Учение вуду что это

«Как это устроено»: Самая мирная религия на свете. Культ и культура вуду

Учение вуду что это

История странного синтеза

Культ вуду — это обобщённое название для синкретических вероучений, возникших среди африканцев и их потомков, живущих в районе Карибского бассейна. Или, по-простому, — это мешанина разных религиозных идей и практик, в которой нет ядра, но есть два истока — христианство и африканские традиционные верования. В узком смысле вуду — это прежде всего гаитянское вуду, которое оказалось наиболее популярным благодаря интересу нескольких авторов (в т. ч. Уэйда Дэвиса, автора нашумевшей книги «Змея и радуга»). Однако сама история культа до сих пор изрядно мистифицирована, а в последние 30–40 лет ещё и получила искусственную внешнюю оболочку, рассчитанную на туристов.

В целом история вуду — это всего несколько дат. Первые чернокожие рабы были завезены на Гаити французами в 1503 году. В 1791 году невольник по имени Туссен-Лувертюр поднял восстание, которое увенчалось не только изгнанием рабовладельцев, но и созданием независимого государства (единственный прецедент в истории чёрного рабства). Важную роль в формировании нового государства сыграли тогда ещё практически не описанные, неизвестно откуда взявшиеся культы со своими колдунами и жрецами. В 1860 году Папа Римский Пий IX признал гаитянское вуду ответвлением католицизма; впрочем, ни к каким последующим шагам это не привело. В 1957 году к власти на Гаити пришёл диктатор Франсуа Дювалье, который известен также как Папа Док (сам он себя иногда прямо называл «Барон Суббота»). При его правлении идеология активно использовала представления вуду, во многом чтобы запугивать своих противников. В 2003 году правительство Гаити объявило вуду официальной религией страны. К этому моменту вуду распространилось не только по карибскому региону (где, впрочем, были и свои «младшие братья» вуду — например, кандомбле, сантерия, винти, луизианское вуду), но и обратно к истокам — в Западной Африке. В последние десятилетия кое-где происходит отказ от вуду, в т. ч. из-за конкуренции с другими миссиями. В ряде стран (например, в Нигерии) жрецам и колдунам вуду официально запрещают лечить и брать деньги за ритуалы.

Само слово «вуду», вероятно, произошло из языка африканских дагомейцев, где «водун» — это дух. Народы Дагомеи и региона Конго верили в богов природных сил и духов, и эту веру они принесли с собой в Новый свет. Однако колонизаторы, особенно французы, считали важным приобщать рабов к вере в Христа, хотя и без особых подробностей (дабы не смущать умы идеей равенства во Христе всех верующих). В итоге произошло нечто нетипичное: чернокожие рабы, происходившие из разных племён, приняли единого Бога, но наполнили лакуны непонятного им христианства собственными представлениями о мироздании. Христианство всегда в новых землях обрастало народной мифологией с элементами язычества, но в вуду это произошло в очень грубых и гротескных формах. При этом богов завоевателей народы либо принимали полностью, либо яростно отвергали, чего также не произошло в вуду. Весьма вероятно, что чернокожим пленникам нужно было как-то осмыслить превосходство белых, — и они нашли объяснения в представлении о том, что те через поклонение более сильному богу получили власть.

Учение вуду что это

Концептуальные персонажи

Единый Бог, что создал всё, а затем ушёл на покой (словно это Бог не католиков, а просвещённых деистов XVIII века), получил в культе вуду имя Бонди или Бондьё (от фр. bon Dieu — добрый Бог). А в качестве его помощников вудуисты придумали целый сонм низших божеств — Лоа. Происхождение слова «лоа» более спорное, но, вероятно, оно означает «закон» (от фр. la loi — закон). Именно к ним и обращаются жрецы, колдуны и иногда сами верующие. При этом в образе лоа перемешались африканские духи, христианские ангелы, апостолы и святые, а также новопридуманные фигуры, очень похожие на персонажей современных городских страшилок и легенд.

Лоа наделены большой силой, но при этом имеют свои слабости и пристрастия (об этом скажем чуть позже). Важным элементом контакта с лоа является правильно оформленный ритуал. Он не только позволяет заручиться поддержкой нужного лоа, но и защищает от некоторых последствий. Самым явным из них считается одержимость — в отличие от святых, лоа ведут себя как духи, что способны вселяться в людей. Жрецы и жрицы позволяют сделать это лишь на время, но обычный человек может попасть под полную власть одного из таких духов. В большинстве случаев ритуал призыва начинается с обращения к главному посреднику между Лоа и живыми — к лоа по имени Папа Легба; в других случаях избирается особое место (перекрёстки, кладбища и т. п.). В ходе ритуала очень важны специальные символы, призывающие нужного лоа и жертвоприношения, заставляющие духа обратить своё внимание на просящих. Кровь жертвенных животных также помогает жрецу-хунгану войти в священный транс.

Лоа Дамбала — единственный лоа, к которому можно обращаться напрямую, без посредников. Иногда его считают отцом многих других лоа. Свои черты он взял от богов неба, воды, земли и плодородия. Его часто изображают в виде большого змея, уробороса, пары змей или мужского фаллоса. По мнению вудуистов, он любит молоко, сладости и предпочитает белый и чёрный цвета. Этого бога просят о восстановлении равновесия, например об излечении или дожде после долгой засухи. Он также покровительствует людям, получившим увечья, младенцам и блондинам-альбиносам. Его женой считают Эрзули — вудуистскую богиню любви и красоты. Свой внешний облик она взяла из католического культа Девы Марии. Эрзули считается очень прихотливой особой, которая творит не только добро, но и зло, иногда даже её описывают как суккуба — демона в женском обличии, лишающего мужчин сил. Образ Эрзули распадается на две ипостаси: в одной она чёрная брутальная женщина, бывшая рабыня, покровительствующая лесбиянкам (Святая Барбара), в другой — белая состоятельная женщина, помогающая влюблённым. Одержимые духом Эрзули — похотливы и плодовиты.

Папа Легба считается посредником между людьми и потусторонними сущностями, эдаким привратником между мирами. Его образ заимствовал некоторые элементы от Святого Петра и Святого Лазаря. В Гаити его изображают как старика в соломенной шляпе с посохом или палочкой, а в Бразилии — как непослушного ребёнка. Жрец его вызывает первым, чтобы получить разрешение на встречу с другими духами. Одержимый духом Легбе, жрец часто начинает хромать и по-стариковски ворчать. В жертву Папе Легбе приносятся белый петух, а также кофе, ром, табак, сигареты, кости животных, жареная и копчёная курица, сладости. Вероятно, изначально это был очень прихотливый африканский дух, который сбивал с пути и мешал в жизни, однако затем он стал привратником и защитником в сложных ситуациях.

Учение вуду что это

Барон Самеди (Суббота), Мама Бриджит и Геде Нибо

Покровительствует Барон Суббота детям, служителям кладбищ, а также лихим людям (разбойникам, ворам, мошенникам — тем, кто полагается на удачу и силу). По своему изображению это один из самых колоритных персонажей: у него костюм гробовщика с высоким чёрным цилиндром, лицо скелета или очень тощее, обязательно сигара в зубах. Одержимый им невоздержан в алкоголе, курении, еде и сексе. У Самеди есть жена — Мама Бриджит и приёмный сын Геде Нибо. Мама Би, возможно, появилась благодаря ирландской святой Бригитте (на некоторых островах селились католики — выходцы из Ирландии и Шотландии). Её описывают как щедрую хозяйку, обладающую белой кожей и русыми волосами. Также к ней обращаются за защитой детей и животных. При этом обращение к Маме Бриджит часто содержит сквернословие — так слова лучше доносятся до неё, а затем и до Барона. Их приёмный сын Геде Нибо — покровитель умерших насильственной смертью. Изображения его весьма необычны — это молодой слащавый и гнусавый парень, часто носящий одежду денди-аристократа или женские одеяния. В разных регионах его ассоциируют со святым Экспедитом и святым Герардо Майеллой.

Учение вуду что это

Стоит заметить, что в литературе редко задаётся вопрос о том, почему бог рождения и смерти, чье имя нельзя называть, получил прозвище Суббота. Логично было бы предположить, что связано это прежде всего с христианством. Согласно Писанию, Бог отдыхал в субботу, однако христиане Нового завета сделали праздничным днём первый день творения, воскресенье. Вероятно, для чёрных гаитянских рабов суббота — это самый тяжёлый день, так как они уже трудились всю неделю, и лишь в воскресенье, в связи с воскресной проповедью в церкви (к которой приучали французские плантаторы своих рабов), давались некоторые поблажки или даже отдых. Таким образом Барон Суббота — тот, кто может себе позволить быть праздным в этот день, а также тот, кто символически оканчивает неделю (как жизнь заканчивается смертью).

На самом деле, помимо выше перечисленных, есть ещё множество лоа, к которым обращаются жрецы и колдуны вуду. Это и Агве, дух воды, покровитель рыб и моряков. И Огун (Ogu) — дух войны и стихийных бедствий. Собо — дух в виде французского генерала. Ти-Жан-Петро — злой дух в виде одноногого или хромого карлика. Единого и законченного пантеона вуду не знает, потому что мир изменчив и многие силы проявятся только со временем.

Зомби и куклы

Несмотря на стереотипы, в вуду наиболее широко распространены различные защитные практики — обряды, символы, обереги, снятия сглаза и порчи. Сторонники культа не верят в Дьявола, но сам мир воспринимают как место очень сложное и по-своему опасное: не только внешние силы, но и неосторожное слово, мысль, взгляд могут нанести вред человеку. Поэтому и нужны обряды защиты и обряды обращения за помощью к лоа.

Да и какая ещё система могла быть столь востребована у тех, кто лишился семьи и привычных связей, был обращён в рабство и теперь вынужден работать круглыми днями на плантации? Будь вуду прежде всего попыткой отомстить и навредить колонизаторам, то оно бы вряд ли прижилось. Надежда массы питает сильнее, чем месть. К тому же если не будет прямых результатов после проклятий, то это в итоге разочарует тех, кто уповал на месть через колдунов-бокоров. Противоречит эта гипотеза и тому факту, что вуду заимствовал представления из христианской религии, а не впал в полный отказ (что было бы логичнее, если белые — только зло и нужно им вредить).

Однако всё-таки проклятия в вуду, равно как и рассказы о могуществе колдунов, — в общем дело обычное. В каком-то смысле сами жрецы культа подкрепляют веру в опасности проклятий, чтобы торговать оберегами-амулетами — гри-гри. Обычно гри-гри — это мешочек с сушёными травами, косточками, камушками, бусинами, перьями и тому подобным. Каждый из них рассчитан на какой-то конкретный эффект. Куклы вуду — тоже в каком-то смысле подвид гри-гри. Хотя мы привыкли представлять злого колдуна, вонзающего иголку в тряпичную куклу, чтобы заставить кого-то страдать, стоит знать, что на деле те же самые действия совершает и жрец для излечения болезни, привлечения удачи, снятия проклятий. Некоторые куклы вуду вообще являются семейным оберегом, который обязательно хранят в доме (подвешивают у входа, прячут под порогом и т. п.).

Учение вуду что это

Содержащийся в рыбе фугу тетродотоксин хорошо подходил на роль средства, превращающего в зомби, так как он парализует мышцы и иногда невозможно обнаружить пульс и дыхание без специальной аппаратуры. И всё-таки версия не выдерживает критики. В условиях, когда высушенная рыба была просто перемолота и добавлена в состав зелья, нужные дозы выдержать непросто, а с тетродотоксином решающими оказываются микрограммы. К тому же всех эффектов зомби не объяснить и кислородным голоданием мозга в могиле. Дэвис также предлагал следующее объяснение феномена зомби: «На Гаити боятся не самих зомби. там боятся стать зомби, потому что, став зомби, человек переходит в состояние вечного чистилища, в котором нельзя следовать естественному циклу жизни и смерти. Это своего рода наказание, аналогичное электрическому стулу».

Несмотря на это, многие исследователи предпочитают более реалистичные версии. По одной из таких, «зомби» — это ритуал, которым пытаются как-то объяснить сумасшествие. Ричард Лэйнг и Роланд Литтлвуд считали, что гаитянцам было проще обвинить во всём проклятие колдуна, чем понять реальные причины, например, шизофрении. Более того, существует и более позитивная версия возникновения ритуала захоронения с последующим «воскрешением». Поскольку в вуду сильно верят в проклятия, то «символическая смерть» могла пониматься как способ обнулить карму и очиститься от особенно сильных проклятий. Безусловно, некоторые не очень удачные «опыты» могли и приводить к последствиям вроде афазии, глухоты, деменции и т. п. (что и описывается как зомби).

Обратная сторона вуду

Безусловно, выступая в качестве защитников вуду от стереотипов массовой культуры, нужно понимать, что у этого культа есть и не самые замечательные стороны. В принципе ничто из человеческой культуры нельзя описать только розовыми красками. Тем более, что там, где люди верят, возникает власть над ними, а всякая власть рано или поздно оборачивается систематическими или случайными злоупотреблениями. Так, в обществах, где верят в вуду, многие люди оказываются заложниками чужих решений. Центр по борьбе с торговлей людьми, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также отдельные журналистские расследования показывают, что случаев манипуляции и запугиваний жертв с помощью вуду немало. Особенно сложно дела обстоят в Западной Африке, куда вуду пришло не так давно, но уже успело серьёзно видоизмениться (вплоть до того, что есть непроверенные свидетельства о человеческих жертвах). Очевидны и подтверждены случаи, когда жрец за свою помощь вымогает у несчастных людей огромные (по их меркам) суммы или подаяния. Людям, которые могли пострадать от решений жрецов вуду или поддерживаемых ими местных авторитетов, попросту некуда больше обратиться.

Учение вуду что это

Проблемой является и современный образ вуду, который становится чем-то вроде аспекта готического мироощущения для молодежи. Опираясь на внешний, во многом выдуманный антураж, подростки могут довольно далеко зайти как в культивировании собственных психологических проблем (связанных с темой смерти), так и в насилии над другими (например, над животными). Нельзя не отметить, что и сама приверженность только лишь магическому мышлению является весьма сомнительным способом справиться с проблемами. Точнее, это такой способ, что сам порождает не менее серьёзные проблемы: так избегая тревоги по поводу неизвестности и беззащитности перед силами мира, носитель магического мышления в то же время получает другую тревогу — по поводу возможных личных ошибок и влияний на него извне. Ведь для магии любая вещь, связанная с вами — будь то имя, фото или фрагмент плоти (волос, ноготь, слюна, кровь и т. п.), — это инструмент воздействия. Которое практически невозможно ни контролировать, ни предотвратить, особенно в наши дни. Для современного человека заигрывания с подобными ходами мысли обычно оборачивается серьёзными формами невроза (а в ряде случаев — и развязывания психоза).

В качестве итога хочется отметить, что вуду — крайне интересный объект изучения для антрополога. Это не просто религия, которая возникла совсем недавно (и мы можем зафиксировать многие её истоки, причины, факторы влияния), но ещё и пример того, как люди с помощью культуры осмысливают крайне сложные реалии своей жизни. Человек действительно всё ещё близок к формам магического и первобытного мышления, и то, как он подстраивает их под уже современный мир, заслуживает серьёзнейшего исследования. В конце концов, в какой-то момент наука и технологии могут превратиться для нас в те вещи, которые мы толком не понимаем, но вынуждены жить в них. И кто знает, каким техновуду это обернётся.

В качестве оформления использованы флаги вуду, бисером вышитые гаитянской художницей Мирландой Констант.

Источник

Божественная магия Вуду

Словосочетание «культ Вуду» и сегодня наводит ужас на многих жителей мегаполисов, независимо от их социального статуса и полученного образования. Как ни удивительно, сила суеверий настолько велика, что её не в состоянии побороть ни исторические, ни научные доводы. Впрочем, стоит ли этому удивляться? На дворе уже XXI век, но находится немалое количество людей, которые поворачивают в другую сторону, завидев на пути чёрную кошку.

Кинематограф, художественная литература, а также многочисленные легенды изображают Вуду ожившим кошмаром: мир тьмы и поклонения дьяволу, дикие ритуалы во мраке ночи, злые духи, проклятия и порча, и наконец — ходячие мертвецы-зомби. Именно так многие представляют себе Вуду.

В действительности Вуду — это наследие традиционных африканских верований — многоликая религия, дающая миллионам последователей веру и утешение. Предположительно, она зародилась от 6 до 10 тысяч лет назад на территории современного Бенина. До сих пор примерно половина населения Центральной Африки и побережья Гвинейского залива исповедует это учение. Более сорока миллионов адептов практикуют Вуду по всему миру. Но вряд ли культ получил бы настолько широкую мировую известность, если бы областью его локализации оставался лишь африканский континент.

Учение вуду что это

«Если я попрошу вас перечислить мировые религии, вы назовёте: Христианство, Ислам, Иудаизм, Буддизм… Но один континент всегда не учитывается — чёрная Африка. Существует молчаливое убеждение в том, что у чёрных не было религии. Но мы-то знаем правду!» — рассуждает знаменитый канадский антрополог, океанолог, писатель и фотограф Уэйд Девис. Девис стал известен с 1985 года, когда вышел его роман-бестселлер «Змей и Радуга», основанный на реальных событиях, и повествующий о зомби на Гаити.

Окончательно культура Вуду сформировалась сравнительно недавно — около четырёх столетий назад. Своим возникновением она обязана смешению религиозных традиций (христианской и языческой) в период французского колониального рабства.

Первые рабы были привезены на Гаити в 1503 году. Отлучённые от дома африканцы несли знания о своих богах и фетишах по всей Атлантике. Именно на Гаити учение Вуду пустило свои корни. На стенах церквей по всему острову часто можно увидеть символы Вуду, но эти две религии в лучшем случае всегда пребывали в состоянии беспокойного мира.

Учение вуду что это

В Западной Африке слово «Вуду» означает Бога Духов — название осталось от языка «фон», где «vodun» переводится как «дух». Поклонение небу, земле, грому и змеям процветало задолго до того, как в Новый Свет начали привозить первых рабов. Вопреки мнению обывателей, у вудуистов есть единый Бог — Бондьё — высшее божество, всемогущий создатель. По легенде, сотворив землю, он ушёл на отдых, отстранился от происходящего в нашем мире, и больше не вмешивается в дела людей. Имя Бондьё происходит от французского bon Dieu (в переводе — добрый Бог). Божеств более низкого порядка называют Лоа. С ними и имеют дело последователи Вуду, обращаясь за помощью через молитвы и ритуалы.

Сегодня сердцем Вуду на Западе является Гаити, где большинство местного населения — приверженцы этой религии. Люди, обладающие особым магическим знанием, становятся жрецами. В этой культуре ими могут стать в равной степени как мужчины (их называют Хунган), так и женщины (Мамбо). Все жрецы, будучи колдунами, общаются с духами через людей, в которых те вселяются. Духи Вуду могут быть добрыми или злыми, священными или обычными. Но одно из этих качеств должно доминировать. Не быть ни злым, ни добрым — значит, быть ничем — то есть, зомби.

Каждый жрец обязан владеть навыками чёрной магии, даже если сам её не практикует — зло нужно знать в лицо и уметь в случае необходимости сразиться с ним.

Учение вуду что это

Чтобы наконец разобраться в том, кто же такие зомби, будет не лишним выслушать мнение из первых уст — настоящего жреца. «Голливуд обрёл в Вуду одного из своих самых ужасных монстров — восставших из могил зомби. Тем не менее, бо́льшая часть этих фильмов — плод воображения продюсеров. На деле феномен зомби заключается в специальных приёмах, которыми пользуются гаитяне, чтобы превратить человека в подобие мёртвого, захоронить его, а потом заставить встать из могилы. Голливуд же свёл сложную религию с четырёхсотлетней историей в один единственный образ» — поясняет священник Вуду Макс Бувуар (Max Bouvoir). «Зомби в Вуду называется существо, душу которого взял колдун и, в следствие этого, оно оказывается как бы в вечном чистилище — оно только кажется мёртвым, когда его хоронят заживо. Человек, превращённый в зомби — это тот, кто совершил серьёзное преступление, которое в других обществах наказывается смертью, или пожизненным заключением. В Вуду мы не убиваем людей. Фактически «не убий» — это заповедь Вуду. Вместо того, чтобы убивать человека, его просто изолируют от общества — именно это происходит с тем, кто, как мы это называем, прошёл через могилу».

Учение вуду что это

История гаитянских зомби легла в основу книги Уэйда Девиса, по которой в 1988 году был снят одноимённый фильм «Змей и Радуга». «На Гаити боятся не самих зомби, как это часто показывают в фильмах, там боятся стать зомби, потому, что став зомби, человек переходит в состояние вечного чистилища, в котором нельзя следовать естественному циклу жизни и смерти. Это своего рода наказание, аналогичное электрическому стулу» — объясняет Девис.

Учение вуду что это

Барон Суббота изображается в виде скелета в чёрном фраке и чёрном цилиндре — одежда похоронных дел мастера. В его руках трость. Он курит крепкие сигары, пьёт ром и нецензурно ругается. Любит детей и жизнь, как вторую составляющую смерти. Если ребёнок находится при смерти, то надо обращаться к Барону. Он милосерден к детям, хотя, порой, весьма по-своему. Первая могила умершего мужчины на новом кладбище всегда посвящается Барону Субботе.

Также неотъемлемой частью его образа является крест — это не христианское распятие, а известный практически во всех культурах знак перекрёстка дорог.

Считается, что человек, в которого вселился Барон Суббота, проявляет невоздержанность в питье и пище, курении и сексе. Подобно мексиканской Santa Muerte (Святая Смерть), Суббота покровительствует всем бандитам и головорезам.

Учение вуду что это

В ноябре, в канун Дня Всех Святых, на Гаити отмечается Праздник Геде (Guédé) — день Мёртвых — это, прежде всего, праздник Барона Субботы. Накануне толпы паломников собираются у его могилы и веселятся всю ночь напролёт: поют в его честь, курят, пьют, поливают ромом толпу и ждут нисхождения виновника торжества. Подношения соответствуют своему герою — чёрный кофе, чёрный петух, чёрный козёл, жареный арахис, ром, настоянный на 21 перце, и, само собой, сигары.

Все те, чьим покровителем является Барон, могут легко общаться с мёртвыми, исцелять людей, а также насылать жуткие проклятия, против которых никто не устоит.

Наравне с Бароном прославляют и его верную супругу — хозяйку ворот кладбища Маму Бриджит (Maman Brigitte). Она является одним из немногих Лоа, обладающих европейской внешностью — белой кожей, зелёными глазами и русыми волосами.

Учение вуду что это

Чтобы приблизиться к истокам своей веры и разобраться в её тайнах, многие гаитянские жрецы отправляются в Бенин. На базарах Западной Африки можно найти порошки и фетиши, необходимые для того, чтобы вызвать духа или божество. Самый крупный рынок фетишей находится в городе Котону.́ Человеку непосвящённому такое место может показаться мрачным и диким. Но представленные здесь товары не всегда нужны для того, чтобы навредить кому-то. Чаще всего эти снадобья используются для общения с Лоа и лечения недугов.

Конечно, можно отыскать здесь и атрибуты для проведения зловещих ритуалов, способных калечить и даже убивать. По легенде особой силой обладают амулеты с использованием глаз и кожи белого человека. Но Вам их не покажут и уж тем более не продадут ни за какие деньги. Зато с лёгкостью можно приобрести куда более приятные и невинные вещицы: скелеты миниатюрных крокодильчиков, куриные перья и всевозможные сушёные травы-отравы… Среди сувениров попадаются волшебные чудо-бутылки. В эти сосуды нужно наливать свой любимый крепкий алкоголь и настаивать на фетишах, что находятся внутри. Выпиваешь стопку такого зелья и просишь Лоа исполнить желание — оно непременно сбудется!

Наиболее известная разновидность вудуистских талисманов — мешочки с различными предметами, называемые гри-гри. Они наполнены высушенными травами, камушками, перьями и т.п… Такой мешочек приносит своему владельцу удачу и защищает от зла.

Учение вуду что это

Небезызвестные куклы Вуду по своей сути могут считаться одной из форм гри-гри. При их упоминании многим представляется образ свирепого шамана, безжалостно вонзающего иглу в тело тряпичной фигурки. Однако, изначальное и основное применение кукол Вуду заключается в обратном: привлечении удачи, улучшении благосостояния, исцелении сложных заболеваний…

Обереги в виде небольших цветных человеческих фигурок издревле подвешивали над входной дверью, чтобы сдерживать нежелательную энергетику, приходящую в дом.

Нередко куклы Вуду переходили по наследству, становясь семейной реликвией. Многие современные семьи до сих пор хранят в своих домах кукол, служивших ещё первым переселенцам из Африки.

Не менее интересная традиция связана со свадьбой. У вудуистов считается плохим тоном не принести в подарок новобрачным пару кукол с вонзёнными в них иголками. Эти куклы проходят через руки гостей — каждый втыкает иглу определённого цвета в определённые части тела фигурок. Если желают долгой и крепкой любви — в область сердца вонзают синюю или красную иглу. Игла в пятке символизирует нерушимый брак, а в области паха — большое количество детей. Прийдя домой, молодожёны ставят талисман на самое видное место.

Учение вуду что это

И по сей день в Старом и Новом Свете велико влияние Вуду. Сегодня эта религия приобрела широкую популярность в современной поп-культуре: в моде, музыке, литературе и кинематографе.

Не секрет, что многие музыканты активно эксплуатируют тему демонических сил. Всё началось с первых исполнителей негритянского блюза, окруживших себя поистине фаустовской атмосферой. Перекрёсток (как наиболее значительный мистический символ Вуду) неоднократно упоминается в мрачной лирике этих певцов. Один из наиболее известных блюзменов — Роберт Джонсон — выделялся не только своим таинственным образом тёмной личности. Его виртуозное владение гитарой приписывалось сделке с Дьяволом, заключённой у перекрёстка. А песня «Crossroad Blues» стала настоящим гимном Вуду. Именно легенда про встречу Джонсона с Сатаной легла в основу сценария культового фильма 1986 года «Crossroads».

Другой легендарный блюзмен — Peetie Wheatstraw — именовал себя «зятем Дьявола и главным шерифом Ада».

Учение вуду что это

Но не только от музыки чернокожих веет демонической магией и проклятиями. Начнём с того, что «Роллинг Стоунз» сделали названием своей группы песню «Rollin’ Stone» (Бродяга) великого и ужасного Мадди Уотерса. Роллинги провели уйму времени в Новом Орлеане, постигая азы настоящей «чёрной» музыки. Вот что говорит Кейт Ричардс, который сегодня и сам похож на жреца культа Вуду: «Публика боится и трепещет от нашего ритма. Он её возбуждает. Здесь каждая звуковая вибрация действует на тебя. Ты можешь создавать определённые шумы, которые тут же взвинчивают тебя самого. Практически каждый звук действует на тело, и хороший фоновый ритм в рок-музыке заставляет людей двигать пальцами в своих ботинках».

Росту популярности ещё одной британской группы — «The Prodigy» сильно поспособствовал сингл «Voodoo People», клип на который снимался на Гаити. В этом видео музыкант Лирой Торнхилл предстал в образе нашего нового друга — Барона Субботы.

Открывая в Лондоне свой второй магазин, модельер Вивьен Вествуд дала ему имя «Ностальгия по Грязи» (Nostalgia of Mud). Снаружи он был украшен географической картой, а внутри стилизован под археологические раскопки с земляным полом и фигурками Вуду.

В западной прессе не раз отмечали тот факт, что супермодель Наоми Кэмпбелл увлекается магией, познавая навыки бразильского культа Кандомбле́, весьма схожего с учением Вуду.

В продолжение модной темы нельзя не отметить молодёжные бренды «Swatch» и «Nike», которые выпустили лимитированные капсульные коллекции по мотивам Voodoo.

И кто знает, сколько ещё молодых дизайнеров, музыкантов и художников готовы пойти на тот самый таинственный перекрёсток, чтобы продать душу дьяволу в обмен на мировое признание своего таланта…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *