Учитель больше чем профессия
Эссе «Учитель – это больше чем профессия!»
Томилова Мария Васильевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 города Онеги», Архангельской области.
Звучит официально и скучно! Согласна. Мне хотелось бы быть женщиной, мамой, дочерью, подругой, интересным человеком … Быть собой!
Жизнь – это бесценный дар, который надо достойно принять, сохранить и приумножить. Как женщина, как мать я пришла в этот мир, чтобы дать новую жизнь, защитить и оберечь ее. Но я еще и учитель. Учитель – это больше чем профессия!
Учитель – каждая буква этого слова для меня имеет значение, которого я стараюсь придерживаться.
У – уверенность и умение
Ч – честность
И – искренность
Т – талант
Е – единодушие
Л – любовь
Ь – мягкость
Считаю, каждый настоящий учитель с уверенностью скажет: «Да, я обладаю такими качествами!» И это прекрасно!
Порой я не спеша иду по дорогам своей жизни, созерцая красоту мира, великолепие природы. А иногда не успеваю поднять глаза и полюбоваться, как трепещут на ветру золотые листья берёз, как ветер гонит лёгкие белые облака, и они уплывают в далёкую страну, где и мне хотелось бы оказаться. Хочется всё успеть, везде побывать. Вот она наша жизнь-дорога! Зовёт, манит, требует, ведёт!
Я – учитель начальных классов. Первый учитель… Или, как еще говорят, вторая мама. Как это звучит гордо и ласково! Но, в то же время, как ответственно быть первым учителем. Ведь именно мне доверяют родители самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность. Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить». Я верю – что каждый ребенок талантлив! Талантлив по-своему. Моя задача, как учителя – выявить уникальный потенциал каждого ученика, помочь ребенку проявить свои лучшие качества, раскрыть себя. Развитие ребенка, совершенствование его лучших качеств может проходить только в деятельности. Именно поэтому, ведущей идеей моего педагогического опыта является моделирование методической системы, выбор наиболее эффективных технологий, средств и форм организации совместной деятельности учителя и ученика. Организация исследовательской деятельности, использование компьютерных технологий на уроке, участие в различных мероприятиях – эффективный способ заинтересовать учащихся. Приходится, конечно, много изучить, подготовить. Но, видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд. Очень хочется, чтобы мои ученики умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения.
Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают маленькие победы на каждом уроке, когда без ошибок пишут диктанты, с легкостью ориентируются в сложном материале, не боятся творить и ошибаться. И трудно выразить словами чувство восторга, когда видишь сияющие глаза детей и не можешь выбраться из тесного круга ребят, желающих что-то спросить, что-то сказать, просто постоять рядом. Именно в эти минуты начинаешь чувствовать, что ты нужна детям, что они очень нуждаются в тебе и ждут любого слова одобрения, похвалы, чтобы улыбнуться в ответ своей детской улыбкой. Ради таких мгновений и стоит жить, ведь именно в такие моменты жизни у меня поёт, ликует душа. Это ли не счастье?
Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить… Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить и быть счастливой.
З автра я опять иду в школу. И жизнь продолжается…
Учитель – больше, чем профессия
«Эхо» в этот праздничный день решило взять интервью у Любови Ивановны Ефремовой – замечательного учителя математики в Физико-техническом лицее, чьи ученики достигают высочайших баллов в ЕГЭ и которая также стала победителем национального приоритетного проекта «Лучший учитель России». В День учителя ее поздравит сам Президент РС (Я) Егор Борисов. Присоединяемся к поздравлениям!
— Здравствуйте, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
— Родилась в п. Нюрба Ленинского района ЯАССР пятым ребенком в семье Горбатовых. Мама, Зинаида Иннокентьевна, долгое время работала в районной типографии, любимица Нюрбы, ни один концерт художественной самодеятельности не проходил без ее участия. Папа, Иван Егорович, работая председателем ДСО «Урожай», проводил различные спортивные соревнования в улусе, известный организатор многих районных и республиканских спортивных соревнований. До сих пор его помнят его ученики-спортсмены.
— Когда вы захотели стать учителем?
— Особенного желания не было, просто в школе очень любила математику благодаря своей учительнице Блиновой Александре Митрофановне. Она прививала любовь к математике своим ученикам, находя к каждому индивидуальный подход. Ее уроки были очень интересными и увлекательными. Я в своей работе непроизвольно применяю ее методы обучения математике.
— Где вы учились?
— С 1 по 9 класс училась в Нюрбинской средней школе №2. В 1979 году окончила Верхневилюйскую среднюю школу №1 имени И. Барахова.
— Какие уроки любили, а какие не любили?
— Любила алгебру, геометрию, химию и черчение. Не особо любила гуманитарные предметы. Поэтому до сих пор не люблю публично выступать и давать интервью. Мне легче решать и объяснять задачи.
— Сколько лет вы работаете в школе?
— После университета трудовую деятельность начала учителем математики в средней общеобразовательной школе №25 г. Якутска. С 1996 года работаю в Физико-техническом лицее.
— Волновались ли вы перед первой встречей с классом?
— Естественно. Долго готовилась к уроку, подбирала слова, тщательно выбирала, что одеть.
— О чем вы думали, идя на первый урок?
— Как бы не забыть, что за чем идет при объяснении материала. Когда ехала в автобусе на работу, доставала свои конспекты и заново все читала.
— Что вам нравится и что не нравится в вашей работе?
— Нравится общение с детьми, видеть их светлые невинные, думающие глаза. Не нравится, что времени систематически не хватает. Плохо, что в сутках всего 24 часа.
— Можете вспомнить какой-нибудь смешной случай из школьной жизни?
— Было много случаев. Когда работала в 25 школе, в спешке надела ажурный жилет задом наперед и целый день ходила так. После шестого урока подошли мои девочки и спросили: «Почему узор жилета на спине?» На мой вопрос: «Почему сразу не сказали?», они ответили, что решили, будто так задумано. При встрече и по сей день вспоминаем и смеемся.
— Как относитесь к современному образованию? А старое советское было лучше?
— Действительно, советское образование было лучшим в мире, очень обидно, что мы это теряем. Но в настоящее время мы перешли на профильное обучение, что положительно отражается на выборе профессии со школьной скамьи. Для нынешних школьников сдавать выпускной экзамен стал намного сложнее. Вспомним, раньше традиционный экзамен состоял из пяти-шести заданий, и писали его в течение пяти часов в родной школе. Теперь учащимся приходится за четыре часа решить 20 заданий, из них шесть заданий высокого уровня сложности. При этом они сдают ЕГЭ на другой территории. Это даже психологически сложно.
— Вы также получали грамоту от президента?
— В прошлом году я была награждена Почетной грамотой Президента РС (Я) Е.А. Борисова.
— Дайте мудрый совет молодому поколению.
— Будьте мобильными, образованными, позитивными, целеустремленными. Ваши успехи зависят только от вас самих. Не бояться трудностей, идти только вперед.
Учитель – это больше, чем профессия, учитель – это призвание.
Своей работой учитель закладывает основы мировоззрения многим поколениям, являясь образцом мудрости и справедливости. Преподаватели занимают центральное место в любом процессе, направленном на повышение образовательного уровня.
В прошлом году Президент Якутии Егор Борисов утвердил список победителей конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Конкурсный отбор, на который было подано сто семьдесят две заявки, проводился в два этапа: муниципальный и республиканский. Экспертизу деятельности учителей на республиканском уровне провели двадцать четыре общественных эксперта из девяти общественных организаций, среди которых были Федерация профсоюзов РС (Я), ЯРО «Всероссийское педагогическое собрание», Союз детских общественных объединений РС (Я), ЯРОД «Воспитание всем обществом», Лига женщин-ученых Якутии, АНО «Образовательный центр «Утум», Ассоциация народной педагогики РС(Я), Координационный Совет молодых ученых и специалистов РС(Я), Молодежного парламента РС(Я). Одной из 12 победителей стала Любовь Ефремова.
Презентация на тему «Учитель-больше,чем профессия»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учитель- больше, чем профессия ролик
Учитель – артист Учительская наша знаменитость, Вы школе посвятили много лет. Мы любим вас за чуткость и открытость, За душу, излучающую свет.
Учитель – «родитель» Учитель, дни жизни своей, как один, Ты школьной семье посвящаешь, Ты всех, кто учиться к тебе приходил, Своими детьми называешь.
Учитель – мудрец Учитель, многих ценностей создатель, Хранит добра и мудрости родник. Каким слывёт сегодня воспитатель, Таким и будет завтра ученик.
Учитель – человек Всегда вас окружает детвора, Не видящая в людях истощенья. О сколько вы посеяли добра На каменистой почве просвещенья!
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является А. Дистервег сам учитель.
Если ваш план на год – сажайте рис, если ваш план на десятилетие – сажайте деревья, если ваш план на всю жизнь – Конфуций учите детей.
Мы должны сами верить в то, чему Вудро Вильсон учим наших детей.
Плохой учитель преподносит истину, хороший А. Дистервег учит ее находить.
В нём будет мудрость талантливо–дерзкая. Он будет солнце нести на крыле… – профессия дальнего действия, Главная на Земле. Роберт Рождественский Учитель
Спасибо за внимание!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-550180
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учитель — это больше, чем профессия!
Учитель — это больше, чем профессия! Педагог-навигатор, педагог-наставник, у современного учителя появилось так много новых ролей, которые раскрывают профессию с разных сторон, порой совсем непривычных и неожиданных. Каждый педагог заслуживает отдельного «спасибо» за то, что несмотря на многие сложности, идет вперед, несет искорку знаний и зажигает ее в своих учениках.
Праздничный концерт
Вы воспитываете детей, развиваете их лучшие качества и даёте бесценные знания. Помогаете ребятам выбрать правильный путь и находите таланты.
Пробудить в детях интерес к предмету, любознательность, отзывчивость — это труд, которому Вы посвящаете всё своё время. Каждый день Вы отвечаете на множество вопросов, учите ребят и учитесь сами, чтобы дать им лучшие знания и подготовить к жизни.
Победы наших ребят на всероссийских и международных олимпиадах говорят о том, что в Подмосковье сильная команда педагогов. 11 наших школ уже в числе лучших в стране. И уверен, это далеко не предел.
Для нас важно, чтобы в городах и сёлах учителя утром с удовольствием шли на занятия, работали в современных школах, чувствовали заботу и поддержку. Чтобы у вас было меньше бумаг, отчётов и больше сил на творчество и новые идеи.
Спасибо Вам за верность профессии и самоотдачу! Желаю успехов, здоровья, радости от работы, благодарных учеников и всего самого доброго!
С уважением, губернатор Московской области!
Профессия учитель: призвание быть наставником
Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.
Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.
Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!
История развития профессии
Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!
Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.
Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.
С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.
Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:
Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.
О профессии
Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.
Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.
Учитель выполняет несколько функций:
Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.
Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:
Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:
Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.
Личностные качества учителя
Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.
В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.
Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.
Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.
Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.
Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?
Плюсы и минусы профессии
Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».
Преимущества профессии учителя:
К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.
Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.
Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.
Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.
О зарплате учителей
По данным сайта russia.trud.com, на данный момент в России актуально около 670 вакансий для учителей разных направлений.
Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.
Среди крупных городов выше всего труд учителя оплачивается в Южно-Сахалинске – около 40 тысяч рублей, а вот Санкт-Петербург и Москва занимают шестое и восьмое место в рейтинге. Там зарплата преподавателя составляет чуть более 30 тысяч рублей.
Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.
Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.
Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.
С чего следует начать?
Профессия учителя – это призвание, а любовь к преподаванию – это уже стиль жизни. Если вы в детстве давали уроки своим куклам, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написали, что мечтаете стать учителем, это отличный знак. Говорят, детские мечты – самые настоящие, и если вы про них забыли, то мы напоминаем.
Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.
В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.
Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.
При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.
На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:
Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.
Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.
Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.
Еще немного истории
О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:
Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.
Подведем итог
Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.
Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.
Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.
Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться. Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!
Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.