Учитель начальных классов что нужно сдавать

Какие предметы сдавать для поступления на учителя начальных классов

Учитель начальных классов что нужно сдавать

Учитель начальных классов – специалист, помогающий получать знания ученикам 1–4 классов. Он обеспечивает учебный процесс, следит за безопасностью, прививает детям нормы поведения в обществе, организовывает досуг и развивает творческие навыки школьников. Информация о том, что нужно сдавать для поступления на учителя начальных классов в колледж и вуз, поможет сделать выбор учебного заведения, в котором можно получить эту профессию. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Учитель начальных классов что нужно сдавать

Куда поступать, чтобы стать учителем начальных классов

У абитуриентов, решивших стать учителем начальных классов, есть возможность пройти подготовку в вузе или ссузе.

Поступить в вуз, чтобы получить педагогическую профессию, можно после окончания 11 класса, на базе колледжа или первой «вышки». Бакалаврские направления подготовки для учителей начальных классов открыты в МГПУ, ГГУ, МПГУ, КФУ, ЮФУ, ТвГУ и десятках других университетов и институтов. Если абитуриент уже имеет диплом колледжа или вуза, то он может получить образование по ускоренной программе сроком 3–3,5 года. Еще одно решение – дистанционное обучение, позволяющее осваивать новую профессию без отрыва от работы. Например, направление «Психология и педагогика начального образования» открыто в «Росдистант».

Направление подготовкиКод специальностиФорма обученияСрок обучения
«Педагогическое образование»44.03.014 года
«Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»44.03.05
«Психолого-педагогическое образование»44.03.02

Ссузы

В колледж могут поступать абитуриенты с уровнем образования не ниже основного общего (9 класс). Программы для учителей начальных классов открыты в ИСПО им. К. Д. Ушинского МГПУ, колледже «Синергия», Челябинском педагогическом колледже № 1 и многих других специализированных и многопрофильных ссузах.

Источник

Что нужно сдавать на учителя начальных классов и куда лучше поступать?

Особенность профессии учителя начальных классов характеризуется совмещением огромного количества качеств и компетенций. Такой педагог является одновременно преподавателям, организатором, психологом, другом и помощником детей, а также справедливым судьей в разрешении детских споров. Это наиболее гуманная, творческая и нужная специальность, которая считается фундаментом всех профессий мира.

Учитель начальных классов что нужно сдавать

Кто такой учитель начальных классов: что нужно знать о профессии?

Учитель начальных классов является педагогом, который обучает и воспитывает учеников младшего школьного возраста (1-4 классы). Такой специалист проводит контроль за педагогическим процессом в соответствии с определенными образовательными программами.

Задачи и обязанности

Основная деятельность педагога начальных классов заключается в организации учебного процесса в начальной школе. К обязанностям такого работника относят:

Работа и зарплата

Специальность учителя младших классов крайне важна и уже много десятилетий остается одной из самых востребованных. Многие государственные и частные образовательные организации нашей страны нуждаются в квалифицированных кадрах, поэтому для педагога есть значительные перспективы, соотносящиеся с повышением квалификации.

Развитие карьеры может осуществляться за счет замещения управленческой деятельности. Учитель также может со временем организовать частную школу, начав работать на себя.

Зарплата такого сотрудника зависит от его опыта и стажа. Молодые специалисты получают 15-20 000 рублей в месяц, более опытные – около 30-35 000.

Плюсы и минусы профессии

К наиболее важным плюсам профессии учителя младших школьников относят:

Опытные педагоги выделяют следующие недостатки специальности:

Как стать хорошим учителем начальных классов?

Для того чтобы выучиться на учителя младших школьников, необходимо получить среднее профессиональное образование по специальности «Преподавание в начальных классах» или высшее образование по направлению «Педагогика и методика начального воспитания».

Какие навыки нужны?

Профессия учителя подразумевает наличие знаний психологии человека, понимание общей возрастной и педагогической психологии, методик преподавания учебных предметов в начальной школе. Такой специалист обязан уметь проектировать, планировать и проводить целостный педагогический процесс, достигать поставленных целей учебы и воспитания младших школьников.

Профессиональному педагогу свойственна порядочность, высокой уровень ответственности, честность, коммуникабельность, сдержанность и чувство такта. К необходимым для работы качествам также можно отнести наличие организаторских способностей, практицизм, развитую интуицию и любовь к детям.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Для того чтобы получить профессию учителя младших начальных классов, необходимо закончить один из педагогических ВУЗов и ССУЗов, которых достаточно много в большинстве городов страны. Наиболее престижными считаются столичные высшие учебные заведения, ежегодно выпускающие молодых талантливых педагогов.

Какие предметы сдавать?

Поступление в ВУЗ или ССУЗ подразумевает обязательное прохождение единого государственного экзамена в виде тестирования. Обычно для зачисления в профильное педагогическое учебное заведение потребуется сдать русский язык, историю, обществознание. Некоторые ВУЗы также требуют результатов экзамена по профильной математике.

Сколько лет учиться после 9 и 11 класса?

Сразу после окончания 9 класса выпускники, желающие овладеть специальностью педагога, могут поступить в среднее специальное учебное заведение. Обучение в ССУЗе займет 2 года 10 месяцев или 3 года 10 месяцев в зависимости от конкретной программы колледжа или техникума. В течение этого периода учащиеся смогут узнать все о профессии и получить базовый опыт.

Выпускники 11 класса имеют право сразу после окончания школы подавать документы в высшее учебное заведение. Учеба в ВУЗе по программам бакалавриата занимает 4 года, после чего молодой специалист получает диплом с правом преподавания.

Возможно ли дистанционное обучение?

Дистанционное обучение профессии учителя младших школьников не предусмотрено. Навыки, знания, а также компетенции, которые позволяют работать в образовательном учреждении, возможно получить только в ВУЗе или ССУЗе после нескольких лет обучения.

Как стать учителем начальных классов без педагогического образования?

Часть 1 статьи 46 ФЗ от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что право на замещение педагогических должностей имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, соответствующие квалификационным стандартам, указанным в справочниках. Это устанавливает, что кандидат, претендующий на должность учителя, обязан иметь профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Таким образом, получить работу учителя начальных классов, не имея педагогического образования, не получится.

Кем может работать учитель начальных классов помимо своей профессии?

Профессия учителя начальных классов подразумевает достаточно широкую сферу деятельности. Данная специальность является педагогической, поэтому опытный профессионал имеет право в любой момент пройти курсы переподготовки, окончание которых откроет возможности для дальнейшего карьерного роста. Так, учитель может овладеть базовыми знаниями для деятельности логопеда или коррекционного педагога, пройти переквалификацию для проведения образовательной деятельности в средней школе, став учителем по ОРКСЭ, математике, истории или русскому языку.

Где учиться?

В Москве и Санкт-Петербурге существует множество высших и средних специальных учебных заведений, позволяющих получить эту престижную и важную профессию.

ВУЗы и академии

Получить образование учителя начальных классов можно в одном из ВУЗов Москвы.

Подобное направление подготовки предлагают и санкт-петербургские высшие учебные заведения.

Колледжи и техникумы

Среднее специальное образование можно получить во многих колледжах и техникумах Москвы.

Программы подготовки на базе 9 класса абитуриентам предлагают средние специальные учебные заведения Санкт-Петербурга.

Курсы для учителей начальных классов

Многие частные учреждения Москвы предлагают пройти программы профессиональной переподготовки или курсы повышения квалификации для педагогов.

Подобные курсы есть и в Санкт-Петербурге.

Таким образом, профессия учителя младших классов требует от специалиста совмещения многих качеств, как личностных, так и профессиональных. Важность работы такого педагога сложно переоценить, поскольку он закладывает все будущие знания человека, его мировоззрение, начинает социальную адаптацию ребенка.

Источник

Как стать учителем начальных классов

Что собой представляет профессия учителя начальных классов

У учителя младших классов более обширное поле деятельности, чем у обычных предметников. Это работа с детьми в первые 4 года после их поступления в школу. Здесь сочетаются должности воспитателя, психолога и преподавателя. Учитель начальных классов социализирует детей, обучая их взаимодействовать с обществом.

Помимо непосредственно преподавательской деятельности в соответствии с утвержденными образовательными программами учитель занимается организацией внеклассных мероприятий. Также он определяет образовательные запросы каждого ребенка, его интересы и склонности.

Чем занимается учитель начальных классов

Для учителя младших классов в профстандарте установлен список должностных обязанностей. Руководство школы по своему усмотрению может немного корректировать этот перечень. Однако общие требования сохраняются.

Обязанности

Основной обязанностью педагога в начальной школе является обеспечение требуемого уровня знаний учеников. Стандарты и программы обучения уже разработаны и утверждены ФГОС НОО. К основным обязанностям преподавателя младших классов относятся:

проведение уроков в соответствии с принятыми программами;

организация и проведение внеклассных мероприятий (экскурсии, посещение выставок, музеев);

разработка обучающей программы с учетом норм и требований законодательства;

составление планов занятий и внеклассных мероприятий на каждый день и четверть;

проверка усвоенных учениками знаний;

индивидуальная работа с учениками (помощь в усвоении материала, воспитательные беседы, мотивационные мероприятия);

беседы с родителями при выявлении проблем у ребенка и для разработки стратегии воспитания;

охрана жизни и здоровья детей во время обучения;

оказание доврачебной помощи;

ежедневная проверка тетрадей (классные и домашние занятия);

обеспечение хранения тетрадей;

контроль посещаемости и успеваемости;

ведение установленной документации;

подготовка и сдача отчетов руководству;

проведение родительских собраний;

участие в педсоветах, семинарах;

регулярное повышение квалификации;

соблюдение локальных нормативных актов.

Что преподает учитель начальных классов

В отличие от узкопрофильных педагогов учителя младших классов занимаются с детьми по всем предметам, установленным программой. И хотя на данном этапе преподаются первичные знания, педагог обязан заинтересовать воспитанников, преподнести информацию в занимательной и понятной форме.

В младших классах изучают:

В некоторых школах в программу могут быть включены дополнительные дисциплины. Например, изучение иностранных языков или основ компьютерной грамотности.

Где может работать

Основное место работы педагога начального общего образования — общеобразовательные и частные школы. Кроме того, можно устроиться воспитателем в детском саду или проводить внешкольные занятия в учреждениях культуры.

Если есть предрасположенность к административной работе, можно рассчитывать на получение места завуча. Но для этого необходимо регулярно повышать квалификацию и демонстрировать высокие организаторские способности.

Личностные и профессиональные качества

Впервые попав в школу, детям может быть сложно учиться. Поэтому педагогу необходимо за первые годы привить им навыки самостоятельности. Научить работать с источниками, самостоятельно одеваться, взаимодействовать с одноклассниками, планировать время и нести ответственность за свои поступки. А для этого учитель должен быть терпеливым и одновременно настойчивым.

Также в список личностных качеств для работы с детьми входят:

терпение и уравновешенность;

умение урегулировать конфликт;

способность быстро принимать решения;

Кроме того, преподаватель обязан овладеть необходимым набором профессиональных навыков:

знать особенности организации санитарно-гигиенических условий;

уметь планировать и осуществлять весь цикл педагогического процесса;

изучить и применять психологию отношений с детьми младшего возраста;

овладеть минимальным набором навыков в педиатрии;

обладать определенными навыками для организации дополнительных занятий.

Требования к должности учителя младших классов

Требования к педагогу определяются государственными профессиональными стандартами. Согласно профстандарту 01.001 “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” преподаватель должен пользоваться не только базовыми методиками обучения, но и выходящими за рамки классной деятельности (дополнительные занятия, кружки, обучение в полевых условиях). Он должен изучить и применять современные педагогически-психологические технологии. Учитель обязан использовать инновационные методики обучения, позволяющие вовлечь в процесс учеников с особыми потребностями (отстающих, вундеркиндов, иностранцев, инвалидов). Он понимает особенности объективной оценки знаний и умеет проводить тестирования.

Также профстандарты устанавливают минимальный набор необходимых для педагогической деятельности знаний:

нормативные акты о воспитании ребенка;

конвенция о правах ребенка;

основы профессиональной этики;

узкоспециализированные знания по предмету;

приоритетные направления развития образовательной системы.

По закону должность педагога не может занимать человек, имеющий в прошлом судимость. Также не допускаются к педагогическому процессу люди, страдающие следующими заболеваниями: психическими расстройствами, нарушениями зрения и слуха, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями работы вестибулярного аппарата, патологиями ЦНС.

Какое образование должно быть у учителя начальных классов

Согласно профстандарту педагога, утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, обучением школьников может заниматься человек, получивший высшее или среднее профессиональное образование по специальности «преподавание» или «педагогика». Обучение в ВУЗе занимает 5 лет. Для получения диплома колледжа потребуется от 3 до 5 лет.

Но сейчас для людей, получивших непрофильное образование, допустимо овладеть профессией учителя без многолетнего обучения. Имея высшее или среднее образование, достаточно пройти пройти программу профпереподготовки длительностью от 4 месяцев.

Важно! По закону на должность учителя младших классов можно принимать соискателя без опыта работы. Обязательно наличие профильного образования в колледже, ВУЗе или на курсах переподготовки в лицензированных учреждениях ДПО.

Где получить образование учителя младших классов

Предусмотрено несколько возможностей для обучения профессии. В зависимости от уже имеющегося образования и собственных пожеланий можно подобрать оптимальный вариант.

Высшее учебное заведение

Обучение в ВУЗе занимает от 5 лет, при условии, что будет проходить очно. Заочное получение образования обычно требует больше времени. В среднем такие специалисты получают диплом через 5,5-6 лет. Поступление в ВУЗ доступно соискателям, имеющим полное среднее образование (11 классов).

Колледж

Обучение профессии учителя в колледже доступно соискателям с полным и неполным средним образованием. Допустимы очные и заочные формы. На базе 11 классов очное обучение длится 2 года 10 месяцев. Заочное на 12 месяцев дольше.

Тем, кто имеет неоконченное среднее образование (9 классов), на очном отделении придется учиться 3-4 года и 5 лет при заочной форме.

Курсы

Самый доступный вариант для тех, кто уже получил высшее или среднее образование по другой специальности. Курсы профпереподготовки позволяют освоить профессию учителя младших классов гораздо быстрее.

В этом случае сдавать вступительные экзамены нет необходимости. Зачисление проводится без предварительного тестирования. Итоговая аттестация чаще всего предусмотрена в форме теста. Некоторые учреждения ДПО, обладающие необходимыми технологиями, предоставляют возможность пройти обучение дистанционно, что существенно облегчает процесс.

Где пройти профессиональную переподготовку на учителя начальных классов дистанционно

АБиУС проводит дистанционное обучение профессии учителя начальных классов. Курс создан в соответствии с требованиями Федерального Закона №273 «Об образовании» и профстандарта педагога.

В процессе освоения программы слушатели получают базовый набор навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.Обучение проводится полностью дистанционно в личном кабинете на сайте Академии. Ресурс СДО доступен с компьютера, телефона или планшета. Интерфейс интуитивно понятен пользователю.

Обучение проводят специалисты-практики. За каждым слушателем закрепляется персональный куратор, готовый ответить на возникающие вопросы.

По окончании курса слушатель получает диплом установленного образца с присвоением квалификации учитель начальных классов.Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России. Диплом дает возможность получить работу как в государственных, так и в частных школах.

Источник

Что сдавать на учителя начальных классов?

Чтобы после школы реализовать желание самому стать педагогом, нужно поступать учиться. Что нужно сдавать на учителя начальных классов, какие экзамены и предметы? Узнаем!

Быть учителем – это не просто научить чему-либо, но и дать возможность маленькому человеку найти себя в жизни.

И, поскольку просто встать у доски невозможно, этому надо долго учиться и в чём-то переламывать себя, но оно того стоит!

Какие предметы нужно сдавать на учителя?

Если говорить о профессии учителя в широком смысле, то это, в первую очередь, педагог и варианты для выбора направления его работы очень велики. Например, можно стать учителем начальных классов, воспитателем детского сада, преподавателем химии или какой-то из дисциплин в университете, а можно работать и коррекционным психологом – все это, так или иначе, педагогика, но каждая со своей специализацией.

От специализации будет зависеть и то, какие предметы нужно будет сдавать на учителя, если поступать в высшее учебное заведение.

Общими в вузе педагогическими экзаменами являются русский язык и обществознание, а третьим будет вариативный предмет. Сдавать на учителя биологии в качестве третьего экзамена нужно будет биологию, а на учителя физики, соответственно, физику. То есть третьим будет профилирующий профессию предмет.

Что надо сдавать на учителя начальных классов?

В отличие от средней и старшей школы, где каждый имеет свою специализацию и преподает ровно тот предмет, что имеет право преподавать, педагог обучающий первоклашек обладает, с одной стороны, более общей подготовкой, а с другой может обучать детей сразу всем основным предметам. Поэтому и экзамены, которые нужно сдавать на учителя начальных классов сдаются с учетом этого аспекта.

Русский язык, математика и обществознание – вот, что нужно сдавать на учителя начальных классов, если поступать в вуз в 90 процентах случаев.

10% остается за разными вузами, где в качестве ЕГЭ могут принимать что-то другое, но основные дисциплины – это все-таки именно эти, поэтому максимальный балл нужно настраиваться показать именно по ним.

Вузы, которые обучают педагогов начального образования найти не составит никаких трудов. Педагогических институтов нашей стране очень много буквально в каждом регионе.

Например, Московский государственный педагогический университет, Московский государственный психолого-педагогический университет), но и в целом по стране их достаточно в каждом регионе (Воронежский ГПУ, Армавирская государственная педагогическая академия, Ярославский ГПУ им. К. Д. Ушинского, Нижегородский ГПУ им. К. Минина, Уральский ГПУ, Алтайский ГПУ, Ставропольский ГПУ, Красноярский ГПУ им. В.П. Астафьева, Оренбургский ГПУ, Томский ГПУ и др.

Правда, поступить бывает не всегда просто, особенно если вузы входят в список лидирующих.

Что нужно сдавать на учителя начальных классов в колледже?

Стать школьным учителем можно и по результатам учебы в педагогическом ссузе – колледже, училище или техникуме. Закон позволяет работать в школе и тем, кто получил среднее профессиональное образование. При этом, будет ли это педагог начальных, средних или старших классов – не важно, учиться можно будет на преподавателя любой возрастной группы.

Что нужно будет сдавать на учителя начальных классов, если поступать в колледж или техникум?

Самым главным будет средний балл в аттестате. Поступление в колледж или техникум, как правило, осуществляется именно по результатам конкурса аттестатов, а значит: чем выше оценки, тем больше шансов, что студентом станете именно вы.

Найти педагогические колледжи и техникумы несложно. В России их около 700. Находятся они в Иркутске, Волгограде, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Хабаровске, Омске, Перми и других крупных и небольших городах. Везде есть большое количество бюджетных мест. Обучение длится от 32 до 46 месяцев.

Что сдавать на учителя начальных классов при обучение на курсах?

Наличие любого законченного среднего профессионального или высшего образования дает возможность стать учителем начальных классов при условии прохождения специализированной подготовки.

При этом, для поступления на курсы, где обучают на учителя начальных классов, экзамены сдавать не требуется, но потребуется посвятить обучению от 6 месяцев до года.

Насколько реально стать учителем начальных классов, если пойти просто на курсы и без обучения в педагогическом колледже или вузе?

За время обучения на курсах, любого человека, который может вообще никак не быть связан с педагогикой, сделают учителя. Бухгалтер с высшим образованием или швея со средним профессиональным – не важно.

Но возьмут ли на работу в среднестатистическую школу по результатам курсов – неизвестно.

Поэтому лучше не испытывать судьбу и планировать сдачу экзаменов на учителя начальных классов для поступление в вуз или колледж, где по профессии педагога получает образование большинство студентов.

Источник

Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.

Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *