Ученые полагают что социальный институт это исторически
Является ли образование социальным институтом?
Свой ответ подтвердите тремя аргументами.
Является ли образование социальным институтом?
Ответ : Определенно, да.
Дело в том, что образование как социальный институт выполняет важные функции и имеет характерные признаки.
Объяснение : Например, образование социализует личность, и все взаимоотношения людей в образовании строго регламентированы, его механизм регулирования, разделены функции и права – есть учитель, которые дает знания, и ученик, который их принимает, и директор, который руководит и так далее.
Образование обезличено, функции в нем выполняются профессионализировано.
В образовании курсируют средства и ресурсы, есть отдельные учебные учреждения и органы управления.
Например, у моей школы был гимн и символика.
У любого университета есть логотип и отличительная символика, отдельные сооружения.
У школ, университетов и прочего есть Уставы, кодексы поведения, нормы взаимодействия.
Иногда образование имеет идеологию, например, в медресе и христианских школах ведется религиозное образование.
Социальный институт – система связей и норм, которые организованы и объединены ценностями, процедурами, которые удовлетворяют основные потребности общества.
Образование подходит под эти категории, потому что это социальная подсистема с собственной структурой, элементами, общностью, учебным процессом.
Теория и практика по обществознанию
Назовите основные сферы общественной жизни. Приведите примеры собственной деятельности в каждой из этих сфер.
Экономическая – покупка продуктов в магазине
Политическая – участие в выборах в молодежный парламент
Социальная – дочь / сын, член классного коллектива
Духовная – исповедание православия / ислама и пр.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.
Институт общества – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
«Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты, действующие в духовной области»
«Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями»
«Ключевыми институтами общества являются: наследование, собственность, власть, семья»
Ученые полагают, что социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные потребности человека. Является ли образование социальным институтом? Свой ответ подтвердите тремя примерами.
Образование – исторически сложившийся инструмент передачи знаний, подготовки квалифицированных кадров
Образование – совокупность учреждений, программ (т.е. нормативных документов), учебников и пособий
Образование действует в рамках определенных норм, например, закона об образовании, государственных образовательных стандартов и т.п.
Можно выделить статусы ученика, абитуриента, студента, учителя, преподавателя вуза, руководителя образовательного учреждения и п.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общественные отношения»? Привлекал знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об общественных отношениях.
Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей
«ОО складываются во всех сферах жизни людей»; «Не все связи, возникающие между людьми, относятся к общественным отношениям».
Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.
Состоит из взаимосвязанных элементов
Элементы меняются с течением времени
Меняется вся система в целом
С помощью трех примеров проиллюстрируйте противоречивость общественного прогресса.
Автомобиль: свобода, скорость передвижения и выхлопные газы
Генетически модифицированные продукты: дешевые продукты питания и вмешательство в генофонд природы, оборачивающееся непредсказуемыми последствиями для человека
Создание как лекарств, которые спасают человека, так и средств уничтожения
Развитие прав и свобод при росте опасности терроризма
Культура: высокохудожественные произведения и массовая культура, ведущая к усилению бездуховности, появлению антикультуры
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие революция? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о революции.
Революция – коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания
«Революция носит скачкообразный характер»; «По характеру противоречий в обществе определяется тип революции»
Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?
Доиндустриальное/аграрное (основа – с/х)
Индустриальное (основа – крупная промышленность)
Постиндустриальное/ информационное (преимущественное развитие сферы услуг, информация становится товаром)
Назовите основные черты традиционного общества.
Большинство населения заняты в с/х
Изменения происходят медленно, носят эволюционный характер
Сохраняется строго иерархичная сословная структура общества
Преобладают коллективистские начала
Большое значение имеют неписанные традиции, устои, обычаи
Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.
Ступень исторического развития, следующая за варварством
Уровень развития региона, этноса
Определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка
«Цивилизация не сводится лишь к одному параметру развития общества, включает в себя многие компоненты, что обусловливает ее неповторимость и уникальность»; «В современном мире выделяют следующие основные цивилизации: западная, восточно-европейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская»; «Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она выражает, развивает и воплощает в процессе жизненного цикла» и пр.
Один автор учебника по истории утверждал, что при освещении исторического процесса следует перенести центр тяжести с изучения экономической истории на изучение истории культуры и духовной жизни. Необходимо раскрыть специфический способ развития человеческого общества, отраженный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Какой подход к анализу исторического процесса предлагал использовать автор учебника? Укажите два достоинства и два недостатка данного подхода.
Использован цивилизационный подход к анализу исторического процесса
Позволяет глубоко изучить конкретное общество во всем его многообразии и специфике
Ориентирует на изучение ценностей, духовной жизни, психологии
В центре внимания – человек и его деятельность
Невозможен взгляд на история как всемирный процесс
Возможность отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ
Невозможно увидеть и исследовать закономерности развития человечества
Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано». Как вы относитесь в к этому суждению? Свой ответ обоснуйте
Общество и природа взаимосвязаны
Природа – естественная среда обитания общества
Цель производства – удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде и пр. Столетиями человек пользовался богатствами природы, нанося ей ущерб. В результате возникла угроза глобальной экологической катастрофы – необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже уничтожением человечества.
В законодательстве РФ предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления
Назовите три признака глобальных проблем современности. Проиллюстрируйте их проявления примерами.
Едины для всего мира (авария в Чернобыле – проблема всей Европы)
Угроза всему человечеству (СПИД не разбирает уровень политического, экономического, социального развития обществ)
Решение возможно только сообща (проблема загрязнения Мирового океана)
Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.
Совершенствование и развитии производительных сил (т.е результат развития материальной культуры)
Результат социального прогресса и пр.
Приведите три примера глобализации в современном мире.
Возникновение глобальных проблем
Создание транснациональных корпораций
По поводу глобальных проблем современности существует мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обреченность мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведенным мнением? Свою позицию аргументируйте.
Порождены всем человечеством
Угроза существованию человечества
Решаемы только совместными усилиями
Информационная революция создает технико-технологические условия для решения глобальных проблем. Сочетание рыночного механизма с госрегулированием позволяет осуществлять социальную защиту населения. Идеи ненасилия, компромисса, диалога утверждаются в умах политиков. Значит возможно сотрудничество по совместному решению глобальных проблем.
Разделяете ли вы следующую точку зрения: «Глобализация представляет собой очередную разновидность колонизации одной частью планеты другой ее части. В основе же такой колонизации монополии США на производство целого ряда высокотехнологичных видов продукции: вооружение, микропроцессоры, фармацевтика, операционные системы, продукция Голливуда и др.»? Приведите необходимые аргументы. Можно ли утверждать, что глобализация является закономерным процессом? Свой ответ обоснуйте.
Данная т.зр. отличается односторонностью: глобализация не ограничивается только транснационализацией производства и потребления
Г.-ция: «перемешивание» рас и народов; концентрация «умов» на приоритетных научных направлениях; «переваривание» культурно-мировоззренческих укладов; интегрирование людей в новые, ранее непривычные условия повседневной жизни
Г.-ция – закономерный процесс (основа – НТП и экономический рост). Интернет, ИКТ, спутниковая связь определяют ускорение оборота финансового капитала, повышают доходность вложенных средств, увеличивают инвестиции и свободный оборот капитала в мире.
Анализ современных тенденций мирового развития показывает, что транснациональные корпорации с их полиэтническим персоналом, международные профессиональные сообщества, неправительственные организации, неформальные группы по интересам, возникающие на базе Интернета, играют возрастающую роль в мировой политике и экономике. В различных сферах деятельности старениями наиболее и хорошо подготовленных людей появляются многочисленные формальные и неформальные объединения «граждан мира». О каком явлении идет речь? Приведите три признака этого явления.
Повышение проницаемости межгосударственных перегородок; резкое возрастание объемов движения капиталов, информации, услуг, человеческих ресурсов; массированное распространение западных стандартов потребления, быта на другие части планеты; усиление роли негосударственных регуляторов мировой экономики и международных отношений; «экспорт» модели демократического устройства; формирование виртуального пространства электронно-коммуникационного общения, резко увеличивающего возможности для социализации личности.
Разделяете ли вы точку зрения, что по своей природе процесс глобализации в современном мире не может быть бесконфликтным? Свою позицию аргументируйте.
Скорее да (источники конфликтогенности: неравенство стартовых возможностей; коренное различие в образе жизни, в ценностных установках)
Сегодняшняя глобализация – детище Запада, а западная цивилизация – лишь небольшая часть населения Земли. Отсюда – справедливые протесты и нарекания остального мира
Познакомьтесь с утверждением русско-американского социолога П. Сорокина: «Каждое последующее поколение становится неизбежным наследником предыдущего. Жизнь, судьба и деятельность каждого поколения предопределены жизнью и деятельностью предшествующих поколений. Каждое последующее поколение сковано нерасторжимой цепью с предыдущим. Оно может погибнуть, но разбить эту цепь бессильно». Какое значение в жизни современного общества имеет опыт предшествующих поколений? В истории были трагические события, прерывающие связь поколений, порождающие «Иванов, не помнящих родства». Может ли это служить аргументом против вывода П. Сорокина о «нерасторжимой цепи» поколений? Свою позицию обоснуйте.
Опыт – исторически развивающийся процесс взаимодействия человека с объективным миром и результат этого взаимодействия; совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков. Опыт предшествующих поколений – необходимое условие развития современного общества, хотя не всегда передача опыта была непрерывной
История человечества показывает, что прерывание связи поколений грозит катастрофическими последствиями для общества
Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.
Потепление климата может изменить контуры материков, т.е. ставиться под угрозу среда обитания человека
Загрязнение атмосферы, Мирового океана
Истребление отдельных видов животных влияет на локальную экосистему и нарушает баланс глобальной экосистемы
Рост заболеваний, вызванных неблагоприятной экологической обстановкой
Раскройте на трех примерах взаимосвязь глобальных проблем современности.
Быстрый демографический рост в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств
Низкий соц.-экон. уровень развития ряда стран способствует распространению опасных заболевания
Экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих урон природе
Речь идет об опасности неразумного использования ресурсов СМИ (манипулирование человеком)
Человек теряется в потоке информации, перестает ее осмысливать, творчески перерабатывать; потребляя ее в готовом виде, он становится легко управляем
Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.
Из-за обострение проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны провоцируют, а иногда и участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (война в Персидском заливе, американо-иракская война)
Бедность отдельных регионов способствует распространению в них радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых ведут борьбу против развитых стран (исламский терроризм)
Назовите любые два социальные последствия научно-технического прогресса в современном мире и проиллюстрируйте каждое из них примером.
Изменение отраслевой структуры рабочего класса (переток рабочей силы в наукоемкие отрасли, например, электронную)
Сокращение доли неквалифицированного труда (компьютеризация транспорта)
Общий рост уровня образованности рабочего класса (значительный объем труда рабочего связан с контролем над работой микропроцессорного оборудования, для чего необходимы специальные знания и умения)
Существенный рост безработицы (отказ транспорта от угля привел к закрытию многих шахт и карьеров)
Сформулируйте общий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскройте его социальный смысл.
Соц.смысл: производство, наука и пр. развиваются для человека, его блага
Используя знания обществоведческого курса, приведите три примера критериев прогресса, которые предлагали различные мыслители.
Развитие человеческого разума
Модернизация науки и техники
Развитие производительных сил
Осознание человеком свободы
Назовите интегративные показатели прогрессивности развития современного общества.
Развитие различных сфер культуры
Интерес к духовным ценностям
Чувство удовлетворенности жизнью
Степень соблюдения прав человека
Потребность в общении
Отношение к природе и пр.
Назовите любые два признака культуры как явления общественной жизни.
Существенная характеристика жизни общества
Характеристика человека как социального существа, формируется в процессе приобщения к общественным ценностям, навыкам деятельности
Совокупность всех форм преобразовательной деятельности человека и общества
Результат преобразовательной деятельности человека и общества
Мера человеческого в человеке
По подсчетам американских культурологов А. Кребера в К. Клакхона, с 1871 по 1919 г. было дано 7 определений культуры, с 1920 по 1950 г. у различных авторов насчитали 157 определений данного понятия. В отечественной литературе сформулировали по данным российского историка Л. Е. Кертмана, более 400 определений. Сейчас их число измеряется уже четырехзначными числами. Чем вы можете объяснить такое изобилие определений понятия «культура»?
Исследователи часто обращают внимание лишь на отдельные аспекты понятия
Изучение различными науками: культурология, история, философия и пр.
Перечислите пять основных видов (форм) искусства
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главный Попко
Лучший ответ:
Таня Масян
Является ли образование социальным институтом?
Ответ: Определенно, да.
Дело в том, что образование как социальный институт выполняет важные функции и имеет характерные признаки.
Например, образование социализует личность, и все взаимоотношения людей в образовании строго регламентированы, его механизм регулирования, разделены функции и права – есть учитель, которые дает знания, и ученик, который их принимает, и директор, который руководит и так далее.
Образование обезличено, функции в нем выполняются профессионализировано. В образовании курсируют средства и ресурсы, есть отдельные учебные учреждения и органы управления.
Как и у любого другого социального института образование имеет статусно-ролевую структуру, систему санкций, определенные символы. Например, у моей школы был гимн и символика. У любого университета есть логотип и отличительная символика, отдельные сооружения.
У школ, университетов и прочего есть Уставы, кодексы поведения, нормы взаимодействия. Иногда образование имеет идеологию, например, в медресе и христианских школах ведется религиозное образование.
Социальный институт – система связей и норм, которые организованы и объединены ценностями, процедурами, которые удовлетворяют основные потребности общества. Образование подходит под эти категории, потому что это социальная подсистема с собственной структурой, элементами, общностью, учебным процессом.
Что такое социальный институт: примеры, виды, функции
Приветствую Вас, друзья!
Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.
Что такое социальный институт?
Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.
Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.
Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:
Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).
Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.
Примеры социальных институтов
Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:
Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).
Структура социального института
Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:
Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:
Функции социальных институтов
С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:
Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.
Классификация социальных институтов
Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:
Классификация по масштабности:
Классификация по сложности:
Классификация по сфере деятельности:
Классификация по наличию нормативной базы:
Институционализация
Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.
Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.