Учение о полезных ископаемых что изучает

Геология полезных ископаемых

Литература : Mатвеев A. K., Геология угольных бассейнов и месторождений CCCP, M., 1960; Eременко H. A., Геология нефти и газа, 2 изд., M., 1968; Kypc месторождений неметаллических полезных ископаемых, M., 1969; Cмирнов B. И., Геология полезных ископаемых, 3 изд., M., 1976; Xант Д. M., Геохимия и геология нефти и газа, пер. c англ., M., 1982.

B. И. Cмирнов.

Полезное

Смотреть что такое «Геология полезных ископаемых» в других словарях:

Геология полезных ископаемых — Геология полезных ископаемых прикладной раздел геологии, изучающий месторождения полезных ископаемых, их строение, состав, условия образования и закономерности размещения в недрах Земли. Целью геологии полезных ископаемых является создание… … Википедия

геология полезных ископаемых — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN geology of mineral resources … Справочник технического переводчика

Месторождение полезных ископаемых — (a. mineral deposit, occurrence, field; н. Lagerstatte nutzbarer Mineralien; ф. gisement des mineraux utiles, gisement minier, gite minier; и. yacimientos de minerales, yacimientos de fociles utiles) скопление минерального вещества на… … Геологическая энциклопедия

Разведка месторождений полезных ископаемых — (геологоразведка) совокупность исследований и работ, осуществляемых с целью выявления и оценки запасов полезных ископаемых. В ходе геологической разведки выявляются следующие параметры залежей полезных ископаемых: геологическое строение… … Википедия

ГЕОЛОГИЯ МОРСКАЯ — наука о составе, строении и геол. истории части Земли, скрытой водами Мирового океана. Исследует процессы и последовательность образования осадков и п., слагающих поверхность и недра морского дна, а также приуроченные к ним полезные ископаемые. Г … Геологическая энциклопедия

ГЕОЛОГИЯ — наука о строении и истории развития Земли. Основные объекты исследований горные породы, в которых запечатлена геологическая летопись Земли, а также современные физические процессы и механизмы, действующие как на ее поверхности, так и в недрах,… … Энциклопедия Кольера

Геология — (от др. греч. γῆ «Земля» и от λόγος «учение») наука о составе, строении и закономерностях развития Земли, других планет Солнечной системы и их естественных спутников. Содержание 1 История геологии … Википедия

геология — и, только ед., ж. Наука о строении, составе и истории развития земной коры и Земли, о методах изыскания полезных ископаемых. Историческая геология. Морская геология. Геология полезных ископаемых. Родственные слова: гео/лог, геологи/ческий… … Популярный словарь русского языка

ГЕОЛОГИЯ — наука о строении Земли, ее происхождении и развитии, основанная на изучении г. п. и земной коры в целом всеми доступными методами с привлечением данных астрономии, астрофизики, физики, химии, биологии и др. наук. Г. долгое время смешивалась с др … Геологическая энциклопедия

ГЕОЛОГИЯ — (греч., от ge земля, и logos слово). Наука о составе и строении земного шара и о происходивших и происходящих в нем изменениях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕОЛОГИЯ греч., от ge, земля, и logos … Словарь иностранных слов русского языка

Источник

Основы учения о полезных ископаемых

Описание геологических условий формирования месторождений полезных ископаемых. Характеристика и специфика эндогенных ископаемых, сущность эпигенетических и осадочно-катагенетических, гидротермальных, колчеданных, альбитит-грейзеновых месторождений.

РубрикаГеология, гидрология и геодезия
Видкурс лекций
Языкрусский
Дата добавления06.08.2015
Размер файла393,7 K

Учение о полезных ископаемых что изучает

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

по учебной дисциплине

«Основы учения о полезных ископаемых»

федерального компонента цикла ОПД по специальностям 130301 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», 130304 «Геология нефти и газа»

Грановская Н.В. Курс лекций по учебной дисциплине «Основы учения о полезных ископаемых». Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010, 113 с.

В курсе лекций обобщены материалы по закономерностям формирования месторождений полезных ископаемых в процессе развития земной коры. В соответствии с учебной программой дисциплины и требованиями Государственного образовательного стандарта приводятся сведения о генетических типах полезных ископаемых, площадях распространения полезных ископаемых, геодинамических обстановках, периодичности, длительности и глубинных уровнях формирования месторождений, морфологии тел полезных ископаемых, минералого-геохимических, текстурно-структурных характеристиках руд, этапах и стадиях формирования руд, парагенетических минеральных ассоциаций и генераций минералов, источниках рудного вещества и способах его отложения, моделях формирования месторождений основных генетических классов.

Курс лекций предназначен для углубленного изучения дисциплины «Основы учения о полезных ископаемых» при подготовке горных инженеров по специальностям «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», «Геология нефти и газа»но может быть также использован для подготовки бакалавров и специалистов других направлений наук о Земле, аспирантов, для повышения квалификации горных инженеров, геологов.

Илл. 2. Табл.4. Библ. 26.

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕСТОРОЖДЕНИЯХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Лекция 2. Общие сведения о полезных ископаемых

Лекция 3. Геологические условия формирования месторождений полезных ископаемых

МОДУЛЬ 2. ЭНДОГЕННЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Лекции 4, 5. Магматические месторождения

Лекция 6. Карбонатитовые месторождения

Лекция 7. Пегматитовые месторождения


Лекция 8. Альбитит-грейзеновые месторождения


Лекции 10, 11. Гидротермальные месторождения


Лекция 12. Колчеданные месторождения


МОДУЛЬ 3. ЭКЗОГЕННЫЕ И МЕТАМОРФОГЕННЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ


Лекция 13. Месторождения выветривания


Лекция 14. Россыпные месторождения


Лекции 15, 16. Осадочные месторождения


Лекция 18. Метаморфизованные и метаморфические месторождения


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


ПРЕДИСЛОВИЕ


Задачи изучения дисциплины:


— изучение основных генетических подразделений рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых;


Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данного предмета: «Химия», «Общая геология», «Структурная геология», «Минералогия», «Историческая геология с основами палеонтологии», «Петрография магматических и метаморфических пород», «Литология».


Основные компетенции студента при освоении данной дисциплины разработаны с учетом его будущей практической работы на геологических предприятий, научных учреждениях. Студент, изучивший данную дисциплину, должен знать:

— генетические типы полезных ископаемых, площади распространения полезных ископаемых, геодинамические обстановки месторождений, периодичность, длительность и глубинные уровни формирования месторождений, морфологию тел полезных ископаемых, минералого-геохимические, текстурно-структурные характеристики руд, этапы и стадии формирования руд, парагенетические минеральные ассоциации и генерации минералов, источники рудного вещества и способы его отложения, модели формирования месторождений основных генетических классов;

— определять генетический тип потенциального месторождения;

— использовать принцип аналогии при прогнозировании полезных ископаемых.

-о важнейших экономических показателях, определяющих промышленную ценность месторождений;

— о рудоконтролирующих структурах;

— о геологическом строении уникальных месторождений твердых полезных ископаемых.

Объем дисциплины и виды учебной работы показаны в таблице 1.

Таблица 1. Виды учебной работы по дисциплине «Геология полезных ископаемых»

Общая трудоемкость дисциплины

Вид итогового контроля

Лекции по дисциплине «Геология полезных ископаемых» подразделяются на 3 модуля (раздела), которые показаны в таблице 2.

Таблица 2 Модули дисциплины

Общие сведения о месторождениях полезных ископаемых

Эндогенная серия полезных ископаемых

Экзогенная и метаморфогенная серии полезных ископаемых

Трудозатраты студентов на изучение этих модулей неравнозначны, они существенно возрастают при освоении второго и третьего модулей, которые являются главными структурными элементами данной дисциплины.

В предисловии к каждой лекции, помимо её названия и трудозатрат студента в часах, приводится перечень главных вопросов, на основании которых выделяются темы дисциплины, затем кратко рассматриваются эти вопросы. В конце лекции приводятся проектные задания студентам и контрольные вопросы для текущей самостоятельной работы по каждой теме, а также задания и рубежные тесты по каждому модулю.

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕСТОРОЖДЕНИЯХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Комплексная цель модуля: получение общих представлений о полезных ископаемых, особенностях их состава, генезиса, закономерностях размещения во времени и пространстве

Исторический обзор, цели и задачи дисциплины. Основные термины и понятия (полезное ископаемое, месторождение полезного ископаемого, промышленное разделение месторождений полезных ископаемых, руда, кондиции, запасы месторождений).

Полезные ископаемые являлись важнейшим элементом среды обитания человека с момента его появления на нашей планете. Они обеспечивали человека материалами для создания жилищ, предметов и орудий быта, определяли развитие ремесел, сельского хозяйства, военной техники, удовлетворяли эстетические и культурные потребности. Вовлечение минеральных веществ в хозяйственную сферу определяло общую эволюцию человеческой цивилизации. Россия обладает мощной минерально-сырьевой базой. Однако нарастающие темпы развития современного производства требуют выявления значительных дополнительных ресурсов, сосредоточенных в крупных и высококачественных месторождениях. Потребность обнаружения новых и нетрадиционных видов минерального сырья требует дальнейшего расширения и углубления геологических исследований.

В теоретическом курсе «Геология твердых полезных ископаемых» будут рассмотрены общие закономерности формирования полезных ископаемых в процессе развития земной коры, а также частные примеры различных генетических типов месторождений рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых.

Основные термины и понятия. Студент, изучающий данную дисциплину, должен знать формулировки ряда основополагающих терминов: полезное ископаемое, руда, месторождение полезных ископаемых, промышленные кондиции.

Полезные ископаемые неравномерно распределены как по поверхности, так и на глубину, при их скоплениях образуются месторождения.

Месторождения — это отдельные участки земной коры, где в результате тех или иных геологических процессов накопилось минеральное вещество, которое по качеству, количеству, условиям залегания экономически выгодно добывать и использовать.

Таблица 3 Примеры промышленных кондиций полезных ископаемых

Минимальные запасы, т

Минимальное содержание металла, %

Медь, свинец, цинк, никель

Вольфрам, молибден, олово, ртуть

Кондиции изменяются и для различных регионов. Требования к сырью более низкие для экономически обжитых районов с развитой инфраструктурой, чем для труднодоступных областей, например, Центральной Сибири, Чукотки, Аляски, Гималаев. В старых горнорудных районах выгодно разрабатывать мелкие месторождения золота с содержанием его всего 1-2 г/т и массой первые килограммы (например, Урал). Для необжитых территорий нужны объекты, в которых находится десятки, и даже сотни тонн золота в рудах с концентрацией 5-10 г/т.

История горнорудного производства. Американский этнолог Генри Люис Морган писал, что с того момента, когда варвар научился получать и применять металл, девять десятых борьбы за цивилизацию было выиграно. Первые государства на земле возникли в эпоху раннего металла.

В железный век (2 тысячелетие до нашей эры) в Египте, Месопотамии разработан способ получения железа из руды. Каменный уголь практически использовался еще до нашей эры, но в Европе уголь начал играть существенную роль сначала в Англии, а затем лишь с 17 века в других странах.

В богатой Российской империи добывались строительные материалы (главным образом известняки Подмосковья), соли Урала и бассейна Камы, сера (низовья Волги), разрабатывались болотные железные руды. Период зарождения современной горной промышленности и теории формирования месторождений полезных ископаемых в России связан с активной деятельностью Петра Первого и Михаила Ломоносова. Петр лично осматривал месторождения соли в Величке, железа под Тулой, каменного угля Донбасса и вел записи в особой тетради «О познании всяческих руд».

С середины 18 века бурное развитие плавильных заводов привело к почти полному уничтожению лесов в Южной и Западной Европе, Англии. Возникла проблема замены древесного угля каменным. Проблема была успешно решена англичанином Генри Кортом, создавшим печь для получения чугуна и стали, которая отапливалась каменным углем.

В России в 1773 году открыто Санкт-Петербургское горное училище, которое существует и поныне как горный институт. Здесь и в Московском университете закладываются основы знаменитой русской школы геологов-рудников.

Проектные задания студентам по самостоятельной работе по теме 1.

Проанализировать историю освоения полезных ископаемых, составить перечень выдающихся исследователей полезных ископаемых, выучить основные термины учения о полезных ископаемых.

Вопросы для самоконтроля знаний:

2. Что называется месторождением полезных ископаемых?

3. Какие бывают кондиции полезных ископаемых?

4. Чем определяются запасы полезных ископаемых?

Лекция 2 (2 часа). Общие сведения о месторождениях полезных ископаемых

Площади распространения полезных ископаемых. Морфология тел полезных ископаемых. Минералого-геохимические, текстурно-структурные характеристики руд. Этапы и стадии формирования руд, парагенетические минеральные ассоциации и генерации минералов.

Вопрос 1. Площади распространения полезных ископаемых. В зависимости от масштабов проявления выделяют провинции полезных ископаемых, области (пояса, бассейны), районы (узлы), рудные поля, месторождения, рудные тела.

К провинциям относятся крупные структурные элементы земной коры (синеклизы, антиклизы, пассивные и активные окраины континентов, рифтовые системы, складчатые пояса, дно океана и т.п.)

оксидами железа, марганца, олова, урана, хрома, алюминия;

силикатами (слюды, асбест и др.);

сернистыми соединениями: сульфидами, арсенидами, антимонидами железа, меди, цинка, свинца, никеля, серебра;

карбонатами железа, марганца, магния, свинца, цирка, меди;

сульфатами бария и стронция;

галоидами (соли, флюорит);

самородными элементами (золото, платина, медь).

Среди нерудных минералов обычно преобладают кварц, карбонаты, хлорит, турмалин, серицит, каолинит.

Вопрос 4. Этапы и стадии формирования руд. Процессы минералонакопления при формировании месторождений протекают в течение длительного времени, которое можно разбить на этапы и стадии.

Этап — длительный временной интервал, когда происходит накопление руд одного генезиса, например, магматический этап, пегматитовый, гидротермальный.

Литература: [1], с. 37-52; [2] с. 16-32; [3], с. 61-75

Проектные задания студентам по самостоятельной работе по теме 2.

Подобрать примеры различных форм рудных тел, минерального состава тел полезных ископаемых, текстур и структур минерального вещества.

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Характеристики штока, штокверка, пласта, жилы, трубообразного тела, залежи.

2. Форма жильных тел (простая, сложная, четковидная, камерная, седловидная, оперенная, лестничная) и элементы жил (зальбанды, апофизы, рудные столбы).

3. Примеры минеральных типов руд (оксидных, силикатных, сернистых, карбонатных, сульфатных, фосфатных, галоидных, самородных).

4. Дать определение массивной, брекчиевой, прожилковой, слоистой текстурам руд.

5. Привести примеры структур руд.

Лекция 3 (2 часа). Геологические условия формирования месторождений полезных ископаемых

Генетическая классификация месторождений полезных ископаемых. Геодинамические обстановки формирования месторождений. Периодичность, длительность и глубинные уровни образования месторождений. Источники рудного вещества и способы его отложения.

Таблица 4 Сводная генетическая классификация месторождений полезных ископаемых (по В.И.Старостину, П.А.Игнатову, 1997)

Источник

Геология полезных ископаемых

Геология полезных ископаемых — прикладной раздел геологии, изучающий месторождения полезных ископаемых, их строение, состав, условия образования и закономерности размещения в недрах Земли. Целью геологии полезных ископаемых является создание научной основы для прогноза распространения, поисков, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых.

Разделы геологии полезных ископаемых

Геология полезных ископаемых резко дифференцирована по видам минерального сырья. Она подразделяется на геологию месторождений рудных и геологию месторождений нерудных полезных ископаемых. Раздел геологии полезных ископаемых изучающий закономерности размещения рудных месторождений и их связь с процессами осадкообразования, тектоники, магматизма и метаморфизма развился в самостоятельную отрасль знаний, получившей название металлогения. Геология нерудных полезных ископаемых подразделяется на геологию горючих ископаемых или геологию каустобиолитов, которая включает в себя геологию твердых горючих ископаемых (в основном ископаемых углей, горючих сланцев) и геологию нефти и газа, и геологию негорючих ископаемых, включающую геологию солей, геологию строительных материалов и др. Раздел геологии негорючих полезных ископаемых, посвященный подземным водам, является в то же время частью гидрогеологии.

Экономическая геология — дисциплина, рожденная на стыке геологии полезных ископаемых и экономики, занимается стоимостной оценкой месторождений и участков недр. Так как сам термин «полезное ископаемое» имеет скорее экономический характер, чем геологический, часто (особенно в западной литературе) понятия экономическая геология и геология полезных ископаемых отождествляются.

История горнорудного производства

Учение о полезных ископаемых что изучает

Литература

Ссылки

Рудных месторождений • Нефти и газа • Твердых горючих ископаемых

Полезное

Смотреть что такое «Геология полезных ископаемых» в других словарях:

Геология полезных ископаемых — раздел геологии, изучающий условия образования и закономерности распространения в земной коре м ний разл. полезных ископаемых, особенности их строения и связи рудных тел с вмещающими их п. Основная цель Г. п. и. заключается в создании научной… … Геологическая энциклопедия

геология полезных ископаемых — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN geology of mineral resources … Справочник технического переводчика

Месторождение полезных ископаемых — (a. mineral deposit, occurrence, field; н. Lagerstatte nutzbarer Mineralien; ф. gisement des mineraux utiles, gisement minier, gite minier; и. yacimientos de minerales, yacimientos de fociles utiles) скопление минерального вещества на… … Геологическая энциклопедия

Разведка месторождений полезных ископаемых — (геологоразведка) совокупность исследований и работ, осуществляемых с целью выявления и оценки запасов полезных ископаемых. В ходе геологической разведки выявляются следующие параметры залежей полезных ископаемых: геологическое строение… … Википедия

ГЕОЛОГИЯ МОРСКАЯ — наука о составе, строении и геол. истории части Земли, скрытой водами Мирового океана. Исследует процессы и последовательность образования осадков и п., слагающих поверхность и недра морского дна, а также приуроченные к ним полезные ископаемые. Г … Геологическая энциклопедия

ГЕОЛОГИЯ — наука о строении и истории развития Земли. Основные объекты исследований горные породы, в которых запечатлена геологическая летопись Земли, а также современные физические процессы и механизмы, действующие как на ее поверхности, так и в недрах,… … Энциклопедия Кольера

Геология — (от др. греч. γῆ «Земля» и от λόγος «учение») наука о составе, строении и закономерностях развития Земли, других планет Солнечной системы и их естественных спутников. Содержание 1 История геологии … Википедия

геология — и, только ед., ж. Наука о строении, составе и истории развития земной коры и Земли, о методах изыскания полезных ископаемых. Историческая геология. Морская геология. Геология полезных ископаемых. Родственные слова: гео/лог, геологи/ческий… … Популярный словарь русского языка

ГЕОЛОГИЯ — наука о строении Земли, ее происхождении и развитии, основанная на изучении г. п. и земной коры в целом всеми доступными методами с привлечением данных астрономии, астрофизики, физики, химии, биологии и др. наук. Г. долгое время смешивалась с др … Геологическая энциклопедия

ГЕОЛОГИЯ — (греч., от ge земля, и logos слово). Наука о составе и строении земного шара и о происходивших и происходящих в нем изменениях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕОЛОГИЯ греч., от ge, земля, и logos … Словарь иностранных слов русского языка

Источник

Геология

Геоло́гия (от др.-греч. γῆ — «Земля» и от λόγος — «учение») — наука о составе, строении и закономерностях развития Земли, других планет Солнечной системы и их естественных спутников.

Содержание

История геологии

Изучение физических материалов (минералов) Земли восходит по крайней мере к древней Греции, когда Теофраст (372—287 до н. э.) написал работу «Peri Lithon» («О камнях»). В римский период Плиний Старший подробно описал многие минералы и металлы, и их практическое использование, а также правильно определил происхождение янтаря.

Некоторые современные ученые, такие как Филдинг Х. Гаррисон, считают, что современная геология началась в средневековом исламском мире. [1] Аль-Бируни (973—1048 н. э.) был одним из первых мусульманских геологов, чьи работы содержат раннее описание геологии Индии. Он предполагал, что индийский субконтинент был когда-то морем. [2] Исламский ученый Ибн Сина (Авиценна, 981—1037) предложил подробное объяснение формирования гор, происхождение землетрясений и другие темы, которые являются центральными в современной геологии, и в котором содержится необходимый фундамент для дальнейшего развития науки. [3] [4] В Китае энциклопедист Shen Kuo (1031—1095) сформулировал гипотезу о процессе формирования земли: на основе наблюдений над ископаемыми раковин животных в геологическом слое в горах в сотнях километров от океана он сделал вывод, что суша была сформирована в результате эрозии гор и осаждения ила. [5]

Нильсу Стенсену (1638—1686) приписывают три определяющих принципа стратиграфии: принцип суперпозиции (англ.), принцип первичной горизонтальности слоёв (англ.), и принцип последовательности образования геологических тел (англ.).

Слово «геология» было впервые использовано Улиссе Альдрованди в 1603 году, [6] затем Жан Андре Делюк в 1778 году, и представлен как закреплённый термин Орасом Бенедиктом де Соссюром в 1779 году. Слово происходит от греческого γῆ, означающее «Земля» и λόγος, означающее «учение». [7] Однако согласно другому источнику, слово «Геология» впервые использовал норвежский священник и ученый Миккель Педерсон Эсхолт (Mikkel Pedersøn Escholt, 1600—1699). Эсхолт впервые использовал этот термин в своей книге под названием Geologica Norvegica (1657). [8]

Учение о полезных ископаемых что изучает

Учение о полезных ископаемых что изучает

Уильям Смит (1769—1839) нарисовал одни из первых геологических карт и начал процесс упорядочивания горных пластов, изучая содержащиеся в них окаменелости. [10]

Учение о полезных ископаемых что изучает

Учение о полезных ископаемых что изучает

Джеймс Хаттон часто рассматривается как первый современный геолог. [11] В 1785 году он представил для Королевского Общества Эдинбурга документ, озаглавленный «Теория Земли». В этой статье он объяснил свою теорию о том, что Земля должна быть намного старше, чем ранее предполагалось, для того, чтобы обеспечить достаточное время для эрозии гор, и чтобы седименты (отложения) образовали новые породы на дне моря, которые, в свою очередь, были подняты чтобы стать сушей. В 1795 Хаттон опубликовал двухтомный труд, описывающий эти идеи (Vol. 1, Vol. 2).

Последователи Хаттона были известны как плутонисты, из-за того что они считали, что некоторые породы были сформированы в результате вулканической деятельности и является результатом осаждение лавы из вулкана, в отличие от нептунистов, во главе с Авраамом Вернером, который считал, что все породы осели из большого океана, уровень которого с течением времени постепенно снизился.

Чарлз Лайель впервые опубликовал свою знаменитую книгу «Основы геологии» [12] в 1830 году. Книга, которая повлияла на идеи Чарльза Дарвина, успешно способствовала распространению актуализма. Эта теория утверждает, что медленные геологические процессы имели место на протяжении истории Земли и все еще происходят сегодня, в отличие от катастрофизма, теории утверждающей, что особенности Земли формируются в одном, катастрофическом событии и остаются неизменными в дальнейшем. Хотя Хаттона верил в актуализм, идея не была широко принята в то время.

Большую часть XIX века геология вращалась вокруг вопроса о точном возрасте Земли. Оценки варьировались от 100 000 до нескольких миллиардов лет. [13] В начале XX века радиометрическое датирование позволило определить возраст Земли, оценка составила два миллиарда лет. Осознание этого огромного промежутка времени открыло двери для новых теорий о процессах, которые сформировали планету.

Самым значительным достижением геологии в XX веке было развитие теории тектоники плит в 1960 году и уточнение возраста планеты. Теория тектоники плит возникла из двух отдельных геологических наблюдений: спрединга морского дна и континентального дрейфа. Теория революционизировала науки о Земле. В настоящее время известно, что возраст Земли составляет около 4,5 миллиардов лет. [14]

С целью пробудить интерес к геологии Организацией Объединённых Наций 2008 год провозглашён «Международным годом планеты Земля».

Разделы геологии

В процессе развития и углубления специализации в геологии сформировался ряд научных направлений (разделов).

Внизу перечислены разделы геологии.

Основные принципы геологии

Геология — наука историческая, и важнейшей её задачей является определение последовательности геологических событий. Для выполнения этой задачи с давних времён разработан ряд простых и интуитивно очевидных признаков временных соотношений пород.

Интрузивные взаимоотношения представлены контактами интрузивных пород и вмещающих их толщ. Обнаружение признаков таких взаимоотношений (зоны закалки, даек и т. п.) однозначно указывает на то, что интрузия образовалась позже, чем вмещающие породы.

Секущие взаимоотношения также позволяют определить относительный возраст. Если разлом рвёт горные породы, значит он образовался позже, чем они.

Ксенолиты и обломки попадают в породы в результате разрушения своего источника, соответственно они образовались раньше вмещающих их пород, и могут быть использованы для определения относительного возраста.

Принцип актуализма постулирует, что геологические силы, действующие в наше время, аналогично работали и в прежние времена. Джеймс Хаттон сформулировал принцип актуализма фразой «Настоящее — ключ к прошлому».

Утверждение не совсем точное. Понятие «сила» — понятие не геологическое, а физическое, к геологии имеющее опосредованное отношение. Правильнее говорить о геологических процессах. Выявление сил, сопровождающих эти процессы, могло бы стать главной задачей геологии, чего, к сожалению, нет.
«Принцип актуализма» (или метод актуализма) являются синонимом метода «аналогии». Но метод аналогии не является методом доказательства, он является методом формулирования гипотез и, следовательно, все закономерности, полученные методом актуализма, должны были бы пройти процедуру доказательства их объективности.
В настоящее время принцип актуализма стал тормозом в развитии представлений о геологических процессах.

Принцип первичной горизонтальности утверждает, что морские осадки при образовании залегают горизонтально.

Принцип суперпозиции заключается в том, что породы находящиеся в не нарушенном складчатостью и разломами залегании, следуют в порядке их образования, породы залегающие выше моложе, а те которые находятся ниже по разрезу — древнее.

Принцип финальной сукцессии постулирует, что в одно и то же время в океане распространены одни и те же организмы. Из этого следует, что палеонтолог, определив набор ископаемых остатков в породе, может найти одновременно образовавшиеся породы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *