Ученые отмечают что в современных государствах на первый план
ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 3
1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Потому что Земля огромна, и у каждого населяющего её народа существует своя культура, обычаи и традиции, которые передаются от поколения к поколению. Общество формируется с учётом всех национальных особенностей и различных внешних факторов (климата, географического расположения, наличия полезных ископаемых и пр.), вторжения извне чреваты конфликтами и войнами.
2. Что такое процесс глобализации?
Глобализация- процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения( эконом., полит., культ., религ. связей) на соц. действительность
3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
Проявления экономической глобализации наблюдались на протяжении последних тысячелетий, с момента возникновения международной торговли. Однако в последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления. Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик развитых стран с экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям процессы прямых иностранных инвестиций, снижение торговых барьеров и модернизация экономик развивающихся стран.
4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?
Невозможность государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов
5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
Основные глобальные проблемы:
1. Возникающие в результате взаимодействия природы и общества:
а) экологическая, климатическая (изменение условий окружающей среды в нелучшую сторону)
б) сырьевая, продовольственная, энергетическая (нехватка ресурсов)
2. Возникающие в результате взаимодействия человека и общества:
а) противоречивость научно-технического прогресса
б) демографическая (перенаселение)
в) исчезновение культурного многообразия
г) опасные болезни, эпидемии
б) межэтнические конфликты
г) Север-Юг (экономическая и социокультурная отсталость южных стран по сравнению со странами севера)
д) освоение мирового океана, космоса
Основные причины возникновения глобальных проблем:
1. общность и взаимосвязанность людей всего мира (из-за чего проблемы одного государства могут стать всеобщими)
2. несоответствия степени активно-преобразовательной деятельности человека уровню его сознания и общественной организации (нерациональное природопользование, неразумное использование достижений научно-технического прогресса, нецелесообразное отношение к войне как к способу контроля мира и т. д.)
6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?
8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?
Традиционные критерии прогресса были следующими:
— развитие человеческого разума
— развитие (совершенствование) нравственности
— прогрессивное состояние науки и техники
— увеличение свободы в обществе
— совершенствование мышления людей
— развитие материально-производственных отношений
— совершенствования техники и внедрение ее в жизнь общества
— человек превозмог собственные способности
— создание опасного для человека оружия
— наносится урон природе
— стресс в большом городе, возникают много болезней
— человек становится глупее
9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Развитие общества, осознание ценности духовной и физиологической сущностей человека, его благополучного существования в современном мире позволяют считать гуманистический критерий прогресса комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев.
1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
Общество может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, будет улучшаться медицина, появятся лекарства от неизлечимых на данный момент болезней, изобретут много новых технологии для улучшения качества жизни, с помощью виртуальной реальности человек сможет испытать новые ощущения, будут находить новое применение деревьям и природе в целом. Но есть и минусы, например, могут произойти серьезные растраты природных ресурсов, что может плохо повлиять на экологию, люди могут быть еще более зависимы от виртуальной реальности, и проводить там практически всю свою жизнь, и тд и тп, там придумаешь.
2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.
Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?
Эта теория во многом похожа на теорию Маккиндера про «хартленд», которой считалась Евразия, и внутреннего полумесяца, которым являлась Западная Европа. Индустриальные страны действительно задавали темп и представляли собой главный поезд мировой экономической системы. Он прав в том, что наиболее благополучные экономики – в данном случае, индустриальные страны ядра, строют экономику так, что она отвечает исключительно их интересам. Это касается не только экономики, но и политики. Трудно согласиться с внешней ареной. Многие азиатские государства теперь не сырьевые придатки, а во многом обгоняют когда-то ведущие индустриальные страны Запада, то есть эта теория не универсальна и не подходит для сегодняшнего дня. То есть его мир-системная теория не соглашается со стадиями развития истории.
Сегодня ядром системы могли бы быть США и Китай, и другие самые крупные экономики мира, потому что они задают общий темп развития мировой экономики, полупериферией могла бы стать Юго-Восточная Азия (Малайзия, Индия и так далее), арабские страны (Амман, ОАЭ, Саудовская Аравия и так далее), ЕС (за исключением крупнейших экономик), Россия и остальная Восточная Европа поскольку эти страны хоть и зависят от происходящего в мировой экономике, но все-таки могут на происходящее влиять. Да, в периферии остаются большинство африканских государств, СНГ, Центральная и Средняя Азия.
Внешняя арена частично сохранилась за счет Африки. Азию нельзя назвать внешней ареной, которая никак не создает тенденций и направлений для мировой экономики, наоборот.
Да, можно. Реформы Александра 2 были либеральными и были направлены на развитие российского общества. Реформа 1861 года избавила крестьян от многовековой крепостной зависимости, судебная реформа 1864 ввела суд присяжных, гласность, открытость и состязательность судебного процесса. Также в 1864 году была проведена земская реформа, упростившая систему управления на местах-были введены земские управы и собрания. Также были проведены городская и военная реформы. В 80-е годы Александр 3 провёл ряд контрреформ-его политика была, напротив, направлена на ужесточение условий российского общества в попытке удержать революцию.
4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Учёные отмечают в высокоразвитых странах на первый план выходит биотехнологии, нанатехнологии, робототехника новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности?
Учёные отмечают в высокоразвитых странах на первый план выходит биотехнологии, нанатехнологии, робототехника новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности.
Вопрос : Как изменятся общество с учётом этих позиции.
Люди станут более замкнутыми иленивыми так как роботы будут выполнять всю работу а с развитием интернета люди будут меньше выходить на улицу.
Но емть и хорошое с развитием биотехнологий человечесто создаст лекарства от многих болезний также люди с ампутироваными конечностями получат протезы и смогут нормально жить
главное не повторить ошибку как в фильме терминатор.
Помогите, пожалуйста?
Надо составить план : «общество как динамическая система».
Можешь ли ты это объяснить?
Общество это система государственной власти?
Общество это система государственной власти?
Правовое государство и гражданское общество миф или реальность?
Правовое государство и гражданское общество миф или реальность.
Какое явление свидетельствует о влиянии природы на духовную жизнь общества?
Какое явление свидетельствует о влиянии природы на духовную жизнь общества?
1сельскохозяйственная специализация отдельных регионов
2создание деспотических режимов в странах с тяжелыми природными условиями
3поклонение некоторых обществ животным, духам деревьев, ре к, озер
4государственное регулирование вопросов природопользования.
Согласны ли вы с высказыванием «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя?
» Свою позицию обоснуйте.
Система политических мировоззрений и идеологических ценностей общества?
Система политических мировоззрений и идеологических ценностей общества.
Почему общество называют динамически развивающейся системой (1и2 вопрос)?
Почему общество называют динамически развивающейся системой (1и2 вопрос).
Может, вы имели ввидуАнгиохирургили сосудистый хирург –этоврач, который диагностирует и лечит заболевания сосудистой системы. Уровень средней заработной платы составляет 95000 руб.
Нуу. Свободны установления хороши тогда, когда они у людей, которые себя уважают, а уважающие себя люди, никогда долг гражданина не нарушат.
Широкий простор для мечты идляжизни Грядущие нам открываютгода. Нам силу даёт наша верностьОтчизне. Так было, так есть итак будетвсегда! Именно в этих строках говорится о том, что наша страна дает нам великое будущее, наши границы нигде не закаанч..
Экономические плюсы отсутствуют, если ты не инвалид и не получаешь за безработицу пособие от государства. Социальные плюсы : ты отдыхаешь, у тебя полно времени, или ты занимаешься работой на дому. Минусы : ты не развиваешься в обществе и огораживае..
Б)это разделение социальных слоёв общества и определение «народности» = социальная сфера.
Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. Вот и золотое правило морали.
Добрый поступок это когда ты поступаешь правильно вот например : нам радовали игрушки разные а твоя подруга или подружка хотела другую а тебе попалась которую ты хотела но ы отдала подруге или другу это потому что тебе было жалко его.
§ 3. Динамика общественного развития (окончание)
Словарь
Общественное развитие — изменения в обществе, переход всех общественных отношений в новое качество.
Общественный прогресс — поступательное развитие общества, его подъём на более высокие ступени.
Практические выводы
1. Участвуя в дискуссиях о путях развития России, целесообразно опираться на знания о многовариантности общественного развития. Ответственный выбор исключает как простое копирование чужих образцов, так и игнорирование достижений других стран.
2. Нужно учиться видеть мир таким, каким он является на самом деле. Это означает отказ от «чёрно-белых» оценок и упрощённых способов понимания противоречий общественного развития. Только анализируя противоречия, можно искать пути решения общественных, в том числе глобальных, проблем.
3. Определить прогрессивность того или иного явления помогает критерий, позволяющий оценить данное явление с точки зрения развития общества в целом, условий жизни и деятельности людей. Оценка того или иного явления (процесса, события) будет более точной, если анализировать его различные последствия и учитывать их возможную противоречивость.
4. Для того чтобы ориентироваться в сложной жизни общества, необходимо пополнять и углублять свои знания о социальном развитии. Этому поможет изучение общественных дисциплин в вузе, а также самообразование.
Документ
Из работы российского учёного, академика Н. Н. Моисеева «Россия в поисках третьего пути».
Сегодня Россия — мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Волей судьбы мы оседлали путь «из англичан в японцы», как в былые времена путь «из варяг в греки». Мы получили мост между двумя цивилизациями, и у нас есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах — если у нас достанет ума, как его достало у наших предков, которые взяли у византийцев книгу, а у варягов — меч. Это — обстоятельство, данное нам природой и историей; оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировом обществе.
Дело в том, что этот мост нужен не только нам — он нужен всем. Не только России, но и Европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке.
Этот мост нужен всей планете! Вот здесь и лежит наша ниша, начертанная судьбой, — север Евразийского суперконтинента. Эта ниша не разделяет, а связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая национальная цель не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий в том духе, как это проповедовали евразийцы 1920-х, а превращение севера Евразийского суперконтинента, этого моста между океанами и разными цивилизациями, в сверхпрочную, надёжно работающую конструкцию.
Вопросы и задания к документу
1. Определите, как относится к глобализации автор текста. 2. Как вы понимаете слова Н. Н. Моисеева о «возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах»? 3. Как вы думаете, почему учёный считает положение России «между. двумя центрами экономической силы» одним из источников её процветания? 4. В чём состоит связь предложенного текста с содержанием параграфа?
Вопросы для самопроверки
1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития? 2. Что такое процесс глобализации? 3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует? 4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации? 5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление? 6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время? 7. В чём заключается противоречивый характер прогресса? 8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы? 9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Задания
1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.
Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?
3. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 1860—1870-х гг. в России.
4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Мысли мудрых
«Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы».
Л. Н. Толстой (1828—1910), русский писатель
ГДЗ история нового времени 8 класс Загладин, Белоусов Русское Слово Задание: 23 Повседневная жизнь в XVIII в.
Стр. 154. Ключевые вопросы
Как влияла сословная принадлежность европейцев на условия и образ их жизни?
Принадлежность к тому или иному социальному сословию играло огромную роль в жизни европейцев XVIII в. Элитные слои населения (дворянство, духовенство), а также зажиточные горожане (буржуа) могли позволить себе лучшую пищу, жить в относительно комфортных условиях. Естественно, продолжительность жизни и уровень здоровья значительно превосходили аналогичные показатели среди простолюдинов. Также следует отметить, что образ жизни дворян и буржуазии имел более интеллектуальный характер, поскольку они имели возможность получить образование, и главное – их деятельность не была связана с выполнением физического труда.
В свою очередь, для бедных слоев населения оставалось нормой антисанитария, отсутствие собственного жилья, хроническое недоедание и даже голод, различные болезни, а также высокий уровень смертности (особенно детской). В виду невозможности получить образование, практически все крестьяне и большинство горожан были вынуждены выполнять исключительно физическую работу, что в свою очередь серьезно влияло на их здоровье и продолжительность жизни.
Как менялся в XVIII в. облик европейских городов?
В связи с развитием мануфактурного производства в Европе постоянно возрастало количество городов и их численность. Особенно активно эти процессы происходили в Англии и Пруссии. При этом именно в XVIII в. впервые начались работы по благоустройству городов. Начали строиться тротуары и мостовые, создана система дождевой канализации, в ночное время появилось уличное освещение. Однако эти нововведения касались в основном столиц и крупных городов, и только небольшой их части (в основном кварталы, где проживали зажиточные люди). Большая часть городской территории занимали кривые и узкие улочки, где процветали антисанитария и преступность. Такие «бедные районы» часто становились рассадником различных эпидемий и пожаров.
Стр. 155. Изучаем источник
Как вы охарактеризуете описанное современником санитарное состояние парижских рынков?
Исходя из описанных в документе сведений состояние таких рынков было ужасное. Отсутствовали любые понятия о чистоте и порядке.
Какие угрозы для здоровья людей оно несло?
Существование таких рынков составляло большую угрозу как для продавцов, так и для покупателей. В условиях сплошной антисанитарии легко развивались различные вредоносные микроорганизмы и инфекции, что приводило к эпидемиям и массовым смертям среди городского населения.
Стр. 162. Вопросы и задания после параграфа
1. Проведите обсуждение на тему «Традиции и новые веяния в укладе жизни европейцев в XVIII в.». В каких группах населения распространялись нововведения?
Наиболее широко нововведения распространялись среди зажиточных слоев (дворян и богатых горожан). Именно они могли приобрести новую мебель (письменные столы, разнообразные диваны, комоды), оплатить проживание за жилье с элементами комфорта (с большими застекленными окнами, с уборными и ванными). Но даже не всякий аристократ или буржуа мог позволить себе такой уровень жизни, поскольку подобных домов в XVIII в. было немного, а понятия о необходимости придерживаться норм гигиены еще не укоренилось в сознании людей того времени.
В то же время крестьянское сословие и простые горожане продолжали жить в условиях нищеты и антисанитарии. Для них такие нововведения были недостижимы. Они продолжали жить так, как их предки. Такая ситуация, в совокупности с недоеданием приводила к различным болезням и преждевременной смерти. Продолжительность жизни редко превышала 50 лет. Долгожители встречались разве что среди представителей королевских семей, духовенства и ученых.
Существенных изменений в семейных отношениях, по сравнению с предыдущими столетиями, не произошло. Разве что увеличился средний возраст тех, кто вступал в брак. На протяжении XVIII в. стало нормой создание семей в 25-27 лет. Однако, в дворянской среде ранние браки оставались распространёнными, особенно когда речь шла о материальных или династических интересах. Среди простонародья в брак вступали только те, кто был способен обзавестись своим жильём, прокормить и обеспечить семью.
Чаще всего семьи были многодетными – не менее 5–7 детей. Однако из-за высокого уровня детской смертности до взрослого возраста доживали немногие. Каждая семейная пара стремилась жить отдельно. Больших семьи, в которых совместно проживало несколько поколений, становилось все меньше и меньше.
2. Составьте описание обеда в доме аристократа, зажиточного горожанина, крестьянина (по выбору). *Как вы полагаете, из каких источников историки узнают об этой стороне жизни европейцев в XVIII в.?
Еда городских жителей была не настолько разнообразной, как у дворянства, но все же намного питательней, чем у крестьян. На стол чаще всего подавали варёное мясо и суп. Как вариант – рагу из говядины, баранья нога или лопатка. К сожалению, даже зажиточные горожане ели мало свежих овощей и почти не ели рыбу, что существенно сказывалось на их здоровье. Из напитков все большую популярность получили чай (особенно популярный в Англии, России и Голландии) и кофе (был распространён во Франции, Португалии, Германии и Италии).
О рационе людей того времени чаще всего мы можем подчерпнуть информацию из различных воспоминаний (мемуаров) современников, поскольку дают наиболее точную и развернутую информацию.
3. Как идеи Просвещения повлияли на систему воспитания и образования в европейских странах в XVIII в.?
На воспитание и образование в европейских странах прежде всего повлияло изменение отношения к самому ребенку. Деятели Просвещения считали детей и подростков полноценными личностями, что изменило отношение к самому процессу воспитания. Теперь он начал проводится с учетом индивидуальных особенностей и наклонностей. Таланты детей и подростков начали замечать и специально развивать. Также следует отметить существенное расширение различных учебных заведений, что привело к увеличению грамотных людей (в том числе и среди женщин). Кроме того, в некоторых государствах зародилось такое явление, как государственная образовательная политика. Например, в Пруссии и Австрии было введено обязательное начальное образование. Повышению уровня образованности населения способствовало развитие книгопечатания, появление газет и журналов, публичных библиотек и читательских клубов.
4. Объясните, что представляли собой салоны, получившие распространение в XVIII в.?
В XVIII в. салонами называли частные дома, где собирались образованные люди с общими интересами. Существовали салоны политиков, салоны писателей, салоны художников и т.д. Их участники стремились поделиться своим мнением, а также выслушать мнение других. В салонах также узнавали свежие новости, обсуждали новинки в литературе, театре, общественной жизни. На базе салонов позднее возникли различные кружки и научные общества Ближе к концу XVIII в. наибольшей популярностью стали пользоваться политические салоны, в основном благодаря событиям Французской революции.
5*. Используя иллюстрации учебника (в том числе из предшествующих параграфов), подготовьте сообщение на тему «Костюм XVIII в.». Для представителей каких слоёв общества существовало понятие моды?
Понятие моды в XVIII в. существовало только для представителей зажиточного сословия: дворян и состоятельных горожан. Большинство жителей городов и крестьяне одевалось просто и понятия не имели о моде и вкусе. Они одевались в то, что было.
Среди богатых мужчин пользовались популярностью белоснежные рубашки из тонкого полотна с пышными кружевными манжетами и разрезом, спереди украшенным оборками и кружевами. Поверх надевали камзол (аналог современного пиджака) или жилет, который застёгивался до середины груди. Потом одевали кафтан – что-то среднее между курткой и пальто. На ноги надевались белые шёлковые чулки, а поверх них – узкие штаны до колен (кюлоты). Этим мужчины элитных слоев резко отличались от простонародья, представители которых носили длинные штаны (санкюлоты). Растительность на лице не приветствовалась. Волосы на голове завивали в локоны или гладко зачёсывали назад, перехватывая их лентой или забирая в мешочек (сходное с современной прической «конский хвост»). Волосы обычно пудрили, или коротко стриглись и носили напудренные парики. К концу XVIII в. парики постепенно вышли с моды.
Женщины-дворянки и богатые горожанки носили длинные широкие платья. Талия стягивалась корсетом, а юбка лежала на каркасе из китового уса или ивовых прутьев. К концу XVIII в. жёсткие каркасы вышли из моды, и платья стали напоминать античные одеяния, ниспадающие мягкими складками. Разнообразными были женские причёски.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ПО КУРСУ.
Стр. 163.
1. Охарактеризуйте взгляды известных представителей европейского Просвещения на человека и общество. В чём эти взгляды противостояли существовавшим в то время порядкам? *В ходе каких политических событий XVIII в. были воплощены в жизнь идеи Просвещения?
Большинством выдающихся представителей европейского Просвещения (Монтескьё, Вольтер, Руссо) выдвигались очень схожие идеи: естественные права человека, народный суверенитет, устройство государства путем общественного договора, равенство всех перед законом, демократия, разделение власти на отдельные ветви. Одним словом, они выступали за кардинальное реформирование общественно-политических порядков.
Взгляды просветителей шли вразрез с господствовавшими на то время взглядами, которые напрямую навязывались позицией церкви. Считалось что государственная власть происходит от воли Бога, а существующие феодальные устои, какими несправедливыми они бы не казались, тоже являются результатом Божьего промысла. Соответственно любое изменение данных порядков, по мнению духовенства, было невозможно.
Частично идеи Просвещения были реализованы в ходе реформ, которые проводили монархи, исповедующие «просвещенный абсолютизм» (Фридрих ІІ Великий в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Екатерина ІІ в России, Карл ІІІ в Испании). Однако в полной мере взгляды просветителей были воплощены только в ходе войны за независимость США (1775–1783 гг.) и Французской революции (1789–1799 гг.).
2. Объясните значение понятия «вольтерьянство». Что оно символизировало? Почему именем этого человека стали называть определённые взгляды, общественную позицию?
«Вольтерьянство» – неофициальное название свободомыслия в России XVIII в. Напрямую связано с именем и идеями самого выдающегося представителя эпохи Просвещения – Вольтера (1694–1778). Причиной такого наименования стало то, что Вольтер выступал с очень радикальными на то время взглядами на общество и государство, но самое главное – жестко критиковал деспотизм власти и религиозный фанатизм. Кроме того считал, что все люди должны иметь свободу слова, вероисповедания, а также быть равными перед законом, независимо от их происхождения.
3. Каким было политическое устройство большинства европейских государств в XVIII в.? Чем можно объяснить проведение некоторыми монархами политики просвещённого абсолютизма? Каковы были её итоги?
Большинство государств Европы в XVIII в. представляли собой абсолютные монархии. Их власть считалась божественной, и опиралась на дворянство и духовенство. При этом подавляющее большинство народа было отстранено от управления государством и возможности хоть как-то влиять на политику.
Монархи, которые в XVIII в. пытались проводить реформы в духе просвещенного абсолютизма, прежде всего хотели укрепить свою власть, упорядочить систему государственного управления и поддерживать развитие экономики. Также огромную роль играли личные взгляды определенных правителей на государство и общество, а также образ их мышления.
Итоги просвещенного абсолютизма практически во всех странах были плачевными. Реформы или были прекращены после смерти их инициаторов, или были поверхностными. Ни один монарх добровольно не пошел на кардинальные преобразования существующей системы.
4. Когда и где начался промышленный переворот? В чём состояла его сущность? Каковы были его важнейшие последствия?
Промышленный переворот произошел в Англии, во второй половине XVIII в. его суть состояла в переходе от мануфактурного производства к фабрично-заводскому и постепенной замене ручного труда машинным. При этом важнейшим компонентом промышленного переворота стало широкое внедрение в производство передовых на то время достижений науки и техники (в первую очередь паровых машин).
Главными последствиями промышленного переворота стало превращение Англии в наиболее технологически и экономически развитое государство мира («мастерскую мира»), ускорение развития капиталистических отношений и доминирование в экономике крупных промышленных предприятий (фабрик и заводов).
5. Расскажите о борьбе североамериканских колоний Великобритании за независимость (предпосылки; участники; ключевые события; причины победы в освободительной войне). В чём заключалось значение этих событий?
Предпосылки: бурное экономическое развитие британских колоний в Северной Америке в середине XVIII в., которое пыталось сдержать правительство Великобритании, путем различных налогов, торговых ограничений и таможенных сборов, а также рост национального самосознания жителей колоний и распространение идей Просвещения.
Участники: жители 13 британских колоний Северной Америки практически всех социальных слоев (плантаторы, фермеры, жители городов, торговцы, интеллигенция и т.д.)
Ключевые события: 1773 г. – «Бостонское чаепитие», 1774 г. – созыв Первого Континентального конгресса, 1775 г. – начало вооруженной борьбы колонистов с британскими войсками, 1776 г. – провозглашение независимости США, 1781 г. – капитуляция британских войск в Йорктауне, 1783 г. – мирный договор и окончание военных действий.
Причины победы в освободительной войне: распространение идей независимости среди широких народных масс, недооценка правительством Великобритании потенциала колонистов, полководческий талант Дж.Вашингтона, поддержка США со стороны других европейских государств (прежде всего Франции).
Историческое значение войны за независимость США стало то, что впервые в истории на карте мира государство с республиканской формой правления, основанное на принципах демократии, равенства и разделения властей. Также идея независимости от метрополии послужила примером для испанских и португальских колоний, которые в начале XIX в. создадут свои государства на Американском континенте.
6. Составьте «исторический портрет» Французской революции конца XVIII в. (причины; участники, их цели; этапы и ключевые события революции; отношения между революционной Францией и европейскими государствами; итоги революции). Какое значение имела данная революция для Франции, для всемирной истории? *Что можно назвать её уроками?
Причины революции: нарастающие экономические проблемы во Франции во второй половине 1780-х гг., недовольство народных масс существующими феодальными порядками, желание буржуазии принять участие в управлении государством.
Участники революции: буржуазия, небольшая часть дворянства и духовенства, городская беднота и крестьянство.
Цели участников революции: для буржуазии и примкнувшим к ним дворянам и духовенству – преобразование Франции в конституционную монархию, широкое внедрение гражданских свобод (всеобщее равенство перед законом, личная неприкосновенность, свобода слова, печати, вероисповедования) и ликвидация феодальных пережитков. Для беднейших слоев населения – решение их экономических проблем (например, безземелья) и ликвидация сословных ограничений.
Этапы и ключевые события революции:
1789 – 1792 гг. – взятие Бастилии, принятие Декларации прав человека и гражданина, гражданское устройство духовенства, Вареннский кризис, принятие первой в истории Конституции Франции, начало войны с антифранцузской коалицией, свержение монархии.
1792 – 1793 гг. – провозглашение Французской республики, победа при Вальми, суд и казнь Людовика XVI, начало мятежа в Вандее, якобинский переворот.
1794 – 1799 гг. – установление режима Директории, Итальянский и Египетский походы Наполеона Бонапарта, переворот 18 брюмера.
Отношения между революционной Францией и европейскими государствами – война, начавшаяся в 1792 г. Причина – образование антифранцузской коалиции (Великобритания, Австрия, Пруссия, Испания, позже – Россия), которая ставила целью восстановление дореволюционных порядков во Франции и препятствование распространению революционных идей в Европе.
Итоги революции: ликвидация монархии и установление республиканской формы правления, установление государственного контроля над католической церковью, ликвидация феодальных пережитков (например, деления на сословия), и ускорение развития капиталистических отношений во Франции.
Для Франции революция имела колоссальное значение, поскольку полностью изменила ход её истории. Произошло кардинальное изменение общественно-политического устройства страны. Благодаря ликвидации различных феодальных ограничений стали активно развиваться буржуазные отношения. В итоге французская экономика стала на путь капитализма. Для всемирной истории Французская революция конца XVIII в. важна тем, что фактически послужила примером для подражания многим странам Европы, и даже за ее пределами. Революционные идеи, а в особенности равенство всех граждан и демократия, нашли свой отклик среди многих прогрессивно настроенных людей того времени.
На мой взгляд, важнейшим уроком Французской революции можно считать то, что нежелание правящей элиты прислушиваться к мнению широких народных масс и вовремя идти на разумные уступки и договоренности неизбежно приводит к трагедии. Если бы еще на начальном этапе революции дворянство и духовенство пошло бы навстречу пожеланиям буржуазии, отказались бы хотя бы от части своих привилегий, вовремя приняли бы Конституцию и придерживались бы ее требований, история Франции была бы другой. Уверен, что сохранилась бы монархия, а страна избежала бы кровопролития в виде революционного террора и войн с большинством стран Европы.
7. *Рассмотрите проблему. На протяжении 1789–1799 гг. в революционной Франции дважды изменялся государственный строй (переход от монархии к республике, а затем от республики к консульству). В этот период были приняты три конституции (1791, 1793, 1795 гг.). Почему происходили такие перемены? Что они знаменовали?
В указанных Конституциях Франции отражались идеи и требования общества в тот или иной период революции. В первую очередь менялась форма правления и разделение полномочий между органами государственной власти. Конституция 1791 г. принята еще тогда, когда были сильны позиции сторонников конституционной монархии. Однако свержение короля Людовика XVI и провозглашение Французской республики сделали актуальным принятие новой Конституции, которая бы закрепила радикальные революционные преобразования. Поэтому Конституция 1793 г. стала воплощением взглядов якобинцев на устройство общества и государства, особенно что касается широкого влияния народных масс на формирование органы власти. В свою очередь после свержения якобинской диктатуры, господствующей стала противоположная точка зрения – об ограничении влияния социальных низов на политическую жизнь Франции. При этом республиканская форма правления оставалась неизменной. Поставив перед собой цель предотвратить возможное повторение диктатуры и террора, создатели Конституции 1795 г. фактически отменили всеобщее избирательное право, наделив правом голоса только состоятельных французов. Это знаменовало постепенный отход от идей радикального изменения государства и общества во Франции.
8. Рассмотрите историческую ситуацию. В XVIII в. в Европе существовали, наряду с централизованными государствами, многочисленные германские и итальянские государства. Чем отличалось их положение?
Централизованные государства Европы (например Великобритания, Франция, Испания, Португалия) характеризовались наличием сильной королевской власти. Монарх имел чрезвычайно много полномочий и ни перед кем не отвечал за свои действия. В свою очередь влияние феодалов на местах было существенно уменьшено и подчинено интересам центральной власти. Исключением была только Великобритания, где еще в конце XVII в. установился режим конституционной монархии. Однако система управления государством оставалась централизованной.
При этом на территории современных Германии и Италии, существовало несколько сотен фактически независимых друг от друга государств. Центральная власть либо существовала формально (как в Германии император и рейхстаг) либо ее вообще не было (как в Италии). Вся полнота власти принадлежала местным феодалам. Такая политическая раздробленность мешала нормальному экономическому развитию и в частности – капиталистическим отношениям.
9. Охарактеризуйте отношения европейских государств и стран Востока в XVIII в. В чём состояли интересы европейцев на Востоке? Какие отношения с отдельными государствами Востока у них складывались?
На протяжении всего XVIII в. европейские государства стремились ослабить страны Востока, а при возможности – и покорить. Для ослабления использовались как военные методы (превосходство европейских стран в военной организации и вооружении), так и экономические (сбыт более дешевых и качественных европейских товаров). Как результат – Индия была практически полностью покорена Великобританией и превратилась в колонию. Османская империя, после серии военных поражений, потеряла свое былое могущество и постепенно превратилась в зависимое от Великобритании государство и фактически стала рынком сбыта английских товаров. Избежали подобной участи только Китай и Япония исключительно благодаря политике самоизоляции. Благодаря закрытию их границ европейские государства не смогли осуществить свои планы. Во всяком случае, в XVIII в.
Стр. 164.
10. Известно, что многие современники и историки называли XVIII столетие «веком разума и науки». В чём заключались достижения европейской науки того времени? Чем можно объяснить то, что многие научные открытия стали находить практическое применение быстрее, чем в предшествующее время?
Основные достижения европейской науки XVIII в. в касались как глобальных вопросов мироустройства (закон всемирного тяготения, теория движения небесных тел, астрономические исследования Солнечной системы), так и сугубо прикладных (эксперименты в области электричества, начало воздухоплавания, и конечно же – изобретение парового двигателя).
Скорость внедрения открытий в практическую деятельность объяснялась требованием экономики (активное развитие капиталистических отношений, которое заключалось в желании буржуазии увеличить свою прибыль за счет технических новинок), уменьшением влияния церкви на государство и общество (в предыдущие столетия церковь под видом борьбы с еретиками преследовала немало талантливых ученых, которые сделали прогрессивные открытия) и увеличением количества образованных людей, готовых использовать эти открытия на практике.
11. Подготовьте сообщение о наиболее значительных достижениях в различных сферах европейского искусства XVIII в.: литературе, архитектуре, живописи, музыке (по выбору). Используйте информацию учебника и дополнительные материалы (литературу, интернет-ресурсы). Выскажите суждение, чем интересны произведения искусства того далёкого от нас времени для современного читателя, зрителя.
Наиболее весомые достижения, согласно моей точке зрения, были сделаны в архитектуре, поскольку величественные строения XVIII в. и по сей день вызывают у современных людей чувство восторга и восхищения, а также восхищением гения строителей той эпохи. Они, обладая небольшим набором технических средств, творили шедевры на века. Именно этим такие произведения искусства привлекают и будут привлекать еще многие поколения.
Характерной чертой архитектуры XVIII в. была своеобразная конкуренция двух разных стилей: классицизма и барокко. Если для барокко были характерны богатство убранства, криволинейные формы, торжественность и пышность, то для классицизма – наоборот: простота, строгость формы и величие.
Среди наиболее выдающихся архитектурных памятников XVIII в. в России – Зимний дворец, Петропавловский собор и Смольный институт в Петербурге, дворцово-парковые комплексы в Петергофе и Царском Селе, а также дом Пашкова и здание Сената в Москве. В Европе к шедеврам архитектуры можно отнести Версальский дворцово-парковый комплекс (постройка началась еще в предыдущем столетии), ансамбль площади святого Петра в Ватикане, собор святого Павла в Лондоне и Бранденбургские ворота в Берлине. Именно эти сооружения, согласно моей точке зрения, являются наиболее выдающимися памятниками архитектуры XVIII в.
12. Составьте характеристику одного из исторических деятелей XVIII в. Какое место он занимает в истории своего времени, в мировой истории? Какие черты эпохи отразились в его жизни и деятельности?
Одним из важных, но в тоже время малоизвестным, историческим деятелем XVIII в. был маркиз Себастьян Жозе де Помбал (1699 – 1782), который в 1750 – 1777 гг. занимал пост первого министра Португалии и пытался проводить реформы в духе «просвещенного абсолютизма». Поскольку тогдашний король Португалии Жозе І мало интересовался государственными делами, то Помбал почти три десятилетия был фактическим руководителем страны.
В истории он прежде всего оставил след как один из наиболее радикальных представителей «просвещенного абсолютизма», который довольно успешно старался, не меняя общественно-политические и экономические устои страны, преодолеть отставания Португалии от ведущих государств Европы (прежде всего Испании и Великобритании). На его жизни и деятельности особенно отразились такие черты эпохи как стремление усилить влияние государства на общество и ослабить церковное, развитие капиталистических отношений, сопротивление прогрессивным реформам со стороны элиты – дворянства и духовенства.
Прежде всего Помбал укрепил государственную власть и ослабил влияние католической церкви. Более того, он совершил немыслимый по тем временам поступок – запретил деятельность ордена иезуитов в Португалии. Реформировал налоговую и таможенную систему, что привело к большей наполняемости казны. Поддерживал развитие португальских мануфактур и торговлю с колониями (в первую очередь с Бразилией). Способствовал внедрению светского образования (увеличение количества школ и университетов), благодаря чему показатель грамотности португальцев на тот момент стал одним из самых высоких в Европе. Покровительствовал ученым. Принимал непосредственное участие в восстановлении столицы – Лиссабона после жуткого землетрясения 1755 г.
К сожалению, прогрессивные преобразования Помбала так и не превратились в систему. Новый монарх – королева Мария І отправила его в отставку и отменила все проведенные реформы. Остаток жизни Помбал провел в изгнании. Так закончилась жизнь одного из наиболее продуктивных реформаторов XVIII в.