Учет тмц что это на складе
Как проводится учет товарно-материальных ценностей
Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится на основании первичных документов (статья 9 ФЗ №129 от 21.11.1996 года). Он должен соответствовать всем нормативным актам. Существуют правила учета, утвержденные различными Методическим указаниями и Постановлениями.
Что представляют собой ТМЦ в бухучете?
ТМЦ – это статистический показатель. В его состав могут входить:
Бухгалтер обязан отражать все хозяйственные операции с ТМЦ: поступление, передвижение внутри предприятия, списание.
Методы учета ТМЦ
Методы учета прописаны в Методических указаниях №119.
Сортовой метод
Учет выполняется при помощи карточек сортового типа. В них фиксируется наличие объектов, а также их движение. В пунктах под номерами 136-140 Методических указаний описаны особенности метода. Учет может вестись следующими способами:
Сортовой метод используется тогда, когда хранение ТМЦ осуществляется по названию и сорту. При этом не проводится учет времени поставки ценностей, их стоимости. На каждую из номенклатур заводится отдельная карта складского учета. Отличается одна номенклатура от другой по следующим показателям:
Карточки будут актуальными в течение всего года. В них должна быть изложена вся информация о принятом объекте. Их требуется зарегистрировать в соответствующем реестре. После этого в карточках проставляются индивидуальные номера. Регистрацией обязаны заниматься сотрудники бухгалтерского отдела. Если весь лист карточки заполнен, открываются новые листы. Их обязательно требуется пронумеровать.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все записи, вносимые в карточки, должны подтверждаться первичной документацией.
Плюсы и минусы сортового метода
Сортовой метод отличается следующими преимуществами:
Однако есть и существенные недостатки – сложности в классификации товаров одного сорта по разной стоимости.
Вопрос: Как отражается в учете хранителя оказание услуг по договору складского хранения, в том числе получение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на ответственное хранение и их возврат по окончании срока договора?
Посмотреть ответ
Партионный метод
Партионный метод предполагает порядок учета, аналогичный сортовому методу. Отличие заключается в том, что раздельно регистрируется каждая партия ТМЦ. О партионнном методе написано в пункте 242 Указаний. Он используется и на складе, и в бухгалтерском отделе. Предполагает отдельное хранение каждой партии. На каждую из партий должен быть соответствующий транспортный документ.
ВАЖНО! Продукция, которая перевозилась одним транспортом, товары с одним названием и одновременным поступлением от единственного поставщика – все это можно считать единой партией.
Партию нужно зарегистрировать в журнале поступления ТМЦ. Ей присваивается индивидуальный регистрационный номер. Он используется для проставления отметок в расходной документации. Регистрационный номер ставится рядом с названиями ТМЦ. Необходимо открыть две партионные карты. Одна будет использоваться в складском отделении, другая – в бухгалтерском. Форма карточки определяется типом продукции.
Плюсы и минусы партионного метода
Методика отличается следующими преимуществами:
Выбор конкретного метода будет зависеть от приоритетов предприятия, размеров складского помещения.
Учет ТМЦ
Учет производится на основании первичной документации, составленной по унифицированной форме.
Поступление
Оформление будет зависеть от следующих факторов:
При приемке составляется акт. Оформить его нужно по форме №ТОРГ-1. Сотрудники при поступлении ТМЦ должны действовать в соответствии со следующим алгоритмом:
Регламент должен быть зафиксирован во внутренних актах предприятия.
Проводки при поступлении
При поступлении ТМЦ от поставщика будут использоваться следующие проводки:
ТМЦ могут поступать не только от поставщиков, но и от учредителей и прочих лиц. В этом случае открывается соответствующий субсчет счета 10. Проводки будут следующими:
Если ТМЦ поступили для перепродажи, следует использовать счет 41.
Внутренние передвижения ТМЦ
Под внутренними передвижениями товарно-материальных ценностей нужно понимать их перемещение в границах предприятия. К примеру, отпуск сырья со склада в производственный цех. Как правило, при внутренних перемещениях оформляется накладная. Она актуальна в следующих случаях:
Накладная составляется, согласно Постановлению №71а, по форме №М-11.
Списание
Списание ТМЦ – необходимая процедура, обеспечивающая соответствие фактического количества ценностей с зафиксированным в бухгалтерских документах. Для оформления составляется акт о списании. Ценности, указанные в нем, не подлежат дальнейшему применению. Документ утверждается руководителем. В акте нужно указать всю информацию об объекте списания: вес, номер, причину выбытия.
Задача бухгалтера – отражение стоимости списываемых ценностей. Определяться она может следующими методами:
ВАЖНО! Если списание производится в связи с тем, что ценность морально устарела, то акт не составляется.
Проводки при списании
При списании могут использоваться следующие проводки:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При выбытии с балансового счета списывается и стоимость ценности, и амортизационные начисления по ней.
Пример списания
При списании оргтехники в бухучете появляется следующая запись:
Учет по выбытию ведется в специальном журнале.
Учет ТМЦ на предприятии: правила, порядок и методы списания товарно-материальных ценностей в организации
Учет движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на любом предприятии имеет свои особенности. Это целый блок затрат, без них не обойдется ни одна компания, ни один процесс на реальном производстве. Сюда входит множество разных запасов – основа, которая перерабатывается в продукт. Отсутствие упорядоченного ведения передвижений опасно для нормальной работы организации, появляется риск увеличения необоснованных трат, ошибок, которые в результате обходятся довольно дорого. Мы советуем своевременно проводить все операции и фиксировать их, чтобы в конце отчетного периода не пришлось искать статьи расходов.
Что такое учет и списание ТМЦ
Если заглянуть в стандарты по бухучету, к ценностям относят то, что:
Существует 3 категории этого актива – сырье, продукция в момент изготовления и готовая. В первом случае это закупленные полуфабрикаты, материи, конструкции, которые планируется перерабатывать. Во втором – незавершенные товары, которые на стадии обработки, покраски или другой. Последняя группа составляет предметы, которые можно реализовывать, как готовые к продаже. В финансовой отчетности это отражается в такой же последовательности.
ТМЦ – это самые разные средства и предметы труда, которые могут использоваться для нужд фирмы или для производства. Они должны повышать стоимость выпускаемой продукции. Это один из наиболее ликвидных активов после финансов. Результативное использование этой категории не более 1 года.
Их различают по способу попадания. Как именно – рассмотрим в таблице.
Как попали в компанию
Что учитывается в виде фактической себестоимости
Приобретались стандартным способом за оплату
Цена реальных затрат, НДС не считается:
Созданы самой компанией
Сколько было потрачено на производство по факту
Представлены как вклад в УК
Оценка в финансовом выражении, которую согласовали учредители, сюда же относят цену доставки и монтажа, все траты на доведение до состояния использования
Приняты в дар, на безвозмездной основе
Принимаются по рыночной стоимости на день принятия в бухгалтерии, дополнительно – затраты на перевозку и установку
Остались после того, как было демонтировано основное средство
Получены по бартеру
Считается как сумма актива, который был передан вместо полученного
Организация учета материальных ценностей в бухгалтерии
В этой документации ТМЦ – статичный показатель. Мы уже говорили, что в него входит все, что хранится как сырье, а также в данный момент производится, и те склады, в которых лежат готовые к продаже и перевозке товары.
Все операции, которые происходят с этими предметами, бухгалтер обязан отражать на счетах предприятия. Это поступление, любые движения внутри фирмы и списание из-за продажи либо в результате порчи. Все должно быть учтено и посчитано, нельзя пропускать проводки или делать их примерно, иначе начнется перекос и появятся вопросы у налоговой.
Состав
В бухгалтерских документах есть классификация, по ней работают все компании в РФ. В соответствии с ней можно выделить несколько разновидностей средств:
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Методы и порядок ведения учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ)
Как именно можно работать с этими активами прописано в специальных методических указаниях под номером 119. Давайте разберем два основных подвида.
Сортовой (плюсы и минусы)
Все производится с помощью карточек соответствующего вида. В них отмечают наличие того или иного объектов, их передвижения и списание.
Действовать можно любым из способов:
Его можно использовать, когда хранение ведется по разновидности и наименованию. В тот же момент нет контроля поступления и стоимости. На каждый подвид номенклатуры должна быть заведена карточка по строгой форме. Между собой они различаются по:
Созданные «паспорта» будут активными и действительными в течение 1 года. В них вписывается все об объекте, их регистрируют в отдельном реестре и ставят в каждой личный номер. Этими процессами занимаются сотрудники бухгалтерии. Когда первый лист оказывается полностью заполненным, то дальше пишут на втором и так далее. Каждый последующий листок нумеруется.
У этого способа есть заметные достоинства:
Но есть и серьезный недостаток: если на предприятии есть несколько видов одного товара с разной стоимостью, то их контроль будет очень трудно вести.
Партионный
Эта разновидность предполагает, что каждая партия будет регистрироваться и храниться отдельно от остальных. Пользуются им как в складском учете, так и в бухгалтерском. На каждое поступление заводятся разные документы.
К таковым относят то, что:
Пришедшую продукцию регистрируют в журнале, присваивают ей индивидуальный регистрационный номер, который будет указываться в дальнейшем в расходных ведомостях. Открывают одновременно две карты – одну будут использовать в бухгалтерии, вторую на складе. Используемые формы определяются видом продуктов.
Есть несколько плюсов подобного ведения хозяйства:
Какой из них выбрать для вашей компании – зависит от производственных целей, размеров мест для хранения, навыков бухгалтера и желания кладовщика. Чтобы быстро определиться с методикой, советуем обратиться к специалистам, например, в «Клеверенс». Наши сотрудники помогут найти программное обеспечение, которое поможет автоматизировать большинство процессов и высвободит рабочую силу. Иногда несколько установленных программ выполняют работу целого отдела нажатием пары клавиш. Если вы хотите развиваться, то без подобного ПО делать это будет сложно. Программный продукт Mobile SMART Инжиниринг, реализуемый компанией «Клеверенс», решает задачи по логистике в нефтегазовых сферах, контролирует движение материалопотоков и снижает издержки.
Виды учета товаро-материальных ценностей в строительной организации
В каждой фирме, которая строит или ремонтирует, материалы будут занимать одну из самых больших статей расходов. Со стороны баланса стоит помнить, что принимают их на счет 10 и его субсчета в зависимости от себестоимости или учетной цены, по которой приобретаются предметы. Все передвижения ведутся по названиям и местам, где они хранятся – складским помещениям и площадкам. Способ, которым было принято контролировать и считать ценности, должен быть указан в учетной политике.
Как учитывать сырье для строительных работ
Под отпуском в производство здесь считают выдачу ТМЦ напрямую для выполнения стройки, создания определенной продукции и реализации нужд, возникших у организации. Если производится движение из центрального склада на определенную зону, то это еще не выбытие, а перемещение внутри фирмы.
Первичный учетный документ в этом действе – лимитно-заборная карта, составленная по форме №8. Она нужна для контролирования, соблюдают ли сотрудники установленные лимиты. Их выписывает подразделение с учетом нормативных потребностей на выполняемый объем работ. Создают в 3 экземплярах – по одному получателю, кладовщику и снабженца в качестве контрольной бумаги. В конце месяца их сдают в бухгалтерию. Если нужно отразить внутренний переход между площадками, то заполняется требование по ф. №11.
Как учитывают материалы для строительных работ
Если компания-подрядчик работает по сырью, которое дает ему заказчик, то это считается как элементы, предоставляемые без оплаты. Важно их корректно оформить документально.
Когда все передается на площадку под стройку, то создается документ по ф. №15 – как отпуск на сторону. В качестве основания вписывается «по договору №». У заказывающего предприятия в бухгалтерских проводках будет задействован счет 10 субсчет 7.
Со стороны аналитики производится контроль по клиентам, наименованиям, местам, где хранится. Если в планах совмещать свои материалы и те, что дает получатель, то составляют разную документацию для каждого налогоплательщика отдельно.
Когда все будет готово, то создается специальный акт по ф. № КС-2, который подписывают обе стороны. Затем составляется справка по ф.№ КС-3. Все предметы, которые не были израсходованы, возвращаются принимающей фирме с накладной по форме М-15.
Как оформить остатки от снесенного или демонтированного объекта
Когда на территории предприятия что-то сносят, разбирают или пересматривают во время инвентаризации, то могут возникнуть объекты, которые можно использовать повторно. Их называют возвратными материалами.
Права собственности будут принадлежать владельцу уничтожаемого имущества. Если по условиям договора все найденные активы возвращаются собственнику, то до момента передачи они хранятся на забалансовом 002 счете в строительной компании. Оцениваются условно или на основании локальной сметы.
Если же они остаются во владении подрядчика и он может пользоваться ими по своему усмотрению, то их отражают как безвозмездный дар или покупку. Стоимость при этом указывается как средняя рыночная. Но помните, что по законам РФ она не должна превышать 3000 рублей.
Как учитываются оборачиваемые материалы
Сюда относят все, что будет использоваться в процессе производства неоднократно. Это леса, опалубка, другие изделия. Вести их учет допускается на специальном субсчете к счету 10. Обычно их цена списывается в момент, когда они используются в работе. Потом отражается их возврат в том количестве, в котором они остались во владении компании.
Как контролировать спецодежду и оснастку
Их нужно вписывать в баланс наравне со спецоборудованием, инструментами и приспособлениями. Считается, что это косвенные расходы, которые ведут по Дт 26. Цена проставляется средняя либо фактическая, из чека или платежного поручения при покупке.
Правила и методы учета ТМЦ в организации
Их обязательно учитывают на специальных балансовых счетах через целый ряд первичных документов. При составлении баланса их включают во второй раздел, который называется «Оборотные активы». В нем можно отследить перемены, так как остатки вписываются на начало и конец каждого отчетного периода.
Вписанные в отчетность, они дают информацию о том, что над ними проводилась учетная работа. Выявляется динамика движения и перемены, ведь их закупки и списания указывают в регистрах и ведомостях.
Порядок учета материальных ценностей в любой действующей строительной организации
Все отслеживание производится в соответствии с первичной документацией, которая составляется исключительно по заранее утвержденной форме.
Как отразить поступление: необходимые документы, подводки
Принять на баланс могут:
Как это будет отражено – зависит от нескольких параметров:
Какие проводки создаются при поступлении
Если продукт пришел от поставщика, то фиксируется:
В отдельных случаях вещи приходят от учредителей или других лиц. Тогда открывают субсчета и ведут такой учет:
Если продукция пришла только для дальнейшей перепродажи, то задействуют 41 счет.
Как все это хранить
Не всегда проставляют только приобретенные материалы. Иногда отражают даже то, что организации не принадлежит. Так бывает, когда что-то было сдано на ответственное хранение или образовалось в результате демонтажа у заказчика. В этом случае все аккумулируется на забалансовом 002 с указанием обстоятельства появления, цены и срока.
Передвижения ТМЦ внутри компании: документы, проводки
Не всегда цикл предмета заключается в принятии и списании. Иногда он движется из одного склада в другой, уезжает в филиал или возвращается в центральное помещение. Переход сырья в производственный цех тоже относится к этой части жизни продукта. Составляется накладная.
Когда это актуально:
Как списать
Последняя, необходимая часть жизненного круговорота активов. Важно следить, чтобы фактическое количество всегда совпадало с тем, которое фиксируется в бухгалтерии. Для выбытия составляется акт. Все, что будет указано в нем, не может подлежать дальнейшему применению. Вписываются все параметры – вес, номер, причина списания.
В задачу бухгалтера входит отразить стоимость того, что будет снято с баланса. Посчитать можно по:
Проводки
Есть три варианта, в которых в Дт ставят как 20, 23 или 25 счет, а в Кт всегда будет 10.
Выбытие ТМЦ: документы, проводки
Снятие с баланса – нормальный рабочий процесс, так как ничто не способно бесконечно использоваться. Их регулярно отправляют в переработку, на продажу или списание. Каждый отпуск из кладовой оформляется отдельно, с разной учетной документацией. Если это лимитируемые материалы, то лимитно-заборная карта, если без норм расхода, то требование-накладная. Для реализации – накладная по ф. №15, как отпуск на сторону.
Проблемы при учете и контроле ТМЦ
Во время работы с активами могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с перегруппировкой затрат, пересортицей, несвоевременным появлением бумаг или образованию остатков. Давайте остановимся на этих вопросах подробнее.
«Пересорт» сырья и вида измерения во время списания
Одна из важных трудностей, которая возникает обычно из-за невнимательности ответственного лица или в случае, когда в поданной на удаление форме числится товар, которого нет среди учтенного. Это происходит из-за:
«Покрасневшие» остатки после того, как их списали на производство
Наличие отрицательного баланса говорит, что во время инвентаризации или работы были допущены ошибки. В отдельных случаях в бухгалтерию просто еще не дошли остальные бумаги, в которой на приход можно будет поставить недостающее количество. Чтобы избежать этой сложности, можно разделить учет на управленческий и бухгалтерский.
Задержка документации от поставщиков
Если не контролировать документооборот, то бухгалтер не будет знать, когда, в каком количестве и от кого пришли материалы. Поэтому он не будет знать, что требовать от отдела снабжения. В результате:
Регламент, по которому следует действовать
Правильное и своевременное составление актов важно для эффективных процессов на предприятии. Корректно оформленная документация поможет сотрудникам оперативно разбираться с остатками, не допускать недостач и ошибок.
Следует идти по простому пути оформления:
Итоги
Мы изучили, как ведется учет и контроль движения товарно-материальных (ТМЦ) на предприятии и производстве, проверили, как хранят остатки и для чего нужны различные программы. Важно контролировать передвижения этого актива в пределах компании, сроки его выхода из оборота и списания, чтобы минимизировать потери и не допустить простоев оборудования. Если у вас остались вопросы – обращайтесь к нам.
Способы ведения складского учета товаров (нюансы)
Сортовой способ учета
Бухгалтерским законодательством предусмотрены 2 основных способа учета МПЗ: сортовой и партионный.
Сортовой метод учета применяется при хранении товаров по сортам и наименованиям. ТМЦ могут отличаться и более подробными характеристиками, такими как цвет, форма, единица измерения и проч. При этом цена приобретения, время поступления и партия товара не столь важны. То есть вновь поступивший товар добавляется к остаточным позициям и смешивается с ними вне зависимости от цены, поставщика и партии товара.
При реализации или ином выбытии товар выбирается произвольно. Причем для оценки ТМЦ могут использоваться следующие методы:
Более подробно о методах оценки МПЗ читайте в материале «Методы оценки материально-производственных запасов».
На каждую позицию товара материально ответственные лица (далее — МОЛ) заводят карточку складского учета М-17. Такая карточка ведется в течение года. В нее вносятся данные о товаре: номенклатурный номер, склад местонахождения, учетные цены и проч. После чего МОЛ отражает каждое движение МПЗ на складе: поступление, перемещение, выбытие на основании первичных и сопроводительных документов.
Торговые компании используют карточку количественно-стоимостного учета ТОРГ-28. Скачать бланк ТОРГ-28 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
К плюсам использования данного способа относятся:
Из минусов можно выделить:
Для взаимодействия склада и бухгалтерии возможны 2 метода ведения учета: количественно-суммовой и сальдовый.
При использовании количественно-суммового метода учет товаров ведется по количеству и стоимости ТМЦ и на складе, и в бухгалтерии. При этом методическими рекомендациями предусмотрено 2 варианта:
Ведение складского учета сальдовым методом предусматривает следующий порядок: склад учитывает товар только по количеству, а бухгалтерия — только в суммовом выражении. То есть на складе в течение установленного графиком документооборота периоде ведется оперативное движение товара в карточках на основании первички. В конце срока все документы сдаются в бухгалтерию.
Ответственный за участок ТМЦ бухгалтерский работник сверяет данные первичных документов со сведениями, указанными в карточках, ставит свою визу и переносит результаты в сальдовые ведомости, на основании которых составляется сводная итоговая ведомость в разрезе синтетических счетов (субсчетов), товарных групп, а также складов или подразделений.
Проверить, правильно ли у вас организован учет ТМЦ, можно бесплатно с помощью Готового решения от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ.
Партионный способ учета
При учете МПЗ партионным способом каждая поступающая партия товаров хранится отдельно от предыдущих. Партия — однородный (одинаковый) товар, поступивший:
Учет МПЗ по партиям ведется и на складе, и в бухгалтерии одновременно.
При поступлении товаров МОЛ регистрирует их в журнале и присваивает порядковый номер всей партии товара. Данный номер фиксируется во всех последующих расходных документах при выбытии ТМЦ из данной партии.
На основании сопроводительных первичных документов, полученных от поставщика, МОЛ заводит специальную партионную карту. Чаще всего используется форма МХ-10, но возможно использовать и бланк, разработанный компанией применительно для каждого отдельного вида товаров.
Скачать бланк МХ-10 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
В данной карте фиксируется все движение МПЗ из конкретной партии: документ выбытия, дата, количество — и так до полного израсходования ТМЦ.
По факту выбытия всей партии ТМЦ МОЛ закрывает партионную карту, составляет акт израсходования МПЗ и передает все бумаги в бухгалтерию.
К положительным сторонам данного метода учета можно отнести:
Из минусов можно отметить:
Партионный способ учета МПЗ очень удобно применять при реализации однородного товара с определенным сроком годности, а также на предприятиях общественного питания.
Выбранный вариант учета товаров — сортовой или партионный — необходимо зафиксировать в учетной политике предприятия.
О методах составления учетной политики читайте в материале «Как составить учетную политику организации?».
Система складского учета
Если буквально 20 лет назад учет велся в основном вручную, то сегодня представить современный склад без автоматизированной системы учета довольно сложно. Рассмотрим плюсы и минусы каждой из систем.
Ведение складского учета вручную грозит ошибками и просчетами (человеческий фактор), а также требует значительных трудо- и времязатрат.
При значительной отдаленности бухгалтерии от склада при ручном учете возникают следующие сложности:
Чтобы снизить влияние человеческого фактора, а также трудовые и временные затраты, многие предприниматели вводят автоматизированные системы учета на предприятии. Сегодня производители предлагают большой ассортимент программного обеспечения для автоматизации складского учета.
Все они отвечают основным параметрам:
Из минусов можно отметить:
Как видно из вышеприведенного обзора, автоматизированные системы учета наиболее эффективны и позволяют оперативно и выгодно управлять складом.
Итоги
Склад — важная составляющая бизнес-процесса любого предприятия. От того, насколько эффективно организована его работа, зависит получение прибыли предприятия в целом. Для этих целей предусмотрены специальные способы учета ТМЦ: сортовой и партионный, а также применение автоматизированных программ складского учета.