Учитель или преподаватель в чем разница

Разница между учителем и преподавателем

Процесс обучения строится на получении определенных теоретических знаний и приобретении навыков их использования в обычной жизни и профессиональной деятельности. Организацию этого процесса трудно представить без участия преподавателей и учителей, работа которых и заключается в том, чтобы обеспечить учащихся необходимой информацией, а также проконтролировать качество ее усвоения. Они выполняют настолько близкие функции, что не многие видят разницу между учителем и преподавателем. Тем не менее, она существует и отражает конкретные профессиональные цели.

Определение

Учитель – специальность, которую приобретают выпускники педагогических институтов и средних специальных учебных заведений, готовящих педагогические кадры для работы в начальных классах общеобразовательной школы. Получая диплом, они становятся основным звеном учебно-воспитательной системы, которая в современных условиях ориентирована на то, чтобы научить школьников учиться – самостоятельно добывать необходимые знания.

Преподаватель – квалификация выпускников университетов, реже – академий, которая дает право лицу, получившему соответствующий диплом, заниматься научно-преподавательской деятельностью в области своей специализации.

Сравнение

Прежде всего, в том, что перед ними стоят разные задачи. Для учителей они заключаются в необходимости развить у младших школьников навыки обучения и предоставить ученикам средних и старших классов возможность использовать их для усвоения учебного материала, предусмотренного государственными общеобразовательными программами.

Учитель или преподаватель в чем разница

В учительской практике используются специально разработанные педагогические методы, технологии и приемы, позволяющие добиться высокой эффективности базового обучения. Его теоретическая основа обеспечивает выпускникам перспективу обучения в высших учебных заведениях, а приобретенные ими умения пользоваться информацией как инструментом для совершенствования своих знаний в той или иной сфере позволяют легко адаптироваться в системе высшей школы.

Задача преподавателя – в полном объеме предоставить учащимся необходимую научную и методическую информацию по конкретному предмету и организовать контроль над качеством ее усвоения. В обязанности преподавателя не входит обучение студентов или курсантов в том виде, как оно осуществляется в школе. Взамен школьных методик преподаватель применяет лекционно-зачетную систему, в которой основная работа по изучению предмета выполняется самими учащимися. Они пользуются лекциями как одним из источников, но должны самостоятельно находить около 80 % информации, чтобы освоить программу курса, обязательную для зачета или сдачи экзамена.

Цель урока, который проводит учитель по своему предмету, — обучать, развивать и воспитывать. Воспитание – неотъемлемая часть учительской работы. Она состоит в общении с учениками, их родителями, в постоянном контакте с детскими общественными организациями и государственными службами, занимающимися вопросами защиты прав ребенка.

Преподаватель не занимается вопросами воспитания. Цель его деятельности – информировать, контролировать, принимать участие в научно-исследовательской и научно-методической работе.

Слово «учитель» имеет и более широкое значение. Учителем называют духовного наставника, человека, обладающего особыми знаниями, постижение которых – долгий путь нравственного совершенствования. В роли учителя в этом смысле слова может выступать и преподаватель, если его личность настолько значима, что заслуживает преклонения и почитания со стороны учеников.

Источник

УЧИТЕЛЬ = ПРЕПОДАВАТЕЛЬ…ИЛИ НЕТ?

Комментарии в блогах разрешены не всем группам пользователей.

Уважаемые комментаторы! В блогах может быть включена премодерация комментариев. До проверки на корректность и отсутствие спама автором блога или администратором сайта, ваш комментарий будет не виден другим посетителям сайта.

УЧИТЕЛЬ = ПРЕПОДАВАТЕЛЬ…ИЛИ НЕТ?

Хотя цитата настроена на философский лад и говорит об Учителе с большой буквы и его отличии от преподавателя, но суть, как мне кажется, схвачена верно. Учитель учит не только своему предмету, но и жизни вообще, в том числе и сквозь призму своего предмета, а преподаватель просто передает свои знания по конкретному вопросу. Учитель не навязывает свое мировосприятие, а помогает сформировать собственное, раскрыть себя миру в каких-то вопросах, а в каких-то закрыть, защитить себя от мира. Для преподавателя ваш внутренний мир значения не имеет, вот они – знания, хочешь – бери, не хочешь – как хочешь. Вот и получается, что «Учитель» – редкий зверь и может встретиться (а может и не встретиться) на жизненном пути и в детском саду, и в школе, и в техникуме, и в институте, и на работе, и на лавочке у дома, и в соседнем подъезде. А возраст, образование, регалии, дипломы в этом случае роли не играют. И это значит, что учителем в этом понимании может быть и детсадовский, и школьный, и институтский работник. Ну а школьный соответственно может оказаться не учителем, а преподавателем.

Но это такая бытовая, непрофессиональная философия. В практическом же смысле есть еще некоторое различие. Чтобы стать школьным учителем, нужно получить специальное образование, в котором, кроме узкопрофессиональных вопросов по своей дисциплине, например, биологии, обучают еще очень многому: педагогике, психологии, методике изложения материала. От школьного учителя строго потребуют план урока, диалога с классом, разбиения урока на части (введение, заключение, контроль знаний и многое прочее). И чтобы технические и наглядные средства применял. И чтобы ученику интересно было. И чтобы поле доски во время записей использовалось грамотно. И еще очень, очень много другого.

Чтобы стать преподавателем в институте, всего этого в принципе не требуется. Получил какой-нибудь профессиональный диплом (инженер, экономист, программист) и в поисках работы забрел в некий вуз, где не хватает кадров. Если знаешь свой предмет на «пять», а лучше – на «восемь», если не косноязычен, если умеешь объяснять непонятное, если не боишься выступать перед людьми, то можно попробовать себя в роли преподавателя. Начав работать, будешь по трудовой книжке числиться преподавателем, но из-за отсутствия опыта и тех самых учительских специальных знаний и навыков станешь им не сразу. Или не станешь вообще. Я знаю в нашем городе потрясающих специалистов, которые знают свою профессию не на «восемь», а на все «пятнадцать», но преподавать не могут. А если пробуют, то это мучение и для учеников, и для учителя. Хотя знаю и таких, кто в своей дисциплине троечник, но и своих учеников до этой самой твердой тройки доводит играючи уверенной рукой.

Что же касаемо профессии педагога, то я со словарем не очень согласна. Педагог – это действительно воспитатель, но которого специально учили быть воспитателем. Есть, конечно, педагоги по призванию, но и в этом случае теоретический багаж не помешал бы. Так что педагог, как профессия, это, скорее всего, воспитатель в яслях, детском саду, воспитатель (именно воспитатель) в школе-интернате, училище. То есть там, где еще есть смысл воспитывать и надежда на результат. А во всех остальных случаях это почетная добавка к профессии учителя или преподавателя, которую могут гласно или негласно присвоить или сами ученики, или их родители, или независтливые коллеги.

Так что поклон школьным учителям-педагогам и искренние поздравления с Днем Учителя, который, в соответствии с изложенным, моим праздником, увы, не является.

Источник

Учитель, педагог или преподаватель

Каждый человек общается с учителями, педагогами, преподавателями на протяжении всей жизни – сначала в качестве воспитанника, ученика и студента, затем в качества мамы/папы и бабушки/дедушки. При этом, несмотря на регулярное общение с людьми, посвятившими себя обучению и воспитанию молодежи, мало кто из задумывается над этимологией и лексическим значением слов «учитель», «педагог» и «преподаватель».

Учитель или преподаватель в чем разница

Большинство считает эти слова синонимами. Для некоторых же учитель – это тот, кто работает в школе, а преподаватель – в среднем специальном или высшем учебном заведении. Слово «педагог» в быту употребляется реже, и не имеет точного значения в современном понимании.

Смешение лексических значений этих понятий произошло уже в современном русском языке, поскольку в обывательском смысле они означают суть одного и того же процесса – обучения и воспитания. А в этимологии данных слов разбираются, в основном, специалисты – языковеды. Однако мы уверены, что каждый образованный человек должен понимать, чем педагог отличается от учителя или преподавателя. Особенно это важно для тех, кто выберет своей профессией педагогическую деятельность.

Учитель или преподаватель в чем разница

Педагог

Слово «педагог» было заимствовано из древнегреческого языка. В русский язык оно пришло, скорее всего, в эпоху Византии, Крещения Руси. В энциклопедическом словаре дается точно определение: педагог – παιδαγωγός [paidagogos] – ведущий ребенка, верный раб, сопровождавший повсюду ребенка, до наступления зрелого возраста. Естественно, кроме преданности семье, педагоги должны были обладать определенным уровнем воспитания и образования, чтобы учить своих воспитанников. Педагогов выбирали из плененных знатных фракийцев и азиатов.

Позже к обязанностям педагога прибавилось обучение службе доморощенных и купленных рабов. Женщин обучали греческому языку, и они служили при маленьких детях. Предположительно, в это же время возникло слово педагогика – др.греч.: παιδαγωγική, что дословно означает «детоведение». Фундаментальная педагогика получила развитие в Европе, в период Средневековья.

Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.

Современное определение понятия педагогики более емкое и конкретизированное: это – целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть, понятие «педагог» охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и ученый, занимающийся развитием педагогики.

Учитель или преподаватель в чем разница

Учитель

В современном, узком понимании слово «учитель» означает должность штатного сотрудника общеобразовательной школы, окончившего педагогический ВУЗ и преподающего определенный предмет. Примечательно, что многие родители путают понятия «учитель» и «педагог» и настаивают на том, что сотрудник школы должен не только обучать, но и воспитывать детей, корректируя их поведение.

Безусловно, в педагогическом ВУЗе будущие учителя изучают не только педагогику, но и психологию. Поэтому, в принципе, у них достаточно знаний и влияния для того, чтобы вносить свою лепту в вопросы воспитания подрастающего поколения. Но в соответствии с требованиями Министерства образования, учитель обязан только преподавать предмет по утвержденной программе так, чтобы уровень знаний учащихся соответствовал государственным образовательным стандартам. Что касается воспитания личности, то учитель может повлиять на формирование и социализацию учеников на уроках литературы или обществоведения.

В требованиях к должностным обязанностям учителя сказано, что он должен помогать формированию личности ребенка, а не брать на себя функции родителей. Кстати, воспитательные задачи могут решать и люди, которые не связаны с педагогикой, но пользуются безусловным авторитетом у ребенка. Здесь нужно отметить, что в той же должностной инструкции написано, что учитель должен проводить мероприятия, направленные на стимулирование интереса школьников к предмету и обучению в целом. А это – серьезная воспитательная задача, в процессе решения которой необходимо учитывать индивидуальные возможности всех учащихся.

Так что, родителям нужно смириться с тем, что учитель – это всего лишь специалист, который обязан передать ученику объем знаний, указанный в программе обучения. А вот все вопросы, касающиеся воспитания школьника, родители должны брать на себя, как на самых близких ребенку людей. Одновременно с этим, при необходимости родители могут обратиться к учителю за профессиональной консультацией и для согласования совместных задач.

Отметим, что в современном мире у слова «учитель» имеется и еще одно значение – так называют не только сотрудника школы, но и духовного наставника, либо другого человека, не связанного с педагогикой, но имеющего последователей. Правда, в данном контексте правильнее было бы сказать не «учитель», а «учителя» – именно так, во множественном числе, принято называть людей, чьи идеи оказывают большое влияние на общество.

Учитель или преподаватель в чем разница

Преподаватель

В ВУЗах и ССУЗах воспитательные задачи уходят на второй план, потому что преподаватель передает знания взрослым, самостоятельным людям, сознательно выбравшим будущую специальность. Поэтому преподаватель может сосредоточиться исключительно на изложении учебного материала. В обязанности преподавателя, как правило, входит:

Кроме того, преподаватель должен не только сам вести научную деятельность, но и приобщать к ней студентов.

Подводя итого всего выше сказанного можно сделать вывод: если, например, воспитателя детского садика или тренера не корректно называть учителем или преподавателем, то всех специалистов, занимающихся воспитание и обучением молодежи, а также развитием педагоги, можно называть педагогами.

Источник

Чем отличается педагог от учителя и преподавателя

Сначала обратимся к терминам:

Таким образом, понятие «педагог» более широкое: оно, кроме непосредственно преподавательского аспекта, включает в себя воспитательный и наставнический момент. Наука педагогика представляет собой целенаправленную и системную деятельность, которая направлена на формирование человека, она разрабатывает методы и содержание обучения и воспитания. Педагоги передают человеку не только знания, но и личный социальный и жизненный опыт. Среди знаменитых педагогов можно вспомнить Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцции, Марию Монтессори, Василия Сухомлинского, Константина Ушинского.

Поскольку педагогика – это наиболее широкое понятие, связанное со сферой формирования человеческой личности, то педагогом может быть:

Учитель же – это специалист, окончивший педагогический вуз и преподающий определенный предмет. Работа в школе является более конкретной сферой приложения педагогической мысли. Учитель обязан преподавать свой предмет по утвержденной Министерством образования программе, использовать различные методики и приемы для подачи необходимой информации, помогать формированию личности и социализации своих учеников. Результатом его работы должен стать такой уровень знаний и навыков учащихся, который соответствовал бы утвержденным государством образовательным стандартам.

Кстати, между словами «учители» и «учителя» разница тоже есть. Если речь идет об авторитетном человеке, духовном наставнике, который часто никак не связан с педагогикой, но имеет последователей, если его идеи оказывали или оказывают большое влияние на людей, то во множественном числе таких людей называют «учители». В этом контексте можно вспомнить Виссариона Белинского, Льва Толстого, Конфуция, Махатму Ганди и многих других выдающихся людей прошлого и современности. А учителя – это работники сферы образования, обучать других – их функциональная обязанность.

Также имеется разница между учителем и преподавателем.

Учитель – это работник общеобразовательной школы, который закончил педагогический колледж или вуз. Его задача развивать – доносить нужные знания, применяя различные педагогические техники и методики. В школе ученик осваивает навыки поиска, осмысления и систематизации нужной информации, умение делать правильные выводы из полученных разрозненных данных, что пригодится ему в дальнейшем образовании.

Преподаватель работает в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Он сам является выпускником университета или академии, нередко имеет ученую степень.

У преподавателя нет необходимости заинтересовывать ученика в своем предмете и разъяснять его нужность, поскольку он работает с более взрослыми людьми, которые уже определились с выбором профессии. Воспитательная функция становится и вовсе второстепенной. Преподавателю достаточно квалифицированно доносить нужный материал до учеников и студентов, давать им задания для самостоятельной работы, во время которой они получают около 80% необходимой информации, и контролировать ее выполнение.

Чем еще различаются учитель и преподаватель, так это тем, что последний должен обязательно заниматься научной деятельностью и приобщать к ней студентов. Для учителей это требование не является обязательным. Научная деятельность преподавателей – это:

Следовательно, задача учителя – учить и воспитывать ребенка. Преподавателю нужно делиться своими знаниями по конкретному предмету, помогать осваивать информацию и привлекать студентов к научной деятельности. Однако представители обеих этих профессий относятся к очень уважаемой в нашем обществе когорте педагогов.

Источник

Чем отличается учитель от преподавателя и действительно ли квалификация различна?

Я работаю в педагогическом колледже преподавателем хореографии. Окончила Колледж культуры и искусств по специальности Руководитель хореографического кружка и университет по специальности психология, квалификация преподаватель психологии. Имею высшую квалификацию. При устройстве по совместительству в школу учителем хореографии мне сказали что моя квалификация не будет учитываться, т.к. я преподаватель, а не учитель.

Приведу ответ Минобразования на схожий вопрос, из которого станет сразу понятно, почему Ваша аттестация не годится для школы.

Можно ли подавать заявление на одновременное проведение аттестации в целях установления квалификационных категорий по должностям «учитель» и «преподаватель» (например, «учитель английского языка» и «преподаватель английского языка»)?

Согласно подразделу 2 раздела I номенклатуры должностей,«учитель» и «преподаватель» являются разными должностями.

Следовательно, аттестация педагогического работника по должности «преподаватель» не предполагает установления квалификационной категории по должности «учитель».

На основании пункта 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

Таким образом, педагогический работник имеет право пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории как по должности «учитель», так и по должности «преподаватель».

Необходимость в прохождении аттестации по двум указанным должностям («учитель» и «преподаватель») возникает лишь в случае, если педагогический работник одновременно осуществляет педагогическую деятельность в двух разных типах организаций (причем в одном из них педагогическая работа оформляется как совместительство). Так, в должности «преподаватель» преподавательская работа осуществляется в организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, а в должности «учитель» — в организации, реализующей общеобразовательные программы.

Минобрнауки России N 08-1933, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 505 от 03.12.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *