Учетный реестровый номер в надзорном органе что это

Как обслуживающим бухгалтериям и аутсорсерам соблюсти 115‑ФЗ

Мы привыкли к тому, что 115-ФЗ — это закон для банков. Банки проверяют клиентов, следят за транзакциями и, если что-то кажется им подозрительным, блокируют счёта компаний. Но теперь выполнять 115-ФЗ должны не только банки, но и бухгалтерские фирмы. Должны довольно давно, а штрафовать за невыполнение требований начнут с лета. Рассказываем, как выполнить требования.

Статья подготовлена по материалам брифинга по 115-ФЗ на конференции «Каждый бухгалтер желает знать». Вы можете посмотреть его в записи.

Бухгалтерские фирмы и аутсорсеры — субъекты 115-ФЗ

115-ФЗ распространяется на бухгалтерские фирмы. В законе сказано, что он распространяются в том числе на лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Это относится ко всем обслуживающим бухгалтериям. В законе есть перечень операций, которые позволяют отнести бухгалтерскую фирму к субъектам 115-ФЗ. Вот эти операции:

Многие бухгалтерские фирмы считали, что не ведут эти операции, а значит, и 115-ФЗ на них не распространяется.

Но это не так. Росфинмониторинг разъяснил, что «обеспечение деятельности», которое упоминается в последнем пункте, — это в том числе бухучёт и сдача отчётности (информационное письмо Росфинмониторинга от 19.07.2018 № 54). А значит, все обслуживающие бухгалтерии автоматически подпадают под 115-ФЗ.

Организационно-правовая форма не имеет значения. Из закона следует, что перед 115-ФЗ все равны: и бухгалтерские фирмы (ООО), и ИП, и самозанятые бухгалтеры. Например, если самозанятый бухгалтер заключает договор с организацией о том, что он оказывает этой организации бухгалтерские услуги, то он автоматически становится субъектом 115-ФЗ.

Какие требования закона нужно выполнять: пошаговая инструкция

Контролировать, как обслуживающие бухгалтерии и бухгалтеры-аутсорсеры соблюдают 115-ФЗ, будет Росфинмониторинг. На языке банков он называется регулятором. С проверками будет приходить именно он.

Вот на какие нормативные акты и материалы можно опираться, чтобы сделать всё правильно:

Мы разложили всё по порядку.

Шаг 1. Зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга

Как только вы открыли юрлицо, которое будет оказывать бухгалтерские услуги, можно в этот же день подать пакет документов, чтобы зарегистрировать свой личный кабинет. Для уже действующих обслуживающих бухгалтерий нет штрафных санкций за отсутствие этой регистрации. Но чем быстрее вы это сделаете, тем лучше.

Процедура регистрации на сайте Росфинмониторинга состоит из пяти шагов:

После этого вы сможете отправлять в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения — ФЭС. Именно в таком виде все субъекты 115-ФЗ должны сообщать ведомству о сомнительных операциях и признаках отмывания денег. Отправлять ФЭС можно напрямую через личный кабинет Росфинмониторинга или с помощью программ, которые предлагает регулятор и сторонние вендоры.

Но какие бы программы вы ни использовали, всё равно придётся ежедневно заходить в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: это отслеживается.

На отправку сообщения в Росфинмониторинг у бухгалтерской фирмы есть три рабочих дня. Срок отсчитывается с момента, когда бухгалтерская фирма выявила сомнительную операцию (Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).

Шаг 2. Разработать и утвердить правила внутреннего контроля. Загрузить их в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга

Правила внутреннего контроля (ПВК) — это объемный документ, который нужно написать на бумажном носителе и утвердить руководителем организации.

В этих правилах нужно прописать, как вы:

— идентифицируете клиентов;
— управляете рисками по 115-ФЗ;
— выявляете сомнительные операции;
— отправляете формализованные сообщения в Росфинмониторинг,
— обучаете сотрудников по ПОД/ФТ.

Шаг 3. Назначить того, кто будет отвечать за соблюдение правил внутреннего контроля

Сотрудника, который отвечает за соблюдение правил внутреннего контроля, называют специальным должностным лицом. Его назначает руководитель организации.

Важно, чтобы он вступил в должность в тот же день, когда приняты правила внутреннего контроля, чтобы не получилось, что правила приняты, а за их выполнением никто не следит. Роскомнадзор при проверке сочтёт это нарушением и может возбудить дело об административном правонарушении.

Шаг 4. Проверять клиентов до приёма на обслуживание

Допустим, обслуживающая бухгалтерия заключила договор с новым клиентом, отправила его документы в налоговую. А когда появилось время, сотрудники бухгалтерии решили формально провести идентификацию. Выяснилось, что клиент находится в списке террористов и экстремистов.

Шаг 5. Определить уровень риска клиентов

В правилах внутреннего контроля вы пропишете, какими уровнями риска будете оперировать и на основании каких фактов отнесёте клиента к тому или иному уровню. После идентификации клиента вы смотрите на факты и присваиваете компании определённый уровень риска, руководствуясь приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366.

Шаг 6. Сформировать анкету клиента

Анкета клиента должна содержать сведения, которые прописаны в приложении 3 приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366. Анкета хранится в течение всего периода обслуживания клиента и ещё пять лет после прекращения сотрудничества. Не реже раза в год все идентификационные данные клиентов нужно обновлять.

Шаг 7. Сверять перечень клиентов со списком террористов и экстремистов

Не реже одного раза в квартал нужно сверять всю клиентскую базу с перечнем террористов и экстремистов. Результаты нужно сообщать в Росфинмониторинг в виде формализованных сообщений (ФЭС).

Как определить, что клиент обналичивает средства

Есть признаки, которые могут указывать на сомнительность действий клиента. Вендоров, которые автоматизируют проверки по 115-ФЗ, включают эти признаки в так называемый скоринг. Таких критериев около 300. Вот самые распространенные:

Как проверять клиентов — автоматически или вручную

Росфинмониторинг рекомендует проверять клиентов с помощью специальных программ, но это не обязательно. Можно проверять и вручную.

Проблема заключается в том, что клиентов нужно проверять по множеству списков и критериев, причём регулярно. Например, когда вы принимаете на обслуживание компанию, по ней всё чисто, а через полгода директор появляется в списке экстремистов. Чтобы соблюдать требования закона, придётся как минимум каждый месяц вручную заходить и проверять.

Другая ситуация: директор компании, с которой вы работаете, стал публичным должностным лицом. Как это проверить? Как такового списка публичных должностных в открытом доступе не существует. Нужно заходить и вручную искать приказы о назначении вашего клиента, его бенефициаров, родственников бенефициаров на какую-то публичную должность или приказы о снятии.

Если у вас на обслуживании одна-две компании, то задача вполне посильная. Для 5-10 клиентов времени на ручную проверку будет уходить очень много.

Но проблема не только в удобстве. Вручную можно что-то пропустить, а штрафы начинаются от 50 тысяч рублей. Программы стоят 20-40 тысяч рублей. Получается, эти расходы оправдывают себя, если программа поможет вам отловить хотя бы один тревожный сигнал, который вы бы вручную пропустили.

Будут ли проверки и штрафы

Пока Росфинмониторинг не проверяет обслуживающие бухгалтерии. Это временно: о том, что бухгалтерские фирмы подпадают под 115-ФЗ, регулятор заявил только в 2018 году. Компаниям дали время, чтобы они успели разработать правила внутреннего контроля, назначить специальное должностное лицо, пройти обучение и втянуться в процесс.

Но проверок не было не только поэтому. До сих пор для бухгалтерских фирм не были предусмотрены штрафы за несоблюдение 115-ФЗ. В новой редакции КоАП они появятся.

За неисполнение требований 115-ФЗ лиц, которые оказывают бухгалтерские услуги, ждёт предупреждение или административный штраф от 50 до 100 тысяч рублей (п. 7 ст. 30.3 новой редакции). Новый КоАП должен вступить в силу осенью 2021 года. С этого же момента бухгалтерские фирмы, скорее всего, начнут проверять.

При этом штраф могут выписать за каждое нарушение отдельно. По совокупности может набежать существенная сумма. Вот самые частые поводы для штрафов у других субъектов 115-ФЗ:

Кроме того, с вопросами по ПОД/ФТ могут прийти из прокуратуры и ОБЭП.

Я знаю несколько случаев в 2020 году, когда к обслуживающим бухгалтериям приходили из прокуратуры с вопросом, почему они не исполняют требования 115-ФЗ. Дело в том, что их клиентов признали сомнительными, банки по ним отправили сообщения в Росфинмониторинг. Возбудили уголовное дело, идёт следствие. У обслуживающих бухгалтерий изъяли документы по этим клиентам. Если докажут, что бухгалтерская фирма замешана в сомнительных операциях клиента, ответственность будет вплоть до уголовной.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Учетный реестровый номер в надзорном органе что это

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ

Постановка на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

Постановку на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами территориальных органов Росфинмониторинга можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе «Территориальные органы» раздела «Организационная структура» по адресу http//fedsfm.ru/about/departments, а также в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Карта постановки на учет направляется организацией или индивидуальным предпринимателем в течение 30 календарных дней:

Организация направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.

Индивидуальный предприниматель направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.

Карта постановки на учет на бумажном носителе может быть заполнена с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписана руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Подпись скрепляется печатью (при ее наличии). Нотариального свидетельствования подлинности подписи не требуется.

Карта постановки на учет в электронной форме, направляемая с использованием Личного кабинета на сайте госуслуг, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Направление карты постановки на учет через Личный кабинет на сайте госуслуг осуществляется путем заполнения интерактивной формы карты постановки на учет.

Для направления карты постановки на учет в электронной форме необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Информацию об удостоверяющих центрах можно найти по ссылке http:e-trust.gosusiugi.ru

Одновременно с уведомлением о постановке на учет организации или индивидуальному предпринимателю предоставляется доступ к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, позволяющему осуществлять информационное взаимодействие, в том числе предоставление отчетов, прохождение дистанционных курсов обучения и т. д.

Территориальный орган принимает решение о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты постановки на учет.

Территориальный орган Росфинмониторинга вправе отказать организации или индивидуальному предпринимателю в постановке на учет в случае:

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 10 календарных дней представляет (направляет) в территориальный орган Росфинмониторинга по месту своей регистрации или месту жительства карту постановки на учет, содержащую новые сведения.

По результатам рассмотрения карты постановки на учет, содержащей новые сведения, территориальный орган Росфинмониторинга направляет организации или индивидуальному предпринимателю уведомление о принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения либо об отказе в принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения.

Организация или индивидуальный предприниматель имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) территориального органа Росфинмониторинга, должностных лиц территориального органа Росфинмониторинга, осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги (по постановке на учет), в досудебном порядке.

Источник

Учетный реестровый номер в надзорном органе что это

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Ко мпания основана в 1996 году

Учетный реестровый номер в надзорном органе что это Учетный реестровый номер в надзорном органе что это Учетный реестровый номер в надзорном органе что это Учетный реестровый номер в надзорном органе что это

Новый порядок работы с личным кабинетом Росфинмониторинга с 2020 года

Росфинмониторинг приказом №175 от 20.07.2020 утвердил новый порядок ведения личного кабинета, порядок доступа к нему и порядок его использования, которые применяются 20 сентября 2020 года

(опубликовано на www.smyslovy.ru 11.09.2020 г.)

Учетный реестровый номер в надзорном органе что это

Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга является информационным ресурсом, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.fedsfm.ru и обеспечивающим электронное взаимодействие пользователей личного кабинета с Росфинмониторингом.

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20.07.2020 г. № 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования» установил много новых требований как к самому Росфинмониторингу, так и к пользователям личного кабинета.

Произошедшие изменения комментирует эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ/ФРОМУ Павел Смыслов.

Кто должен иметь личный кабинет.

Приказом №175 был определен круг пользователей личного кабинета. Среди них:

индивидуальные предприниматели, указанные в части второй статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ;

— адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, указанные в пункте 1 статьи 71 Федерального закона № 115-ФЗ;

— аудиторские организации и индивидуальные аудиторы;

— хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации;

— федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации;

— надзорные органы, осуществляющие контроль за исполнением физическими и юридическими лицами Федерального закона № 115-ФЗ;

— отельные правоохранительные органы;

— некоторые иные органы и организации.

Учетный реестровый номер в надзорном органе что это

Как зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Бумажные заявки отныне вне закона.

Установлен порядок получения доступа в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Зарегистрировать личный кабинет с помощью заявки, отправленной на бумажном носителе по почте или нарочно, как было ранее, теперь стало невозможным.

Так, пользователям, у которых доступ к личному кабинету отсутствует, в целях обеспечения его получения необходимо:

— сформировать заявление на получение доступа к личному кабинету в форме электронного документа посредством заполнения соответствующей специализированной формы, размещенной на официальном сайте Росфинмониторинга.

— при получении на электронную почту, указанную в заявлении на получение доступа, письма Росфинмониторинга перейти по указанной в данном письме ссылке для подтверждения адреса электронной почты и продолжения процедуры предоставления доступа к личному кабинету.

Срок ожидания поступления на электронную почту, указанную в заявлении на получение доступа, письма Росфинмониторинга, необходимого для подтверждения адреса электронной почты, составляет не более трех рабочих дней со дня направления в Росфинмониторинг заявления на получение доступа.

Организации, которые встают на учет в Росфинмониторинг (агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей), доступ к личному кабинету получают одновременно с уведомлением о постановке их на учет в территориальном органе Росфинмониторинга.

Как войти в личный кабинет.

Доступ пользователя к личному кабинету осуществляется посредством прохождения им процедуры авторизации, которая возможна с использованием:

— УКЭП пользователя, полученной в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

— Учетной записи пользователя в федеральной государственной информационной системе ЕСИА.

Учетный реестровый номер в надзорном органе что это

Что размещается в личном кабинете Росфинмониторинга.

Приказ Росфинмониторинга №175 от 20.07.2020 диверсифицировал состав размещаемой в кабинете информации в зависимости от вида пользователей.

Так, в личном кабинете среди прочего размещаются:

— списки лиц, в отношении которых действует решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества;

постановления Росфинмониторинга и решения суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

разъяснения Росфинмониторинга по вопросам применения законодательства по ПОД/ФТ;

Как закрыть личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.

Приказом Росфинмониторинга №175 от 20.07.2020 установлен порядок прекращения ведомством доступа пользователей к личному кабинету. Среди прочих оснований для закрытия личного кабинета выделим то, что теперь закрыть личный кабинет на сайте Росфинмониторинга можно путем отправки заявления на прекращение доступа к личному кабинету, заполненного с использованием соответствующей специализированной формы, размещенной в личном кабинете.

О размещении информации в личном кабинете Росфинмониторинга пользователь информируется по e-mail.

Пользователи информируются о размещении Росфинмониторингом в личном кабинете документов (информации) посредством размещения уведомления на главной странице личного кабинета, а также посредством направления информационного сообщения на адрес электронной почты пользователя.

Учетные сведения в личном кабинете необходимо актуализировать.

Приказом Росфинмониторинга №175 от 20.07.2020 установлено, что теперь актуализация идентификационных данных осуществляется пользователем посредством внесения в них изменений в личном кабинете в течение десяти рабочих дней, следующих за днем изменения идентификационных данных пользователя.

Росфинмониторинг предупредит о плановых технических работах в личном кабинете.

При необходимости проведения плановых технических или регламентных работ, в ходе которых доступ пользователей к документам (информации), размещенным в личном кабинете, или сервисам личного кабинета будет невозможен, уведомление об этом должно быть размещено Федеральной службой по финансовому мониторингу на официальном сайте на странице входа в личный кабинет не менее чем за двенадцать часов до начала таких работ с указанием их продолжительности. Суммарная длительность плановых технических или регламентных работ не должна превышать восьми часов в месяц.

По окончании плановых технических или регламентных работ информация о дате их проведения, а также о времени их начала и окончания размещается Федеральной службой по финансовому мониторингу в разделе «Техническая поддержка» личного кабинета в течение рабочего дня, следующего за днем проведения плановых технических или регламентных работ.

Информация о сбое в работе личного кабинета будет зафиксирована.

В случае возникновения обстоятельств, повлекших прекращение доступа к личному кабинету, на официальном сайте на странице входа в личный кабинет в срок, не превышающий двух часов рабочего времени с момента установления произошедшего сбоя, Росфинмониторингом размещается информация о предполагаемых сроках его устранения.

При возобновлении доступа к личному кабинету информация о дате произошедшего сбоя, а также времени его начала и окончания размещается Росфинмониторингом в разделе «Техническая поддержка» личного кабинета в течение рабочего дня со дня возобновления доступа к личному кабинету.

Отметим, что информация о проведении плановых технических или регламентных работ и о произошедшем сбое в работе личного кабинета будет доступна пользователям в личном кабинете не менее одного календарного года со дня ее размещения.

Какую помощь в работе личного кабинета оказывают пользователям технические специалисты Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга.

Мы готовы «под ключ» оказать Вам следующие услуги :

— Регистрацию в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга (через электронную заявку);

— Получение и установка/настройка электронной цифровой подписи для работы в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга / Банка России;

— Установка и настройка КриптоПро и КриптоАрм;

— Решение технических проблем с работой в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.

Учетный реестровый номер в надзорном органе что это

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

Учетный реестровый номер в надзорном органе что это

Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Учетный реестровый номер в надзорном органе что это Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

Учетный реестровый номер в надзорном органе что это Учетный реестровый номер в надзорном органе что это Учетный реестровый номер в надзорном органе что это Учетный реестровый номер в надзорном органе что это

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

Учетный реестровый номер в надзорном органе что это

Мы в социальных сетях:

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *