Ученые отмечают что стилистическая особенность причастий и причастных оборотов

Ученые отмечают что стилистическая особенность причастий и причастных оборотов

Ученые отмечают что стилистическая особенность причастий и причастных оборотов

Проект «Роль причастий в художественных текстах» (на примере произведений К. Д. Воробьева) выполнили Веревкина София, Митина Виктория, учащиеся 6Г класса МБОУ «СОШ № 30» г. Курска.

Оглавление

Изучая на уроках русского языка причастие, мы столкнулись с тем, что данная часть речи – явление неоднозначное. Что же такое причастие и какова же роль причастий в художественном тексте – круг вопросов, обусловивших актуальность данной проблемы.

Мы решили разобраться в употреблении причастий, используя в качестве объекта исследования тексты нашего земляка К. Д. Воробьева.

Цель работы: описать роль причастий в художественном тексте.

Задачи работы:

Объект исследования – произведения К. Д. Воробьева

Предметом изучения являются причастия и причастные обороты.

Для достижения поставленных задачей были использованы следующие методы: поисковый, наблюдение, лингвистический (языковой) анализ, статистический.

Материалом для исследования послужили произведения К. Д. Воробьева: «Крик», «Немец в валенках», «Дорога в отчий дом»

Всего было зафиксировано 49 языковых единиц (приложение 2). За единицу был принят текстовый фрагмент, содержащий причастие или причастный оборот.

1.Грамматический статус причастия

К вопросу о грамматическом статусе причастия обращаются авторы учебников, ученые, занимающиеся изучением грамматики, морфологии. Единая карта восприятия причастий стала просматриваться во второй половине ХХ века. До сих пор у ученых точки зрения противоположны, у некоторых понимание статуса причастия менялось от исследования к исследованию. То, что объединяется в плане значения (глагол), распадается на отдельные разряды в плане морфологии.

В учебнике русского языка под ред. Разумовской М. М. причастие – особая форма глагола. Однако практически школьная грамматика считает глаголом только личные, спрягаемые формы, а причастие склоняется, как имя прилагательное. Причины для включения причастий в глагол таковы. «Несмотря на сходство своих словоизменительных форм с прилагательными, причастия функционально и синтаксически отличаются от прилагательных. Это отличие заключается в следующем. Причастия выражают признак предмета, проявляющийся во времени и создаваемый предметом, между тем как прилагательное – постоянный и не производимый признак. Причастия сохраняют все особенности синтаксического употребления, свойственные глаголам, от которых они образованы» (уч. СРЯ под ред. Новикова).

А. А. Потебня, известный языковед ХIХ века, считает причастие промежуточной частью речи. «Нынешние причастия есть часть речи обособленная, оставшаяся за выделением категорий прилагательного и существительного. Первобытное имя, предшествовавшее выделению категорий существительного и прилагательного, по способу представления в нём признака ближе всего подходило к причастию… не нужно себе представлять причастие непременно словом отглагольным, оно не происходит от глагола, а появляется вместе с ним»

Д. Н. Овсянико-Куликовский в «Синтаксисе русского языка» выносит причастия в отдельные, знаменательные части речи, которые суть формы мысли. «Иначе говоря, здесь глагольность совмещена с прилагательностью. Эта двойственная форма мысли есть причастие»

В. А. Богородицкий в очерке «О частях речи»: «По формальным признакам причастие сближается с прилагательными и включается в состав последних.»

А. М. Пешковский в ранних изданиях своего «Русского синтаксиса в научном освещении» говорит о причастиях и деепричастиях как об отдельных частях речи (форменных словах). Но затем его точка зрения изменилась, и он включил причастия в разряд имён прилагательных наряду с собственно прилагательными, а ещё позднее причастия и деепричастия были отнесены им к особым «смешанным» частям речи, и причастие отрезано от прилагательного.

Академик А. А. Шахматов говорит о частях речи в своём труде, посвящённом синтаксису. причастие является глагольным прилагательным, это такая форма (часть речи), которая совмещает грамматические свойства глагола и прилагательного.

Шахматов в «Очерке современного русского литературного языка» писал также, что и причастия есть отдельные от глагола слова.

Л. В. Щерба как лингвист много внимания уделял проблемам общей теории языка (как и многие другие из упоминаемых в моей работе учёных). Но одна из его статей посвящена частям речи в русском языке как одному из важных вопросов грамматики. Щерба считает, что некоторые слова могут обладать признаками двух частей речи. Как раз такими являются причастия и деепричастия.

Внутри раздела прилагательных в своей статье Щерба поместил и описание причастий. Они составляют резко обособленную группу. Причастие подводится одновременно под категорию глаголов и под категорию прилагательных, имея с последними и общие формы, и значение. Теряя глагольность, они становятся простыми прилагательными.

В. В. Виноградов определяет причастия как категорию гибридных глагольно-прилагательных форм.

Мы видим, что можно выделить несколько основных точек зрения на проблему грамматического статуса причастий

Итак, во всей грамматической традиции можно выделить несколько основных точек зрения на проблему грамматического статуса причастий и деепричастий. Они сводятся к следующему:

Учитывая разные точки зрения, необходимо разобраться с тем, какими свойствами обладает причастие, что обозначает.

Лингвисты считают, что причастие обозначает признак предмета по действию, обладает общими с глаголом и прилагательным свойствами.

Глагольные признаки причастий:

– причастия создаются только на базе глаголов;

– имеют общие с глаголом лексические значения;

– имеют общие с глаголом морфологические свойства: вид, время (кроме будущего), переходность/непереходность;

Признаки причастий, общие с прилагательными:

– причастия обозначают признак предмета;

– имеют общую с прилагательными синтаксическую функцию определения и согласуются с определяемым словом;

– имеют общие с прилагательным морфологические свойства: изменение по родам числам и падежам;

– краткие причастия, как и краткие прилагательные, являются сказуемыми.

Действительно, как выяснили, причастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данной работе мы будем придерживаться точки зрения отражённой, например, в учебнике Бабайцевой В. В., Чесноковой Л. Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какая? какое? какие? что делающий? что сделавший? что делающее? И другие. Например, сверкавший, плачущая, палящее, переливающиеся. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

В предложениях причастия обычно согласуются с именами существительными и выступают в роли определения: «Бойцы лежали на соломе, настланной толстым слоем на полу» (К. Д. Воробьёв «Крик»)

Причастия, как и глаголы, сохраняют значение действия: «Он шёл в середине, а она по бокам, и возле колдобины с нашей кропой Вилли споткнулся, но руки у него остались прижатыми к бокам. » (Воробьёв «Немец в валенках») (руки, которые были прижаты к бокам)

2.Роль причастий в речи и художественных произведениях

Составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль называл причастие «частью речи, причастной глаголу, в образе прилагательного». Уже это определение показывает, что у причастий гораздо больше функций в речи, чем у любой другой части речи, в частности, у глагола и прилагательного по отдельности.

Но причастия довольно редко употребляются в разговорной речи, изобилующей неполными предложениями, более простыми по сравнению с другими стилями речи синтаксическими конструкциями. Это их свойство отмечал ещё Александр Сергеевич Пушкин: «Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

По мнению Д. В. Григоровича, «. причастие дорисовывает движение», поэтому оно незаменимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия.

Причастие – это часть речи, «причастная глаголу в образе прилагательного», – утверждал В. И. Даль

Стилистическая особенность причастий и причастных оборотов состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер.

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с причастными оборотами, это происходит по нескольким причинам:

Во-первых, причастный обороты придаёт тексту некоторую торжественность, высокопарность, чего стесняется человек в обычной речи.

Во-вторых, эта конструкция плохо усвоена, поэтому вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

Высоко оценивают стилистические возможности причастий все современные лингвисты, которые утверждают, что эта глагольная форма позволяет вкладывать большое содержание в сжатую по форме речь. Ученые отмечают, что причастия при умелом их употреблении дают возможность выразительно передать детали, живописно рисующие действие, содействуют динамике рассказа, а это усиливает образность художественного повествования.

Причастие замечательно своей двойной ролью: по смыслу это процесс, а по виду – признак. Наличие этой части речи свидетельствует о желании автора быть более выразительным, писать кратко и литературно. В настоящее время она используется преимущественно при письме. Исключение составляют краткие страдательные причастия в прошедшем времени. Их часто применяют в устной речи. Кроме того, в отличие от остальных видов, они встречаются в диалектах. Например, слова «написан» или «налит».

И это, безусловно, удалось Воробьеву – признанному художнику слова

В своем исследовании мы смогли разбить причастия, встречающиеся в текстах К. Д. Воробьева, на несколько групп.

1.Причастия и причастные обороты, характеризующие человека.

Причастия при умелом их употреблении дают возможность выразительно передать детали, живописно рисующие действие, содействуют динамике рассказа, а это усиливает образность художественного повествования. Все эти качества причастий обусловливают их широкое употребление в разнообразных речевых стилях и литературных жанрах. Воробьёв был наблюдательным человеком, внимательным не только к природе, но и к окружающим людям. Через его описание внешности мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека.

«Мы бежали молча, и под шинелью у меня звонко булькала писанка, и с каждым шагом больно разрасталось мое сердце, набухая ожиданием чего-то неведомого, неотвратимо зовущего и почти бесстрашного».

Употребляя причастие для описания обычного человека, автор призывает нас подумать, дорисовать картины. Причастный оборот «. настланной толстым слоем на полу» («Бойцы лежали на соломе, настланной толстым слоем на полу» (К. Д. Воробьёв «Крик») рисует в нашем воображении картину довольных бойцов, которые лежат на мягкой соломе, настланной толстым и очень удобным слоем на полу.

Так, причастный оборот «. шуршащим по полу хаты» («И пусть. Подумаешь! И не надо! И нечего меня провожать,думал я, неведомо за что разозлясь на Маринку и прислушиваясь к её шагам, шуршащим по полу хаты» (К. Д. Воробьёв «Крик») рассказывает о Сергее, который разозлился на Маринку и осторожно в тишине прислушивался к шуршащим шагам Маринки. Причастие «шуршащим» ассоциируется с листвой, осенью, мирной жизнью.

Для того, чтобы дорисовать точную картину, Воробьев употребляет причастия в рассказе. Так, причастие «распрямленные» («Вилли поспешно и громко сказал: «Найн», – и вздернул голову, а распрямленные ладони прижал к бокам» (К. Д. Воробьев «Немец в валенках») рисует в нашем воображении не только распрямленные ладони, но и человека Вилли, которому руки и принадлежат, его речь на немецком и придумываем чувства и эмоции.

2.Причастия и причастные обороты, характеризующие природные явления.

Константин Дмитриевич Воробьев, уроженец Курской области, очень любил свою Родину, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений.

«Всё это мы обмозговали за одну секунду,в такой обстановке шарики в голове работают здорово,и решили вот что: транспортировать нарезанные прутья к конвоиру» (К. Д. Воробьёв «Дорога в отчий дом»)

«Но он никакого подвоха нам не замышлял и с наступлением вечера действительно доставил в назначенный пункт леса двух наших земляководного по фамилии Калитин, а другого, кажется, Жариков». (К. Д. Воробьёв «Дорога в отчий дом»)

«Немирово открылось неожиданномы вышли на самый гребень поля, и сразу же над нами прекратился шелест пролетающих мин.» (К. Д. Воробьёв «Крик»)

Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии. Константин Воробьев часто использует причастия, передаёт свое виденье окружающего мира. В рассказе «Дорога в отчий дом» автор использовал причастия для описания природы. Воробьёв описывал деревни и то, что было вокруг.

Глагольные признаки причастия помогают почувствовать дыхание, движение, действие и прикосновение, а признаки прилагательного в причастиях делают предметы и явления природы, как на картине художника. Автор помогает нам понять, что природа – духовный собрат человека. Этот день и угас ярко,солнце закатывалось чистым, малиновым, и оснеженное поле за ручьем тоже было малиновым, жарко сверкающим. (К.Д Воробьев «Крик»)

Употребляя причастия для описания обычного предмета, автор призывает нас додумать, дорисовать картины. Так, причастный оборот «отрытого моим взводом» («После этого Калач каждый раз лично проверял качество окопа, отрытого моим взводом» (К. Д. Воробьев «Крик») рисует в нашем воображении даже не сам окоп, а тех людей, которые его рыли, придумываем фразы, разговоры, эмоции.

Метафоричность причастий в текстах К. Д. Воробьева

Самобытность причастия, особенность его стилистического употребления отметил К. Д. Ушинский, который писал, что «. эту форму создал русский народ в своем характеристическом стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нем русскую сметливость».

Эта особенность причастий как нельзя ярко представлена в произведениях К. Д. Воробьева.

Для создания конкретно-образного чувства тоски по ушедшему, автор использует сложноподчиненные предложения с причастиями и причастными оборотами, чтобы передать легкость и естественность одновременной работы и пения, свойственных только русскому человеку.

Заключение

Трансформируя устойчивые выражения, расширяя и обогащая их значение, причастия создают яркие образы, выражают авторское отношение к героям и событиям.

Список литературы

Приложение. Языковые единицы

(К. Д. Воробьев «Немец в валенках»)

Источник

Сочинение-рассуждение «Роль причастия в речи». Пожалуйста, помогите. СРОЧНО.

Стилистическая особенность причастий и причастных оборотов состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер. А. С. Пушкин писал: «Мы не говорим: >>карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет. Который метёт… и пр. >>, – заменяя краткость причастия вялым оборотом».
В обыденной речи причастия употребляются крайне редко, а вот где нужны пафос, обличительность, торжественность, там без причастия трудно обойтись
Причастие — это особая форма глагола, которая имеет следующие признаки.
1.Обобщённое лексическое значение.
Причастие обозначает признак предмета по дейст­вию, то есть по значению примыкает к прилагательным и отвечает на вопрос прилагательных ка­кой? (а также искусственно образованные вопросы что делающий? что делавший? что делаемый? что сделанный?): идущий по тротуару че­ловек; уставший за день водитель; слова, произносимые вслух; пере­численные факты.
2.Грамматические признаки (значения).
ü Морфологический уровень.
Эта глагольная форма обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.
Поскольку причастие — это одна из форм глагола, у него есть все постоянные признаки глагола: переходность, возвратность, вид, спряже­ние.
Из непостоянных признаков глагола у причастий представлена ха­рактеристика времени (настоящего и прошедшего).
Причастия настоя­щего времени обозначают признак предмета по действию, совершаю­щемуся одновременно с моментом речи или с моментом другого дейст­вия.
Например: Идущий по тротуару человек оборачивается — действия идти и оборачиваться одновременны друг с другом и с моментом речи; Идущий по тротуару человек обернулся — оба действия совершаются од­новременно, но при этом до момента речи).
Причастия прошедшего времени обозначают признак по действию, совершавшемуся в прошлом (Уставший за день водитель сразу же заснул).
Признаком глагола является также и залог (действи­тельный и страдательный).
Действительные причас­тия обозначают признак предмета, который сам производит действие, то есть признак субъекта действия (идущий, уставший), а страдательные — признак предмета, на который направлено действие, то есть признак объекта действия (произносимый, перечисленный).
К непостоянным признакам причастия относятся признаки прилагательного: род, число, падеж, а также полнота / краткость (обычно страдательные причастия имеют краткую форму)
Синтаксический уровень.
Причастия согласуются с существительными, подобно прилага­тельным, и в предложении бывают теми же членами, что и прилагатель­ные, — определением и именной частью составного именного сказуемо­го (краткие причастия — только частью сказуемого СИС).
Использование причастий в речи
Причастие – важное средство обозначения признаков предметов в форме согласованного определения.
Лексический уровень.
Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике: Зарумянившееся лицо ее сияло радостью и решимостью (Л. Т.).
Грамматический уровень.
Морфологические признаки.

Источник

Урок — творческое исследование в 6-м классе «Роль причастий и причастных оборотов в поэтической речи» (по УМК «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской)

Часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.

2. Повторение изученного.

1). Ученики рассказывают о роли одиночных причастий и причастных оборотов в научной речи. .

2). Дайте определения научных понятий разделов русского языка, используя причастные обороты.

Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения.

Орфография – раздел языкознания, изучающий правила написания слов.

Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи и их особенности

Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка в его историческом развитии.

Фразеология – раздел языкознания, изучающий устойчивые обороты речи

Морфология- раздел языкознания, изучающий части речи и их особенности.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий способы образования слов.

Морфемика – раздел языкознания, изучающий части слова (морфемы) и их особенности.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий особенности словосочетания и предложения.

Пунктуация – раздел языкознания, изучающий правила употребления знаков препинания в письменной речи.

3). Проблемное собеседование по вопросам учителя:

— Что общего в названных вами определениях?

Ответы учеников строятся на знаниях, изложенных на стр. 273 учебника М. Разумовской. “Русский язык” 6 класс:

— каждое определение характеризует, что изучает тот или иной раздел языкознания (все они – научные понятия);

— все они относятся к научному стилю;

— однотипное грамматическое построение: Х, причастный оборот;

— Как строится логически каждое научное определение?

1. Лингвистический термин (например: этимология).

2. Широкое понятие (раздел языкознания)

3. Отличительный (видовой) признак (что изучается).

— Правильно. Вы хорошо справились с трудным заданием.

А есть ли в данном определении глагол? (Нет)

Что же выполняет функцию глагола? (причастие в причастном обороте )

Какова его роль? (причастие в причастном обороте выполняет функцию глагола – указывает на время, вид, возвратность, сочетается с другим словом)

Глагола нет, а чувствуется его незримое присутствие, движение, сила, энергия, переданные с помощью особой глагольной формы – причастия.

Прилагательного тоже нет, а признак действия в наличии (м. р., ед. ч, им. п. ).

4) Проблемный вопрос: А можете ли вы представить все те научные определения, при помощи которых давали объяснение каждого раздела русского языка образно, то есть в рисунке?

Ученики предлагают свои варианты (приложение- рисунки учеников):

— детская пирамидка, каждый кружок в которой тот или иной раздел русского языка;

— растущее дерево, ветви которого являются разделами русского языка;

— цветок, лепестки которого тот или иной раздел (рисунок №1).

— акварельные краски, каждый цветовой тюбик – раздел языкознания (рисунок №2)

— солнце, лучи которого символизируют тот или иной раздел русского языка (рисунок№4)

Хорошо, что так выразительно, образно и поэтично вы представили как единое целое все разделы языковой системы.

Спасибо за интересные находки, сравнения!

А мы продолжим работу в нашей творческой лаборатории: будем исследовать роль причастий и причастных оборотов в тексте художественного стиля, совершенствовать речевую культуру и детское речевое творчество

5). Прочитайте наизусть примеры поэтических текстов с причастными оборотами. (как проверка домашнего задания; в учебнике под редакцией М. М. Разумовской в разделе “Причастие” таких текстов достаточно).

3. Изучение темы урока. Установка учителя на грамматическое исследование:

рассмотреть особенности употребления в письменной речи (поэтическом тексте) причастий и причастных оборотов, определить их роль и значение в структуре текста художественного стиля.

Дерево, шелестящее тысячами ветвей,

Корни, уходящие в глубь полей,

Лист, звенящий и танцующий в тишине веков,

Цветок, благоухающий сотнями лепестков,

Чудо великое – русский язык.

(Виктор Краско, молдавский поэт, “Дума о русском языке”)

Ученик у доски расставляет правильно знаки препинания, объясняя каждый случай употребления запятой и тире в стихотворении

4. Анализ стихотворения

2). Восприятие текста. Вопросы учителя:

— Вы прочитали стихотворение. О чём оно? Сформулируйте тему данного поэтического текста. (Что такое русский язык в восприятии поэта. )

— Что вы почувствовали, ощутили? Какие чувства у вас пробудил этот текст? (Ответ учащихся:чувства гордости, восхищения тем, как чудесен, неповторим, красив наш русский язык ).

Прослушайте еще раз стихотворный текст (учитель читает)).

Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к этим поэтическим строчкам. Какие краски вам будут нужны? (зелёное пышное дерево, лепестки цветка могут быть и оранжевогоо, и красного, и голубого, и желтого, и белого, и других цветов, то есть могут быть использованы все цвета спектра).

— Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста. Какая слышится мелодия?

(гимн, торжественная мелодия, колокольный звон)

— Что объединяет пятистишие и мелодию? (настроение)

— Так какое же общее настроение от этого поэтического высказывания?

(светлое, прекрасное, возвышенное, торжественно-приподнятое)

3). Осмысление лингвистических средств, создание образности поэтической речи.

— У вас возникло возвышенное настроение. Вы испытываете чувство гордости за наш русский язык! Почему так произошло? Кто воздействовал на ваше настроение? (Автор)

— Как автор характеризует русский язык? Назовите существительные-слова оценки.

(дерево+корни+лист+цветок= чудо русский язык!)

У поэта свои способы выражения чувств? Какие? Попробуйте в тексте найти тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)

Звукопись: ш, ст, щ, ч. – шероховатые звуки по характеру

Валерий Брюсов писал: “Верь в звук слов, смысл тайны в них”. И мы верим, потому что данные звуки как бы передают трудности роста дерева: ведь росло оно из маленького зернышка, хрупкий росточек преодолевал невероятные тяготы и лишения, но наконец-то выросло дерево и продолжает набирать силу.

1 строка: ( Дерево, шелестящее тысячами ветвей) выразительная, динамическая, яркая, энергичная. Почему? Ведь глаголов нет! С помощью какой синтаксической конструкции поэт достигает необыкновенной художественной выразительности?

Вывод учащихся и учителя:

Причастия! Причастные обороты! Благодаря им создаётся яркий, зримый художественный образ.

2 строка: Корни, уходящие в глубь полей.

олицетворение “уходящие”, звуки Х, Щ передают движение, жизненные трудности.

Лист, звенящий и танцующий в тишине веков.

лист – метафора, звенящий и танцующий – олицетворения.

Цветок, благоухающий сотнями лепестков.

танцующий – олицетворение. Олицетворения, метафоры придают

предмету описания необычную образность, выразительность

Чудо великое – русский язык. инверсия “чудо великое”, эпитет “великое” придают стихотворению особую поэтичность, образность, выразительность.

4). Вывод о роли причастного оборота в поэтическом тексте.

Если в тексте научного стиля причастия и причастные обороты не являются средством выразительности, то в тексте художественного стиля наоборот. Они не только образно описывают, характеризуют предмет, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Причастия совмещают в себе свойства двух частей речи (прилагательного и глагола). Именно эта особенность придаёт предмету яркость, образность, динамичность, выразительность.

5). Проведение небольшого эксперимента: прочитайте пятистишие без причастных оборотов? Что потеряло это стихотворение? (яркость, образность, выразительность, динамичность, энергичность)

Вывод: причастия, причастные обороты воспринимаются как эстетическая категория художественного текста. Они соединяют в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного. Автор использует причастные обороты для того, чтобы с их помощью воздействовать на чувства читателей или слушателей

6). Проблемное задание: выпишите из данного поэтического текста все причастия: (шелестящее, уходящие, звенящий, благоухающий).

Что у них общего? (действительные причастия настоящего времени).

Почему именно действительное? (признак предмета по действию, которое совершает сам предмет)

7). Поразмышляем об авторе этих замечательных поэтических строк. Каким вам представляется этот человек? Какую главную мысль-идею хотел он выразить?

Поэт любит русский язык, гордится им, восхищается. Его переполняют чувства восторга и величия. Русский язык он рассматривает как “чудо великое”.

Какая синтаксическая конструкция помогает поэту передать свои чувства и мысли?

5. Задание по группам ( 4-5 групп ).

1)Какие из высказываний о русском языке других поэтов, писателей, ученых вам особенно понравились, выразительно их прочитайте, определите, как образно характеризуется русский язык

Ребята зачитывают высказывания великих людей (приложение №1).

3) Попытайтесь придумать, сохраняя стиль, свои стихи

Примеры некоторых из придуманных стихов. Зрительный образ:

Что такое русский язык?
Радуга, источающая счастье нагода,
Солнце, не меркнущее никогда,
Жизнь, неумирающая, бессмертная навека,
Учитель, сеющий разумное, доброе, вечное всегда.

Что такое русский язык?
Величественный набат,
Звучащий все годы и века подряд.

Что такое русский язык?

Изгоняющий подлость, трусость вон

Колокольный …колокольный звон.,

Ученики пользуются плакатами, памятками

Вывод: Все слова воспринимаются в сине-желто-зеленой гамме;а смысловое значение звуков соответствует лексическому значению слова в данном контексте

Задание для пятой группы. Проанализировать данный текст по предложенному алгоритму (приложение №2) Ответ на данный вопрос будет как обобщение по всему стихотворению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Спасибо, ребята, за творчество, глубину понимания нашего совместного исследования. Всего доброго! Любите родной русский язык. Уважайте и берегите его!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *