Учись у них у дуба у березы о чем стихотворение

Анализ стихотворения «Учись у них – у дуба, у берёзы» Фета

Учись у них у дуба у березы о чем стихотворение

Всего получено оценок: 154.

Всего получено оценок: 154.

Стихотворение ”Учись у них – у дуба, у берёзы” было написано Афанасием Фетом уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным. Краткий анализ “Учись у них – у дуба, у берёзы” по плану поможет ученикам 6 класса понять, почему оно было так тепло встречено читателями. Этот разбор можно использовать на уроке литературы, чтобы объяснить материал.

Учись у них у дуба у березы о чем стихотворение

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Учись у них — у дуба, у березы.

История создания – произведение написано в 1883 году в Москве, при этом опубликовано оно было только два года спустя, в 1885-м.

Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.

Композиция – линейная одночастная.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Олицетворения“метель рвет листы”, “метель всё злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.

Эпитеты“жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.

Метафоры“застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.

История создания

В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. Это был период, когда он много писал – и одним из стихотворений стало “Учись у них – у дуба, у березы”, написанное в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.

Афанасий Афанасьевич львиную долю своего творчества посвятил теме человека и природы, и “Учись у них – у дуба, у берёзы” также рассматривает именно её. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.

Фет не зря выбрал в качестве примера берёзу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придётся и тем, и другим.

Композиция

Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нём деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но всё же продолжают стоять, ожидая момента, когда эта мука закончится.

Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.

И не зря – в третьей строфе у них появляется надежда, ведь приходит весна с её оживляющим теплом. Фет старается показать, что в какой-то момент боль от всех потерь излечится и в жизнь снова придёт радость.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, при этом Фет использует перекрестную рифмовку с мужской и женской рифмой.

Это произведение написано в жанре лирического стихотворения. В нём читатель видит мысли и переживания лирического героя.

Средства выразительности

Несмотря на достаточно скромный объём произведения, в нём использовано действительно много художественных средств, помогающих раскрытию философской мысли, которая в него вложена. Это:

Все эти приемы характерны для лирики Фета, они помогают человеку понять существующую между ним и окружающим миром крепкую связь.

Источник

Анализ стихотворения «Учись у них – у дуба, у березы» Фета

Стихотворение ” Учись у них – у дуба, у березы” было написано Афанасием Фетом уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным. Краткий анализ “Учись у них – у дуба, у березы” по плану поможет ученикам 6 класса понять, почему оно было так тепло встречено читателями. Этот разбор можно использовать на уроке литературы, чтобы объяснить материал.

Учись у них у дуба у березы о чем стихотворение

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Учись у них — у дуба, у березы.
История создания – произведение написано в 1883 году в Москве, при этом опубликовано оно было только два года спустя, в 1885-м.

Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.

Композиция – линейная одночастная.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Олицетворения – “метель рвет листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.

Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.

Метафоры – “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.

Афанасий Афанасьевич львиную долю своего творчества посвятил человеку и природе, и “Учись у них – у дуба, у березы” также рассматривает именно ее. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.

Фет не зря выбрал в качестве примера березу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придется и тем, и другим.

Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы»

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — пейзажно- философская). КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ Стихотворение состоит из трёх строф, в каждой из них свой сюжет. 1-я строфа Стихотворение начинается с наставления человеку:

Учись У них — У дуба, у берёзы.

Берёза и дуб со стойкостью выносят зимнюю стужу, которая меняет облик деревьев: Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора.

Поэт побуждает читателя учиться у деревьев мужеству.

2-я строфа А. А. Фет говорит о том, что человек должен мириться с трудностями молча, как деревья зимой: «Они стоят, молчат; молчи и ты!»

З-я строфа Поэт отмечает: как в природе всегда наступает весна, пробуждая всё вокруг («Но верь весне … »), так и в жизни человека наступит период счастья:

Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ⦁ Тема: человек и природа. ⦁ Идея: природа — пример стойкости, между человеком и природой есть внутренняя связь.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: холод лютый, жестокая пора, скорбящая душа.

⦁ Метафоры: напрасные застыли слёзы, за сердце хватает холод.

⦁ Лексические повторы: сердце рвёт — за сердце хватает, они молчат — молчи и ты.

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы… », о котором пойдёт речь, написано 31 декабря 1883 года русским поэтом Афанасием Фетом … День, когда оно родилось, совершенно особенный. И не только для Фета, но и для каждого человека. Почему?

Это последний день уходящего года, канун Нового года. Каким настроением обычно пронизан этот день? Чем наполнен?

В этот день всегда много радостной, предпраздничной суеты: люди готовятся к празднику, наряжают ёлки, покупают подарки, накрывают столы — все живут ожиданием чудесной новогодней ночи, настроение у всех приподнятое, радостное. Так ли у Фета?

Прочитаем его стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы … ».

Можно ли по настроению, которым пронизано стихотворение, отнести его к предновогодним? Почему?

Шестиклассники дружно отвечают «нет!» и наперебой приводят свои аргументы: оно совсем не радостное, а скорее печальное, в нём нет ожидания праздника, его автор будто и не чувствует, что приближается Новый год. Заставим их задуматься.

Но ведь человек проживает каждый год своей жизни по-разному: у кого-то всё складывается благополучно, у кого-то случаются тяжёлые болезни, утраты и другие скорби, кто-то переезжает или меняет род деятельности, у кого-то рождаются дети, а у кого-то уходят из жизни родные или близкие, да мало ли ещё что может происходить в жизни человека … Поэтому и приближающийся Новый год можно встречать с разным настроением.

Давайте ещё раз перечитаем стихотворение и посмотрим: может быть, в нём всё-таки есть какое- то ощущение жизненного рубежа, когда человек останавливается, оглядываясь назад, на то, что было в его жизни, и в то же время пытается заглянуть вперёд, в будущее. (Ведь и мы, прежде чем встретить Новый год, всегда провожаем старый.) Найдите в стихотворении такое выражение, которое говорит о том, что в уходящем году для лирического героя стихотворения было что-то тяжёлое, больное. («Скорбящая душа»).

Объясните значение слова скорбь и образованного от него слова скорбящая.

Как выясняется, дети не знают точного лексического значения этого слова. В лучшем случае они говорят о печали. Дополним и уточним их толкование. Скорбь — состояние крайней душевной печали, вызванное бедой, несчастьем, неудачей, ударами судьбы, утратами (обычно в связи с чьей-либо смертью); скорбящая — значит «находящаяся в состоянии скорби».

Но есть ли в стихотворении и такие слова, которые подсказывают, что «скорбящая душа» надеется на перемены, на лучшее? Если есть, найдите их. Это строки, в которых высказывается надежда на животворящую силу весны, способную возродить «скорбящую душу» к жизни:

Её промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

Поинтересуемся у детей, в каком смысле употреблено слово гений.

Как и следовало ожидать, шестиклассники воспринимают это слово только в одном значении: человек с выдающимися способностями. Поэтому слова Фета они толкуют как способность весны совершать что-то невозможное, удивительное. В каком-то смысле дети и правы, но нужно познакомить их и с другими толкованиями этого слова, что обогатит их восприятие.

Гений — в римской мифологии дух — покровитель человека, рода, местности; а в книжной речи гений — олицетворение, высшее проявление чего-либо, например: гений фантазии, гений красоты и т. п.

Если мы учтём все эти значения слова гений, то какой предстанет перед нами весна?

Весна наделена способностями и силой гения — покровителя человека, в ней сосредоточены чудодейственное тепло и жизнь, которые она передаёт ему, она становится олицетворением силы жизни … Какие части речи помогают почувствовать её стремительность, энергию, силу, что, собственно, и является воплощением жизни?

Это прежде всего глагол промчится. А дополняют его существительные тепло и жизнь.

На что надеется лирический герой стихотворения?

«Переболит скорбящая душа», то есть успокоится, утешится, всё плохое уйдёт в прошлое. Что помогает ему верить в это, надеяться на лучшее? (Природа.) Каким видит поэт последний день уходящего года? Опишите его, отталкиваясь от стихотворения.

Это очень суровый и холодный день. Недаром поэт говорит о нём: «Жестокая пора!» Мороз трещит, обламывает ветви обледенелых деревьев. А ветер завывает в вершинах, срывает с них старые сухие листья, осыпает с ветвей снег, закручивает снежные вихри.

Снег то летит большими хлопьями, то превращается в колючую порошу, сквозь которую трудно что-то разглядеть. Всё живое притаилось где-то под крышей или забилось в норки. Небо серое, безрадостное. Почему у нас возникает ощущение холодной, морозной зимы?

Какие художественные средства помогают её почувствовать?

Картину холодной суровой зимы помогают создать эпитеты («жестокая пора», «лютый холод»), олицетворения («всё злей метель», она «сердито рвёт последние листы», деревья плачут: «на них застыли слёзы»).

Почему взгляд поэта привлекают дуб и берёза? Что обычно связывается с образами этих деревьев в народной поэзии? Берёза и дуб — самые распространённые и привлекательные деревья русского пейзажа. Берёза — кудрявая, белоствольная, с тонкими ветвями, трепещущими резными листиками, красавица в любую пору года.

Дуб — раскидистый, мощный, с великолепной кроной, узнаваемый издалека и влекущий взор. Берёза обычно ассоциируется с молодой красивой девушкой, дуб же — с могучим богатырём: ведь именно он — самое долголетнее и крепкое дерево в русских лесах, именно в нём видится трепетной красавице (берёзе, рябине, калине) надёжный и желанный защитник (вспомните слова народной песни: «Как бы мне, рябине, к дубу перебраться…» )

Они умеют терпеть … И знают, что когда-нибудь стужа кончится и они вновь зазеленеют и расцветут.

Какое действие оказывают на лирического героя плачущие, но не сетующие на судьбу дуб и берёза?

Они одновременно и утешают его, и подают надежду, и заставляют стыдиться своей слабости: «они стоят, молчат; молчи и ты!». По сути дела, воплощением чего стали в стихотворении дуб и берёза? Они стали воплощением стойкости, мужества, силы духа, терпения, надежды. А что же воплощают в себе зима и весна в стихотворении?

Зима символизирует тяжёлые испытания и скорби, а весна воплощает в себе полноту, красоту, радость и гармонию жизни, возрождение и обновление. Как вы думаете, почему «портрет» зимы в стихотворении более развёрнутый, чем «портрет» весны?

Зима тянется долго, люди многие дни не видят солнца, это вызывает печаль, хандру, зима кажется бесконечной. Её однообразие и продолжительность дают возможность раз- глядеть эту «жестокую пору » со всех сторон. Зато весна пролетает почти мгновенно, захлёстывая нас радостью и каждодневным обновлением …

Её характеризуют два ёмких слова: тепло и жизнь. Как соотносятся эти образы-символы — зима и весна? Они противопоставлены друг другу. Это антитеза. Найдите слова и выражения, которые характеризуют зиму и весну.

Зима — «жестокая», её «холод лютый» «хватает» за сердце, заставляет плакать деревья («напрасные на них застыли слёзы»), ломает кору берёзы и дуба; «всё злей метель», она «сердито рвёт последние листы»…

Весна же исполнена тепла и жизни, она стремительна и радостна: Но верь весне. Её промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Благодаря ей всё оживает «для ясных дней, для новых откровений».

Что значит «для новых откровений»? Как вы понимаете слово откровение?

«Наверно, это какие-то открытия » — предполагают дети. Уточняем значение слова.

Попытаемся расширить ваше прежнее толкование. «Новые откровения » — это новое открытие жизни и её ценностей. Душа, переболевшая скорбями, воскресшая от уныния, острее воспринимает мир и ценит жизнь во всех её проявлениях, обретает способность проникать в суть вещей и явлений, новые истины становятся её достоянием, она снова живёт в согласии с небом и с собой…

Можем ли мы утверждать, что это стихотворение представляет собою развёрнутую аллегорию человеческой жизни? Вспомним, что такое аллегория. Аллегория (от греч. аllёgогiа- иносказание) — литературный приём, основой которого является иносказание: изображение отвлечённого понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделённого жизненными реалиями.

В художественной литературе аллегория используется как средство усиления поэтической выразительности. Образное, предметное её воплощение создаёт дополнительные, а порой и новые художественные и смысловые оттенки. Кто подсказал поэту эту аллегорию? Природа, а конкретно дуб и берёза, стоически переживающие испытания «жестокой поры».

Благодаря им поэт, а вместе с ним мы, получаем замечательный урок жизни: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» То есть будь стойким в любых испытаниях, научись терпеть, верь в добрые перемены.

Известный литературовед Н. Н. Скатов так написал о поэзии А.Фета: «Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы сочетается у него с природностью человека».

Попробуйте объяснить эти слова.

Коряво, но правильно дети говорят о том, что человек — это тоже часть природы, он связан с нею и во многом зависит от неё, поэтому не удивительно, что с древних времён люди одухотворяют природу, наделяют её какими-то человеческими свойствами, берут у неё уроки жизни.

И в фольклоре, и в художественной литературе мы часто встречаем образы, взятые из мира природы, и через природу учимся понимать и самих себя. Это можно увидеть и на примере стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы … ». Отсюда и параллель между жизнью человека и природы, вызвавшая к жизни выразительную аллегорию.

Аллегория широко используется не только в литературе, но и в живописи. Мы можем найти множество картин, названия которых начинаются со слова «аллегория». Особенно их много на тему времён года.

Предлагаем рассмотреть несколько репродукций картин различных художников, которые изображали аллегорию зимы и весны (например, В.Боровиковского «Зима в виде старика»; Д.Арчимбольдо «Зима», «Весна»; Давида Теннирса Младшего «Зима»; Элизабет Сонрель «Зима»; Ю.Бекховой «Зима»; Натаниэля Шмитта «Аллегория зимы»; С.Боттичелли «Весна»; А.Мухи «Весна»; Андерсон «Весна» и др.) и выбрать из них те, которые созвучны стихотворению Фета по настроению.

Подчеркнём при этом, что аллегория в живописи может быть даже сложнее по восприятию, чем в художественной литературе, она требует искусствоведческих знаний, так как многие детали, изображённые на картине, нуждаются в объяснении, ибо имеют определённый смысл, который, возможно, известен не всем.

Дети с интересом рассматривают картины, задают вопросы, но выбирают из предложенного ряда картину Боровиковского «Зима в виде старика», потому что, на их взгляд, старик, изображённый на картине, выглядит очень удручённым, замёрзшим, одиноким, что соответствует настроению лирического героя в начале стихотворения.

А вот весну они предпочитают в исполнении Андерсон, потому что она дана в движении, в её портрете много ярких красок, она радостная: там, где она ступает, расцветают цветы и зеленеют травы — жизнь начинается сначала…

Теперь, когда анализ стихотворения завершён, когда его художественные образы закрепились в детском сознании, перейдём к обобщению и попросим шестиклассников определить тему и идею произведения.

Тема стихотворения – изображение неразрывной связи жизни человека и природы, их необходимости друг другу.

Идея — призыв верить в лучшее, уметь с достоинством переносить любые испытания и никогда не падать духом.

Композиция

Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нем деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но все же продолжают стоять, ожидая момента, когда эта мука закончится.

Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.

И не зря – в третьей строфе у них появляется надежда, ведь приходит весна с ее оживляющим теплом. Фет старается показать, что в какой-то момент боль от всех потерь излечится и в жизнь снова придет радость.

Основная идея

Смысл, который заложил в своё произведении Фет, можно сформулировать следующим образом: людям необходимо учиться у природы, которая создала их, и частью которой они являются, им нужно быть сильными духом, а это возможно лишь с верой в себя и в будущее. По мнению автора, если деревья могут пережить лютые холода и ветра, человек тоже способен пережить любые проблемы и напасти.

Автор советует людям быть терпеливыми, чтобы в конце концов прочувствовать радость жизни. Это касается любого: и дуба, и берёзу, и мужчин, и женщин. Такова главная мысль стихотворения.

Это произведение относится к жанру пейзажно-философской лирики. С одной стороны, автор показывает зимний пейзаж, с другой – призывает человек посмотреть на него как на пример для подражания. Использованный поэтом прием олицетворения позволяет глубже раскрыть философскую мысль. Его также можно считать и стихотворением-советом от умудренного жизнью старого человека.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, при этом Фет использует перекрестную рифмовку с мужской и женской рифмой.

Средства выразительности

Несмотря на достаточно скромный объем произведения, в нем использовано действительно много художественных средств, помогающих раскрытию философской мысли, которая в него вложена. Это:

Все эти приемы характерны для лирики Фета, они помогают человеку понять существующую между ним и окружающим миром крепкую связь.

Образы и символы

Основные образы в лирическом произведении выделены очень чётко: это природа, дуб, берёза. Деревья символизируют людей, дуб — мужское начало, берёза — женское, соответственно. Эти стойкие создания способны выдержать любую зиму, которая символизирует трудные времена в жизни человека, жестокую пору. Они позволяют себе слёзы, треск коры, но молчат и стоят несмотря на то, что метель и невзгоды уносят их последние листья — последние крохи лучшей жизни.

Их укрепляет вера в весну, символизирующая светлое будущее, которое обязательно настанет. Как приходит за зимой весна, так и в жизни человека не бывает беспроглядной пучины тьмы, и ясные дни придут всенепременно.

Источник

Стихотворение и анализ «Учись у них — у дуба, у березы…»

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Краткое содержание

Учись у них у дуба у березы о чем стихотворение

А. Буров. Зимние березы. 2012

Автор рассказывает о том, что всюду царит зимняя стужа. Он горько сожалеет о судьбе дуба и берёзы. Пурга всё крепчает, «сердито рвёт последние листы». Видя происходящее с деревьями, поэт испытывает чувство отчаяния и жалости.

В порыве чувств он буквально кричит своему читателю: «Они стоят, молчат; молчи и ты!». В конце автор делает оптимистический вывод: «Но верь весне. Её промчится гений… для новых дней, для новых откровений, переболит скорбящая душа».

История создания

Стихотворение было написано в последнее число декабря 1883 года. Данное произведение, по утверждению биографов Фета, практически «вырвано» из души шестидесятичетырёхлетнего поэта. Читатели отреагировали на произведение с искренним интересом. В печатном формате оно обрело жизнь в 1885 г.

Жанр, направление, размер

Стихотворение принадлежит к пейзажной и философской лирике. С одной стороны, Фет рисует картину лютой зимы, с другой стороны – обращается к читателям с просьбой взглянуть на зимнюю стужу с положительного ракурса. Это произведение, своего рода совет, данный мудрым пожилым поэтом.

Написаны стихотворные строки пятистопным ямбом. Автор пользуется перекрёстной рифмовкой.

Композиция

По композиции – стихотворение линейное одночастное. Структурно оно «построено» из строф: каждая из них имеет свой собственный сюжет. Всего таких строф три. Из минималистических сюжетов поэт выстраивает целостное содержание:

Первая строфа повествует о том, что деревья стоят в зимнем лесу. Зима выдалась лютой. Деревья коченеют. Мороз изменяет их внешний облик, но они, как герои, продолжают стоять. Поэт призывает читателей научиться у деревьев мужественности.

Вторая строфа помогает прочувствовать надвигающуюся зимнюю катастрофу: метель лютует, природа рвёт и мечет. Но, несмотря на происходящее, деревья всё так же немы: их молчанием восторгается поэт.

Третья строфа повествует следующее: после окончания зимы придёт весеннее тепло. Эта строфа утверждает торжество будущей весенней поры.

Образы и символы

Автором представлено пять ключевых образов, помогающих раскрытию содержания:

Темы и настроение

Основная тематика – прочное единение человека и природы. Деревья выступают в качестве ключевых образов. Они символизируют мужественность и нежность, выдерживая лютую стужу с одной лишь целью: дожить до наступления тёплой весны. Сквозь призму явлений природы поэт демонстрирует человеческую судьбу, в которой есть место невзгодам и тяготам.

Основная идея

Основная идея стихотворения – мысль о том, что между природой и человеком есть глубинная связь. Эта идея вытекает из основной темы произведения: «Природа и человек». Фет не случайно сделал выбор в пользу дуба и берёзы, демонстрируя эти деревья как пример для подражания: они переносят стужу стойко и молча. Поэт словно хочет сказать этим: испытания могут настигнуть не только слабых духом людей, но и сильных. Достойно пройти жизненные испытания должны все люди.

Средства выразительности

В стихотворении представлено немало художественных средств, помогающих поэту раскрыть основную философскую идею, которая есть в произведении:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *