Ученые считают что уклад является определяющим на современном этапе развития общества
Обществознание. 8 класс
Верны ли следующие утверждения о природе?
А. Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном проявлении.
Б. Природа – это всё, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности.
оба суждения верны
оба суждения неверны
В жизни общества Z ведущую роль играют наука, знания, информация. Человек с его индивидуальностью, запросами и возможностями рассматривается как центр цивилизации. Выберите из списка те типы общества, к которым общество Z не относится?
Выберите из списка проблемы, которые являются глобальными (возможно несколько вариантов ответа).
Отбор качественной и достоверной информации из информационного потока
Предотвращение новой мировой войны
Соотнесите стадии общества и их характеристики.
Активное преобразование естественной среды и развитие промышленности
Наука, компьютерные технологии
Гармония с природой, сельское хозяйство
Соотнесите понятия и определения.
Процесс, охватывающий все сферы общественной жизни, в ходе которого возникает впечатление, что мир преобразуется в единую систему
Механизм передачи идеалов и коллективного опыта по цепи поколений, который можно условно сравнить с человеческой памятью
Переход от технически менее совершенных форм организации общественной жизни к технически более совершенным
Заполните пропуски в тексте, выбрав подходящие по смыслу слова.
Ученые считают, что уклад является определяющим на современном этапе развития общества. В его рамках на первый план выходят и передача информации (знаний) и оказание различных услуг.
Заполните пропуски в тексте, выбрав подходящие по смыслу слова/словосочетания.
ведёт к обострению проблем: голод, болезни, неграмотность и крайняя нищета сотен миллионов людей. численности населения связан с расширением городов и других поселений, а значит, сокращаются пахотные земли, пастбища для скота, т. е. обостряется проблема нехватки продовольствия.
Практика воздействия на принятие решений органами государственной власти или международными организациями посредством убийств, захвата заложников, взрывов или иных преступлений, направленных на устрашение населения.
Особенности традиционных обществ на современном этапе развития
Как вы уже знаете из предыдущей части курса обществознания, одним из магистральных направлений в осмыслении всемирной истории стала идея о движении человечества по ступеням, стадиям общественного прогресса.
Напомним, что сторонником подобного подхода был, например, создатель теории смены общественно-экономических формаций К. Маркс.
Во второй половине ХХ в. большая группа социологов, историков, философов все активнее стала развивать идею о том, что цивилизационное своеобразие не должно скрывать от нас общего вектора развития истории человечества, которое проходит через несколько сменяющих друг друга стадий развития: традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество (информационное общество).
На протяжении многих столетий общественное устройство в большинстве стран мира обладало рядом сходных черт (несмотря на очевидное своеобразие каждой из стран в отдельности). Традиционные общества были организованы вокруг «взаимодействия с природой». В экономическом смысле все они были аграрными обществами, обществами с доминирующим первичным сектором экономики. Кроме того, все эти совершенно непохожие друг на друга общества объединялись приверженностью традициям в социокультурной сфере (инерционность принятых культурных образцов, устойчивость обычаев, преобладание предписанных моделей поведения), наличием относительно простого и тяготеющего к закреплению в сословных или кастовых иерархиях разделения труда, низким уровнем урбанизации и грамотности населения.
При этом и во многих индустриально развитых странах на сегодняшний день сохраняют значение свойственные доиндустриальному обществу родственные, родовые связи, землячества, этническая или религиозная общность. На протяжении 1950-1960- х гг. преобладала точка зрения на традиционное общество как на нечто косное и неспособное к восприятию инноваций. В этом смысле индустриализация и модернизация воспринимались как отрицание, как замена одного типа общества (традиционного) другим (современным, индустриальным). Однако позднее стало очевидным, что традиционные структуры и ценности способны в ряде случаев создать ценностно- мотивационную основу для осуществления успешной модернизации, способствовать мобилизации общества на решение задач глубокой социально-экономической трансформации.
Наиболее успешно догоняющее развитие проходило именно в тех странах и регионах, где социально-экономическая модернизация осуществлялась не вопреки и не вместо, а на основе традиционных ценностей и с использованием традиционных институтов и структур. Скажем, еще в 1960-х гг. был популярен тезис, согласно которому конфуцианская этика в странах Восточной Азии объявлялась чуть ли не главной помехой их модернизации и ускоренного экономического развития. Однако уже в 1980-х гг. именно ее стали рассматривать как едва ли не основной фактор, обусловивший экономический взлет новых индустриальных стран этого региона.
Традиционное и современное общество
Вы будете перенаправлены на Автор24
Традиционное общество и его специфика
Традиционное общество – это общество, жизнь в котором регулируется обычаями и традициями. Общественный уклад в таком общества характеризуется очень жесткой и незыблемой сословной иерархией, а также в нем существуют устойчивые социальные связи и общности.
Традиционному общему характерны ценности, которые в нем приняты. Ценности могут носить разный характер – родоплеменной или феодальный, и на первый взгляд эти ценности могут показаться примитивными. Ученые же считают, что человек большую часть своей жизни провел именно в традиционном обществе, но эволюция подвигла его на то, чтобы развиваться и развивать окружающую среду. У традиционного общества зрелый индустриальный комплекс отсутствовал, а главной движущей силой экономики считалось сельское хозяйство. Оно сохранилось и по сей день, однако сейчас сельским хозяйством занимаются лишь жители соответствующей местности, а большинство все же предпочитает занимать себя в более крупных компаниях, которые производят широкий спектр товаров и услуг.
В традиционных обществах очень слабо развито товарное производство, поэтому люди были задействованы в сельском хозяйстве. Своим трудом они выращивали овощи и фрукты, животных и птицу, которых затем употребляли в пищу. И хватало этого лишь на то, чтобы удовлетворить малый спектр своих потребностей. В традиционном обществе больше с опаской относились к любым нововведениям и инновациям, прогрессивные движение не воспринимались, их в какой-то степени отрицали. Социальные традиции были фундаментом развития, разговоры и идеи об их отмене или изменении были просто недопустимы.
Помимо перечисленных признаков традиционного общества выделяют также такие, как:
Готовые работы на аналогичную тему
Современное общество
Современное общество представлено глобальной общечеловеческой общностью, которая охватывает все регионы планеты и отличается большой степенью внутреннего разнообразия, при этом ее элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Современное общество очень отличается от традиционного, поскольку оно имеет свои характеристики и свойства.
По сути, современное общество – это продукт истории развития человека и человеческого общества. Он качественно отличается от развития обществ прошлого, в основном благодаря появлению массовой культуры, крупных производств, фабрик и заводов. Ручной труд заменен машинным, урбанизация позволила людям перебраться от окраин к центру и, соответственно, позволять себе намного больше для того, чтобы жизнь была качественнее, а потребности в большинстве своем были удовлетворены. Возникновение современного общества продиктовано логикой развития человечества. Оно берет свое начало примерно во второй половине 20 века. Появление современного общества объясняется процессами глобализации, модернизации и интеграции мелких отдельных сообществ в мировое сообщество в целом.
Технологический прогресс изменил облик человечества. Стало понятно, что возврат к традиционному обществу уже невозможен, но и не до конца ясно то, как и к чему можно прийти, если развивать общество современное. Развитие коммуникационных технологий активно объединило все континенты и страны. Это имело определяющее значение в развитии общества. Стертые границы позволили культурам смешиваться, ассимилироваться, появилось культурное и производственное разнообразие. Одновременно с этим развивается транспорт, который объединил людей уже физически. Путь в любую точку земного шара занимает минимальное количество времени, при этом человек может не просто отправиться туда ради путешествия, но и освоить новую культуру, новый язык, познакомиться с ранее неизведанными территориями. Общемировой рынок также развивается за счет очень тесных связей, разделение труда способствует тому, что у каждого человека появляются свои обязанности, в рамках которых он может совершенствоваться, узнавать что-то новое и предлагать свои идеи для оптимизации трудового и производственного процесса.
Появление телекоммуникационных и торгово-экономических связей повлекло за собой процессы культурного обмена, унификации. Культура встает на новый путь своего развития – появляется массовая культура, доступная для всех и способная за минимальные затраты удовлетворить потребности всех пользователей. Но стоит сказать, что современное общество – это не последний этап развития. За ним последует новое общество – постиндустриальное (информационное). В нем сейчас и живет человечество, однако далеко не все сферы активно вышли в эту фазу развития, поэтому очень многие сферы все еще транслируют идеи и ценности современного общества. Но переход не должен быть резким, иначе это вызовет культурный шок, а отсутствие возможностей освоить всю совокупность благ лишь навредит человеку.
Таким образом, современное общество – это один из этапов его развития. Современное общество более комфортно для человека, особенно если он намерен самореализовываться, развиваться. Урбанизация позволила человеку перебраться из сельской местности в городскую, где у него появилось больше возможностей для развития, получения образования и модной востребованной профессии.
Традиционное общество: определение. Особенности традиционного общества
Внимание к традиционному обществу обусловлено кардинальными изменениями в мировоззрении человечества. На данном этапе развития социум является разнородным, в нём вынужденно сосуществуют богатые и бедные, высокообразованные и не имеющие начального образования личности, верующие и атеисты. Современное общество нуждается в индивидах, социально адаптированных, нравственно стойких и обладающих стремлением к самосовершенствованию. Именно эти качества формируются в раннем возрасте в семье. Традиционное общество наиболее отвечает критериям воспитания в человеке приемлемых качеств.
Понятие традиционного общества
Традиционное общество – преимущественно сельское, аграрное и доиндустриальное объединение больших групп людей. В ведущей социологической типологии «традиция – современность» оно выступает основной противоположностью индустриальному. По традиционному типу социумы развивались в древнюю и средневековую эпохи. На современном этапе примеры таких обществ выраженно сохранились в Африке и Азии.
Признаки традиционного общества
Отличительные черты традиционного общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности: духовной, политической, хозяйственной, экономической.
Община является основной социальной ячейкой. Она представляет собой замкнутое объединение людей, сплоченных по родовому или локальному принципу. В отношениях «человек-земля» именно община выступает посредником. Ее типология различна: выделяют феодальную, крестьянскую, городскую. Вид общины и определяет положение человека в ней.
Характерная черта традиционного общества – сельскохозяйственная кооперация, которую составляют клановые (родственные) связи. Отношения основываются на коллективной трудовой деятельности, использовании земельных угодий, систематических переделах земли. Такому обществу всегда свойственна слабая динамика.
Традиционное общество – это в первую очередь закрытое объединение людей, которое является самодостаточным и не допускает внешнего воздействия. Традиции и законы определяют его политическую жизнь. В свою очередь, социум и государство подавляют личность.
Особенности экономического уклада
Традиционное общество характеризуется преобладанием экстенсивных технологий и применения ручных орудий труда, господством корпоративной, общинной, государственной форм собственности, в то время как частная собственность все-таки остается неприкосновенной. Уровень жизни большей части населения является невысоким. В труде и производстве человек вынужден приспосабливаться к внешним факторам, таким образом, социум и особенности организации трудовой деятельности зависят от природных условий.
Традиционное общество – это противостояние природы и человека.
Экономический уклад вступает в полную зависимость от факторов природно-климатического характера. Основу такого хозяйства составляют скотоводство и земледелие, результаты коллективного труда распределяются с учетом положения каждого члена в социальной иерархии. Кроме сельского хозяйства, люди в традиционном обществе занимаются примитивным ремеслом.
Социальные отношения и иерархия
Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).
В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса. Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов. Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.
Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.
Политическое устройство
Главным богатством традиционного общества является власть, которая ценилась выше, чем закон или право. Армии и церкви принадлежит главенствующая роль. Формой правления в государстве в эпоху традиционных обществ была преимущественно монархия. В большинстве стран представительные органы власти не имели самостоятельного политического значения.
Так как наибольшей ценностью выступает власть, то она не нуждается в обоснованиях, а переходит следующему вождю по наследству, ее источником является Божья воля. Власть в традиционном обществе деспотична и сосредоточена в руках одного человека.
Духовная сфера традиционного общества
Духовной основой общества выступают традиции. Сакральные и религиозно-мифические представления имеют господство как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Религия оказывает значительное влияние на духовную сферу традиционного общества, культура гомогенна. Устный способ обмена информацией преобладает над письменным. Распространение слухов является частью социальной нормы. Количество людей, имеющих образование, как правило, всегда незначительно.
Обычаи и традиции также определяют духовную жизнь людей в общине, которой свойственна глубокая религиозность. Религиозные догматы находят отражение и в культуре.
Иерархия ценностей
Совокупность культурных ценностей, почитаемых безоговорочно, также характеризует традиционное общество. Признаки ценностно ориентированного социума могут быть общими или сословными. Культуру определяет ментальность социума. Ценности имеют строгую иерархию. Высшей, без сомнения, является Бог. Стремление к Богу формирует и определяет мотивы поведения человека. Он выступает идеальным воплощением благонравного поведения, высшей справедливости и источником добродетели. Другой ценностью можно назвать аскезу, которая подразумевает отказ от благ земных во имя обретения небесных.
Верность является следующим принципом поведения, выраженном в служении Богу.
В традиционном обществе выделяют также ценности второго порядка, например, праздность – отказ от физического труда вообще или только в определенные дни.
Необходимо отметить, что все они имеют священный (сакральный) характер. Сословными ценностями могут выступать праздность, воинственность, честь, личная независимость, что было приемлемо для представителей знатных слоев традиционного социума.
Соотношение современного и традиционного обществ
Традиционное и современное общество тесно взаимосвязаны. Именно в результате эволюции первого вида социума человечество вышло на инновационный путь развития. Современное общество характеризуется достаточно быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией. Культурная действительность также подвержена изменениям, что обуславливает новые жизненные пути для последующих поколений. Для современного общества характерен переход от государственной формы собственности к частной, а также пренебрежение индивидуальными интересами. Некоторые черты традиционного общества присущи и современному. Но, с точки зрения европоцентризма, оно является отсталым ввиду закрытости от внешних связей и инноваций, примитивным, продолжительным характером изменений.
Итоговый тест по обществознанию 8 класс
Итоговый тест по курсу «Обществознание».8 класс Вариант 2
1. Верны ли следующие суждения о природе и обществе?
А. Природа в отличие от общества является развиваю щейся системой.
Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
2. Примером общения не является :
1) зрители аплодируют певцу после выступления; 2) начальник дает указания подчиненному;
3) двое друзей беседуют о личных проблемах; 4) человек ведет мысленный разговор с героем прочитан ной книги.
1) наиболее распространена в аграрном обществе; 2) включает не менее трех поколений прямых родствен ников;
3) является малой социальной группой; 4) не предполагает общность быта.
4. Определите, какие из потребностей находятся не на своем месте в ряду иерархии потребностей А. Маслоу.
1)физиологические потребности; 2) престижные потребности; 3) потребности в безопасности; 4) социальные потребности; 5) духовные потребности.
5. Понятие «социальный прогресс» не включает в себя:
1) экономический прогресс; 2) технический прогресс; 3)культурный прогресс; 4) религиозный прогресс.
6. Условием принадлежности к этносу является:
1) общность исторической судьбы; 2) отсутствие кровного родства;
3) отношение к средствам производства; 4) общий уровень доходов.
7. B ходе экономического кризиса 1900—1903 гг. в России были закрыты 3 тыс. предприятий, тысячи рабочих ока зались безработными. Данный пример относится к:
1)политической и социальной сферам; 2) социальной и экономической сферам;
3) экономической и духовной сферам; 4) духовной и социальной сферам
8.Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на про филактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает:
1) престижную потребность; 2)физиологическую потребность;
3)потребность в безопасности; 4) социальную потребность.
9.Примером предпринимательства является:
1)устройство на новую работу на более выгодных условиях
2) разработка дизайна своей квартиры
3) организация новой коммерческой услуги для населения
4)получение повышения зарплаты на работе
10. Верны ли следующие суждения о труде?
А. Непроизводительным считается труд, не давший ника ких результатов.
Б. Целью трудовой деятельности является создание това ров и услуг.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
1) токарь; 2) демократ; 3) житель мегаполиса; 4) ребенок.
12. Основной функцией семьи является:
1) организация производства с целью получения при были; 2) проведение совместного досуга;
3)воспитание детей; 4) контроль за порядком в обществе
13.Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петров на вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример :
1) нуклеарной семьи; 2) патриархальной семьи; 3) неполной семьи; 4) многодетной семьи.
14. Верны ли следующие суждения о роли семьи?
А. В семье происходит формирование индивида как лич ности.
Б. Семья изначально определяет принадлежность челове ка к определенному социальному слою общества.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А. Уровень безработицы является одним из важных пока зателей уровня экономического развития государства.
Б. Безработица существует только в условиях командной экономической системы.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
16. Вначале XX в. многие индустриальные страны находи лись в состоянии экономического кризиса. Производство сокращалось, слабые и малоэффективные предприятия массово разорялись. В этих условиях:
1)повышалась сдельная зарплата; 2) повышалась повременная зарплата;
3) росла безработица; 4) верно все вышеперечисленное
ТИПЫ СИСТЕМЫ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
А) Традиционная система 1) Государство регулирует производство, обмен, распределение продукции
Б) Командная система 2) Государство практически не вмешивается в экономику
В) Рыночная система 3) Государство обеспечивает экономический порядок в обществе согласно законам
2) информация является одной из основных ценностей и ресурсов;
3) наличие в обществе различных социальных групп;
4) преобладающее положение в экономике занимает сфера обслуживания
19.Найдите в предложенном списке черты товара.
1) Удовлетворяет какую-либо потребность
2) не может продаваться
3) соотносится с другими товарами по стоимости;
4) обменивается только через прямые контакты продавца и покупателя
Номера, под которыми указаны черты товара, выпишите в порядке возрастания
20.Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к категории «доходы государственного бюджета».
Акцизы, налог с продаж, таможенная пошлина, дотация предприятиям
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда
Ответы на итоговый тест по обществознанию. 8 класс Вариант 2