Учение вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста
Задание № 1.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст будет прочитан дважды.
Дан текст, по объёму соответствующий нормам (194 слова), отмечены микротемы трёх абзацев, а также дано примерное изложение с минимумом необходимых слов. Объяснено, какие способы сжатия текста использовались в примерном образце изложения.
Материал поможет учащимся при подготовке к ОГЭ.
Д.С. Лихачёв.
«Письма о добром и прекрасном». Письмо № 26.
«Учитесь учиться».
ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. На него ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком науки, отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. Самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то умения, которые понадобятся в жизни.
Читайте стоящие книги. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно книги дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо школьном предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового. Учитесь любить учиться! (По Д.С.Лихачёву.)
(194 слова).
Микротемы.
1 абзац.
Велика роль знаний в век машин. Увеличивается ответственность человека за свою деятельность.
2 абзац.
Молодость – благоприятное время для учения, надо любить учиться.
3 абзац.
Необходимо читать стоящие книги, находить источник радости во всех предметах, любить учиться.
Примерное изложение.
Мы вступаем в век, в котором знания будут играть большую роль в судьбе человека. Без них нельзя будет приносит пользу. Физический труд возьмут на себя машины. Повысится ответственность человека за результаты деятельности.
Самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в это время ум более восприимчив. Не нужно заполнять ум бесцельной информацией. Надо любить учиться, развивать свои способности.
Необходимо читать стоящие книги. Они расширяют кругозор, делают мир интересным. Нужно любить учиться, находить радость в изучении всех предметов.
( 76 слов).
Способы сжатия текста.
1 абзац.
Обобщение. Сокращено количество предложений, дана их основная мысль.
Исключение + обобщение (в абзаце много однородных членов, необходимо обобщить их смысл: «Повысится ответственность человека за результаты деятельности»).
2 абзац.
Исключение + обобщение. Исключены однородные члены – перечисление этапов жизни, которые можно заменить словом «молодость».
В абзаце большие по объёму предложения, их нужно сократить, то есть упростить.
3 абзац.
Обобщение + упрощение. Смысл предложений объединён, предложения стали более простыми.
Учение вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста
Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм; в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь учиться!
Публикуется по Д.С.Лихачёв. Письма о добром. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999, с.74-76.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно.
Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно за всё, что будет создаваться.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо уметь учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребёнку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.
Посмотрите на маленького ребёнка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравятся, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-то предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового.
Сжатое изложение «Сегодня образование, знания, профессиональные навыки играют определяющую роль в судьбе человека».
Текст для изложения:
Сегодня образование, знания, профессиональные навыки играют определяющую роль в судьбе человека. Учение — вот что сейчас нужно человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда, и при этом важно помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в детстве и юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков, к математике, к эстетическому развитию, стоящему рядом с развитием нравственным.
Умейте не терять времени на пустяки, на отдых, который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа. Не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков. Надо уметь и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, вооружить знаниями, которые понадобятся в жизни.
Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Учитесь находить радость в приобретении знаний и навыков. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно история и литература дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Учитесь любить учиться! (По Д. С. Лихачёву)
Микротемы:
Пример сжатого изложения:
Сегодня образование играет определяющую роль в судьбе человека. Учение нужно человеку с самого раннего возраста, ведь именно в детстве и юности ум наиболее восприимчив к знаниям.
Умейте не терять времени на пустяки, не заполняйте свой разум ненужной информацией. Берегите себя для приобретения знаний и навыков, выбирая формы отдыха и развлечений, способные вооружить знаниями, необходимыми в жизни.
Чтобы учение стало легким, учитесь находить в нем радость. Изучайте историю и литературу. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир источником опыта и радости. (84 слова)
ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ
ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ
ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ!
Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость – она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчётна. Поступать надо правильно не думая, не размышляя долго. Безотчётная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке.
Но душевная потребность эта не всегда присуща человеку от рождения. Она воспитывается в человеке и воспитывается в основном им же самим – его решимостью жить по правде, по-доброму.
Мы учимся ездить на велосипеде и сперва следуем определённым несложным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, в которую падаешь. А вскоре ездим, не думая уже ни о каких правилах, и ездим хорошо и свободно всю жизнь.
Но вот на что обратите внимание. Когда вы только учитесь ездить на велосипеде, когда думаете, куда повернуть, вы затрачиваете множество усилий. А когда научились и не думаете – вы почти неутомимы. И вот мой совет: научитесь, не задумываясь, сразу находить правильные решения. Жить будет легко.
Поэтому мои «Письма о добром» должны быть вам нужны только для начала. А потом живите по-доброму, не думая «о правилах», которые содержатся в письмах. «Правила» только для начала пути. Стремитесь ходить путями добра также просто и безотчётно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги вашего прекрасного сада, который зовётся окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно.
Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца.
А я помашу вам вслед.
ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЕ
УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно.
Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно за всё, что будет создаваться.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо уметь учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребёнку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.
Посмотрите на маленького ребёнка, – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравятся, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-то предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового.
Учитесь любить учиться!
ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ
ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счёте одиноки, ибо и товарищи для вас – товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.
Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвёртое, очень важное измерение мира.
Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворённой.
Цитируется по:
Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.