
в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего.
Основная профессиональная образовательная программа
по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам составляет около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО углубленной подготовки предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык», «Физическая культура».
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО
углубленной подготовки предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Колледж
Диплом об образовании
и о квалификации образца, установленного Министерством науки и высшего образования РФ (государственный диплом)
Получив эту специальность в нашем колледже, вы овладеете современными методиками работы с детьми, изучите исследования учёных и практические рекомендации педагогов, освоите наряду с общепедагогическими много дополнительных дисциплин, словом, станете универсальным специалистом, востребованным образовательными организациями различного типа.
Направления деятельности:
учитель начальных классов
учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
воспитатель в детском саду
воспитатель в интернате
специалист в социальном центре
организатор детского досуга
вожатый в детском лагере
возрастная психология
педагогика
анатомия
физиология
специальная психология и педагогика
методики работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Методические материалы
Код | Наименование специальности, направления подготовки | Уровень образования | Форма обучения | Описание образовательной программы | Учебный план | Календарный учебный график | Аннотации рабочих программ | Рабочие программы учебных дисциплин | Практики | Методические и иные документы | Исп. ЭО и ДОТ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
44.02.05 | Коррекционная педагогика в начальном образовании | Среднее профессиональное образование | Нет | ||||||||
44.02.05 | Коррекционная педагогика в начальном образовании | Среднее профессиональное образование | Все условия и размеры скидок смотрите по ссылке. Места распределяются по дате подачи заявления на предоставление места в общежитии на основании приказов о зачислении на первый курс. При заселении студенту необходимо иметь: Приоритеты при заселении в общежитие:Для оформления свидетельства о регистрации по месту пребывания необходимо предоставить в кабинет 300 следующие документы: МБОУ «Школа – сад № 22 с. им. Тельмана» самообразования учителя начальных классов в начальных классах в условиях инклюзивного образования. Учитель первой квалификационной категории Котова Вера Ивановна В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование. В школу приходят разные дети, каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Ребёнок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки повседневной жизни. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. По уровню обученности, проявляющейся в овладении ЗУН учащихся можно разделить на 4 группы: 1 группу – составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания. Они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. 2 группу – обучающихся характеризует замедленный темп продвижения в овладении ЗУН. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены. Эти ученики нуждаются в применении наглядности на всех этапах учебной деятельности. 3 группа – учащихся отличается пассивностью, инертностью психологических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти Ученики обучаются по сниженной программе специальных (коррекционных) школ. 4 группа – характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих усвоение основ письма, простейшего счёта и чтения. Обучаются такие дети на дому. Основные направления коррекционной работы, которые используем в обучении детей ОВЗ: 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: — развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; — развитие навыков каллиграфии; — развитие артикуляционной моторики; 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: — развитие зрительного восприятия и узнавания; — развитие зрительной памяти и внимания; — формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); — развитие пространственных представлений ориентации; — развитие слухового внимания и памяти; — развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа; 3. Развитие основных мыслительных операций: — навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); — умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; — умение планировать деятельность; 4. Развитие различных видов мышления: — развитие наглядно-образного мышления; 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям) 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Одним из условий правильной организации воспитательного процесса является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Новые требования к образовательному процессу, базируемые на созданной ФГОС НОО основе, несомненно должны подкрепляться новым ресурсным содержанием и в первую очередь правовым, кадровым, методическим, материально – техническим и финансовым. В новых сложившихся образовательных реалиях почти вся организация обучения находится в зоне ответственности самого образовательного учреждения, которое своими силами должно выявить уровень подготовленности и развития каждого ученика, дифференцировать содержание и методы образования, разработать и эффективно реализовать обучение для всех категорий учащихся, создавая для них адекватную материально-техническую и учебно-методическую базу. К сожалению, уровень требований к сельской школе в плане универсальной реализации образовательных стандартов, не всегда соответствует уровню ее готовности. Является очевидным, что решение основных задач по обучению и воспитанию детей с ОВЗ ложится в первую очередь на плечи учителей начальных классов во взаимодействия с ПМПК и родителями. Для того, чтобы грамотно организовать коррекционно-развивающий учебный процесс, педагог должен иметь четкие представления о психологии младших школьников, характере заболевания, об исследованиях в области педагогической психологии, нейропсихологии, дефектологии и других смежных дисциплин, знать основы коррекционно-развивающего обучения и овладеть соответствующими технологиями, тесно взаимодействовать со специалистами ПМПК т.е. постоянно заниматься самообразованием. Цели и задачи программы. ─ расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания; ─ углубление знаний по разным методикам; ─ повышение общекультурного уровня педагога. 1.В результате реализации программы учитель должен уметь: — оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания при работе с учащимися, имеющих ограниченные возможности здоровья; — находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических задач, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; — применять знания теоретических основ компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах при изучении профессиональных модулей; — составить (совместно с другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося; — разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей детей. 2.Учитель должен знать: — организационно-педагогические и дидактические особенности коррекционно-развивающего обучения: принципы, задачи, формы коррекционно-развивающего образования и организации учебной деятельности школьников; — основы педагогической диагностики и учета данных о динамике развития познавательной деятельности, обучаемости и обученности, личностного развития детей; — понятие и сущность школьной дезадаптации младшего школьника: предпосылки, факторы, механизмы развития адаптационных нарушений и их типы; — теоретические основы коррекции отклонений в поведении детей; — особенности формирования учебной деятельности обучающихся в начальных классах инклюзивного образования; — специфику оценочной деятельности учителя; — индивидуальный подход в учебной деятельности с учетом условий дошкольного обучения и воспитания, уровня психического развития и гендерных особенностей младшего школьника; — психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся. Срок реализации программы: 2017 – 2019 годы по индивидуальному плану педагога. 2. Структура и содержание программы 2.1. Структура программы 1.Изучить и проанализировать требования руководящих документов системы образования по организации обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями федерального, регионального, муниципального компонентов и нормативных документов образовательного учреждения. 2. Изучить теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ. тематическому плану в течение — диагностика уровня развития ребенка, к которой надо относиться очень ответственно, так как она является определяющей; — составление на основе диагностических данных индивидуального маршрута ребенка; — отслеживание динамики развития ребенка; — взаимодействие со специалистами и родителями; — охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка; — реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса; — применение на практике инновационных образовательных технологий; — участие в вебинарах, выступления на педсоветах, семинарах, конференциях по коррекционно-развивающему обучению; — разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана. По завершению первого этапа постоянно в урочное и во внеурочное время. — сравнительный анализ и обобщение результатов развития детей с ОВЗ; — мониторинг личных достижений учащихся; -подготовка предложений по созданию системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях начальной школы; — определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения; — оформление опыта работы по реализации программы. По завершению реализации программы 2.2. Тематический план первого этапа «Теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования». Содержание учебного материала Раздел 1. Организационно педагогические и дидактические особенности коррекционно-развивающего обучения. Концепция коррекционно-развивающего обучения. Коррекционно-развивающее образование: понятие, значение, задачи. Коррекционная педагогика как наука. Основные принципы коррекционно-развивающего образования. Формы коррекционно-развивающего образования и организации учебной деятельности школьников. Формы коррекционно-развивающего образования: интеграция и дифференциация. Модели интегрированного образования. Формы организации учебной деятельности школьников в системе коррекционно-развивающего образования: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающие уроки. Понятие и сущность школьной дезадаптации младшего школьника. Предпосылки развития адаптационных нарушений. Содержание понятий «адаптация», «дезадаптация» в биологических науках, в науках о человеке. Содержание понятия «Школьная дезадаптация» как педагогического явления. Основные виды психической депривации. Показатели низкого уровня адаптационных возможностей. Факторы школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация как вид социально-психологической дезадаптации. Понятие «социально- психологическая дезадаптация». Ситуационные, средовые и педагогические факторы школьной дезадаптации: их характеристика с учётом возрастных этапов развития личности. Индивидуальные предпосылки развития адаптационных нарушений. Диалектика социального и индивидуального в развитии адаптационных нарушений. Механизмы развития адаптационных нарушений и их типы. Источники и механизмы развития адаптационных нарушений в условиях школьного обучения. Педагогический, психологический и физиологический уровень школьной дезадаптации. Психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении и Психолого-медико-педагогическая комиссия. Основы педагогической диагностики. Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации. Место и задачи педагогической диагностики в системе изучения ребенка. Программа и организация диагностической деятельности. Методы диагностической деятельности: педагогическое тестирование, направленные наблюдения, беседа, эксперимент, анализ документации. Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений. Диагностика как основа индивидуализации обучения в коррекционно-развивающей помощи. Проявление признаков адаптационных нарушений: отрицательное отношение к учению, интеллектуальная пассивность, пониженная обучаемость, пониженная работоспособность. Изучение личностных особенностей и динамики личностного развития детей. Изучение развития познавательной деятельности школьников и овладения знаниями. Основные виды помощи учащимся: стимулирующая, направляющая и обучающая. Формы учета данных о динамике личностного развития и познавательной деятельности в усвоении знаний школьниками. Формы диагностического исследования. Формы учета данных о динамике личностного развития детей. Формы учета данных о динамике развития познавательной деятельности и усвоении знаний школьниками. Теоретические основы коррекции дефицитных школьнозначимых функций. Общая характеристика дефицитных школьнозначимых функций (ДШЗФ). Причины дефицитных школьно-значимых функций. Значение работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций, недостатков учебной деятельности детей в системе профилактики и преодоления трудностей в обучении. Система педагогических приёмов, принципы построения и возможное содержание игровых и учебных заданий, направленных на развитие, коррекцию недостатков развития пространственной ориентации, мелкой моторики руки, тонкости дифференцированности зрительного, слухового восприятия, комбинаторных способностей. Развитие и совершенствование дефицитных школьнозначимых функций. Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа пространственных представлений, зрительного восприятия и анализа, координации в системе «глаз-рука», сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Теоретические основы коррекции отклонений в поведении детей Причины и типы нарушения поведения у младших школьников Современные классификации отклонений в поведении (клинические, психологические, педагогические). Отклонения в поведении как форма проявления психозащитных реакций, способ выражения активного и пассивного протеста против неадекватных условий и требований, неудовлетворения социальных потребностей личности. Методы коррекции поведения Специфические и неспецифические методы коррекции поведения младших школьников. Педагогическая коррекция некоторых типических отклонений в поведении детей. Особенности формирования учебной деятельности обучающихся в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Формирование и реализация учебной деятельности младших школьников в системе коррекционно-развивающего образования Ведущие виды деятельности. Основные психические новообразования каждого периода. Этапы формирования учебной деятельности. Общеучебные интеллектуальные умения и их роль в системе коррекционно-развивающего образования. Методы формирования и коррекции учебной деятельности младших школьников. Система учебных и игровых заданий, направленных на развитие Общеучебные интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности и коррекции ее недостатков на овладение способами деятельности в процессе освоения знаниями. Критерии и методика определения эффективности формирования учебной деятельности и коррекции ее недостатков. Коррекционно-развивающие технологии в системе работы с детьми с ОВЗ. Специфика оценочной деятельности учителя Педагогическая оценка в системе коррекционно-развивающего образования Формы педагогической оценки. Роль педагогической оценки в коррекционной работе с детьми группы риска. Специфика педагогической оценки в системе коррекционно-развивающего образования, ее основные функции. Реализация стимулирующей функции педагогической оценки. Педагогическая оценка как фактор формирования учебной деятельности школьников. Характерные трудности в восприятии учебной информации и выполнении учебных заданий. Критерии оценки работы ученика. Содержательность и мотивированность оценочных суждений учителя. Оценивание учебной деятельности по количеству оказываемой учащемуся помощи. Специальные контрольные задания. 3. Условия реализации программы 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. — компьютерная техника, мультимедийное оборудование; — комплект учебно-методической документации; — наглядные пособия (схемы, таблицы); -дидактические пособия (игры, картинки, дидактика для моделирования, материалы для развития мелкой моторики и т.п.); — комплекты бланков диагностических исследований; 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. 1. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 2009. 3. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 250 с. 5. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева «Академия», 2009. 6. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии Н. Ю. Борякова М., АСТ, Астрель, 2008 г. 7. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: «ВЛАДОС», 2010. 9. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии Н. Ю. Борякова М., АСТ, Астрель, 2009. 3. Нет «необучаемых» детей: кн. о ран. вмешательстве / под ред. Е. В. Кожевниковой и Е. В. Клочковой; авт. Н. Б. Баранова и др. – СПб.: Каро, 2009. – 346 с. – (Коррекционная педагогика). 5. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/ Науч. ред. М. Пишчек/ Пер. с польск. — СПб.: Речь, 2006. — 276 с. 2. http://www.edu.ru/ – портал «Российское образование» 3. http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал 6. http://yandex.ru/yandsearch?text – Википедия универсальная энциклопедия. коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…; коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом) …; коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …; коррекция и развитие зрительных восприятий…; развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия…; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) …; коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления) …; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…; Примерное календарно-тематическое планирование по педагогической коррекции Дата проведения план/факт Стартовая педагогическая диагностика. Стартовая предметная диагностика. Развитие пространственных представлений. Развитие временных представлений. Развитие пространственно-временных представлений. Развитие фонематического слуха. Формирование фонетико-графических представлений.
|