Учение считающее что решающим фактором развития общества являются географические условия

Фейербах

Учение считающее что решающим фактором развития общества являются географические условия Учение считающее что решающим фактором развития общества являются географические условия Учение считающее что решающим фактором развития общества являются географические условия Учение считающее что решающим фактором развития общества являются географические условия

Учение считающее что решающим фактором развития общества являются географические условия

Учение считающее что решающим фактором развития общества являются географические условия

487. Назовите мыслителя, развивающего учение о трех основных слоях личности (оно, я, сверх-я):

З. Фрейд

488. Высшая форма отражения есть:

Сознание

489. Какой философ в Древней Греции провозгласил принцип: «Человек есть мера всех вещей»?

Протагор

490. Учение, считающее, что решающим фактором развития общества являются географические условия.

Географический детерминизм

491. Философское учение о ценностях:

Аксиология

492. Кто из английских философов Нового времени является автором высказывания «Знание-сила»?

Бэкон

493. Основным критерием истины в современной версии классической концепции истины является:

Непротиворечивость

494. Способ рассуждения, при котором частные выводы делаются из положений общего характера

Дедукция

495. Позиция какого из перечисленных ниже философов может быть охарактеризована как субъективный идеализм?

496. Назовите философа, который не входит в число представителей философии эпохи Возрождения:

Поль Гольбах

497. Философский термин, обозначающий то, что существует само по себе и не нуждается в своем существовании ни в чем кроме самое себя.

Субстанци

498. Кто из философов определял материю как «постоянную возможность ощущений»?

499. Течение, которому свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и возвышение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни:

Дарвинизм

500. Кто из перечисленных философов выдвинул отрицает(?) тождество бытия и мышления?

Гегель

501. Как можно обозначить основную философскую позицию Л.Фейербаха?

Материализм

502. Что из перечисленного не является законом диалектики:

Закон достаточного основания.

503. Подход в философии, утверждающий, что движущей силой развития любого предмета являются внутренние противоречия

Диалектика

504.Назовите авторов теории «пределов роста»:

Д. Форрестер, Д. Медоуз;.

505. Течение, которое считает, что философия должна стать общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, возникающих в непрерывно меняющемся мире:

Прагматизм.

506. Международная общественная организация, в центре исследования которой находятся глобальные проблемы человечества:

Римский клуб

507.Назовите мыслителей которые не входят в число развивавших так называемую договорную теорию:

Источник

Кто, как принято считать, первым ввел термин «философия»?

а) Гераклит; б) Платон; в) Декарт; г) Пифагор; д) Демокрит.

3.Каким из названных свойств не обладает пространство?

а) однородность; б) изотропность; в) модальность; г) структурность.

5.Основная категория социальной философии марксизма, фиксирующая общество на определенном этапе развития его производительных сил и соответствующих ему общественных отношений

а) корпорация; б) нация; в) формация; г) цивилизация.

6.Философская антропология – это:

а) философское направление, занимающееся проблемами природы

(сущности) человека; б) теория антропогенеза; в) то же, что и антропоморфизм; г) антимарксизм.

7.Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит утверждение, что

« Всё сущее есть число»?

а) Ксенофан; б) Парменид; в) Зенон; г) Пифагор.

8.Течение в теории познания, считающее веру, интуицию основной адекватного познания действительности.

а) рационализм; б) иррационализм; в) марксизм; г) эмпиризм.

9.Кто из античных философов является автором атомистической трактовки бытия?

а) Сократ; б) Эмпедокл; в) Демокрит; г) Гераклит.

10.Укажите мыслителя, который не относится к традиции материализма:а) Н.Я. Данилевский; б) Н.Г. Чернышевский; в) Н.А. Добролюбов; г) В.Г. Белинский.

11.Понятие «воля к власти» ввёл:

а) Гегель; б) Кант; в) Фихте; г) Ницше.

12.Что в философии традиционно противопоставляется феноменальному бытию?

а) физическая реальность; б) ноуменальное бытие; в) объективная реальность; г) экзистенция.

13.Укажите течение XIX века, отрицающее самостоятельное значение философского познания:

а) позитивизм; б) абсолютный идеализм; в) волюнтаризм; г) «философия жизни».

15.Какое философское учение по своей сущности диаметрально противоположно агностицизму?

а) скептицизм; б) солипсизм; в) субъективизм; г) гносеологический оптимизм.

16.Кому из указанных ниже философов принадлежит мысль о том, что свобода выше бытия?

а) Н.А. Бердяев; б) В.И. Ленин; в) А.И. Введенский; г) А.А. Богданов.

17.В концепции О. Шпенглера основой развития определенной культуры являются

а) производительные силы; б) технология; в) прасимвол; г) наука.

18.Кто является автором следующего высказывания: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию»?

а) Платон; б) Маркс; в) Энгельс; г) Кант.

19.Как в философии называется учение о сущем?

а) эпистемология; б) логика; в) аксиология; г) онтология.

20.Позицию какого из ниже перечисленных философов характеризует понимание бытия как бестелесной идеи?

а) Протагор; б) Эпикур; в) Демокрит; г) Платон.

продолжение теста по философии с ответами на сл.странице.

21.К какому из перечисленных ниже направлений принадлежат такие мыслители как П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Н.И. Алексеев, Л.П. Карсавин?

а) постиндустриализм; б) евразийство; в) почвенничество; г) западничество.

22.Согласно какой философской позиции сущее сводится к одному началу?

а) плюрализм; б) монизм; в) дуализм; г) солипсизм.

23.Кто является автором высказывания «Мыслю, следовательно, существую»:

а) Джордж Беркли; б) Клод Гельвеций; в) Рене Декарт; г) Блез Паскаль.

24.Направление, отстаивавшее особый путь развития России, связанный с особенностями ее культуры, исторического пути развития и вероисповедания:

а) марксизм; б) славянофильство; в) западничество; г) евразийство.

25.Укажите одно из самых известных произведений Аврелия Августина:

а) «Исповедь»; б) «Трактат о первоначале»; в) «Сумма против язычников»; г) «История моих бедствий».

26.Платон писал свои сочинения в форме:

а) афоризмов; б) трактатов; в) стихотворений; г) диалогов.

27.Принцип «бытие есть – небытия нет» в философии первым сформулировал:

а) Парменид; б) Левкипп; в) Августин Блаженный; г) Плотин.

28.Кто из философов доказывал тезис о том, что «человек есть политическое животное», наделённое разумом?

а) Платон; б) Сократ; в) Демокрит, г) Аристотель.

29.Выберите основную форму отчуждения с точки зрения марксистской концепции

30.Назовите основного систематизатора средневековой схоластики:

а) Августин; б) Абеляр; в) Авиценна; г) Фома Аквинский.

31.Кто из немецких философов осуществил своего рода гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего субъекта?

а) Гегель; б) Лейбниц; в) Фейербах; г) Кант.

32.Назовите мыслителя, развивающего учение о трех основных слоях личности (оно, я, сверх-я):

а) Ф. Ницше; б) А. Шопенгауэр; в) З. Фрейд; г) Г. Спенсер.

33.Высшая форма отражения есть:

а) чувствительность; б) сознание; в) представление; г) восприятие.

34.Какой философ в Древней Греции провозгласил принцип: «Человек есть мера всех вещей»?

а) Горгий; б) Сократ; в) Протагор; г) Эпикур.

35.Учение, считающее, что решающим фактором развития общества являются географические условия.

36.Философское учение о ценностях:

а) аксиология; б) гносеология; в) антропология; г) праксиология.

37.Кто из английских философов Нового времени является автором высказывания «Знание-сила»?

а) Беркли; б) Юм; в) Гоббс; г) Бэкон.

38.Основным критерием истины в современной версии классической концепции истины является:

а) ясность; б) непротиворечивость; в) практика; г) общепризнанность.

39.Способ рассуждения, при котором частные выводы делаются из положений общего характера

а) дедукция; б) абдукция; в) индукция; г) конструкция.

40.Позиция какого из перечисленных ниже философов может быть охарактеризована как субъективный идеализм?

а) Гоббс; б) Бэкон; в) Декарт; г) Юм.

41.Назовите философа, который не входит в число представителей философии эпохи Возрождения:

а) Джордано Бруно; б) Поль Гольбах; в) Томас Мор; г) Эразм Роттердамский.

42.Философский термин, обозначающий то, что существует само по себе и не нуждается в своем существовании ни в чем кроме самое себя.

а) атрибут; б) субстанция; в) модус; г) акциденция.

43.Кто из философов определял материю как «постоянную возможность ощущений»?

а) Мах; б) Авенариус; в) Беркли; г) Юм.

44.Течение, которому свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и возвышение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни: а) марксизм; б) персонализм; в) социал-дарвинизм; г) фрейдизм.

45.Кто из перечисленных философов выдвинул отрицает(?) тождество бытия и мышления?

а) Кант; б) Шопенгауэр; в) Гегель; г) Фихте.

47.Что из перечисленного не является законом диалектики:

а) тождество бытия и мышления; б) отрицание отрицания; в) переход количества в качество; г) закон достаточного основания.

48.Подход в философии, утверждающий, что движущей силой развития любого предмета являются внутренние противоречия

а) диалектика; б) дуализм; в) гностицизм; г) позитивизм.

49.Назовите авторов теории «пределов роста»:

а) Д. Форрестер, Д. Медоуз; б) К. Маркс, Ф. Энгельс; в) А. Кинг, Б. Шнайдер; г) Э. Тофлер, М. Кастельс.

50.Течение, которое считает, что философия должна стать общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, возникающих в непрерывно меняющемся мире:

а) марксизм; б) позитивизм; в) прагматизм; г) неокантианство.

51.Международная общественная организация, в центре исследования которой находятся глобальные проблемы человечества:

а) Пен-клуб; б) Римский клуб; в) ЮНЕСКО; г) Армия спасения.

52.Назовите мыслителей которые не входят в число развивавших так называемую договорную теорию:

а) Ж.Ж. Руссо; б) Г. Гроций; в) Г. Лейбниц; г) Д.Локк.

53.Укажите одно из самых известных произведений Аврелия Августина:

а) «Исповедь»; б) «Трактат о первоначале»; в) «Сумма против язычников»; г) «История моих бедствий».

56.Кому принадлежит высказывание: «Не вещи (тела), а звуки, давление пространство, времени (то, что мы называем обыкновенно ощущениями) суть настоящие элементы мира»?

а) Авенариус; б) Гельмгольц; в)Мах; г) Беркли.

57.Какая сфера психики, согласно теории З.Фрейда, отождествляется с установками общества, моральной цензурой?

а) «Я»; б) «Сверх Я»; в) «Оно»; г) «Общественный идеал».

58.Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, имеющий как стихийные, так и целенаправленные формы:

а) обучение; б) инкультурация; в) социализация; г) воспитание.

59.«Платон мне друг, но истина дороже». Кто является автором этого высказывания?

а) Сократ; б) Демокрит; в) Аристотель; г) Диоген.

60.Гилозоизм – это:

а) синоним пантеизма; б) философская концепция, признающая одушевлённость всех тел, космоса, материи, природы; в) способность биологических систем сохранять устойчивость;

г) признание воли как высшего принципа бытия.

61.Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства называется:а) гипотеза; б) интуиция; в) аксиома; г) созерцание.

62.Назовите мыслителя, не относящегося, к так называемому, цивилизационному подходу:

а) А. Тойнби; б) П. Сорокин; в) Н.Я. Данилевский; г) К. Маркс.

63.Назовите создателя и систематизатора диалектики как философского метода.

а) Декарт; б) Беркли; в) Гегель; г) Лейбниц.

64.Кто из философов является автором следующего афоризма: «Я знаю, что я ничего не знаю, но и другие не знают даже и этого».

а) Платон; б) Эпикур; в) Сократ; г) Демокрит.

65.Система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости – желаемой нормой отношения между людьми:

а) гедонизм; б) гуманизм; в) персонализм; г) индивидуализм.

67.Выделите свойство, не являющееся фундаментальной характеристикой материи:

а) движение; б) объективность существования; в) вечность; г) плотность.

68.Философская концепция, отрицающая случайность как явление или процесс, возникающее вне и независимо от какой – либо причины.

а) телеология; б) конвенциализм; в) детерминизм; г) фатализм.

69.Совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни, один из способов нормативной регуляции общественной деятельности индивидов:

а) мораль; б) этика; в) право;.г) указ

70.Мыслитель, которому принадлежит учение о сверхчеловеке:

а) Ф. Ницше; б) Л. Фейербах; В. Соловьев; г) И. Ильин.

71.Социальный слой, состоящий из наиболее одаренных людей, которые в силу своей интеллектуальной развитости и творческой энергии занимают высокое место в социальной иерархии постиндустриального общества:

а) аристократия; б) меритократия; в) буржуазия; г) пролетариат

72.Какой концепции истины соответствует определение истины как логического соответствия, непротиворечивости одного знания – другому?

а) корреспондентской; б) прагматистской; в) когерентной; г) экзистенциальной.

73.Концепция, которая рассматривает в качестве преобладающей тенденцию к сближению двух социальных систем – капиталистической и социалистической:

а) теория постмодернити; б) концепция информационного общества; в) теория конвергенции; г) теория социального действия.

74.Кто из древнегреческих философов считал воздух началом всего сущего?

а) Фалес; б) Анаксимен; в) Анаксимандр; г) Демокрит.

Источник

Географический детерминизм

Географический детерминизм — концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.

Содержание

XVIII век

Монтескье

Наиболее последовательно концепция географического детерминизма разработана в книге Шарля Луи Монтескье «Дух законов». Монтескье заимствовал физиологические основы своего учения из вышедшей в 1733 г. работы Джона Арбетнота о влиянии воздуха, но широкое применение этого учения к жизни государства и общества было заслугой Монтескье. Было достижением, основываясь на возросших географических знаниях своего времени, вновь обратиться к систематическому решению вопроса, который, опираясь на попытки античных авторов, ставили и на который довольно примитивно отвечали еще Боден и другие. Но интерес Монтескье был прикован прежде всего к непосредственным, часто очень грубо понимавшимся отдельным связям между климатом, народным характером и законодательством. Философ объяснял манию англичан к самоубийству климатом (в этом ему предшествовал аббат Дюбо); полагал, что открыл в климатических различиях между Европой и Азией «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии». Раздвоение между природой как разумом и природой как детерминирующей принудительной силой может считаться главной темой его мышления. Он не урегулировал этот внутренний конфликт и не смог последовательно и органично провести учение о климате.

«Климат, — возразил ему Вольтер в статье „Климат“ в „Философском словаре“, — обладает определенной силой, но сила правительств во сто крат больше, а религия, объединенная с правительством, еще сильнее».

Гердер, Иоганн Готфрид

Гердер считал, что климат «не принуждает, а благоприятствует». Под климатом он понимал совокупность земных сил и влияний, на которую воздействует также флора и фауна, которая во взаимосвязи служит всем живым существам, но может быть изменена и человеком с помощью используемых им средств. Используя всю проделанную на протяжении столетия работу в области естествознания и географии, Гердер усовершенствовал учение о влиянии климата и геофизических условий вообще на человека. Он сделал его гибким, обращая внимание не только на сохраняющиеся отношения между определенной географической средой и определенными народами, но открыв и соотношения между поверхностью Земли и движениями и изменениями народов. Труд Гердера ввел новое плодотворное понимание в симбиоз всех живых существ и вызвал тем самым исследования, которые, продолжаясь до наших дней, открывали все новые скрытые связи. Климат воздействует на человека, но и человек воздействует на климат, преобразуя его, и воздействие климата сразу же нерасторжимо соединяется со своеобразным внутренним противодействием данного живого существа. «Какое бы воздействие ни оказывал климат, у каждого человека, каждого животного, каждого растения свой собственный климат, ибо все они воспринимают по-своему и органически перерабатывают все внешние воздействия». Это витализм на метафизическо-неоплатонической основе, который, индивидуализируя, разделяет и вновь связывает все индивидуальное.

XIX век

Наибольшей популярностью географический детерминизм пользовался во второй половине XIX века, среди разработчиков идей направления была Эллен Черчилль Семпл.

В той или иной степени склонность к географическому детерминизму в своих работах проявили такие авторы как Ж. Ж. Элизе Реклю, Генри Томас Бокль, Карл Риттер, Элсуорт Хантингтон, Г. В. Плеханов, Л. И. Мечников, А. П. Паршев.

XX век

В XX веке смыкается с геополитикой.

В своих работах, посвященных влиянию природного фактора на общество Л. Е. Гринин отмечает, что

влияние одного и того же природного фактора на разные общества (и одно и то же общество в разные эпохи) может вызывать разные реакции в зависимости от уровня развития общества, его структуры, исторического момента, ряда других обстоятельств. [1]

Гринин также делает вывод, что роль природной среды больше в древний период истории общества, а с развитем производительных сил роль природных факторов уменьшается. Хотя с другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов влияние дестабилизирующих явлений, как негативных, так и позитивных которые могут вызывать глобальные последствия для общества.

Источник

Географический детерминизм: его сущность и основные черты — Теория географического детерминизма

Географический детерминизм страсть философская
Вопрос о роли географической среды в жизни общества изучался практически всеми мыслителями. Эти соображения достигли двух крайностей — географического детерминизма, который утверждал, что вся деятельность человека обусловлена только его природной средой, и культурного детерминизма, который, напротив, утверждал, что влияние окружающей среды на человека зависит от его культуры, и поэтому объяснение деятельности человека должно быть культурным.

Понятие «географический детерминизм» утверждает, что процесс социального развития является не результатом проявления объективных законов, а следствием воздействия природных сил. По мнению представителей этой теории, структура поверхности, климат, почва, растительность, фауна и другие природные факторы непосредственно определяют характер социальной системы, уровень экономического развития той или иной страны и даже физические и психические характеристики людей, их способности, склонности и темперамент. Представители географического детерминизма ставят социально-экономические явления в решающую зависимость от географических факторов.

Понятие географического детерминизма наиболее последовательно развито в книге Шарля Луи Монтескье «Дух законов». В этой книге Монтескье в первую очередь интересовался взаимосвязями между климатом, популярным характером и правом.

В частности, он утверждал: «Люди в жарком климате боятся, как старики; люди в холодном климате храбры, как юноши». Он объяснил это тем, что в холодном климате «активность сердца и реакция волокон конечностей там лучше, жидкости находятся в большем равновесии, кровь более энергично стремится к сердцу, и, таким образом, имеет более значительную силу». В южных странах, с другой стороны, «организм нежный и слабый, но чувствительный». В чрезмерно жарком климате «тело теряет все силы, а угнетение тела переходит в душу, ему безразлично все, а не любопытно….».

И только умеренный климат, по словам Монтескье, помогает обеспечить, чтобы люди, борясь за то, чтобы свести концы с концами (строительство домов, закупка продуктов питания), имели свободное время, чтобы посвятить себя улучшению своей жизни. Поэтому в этих странах возможно прогрессивное развитие цивилизации (Европа как раз в таком климате). Здесь люди уравновешены, их разум и эмоции в гармонии, меньше рабства и анархии.

Так что можно сказать, что в произведениях Монтескье содержится определенная примесь евроцентризма, высокомерного отношения к другим народам. Для Монтескье северные народы, связанные с европейцами, являются примером храбрости, в то время как южные народы — примером порока.

Именно климат он объясняет завоеваниями и войнами: «Из этого следует, что в Азии народы противостоят друг другу, как сильные к слабым; воинственные, смелые и активные народы вступают в прямой контакт с избалованными, ленивыми и страшными народами, так что один из них неизбежно становится завоевателем, а другой — покоренным». В Европе, напротив, нации сталкиваются друг с другом, как сильные сталкиваются с сильными; те, кто соприкасаются друг с другом, почти одинаково мужественны. Здесь кроется великая причина слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии — причина, которая, насколько я знаю, еще никому не разъяснена. По этой причине свобода никогда не увеличивается в Азии, в то время как в Европе она увеличивается или уменьшается в зависимости от обстоятельств.

Рабство также объясняется климатом. Монтескье считает, что в жарких странах существует «психологическая предрасположенность» к рабству: «Поэтому мы не должны удивляться, что трусость людей с жарким климатом почти всегда приводит их в рабство, в то время как мужество людей с холодным климатом держит их на свободе». Это все последствия, вытекающие из их естественной причины». Из этого он делает вывод, что рабство должно быть ограничено определенными странами — довольно дикая в наше время мысль — «область естественного рабства должна быть ограничена определенными отдельными странами земного шара». Что касается всех других стран, то мне кажется, что каким бы трудолюбием ни занималось там общество, все это могут сделать свободные люди».

Учение считающее что решающим фактором развития общества являются географические условия

Учение считающее что решающим фактором развития общества являются географические условия

Географический детерминизм

Впервые в древности естественные факторы воспринимались как фактор, способствовавший развитию истории. Эта тема затрагивается в трактате «О воздухе, воде и местах» [158] известного древнегреческого врача Гиппократа, 460 — 370 гг. до н.э. В «Политике» Аристотеля она представлена более полно, хотя эта тема является лишь частью более общей проблемы взаимоотношений между природой и человеком. Внимание древнегреческих мыслителей направлено, прежде всего, на разгадку тайн природы, космоса, и в этой связи человека и его жизни. Первым историком, обратившимся к выявлению роли природы в жизни человека, был Страбон (64/63 г. до н.э. — 23/24 г. н.э.), автор «Географии», которая является уникальным результатом географических знаний древности. Системный подход к проблеме связи природно-географических условий и жизни человека можно обсудить в связи с концепцией средневекового мыслителя, политика и историка Ж. Баудина (1530 — 1596). Он развил идеи о влиянии климата на жизнь человека, которые были высказаны еще в древние времена. Жак Боден утверждал, что разные народы нуждаются в разных законах в зависимости от географических условий, и он уточнил этот вывод, указав на роль широты и долготы. Он также высказал предположение, что психологический состав нации и ее темперамент зависят от совокупности географических и природных условий, в которых она живет. В то же время он не считал эти условия непреодолимыми с точки зрения усилий человеческой воли, образа жизни и восприятия [159].

В философско-историческом мышлении эпохи Просвещения очень важной стала проблема влияния географической среды на историю. В то время была сформулирована концепция географического детерминизма, в соответствии с которой решающая роль в истории отводится природно-географической среде. Его самым выдающимся представителем был Шарль Монтескье. Особенности географической среды он объяснил своими физическими свойствами и характеристиками людей, законами и политикой, обычаями, традициями и обычаями. Жаркий климат, по мнению Монтескье, способствовал лени, лени, лени, что, в свою очередь, привело к деспотизму как форме правления. Рождаемость оказывает примерно такое же влияние на характер мужчин. Бесплодная почва, с другой стороны, формирует стремление к свободе.

Жаркий климат Монтескье объясняет происхождение рабства, особенности отношений между мужчиной и женщиной: пылкие южные обычаи заставляют мужчину держать женщину в замкнутом пространстве. Холодный климат делает человека физически выносливым: «…холодный воздух производит сокращение внешних волокон нашего тела, и это увеличивает их напряжение, а поток крови от конечностей к сердцу увеличивается» [160].

В то же время Монтескье считает, что принятые в обществе законы могут ограничивать, ослаблять влияние географической среды. Это самый убедительный вывод из всех упомянутых выше. Связь между географическим фактором и явлениями человеческого поведения в большинстве случаев не доказана. Идея влияния климата на жизнь человека сама по себе неопровержима, но прямые параллели между климатом и жизнью человека оказываются несостоятельными: лень исходит от жары, плодородная почва порождает жажду жизни, а ее отсутствие приводит к войне. Буквально следующее: «На бесплодной почве Аттики возникло популярное правило, на плодородной почве Лакедемона аристократическое правление, которого в те времена в Греции вообще не ожидали» [161]. Такие ссылки на географическую среду не имеют необходимого доказательства, которое подменяется утверждением о мнимой очевидности связи между такими различными факторами, как почва и форма правления. Влияние географической среды на различные аспекты жизни людей было — и является — как прямым, так и косвенным, опосредованным, и задача конкретного исторического анализа заключается в том, чтобы различать их в каждом конкретном случае.

Природа и общество, их взаимосвязь и взаимозависимость. «Географический детерминизм».

Проблема взаимоотношений между человеком, обществом и природой является сложной. Физика, химия, биология, точные науки вносят свой вклад в ее решение. Философия интересуется этой проблемой во многих отношениях. Во-первых, человек может понять свою собственную уникальность, только отличая себя от природы как Другого. «Дух — это свобода, а не природа», — писал Н. Бердяев. Только видя себя порождением и продолжением природы или ее антитезы, человек решает вопрос о возможностях и пределах познания мира, о единстве и разнообразии мира, о природе прекрасного, хорошего и справедливого. Поэтому исторические типы философии так или иначе связаны с определенным способом решения проблемы «природный — социальный — человеческий».

Проблема качественной специфики социальности конкретизируется в проблеме антропосоциализации как проблеме ее пределов.

Философский аспект отношений между обществом и природой четко выражен в проблеме периодизации истории, в определении принципов разнообразия и единства исторического процесса.

Без решения этой проблемы невозможно понять особенности и перспективы современного общества. Концепции постиндустриального общества, идеи глобализации многих социальных проблем тесно связаны с определенным решением этой проблемы.

В современном массовом сознании, пронизанном мифологическими идеями, в социальных утопиях и дистопиях, в различных социальных движениях современности природа предстает либо как «Земля Обетованная», либо как новый Эдем, либо как центр зла и хаоса.

«Природа» в широком смысле этого слова иногда отождествляется с понятием Вселенной, даже с понятием материального мира. Философ интересуется природой в ее цельности, бесконечности, вечности в решении общих онтологических и гносеологических проблем. Когда философия подходит к человеку, его деятельности, его формам общения, то это уже та часть природы, с которой человек непосредственно взаимодействует и которая является естественным состоянием человеческой жизни.

Природа, понимаемая таким образом, была названа биосферой в 1875 году. Этот термин был введен австрийским геологом Э. Зюссом. Биосфера — это совокупность живых организмов и место их обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры). Последний компонент биосферы называется географической средой.

До XX века исследователи ограничивались понятием географической среды при решении проблемы «общество-природа». Идея о том, что развитие общества, причины войн и революций, обычаи и традиции человека имеют «естественное происхождение» и определяются, прежде всего, географической средой, до сих пор весьма полезна. Такие взгляды называют географическим детерминизмом. Сторонники географического детерминизма можно найти еще в древности (Геродот).

В новую эпоху Монтескье, выступавший за географический детерминизм, считал, что климат сильнее, чем у всех других держав. Именно климат, по его мнению, определяет черты характера, привычки и привязанности людей. «Люди с жарким климатом боятся, как старики; люди с холодным климатом храбры, как юноши».

Французский государственный деятель, философ и экономист XVIII века. Среди сторонников этой натуралистической концепции можно назвать и Century, A.R.J. Turgot. Английский историк Г.Т.Бокль, французский писатель, историк и философ Э.Ренан, французский историк и философ И. Тэн были сторонниками географического детерминизма в XIX веке. Жаркий климат, по словам Бокла, был причиной рабства в Индии, потому что он оказывал особое влияние на умы населения. Плодородный климат и богатая почва Голландии, по мнению И. Тана, определили натурализм и «полнокровие» голландской живописи.

Принцип детерминизма. Механистический, биологический, психологический детерминизм. Самодетерминация.

Одним из методологических принципов экспериментальной психологии является принцип детерминизма. Детерминизм в психологии (от латинского детерминар — детерминировать) — это естественная и необходимая зависимость психологических явлений от факторов, которые их порождают. Детерминизм — это понятие, согласно которому действия людей определяются — определяются и ограничиваются наследственностью и более ранними событиями в их жизни. Экспериментальная психология считает, что поведение человека и психологические феномены являются результатом причины, т.е. они объяснимы в принципе.

«Детерминизм» не тождественен причинно-следственной связи, но включает ее в качестве основной идеи. Она приняла различные формы, прошла, как и другие принципы, ряд этапов своего развития, но всегда сохраняла первенство среди всех регуляторов научного знания».

Детерминизм — философская доктрина объективной регулярной взаимосвязи и взаимозависимости явлений материального и духовного миров. Центральным стержнем детерминизма является позиция о существовании причинно-следственной связи, то есть такой взаимосвязи явлений, при которой одно явление (причина) при определенных условиях обязательно порождает, порождает другое явление (следствие). Принцип детерминизма, причинности находит свое начало в философских учениях Democritus. В своем историческом развитии детерминизм принимал различные формы: до-механистический, механистический, биологический, ментальный, макросоциальный, микросоциальный детерминизм.

В психологии принцип причинности означает, что все психические явления детерминированы, т.е. причинно-следственно обусловлены некоторыми внешними или внутренними факторами. В этом отношении принцип детерминизма направляет исследователя на поиск, выявление этих причинно-следственных связей. Современная методология психологической науки, не отказываясь от принципа детерминизма как главного научного открытия, показала, что при объяснении высших психических процессов необходимо использовать различные типы детерминизма. Принцип детерминизма, т.е. причинности психических явлений, означает, что они опосредованы природными и социальными условиями и изменяются по мере изменения этих условий. Таким образом, принцип детерминизма в когнитивной деятельности ориентирует нас при проведении психологических исследований для выявления причинно-следственных зависимостей и связей. Принцип детерминизма является универсальным научным, и нельзя не отметить, что изучение методологии психологической науки очень актуально и крайне необходимо для каждого психолога.

Выделяются несколько форм детерминизма:

Системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого);

детерминизм типа обратной связи (следствие действует на причину, вызвавшую его);

статистический детерминизм (сходные причины приводят к различным эффектам, в известных пределах, подчиненным статистическому закону)

целенаправленный детерминизм (предопределенный результат определяет процесс его достижения).

«Только через полное раскрытие личности во всех существенных связях с миром можно узнать его истинную природу и место в жизни», — утверждал С.Л.Рубинштейн.

Таким образом, фундаментальной отправной точкой психологической науки, лежащей в основе ее методологии, является принцип детерминизма (причинности)

1) Психея обусловлена объективной реальностью;

2) Все психические явления обусловлены мозговой активностью;

3) При изучении психических явлений необходимо в обязательном порядке определить причины, вызвавшие их;

4) Ментальность определяется образом жизни.

Есть несколько эпох в развитии детерминизма применительно к психологии.

Общая характеристика детерминизма.

Общий теоретический принцип детерминизма, наряду с принципом содержательного единства мира и принципом развития, является основополагающим принципом философской доктрины бытия. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира своим существованием и развитием, носит ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, он дает ответ на вопрос, является ли мир в его существовании и развитии упорядоченным космосом или беспорядочным хаосом.

Первоначальное значение слова «определение» связано с его буквальным значением и носит антропоморфный характер. Термин «определение» происходит от латинского «determinare», означающего «определять», «отделять», «демаркировать», и в этом смысле обозначает процесс определения объекта путем распознавания и установления его характеристик, которые отделяют один объект от другого. Позднее в философии детерминация понималась в объективном смысле, как формирование, формирование объективных характеристик объекта под действием объективных факторов. Именно это объективное значение термина «детерминированность» характеризует существование в мире отношения объективной обусловленности[1], которое современная философия имеет в виду, когда утверждает детерминированность всех объективных явлений.

Детерминизм — это доктрина универсальной обусловленности объективных явлений. Это мировоззрение основано на универсальной взаимосвязи всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением существенного единства мира и способа его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Существование универсальной взаимосвязи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм — это общая доктрина, которая признает существование универсальной взаимосвязи и отрицает существование любых явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.

Однако содержание принципа детерминизма этим не ограничивается. Философский детерминизм также предполагает определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, которая находит выражение в доктрине причинности, необходимости (в ее соотношении с случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении некоторых других проблем.

В расширенной форме общий теоретический принцип детерминизма может быть представлен в серии следующих тезисов:

с помощью которого каждая отдельная вещь приобретает и сохраняет свою…

характерные черты, и это объясняет изменение явлений.

причинно-следственная производительность. Иными словами, принцип детерминизма, как

включает принцип причинности как обязательный компонент.

Отношения определения. Это означает, что принцип детерминизма включает в себя не все

отношения определения причинно-следственных связей, но постулирует

существование различных типов отношений детерминации, которые не являются непосредственно

не сводится напрямую к причинно-следственной связи. В то же время, причинно-следственная связь, похоже, заключается в том.

основа существования всех других видов детерминации.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

Учение считающее что решающим фактором развития общества являются географические условия

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *