Учитель географии что должен знать и уметь
Где получить образование, чтобы стать учителем географии? Как привить детям любовь к предмету и сделать уроки интереснее?
Многие из тех, кто в школе увлекался географией и хотел стать учителем, по разным причинам не поступают в педагогический вуз. Кого-то отговаривают родители, кому-то кажется, что с дипломом экономиста или финансиста будет проще устроиться на высокооплачиваемую должность. Но что делать, если желание работать с детьми и преподавать любимый предмет не пропало после получения непедагогического образования? В этом случае не обязательно снова тратить несколько лет на учебу в вузе. Достаточно окончить курсы профпереподготовки.
Можно ли стать учителем географии без педагогического образования?
Согласно профстандарту «Педагог», квалификацию школьного учителя можно получить не только на педагогическом факультете. Если у специалиста есть диплом о любом высшем или среднем профессиональном образовании, он может пройти переподготовку на педагога и устроиться в школу.
Профессиональная переподготовка дает специалисту нужные для преподавания предмета компетенции. На курсах будущие учителя узнают о ФГОС основного и среднего общего образования, педагогических методиках и технологиях, школьной учебной программе, о специфике планирования уроков, способах оценки знаний, о порядке подготовки к ГИА и многом другом. Если основное образование у специалиста не географическое, на программе переподготовки он также освежает в памяти разделы учебной программы, с которыми ему предстоит знакомить школьников.
Программы переподготовки учителей географии в АНО «НИИДПО» – как поступить и сколько учиться?
Наши эксперты-практики разработали три программы, позволяющие получить квалификацию учителя географии в дистанционном* формате всего за 3-9,5 месяцев. У каждой из них своя специфика:
Квалификация: Учитель географии
Квалификация: Учитель биологии и географии
Если для поступления на учителя географии в вуз, техникум или колледж вам нужно будет сдавать экзамены по трем предметам (обычно это математика, русский язык и география), то на курсы профпереподготовки мы зачислим вас без вступительных испытаний. Вам нужно будет предоставить в приемную комиссию документы, подтверждающие наличие высшего или среднего профессионального образования. По окончании обучения, после успешной сдачи итоговой аттестации, вы получите диплом о профпереподготовке.
Где работают и сколько получают учителя географии?
Может ли учитель географии быть репетитором?
Школьный преподаватель не может оказывать платные услуги ученикам своей образовательной организации (п. 2 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ). При этом работать с другими детьми в частном порядке специалистам не запрещают. А так как сегодня можно проводить занятия с учениками из любой точки страны по интернету, подрабатывать репетитором можно даже в небольших населенных пунктах, где все дети учатся в одной школе.
Многие педагоги делают репетиторство своей основной работой и оформляют патент на оказание образовательных услуг. Можно искать учеников самостоятельно, в том числе через специальные онлайн-сервисы, например, Яндекс. Услуги. Другой вариант – устроиться в частную образовательную организацию, которая помогает детям осваивать школьную программу, готовиться к олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ. За час занятий учителя географии берут от 400-500 до нескольких тысяч рублей в зависимости от опыта, наличия рекомендаций и отзывов.
Что входит в должностные обязанности учителя географии в школе?
Устроившись на должность школьного преподавателя, вы будете отвечать за:
5 способов сделать уроки географии интереснее
Чтобы дети полюбили географию, скучные лекции и заучивание параграфов учебника должны уйти в прошлое. Предлагаем несколько способов сделать изучение предмета интереснее.
Работать учителем географии без педагогического образования вполне реально. Но не стоит думать, что без специальных знаний и опыта вам будет легко найти себя в этой профессии и завоевать любовь учеников. Чтобы построить успешную карьеру педагога, пройдите профпереподготовку, которая даст вам не только диплом, но и реальные знания и навыки. В этом вам помогут наши дистанционные* курсы.
*Форма обучения – заочная. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения
На какой результат ориентироваться на уроках географии? Три основные группы результатов: предметные, метапредметные, личностные. Предметные: Усвоение алгоритма создания тезисного плана. Развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Поиск путей решения проблемы. Работа с текстом. Метапредметные: Регулятивные: Планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями. Познавательные: Классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам. Учебно – информационные: Поиск и отбор информации из разных источников. Работа с текстом. Коммуникативные Умение вести диалог. Находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: Формирование системы ценностного экологического отношения к окружающему миру. Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.
В целом, мой профессиональный портрет учителя таков: Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлах лет « Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Универсальные учебные действия Личностные – личностное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка) Познавательные — общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач), логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие), умение ставить и решать проблемы. Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Сравнительные особенности традиционной деятельности учителя и деятельности, направленной на получение метапредметных и личностных результатов.
Должностная инструкция Учитель географии
Председатель профсоюзного комитета
«____» ____________ 20__ г
Директор МКОУ СОШ № 19
«____» ______________ 20__ г.
Муниципальное КАЗЕННОЕ общеобразовательное
средняя общеобразовательная школа № 19 аул Юсуп-Кулакский
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании действующего законодательства РФ, приказа Mинздравсоцразвития России от 01.01.01 г. № 000н г., «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»», зарегистрированного в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный № 000, Устава и локальных нормативных актов муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 19 аул Юсуп-Кулакский
Учитель географии должен владеть Основными составляющими компетентностями педагогических работников: профессиональной, информационной, коммуникативной и правовой.
Учитель географии руководствуется Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы).
1.1. Учитель географии относится к категории специалистов.
1.2. На должность учителя географии назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Назначение на должность учителя географии и освобождение от нее производится приказом директора учреждения.
1.4. Учитель географии подчиняется непосредственно заместителям директора по учебно-воспитательной работе в части учебно-методической и профессиональной деятельности.
1.5. Во время отсутствия учителя (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
2. Должностные обязанности
Учитель географии выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики предмета географии, выполняет преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени.
2.2.Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
2.3. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
2.4. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях
2.5.Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету географии, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету географии (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
2.6. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). В соответствии с правилами, методическими рекомендациями и порядком подготовки учащихся по химии к итоговой аттестации выпускников основной и средней школы организовывает с учащимися класса дополнительные занятия по ГИА и ЕГЭ.
2.7.Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету географии (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию.
2.8.Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
2.9. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
2.10. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Участвует в работе органов самоуправления учреждения (совет образовательного учреждения, педагогический совет) и производственных совещаниях, проводимых администрацией учреждения.
2.11. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Организует и проводит родительские собрания в соответствии с общешкольным графиком проведения родительских собраний. Проводит индивидуальные встречи и работу с родителями и законными представителями учащихся.
2.12. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2.13. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса (на уроке; на перемене; в момент проведения общешкольных мероприятий; на экскурсиях; в походах; при проведении экзаменов). О всех случаях травматизма незамедлительно сообщать администрации;
2.14. Организует внешкольную деятельность учащихся (экскурсии, походы, собрания учащихся, организация художественных и дискуссионных клубов и т. д.). По необходимости организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по химии и по возможности внеклассную работу по предмету. Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в школьной, районной, краевой олимпиадах.
2.15.Составляет отчеты и другую документацию, связанной с педагогической работой. Выполняет родственные по содержанию обязанности.
2.16.Учитель географии обязан соблюдать «Правила внутреннего трудового распорядка», работать добросовестно, соблюдать дисциплину труда, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации школы, использовать всё рабочее время для полезного труда, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности.
2.17.Проходить в установленные сроки периодические медицинские осмотры, соблюдать санитарные правила, гигиену труда, пользоваться выданными средствами индивидуальной защиты;
2.18. Содержать рабочее место, мебель, оборудование и приспособления в исправном и аккуратном состоянии, соблюдать чистоту в помещениях школы;
2.19.Соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов, обеспечить сохранность материальных ресурсов, используемых в образовательном процессе.
2.20.Рационально и бережно расходовать и использовать материалы, электроэнергию, тепло, воду. По окончании работы выключать электроприборы и освещение. Закрывать окна в своём рабочем кабинете и оставлять ключи от него на месте хранения в школе.
2.21. Вести себя достойно на работе, в общественных местах, соблюдать этические нормы поведения в коллективе, быть внимательным и вежливым с учащимися, родителями и членами коллектива школы; соблюдать профессиональную (педагогическую) дисциплину.
2.22. Своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по географии, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: тетради всех учащихся всех классов проверяются в порядке и правилам принятым на заседании МО учителей географии.
2.23. Учитель географии обязан подчиняться и выполнять требования действующего законодательства, Устава, коллективного договора и локальных нормативных актов учреждения. Своевременно и добросовестно выполнять служебно-трудовые обязанности. Бережно относиться к имуществу учреждения (в том числе имуществу третьих лиц, находящегося у работодателя) и предпринимать все возможные меры к его сохранности (использовать имущество по его прямому назначению, в соответствии с инструкциями и следить за правильным и бережным отношением к имуществу со стороны учащихся и третьих лиц, а также препятствовать вандализму на территории школы). Рационально использовать рабочее время, поддерживать в трудовом коллективе благоприятный социально-психологический климат, деловые отношения с его членами, не создавать конфликтных ситуаций и использовать свои трудовые права и иные юридические возможности не в ущерб интересам учреждения, его работникам, учащимся и их законным представителям не разглашать информацию, составляющую коммерческую и служебную тайну Работодателя.
2.24. Выполнять требования квалификационных характеристик, предусмотренных действующим законодательством и ведомственными нормативными актами.
2.25. Систематически повышать свою профессиональную квалификацию.
2.26. Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.
— выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»;
— безопасное проведение образовательного процесса;
— принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
— проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда;
— организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда;
— осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
2.28. Учителю географии запрещается:
— изменять по своему усмотрению расписание занятий;
— отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
— удалять учащегося с урока;
— курить в помещении школы.
2.29. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.
2.30. Допускает в соответствии с Уставом учреждения представителей администрации школы на свои уроки в целях контроля за работой.
2.31. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.
2.32. При выполнении обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель географии:
— проводит паспортизацию своего кабинета;
— постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
— организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
— в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
— разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
— принимает участие в смотре учебных кабинетов.
2.32. Учителю географии непосредственно подчиняются лаборант, если он работает в кабинете, закрепленном за данным учителем.
3. Учитель географии должен знать
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка; Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием РФ, СК, ОО АИМР; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
— педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену;
— методику преподавания предмета географии;
— программы и учебники по географии;
— методику воспитательной работы;
— требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
— средства обучения и их дидактические возможности;
— основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
— основы научной организации труда;
— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
— нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
— теорию и методы управления образовательными системами;
— методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;
— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, с базами данных, по обновлению актуальной информацией своих Web-страниц школьных сайтов, ведения своего портфолио;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила и нормы по охране труда, техники безопасности, противопожарной защиты и пожарной безопасности.
— материально-техническую и эксплуатационную часть оборудования, применяемого в образовательном процессе;
— основы доврачебной медицинской помощи;
4. Права учителя географии
Учитель географии имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.
4.2.Вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
4.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.4. С разрешения руководства привлекать других специалистов к решению задач, возложенных на него.
4.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.6. Выбирать и использовать в своей работе методики обучения, учебные пособия и материалы, учебники, методы и систему промежуточной аттестации, утвержденные школой.
4.7. Давать обязательные распоряжения ученикам во время занятий.
4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.
4.9. Принимать участие:
— в разработке учебного плана и образовательной программы;
— в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.
4.10. Приглашать от имени школы родителей (законных представителей) для информирования об успехах их детей и нарушениях ими устава и иных локальных актов школы.
4.11. Посещать уроки других учителей по взаимной договоренности и по рекомендации руководства школы для ознакомления и обмена опытом преподавания, опытом работы с классом;
4.12. Защищать законные права обучающихся, коллег по работе и свои личные.
Учитель географии несет ответственность:
5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.6. За реализацию не в полном объеме образовательных программ.
5.7. За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем.
6. Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
С инструкцией ознакомлены _______________ ___________________