Учитель кто или что в русском языке
Значение слова «учитель»
2. (обычно мн. учи́тели). Человек, являющийся высоким авторитетом для кого-л. в какой-л. области, имеющий последователей. [Художник] оставил себе в учители одного божественного Рафаэля. Гоголь, Портрет. Исполнилось ровно десять лет с того момента, когда нашему историческому городу было присвоено имя нашего великого учителя: Петроград был переименован в Ленинград. Киров, Статьи и речи 1934.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
УЧИ’ТЕЛЬ, я, мн. учителя́ и (книжн.) учи́тели, м. 1. (учи́тели устар.). Лицо, занимающееся преподаванием какого-н. предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Ленин. Съезд учителей. У. русского языка. || Вообще лицо, обучающее, учащее чему-н. У. пения. У. танцев. 2. (учи́тели) чего. Глава, автор или распространитель какого-н. учения (см. учение в 3 знач.). Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин — великие учители социализма. 3. кого и чей. Тот, кто научил или учит чему-н., кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-чего-н. . Нас ковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавал страха в борьбе. Сталин. Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата. История ВКП(б). И за учителей своих заздравный кубок поднимает. Пушкин. Мои университетские учителя.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
учитель
1. человек, преподающий тот или иной предмет в учебном заведении ◆ А которые петь учатся, тех должен учитель пения на крылосы для пения поставить и смотреть, чтоб согласно и гладко пели. В. Н. Татищев, «Инструкция учителям школ при уральских заводах», 1736 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Комплект их был, однако, неполный: знакомый нам учитель истории, Экзархатов; учитель математики, Лебедев, мужчина вершков одиннадцати ростом, всегда почти нечёсаный, редко бритый и говоривший всегда сильно густым басом. А. Ф. Писемский, «Тысяча душ», 1858 г. ◆ Муж помнит её ещё девчонкой ― выпускницей Ташкентского хореографического училища. Савельева была его первым учителем танцев. На Кубань Вера Сергеевна прибыла не просто сложившимся хореографом, а заслуженным работником культуры Узбекской ССР. «Танцуй, станица!», 22 декабря 2003 г. // «Народное творчество» (цитата из НКРЯ)
2. мужчина, являющийся учителем [1] по профессии ◆ В первом ряду никто не сидел и уже потом его заняли какие-то неизвестные Юрию дамы, толстый смотритель училища и уже знакомые Юрию учителя и учительницы мужской и женской прогимназии. М. П. Арцыбашев, «Санин», 1902 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Кроме Кузнецовых, у нас поселился учитель Курас с женой, дочкой и внучкой Броней. Анатолий Рыбаков, «Тяжёлый песок», 1975–1977 г. (цитата из НКРЯ)
3. употр. только с ударением, образованным по схеме 2a — »’учи́тели»’ : человек, являющийся высшим авторитетом для кого-либо в какой-либо области, имеющий последователей; глава учения или научной школы ◆ Великие учи́тели прошлого. ◆ Философами издревле почитались волхвы, астрологи, алхимисты, пророки и учи́тели преданий, как Зороастер у персов и подобные ему премногие у халдеев и арабов. И. А. Третьяков, «Слово о происшествии и учреждении университетов в Европе на государственных иждивениях…», 1768 г. (цитата из НКРЯ) ◆ [Художник] оставил себе в учи́тели одного божественного Рафаэля. Гоголь, «Портрет», 1835 г.
4. тот кто учит, наставляет, подаёт пример, передаёт свой опыт, знания кому-либо
5. устар. употр. с ударением, образованным по схеме 2a — »’учи́тели»’ : то же, что учитель [1] ◆ И того ради смотреть должны, ходят ли всегда в школу учи́тели, и так ли учат, как подобает. Пётр I, «Регламент или устав духовной коллегии», 1721 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А хорошо писать научиться трудновато, потому что такие учи́тели гораздо редки; а я ни об одном не слыхивал. А. П. Сумароков, «Опекун», 1765 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — В ближний город, ― отвечал француз, — оттуда отправляюсь к одному помещику, который нанял меня за глаза в учи́тели. Пушкин, «Дубровский», 1833 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова некротический (прилагательное):
Учитель, педагог или преподаватель
Каждый человек общается с учителями, педагогами, преподавателями на протяжении всей жизни – сначала в качестве воспитанника, ученика и студента, затем в качества мамы/папы и бабушки/дедушки. При этом, несмотря на регулярное общение с людьми, посвятившими себя обучению и воспитанию молодежи, мало кто из задумывается над этимологией и лексическим значением слов «учитель», «педагог» и «преподаватель».
Большинство считает эти слова синонимами. Для некоторых же учитель – это тот, кто работает в школе, а преподаватель – в среднем специальном или высшем учебном заведении. Слово «педагог» в быту употребляется реже, и не имеет точного значения в современном понимании.
Смешение лексических значений этих понятий произошло уже в современном русском языке, поскольку в обывательском смысле они означают суть одного и того же процесса – обучения и воспитания. А в этимологии данных слов разбираются, в основном, специалисты – языковеды. Однако мы уверены, что каждый образованный человек должен понимать, чем педагог отличается от учителя или преподавателя. Особенно это важно для тех, кто выберет своей профессией педагогическую деятельность.
Педагог
Слово «педагог» было заимствовано из древнегреческого языка. В русский язык оно пришло, скорее всего, в эпоху Византии, Крещения Руси. В энциклопедическом словаре дается точно определение: педагог – παιδαγωγός [paidagogos] – ведущий ребенка, верный раб, сопровождавший повсюду ребенка, до наступления зрелого возраста. Естественно, кроме преданности семье, педагоги должны были обладать определенным уровнем воспитания и образования, чтобы учить своих воспитанников. Педагогов выбирали из плененных знатных фракийцев и азиатов.
Позже к обязанностям педагога прибавилось обучение службе доморощенных и купленных рабов. Женщин обучали греческому языку, и они служили при маленьких детях. Предположительно, в это же время возникло слово педагогика – др.греч.: παιδαγωγική, что дословно означает «детоведение». Фундаментальная педагогика получила развитие в Европе, в период Средневековья.
Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.
Современное определение понятия педагогики более емкое и конкретизированное: это – целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть, понятие «педагог» охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и ученый, занимающийся развитием педагогики.
Учитель
В современном, узком понимании слово «учитель» означает должность штатного сотрудника общеобразовательной школы, окончившего педагогический ВУЗ и преподающего определенный предмет. Примечательно, что многие родители путают понятия «учитель» и «педагог» и настаивают на том, что сотрудник школы должен не только обучать, но и воспитывать детей, корректируя их поведение.
Безусловно, в педагогическом ВУЗе будущие учителя изучают не только педагогику, но и психологию. Поэтому, в принципе, у них достаточно знаний и влияния для того, чтобы вносить свою лепту в вопросы воспитания подрастающего поколения. Но в соответствии с требованиями Министерства образования, учитель обязан только преподавать предмет по утвержденной программе так, чтобы уровень знаний учащихся соответствовал государственным образовательным стандартам. Что касается воспитания личности, то учитель может повлиять на формирование и социализацию учеников на уроках литературы или обществоведения.
В требованиях к должностным обязанностям учителя сказано, что он должен помогать формированию личности ребенка, а не брать на себя функции родителей. Кстати, воспитательные задачи могут решать и люди, которые не связаны с педагогикой, но пользуются безусловным авторитетом у ребенка. Здесь нужно отметить, что в той же должностной инструкции написано, что учитель должен проводить мероприятия, направленные на стимулирование интереса школьников к предмету и обучению в целом. А это – серьезная воспитательная задача, в процессе решения которой необходимо учитывать индивидуальные возможности всех учащихся.
Так что, родителям нужно смириться с тем, что учитель – это всего лишь специалист, который обязан передать ученику объем знаний, указанный в программе обучения. А вот все вопросы, касающиеся воспитания школьника, родители должны брать на себя, как на самых близких ребенку людей. Одновременно с этим, при необходимости родители могут обратиться к учителю за профессиональной консультацией и для согласования совместных задач.
Отметим, что в современном мире у слова «учитель» имеется и еще одно значение – так называют не только сотрудника школы, но и духовного наставника, либо другого человека, не связанного с педагогикой, но имеющего последователей. Правда, в данном контексте правильнее было бы сказать не «учитель», а «учителя» – именно так, во множественном числе, принято называть людей, чьи идеи оказывают большое влияние на общество.
Преподаватель
В ВУЗах и ССУЗах воспитательные задачи уходят на второй план, потому что преподаватель передает знания взрослым, самостоятельным людям, сознательно выбравшим будущую специальность. Поэтому преподаватель может сосредоточиться исключительно на изложении учебного материала. В обязанности преподавателя, как правило, входит:
Кроме того, преподаватель должен не только сам вести научную деятельность, но и приобщать к ней студентов.
Подводя итого всего выше сказанного можно сделать вывод: если, например, воспитателя детского садика или тренера не корректно называть учителем или преподавателем, то всех специалистов, занимающихся воспитание и обучением молодежи, а также развитием педагоги, можно называть педагогами.
Значение слова учитель
Словарь Ушакова
уч и тель, учителя, мн. учителя и (книж.) учители, муж.
| Вообще лицо, обучающее, учащее чему-нибудь. Учитель пения. Учитель танцев.
Словарь Ожегова
УЧИТЕЛЬ, я, мн. я, ей и и, ей, м.
1. (мн. я, ей). Лицо, к-рое обучает чемун., преподаватель. Школьный у. У. математики. Домашний у. Заслуженный у. (почётное звание).
2. Глава учения (во 2 знач.), человек, к-рый учит (научил) чемун. (высок.). Великие учители-философы.
| ж. учительница, ы (к 1 знач.).
| прил. учительский, ая, ое (к 1 знач.). У. тон (перен.: поучающий).
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь
УЧИТЕЛЬ Ефим Юльевич (1913-88) российский оператор и режиссер документального кино, народный артист СССР (1976). Участвовал в создании фильмов: «Ленинград в борьбе» (1942), «Парад победы» (1945); поставил фильмы: «Русский характер» (1957), «Мир дому твоему» (1960), «Граница» (1972), «Мои комиссары» (1979) и др. Государственная премия СССР (1943).
Большая Советская Энциклопедия
«Учитель», русский педагогический журнал. Издавался в Петербурге в 1861√70, выходил 2 раза в месяц. Основателями и редакторами журнала были представители прогрессивной педагогики 60-х гг. И. И. Паульсон и Н. Х. Вессель. Журнал пропагандировал идеи демократической системы народного образования, общеобразовательной школы на родном языке, дающей научные √ гуманитарные и естествоведческие √ знания, внимания к личности ребёнка, улучшения общественного и материального положения учителей, их научной и педагогической подготовки. Помещались критико-библиографические обзоры педагогической и детской литературы, информация о зарубежной школе, педагогических съездах, педагогическая хроника и др. Среди авторов журнала были П. П. Редкий, В. П. Острогорский, В. И. Водовозов, Ф. Г. Толль и др. видные педагоги.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Журнал для наставников, родителей и всех желающих заниматься воспитанием и обучением детей — педагогический журнал, выходивший в СПб. 2 раза в месяц, с 1861 по 1870 г. Издатели-редакторы: первоначально — И. И. Паульсон и Н. X. Вессель, с 1865 г. — И. И. Паульсон; с 1867 по 1870 г. — изд. Д. Е. Кожанчиков, ред. И. И. Паульсон. При журнале давались приложения: 1) «Справочный листок» (1862—70), 2) «Натуралист. Вестник естественных наук и сельского хозяйства» под ред. Д. С. Михайлова (1864—68) и 3) «Чтение для юношества» (1864—66) по 24 вып. в год. Издание это, давая руководящие статьи для учителей и воспитателей по всем отраслям педагогического дела и для родителей по вопросам домашнего образования и воспитания, отводило видное место также статьям для самообразования и с этой целью ввело несколько приложений к журналу.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: преподаватель, педагог (редк.)
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Лицо, которое обучает: то же, что преподаватель.
2. Высший авторитет в какой-н. области, глава учения, имеющий последователей.
* Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени (Н. Некрасов) *
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Означенное слово иногда употребляется вместо еврейского или Халдейского: Равви (Мф 23:7,8, Ин 1:38), а также для означения слова Раввуни (Ин 20:16). В этом и других подобных случаях оно означает духовного руководителя (Мф 26:25-49). Оно употребляется также часто и в смысле обыкновенного учителя (Мф 10:24-25 и др.).
Педагогический терминологический словарь
Одно из ведущих, стержневых образований личности У., определяющих её целостность и готовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения У. к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе. Самоопределение У. обусловлено его ориентацией на ценности именно педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-профессиональных установок: на избранную профессию как образ жизни и способ её полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпатии, социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.
Для высокого уровня развития профессионального самосознания У. характерны: преобладание в иерархической структуре его характеристик ценностей личностного роста в профессии; представленность в сознании образа ученика как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отражённым в качестве значимого её субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками (сочувствие, поддержка, доверие) и пр.
При массовом характере учительской профессии государство и общество объективно заинтересованы в создании надлежащих условий для подготовки У., для его полноценной профессиональной реализации. От успешности педагогической деятельности У. зависит будущее каждой нации и, в конечном счёте, судьба мировой цивилизации.
Исходя из фундаментального права личности на образование и роли У. в реализации идеалов, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Уставе ООН и других международных нормативных актах, ЮНЕСКО приняла (1966) Рекомендацию о положении учителей (опубликована в России в начале 90-х гг.), охватывающую широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и совершенствованием педагогов, условиями работы и пр.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 303)
УЧИТЕЛЬ
Смотреть что такое «УЧИТЕЛЬ» в других словарях:
учитель — УЧИТЕЛЬ, наставник, педагог, преподаватель, репетитор, устар. ментор, жарг. препод УЧИТЕЛЬНИЦА, наставница, преподавательница, разг., шутл. педагогиня, разг. репетиторша, разг., пренебр. училка, разг. учителка, разг. учительша… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
УЧИТЕЛЬ — УЧИТЕЛЬ, я, мн. я, ей и и, ей, муж. 1. (мн. я, ей). Лицо, к рое обучает чему н., преподаватель. Школьный у. У. математики. Домашний у. Заслуженный у. (почётное звание). 2. Глава учения (во 2 знач.), человек, к рый учит (научил) чему н. (высок.).… … Толковый словарь Ожегова
УЧИТЕЛЬ — Ефим Юльевич (1913 88), оператор, режиссёр документального кино, народный артист СССР (1976). Участвовал в создании фильмов Ленинград в борьбе (1942), Парад победы (1945). Поставил фильмы: Русский характер (1957), Мир дому твоему (1960), Граница… … Русская история
УЧИТЕЛЬ — «УЧИТЕЛЬ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1939, ч/б, 103 мин. Киноповесть. О молодом учителе, приехавшем на работу в родное село, где ему удалось завоевать всеобщее признание и обрести личное счастье. Яркая актерская работа Тамары Макаровой в роли Груни… … Энциклопедия кино
Учитель — см. Воспитатель (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов
Учитель — лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования, выполняющее учебную, научную,… … Официальная терминология
учительё — сущ., кол во синонимов: 1 • учителье (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
УЧИТЕЛЬ — УЧИТЕЛЬ. Педагогическая профессия и должность в системе образования. ЮНЕСКО приняла (1966) «Рекомендацию о положении учителей», охватывающую широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
учитель — учитель, род. учителя, мн. (в знач. «преподаватель») учителя, род. учителей. В знач. «глава учения, имеющий последователей») учители, род. учителей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Исследовательская работа «Энциклопедия слова» учитель»
МКУ «Муйское районное управление образования»
МБОУ «Иракиндинская средняя общеобразовательная школа»
Секция: Гуманитарные науки. Русский язык.
Тема: «Энциклопедия слова «учитель»
Выполнил: Ян-юн-зи Семён,
ученик 5 класса, 11 лет
Руководитель: Гуфайзина Алёна Петровна,
учитель русского языка и литературы
Основная часть работы
1.2. Этимология слова «учитель» ……………………………………… 5
1.3. Толкование слова учитель в разных словарях …………………… 5
1.4. Однокоренные слова …………………………………………….. 6
2.1. История происхождения (этимология) синонимов:
преподаватель, наставник, педагог, гувернёр, тьютор ……………. 7
2.3. Почему учителя нашей школы выбрали именно эту профессию? ….. 9
Каждый день мы встречаемся с людьми, которые влияют на жизнь каждого из нас. Эти люди – учителя. На каком бы языке ни звучало слово «учитель», оно произносится с большим почтением и уважением. Именно в России учитель больше, чем носитель знаний. Ученики перенимают у них не только знания, но учатся человеколюбию, добру, справедливости, любви к родному краю, к своей Родине. Учителя помогают юному поколению не только познавать мир, но и формировать взгляды на жизнь, становиться достойными гражданами, патриотами своей страны.
Все вышеперечисленное определило актуальность и выбор нашей темы исследования: «Энциклопедия слова «учитель».
Актуализация темы: мы хотим напомнить людям об актуальных названиях, служащих обозначением людей этой профессии, о том, как называли учителя на протяжении веков, как называют сейчас, хотим поднять престиж профессии учителя.
Целью исследования является изучение и составление энциклопедии слова «учитель».
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы решаются следующие задачи:
1) Изучить литературные и Интернет источники, позволяющие проследить историю слова «учитель»
2) Выявить особенности форм слова, синонимы слова
3) Составить энциклопедическую статью о слове «учитель»
4) Выяснить, почему учителя нашей школы выбрали эту профессию.
Методы исследования : изучение литературных и Интернет источников, исследование, опрос.
Наиболее старыми названиями «человека обучающего» являются слова учитель и наставник. По данным исторических словарей русского языка(1), оба отмечаются уже в текстах XI века.
1. Исследование слова «учитель»
1.1. Лексическое значение слова «учитель»
В современном русском языке слово учитель употребляется в двух значениях: 1. Тот, кто преподаёт какой-либо учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики, физики. 2. Человек, обладающий высоким авторитетом для кого-либо в какой-либо области, имеющий последователей. Превзойти своего учителя в чём-либо. В целом эта семантика отражает основные значения производящего глагола: учить – «передавать кому-либо какие-либо знания, навыки; наставлять, давать советы, указания; обосновывать, развивать какую-либо мысль, теорию и т.п.». Глагол учить издавна выражал дополнительный смысловой оттенок «держать строго, часто наказывая для нравственного образования, послушания». В традиционном представлении русского народа процесс «учения» был связан как с трудом, наказанием, так и с достаточно жесткими отношениями подчинения. Понятие «учитель» подразумевало не только того, кто умеет передавать другому знания, «учить», но также главенствующую роль такого человека в процессе обучения, особую строгость, требовательность к ученику.
1.2. Этимология слова
Особые смысловые нюансы выражают вариативные формы множественного числа учителя и учители. Форма учителя является преобладающей, если слово выражает значение «преподаватель учебного предмета в школе», вариант учители в этом случае воспринимается как устаревший, однако если говорящий хочет выразить более отвлеченный, более философский смысл слова – «человек, являющийся высоким авторитетом в какой-либо области», он употребит форму учители. Она придает тексту экспрессивную (высокую) окраску, потому что подчеркивает особую важность учительской миссии, а также несущее информацию о личном отношении говорящего к обозначаемым лицам – отношении глубокого уважения.
1.3.Толкование слова «учитель» в разных словарях
В различных словарях приводятся примеры толкований слова учитель.
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Кузнецова
1. Тот, кто преподаёт какой-либо учебный предмет в школе; преподаватель. Сельский учитель. Курсы повышения квалификации учителей. Учитель начальных классов. Молодой, опытный, строгий учитель. 2. Человек, обладающий высоким авторитетом для кого-либо в какой-либо области, имеющий последователей. Вы наш учитель и наставник!
Толковый словарь Ефремовой
В римскую эпоху профессия Учителя элементарной школы была приравнена к профессии ремесленника, откровенно ориентирована на заработок и потому не пользовалась уважением в обществе. Поскольку обучение было в основном частным, Учитель вынужден был сам искать учеников и в конце месяца лично взимать плату, которой едва хватало на жизнь. Не требовалось никакого свидетельства о специальной подготовке, любой человек, научившийся читать и писать, мог называть себя Учителем. Обучение преследовало чисто практическую цель — научить детей чтению и письму; никакой воспитательной задачи перед Учителем не ставилось. Более высокое социальное положение занимал Учитель языка и литературы (грамматик), получавший более высокую плату и иногда рассматривался как состоящий на государственной службе. В соответствии с эдиктом Диоклетиана (301 до н.э.) его жалованье в 4 раза превышало жалованье учителя элементарной школы.
1.4. Однокоренные слова
Учитель, учительница, учительская, учение, учёба, ученик, ученица, ученический, учебник, учебный и др.
Однокоренные слова образуют словообразовательное гнездо с корнем –уч-, лексическое значение которого означает «передавать знания».
2.1. Этимология слов-синонимов
Слово учитель – общеславянское, наставник –от церковнославянского наставити, шкраб – слово – советизм. Педагог, гувернёр, тьютор – это иноязычные заимствования, хорошо освоенные русским языком.
В толковых словарях при описании лексического значения слова учитель в качестве синонима часто используется существительное преподаватель – «тот, кто преподает что-либо». Преподавателями называют как работников школы, так и работников высших учебных заведений, тогда как слово учитель закрепилось за обозначением именно школьного преподавателя какой-либо учебной дисциплины. Возможно, определенную роль в этом сыграло смысловое различие, обусловленное строением этих слов. Существительное преподаватель вызывает ассоциацию с тем, кто передает, дает сведения из какой-либо области. Видимо процесс обучения студентов, людей относительно взрослых и самостоятельных, точнее соответствует этой ассоциации.
Очень близко по значению к слову учитель существительное наставник. В Словаре И.И.Срезневского эти слова толкуются друг через друга: наставник – «руководитель, учитель», учитель – «учитель, наставник». В словарях современного русского языка наставник определяется как «учитель, руководитель». Оно было образовано суффиксальным способом (суффикс –ник-) от глагола наставить, имевшего в древнерусском языке, кроме значения «научить», значение «навести», «направить», «заставить». Поэтому древнее слово наставник обозначало не только учителя, но и того, кто указывает путь, является проводником, вожатым, в том числе и в переносном смысле. Таким образом, с этом слове издревле сформировался и сохраняется до сих пор особый смысл – указание правильного пути в какой-либо деятельности, руководство духовным воспитанием. В гимназиях и училищах дореволюционной России существовала должность классного наставника, который осуществлял работу воспитателя, как классный руководитель. В СССР слово наставник обозначало опытного рабочего, который обучал молодого человека профессиональному мастерству.
Воспитатель, учитель. Молодёжный наставник. Классный наставник (в России до 1917 г.: классный воспитатель в гимназии, реальном училище). Наставник сборной команды по футболу. Мастер-наставник. Капитан-наставник (во флоте).
После Октябрьской революции в речевой обиход вошла аббревиатура шкраб (школьный работник), заменяющая «старое» название учитель. В словосочетании школьный работник опорным признаком является не действие учить, а место, где работник исполняет свои обязанности. Шкрабом можно назвать и завхоза, и повара. С появлением этого слова учитель утрачивал свой особый статус не только в школе, но и в общественном сознании. Но к тридцатым годам ХХ века слово шкраб ушло из русского лексикона.
В семантике слова педагог неразрывно связаны два действия – воспитание и обучение. Воспитание личности человека предполагает его «научение» чему-то, а любой процесс обучения не может не воспитывать.
В XVIII веке в русском языке появилось слово гувернёр, заимствованное из французского языка. Это слово обозначало человека, занимающегося домашним воспитанием и образованием детей. Обычно это был иностранец, которого нанимала состоятельная, богатая семья. После Октябрьской революции слово гувернёр ушло как явление из обихода и речи.
Каждое из рассмотренных слов позволяет увидеть определённую грань очень важной и трудной деятельности – образования и воспитания человека. Каждое из этих слов
по-своему отражает эпоху, в которую они возникли. Но в современном русском языке актуальными являются слова учитель, педагог, наставник.
2.2. Пословицы и поговорки со словом «учитель»
По ученику и об учителе судят. (русская пословица)
Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. (русская)
И груда книг не заменит хорошего учителя. (китайская)
Смышленый ученик обгонит учителя. (азербайджанская)
Строгость учителя полезнее ласки родителей. (иранская)
Учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится вместе с детьми.
Почитай учителя, как родителя.
Дерево и учитель познается по плоду.
Учитель в школе, что посев в поле.
Пословицы и поговорки, приведенные из разных языков, говорят, что главное назначение учителя – это давать знания, воспитывать детей, самому учиться. Плоды труда учителя – это его ученики.
2.3. Почему учителя нашей школы выбрали именно эту профессию?
Можно часто услышать, что профессия учителя очень трудная. Я решил выяснить, почему же учителя нашей школы выбрали эту профессию. Для этого я составил вопросы, провел опрос респондентов – учителей. Было предложено четыре вопроса.
Почему Вы стали учителем?
Нравится ли Вам эта профессия?
Какими качествами должен обладать хороший учитель?
Трудно ли быть учителем?
8 человек ответили, что это была детская мечта.
1 учитель ответил, что очень любила первую учительницу и хотела быть похожей на неё.
Все ответили единогласно, что нравится.
На первое место наши учителя поставили доброту, затем терпение, потом справедливость, любовь к детям, уметь общаться с детьми
Все единогласно ответили, что трудно.
Я думаю, что, если наши учителя осуществили свою детскую мечту, претворили её в жизнь, они никогда не оставят свою профессию.
Сколько смысла заложено в слове «учитель»! Для нас учитель – это человек, который знает ответы на все вопросы, он всегда правильно нас рассудит и расставит все по своим местам, беззаботный, счастливый и всегда радостный. Ведь у того, кто все знает, не может быть никаких проблем?! И только сам учитель знает, сколько сил и стараний, бессонных ночей и переживаний, терпения и любви нужно приложить, чтобы обучить и, наверное, самое главное, воспитать умных и добрых людей, направить их на верный путь.
Полученную информацию в результате проведенной работы сформировали в форме доклада, сделали презентацию, составили энциклопедическую статью, напомнили об актуальных названиях, служащих обозначением людей этой профессии, хотим поднять престиж профессии, от которой зависит будущее страны.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.