Учитель и преподаватель в чем разница в дипломе
ОТЛИЧИЕ УЧИТЕЛЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: ВЗГЛЯД СТУДЕНТА
Начнем с того общего, что есть в деятельности учителей и вузовских преподавателей. Это, разумеется, передача информации и знаний. И те, и другие передают своим подопечным имеющиеся у них знания. И те, и другие формируют мировоззрение и некие интеллектуальные нормы у учащихся. Однако на этом сходство, пожалуй, и заканчивается, дальше начинаются различия. В чем же они заключаются?
Различие между школьным учителем и преподавателем вуза состоит в форме подачи знаний. Поясним сказанное.
Кто такой учитель и в чем его суть? Учитель – специальность, которую приобретают выпускники педагогических институтов и средних специальных учебных заведений, готовящих педагогические кадры для работы в общеобразовательной школе. Получая диплом, они становятся основным звеном учебно-воспитательной системы, которая в современных условиях ориентирована на то, чтобы научить школьников учиться – самостоятельно добывать необходимые знания.
Одной из важнейших целей учителя является воспитание. Работа учителя состоит в общении с учениками, их родителями, в постоянном контакте с детскими общественными организациями и государственными службами, занимающимися вопросами защиты прав ребенка. Основной подход современного образования, это личностно – ориентированный, гуманистический, он подразумевает учет мнения обучающегося, общение в форме диалога, хотя многие учителя придерживаются авторитарного стиля общения. В школах ученики должны решать определённые, стандартные базовые задачи. Преподаватели вуза учат скорее сопоставлять, анализировать, искать причинно- следственные связи, то есть студент должен проявить самостоятельность и смекалку, чтобы выполнить предоставленную ему задачу.
Преподаватель – квалификация выпускников университетов, реже – академий, которая дает право лицу, получившему соответствующий диплом, заниматься научно-преподавательской деятельностью в области своей специализации. На наш взгляд, преподаватель вуза – это человек, работающий с взрослыми людьми, с уже сложившимися личностями. А если это так, то теперь уже не он должен адаптироваться под своих слушателей, а слушатели должны адаптироваться под него. Он же должен задавать тот интеллектуальный, профессиональный и творческий уровень, который служит ориентиром для студентов. Теперь уже учащиеся должны стремиться соответствовать своему преподавателю и благодаря этому расти и развивать свои интеллектуальные и волевые качества. Соответственно миссия преподавателя состоит в передаче следующему поколению знаний, накопленных лично им. И чем больше он их накопил, тем лучше, тем выше его ценность. И именно в уровне профессионального мастерства проявляется талант преподавателя. Если у студента что-то не получается, преподаватель будет с ним беседовать, чтобы студент путем анализа смог вывести себя на верный ответ.
Благодаря деятельности преподавателей формируется когорта будущих работников, которые смогут создавать что-то новое и тем самым обеспечивать социальный и технологический прогресс. Цель деятельности преподавателя – информировать, принимать участие в научно-исследовательской и научно-методической работе, консультировать студентов по научно-исследовательской работе.
Подведем итоги. Учитель (педагог) умеет передавать относительно простые и стандартныезнания нестандартным слушателям (детям), что, вообще говоря, отнюдь не просто. Профессор университета, наоборот, является носителем огромного массива специальных, сложных и оригинальных знаний, часть из которых он сам же и создает в процессе своей профессиональной деятельности; его задача состоит в передаче этих нестандартных знаний относительно стандартным студентам. Соответственно в школе преподаватель адаптируется под своих слушателей, а в университете – слушатели под преподавателя. В связи с этим можно говорить, что в школе имеет место прямая адаптация, а университете – обратная. Преподаватели нацелены на профессиональное развитие студентов (обучение по их профилю, на то, что нужно знать по определённой специальности). В школах же учитель использует специально разработанные педагогические методы, технологии и приемы, позволяющие добиться высокой эффективности базового обучения.
Высшее образование не является обязательным. Более того, оно само по себе выступает в качестве социального «фильтра», в котором происходит селекция кадров. Здесь уже нет поблажек учителя, приспосабливающего к ученику; здесь есть только требования, которым надо следовать, и нормы, которые надо выполнять. В противном случае человек выбывает из системы, а лучшие студенты продолжают восхождение по социальной иерархии. Впоследствии среди выпускников университетов разворачивается конкуренция на рынке труда за рабочие места, что приводит к формированию многоярусной конкурентной среды.
Сказанное можно резюмировать следующим образом. Средняя школа осуществляет подготовку учеников, делая их пригодными к восприятию более сложных знаний. Университетская система осуществляет отбор из «стандартизированных» субъектов тех из них, которые будут способны выйти на качественно иной уровень развития путем поглощения новых более сложных знаний.
Учитель, педагог или преподаватель
Каждый человек общается с учителями, педагогами, преподавателями на протяжении всей жизни – сначала в качестве воспитанника, ученика и студента, затем в качества мамы/папы и бабушки/дедушки. При этом, несмотря на регулярное общение с людьми, посвятившими себя обучению и воспитанию молодежи, мало кто из задумывается над этимологией и лексическим значением слов «учитель», «педагог» и «преподаватель».
Большинство считает эти слова синонимами. Для некоторых же учитель – это тот, кто работает в школе, а преподаватель – в среднем специальном или высшем учебном заведении. Слово «педагог» в быту употребляется реже, и не имеет точного значения в современном понимании.
Смешение лексических значений этих понятий произошло уже в современном русском языке, поскольку в обывательском смысле они означают суть одного и того же процесса – обучения и воспитания. А в этимологии данных слов разбираются, в основном, специалисты – языковеды. Однако мы уверены, что каждый образованный человек должен понимать, чем педагог отличается от учителя или преподавателя. Особенно это важно для тех, кто выберет своей профессией педагогическую деятельность.
Педагог
Слово «педагог» было заимствовано из древнегреческого языка. В русский язык оно пришло, скорее всего, в эпоху Византии, Крещения Руси. В энциклопедическом словаре дается точно определение: педагог – παιδαγωγός [paidagogos] – ведущий ребенка, верный раб, сопровождавший повсюду ребенка, до наступления зрелого возраста. Естественно, кроме преданности семье, педагоги должны были обладать определенным уровнем воспитания и образования, чтобы учить своих воспитанников. Педагогов выбирали из плененных знатных фракийцев и азиатов.
Позже к обязанностям педагога прибавилось обучение службе доморощенных и купленных рабов. Женщин обучали греческому языку, и они служили при маленьких детях. Предположительно, в это же время возникло слово педагогика – др.греч.: παιδαγωγική, что дословно означает «детоведение». Фундаментальная педагогика получила развитие в Европе, в период Средневековья.
Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.
Современное определение понятия педагогики более емкое и конкретизированное: это – целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть, понятие «педагог» охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и ученый, занимающийся развитием педагогики.
Учитель
В современном, узком понимании слово «учитель» означает должность штатного сотрудника общеобразовательной школы, окончившего педагогический ВУЗ и преподающего определенный предмет. Примечательно, что многие родители путают понятия «учитель» и «педагог» и настаивают на том, что сотрудник школы должен не только обучать, но и воспитывать детей, корректируя их поведение.
Безусловно, в педагогическом ВУЗе будущие учителя изучают не только педагогику, но и психологию. Поэтому, в принципе, у них достаточно знаний и влияния для того, чтобы вносить свою лепту в вопросы воспитания подрастающего поколения. Но в соответствии с требованиями Министерства образования, учитель обязан только преподавать предмет по утвержденной программе так, чтобы уровень знаний учащихся соответствовал государственным образовательным стандартам. Что касается воспитания личности, то учитель может повлиять на формирование и социализацию учеников на уроках литературы или обществоведения.
В требованиях к должностным обязанностям учителя сказано, что он должен помогать формированию личности ребенка, а не брать на себя функции родителей. Кстати, воспитательные задачи могут решать и люди, которые не связаны с педагогикой, но пользуются безусловным авторитетом у ребенка. Здесь нужно отметить, что в той же должностной инструкции написано, что учитель должен проводить мероприятия, направленные на стимулирование интереса школьников к предмету и обучению в целом. А это – серьезная воспитательная задача, в процессе решения которой необходимо учитывать индивидуальные возможности всех учащихся.
Так что, родителям нужно смириться с тем, что учитель – это всего лишь специалист, который обязан передать ученику объем знаний, указанный в программе обучения. А вот все вопросы, касающиеся воспитания школьника, родители должны брать на себя, как на самых близких ребенку людей. Одновременно с этим, при необходимости родители могут обратиться к учителю за профессиональной консультацией и для согласования совместных задач.
Отметим, что в современном мире у слова «учитель» имеется и еще одно значение – так называют не только сотрудника школы, но и духовного наставника, либо другого человека, не связанного с педагогикой, но имеющего последователей. Правда, в данном контексте правильнее было бы сказать не «учитель», а «учителя» – именно так, во множественном числе, принято называть людей, чьи идеи оказывают большое влияние на общество.
Преподаватель
В ВУЗах и ССУЗах воспитательные задачи уходят на второй план, потому что преподаватель передает знания взрослым, самостоятельным людям, сознательно выбравшим будущую специальность. Поэтому преподаватель может сосредоточиться исключительно на изложении учебного материала. В обязанности преподавателя, как правило, входит:
Кроме того, преподаватель должен не только сам вести научную деятельность, но и приобщать к ней студентов.
Подводя итого всего выше сказанного можно сделать вывод: если, например, воспитателя детского садика или тренера не корректно называть учителем или преподавателем, то всех специалистов, занимающихся воспитание и обучением молодежи, а также развитием педагоги, можно называть педагогами.
Чем отличается учитель от преподавателя и действительно ли квалификация различна?
Я работаю в педагогическом колледже преподавателем хореографии. Окончила Колледж культуры и искусств по специальности Руководитель хореографического кружка и университет по специальности психология, квалификация преподаватель психологии. Имею высшую квалификацию. При устройстве по совместительству в школу учителем хореографии мне сказали что моя квалификация не будет учитываться, т.к. я преподаватель, а не учитель.
Приведу ответ Минобразования на схожий вопрос, из которого станет сразу понятно, почему Ваша аттестация не годится для школы.
Можно ли подавать заявление на одновременное проведение аттестации в целях установления квалификационных категорий по должностям «учитель» и «преподаватель» (например, «учитель английского языка» и «преподаватель английского языка»)?
Согласно подразделу 2 раздела I номенклатуры должностей,«учитель» и «преподаватель» являются разными должностями.
Следовательно, аттестация педагогического работника по должности «преподаватель» не предполагает установления квалификационной категории по должности «учитель».
На основании пункта 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.
Таким образом, педагогический работник имеет право пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории как по должности «учитель», так и по должности «преподаватель».
Необходимость в прохождении аттестации по двум указанным должностям («учитель» и «преподаватель») возникает лишь в случае, если педагогический работник одновременно осуществляет педагогическую деятельность в двух разных типах организаций (причем в одном из них педагогическая работа оформляется как совместительство). Так, в должности «преподаватель» преподавательская работа осуществляется в организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, а в должности «учитель» — в организации, реализующей общеобразовательные программы.
Минобрнауки России N 08-1933, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 505 от 03.12.2014
УЧИТЕЛЬ = ПРЕПОДАВАТЕЛЬ…ИЛИ НЕТ?
Комментарии в блогах разрешены не всем группам пользователей.
Уважаемые комментаторы! В блогах может быть включена премодерация комментариев. До проверки на корректность и отсутствие спама автором блога или администратором сайта, ваш комментарий будет не виден другим посетителям сайта.
УЧИТЕЛЬ = ПРЕПОДАВАТЕЛЬ…ИЛИ НЕТ?
Хотя цитата настроена на философский лад и говорит об Учителе с большой буквы и его отличии от преподавателя, но суть, как мне кажется, схвачена верно. Учитель учит не только своему предмету, но и жизни вообще, в том числе и сквозь призму своего предмета, а преподаватель просто передает свои знания по конкретному вопросу. Учитель не навязывает свое мировосприятие, а помогает сформировать собственное, раскрыть себя миру в каких-то вопросах, а в каких-то закрыть, защитить себя от мира. Для преподавателя ваш внутренний мир значения не имеет, вот они – знания, хочешь – бери, не хочешь – как хочешь. Вот и получается, что «Учитель» – редкий зверь и может встретиться (а может и не встретиться) на жизненном пути и в детском саду, и в школе, и в техникуме, и в институте, и на работе, и на лавочке у дома, и в соседнем подъезде. А возраст, образование, регалии, дипломы в этом случае роли не играют. И это значит, что учителем в этом понимании может быть и детсадовский, и школьный, и институтский работник. Ну а школьный соответственно может оказаться не учителем, а преподавателем.
Но это такая бытовая, непрофессиональная философия. В практическом же смысле есть еще некоторое различие. Чтобы стать школьным учителем, нужно получить специальное образование, в котором, кроме узкопрофессиональных вопросов по своей дисциплине, например, биологии, обучают еще очень многому: педагогике, психологии, методике изложения материала. От школьного учителя строго потребуют план урока, диалога с классом, разбиения урока на части (введение, заключение, контроль знаний и многое прочее). И чтобы технические и наглядные средства применял. И чтобы ученику интересно было. И чтобы поле доски во время записей использовалось грамотно. И еще очень, очень много другого.
Чтобы стать преподавателем в институте, всего этого в принципе не требуется. Получил какой-нибудь профессиональный диплом (инженер, экономист, программист) и в поисках работы забрел в некий вуз, где не хватает кадров. Если знаешь свой предмет на «пять», а лучше – на «восемь», если не косноязычен, если умеешь объяснять непонятное, если не боишься выступать перед людьми, то можно попробовать себя в роли преподавателя. Начав работать, будешь по трудовой книжке числиться преподавателем, но из-за отсутствия опыта и тех самых учительских специальных знаний и навыков станешь им не сразу. Или не станешь вообще. Я знаю в нашем городе потрясающих специалистов, которые знают свою профессию не на «восемь», а на все «пятнадцать», но преподавать не могут. А если пробуют, то это мучение и для учеников, и для учителя. Хотя знаю и таких, кто в своей дисциплине троечник, но и своих учеников до этой самой твердой тройки доводит играючи уверенной рукой.
Что же касаемо профессии педагога, то я со словарем не очень согласна. Педагог – это действительно воспитатель, но которого специально учили быть воспитателем. Есть, конечно, педагоги по призванию, но и в этом случае теоретический багаж не помешал бы. Так что педагог, как профессия, это, скорее всего, воспитатель в яслях, детском саду, воспитатель (именно воспитатель) в школе-интернате, училище. То есть там, где еще есть смысл воспитывать и надежда на результат. А во всех остальных случаях это почетная добавка к профессии учителя или преподавателя, которую могут гласно или негласно присвоить или сами ученики, или их родители, или независтливые коллеги.
Так что поклон школьным учителям-педагогам и искренние поздравления с Днем Учителя, который, в соответствии с изложенным, моим праздником, увы, не является.
Разница между учителем и преподавателем
Процесс обучения строится на получении определенных теоретических знаний и приобретении навыков их использования в обычной жизни и профессиональной деятельности. Организацию этого процесса трудно представить без участия преподавателей и учителей, работа которых и заключается в том, чтобы обеспечить учащихся необходимой информацией, а также проконтролировать качество ее усвоения. Они выполняют настолько близкие функции, что не многие видят разницу между учителем и преподавателем. Тем не менее, она существует и отражает конкретные профессиональные цели.
Определение
Учитель – специальность, которую приобретают выпускники педагогических институтов и средних специальных учебных заведений, готовящих педагогические кадры для работы в начальных классах общеобразовательной школы. Получая диплом, они становятся основным звеном учебно-воспитательной системы, которая в современных условиях ориентирована на то, чтобы научить школьников учиться – самостоятельно добывать необходимые знания.
Преподаватель – квалификация выпускников университетов, реже – академий, которая дает право лицу, получившему соответствующий диплом, заниматься научно-преподавательской деятельностью в области своей специализации.
Сравнение
Прежде всего, в том, что перед ними стоят разные задачи. Для учителей они заключаются в необходимости развить у младших школьников навыки обучения и предоставить ученикам средних и старших классов возможность использовать их для усвоения учебного материала, предусмотренного государственными общеобразовательными программами.
В учительской практике используются специально разработанные педагогические методы, технологии и приемы, позволяющие добиться высокой эффективности базового обучения. Его теоретическая основа обеспечивает выпускникам перспективу обучения в высших учебных заведениях, а приобретенные ими умения пользоваться информацией как инструментом для совершенствования своих знаний в той или иной сфере позволяют легко адаптироваться в системе высшей школы.
Задача преподавателя – в полном объеме предоставить учащимся необходимую научную и методическую информацию по конкретному предмету и организовать контроль над качеством ее усвоения. В обязанности преподавателя не входит обучение студентов или курсантов в том виде, как оно осуществляется в школе. Взамен школьных методик преподаватель применяет лекционно-зачетную систему, в которой основная работа по изучению предмета выполняется самими учащимися. Они пользуются лекциями как одним из источников, но должны самостоятельно находить около 80 % информации, чтобы освоить программу курса, обязательную для зачета или сдачи экзамена.
Цель урока, который проводит учитель по своему предмету, — обучать, развивать и воспитывать. Воспитание – неотъемлемая часть учительской работы. Она состоит в общении с учениками, их родителями, в постоянном контакте с детскими общественными организациями и государственными службами, занимающимися вопросами защиты прав ребенка.
Преподаватель не занимается вопросами воспитания. Цель его деятельности – информировать, контролировать, принимать участие в научно-исследовательской и научно-методической работе.
Слово «учитель» имеет и более широкое значение. Учителем называют духовного наставника, человека, обладающего особыми знаниями, постижение которых – долгий путь нравственного совершенствования. В роли учителя в этом смысле слова может выступать и преподаватель, если его личность настолько значима, что заслуживает преклонения и почитания со стороны учеников.